Тема урока "Состав крови"
Задачи:
- Образовательные:
– продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
– способствовать развитию биологической речи.
– формирование мировоззренческих представлений о единстве физико-химических процессов, происходящих в природе и в организме человека;
– воспитание сознательного отношения к своему здоровья.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя .Пожелание плодотворной работы на уроке.
II. Проверка домашнего задания.
- Из чего состоит внутренняя среда организма?
- Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
- Как связаны между собой компоненты внутренней среды?
- Как в организме поддерживается относительное постоянство внутренней среды? Почему это важно для организма?
III. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать кровь. Мы выяснили, что во все времена к крови было особенное отношение. Достаточно вспомнить некоторые высказывания: “Кровь – защитница организма”, “До последней капли крови”, “Кровное родство”, “Зов крови”, “Кровь за кровь”, высказывание И. А. Кассирского “ Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме” и т. д.
Почему крови всегда придавали такое большое значение?
На нашем уроке, изучая особенности строения крови, попытаемся выяснить это.
Запишите в тетради тему урока: Состав крови.
Рассказ учителя.
1. Состав крови.
Если крови дать отстоятся, приняв меры, препятствующие ее свертыванию, образуются два четко различимых слоя. Верхний слой – желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Нижний слой – осадок темно-вишневого цвета. Он образован форменными клетками крови. В осадке различимы два слоя: желтоватый тонкий слой, состоящий из лейкоцитов и красный, состоящий из эритроцитов и тромбоцитов.
Рассмотрите 43 рисунок учебника и в тетради запишите схему “Состав крови”. Самостоятельная работа учащихся с рисунком.
А теперь познакомимся с каждым компонентом. Рассказ учителя с элементами беседы
А) Плазма крови – это бесцветная жидкость, которая является жидким промежуточным веществом для форменных элементов крови. В состав плазмы входят:
Вода – 90–93%
Белки – 7–8%
Соли – 0.9%
Глюкоза – 0.1%
Белки плазмы играют большое значение:
– участвуют в процессах свертывания крови;
– поддерживают постоянство ее реакции (рН)
– образуют иммуноглобулины, антитела;
– обеспечивают вязкость крови, постоянство ее давления в сосудах.
Глюкоза. Уменьшение ее количества может привести к повышению возбудимости клеток мозга, появлению судорог, нарушению дыхания, потери сознания и даже гибели.
Минеральные вещества обеспечивают постоянство осмотического давления и сохранение объема жидкости в крови и клетках организма. В нормальных условиях общая концентрация солей в плазме равна содержанию солей в клетках крови.
Что может произойти, если концентрация солей изменится?
Сообщение учащегося.
(Даже незначительное нарушение солевого состава плазмы крови может быть губительным для многих клеток, прежде всего для эритроцитов. Если эритроциты поместить в раствор с малой концентрацией солей (изотонический), осмотическое давление, в котором низкое, то вода проникает в эритроциты. Они набухают, лопаются и окрашивают плазму в красный цвет. Такая окрашенная в красный цвет плазма получила название лаковой крови. Если же эритроциты поместить в раствор с высокой концентрацией солей (гипертонический) и высоким осмотическим давлением, вода выходит из эритроцитов, и они сморщиваются. Поэтому в медицинской пpaктике применяют изотонический (физиологический) раствор, имеющий такое же осмотическое давление, как и плазма крови (0.9% раствор NaCl).)
Анализируя состав плазмы, что можно сказать о ее значении?
Выслушав ответы учащихся, делаем вывод:
Изменение химического состава плазмы крови может быть губительным для клеток. Поэтому, несмотря на постоянное поступление в кровь веществ, состав плазмы не меняется.
В тетради записываем новые термины (изотонический, гипотонический и гипертонический) и вывод.
Б) Эритроциты
Рисунок 1.
Основную массу элементов крови составляют эритроциты. Если расположить все эритроциты человека в один ряд, то получилась бы цепочка длиной около 150 тыс. км; если положить эритроциты один на другой, то образовалась бы колонна высотой, превосходящей длину экватора земного шара (50–60 тыс. км). Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при недостатке кислорода на больших высотах, при мышечной работе. У людей, живущих в высокогорных районах, эритроцитов примерно на 30% больше, чем у жителей морского побережья. При переезде из низменных районов в высокогорные количество эритроцитов в крови увеличивается. Когда же потребность в кислороде уменьшается, количество эритроцитов в крови снижается.
У амфибий, рептилий, рыб и птиц эритроциты овальной формы и содержат ядро. У большинства млекопитающих, кроме верблюда и ламы, они круглой формы и безъядерные. Эритроциты человека имеют форму двояковогнутых дисков, диаметром 7–8 мкм. Двояковогнутая форма эритроцита увеличивает его поверхность, по сравнению с круглой в 1,63 раза. В цитоплазме эритроцитов отсутствуют органеллы и ядро, это позволяет 34% ее объема, заполнить пигментом гемоглобином – соединение белка и железа. Эритроциты развиваются в красном костном мозге из его стволовых клеток. Продолжительность жизни около 120 дней. Разрушение погибших эритроцитов происходит в селезенке.
Самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа.
Прочитайте текст на стр. 85 и ответьте на вопрос: Какую функции выполняет гемоглобин?
Беседа, в ходе которой выясняем, что эритроциты являются основными переносчиками кислорода и углекислого газа. В тетради записываем термины: оксигемоглобин, карбгемоглобин, карбоксигемоглобин.
Почему на пожаре человек может погибнуть не от ожогов, а от отравления угарным газом?
Предполагаемый ответ (гемоглобин с угарным газом образует стойкое вещество карбоксигемоглобин, что затрудняет образование оксигемоглобина).
Дополнение учителя: Гемоглобин легко вступает в соединение с угарным газом (СО), образуя карбоксигемоглобин. Присоединение его к гемоглобину происходит в 300 раз легче, чем присоединение кислорода. Поэтому содержание в воздухе даже небольшого количества угарного газа вполне достаточно, чтобы он блокировал поступление в кровь кислорода.
Самостоятельная работа учащихся с микроскопом и микропрепаратами.
Лабораторная работа.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Цель работы:
1. Изучить и выявить особенности строения крови человека и лягушки.
2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Ход работы:
Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате.
При том же увеличении микроскопа, рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов в препарате.
Зарисуйте эритроцит крови человека и лягушки.
Задания.
- Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
- Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения.
- Запишите в тетрадь, эритроциты, чьей крови способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
- В каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?
В) Лейкоциты
Рисунок 2.
Рассказ учителя, по ходу которого учащиеся делают записи в тетради.
Лейкоциты-белые кровяные клетки. Так же как и эритроциты, развиваются в костном мозге из его стволовых клеток. Имеют шарообразную форму и ядро способны к активному передвижению. Могут выходить из крови в ткани и возвращаться обратно в кровь. Важнейшей функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно к тому участку, куда проникли микробы или инородное тело. Приблизившись к ним, лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь (рис.45 учебника) и переваривают. Явление поглощения микроорганизмов лейкоцитами называется фагоцитозом. Впервые оно было открыто выдающимся русским ученым И.И. Мечниковым. Важным фактором, определяющим защитные свойства лейкоцитов, является также их участие в иммунных механизмах.
По форме, строению и функции различают разные типы лейкоцитов. Основные из них: лимфоциты, моноциты, нейтрофилы.
Лимфоциты образуются в основном в лимфатических узлах. Они не способны к фагоцитозу, но, выpaбатывая антитела, играют большую роль в обеспечении иммунитета.
Нейтрофилы выpaбатываются в красном костном мозге: они являются самыми многочисленными лейкоцитами и выполняют основную роль в фагоцитозе. Один нейтрофил может поглотить 20–30 микробов. Через час все они оказываются переваренными внутри нейтрофила. Это происходит при участии специальных ферментов, разрушающих микроорганизмы. Если инородное тело по своим размерам превышает лейкоцит, то вокруг него накапливаются группы нейтрофилов, образуя барьер.
Способны к фагоцитозу и моноциты-клетки, образующиеся в селезенке и печени.
В крови взрослого человека содержится 4000–9000 лейкоцитов в 1 мм3.
Г) Тромбоциты и свертывание крови.
Рисунок 3.
Часто эти кровяные пластинки называют “ помощниками хирургов ”. Почему?
Тромбоциты (кровяные пластины) – самые мелкие из форменных элементов крови. Количество их варьирует от 200 до 400 тыс. в 1 мм3 . Днем их больше, а ночью меньше. После тяжелой мышечной работы количество кровяных пластинок увеличивается в 3–5 раз.
Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке. Это сферической формы пластинки, не имеющие ядра. Они способны прилипать к чужеродным поверхностям и склеивать их друг с другом. Основная функция тромбоцитов связана с их участием в свертывании крови. При ранении кровеносных сосудов тромбоциты разрушаются. При этом из них выходят в плазму вещества, необходимые для формирования кровяного сгустка – тромба.
Рисунок 4.
Прочитайте текст учебника на стр. 87 и ответьте на вопрос: Как и при каких условиях образуется тромб? Всегда ли это хорошо для организма?
Предполагаемый и дополненный учителем ответ.
При разрушении тромбоцитов выделяются ферменты, которые запускают цепь химических реакций, которые приводят к образованию тромба.
Фибриноген (растворимый белок) + фермент = фибрин (нерастворимый белок).
Клетки крови задерживаются нитями фибрина, как рыба в рыболовной сети.
Этот процесс возможен в присутствии солей кальция, витамина К и антигемолитического фактора. Если в крови антигемолитический фактор отсутсвует или его мало, то свертываемость крови низкая, кровь не свертывается. Это состояние получило название гемофилии.
Так почему тромбоциты называют “помощниками” хирургов?
Ответ учащихся: Тромбоциты выполняют защитную функцию. Образуя тромб, препятствуют потере крови.
2. Анализ крови.
Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?
Предполагаемые ответы:
– кровь выполняет важные функции,
– при заболевании изменится состав крови.
Какие показатели необходимо учитывать в анализе крови?
Ответы:
– количество эритроцитов, есть ли у них ядра, их форму,
– количество гемоглобина,
– скорость оседания эритроцитов (СОЭ),
– количество лейкоцитов,
– наличие и концентрацию различных веществ.
Решите задачу.
Человек заболел. По месту и хаpaктеру боли врач подозревает, что у него аппендицит. Больному делают срочный анализ крови и по результату немедленно отправляют на операцию. Почему? (Анализ крови показывает повышенное содержание лейкоцитов, что является показателем воспалительного процесса. Удаление аппендикса во избежание серьезных осложнений обязательно.)
Итак, в начале нашего урока мы решили выяснить “ Почему крови всегда придавали такое большое значение?” Давайте подведем итог и ответим на этот вопрос.
Ответы учащихся.
Крови человека во все времена придавали большое значение, так как она в организме выполняет много жизненно-важных функций:
- Участвует в сохранении постоянного состава и свойств внутренней среды организма – гомеостаза;
- Tрaнcпортную (перенос газов, питательных веществ, продуктов обмена веществ) ;
- Защитную (трaнcпорт лимфоцитов, способность к свертыванию при кровотечениях).
VI. Закрепление.
В тексте найди ошибку.
I вариант ЭРИТРОЦИТЫ.
- Эритроциты – красные кровяные клетки.
- Они очень малы.
- В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра.
- Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению.
- Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди.
- Эритроциты зарождаются в селезенке и разрушаются в красном костном мозге.
- Основная функция эритроцитов – трaнcпорт питательных веществ.
II вариант ЛЕЙКОЦИТЫ.
- Лейкоциты – белые кровяные клетки.
- Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро.
- В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс.
- Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться.
- Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм.
- Такой способ питания называется пиноцитозом.
- Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов.
V. Подведение итогов и домашнее задание.
Выставление и комментирование оценок учащихся.
Параграф 17, вопросы и задания на стр. 88–89.
Список литературы.
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев “Биология. Человек”, 8 класс, изд. “ДРОФА”, г. Москва, 2002 г.
- М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов “Анатомия и физиология человека”, изд. “ACADEMA”, г. Москва, 1999 г.
- Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский “Биология. Анатомия” 1 том, изд.
“ОНИКС 21век”, г. Москва, 2004 г.
Комментарии:
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
27 11 2024 19:20:14
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
26 11 2024 21:19:17
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
25 11 2024 16:31:18
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
24 11 2024 1:15:52
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
23 11 2024 10:42:32
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...
22 11 2024 11:21:21
В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ. ...
21 11 2024 3:30:30
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...
20 11 2024 19:55:44
В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....
19 11 2024 11:45:20
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
18 11 2024 14:24:35
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...
17 11 2024 11:31:49
Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...
16 11 2024 9:54:24
Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...
15 11 2024 9:40:10
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...
14 11 2024 19:42:34
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...
13 11 2024 22:25:59
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
12 11 2024 14:41:19
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
11 11 2024 5:56:24
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
10 11 2024 7:56:47
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...
09 11 2024 17:27:25
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
08 11 2024 16:49:13
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
07 11 2024 9:28:52
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
06 11 2024 12:38:18
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...
05 11 2024 19:50:25
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
04 11 2024 17:28:49
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
03 11 2024 1:32:34
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
02 11 2024 3:52:15
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
01 11 2024 19:12:50
На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....
31 10 2024 13:36:27
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
30 10 2024 10:37:46
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
29 10 2024 3:23:27
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
28 10 2024 19:37:35
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
27 10 2024 7:25:23
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
26 10 2024 13:59:29
Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....
25 10 2024 22:26:14
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
24 10 2024 11:22:37
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
23 10 2024 23:12:27
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...
22 10 2024 23:21:51
Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....
21 10 2024 16:44:31
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
20 10 2024 8:35:52
Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....
19 10 2024 12:50:55
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
18 10 2024 10:14:53
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....
17 10 2024 4:39:36
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
16 10 2024 0:23:12
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
15 10 2024 10:34:50
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
14 10 2024 1:10:32
Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до cмepти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало...
13 10 2024 13:29:56
Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....
12 10 2024 8:48:36
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
11 10 2024 9:14:31
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....
10 10 2024 0:35:15
Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....
09 10 2024 3:44:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::