Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"
Цели урока:
- Формирование знаний о механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.
- Раскрытие особенностей протекания каждой фазы митоза.
- Закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии; формирование интереса к предмету, формирование интереса к предмету, развитие коммуникативных качеств учащихся.
- Развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся.
Оборудование: Таблица « Митоз», электронное пособие «Деление клетки. Митоз», шарфики для игры.
Ход урока.
Организационный момент.
В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.
Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.
Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.
Как происходит процесс деления клеток?
Одинакова ли продолжительность жизни разных типов клеток в многоклеточном организме?
Какое значение имеет деление клеток?
Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые нам сегодня предстоит дать ответ.
Тема урока: Деление клетки. Митоз .
Размножение - важнейшая функция живых организмов, которые обеспечивают сохранение видов в ряду поколений. К размножению способны все без исключения живые организмы - от бактерий до млекопитающих. Молекулярная сущность этого процесса выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению молекул.
В связи с дифференцировкой, т.е. разделением на разные типы, клетки многоклеточного организма имеют неодинаковую продолжительность жизни.
Нервные клетки перестают делиться еще во время внутриутробного развития. Однажды возникнув, больше не делятся клетки, образующие поперечно – полосатые мышечные ткани у животных и запасающие ткани у растений.
Ежедневно погибает около 70 млрд клеток кишечного эпителия и 2 млрд эритроцитов. Продолжительность жизни клеток кишечного эпителия 1 – 2 дня.
Презентация «Деление клетки. Митоз». (Слайд 2)
Митоз (от греческого mitos – нить) – непрямое деление клетки, наиболее распространенный способ воспроизведения клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетического материала между дочерними клетками преемственность хромосом в ряду клеточных поколений.
Является самым распространенным способом деления клеток. Он обеспечивает равномерную передачу наследственной информации материнской клетки двум дочерним.
Именно благодаря этому виду клеточного деления образуются пpaктически все клетки многоклеточного организма.
Кроме того, благодаря митотическому делению, происходит бесполое размножение организмов, (а у высших растений и пoлoвые клетки, гаметы, образуются в результате митоза!).
Период жизни клетки от момента ее возникновения в процессе деления до гибели или конца последующего деления называется жизненным циклом.
Продолжительность жизненного цикла у разных клеток очень сильно различается (у амебы – 36 часов, а бактерии могут делиться каждые 20 минут).
Беседа по слайду № 2.
Слайд №3
Митотический цикл – совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению, а также на протяжении всего митоза.
Процесс подготовки к делению – интерфаза, имеет 3 периода: (Слайд 4)
П – число хромосом
С – количество ДНК
Пресинтетический период (G1 от англ. Gar – интервал) 2п 2с
1.Образование рибосом
2. Синтез р-РНК, и-РНК, т-РНК.
3. Синтез АТФ
4.Деление митохондрий
5.Синтез ферментов
6. Рост клетки
Синтетический период (S – фаза) 2п 4с
1.Удвоение (редупликация ДНК)
2.Синтез белков – гистонов
3. Сборка второй хроматиды
Постсинтетический период (G2)2п 4с
1.Синтез белка
2. Синтез АТФ
3.СинтезРНК
4. Удвоение массы цитоплазмы
Слайды 5 – 10 .Работа со слайдами
Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз,
А как он протекает? – это главный вопрос.
Об этом не скажешь ведь в двух словах,
Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.Интерфаза длится дольше, чем само деление,
Очень быстро происходит ДНК удвоение.
Идет биосинтез, активны ферменты.
Клетка растет, образует органоиды и элементыЗатем следует митотическое деление,
Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.
Внимательно на них ты посмотри.
Каждая фаза как члeн большой и дружной семьи.Глава семьи – папа (всем ясно сразу),
И первая фаза митоза - профаза.
Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,
Но на этом рано еще ставить точку.
Хромосомы укорачиваются, утолщаются,
В компактные формы превращаются.
И затем без промедления -
Появляются нити веретена деления.Мама - солнышко наше, тепло, доброта.
Метафаза – вторая фаза митоза всегда.
Дети для мамы равны без дозатора,
Хромосомы лежат в области экватораДочка - Аня в семье
- просто принцесса.
Анафаза – третья фаза процесса.
Убедиться в этом ты можешь сам -
Нити веретена деления оттягивают
хроматиды к различным полюсам.Сынок в семье Толя – ну,
как по заказу
Четвертая фаза митоза – телофаза.
Хромосомы раскручиваются,
У них выход один -
Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и
органоидов клетки,
Появляются две прелестные,
чудные детки.
Имеют диплоидный набор
Дочерние клетки и в точности похожи
на материнскую клетку.
Собственно непрямое деление (Слайд 11) ( Митоз)
Кариокинез Цитокинез (деление цитоплазмы)
(деление ядра)
Проверь себя
Какая это фаза? (Слайд 12,13,14,15)
Ранняя профаза
В клетке (плазматическая мембрана на фотографии имеет красный цвет) исчезает ядерная оболочка, нити микротрубочек (зеленые) начинают формировать митотический
аппарат (веретено деления), хроматин (комплекс ДНК и белков-гистонов, на фотографии - гoлyбые пятна) начинает конденсироваться и, спирализуясь, превращаться в хромосомы.
Метафаза
Заканчивается формирование метафазной пластинки. Именно на этой стадии клеточного деления, блокировав дальнейшее расхождение хромосом при помощи определенных алкалоидов (например, колхицина), изучают кариотип (набор хромосом, присущий данному организму или виду).
Анафаза
Хромосомы разрываются в месте соединения (по центромере) и
Хроматиды начинают движение к противоположным полюсам клетки:
от каждой хромосомы одна хроматида движется к одному
полюсу, другая - к другому. Хроматиды теперь можно назвать
сестринскими хромосомами, т.к. они теперь действительно
\"обретают самостоятельность\", становятся самостоятельными
хромосомами, которые попадут в разные клетки.
Узнайте фигуру митоза в корешке лука. Слайд 16.(по фигуре определить фазу митоз)
Игра «Митоз » (конструктор сайтов).
Правила игры: Для участия в игре предлагаются следующие действующие лица: ядерная оболочка, ядрышко, 2 центриоли, 3 хромосомы по 2 хроматиды.
Учитель. Итак, все роли распределены. Я буду вести рассказ, каждый , кто получил роль, будет ее проигрывать .
Центриоли расположены под углом друг к другу. Все хроматиды, образующие хромосомы, пока имеют вытянутую форму (стоять на цыпочках, руки вытянуты вверх).
Первая фаза профаза (папа - глава семьи). Центриоли расходятся к полюсам клетки. Хромосомы ( по2 хроматиды в каждой) укорачиваются, утолщаются (встать на ступню, руки опущены). Ядерная оболочка растворяется, ядрышко исчезает (прячутся).
Вторая фаза метафаза (мама - солнышко, все дети для мамы равны). Хромосомы располагаются в области экватора клетки. От центриолей отходят нити веретена деления и прикрепляются с обеих сторон к каждой хромосоме (с помощью цветных шарфиков).
Третья фаза митоза - анафаза (в семье дочь Аня). Центриоли с помощью шарфиков - нитей веретена деления - растаскивают хроматиды к разным полюсам. Хроматиды каждой хромосомы расходятся к разным полюсам. Фаза четвертая митоза - телофаза. Ее название ассоциируется с сыном семьи по имени Толя.
Хромосомы раскручиваются, вытягиваются. В дочерних ядрах вновь образуется ядерная оболочка, ядрышко, а самое главное хроматиды становятся сестринскими хромосомами, Затем происходит деление цитоплазмы и образуются две дочерние клетки, сходные с материнской. В интерфазе происходит удвоение. Таким образом,
в процессе митоза образуются две клетки с диплоидным набором хромосом.
Продолжительность митоза (конструктор сайтов) зависит от размеров клеток, их плоидности, числа ядер, а также от условий окружающей среды, в частности от температуры.
В животных клетках митоз длится 30 – 60 минут, а в растительных – 2-3 часа.
Большинству клеток присущ суточный ритм деления. В органах ночных животных максимум митотических делений отмечается, как правило, утром, а минимум в ночное время. У дневных животных и человека отмечается обратная динамика суточного ритма.
Биологическое значение митоза огромно. Конструктор сайтов. Презентация «Значение митоза».
1. В результате митоза образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.
2. В нормальных условиях никаких изменений генетической информации не происходит, поэтому митотическое деление поддерживает генетическую стабильность клетки.
3. Митоз лежит в основе роста
4. Митоз лежит в основе вегетативного размножения.
5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены отмирающих клеток.
При различных патологических процессах нормальное течение митоза нарушается, (конструктор сайтов)
Выделяют три основных вида патологии:
1. Повреждение хромосом (набухание, склеивание, фрагментация, образование мостов, повреждения центромеров, отставание отдельных хромосом при движении, нарушение их спирализации и деспирализации, разъединение хроматид, образование микроядр) ;
2. Повреждения митотического аппарата (задержка митоза в метофазе, многоплюсный митоз, трехгрупповые метафазы) ;
3. Нарушения цитотомии Патологические митозы возникают после воздействия митотических ядов, токсинов, экстремальных факторов (ионизирующее излучение, гипотермия), при вирусной инфекции и в опухоли. Резкое увеличение числа патологических митозов типично для злокачественных опухолей.
Тесты (7 вопросов - выбрать 1 из нескольких).
Домашнее задание:
Изучить параграф 3.4. Повторить материал о хромосомах, кариотипе в параграфе 2.8
Придумать стихотворение или сказку про митоз (по желанию)
Ресурсы:
1. Гуменюк М.М.Биология 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Издательство \"Учитель\". Волгоград.2006.
2. Единый государственный экзамен 2006.Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ Рособр-надзор, ИСПО - М.:Интеллект - Центр, 2006
3. Лисовская Л.П. О модульном обучении общей биологии. КГПУ им. Циолковского, Калуга. Биология в школе №8 2006..
4. Сивоглазов В.И., Агафонова И. Б., Захарова Е.Т.Общая биология. Базовый уровень: учебн. для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. ООО «Дрофа», 2005.
5. Яковенко Л.В.Механика митоза. Приложение к 1 сентября. № 19 2007 год.
6. http://WWW/kozlenkoa.narod/ru //lessons/
Комментарии:
Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...
18 03 2024 11:23:33
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
17 03 2024 11:15:47
В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....
16 03 2024 1:15:44
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний. ...
15 03 2024 23:45:47
Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...
14 03 2024 18:50:50
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...
13 03 2024 22:14:52
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения. ...
12 03 2024 6:41:44
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
11 03 2024 16:39:30
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
10 03 2024 4:32:43
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...
09 03 2024 22:25:48
Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....
08 03 2024 10:52:34
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...
07 03 2024 22:45:48
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
06 03 2024 12:28:32
Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....
05 03 2024 2:27:32
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...
04 03 2024 10:38:18
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
03 03 2024 11:45:12
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
02 03 2024 14:19:28
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
01 03 2024 20:32:48
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
29 02 2024 17:40:26
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...
28 02 2024 11:13:22
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
27 02 2024 21:39:32
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
26 02 2024 8:25:45
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
25 02 2024 1:54:49
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
24 02 2024 21:55:46
В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....
23 02 2024 16:18:13
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
22 02 2024 7:26:41
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...
21 02 2024 7:41:36
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
20 02 2024 22:50:44
Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...
19 02 2024 23:20:40
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...
18 02 2024 9:41:56
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
17 02 2024 7:36:48
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду. ...
16 02 2024 20:25:34
В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....
15 02 2024 6:44:18
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
14 02 2024 9:35:12
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
13 02 2024 7:39:38
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...
12 02 2024 1:52:38
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
11 02 2024 4:50:37
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
10 02 2024 20:23:53
Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....
09 02 2024 5:22:14
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...
08 02 2024 19:52:55
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...
07 02 2024 17:48:38
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
06 02 2024 20:27:38
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
05 02 2024 19:28:58
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
04 02 2024 15:43:29
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...
03 02 2024 13:28:22
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...
02 02 2024 4:38:41
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
01 02 2024 6:25:33
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
31 01 2024 1:30:45
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
30 01 2024 11:42:25
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....
29 01 2024 4:45:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::