Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Учебно-исследовательская
деятельность –
это деятельность, главной целью
которой является образовательный
результат, она направлена на обучение
учащихся, развитие у них
исследовательского типа мышления.
Н.П.Харитонов
Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе.
Моя основная цель – ознакомить
учащихся с различными методиками выполнения
работ, способами сбора, обработки и анализа
полученного материала, выработать умения
обобщать данные и формулировать результаты.
Вовлечение учащихся в исследовательскую
деятельность процесс длительный и сложный. В
своей работе я делю его на два этапа:
- учебно-исследовательская деятельность детей на уроках;
- учебно-исследовательская деятельность детей в системе дополнительного образования.
Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках
На уроках использую элементы проектного обучения, которое, на мой взгляд, имеет ряд преимуществ, а именно: позволяет ученику самостоятельно добывать знания, работая с многочисленными источниками информации. Приборами и лабораторным оборудованием, и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки.
Исходя из того, что структура учебного исследовательского проекта включает три основных этапа (подготовительный, основной, завершающий) свою работу и работу учащихся строю следующим образом.
Обычно, после сообщения общей темы исследования и постановки проблемы, провожу беседу, в процессе которой определяются основные направления предстоящего исследования и формулируются темы.
Затем, делю учащихся на максимально разнородные по успеваемости группы и распределяю задание внутри группы. При выполнении задания группы используют исследовательские методы: наблюдение, эксперимент, статистическая обработка данных и др.; готовят доклады и рефераты; обсуждают промежуточные результаты, знакомятся с различными точками зрения.
Далее учащиеся обобщают собранную информацию, подводят итог проведенных исследований, формулируют вывод, оформляют результаты и готовят выступления для защиты проектов.
В ходе защиты проектов выступления каждой группы длится 6–8 минут. Одни группы представляют 1–2 доклада, а остальные ученики только отвечают на вопросы класса, в других все члeны группы подготавливают сообщения.
Оценку работы учащихся осуществляю по следующим критериям:
- активное участие всех члeнов группы в реализации проекта;
- объем изученного материала и качество анализа собранной информации;
- соответствие оформления результатов работы стандартным требованиям;
- качество сообщения о результатах проекта;
- убедительность ответов на вопросы по докладу;
- полнота выполнения исследовательской работы;
- достижение поставленных целей.
Однозначно, что такую работу нельзя провести за один урок, поэтому для реализации проектов планирую 4–6 уроков.
Учебно-исследовательская деятельность детей в системе дополнительного образования.
Мною организовано объединение дополнительного образования “Юные друзья природы”, которое работает в течение 4 лет (Приложение 1). Одним из направлений объединения является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.
Так, как время проведения исследований по сравнению с исследовательским проектом в учебном процессе достаточно, то обычно распределяю его следующим образом:
- 1/3 – правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор и обработка его методики;
- 1/3 – сбор материала;
- 1/3 – обработка материала, обобщение, написание текста.
После того, как учащийся определился с темой исследования, необходимо ясно сформулировать ее цель и задачи. Одним из основных требований к постановке цели является конкретность и доступность. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоемкое дело. Для четкой формулировки задач выясняю у учащегося, что он будет наблюдать, что хотел бы узнать, для чего он проводит работу. Чтобы учащийся правильно определил задачи своего исследования, предлагаю ему опopную схему. (Приложение 2).
После постановки задач предлагаю ученику выбрать методы работы, и определит методику проведения исследований.
Методика – это описание того, как будет выполняться работа. Определение, вычисление, измерение, оценка, установка ловушек, “кошение” сочком, составление ботанических плановых материалов, выборка материала и т.п. – все это методики.
Далее следует сбор фактов и материалов, относящихся к теме исследования. Здесь требуется выполнение некоторых определенных правил:
- записи наблюдений должны быть наиболее полными;
- исследования, по возможности, документируются не только записями, но и вещественными образцами (гербарии, коллекции добытых животных, следы их жизнедеятельности, фотографии и т.д.) ;
- полученные результаты должны быть однозначны.
Собранные материалы обpaбатываются, сравниваются результаты. Результаты целесообразно свести в таблицу или представить графиком, диаграммой.
После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, предлагаю ученику вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они. Краткое изложение результатов работы, отвечающие на вопросы задач, – это выводы, к которым ученик пришел в результате проведенных исследований.
Вашему вниманию предлагаю исследовательскую работу “Совы – пернатые кошки” (Приложение 3).
Результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся
- призовые места в районных конференциях исследовательских работ;
- по материалам исследовательских работ разработано наглядное пособие для учащихся;
Результат таких исследований может и не иметь большого значения, как для науки, так и для самого ученика. Но я считаю, что самое ценное в таких работах это появление навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных процессов.
Комментарии:
Цифровые диктанты охватывают курс "Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от "Общего обзора организма человека" до темы "Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым УМК....
21 09 2023 9:28:20
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
20 09 2023 3:58:33
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
19 09 2023 19:13:45
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
18 09 2023 23:29:25
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
17 09 2023 7:19:34
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
16 09 2023 16:29:39
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
15 09 2023 8:16:56
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
14 09 2023 15:27:36
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
13 09 2023 1:40:57
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
12 09 2023 13:26:15
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
11 09 2023 18:32:13
Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....
10 09 2023 17:17:14
В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....
09 09 2023 2:12:31
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
08 09 2023 10:39:18
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
07 09 2023 21:51:52
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
06 09 2023 18:12:20
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
05 09 2023 18:57:12
Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....
04 09 2023 18:24:53
При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору.
...
03 09 2023 11:29:57
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
02 09 2023 17:14:42
Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....
01 09 2023 23:46:20
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.
...
31 08 2023 16:46:53
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
30 08 2023 17:41:38
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
29 08 2023 9:54:37
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
28 08 2023 22:56:48
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
27 08 2023 19:30:30
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
26 08 2023 7:39:25
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
25 08 2023 4:45:50
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
24 08 2023 12:16:38
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
23 08 2023 22:28:41
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
22 08 2023 12:14:25
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
21 08 2023 3:56:22
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
20 08 2023 8:30:25
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
19 08 2023 8:25:21
Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера.
...
18 08 2023 7:29:55
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
17 08 2023 12:28:41
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
16 08 2023 10:49:36
Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....
15 08 2023 9:20:27
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
14 08 2023 21:32:45
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
13 08 2023 8:49:51
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
12 08 2023 8:15:15
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
11 08 2023 5:55:43
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
10 08 2023 11:43:55
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
09 08 2023 7:52:36
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
08 08 2023 17:35:50
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
07 08 2023 23:53:38
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
06 08 2023 19:40:10
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
05 08 2023 21:29:52
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
04 08 2023 15:53:22
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм.
...
03 08 2023 16:12:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::