Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"
Цели урока:
- Формирование знаний о механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.
- Раскрытие особенностей протекания каждой фазы митоза.
- Закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии; формирование интереса к предмету, формирование интереса к предмету, развитие коммуникативных качеств учащихся.
- Развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся.
Оборудование: Таблица « Митоз», электронное пособие «Деление клетки. Митоз», шарфики для игры.
Ход урока.
Организационный момент.
В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.
Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.
Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.
Как происходит процесс деления клеток?
Одинакова ли продолжительность жизни разных типов клеток в многоклеточном организме?
Какое значение имеет деление клеток?
Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые нам сегодня предстоит дать ответ.
Тема урока: Деление клетки. Митоз .
Размножение - важнейшая функция живых организмов, которые обеспечивают сохранение видов в ряду поколений. К размножению способны все без исключения живые организмы - от бактерий до млекопитающих. Молекулярная сущность этого процесса выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению молекул.
В связи с дифференцировкой, т.е. разделением на разные типы, клетки многоклеточного организма имеют неодинаковую продолжительность жизни.
Нервные клетки перестают делиться еще во время внутриутробного развития. Однажды возникнув, больше не делятся клетки, образующие поперечно – полосатые мышечные ткани у животных и запасающие ткани у растений.
Ежедневно погибает около 70 млрд клеток кишечного эпителия и 2 млрд эритроцитов. Продолжительность жизни клеток кишечного эпителия 1 – 2 дня.
Презентация «Деление клетки. Митоз». (Слайд 2)
Митоз (от греческого mitos – нить) – непрямое деление клетки, наиболее распространенный способ воспроизведения клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетического материала между дочерними клетками преемственность хромосом в ряду клеточных поколений.
Является самым распространенным способом деления клеток. Он обеспечивает равномерную передачу наследственной информации материнской клетки двум дочерним.
Именно благодаря этому виду клеточного деления образуются пpaктически все клетки многоклеточного организма.
Кроме того, благодаря митотическому делению, происходит бесполое размножение организмов, (а у высших растений и пoлoвые клетки, гаметы, образуются в результате митоза!).
Период жизни клетки от момента ее возникновения в процессе деления до гибели или конца последующего деления называется жизненным циклом.
Продолжительность жизненного цикла у разных клеток очень сильно различается (у амебы – 36 часов, а бактерии могут делиться каждые 20 минут).
Беседа по слайду № 2.
Слайд №3
Митотический цикл – совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению, а также на протяжении всего митоза.
Процесс подготовки к делению – интерфаза, имеет 3 периода: (Слайд 4)
П – число хромосом
С – количество ДНК
Пресинтетический период (G1 от англ. Gar – интервал) 2п 2с
1.Образование рибосом
2. Синтез р-РНК, и-РНК, т-РНК.
3. Синтез АТФ
4.Деление митохондрий
5.Синтез ферментов
6. Рост клетки
Синтетический период (S – фаза) 2п 4с
1.Удвоение (редупликация ДНК)
2.Синтез белков – гистонов
3. Сборка второй хроматиды
Постсинтетический период (G2)2п 4с
1.Синтез белка
2. Синтез АТФ
3.СинтезРНК
4. Удвоение массы цитоплазмы
Слайды 5 – 10 .Работа со слайдами
Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз,
А как он протекает? – это главный вопрос.
Об этом не скажешь ведь в двух словах,
Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.Интерфаза длится дольше, чем само деление,
Очень быстро происходит ДНК удвоение.
Идет биосинтез, активны ферменты.
Клетка растет, образует органоиды и элементыЗатем следует митотическое деление,
Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.
Внимательно на них ты посмотри.
Каждая фаза как члeн большой и дружной семьи.Глава семьи – папа (всем ясно сразу),
И первая фаза митоза - профаза.
Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,
Но на этом рано еще ставить точку.
Хромосомы укорачиваются, утолщаются,
В компактные формы превращаются.
И затем без промедления -
Появляются нити веретена деления.Мама - солнышко наше, тепло, доброта.
Метафаза – вторая фаза митоза всегда.
Дети для мамы равны без дозатора,
Хромосомы лежат в области экватораДочка - Аня в семье
- просто принцесса.
Анафаза – третья фаза процесса.
Убедиться в этом ты можешь сам -
Нити веретена деления оттягивают
хроматиды к различным полюсам.Сынок в семье Толя – ну,
как по заказу
Четвертая фаза митоза – телофаза.
Хромосомы раскручиваются,
У них выход один -
Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и
органоидов клетки,
Появляются две прелестные,
чудные детки.
Имеют диплоидный набор
Дочерние клетки и в точности похожи
на материнскую клетку.
Собственно непрямое деление (Слайд 11) ( Митоз)
Кариокинез Цитокинез (деление цитоплазмы)
(деление ядра)
Проверь себя
Какая это фаза? (Слайд 12,13,14,15)
Ранняя профаза
В клетке (плазматическая мембрана на фотографии имеет красный цвет) исчезает ядерная оболочка, нити микротрубочек (зеленые) начинают формировать митотический
аппарат (веретено деления), хроматин (комплекс ДНК и белков-гистонов, на фотографии - гoлyбые пятна) начинает конденсироваться и, спирализуясь, превращаться в хромосомы.
Метафаза
Заканчивается формирование метафазной пластинки. Именно на этой стадии клеточного деления, блокировав дальнейшее расхождение хромосом при помощи определенных алкалоидов (например, колхицина), изучают кариотип (набор хромосом, присущий данному организму или виду).
Анафаза
Хромосомы разрываются в месте соединения (по центромере) и
Хроматиды начинают движение к противоположным полюсам клетки:
от каждой хромосомы одна хроматида движется к одному
полюсу, другая - к другому. Хроматиды теперь можно назвать
сестринскими хромосомами, т.к. они теперь действительно
\"обретают самостоятельность\", становятся самостоятельными
хромосомами, которые попадут в разные клетки.
Узнайте фигуру митоза в корешке лука. Слайд 16.(по фигуре определить фазу митоз)
Игра «Митоз » (конструктор сайтов).
Правила игры: Для участия в игре предлагаются следующие действующие лица: ядерная оболочка, ядрышко, 2 центриоли, 3 хромосомы по 2 хроматиды.
Учитель. Итак, все роли распределены. Я буду вести рассказ, каждый , кто получил роль, будет ее проигрывать .
Центриоли расположены под углом друг к другу. Все хроматиды, образующие хромосомы, пока имеют вытянутую форму (стоять на цыпочках, руки вытянуты вверх).
Первая фаза профаза (папа - глава семьи). Центриоли расходятся к полюсам клетки. Хромосомы ( по2 хроматиды в каждой) укорачиваются, утолщаются (встать на ступню, руки опущены). Ядерная оболочка растворяется, ядрышко исчезает (прячутся).
Вторая фаза метафаза (мама - солнышко, все дети для мамы равны). Хромосомы располагаются в области экватора клетки. От центриолей отходят нити веретена деления и прикрепляются с обеих сторон к каждой хромосоме (с помощью цветных шарфиков).
Третья фаза митоза - анафаза (в семье дочь Аня). Центриоли с помощью шарфиков - нитей веретена деления - растаскивают хроматиды к разным полюсам. Хроматиды каждой хромосомы расходятся к разным полюсам. Фаза четвертая митоза - телофаза. Ее название ассоциируется с сыном семьи по имени Толя.
Хромосомы раскручиваются, вытягиваются. В дочерних ядрах вновь образуется ядерная оболочка, ядрышко, а самое главное хроматиды становятся сестринскими хромосомами, Затем происходит деление цитоплазмы и образуются две дочерние клетки, сходные с материнской. В интерфазе происходит удвоение. Таким образом,
в процессе митоза образуются две клетки с диплоидным набором хромосом.
Продолжительность митоза (конструктор сайтов) зависит от размеров клеток, их плоидности, числа ядер, а также от условий окружающей среды, в частности от температуры.
В животных клетках митоз длится 30 – 60 минут, а в растительных – 2-3 часа.
Большинству клеток присущ суточный ритм деления. В органах ночных животных максимум митотических делений отмечается, как правило, утром, а минимум в ночное время. У дневных животных и человека отмечается обратная динамика суточного ритма.
Биологическое значение митоза огромно. Конструктор сайтов. Презентация «Значение митоза».
1. В результате митоза образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.
2. В нормальных условиях никаких изменений генетической информации не происходит, поэтому митотическое деление поддерживает генетическую стабильность клетки.
3. Митоз лежит в основе роста
4. Митоз лежит в основе вегетативного размножения.
5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены отмирающих клеток.
При различных патологических процессах нормальное течение митоза нарушается, (конструктор сайтов)
Выделяют три основных вида патологии:
1. Повреждение хромосом (набухание, склеивание, фрагментация, образование мостов, повреждения центромеров, отставание отдельных хромосом при движении, нарушение их спирализации и деспирализации, разъединение хроматид, образование микроядр) ;
2. Повреждения митотического аппарата (задержка митоза в метофазе, многоплюсный митоз, трехгрупповые метафазы) ;
3. Нарушения цитотомии Патологические митозы возникают после воздействия митотических ядов, токсинов, экстремальных факторов (ионизирующее излучение, гипотермия), при вирусной инфекции и в опухоли. Резкое увеличение числа патологических митозов типично для злокачественных опухолей.
Тесты (7 вопросов - выбрать 1 из нескольких).
Домашнее задание:
Изучить параграф 3.4. Повторить материал о хромосомах, кариотипе в параграфе 2.8
Придумать стихотворение или сказку про митоз (по желанию)
Ресурсы:
1. Гуменюк М.М.Биология 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Издательство \"Учитель\". Волгоград.2006.
2. Единый государственный экзамен 2006.Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ Рособр-надзор, ИСПО - М.:Интеллект - Центр, 2006
3. Лисовская Л.П. О модульном обучении общей биологии. КГПУ им. Циолковского, Калуга. Биология в школе №8 2006..
4. Сивоглазов В.И., Агафонова И. Б., Захарова Е.Т.Общая биология. Базовый уровень: учебн. для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. ООО «Дрофа», 2005.
5. Яковенко Л.В.Механика митоза. Приложение к 1 сентября. № 19 2007 год.
6. http://WWW/kozlenkoa.narod/ru //lessons/
Комментарии:
Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....
31 08 2025 11:33:39

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
30 08 2025 14:38:34
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
29 08 2025 8:37:46
Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....
28 08 2025 2:48:24
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
27 08 2025 20:13:48
Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....
26 08 2025 12:50:49
На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения.
...
25 08 2025 18:32:46
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
24 08 2025 6:34:18
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
23 08 2025 0:20:11
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
22 08 2025 9:25:37
При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение.
...
21 08 2025 19:51:32
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
20 08 2025 0:54:18
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
19 08 2025 3:20:46
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
18 08 2025 1:24:16
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
17 08 2025 22:31:12
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
16 08 2025 0:51:51
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
15 08 2025 19:32:10
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
14 08 2025 18:34:34
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
13 08 2025 19:16:54
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
12 08 2025 5:33:34
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
11 08 2025 13:35:15
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
10 08 2025 23:49:36
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
09 08 2025 16:20:57
Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....
08 08 2025 7:43:29
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
06 08 2025 18:51:42
Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....
05 08 2025 9:10:29
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
04 08 2025 6:40:48
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
03 08 2025 15:26:53
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
02 08 2025 22:48:58
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
01 08 2025 9:34:46
Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора.
...
31 07 2025 21:21:18
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
30 07 2025 5:54:31
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
29 07 2025 21:25:25
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
28 07 2025 11:21:23
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
27 07 2025 8:33:15
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
26 07 2025 9:36:49
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
25 07 2025 1:12:44
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
24 07 2025 2:30:24
Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....
23 07 2025 13:48:24
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
22 07 2025 5:22:16
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
21 07 2025 11:55:29
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
20 07 2025 21:13:11
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
19 07 2025 13:30:51

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....
18 07 2025 23:36:52
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
17 07 2025 19:53:44
Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений.
...
16 07 2025 21:13:34
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
15 07 2025 7:14:55
Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе.
...
14 07 2025 7:26:44
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
13 07 2025 5:34:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::