Тема урока "Состав крови" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Тема урока "Состав крови"


    Тема урока "Состав крови"

Задачи:

  1. Образовательные: формирование понятия об особенностях строения клеток и установление взаимосвязи между их строением и выполняемыми функциями.
  2. Развивающие:
    – продолжить формирование умений работать с текстом учебника, дополнительной литературой, рисунками, таблицами;
    – продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
    – способствовать развитию биологической речи.
  3. Воспитательные:
    – формирование мировоззренческих представлений о единстве физико-химических процессов, происходящих в природе и в организме человека;
    – воспитание сознательного отношения к своему здоровья.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя .Пожелание плодотворной работы на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Из чего состоит внутренняя среда организма?
  2. Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
  3. Как связаны между собой компоненты внутренней среды?
  4. Как в организме поддерживается относительное постоянство внутренней среды? Почему это важно для организма?

III. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать кровь. Мы выяснили, что во все времена к крови было особенное отношение. Достаточно вспомнить некоторые высказывания: “Кровь – защитница организма”, “До последней капли крови”, “Кровное родство”, “Зов крови”, “Кровь за кровь”, высказывание И. А. Кассирского “ Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме” и т. д.

Почему крови всегда придавали такое большое значение?

На нашем уроке, изучая особенности строения крови, попытаемся выяснить это.

Запишите в тетради тему урока: Состав крови.

Рассказ учителя.

1. Состав крови.

Если крови дать отстоятся, приняв меры, препятствующие ее свертыванию, образуются два четко различимых слоя. Верхний слой – желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Нижний слой – осадок темно-вишневого цвета. Он образован форменными клетками крови. В осадке различимы два слоя: желтоватый тонкий слой, состоящий из лейкоцитов и красный, состоящий из эритроцитов и тромбоцитов.

Рассмотрите 43 рисунок учебника и в тетради запишите схему “Состав крови”. Самостоятельная работа учащихся с рисунком.

А теперь познакомимся с каждым компонентом. Рассказ учителя с элементами беседы

А) Плазма крови – это бесцветная жидкость, которая является жидким промежуточным веществом для форменных элементов крови. В состав плазмы входят:

Вода – 90–93%

Белки – 7–8%

Соли – 0.9%

Глюкоза – 0.1%

Белки плазмы играют большое значение:
– участвуют в процессах свертывания крови;
– поддерживают постоянство ее реакции (рН)
– образуют иммуноглобулины, антитела;
– обеспечивают вязкость крови, постоянство ее давления в сосудах.

Глюкоза. Уменьшение ее количества может привести к повышению возбудимости клеток мозга, появлению судорог, нарушению дыхания, потери сознания и даже гибели.

Минеральные вещества обеспечивают постоянство осмотического давления и сохранение объема жидкости в крови и клетках организма. В нормальных условиях общая концентрация солей в плазме равна содержанию солей в клетках крови.

Что может произойти, если концентрация солей изменится?

Сообщение учащегося.

(Даже незначительное нарушение солевого состава плазмы крови может быть губительным для многих клеток, прежде всего для эритроцитов. Если эритроциты поместить в раствор с малой концентрацией солей (изотонический), осмотическое давление, в котором низкое, то вода проникает в эритроциты. Они набухают, лопаются и окрашивают плазму в красный цвет. Такая окрашенная в красный цвет плазма получила название лаковой крови. Если же эритроциты поместить в раствор с высокой концентрацией солей (гипертонический) и высоким осмотическим давлением, вода выходит из эритроцитов, и они сморщиваются. Поэтому в медицинской пpaктике применяют изотонический (физиологический) раствор, имеющий такое же осмотическое давление, как и плазма крови (0.9% раствор NaCl).)

Анализируя состав плазмы, что можно сказать о ее значении?

Выслушав ответы учащихся, делаем вывод:

Изменение химического состава плазмы крови может быть губительным для клеток. Поэтому, несмотря на постоянное поступление в кровь веществ, состав плазмы не меняется.

В тетради записываем новые термины (изотонический, гипотонический и гипертонический) и вывод.

Б) Эритроциты

Рисунок 1.

Основную массу элементов крови составляют эритроциты. Если расположить все эритроциты человека в один ряд, то получилась бы цепочка длиной около 150 тыс. км; если положить эритроциты один на другой, то образовалась бы колонна высотой, превосходящей длину экватора земного шара (50–60 тыс. км). Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при недостатке кислорода на больших высотах, при мышечной работе. У людей, живущих в высокогорных районах, эритроцитов примерно на 30% больше, чем у жителей морского побережья. При переезде из низменных районов в высокогорные количество эритроцитов в крови увеличивается. Когда же потребность в кислороде уменьшается, количество эритроцитов в крови снижается.

У амфибий, рептилий, рыб и птиц эритроциты овальной формы и содержат ядро. У большинства млекопитающих, кроме верблюда и ламы, они круглой формы и безъядерные. Эритроциты человека имеют форму двояковогнутых дисков, диаметром 7–8 мкм. Двояковогнутая форма эритроцита увеличивает его поверхность, по сравнению с круглой в 1,63 раза. В цитоплазме эритроцитов отсутствуют органеллы и ядро, это позволяет 34% ее объема, заполнить пигментом гемоглобином – соединение белка и железа. Эритроциты развиваются в красном костном мозге из его стволовых клеток. Продолжительность жизни около 120 дней. Разрушение погибших эритроцитов происходит в селезенке.

Самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа.

Прочитайте текст на стр. 85 и ответьте на вопрос: Какую функции выполняет гемоглобин?

Беседа, в ходе которой выясняем, что эритроциты являются основными переносчиками кислорода и углекислого газа. В тетради записываем термины: оксигемоглобин, карбгемоглобин, карбоксигемоглобин.

Почему на пожаре человек может погибнуть не от ожогов, а от отравления угарным газом?

Предполагаемый ответ (гемоглобин с угарным газом образует стойкое вещество карбоксигемоглобин, что затрудняет образование оксигемоглобина).

Дополнение учителя: Гемоглобин легко вступает в соединение с угарным газом (СО), образуя карбоксигемоглобин. Присоединение его к гемоглобину происходит в 300 раз легче, чем присоединение кислорода. Поэтому содержание в воздухе даже небольшого количества угарного газа вполне достаточно, чтобы он блокировал поступление в кровь кислорода.

Самостоятельная работа учащихся с микроскопом и микропрепаратами.

Лабораторная работа.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Цель работы:

1. Изучить и выявить особенности строения крови человека и лягушки.

2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Ход работы:

Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате.

При том же увеличении микроскопа, рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов в препарате.

Зарисуйте эритроцит крови человека и лягушки.

Задания.

  1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения.
  3. Запишите в тетрадь, эритроциты, чьей крови способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
  4. В каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?

В) Лейкоциты

Рисунок 2.

Рассказ учителя, по ходу которого учащиеся делают записи в тетради.

Лейкоциты-белые кровяные клетки. Так же как и эритроциты, развиваются в костном мозге из его стволовых клеток. Имеют шарообразную форму и ядро способны к активному передвижению. Могут выходить из крови в ткани и возвращаться обратно в кровь. Важнейшей функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно к тому участку, куда проникли микробы или инородное тело. Приблизившись к ним, лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь (рис.45 учебника) и переваривают. Явление поглощения микроорганизмов лейкоцитами называется фагоцитозом. Впервые оно было открыто выдающимся русским ученым И.И. Мечниковым. Важным фактором, определяющим защитные свойства лейкоцитов, является также их участие в иммунных механизмах.

По форме, строению и функции различают разные типы лейкоцитов. Основные из них: лимфоциты, моноциты, нейтрофилы.

Лимфоциты образуются в основном в лимфатических узлах. Они не способны к фагоцитозу, но, выpaбатывая антитела, играют большую роль в обеспечении иммунитета.

Нейтрофилы выpaбатываются в красном костном мозге: они являются самыми многочисленными лейкоцитами и выполняют основную роль в фагоцитозе. Один нейтрофил может поглотить 20–30 микробов. Через час все они оказываются переваренными внутри нейтрофила. Это происходит при участии специальных ферментов, разрушающих микроорганизмы. Если инородное тело по своим размерам превышает лейкоцит, то вокруг него накапливаются группы нейтрофилов, образуя барьер.

Способны к фагоцитозу и моноциты-клетки, образующиеся в селезенке и печени.

В крови взрослого человека содержится 4000–9000 лейкоцитов в 1 мм3.

Г) Тромбоциты и свертывание крови.

Рисунок 3.

Часто эти кровяные пластинки называют “ помощниками хирургов ”. Почему?

Тромбоциты (кровяные пластины) – самые мелкие из форменных элементов крови. Количество их варьирует от 200 до 400 тыс. в 1 мм3 . Днем их больше, а ночью меньше. После тяжелой мышечной работы количество кровяных пластинок увеличивается в 3–5 раз.

Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке. Это сферической формы пластинки, не имеющие ядра. Они способны прилипать к чужеродным поверхностям и склеивать их друг с другом. Основная функция тромбоцитов связана с их участием в свертывании крови. При ранении кровеносных сосудов тромбоциты разрушаются. При этом из них выходят в плазму вещества, необходимые для формирования кровяного сгустка – тромба.

Рисунок 4.

Прочитайте текст учебника на стр. 87 и ответьте на вопрос: Как и при каких условиях образуется тромб? Всегда ли это хорошо для организма?

Предполагаемый и дополненный учителем ответ.

При разрушении тромбоцитов выделяются ферменты, которые запускают цепь химических реакций, которые приводят к образованию тромба.

Фибриноген (растворимый белок) + фермент = фибрин (нерастворимый белок).

Клетки крови задерживаются нитями фибрина, как рыба в рыболовной сети.

Этот процесс возможен в присутствии солей кальция, витамина К и антигемолитического фактора. Если в крови антигемолитический фактор отсутсвует или его мало, то свертываемость крови низкая, кровь не свертывается. Это состояние получило название гемофилии.

Так почему тромбоциты называют “помощниками” хирургов?

Ответ учащихся: Тромбоциты выполняют защитную функцию. Образуя тромб, препятствуют потере крови.

2. Анализ крови.

Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?

Предполагаемые ответы:

– кровь выполняет важные функции,
– при заболевании изменится состав крови.

Какие показатели необходимо учитывать в анализе крови?

Ответы:

– количество эритроцитов, есть ли у них ядра, их форму,
– количество гемоглобина,
– скорость оседания эритроцитов (СОЭ),
– количество лейкоцитов,
– наличие и концентрацию различных веществ.

Решите задачу.

Человек заболел. По месту и хаpaктеру боли врач подозревает, что у него аппендицит. Больному делают срочный анализ крови и по результату немедленно отправляют на операцию. Почему? (Анализ крови показывает повышенное содержание лейкоцитов, что является показателем воспалительного процесса. Удаление аппендикса во избежание серьезных осложнений обязательно.)

Итак, в начале нашего урока мы решили выяснить “ Почему крови всегда придавали такое большое значение?” Давайте подведем итог и ответим на этот вопрос.

Ответы учащихся.

Крови человека во все времена придавали большое значение, так как она в организме выполняет много жизненно-важных функций:

  1. Участвует в сохранении постоянного состава и свойств внутренней среды организма – гомеостаза;
  2. Tрaнcпортную (перенос газов, питательных веществ, продуктов обмена веществ) ;
  3. Защитную (трaнcпорт лимфоцитов, способность к свертыванию при кровотечениях).

VI. Закрепление.

В тексте найди ошибку.

I вариант ЭРИТРОЦИТЫ.

  1. Эритроциты – красные кровяные клетки.
  2. Они очень малы.
  3. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра.
  4. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению.
  5. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди.
  6. Эритроциты зарождаются в селезенке и разрушаются в красном костном мозге.
  7. Основная функция эритроцитов – трaнcпорт питательных веществ.

II вариант ЛЕЙКОЦИТЫ.

  1. Лейкоциты – белые кровяные клетки.
  2. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро.
  3. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс.
  4. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться.
  5. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм.
  6. Такой способ питания называется пиноцитозом.
  7. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов.

V. Подведение итогов и домашнее задание.

Выставление и комментирование оценок учащихся.

Параграф 17, вопросы и задания на стр. 88–89.

Список литературы.

  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев “Биология. Человек”, 8 класс, изд. “ДРОФА”, г. Москва, 2002 г.
  2. М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов “Анатомия и физиология человека”, изд. “ACADEMA”, г. Москва, 1999 г.
  3. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский “Биология. Анатомия” 1 том, изд. “ОНИКС 21век”, г. Москва, 2004 г.



Комментарии:

Обобщающий урок по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений". "Звездный час". 6-й класс

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....

30 06 2025 2:44:29

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс


    Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

      Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

29 06 2025 22:11:17

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

28 06 2025 8:21:58

Кроссворд – нетрадиционная форма проверки знаний (из опыта работы)


    Кроссворд – нетрадиционная форма проверки знаний  (из опыта работы)

      В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....

27 06 2025 4:35:35

Работа сердца


    Работа сердца

      Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....

26 06 2025 5:49:22

Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"

Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...

25 06 2025 8:10:59

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

24 06 2025 20:31:44

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"

      Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...

23 06 2025 5:43:24

Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"

      На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...

22 06 2025 6:38:29

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

21 06 2025 0:20:12

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

20 06 2025 5:43:38

Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"


    Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"

      Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....

19 06 2025 15:40:12

Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"


    Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"

      Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...

18 06 2025 7:23:28

Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией


    Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией

      Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов. ...

17 06 2025 5:50:16

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

16 06 2025 12:25:38

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"


    Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

      Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

15 06 2025 1:52:12

Тип члeнистоногие

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....

14 06 2025 17:49:50

Мини-проект "Кожа"


    Мини-проект "Кожа"

      Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

13 06 2025 5:43:58

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

12 06 2025 6:37:23

Методическая разработка открытого урока по биологии в 5-м классе на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....

11 06 2025 15:56:45

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"


    Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

      Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

10 06 2025 1:32:20

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

09 06 2025 15:46:45

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"


    Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

      Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. ...

08 06 2025 17:40:56

Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"


    Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"

      Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....

07 06 2025 13:27:19

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"


    Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

      Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

06 06 2025 1:30:36

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

05 06 2025 20:10:28

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

04 06 2025 1:53:29

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"


    Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

      Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

03 06 2025 19:29:23

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии


    Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии

      Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации. ...

02 06 2025 16:37:37

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

01 06 2025 15:40:58

Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"


    Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

      На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

31 05 2025 18:37:12

Развитие организма и окружающая среда


    Развитие организма и окружающая среда

      Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....

30 05 2025 6:11:42

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

29 05 2025 15:15:39

Экологический учебный проект "Райский сад"


    Экологический учебный проект "Райский сад"

      Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

28 05 2025 18:19:58

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс


    Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс

      Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

27 05 2025 0:41:52

Развивающее обучение на уроках биологии


    Развивающее обучение на уроках биологии

      В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....

26 05 2025 14:13:30

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

25 05 2025 13:53:48

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

24 05 2025 13:58:29

Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"


    Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"

      Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...

23 05 2025 19:49:36

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

22 05 2025 16:52:11

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

21 05 2025 22:16:24

Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"

      Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....

20 05 2025 3:16:53

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

19 05 2025 16:19:26

Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

      В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

18 05 2025 15:43:51

Биологический урок-игра "КВН"


    Биологический урок-игра "КВН"

      Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками». Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....

17 05 2025 20:40:34

Лечение сальмонеллеза у собак. Способы заражения и профилактика

Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....

16 05 2025 4:48:15

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

15 05 2025 12:46:13

Гигиена кожи. 8-й класс


    Гигиена кожи. 8-й класс

      Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....

14 05 2025 16:21:38

Урок биологии по теме "Естественный отбор"


    Урок биологии по теме "Естественный отбор"

      При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...

13 05 2025 9:23:35

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

12 05 2025 1:19:41

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::