Тема урока "Состав крови" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Тема урока "Состав крови"


    Тема урока "Состав крови"

Задачи:

  1. Образовательные: формирование понятия об особенностях строения клеток и установление взаимосвязи между их строением и выполняемыми функциями.
  2. Развивающие:
    – продолжить формирование умений работать с текстом учебника, дополнительной литературой, рисунками, таблицами;
    – продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
    – способствовать развитию биологической речи.
  3. Воспитательные:
    – формирование мировоззренческих представлений о единстве физико-химических процессов, происходящих в природе и в организме человека;
    – воспитание сознательного отношения к своему здоровья.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя .Пожелание плодотворной работы на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Из чего состоит внутренняя среда организма?
  2. Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
  3. Как связаны между собой компоненты внутренней среды?
  4. Как в организме поддерживается относительное постоянство внутренней среды? Почему это важно для организма?

III. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать кровь. Мы выяснили, что во все времена к крови было особенное отношение. Достаточно вспомнить некоторые высказывания: “Кровь – защитница организма”, “До последней капли крови”, “Кровное родство”, “Зов крови”, “Кровь за кровь”, высказывание И. А. Кассирского “ Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме” и т. д.

Почему крови всегда придавали такое большое значение?

На нашем уроке, изучая особенности строения крови, попытаемся выяснить это.

Запишите в тетради тему урока: Состав крови.

Рассказ учителя.

1. Состав крови.

Если крови дать отстоятся, приняв меры, препятствующие ее свертыванию, образуются два четко различимых слоя. Верхний слой – желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Нижний слой – осадок темно-вишневого цвета. Он образован форменными клетками крови. В осадке различимы два слоя: желтоватый тонкий слой, состоящий из лейкоцитов и красный, состоящий из эритроцитов и тромбоцитов.

Рассмотрите 43 рисунок учебника и в тетради запишите схему “Состав крови”. Самостоятельная работа учащихся с рисунком.

А теперь познакомимся с каждым компонентом. Рассказ учителя с элементами беседы

А) Плазма крови – это бесцветная жидкость, которая является жидким промежуточным веществом для форменных элементов крови. В состав плазмы входят:

Вода – 90–93%

Белки – 7–8%

Соли – 0.9%

Глюкоза – 0.1%

Белки плазмы играют большое значение:
– участвуют в процессах свертывания крови;
– поддерживают постоянство ее реакции (рН)
– образуют иммуноглобулины, антитела;
– обеспечивают вязкость крови, постоянство ее давления в сосудах.

Глюкоза. Уменьшение ее количества может привести к повышению возбудимости клеток мозга, появлению судорог, нарушению дыхания, потери сознания и даже гибели.

Минеральные вещества обеспечивают постоянство осмотического давления и сохранение объема жидкости в крови и клетках организма. В нормальных условиях общая концентрация солей в плазме равна содержанию солей в клетках крови.

Что может произойти, если концентрация солей изменится?

Сообщение учащегося.

(Даже незначительное нарушение солевого состава плазмы крови может быть губительным для многих клеток, прежде всего для эритроцитов. Если эритроциты поместить в раствор с малой концентрацией солей (изотонический), осмотическое давление, в котором низкое, то вода проникает в эритроциты. Они набухают, лопаются и окрашивают плазму в красный цвет. Такая окрашенная в красный цвет плазма получила название лаковой крови. Если же эритроциты поместить в раствор с высокой концентрацией солей (гипертонический) и высоким осмотическим давлением, вода выходит из эритроцитов, и они сморщиваются. Поэтому в медицинской пpaктике применяют изотонический (физиологический) раствор, имеющий такое же осмотическое давление, как и плазма крови (0.9% раствор NaCl).)

Анализируя состав плазмы, что можно сказать о ее значении?

Выслушав ответы учащихся, делаем вывод:

Изменение химического состава плазмы крови может быть губительным для клеток. Поэтому, несмотря на постоянное поступление в кровь веществ, состав плазмы не меняется.

В тетради записываем новые термины (изотонический, гипотонический и гипертонический) и вывод.

Б) Эритроциты

Рисунок 1.

Основную массу элементов крови составляют эритроциты. Если расположить все эритроциты человека в один ряд, то получилась бы цепочка длиной около 150 тыс. км; если положить эритроциты один на другой, то образовалась бы колонна высотой, превосходящей длину экватора земного шара (50–60 тыс. км). Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при недостатке кислорода на больших высотах, при мышечной работе. У людей, живущих в высокогорных районах, эритроцитов примерно на 30% больше, чем у жителей морского побережья. При переезде из низменных районов в высокогорные количество эритроцитов в крови увеличивается. Когда же потребность в кислороде уменьшается, количество эритроцитов в крови снижается.

У амфибий, рептилий, рыб и птиц эритроциты овальной формы и содержат ядро. У большинства млекопитающих, кроме верблюда и ламы, они круглой формы и безъядерные. Эритроциты человека имеют форму двояковогнутых дисков, диаметром 7–8 мкм. Двояковогнутая форма эритроцита увеличивает его поверхность, по сравнению с круглой в 1,63 раза. В цитоплазме эритроцитов отсутствуют органеллы и ядро, это позволяет 34% ее объема, заполнить пигментом гемоглобином – соединение белка и железа. Эритроциты развиваются в красном костном мозге из его стволовых клеток. Продолжительность жизни около 120 дней. Разрушение погибших эритроцитов происходит в селезенке.

Самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа.

Прочитайте текст на стр. 85 и ответьте на вопрос: Какую функции выполняет гемоглобин?

Беседа, в ходе которой выясняем, что эритроциты являются основными переносчиками кислорода и углекислого газа. В тетради записываем термины: оксигемоглобин, карбгемоглобин, карбоксигемоглобин.

Почему на пожаре человек может погибнуть не от ожогов, а от отравления угарным газом?

Предполагаемый ответ (гемоглобин с угарным газом образует стойкое вещество карбоксигемоглобин, что затрудняет образование оксигемоглобина).

Дополнение учителя: Гемоглобин легко вступает в соединение с угарным газом (СО), образуя карбоксигемоглобин. Присоединение его к гемоглобину происходит в 300 раз легче, чем присоединение кислорода. Поэтому содержание в воздухе даже небольшого количества угарного газа вполне достаточно, чтобы он блокировал поступление в кровь кислорода.

Самостоятельная работа учащихся с микроскопом и микропрепаратами.

Лабораторная работа.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Цель работы:

1. Изучить и выявить особенности строения крови человека и лягушки.

2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Ход работы:

Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате.

При том же увеличении микроскопа, рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов в препарате.

Зарисуйте эритроцит крови человека и лягушки.

Задания.

  1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения.
  3. Запишите в тетрадь, эритроциты, чьей крови способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
  4. В каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?

В) Лейкоциты

Рисунок 2.

Рассказ учителя, по ходу которого учащиеся делают записи в тетради.

Лейкоциты-белые кровяные клетки. Так же как и эритроциты, развиваются в костном мозге из его стволовых клеток. Имеют шарообразную форму и ядро способны к активному передвижению. Могут выходить из крови в ткани и возвращаться обратно в кровь. Важнейшей функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно к тому участку, куда проникли микробы или инородное тело. Приблизившись к ним, лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь (рис.45 учебника) и переваривают. Явление поглощения микроорганизмов лейкоцитами называется фагоцитозом. Впервые оно было открыто выдающимся русским ученым И.И. Мечниковым. Важным фактором, определяющим защитные свойства лейкоцитов, является также их участие в иммунных механизмах.

По форме, строению и функции различают разные типы лейкоцитов. Основные из них: лимфоциты, моноциты, нейтрофилы.

Лимфоциты образуются в основном в лимфатических узлах. Они не способны к фагоцитозу, но, выpaбатывая антитела, играют большую роль в обеспечении иммунитета.

Нейтрофилы выpaбатываются в красном костном мозге: они являются самыми многочисленными лейкоцитами и выполняют основную роль в фагоцитозе. Один нейтрофил может поглотить 20–30 микробов. Через час все они оказываются переваренными внутри нейтрофила. Это происходит при участии специальных ферментов, разрушающих микроорганизмы. Если инородное тело по своим размерам превышает лейкоцит, то вокруг него накапливаются группы нейтрофилов, образуя барьер.

Способны к фагоцитозу и моноциты-клетки, образующиеся в селезенке и печени.

В крови взрослого человека содержится 4000–9000 лейкоцитов в 1 мм3.

Г) Тромбоциты и свертывание крови.

Рисунок 3.

Часто эти кровяные пластинки называют “ помощниками хирургов ”. Почему?

Тромбоциты (кровяные пластины) – самые мелкие из форменных элементов крови. Количество их варьирует от 200 до 400 тыс. в 1 мм3 . Днем их больше, а ночью меньше. После тяжелой мышечной работы количество кровяных пластинок увеличивается в 3–5 раз.

Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке. Это сферической формы пластинки, не имеющие ядра. Они способны прилипать к чужеродным поверхностям и склеивать их друг с другом. Основная функция тромбоцитов связана с их участием в свертывании крови. При ранении кровеносных сосудов тромбоциты разрушаются. При этом из них выходят в плазму вещества, необходимые для формирования кровяного сгустка – тромба.

Рисунок 4.

Прочитайте текст учебника на стр. 87 и ответьте на вопрос: Как и при каких условиях образуется тромб? Всегда ли это хорошо для организма?

Предполагаемый и дополненный учителем ответ.

При разрушении тромбоцитов выделяются ферменты, которые запускают цепь химических реакций, которые приводят к образованию тромба.

Фибриноген (растворимый белок) + фермент = фибрин (нерастворимый белок).

Клетки крови задерживаются нитями фибрина, как рыба в рыболовной сети.

Этот процесс возможен в присутствии солей кальция, витамина К и антигемолитического фактора. Если в крови антигемолитический фактор отсутсвует или его мало, то свертываемость крови низкая, кровь не свертывается. Это состояние получило название гемофилии.

Так почему тромбоциты называют “помощниками” хирургов?

Ответ учащихся: Тромбоциты выполняют защитную функцию. Образуя тромб, препятствуют потере крови.

2. Анализ крови.

Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?

Предполагаемые ответы:

– кровь выполняет важные функции,
– при заболевании изменится состав крови.

Какие показатели необходимо учитывать в анализе крови?

Ответы:

– количество эритроцитов, есть ли у них ядра, их форму,
– количество гемоглобина,
– скорость оседания эритроцитов (СОЭ),
– количество лейкоцитов,
– наличие и концентрацию различных веществ.

Решите задачу.

Человек заболел. По месту и хаpaктеру боли врач подозревает, что у него аппендицит. Больному делают срочный анализ крови и по результату немедленно отправляют на операцию. Почему? (Анализ крови показывает повышенное содержание лейкоцитов, что является показателем воспалительного процесса. Удаление аппендикса во избежание серьезных осложнений обязательно.)

Итак, в начале нашего урока мы решили выяснить “ Почему крови всегда придавали такое большое значение?” Давайте подведем итог и ответим на этот вопрос.

Ответы учащихся.

Крови человека во все времена придавали большое значение, так как она в организме выполняет много жизненно-важных функций:

  1. Участвует в сохранении постоянного состава и свойств внутренней среды организма – гомеостаза;
  2. Tрaнcпортную (перенос газов, питательных веществ, продуктов обмена веществ) ;
  3. Защитную (трaнcпорт лимфоцитов, способность к свертыванию при кровотечениях).

VI. Закрепление.

В тексте найди ошибку.

I вариант ЭРИТРОЦИТЫ.

  1. Эритроциты – красные кровяные клетки.
  2. Они очень малы.
  3. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра.
  4. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению.
  5. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди.
  6. Эритроциты зарождаются в селезенке и разрушаются в красном костном мозге.
  7. Основная функция эритроцитов – трaнcпорт питательных веществ.

II вариант ЛЕЙКОЦИТЫ.

  1. Лейкоциты – белые кровяные клетки.
  2. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро.
  3. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс.
  4. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться.
  5. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм.
  6. Такой способ питания называется пиноцитозом.
  7. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов.

V. Подведение итогов и домашнее задание.

Выставление и комментирование оценок учащихся.

Параграф 17, вопросы и задания на стр. 88–89.

Список литературы.

  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев “Биология. Человек”, 8 класс, изд. “ДРОФА”, г. Москва, 2002 г.
  2. М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов “Анатомия и физиология человека”, изд. “ACADEMA”, г. Москва, 1999 г.
  3. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский “Биология. Анатомия” 1 том, изд. “ОНИКС 21век”, г. Москва, 2004 г.



Комментарии:

Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"


    Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"

      Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....

25 04 2025 19:29:49

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

24 04 2025 12:13:16

Человек-изобретатель

Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....

23 04 2025 9:53:34

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

22 04 2025 13:39:25

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

21 04 2025 22:25:13

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

20 04 2025 12:37:47

Генетика Биология

Генетика  Биология Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...

19 04 2025 21:36:19

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

18 04 2025 18:24:20

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

17 04 2025 22:24:40

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"


    Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

      Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

16 04 2025 4:53:23

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

15 04 2025 5:45:28

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

14 04 2025 20:51:43

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....

13 04 2025 16:14:31

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

12 04 2025 13:40:31

Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

      Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...

11 04 2025 22:35:35

Синтез белка


    Синтез белка

      Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

10 04 2025 11:40:15

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)


    Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

      Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

09 04 2025 22:30:37

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

08 04 2025 3:11:23

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

07 04 2025 6:54:53

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

06 04 2025 3:32:10

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

05 04 2025 11:45:41

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

04 04 2025 5:25:25

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

03 04 2025 6:31:22

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

02 04 2025 8:56:32

Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии


    Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

      В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....

01 04 2025 12:45:10

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

31 03 2025 14:28:58

Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"


    Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"

      Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....

30 03 2025 10:53:27

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании


    Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

      Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...

29 03 2025 11:19:45

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"


    Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....

28 03 2025 14:23:30

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

27 03 2025 5:39:37

Фенотипическая изменчивость


    Фенотипическая изменчивость

      Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....

26 03 2025 19:33:40

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

25 03 2025 16:29:18

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

24 03 2025 21:42:52

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

23 03 2025 13:23:36

Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"


    Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"

      Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....

22 03 2025 20:18:31

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

21 03 2025 6:47:17

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

20 03 2025 23:58:38

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

19 03 2025 10:32:25

Динамика численности популяции. Экологические стратегии

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....

18 03 2025 14:16:48

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

17 03 2025 2:27:48

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

16 03 2025 7:24:47

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"


    Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

      Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

15 03 2025 23:14:44

Класс цветковых растений. 6-й класс


    Класс цветковых растений. 6-й класс

      Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....

14 03 2025 20:49:35

Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс


    Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....

13 03 2025 6:20:46

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

12 03 2025 8:44:31

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....

11 03 2025 8:53:44

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....

10 03 2025 1:36:24

Компьютерные технологии в преподавании биологии


    Компьютерные технологии в преподавании биологии

      Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

09 03 2025 14:51:21

Развитие исследовательских навыков учащихся


    Развитие исследовательских навыков учащихся

      В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

08 03 2025 10:52:45

Урок анатомии по теме "Память. Виды памяти". 9-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....

07 03 2025 18:16:18

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::