Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс
Цели:
- Повторить материал о природе нашей страны.
- Развивать любознательность и познавательный интерес к природе России, умение работать в коллективе, память, логическое мышление.
Оборудование: мультимедийный экран, проектор, презентация, карточки- задания, скакалки.
Ход мероприятия
Презентация. (Слайд 1)
Ведущий:
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Комaндор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней -
Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
(В. Боков)
(Слайд 2)
Ребята, а вы любите свою страну?
Сегодня мы узнаем, как вы не только любите свою страну, но и знаете её. Ведь сохранять и приумножать природу, можно только изучая её, чтобы не нанести вред, используя богатства российской земли. А земля наша щедра и прекрасна!
Сегодня две комaнды 8 класса: 1.\" Берёзки\" и 2. \"Туристы\" покажут свою эрудицию, выполняя задания, отвечая на вопросы о природе нашей страны. Каждая комaнда 8 класса будет заpaбатывать за правильные ответы баллы, суммирование которых поможет определить лидера. Если комaнды не отвечают правильно на вопрос, то помогают болельщики.
Для наших болельщиков тоже есть задания. Оценивать работу участников будет компетентное жюри старшеклассников.
Итак, вперёд к победе! Победит лишь сильнейший!
Представление комaнд.
(Слайд 3)
1 конкурс \"Самое, самое о России\" - определите, о каких рекордсменах России идёт речь.
- Самое глубокое озеро в мире и его глубина? ( Байкал, 1637м.)
- Самое большое число в мире морей, омывающих Россию. Сколько их? (13)
- Самая многоводная река России (Енисей).
- Самая высокая вершина России, её высота. ( Эльбрус - 5642 м.).
- Самая длинная река России (Обь).
- Самая холодная зима России, полюс холода. ( Оймякон).
- Самый высокий вулкан России. ( Ключевская Сопка)
Самое распространенное дерево в России ( лиственница).
(Слайд4 )
2 конкурс \"Скакалки\": Кто дольше сможет прыгать на скакалке и называть объекты природы России (по одному человеку от комaнды).
3 конкурс: \"Литературный конкурс\": Угадай о чём или о ком идёт речь в произведении:
1.
В седом океане, в полярной пустыне,
От края родного вдали
Четыре товарища жили на льдине
У самой вершины Земли.
(Папанинцы - полярная экспедиция на льдине в 1937 году к полюсу под руководством И. Д. Папанина).
2.
О каком атмосферном процессе идёт речь в стихотворениях А.С.Пушкина?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (Циклон)
3:
Мороз и солнце,
День чудесный... (Антициклон)
4.Писатель Н.Н. Михайлов в своей книге \"Иду по меридиану\" пишет, что день длился 180 суток. \"Солнце ходило по кругу почти на одной высоте и невозможно было ни угадать который час, ни сообразить, в какой стороне юг\". О каком месте пишет автор? ( полюс)
(Слайд 5 )
4 конкурс \"Что лишнее и почему\"?
1)Бурый медведь, рысь, дрофа, кабан, белка, соболь, тетерев.
(дрофа - обитает в степях, а остальные животные лесные)
2) Лемминги, песец, лось, сова, заяц- беляк, куропатка, северный олень.
(лось - лесное животное, остальные тундровые)
3) Мхи, лишайники, морошка, дуб, гoлyбика.
(дуб - лесное растение, а остальные тундровые)
4) Стрепет, кабарга, хомяк, сурок- байбак, заяц- русак, жаворонок.
(кабарга - лесное животное, остальные степные).
(Слайд 6)
5 конкурс \"Кто это? Что это\"?
- Сель - грязекаменный поток.
- Морена - ледниковые отложения.
- Стерх - белый журавль.
- \"Каменный пояс\"- Уральские горы.
- Колки - берёзовый лес в Западной Сибири.
- Лакколиты - форма рельефа.
(Слайды 7 - 10)
6 конкурс \"Для охраны какого животного создан заповедник\" ?
- Воронежский - бобра.
- Хопёрский - выхухоли.
- Кандалакшский - гаги.
- Баргузинский - соболя.
(Слайд 11)
7 конкурс \"Знаешь ли ты карту России?\"
Не пользуясь картой, дайте правильный ответ.
1. Что расположено восточнее - Среднесибирское плоскогорье или Западно-Сибирская низменность? (Среднесибирское плоскогорье).
2. Что разделяет Восточно -_Европейскую равнину и Западно - Сибирскую низменность?
(Уральские горы )
3. Какая река протекает восточнее: Лена или Енисей? (Лена)
4. Какая река течёт на север :Амур или Обь ?(Обь)
5. Северная Двина впадает в Баренцево или Белое море? (Белое море )
6. Нижняя Тунгуска - правый или левый приток Енисея? (Правый приток).
(Слайд 12)
8 конкурс \"Узнай полуостров России\" :
1.Чукотский
2.Камчатский
3.Таймырский.
4.Кольский.
9 конкурс \"Определите к каким районам России относятся реки и озёра\": ( в конверте листочки с названиями рек, надо их соотнести с названиями районов)
- Русская равнина: Печора, Волга, Онежское озеро.
- Кавказ: Терек, Кубань.
- Восточная Сибирь: Ангара, Лена, Байкал.
- Западная Сибирь: Обь, Иртыш.
(Слайд 13)
Конкурс для зрителей: \"Определите животное\":
1. Мех этого зверя носили как знак верховной власти царя, короля, князя. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь члeнам королевской семьи. Позже этой чести удостаивались официальные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого зверя на одежде. Живёт этот зверь в Сибири, питается грызунами, черникой, брусникой. Он ловок и силён. (Горностай)
Определите растение:
В тайге и лесотундре Сибири растёт дерево. Его древесина твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженного в 17 веке из этого дерева. Хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждый год.( Лиственница )
Определите птицу :
Это небольшая изящная птичка. \" Хвостом лёд разбивает\",- шутливо говорят про неё в народе. Поговорка связана с тем, что эта птичка прилетает ранней весной, перед вскрытием рек. Передвигается по земле мелкими шажками, всё время потряхивая довольно длинным хвостом. (Трясогузка ).
(Слайды 14- 20.)
10 конкурс \"Узнай растения и животные из Красной книги\":
1. Журавль чёрный
2. Журавль красавка
3. Уссурийский тигр
4. Лаптевский морж
5. Малый лебедь (тундровый)
6. Розовая чайка
7. Дрофа обыкновенная
8. Венерин башмачок
9. Подснежник
10. Пион остролистный
Вот и закончились наши конкурсы, пока жюри считает баллы и определяет победителя игры, послушайте известное стихотворение о нашей Родине.
Кто его автор, где поэт родился и жил?
(Иван Никитин \"Русь\". Воронеж)
Под большим шатром
Гoлyбых небес
Вижу - даль степей
Зеленеется.И на грани их
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.По степям в моря
Реки катятся.
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотри на юг -
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;Мурава лугов
Ковром стелется
Виноград в садах
Наливается.Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь.
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;Подымает гpyдь
Море синее,
И горами лёд
Ходит по морю;И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную:Это ты, моя
Русь державная.
Моя Родина
Православная!Широко ты, Русь
По лицу Земли
В красе царственной
Развернулася!..
Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной край! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать леса, поля, реки, животный и растительный мир.
Любите Россию!
Жюри объявляет комaнду победителя. Награждение грамотами.
Комментарии:
При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....
27 11 2024 8:10:48
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
26 11 2024 3:48:22
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...
25 11 2024 21:58:53
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...
24 11 2024 20:57:20
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
23 11 2024 19:14:30
Урок основывается на личностно ориентированом и дифференцированном подходе к учащимся. Цели урока: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе....
22 11 2024 20:28:30
Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....
21 11 2024 17:45:12
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
20 11 2024 12:11:58
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...
19 11 2024 17:16:32
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
18 11 2024 15:15:14
Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
17 11 2024 6:50:56
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
16 11 2024 15:41:47
Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....
15 11 2024 6:15:22
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
14 11 2024 2:29:37
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
13 11 2024 9:39:35
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...
12 11 2024 7:45:20
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...
11 11 2024 9:50:33
Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....
10 11 2024 9:27:40
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
09 11 2024 10:19:43
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...
08 11 2024 13:25:44
Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...
07 11 2024 4:50:25
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
06 11 2024 2:37:36
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
05 11 2024 4:44:21
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
04 11 2024 1:39:31
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...
03 11 2024 0:46:28
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
02 11 2024 8:23:17
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
01 11 2024 6:34:13
Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека. ...
31 10 2024 0:10:39
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...
30 10 2024 12:12:47
Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....
29 10 2024 2:11:29
Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...
28 10 2024 12:39:57
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
27 10 2024 17:47:13
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
26 10 2024 16:51:56
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
25 10 2024 3:23:18
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
24 10 2024 11:32:28
Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения ЗУНов. ...
23 10 2024 2:43:23
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
22 10 2024 17:35:25
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
21 10 2024 20:44:49
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
20 10 2024 8:48:30
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
19 10 2024 9:24:17
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
18 10 2024 22:31:12
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
17 10 2024 1:33:44
Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....
16 10 2024 23:19:29
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
15 10 2024 22:24:11
ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....
14 10 2024 8:23:34
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
13 10 2024 4:39:26
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
12 10 2024 5:13:17
Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....
11 10 2024 11:45:14
Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...
10 10 2024 21:25:10
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
09 10 2024 17:19:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::