Урок-обобщение по теме "Дыхание"
Основные цели и задачи:
- Образовательные: рассмотреть, повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Дыхание», обеспечить связь с последующими темами курса (кровообращение) ;
- Воспитательные и развивающие:
- формировать научное мировоззрение, межпредметные и внутрипредметные связи, навыки здорового образа жизни воспитывать уважение к здоровью, как своему, так и окружающих;
- развивать познавательный интерес к изучению организма человека, проблеме укрепления и сохранения здоровья;
- формировать и развивать общеучебные умения и навыки (работу с дополнительной литературой: научно-популярной, научной, справочниками, энциклопедиями и др.), ИКТ-компетентности, навыки научно-исследовательской деятельности, умения подготовить и провести презентацию мини-проекта, работать в группе, анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы и др.
Оборудование: мультипроектор, интеpaктивная доска, слайды-презентация по теме урока, таблицы по теме «Органы дыхания», «Гигиена дыхания», «Действие никотина на органы дыхания», учебник: авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, БИОЛОГИЯ 8 класс, ЧЕЛОВЕК, рабочие тетради на печатной основе (авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев), дидактический и раздаточный материал, стенгазеты, кроссворды по теме и др.
Подготовка к уроку.
Примерно за 2 недели, в начале изучения темы «Дыхание» желательно рассказать детям о предстоящем уроке, выделить основные группы участников, исследователей, попросить провести исследования (по дополнительной литературе, классному журналу, интернет-ресурсам, составить план работы, подготовить презентацию, кроссворды, сообщения, стенгазеты о вреде курения и продумать их защиту.
Для работы в оценочной группе приглашаются ученики 9-10 классов (разновозрастное сотрудничество), классный руководитель.
Необходимо заранее подготовить листки учета выполненных заданий (оценочный лист), определить систему оценивания, раздаточные карточки – с рекомендациями по здоровому дыханию.
Вопросы для повторения и обсуждения должны быть различной степени сложности, активизирующие познавательную деятельность детей, создающие ситуацию успеха для детей с различным уровнем способностей, знаний и умений.
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя. Сегодня на
уроке мы с вами будем вспоминать, анализировать,
что нам известно об органах дыхания. Для этого
нам придется сформировать круг основных
вопросов и проблем. Как вы думаете, какие вопросы
мы будем рассматривать? Ученики, как правило,
очень хорошо называют эти вопросы (что такое
дыхание, его значение, дыхательные пути, механизм
дыхания, основные заболевания и др.)
Сегодня увидят, как мы работаем на уроке, ученики
и из других классов, и ваш классный руководитель.
Вести урок будем совместно, а в следующий раз
похожий урок проведет кто-то из старших ребят или
из вас. (Далее продолжение урока с презентацией
учебного материала через мультипроектор)
На слайде и на интеpaктивной доске запись: «Я
дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий (Приложение 1)
– Как вы думаете, могут ли эти слова
соответствовать нашей теме? Почему? (Ученики
высказывают свое мнение). В итоге можно
сделать вывод о том, что дыхание – сложный
жизненно важный процесс.
– Сформулируем основные цели нашего урока
- Установить, что такое дыхание, его значение, этапы дыхания.
- Рассмотреть строение органов дыхания, дыхательных путей. Установить, каким заболеваниям они подвержены.
- Уметь объяснить:
- взаимосвязь строения и функций дыхательных путей, причины и меры профилактики болезней, воздействие курения на дыхательные пути;
- оказать первую помощь пострадавшем (получившему электротравму;,
- установить необходимость поддерживания здоровья органов дыхания, как одного из условий здоровья человека.
– А теперь давайте познакомимся с основными этапами нашей работы на уроке.
1. Повторение. Вспомним, что такое дыхание, его
значение.
2. Органы дыхания. Воздухоносные пути. Механизм
дыхания. Самостоятельная работа.
3. Болезни органов дыхания, причины, меры
профилактики Наши исследования и проекты.
3.1. Вирусные заболевания органов дыхания и наша
успешность
3.2. Влияние никотина на органы дыхания
3.3. Гигиена дыхания (Простые истины здорового
дыхания)
4. Контроль усвоения учебного материала
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока
1. Повторение. Беседа
1. Что такое дыхание, его значение. Человек, как и
все живые организмы на Земле, в процессе своей
жизнедеятельности потрeбляет кислород и
выделяет углекислый газ. Без кислорода человек
не в состоянии прожить и несколько минут. Участие
кислорода в обменных процессах.
Анализ ответов учащихся.
Организм получает кислород в процессе дыхания.
К органам дыхания относятся носовая полость,
гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Рассмотрим их по
порядку.
2. Органы дыхания. Самостоятельная работа.
Для этого проведем самостоятельную работу по
группам (презентация учебного материала: заданий
по группам, таблиц по органам дыхания)
Вопросы по группам.
1 группа – рассмотреть строение и функции
носовой полости
2 группа – рассмотреть строение и функции
гортани
3 группа – рассмотреть строение и функции
трахеи и бронхов
4 группа – рассмотреть строение и функции
легких
Рис. 1. Органы дыхания |
Рис. 2. Газообмен в легких |
– Итак, организм получает кислород в процессе дыхания. К органам дыхания относятся: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Рассмотрим их по порядку (демонстрация и самостоятельная работа по слайду презентации).
Носовая полость, образованная костями лицевой части черепа и хрящами, выстлана слизистой оболочкой, которую образуют многочисленные волоски и клетки, покрывающие полость носа. Волоски задерживают частички пыли из воздуха, а слизь предотвращает проникновение микробов. Благодаря кровеносным сосудам, пронизывающим слизистую оболочку, воздух, проходя через носовую полость, очищается, увлажняется и согревается.
Через носоглотку воздух поступает в гортань, образованную хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. Здесь расположены голосовые связки, вибрация которых при прохождении воздуха вызывает образование звуков.
Продолжение воздухоносных путей – трахея и бронхи, состоящие из хрящевых полуколец, выстланных слизистой оболочкой
Легкие как органы дыхания, их строение, механизм дыхания (вдох и выдох), легочный газообмен.
Выводы по итогам работы в группах
Группа № 1
- Носовая полость выстлана мерцательным эпителием – воздух увлажняется и очищается
- Реснички мерцательного эпителия очищают воздух
- Густая сеть капилляров обеспечивает согревание воздуха
Группа № 2
- Гортань образована хрящами – воздух проходит в трахею.
- Голосовые связки гортани – обеспечивают голосообразование
Группа № 3
- Трахея и бронхи состоят из хрящевых полуколец – свободное прохождение воздуха при дыхании.
- Бронхи образованы хрящевыми полукольцами – защита от спазма при вдохе
- Трахея и бронхи выстланы мерцательным эпителием – очищение воздуха
Группа № 4
- Легкие – органы, в которых происходит газообмен (левое и правое легкое, доли легких, плевра, альвеолы, легочное дыхание; тканевое дыхание происходит в клетках тела)
3. Болезни органов дыхания, причины, меры профилактики
3.1. Какие нарушения, болезни органов дыхания нам известны? Беседа и публикация слайда.
Заболевания органов дыхания
- Грипп, ангина, ОРЗ
- Гайморит
- Фронтит
- Тонзиллит
- Разрастание аденоидов
- Дифтерия
- Туберкулез и онкозаболевания
Нарушения в органах дыхания. Клиническая и биологическая cмepть. Первая помощь пострадавшему. Беседа. Работа с текстом учебника – страницы 150-152
- Первая помощь утопающему
- Помощь при удушении, заваливанию землей
- Первая помощь при электротравме
- Клиническая и биологическая cмepть
- Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
3.2. Как влияют вирусные инфекции на органы дыхания, заболеваемость учеников класса, воздействие на наше самочувствие и успешность. Ученики нашего класса провели исследования.
3.3. Исследование № 1
Месяц | Число учащихся класса, заболевших вирусными инфекциями | Всего пропущено дней |
Всего пропущено уроков | Самочувствие Успешность |
Сентябрь | 2 | 10 | 55 | |
Октябрь | 7 | 37 | 195 | Ухудшение /снижение |
Ноябрь | 5 | 26 | 141 | Ухудшение /снижение |
Итого | 14 | 73 | 391 |
– Как мы видим по справкам об отсутствии учащихся класса, наибольшее количество заболевших – по вирусным инфекциям органов дыхания, а максимум дней и пропущенных уроков выпадает на октябрь. Все это, по мнению учеников, негативно повлияло на самочувствие и успешность учебы и других занятий.
3.4. Исследование № 2
Каково воздействие курения на здоровье дыхательных путей
- Состав табачного дыма: никотин, аммиак, угарный газ, мышьяк, синильная кислота, радиоактивные вещества
- Воздействие на обмен веществ: нарушается нервная и гумopaльная регуляция
- Воздействие на голос: голосовые связки опухают, голос хриплый
- Воздействие на дыхательные пути: раздражение слизистой оболочки, сужение кровеносных сосудов дыхательных путей, их загрязнение и снижение функциональных способностей
3.5. Исследование № 3
Как же способствовать здоровому дыханию, какие меры профилактики и гигиены необходимо соблюдать. Простые истины здорового дыхания – презентация слайда (мини-проект).
Гигиена воздуха
- Проветривайте жилые и учебные помещения. Это освежит воздух, которым мы дышим.
- Ежедневная влажная способствует чистоте и влажности воздуха.
- Спать лучше всего тоже при открытой форточке.
Гигиена дыхания
- Правильное дыхание – это дыхание через нос.
- При заболеваниях дыхательных путей соблюдайте правила гигиены – это поможет уберечься самому и уберечь от заражения окружающих.
- Курение особенно опасно для дыхательных путей, вредно как курящему, так и «пассивным курильщикам»
В помощь против болезней
- Прививки против инфекционных болезней органов дыхания помогут тебе сохранить здоровье.
- Витамины, здоровый образ жизни улучшат твое самочувствие.
- Медосмотры и обследования – флюорография – могут выявить болезнь и помочь в ее лечении.
4. Определение степени усвоения учебного материала
4.1. Тестовая работа (самопроверка или взаимопроверка)
Выбрать правильный ответ
1. Дыхание – это:
а – обмен газов органах дыхания;
б – обмен газов в клетках тела;
в – потрeбление кислорода;
г – обмен газов между клетками и окружающей средой
2. В носовой полости воздух:
а – только согревается;
б – согревается и увлажняется;
в – согревается, увлажняется, очищается;
г – все ответы правильные.
3. Дыхательный центр находится в:
а – мозжечке;
б – продолговатом мозг;
в – спинном мозге;
г – среднем мозге
4. Орган голосообразования:
а – гортань;
б – ротовая полость;
в – трахея;
г – трахея и бронхи.
5. При легочном дыхании:
а – кислород из воздуха поступает в легкие;
б – кислород из воздуха поступает в альвеолы;
в – кислород из воздуха поступает в легочные капилляры;
г – углекислый газ поступает в капилляры.
6. Вирусные и бактериальные заболевания органов дыхания:
а – не опасны для человека;
б – передаются воздушно-капельным путем;
в – проявляются одинаково во все времена года;
г – не излечимы.
7. Для реанимации (при клинической cмepти) необходимо:
а – вовремя и правильно сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;
б – нельзя ничего предпринимать.
Ответ: 1 – г, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – б, 7 – а.
Установить последовательность мер при искусственном дыхании и непрямом массаже сердца
а – голову слегка запрокинуть назад;
б – уложить пострадавшего лицом вверх на твердую поверхность;
в – надавить на грудную клетку;
г – вдохнуть воздух пострадавшему «из рта в рот»;
д – один вдох и одно надавливание повторять 16-20 раз в минуту.
Ответ: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – в, 5 – д.
4.2. Оценивание работы учащихся на уроке. Слово оценочной группе
5. Домашнее задание: параграф 29,
прочитать, ответить на вопросы после текста;
тетрадь на печатной основе задание № 120,121
6. Итоги урока
Выводы (памятки – раздаточные карточки)
1. Дыхание – жизненно важный процесс обмена
газов между клетками и окружающей средой.
2. Кислород, как окислитель, нужен для всех
процессов жизнедеятельности, благодаря которым
выделяется энергия, необходимая для жизни.
3. Воздух при дыхании проходит через носовую
полость, носоглотку, гортань, трахею, бронхи –
это воздухоносные пути. Газообмен начинается в
легких.
4. Органы дыхания участвуют в голосообразовании,
особенно гортань, где расположены голосовые
связки.
5. Наиболее распространены заболевания
дыхательных путей – это респираторные инфекции
и воспаления.
6. Значительный вред приносит курение, в том числе
«пассивным курильщикам».
7. Предотвратить тяжелые болезни могут прививки
против них и обследование – флюорография.
– Будьте здоровы!
Комментарии:
Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....
09 10 2025 15:26:27
Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....
08 10 2025 2:22:10
Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира.
...
07 10 2025 23:45:10
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
06 10 2025 17:54:14
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
05 10 2025 20:43:52
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные.
На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
04 10 2025 10:59:16

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
03 10 2025 20:33:49
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
02 10 2025 0:44:26
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
01 10 2025 6:25:40
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
30 09 2025 4:20:32
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе.
...
29 09 2025 8:47:32
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
28 09 2025 9:49:44
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
27 09 2025 20:37:46
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
...
26 09 2025 18:10:46
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
25 09 2025 18:16:33
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
24 09 2025 16:51:34
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
23 09 2025 9:39:54
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
22 09 2025 20:16:32
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
21 09 2025 22:13:33

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....
20 09 2025 17:49:42
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе.
...
19 09 2025 22:47:18
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
18 09 2025 21:53:57
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
17 09 2025 7:23:44
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....
16 09 2025 11:37:42
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний.
...
15 09 2025 4:32:47
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
14 09 2025 12:23:33
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....
13 09 2025 3:34:32
Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека.
...
12 09 2025 11:38:11
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
11 09 2025 8:52:34
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
10 09 2025 4:13:14
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
09 09 2025 20:39:28
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
08 09 2025 14:36:47
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....
07 09 2025 12:46:41
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
06 09 2025 21:21:52
Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...
05 09 2025 5:51:51
Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....
04 09 2025 5:54:25
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
03 09 2025 23:55:14
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
...
02 09 2025 9:23:38
В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология.
Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии.
...
01 09 2025 11:47:16
Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....
31 08 2025 11:25:51
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
30 08 2025 18:13:43
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
29 08 2025 5:14:31
Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....
28 08 2025 23:25:53
Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....
27 08 2025 8:42:28
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
26 08 2025 15:48:10
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....
25 08 2025 6:30:40
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
24 08 2025 21:24:56
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
23 08 2025 12:34:23
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
22 08 2025 18:46:34
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
21 08 2025 7:10:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::