Урок-обобщение по теме "Дыхание" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-обобщение по теме "Дыхание"


    Урок-обобщение по теме "Дыхание"

Основные цели и задачи:

  • Образовательные: рассмотреть, повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Дыхание», обеспечить связь с последующими темами курса (кровообращение) ;
  • Воспитательные и развивающие:
    • формировать научное мировоззрение, межпредметные и внутрипредметные связи, навыки здорового образа жизни воспитывать уважение к здоровью, как своему, так и окружающих;
    • развивать познавательный интерес к изучению организма человека, проблеме укрепления и сохранения здоровья;
    • формировать и развивать общеучебные умения и навыки (работу с дополнительной литературой: научно-популярной, научной, справочниками, энциклопедиями и др.), ИКТ-компетентности, навыки научно-исследовательской деятельности, умения подготовить и провести презентацию мини-проекта, работать в группе, анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы и др.

Оборудование: мультипроектор, интеpaктивная доска, слайды-презентация по теме урока, таблицы по теме «Органы дыхания», «Гигиена дыхания», «Действие никотина на органы дыхания», учебник: авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, БИОЛОГИЯ 8 класс, ЧЕЛОВЕК, рабочие тетради на печатной основе (авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев), дидактический и раздаточный материал, стенгазеты, кроссворды по теме и др.

Подготовка к уроку.

Примерно за 2 недели, в начале изучения темы «Дыхание» желательно рассказать детям о предстоящем уроке, выделить основные группы участников, исследователей, попросить провести исследования (по дополнительной литературе, классному журналу, интернет-ресурсам, составить план работы, подготовить презентацию, кроссворды, сообщения, стенгазеты о вреде курения и продумать их защиту.

Для работы в оценочной группе приглашаются ученики 9-10 классов (разновозрастное сотрудничество), классный руководитель.

Необходимо заранее подготовить листки учета выполненных заданий (оценочный лист), определить систему оценивания, раздаточные карточки – с рекомендациями по здоровому дыханию.

Вопросы для повторения и обсуждения должны быть различной степени сложности, активизирующие познавательную деятельность детей, создающие ситуацию успеха для детей с различным уровнем способностей, знаний и умений.

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать, анализировать, что нам известно об органах дыхания. Для этого нам придется сформировать круг основных вопросов и проблем. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? Ученики, как правило, очень хорошо называют эти вопросы (что такое дыхание, его значение, дыхательные пути, механизм дыхания, основные заболевания и др.)
Сегодня увидят, как мы работаем на уроке, ученики и из других классов, и ваш классный руководитель. Вести урок будем совместно, а в следующий раз похожий урок проведет кто-то из старших ребят или из вас. (Далее продолжение урока с презентацией учебного материала через мультипроектор)
На слайде и на интеpaктивной доске запись: «Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий (Приложение 1)
– Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме? Почему? (Ученики высказывают свое мнение). В итоге можно сделать вывод о том, что дыхание – сложный жизненно важный процесс.

– Сформулируем основные цели нашего урока

  • Установить, что такое дыхание, его значение, этапы дыхания.
  • Рассмотреть строение органов дыхания, дыхательных путей. Установить, каким заболеваниям они подвержены.
  • Уметь объяснить:
  • взаимосвязь строения и функций дыхательных путей, причины и меры профилактики болезней, воздействие курения на дыхательные пути;
  • оказать первую помощь пострадавшем (получившему электротравму;,
  • установить необходимость поддерживания здоровья органов дыхания, как одного из условий здоровья человека.

– А теперь давайте познакомимся с основными этапами нашей работы на уроке.

1. Повторение. Вспомним, что такое дыхание, его значение.
2. Органы дыхания. Воздухоносные пути. Механизм дыхания. Самостоятельная работа.
3. Болезни органов дыхания, причины, меры профилактики Наши исследования и проекты.
3.1. Вирусные заболевания органов дыхания и наша успешность
3.2. Влияние никотина на органы дыхания
3.3. Гигиена дыхания (Простые истины здорового дыхания)
4. Контроль усвоения учебного материала
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока

1. Повторение. Беседа

1. Что такое дыхание, его значение. Человек, как и все живые организмы на Земле, в процессе своей жизнедеятельности потрeбляет кислород и выделяет углекислый газ. Без кислорода человек не в состоянии прожить и несколько минут. Участие кислорода в обменных процессах.
Анализ ответов учащихся.
Организм получает кислород в процессе дыхания. К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Рассмотрим их по порядку.

2. Органы дыхания. Самостоятельная работа.

Для этого проведем самостоятельную работу по группам (презентация учебного материала: заданий по группам, таблиц по органам дыхания)
Вопросы по группам.

1 группа – рассмотреть строение и функции носовой полости
2 группа – рассмотреть строение и функции гортани
3 группа – рассмотреть строение и функции трахеи и бронхов
4 группа – рассмотреть строение и функции легких

Рис. 1. Органы дыхания

 

Рис. 2. Газообмен в легких

– Итак, организм получает кислород в процессе дыхания. К органам дыхания относятся: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. Рассмотрим их по порядку (демонстрация и самостоятельная работа по слайду презентации).

Носовая полость, образованная костями лицевой части черепа и хрящами, выстлана слизистой оболочкой, которую образуют многочисленные волоски и клетки, покрывающие полость носа. Волоски задерживают частички пыли из воздуха, а слизь предотвращает проникновение микробов. Благодаря кровеносным сосудам, пронизывающим слизистую оболочку, воздух, проходя через носовую полость, очищается, увлажняется и согревается.

Через носоглотку воздух поступает в гортань, образованную хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. Здесь расположены голосовые связки, вибрация которых при прохождении воздуха вызывает образование звуков.

Продолжение воздухоносных путей – трахея и бронхи, состоящие из хрящевых полуколец, выстланных слизистой оболочкой

Легкие как органы дыхания, их строение, механизм дыхания (вдох и выдох), легочный газообмен.

Выводы по итогам работы в группах

Группа № 1

  • Носовая полость выстлана мерцательным эпителием – воздух увлажняется и очищается
  • Реснички мерцательного эпителия очищают воздух
  • Густая сеть капилляров обеспечивает согревание воздуха

Группа № 2

  • Гортань образована хрящами – воздух проходит в трахею.
  • Голосовые связки гортани – обеспечивают голосообразование

Группа № 3

  • Трахея и бронхи состоят из хрящевых полуколец – свободное прохождение воздуха при дыхании.
  • Бронхи образованы хрящевыми полукольцами – защита от спазма при вдохе
  • Трахея и бронхи выстланы мерцательным эпителием – очищение воздуха

Группа № 4

  • Легкие – органы, в которых происходит газообмен (левое и правое легкое, доли легких, плевра, альвеолы, легочное дыхание; тканевое дыхание происходит в клетках тела)

3. Болезни органов дыхания, причины, меры профилактики

3.1. Какие нарушения, болезни органов дыхания нам известны? Беседа и публикация слайда.

Заболевания органов дыхания

  • Грипп, ангина, ОРЗ
  • Гайморит
  • Фронтит
  • Тонзиллит
  • Разрастание аденоидов
  • Дифтерия
  • Туберкулез и онкозаболевания

Нарушения в органах дыхания. Клиническая и биологическая cмepть. Первая помощь пострадавшему. Беседа. Работа с текстом учебника – страницы 150-152

  • Первая помощь утопающему
  • Помощь при удушении, заваливанию землей
  • Первая помощь при электротравме
  • Клиническая и биологическая cмepть
  • Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

3.2. Как влияют вирусные инфекции на органы дыхания, заболеваемость учеников класса, воздействие на наше самочувствие и успешность. Ученики нашего класса провели исследования.

3.3. Исследование № 1

Месяц Число учащихся класса, заболевших вирусными инфекциями Всего пропущено
дней
Всего пропущено уроков Самочувствие Успешность
Сентябрь 2 10 55  
Октябрь 7 37 195 Ухудшение /снижение
Ноябрь 5 26 141 Ухудшение /снижение
Итого 14 73 391  

– Как мы видим по справкам об отсутствии учащихся класса, наибольшее количество заболевших – по вирусным инфекциям органов дыхания, а максимум дней и пропущенных уроков выпадает на октябрь. Все это, по мнению учеников, негативно повлияло на самочувствие и успешность учебы и других занятий.

3.4. Исследование № 2

Каково воздействие курения на здоровье дыхательных путей

  • Состав табачного дыма: никотин, аммиак, угарный газ, мышьяк, синильная кислота, радиоактивные вещества
  • Воздействие на обмен веществ: нарушается нервная и гумopaльная регуляция
  • Воздействие на голос: голосовые связки опухают, голос хриплый
  • Воздействие на дыхательные пути: раздражение слизистой оболочки, сужение кровеносных сосудов дыхательных путей, их загрязнение и снижение функциональных способностей

3.5. Исследование № 3

Как же способствовать здоровому дыханию, какие меры профилактики и гигиены необходимо соблюдать. Простые истины здорового дыхания – презентация слайда (мини-проект).

Гигиена воздуха

  • Проветривайте жилые и учебные помещения. Это освежит воздух, которым мы дышим.
  • Ежедневная влажная способствует чистоте и влажности воздуха.
  • Спать лучше всего тоже при открытой форточке.

Гигиена дыхания

  • Правильное дыхание – это дыхание через нос.
  • При заболеваниях дыхательных путей соблюдайте правила гигиены – это поможет уберечься самому и уберечь от заражения окружающих.
  • Курение особенно опасно для дыхательных путей, вредно как курящему, так и «пассивным курильщикам»

В помощь против болезней

  • Прививки против инфекционных болезней органов дыхания помогут тебе сохранить здоровье.
  • Витамины, здоровый образ жизни улучшат твое самочувствие.
  • Медосмотры и обследования – флюорография – могут выявить болезнь и помочь в ее лечении.

4. Определение степени усвоения учебного материала

4.1. Тестовая работа (самопроверка или взаимопроверка)

Выбрать правильный ответ

1. Дыхание – это:

а – обмен газов органах дыхания;
б – обмен газов в клетках тела;
в – потрeбление кислорода;
г – обмен газов между клетками и окружающей средой

2. В носовой полости воздух:

а – только согревается;
б – согревается и увлажняется;
в – согревается, увлажняется, очищается;
г – все ответы правильные.

3. Дыхательный центр находится в:

а – мозжечке;
б – продолговатом мозг;
в – спинном мозге;
г – среднем мозге

4. Орган голосообразования:

а – гортань;
б – ротовая полость;
в – трахея;
г – трахея и бронхи.

5. При легочном дыхании:

а – кислород из воздуха поступает в легкие;
б – кислород из воздуха поступает в альвеолы;
в – кислород из воздуха поступает в легочные капилляры;
г – углекислый газ поступает в капилляры.

6. Вирусные и бактериальные заболевания органов дыхания:

а – не опасны для человека;
б – передаются воздушно-капельным путем;
в – проявляются одинаково во все времена года;
г – не излечимы.

7. Для реанимации (при клинической cмepти) необходимо:

а – вовремя и правильно сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;
б – нельзя ничего предпринимать.

Ответ: 1 – г, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – б, 7 – а.

Установить последовательность мер при искусственном дыхании и непрямом массаже сердца

а – голову слегка запрокинуть назад;
б – уложить пострадавшего лицом вверх на твердую поверхность;
в – надавить на грудную клетку;
г – вдохнуть воздух пострадавшему «из рта в рот»;
д – один вдох и одно надавливание повторять 16-20 раз в минуту.

Ответ: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – в, 5 – д.

4.2. Оценивание работы учащихся на уроке. Слово оценочной группе

5. Домашнее задание: параграф 29, прочитать, ответить на вопросы после текста;
тетрадь на печатной основе задание № 120,121

6. Итоги урока

Выводы (памятки – раздаточные карточки)

1. Дыхание – жизненно важный процесс обмена газов между клетками и окружающей средой.
2. Кислород, как окислитель, нужен для всех процессов жизнедеятельности, благодаря которым выделяется энергия, необходимая для жизни.
3. Воздух при дыхании проходит через носовую полость, носоглотку, гортань, трахею, бронхи – это воздухоносные пути. Газообмен начинается в легких.
4. Органы дыхания участвуют в голосообразовании, особенно гортань, где расположены голосовые связки.
5. Наиболее распространены заболевания дыхательных путей – это респираторные инфекции и воспаления.
6. Значительный вред приносит курение, в том числе «пассивным курильщикам».
7. Предотвратить тяжелые болезни могут прививки против них и обследование – флюорография.

– Будьте здоровы!



Комментарии:

Тьюторский проект


    Тьюторский проект

      Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

19 01 2025 19:40:57

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

18 01 2025 2:47:12

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

17 01 2025 22:45:41

Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"


    Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"

      Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой. ...

16 01 2025 3:55:57

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"


    Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

      Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

15 01 2025 9:54:35

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

14 01 2025 19:59:32

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

13 01 2025 6:33:49

Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности


    Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности

      Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....

12 01 2025 2:19:43

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

11 01 2025 13:29:35

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

10 01 2025 10:15:46

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс


    «Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

      Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

09 01 2025 4:57:49

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"


    Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

      Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

08 01 2025 17:53:34

Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"


    Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"

      Интегрированный урок «Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....

07 01 2025 17:20:48

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....

06 01 2025 21:47:28

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

      Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....

05 01 2025 7:19:22

Мышцы человека

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....

04 01 2025 18:57:17

Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"


    Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

      Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....

03 01 2025 18:28:55

Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

      На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

02 01 2025 14:33:48

Центры происхождения культурных растений

Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

01 01 2025 15:23:57

Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"


    Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"

      В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности. ...

31 12 2024 21:51:42

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

30 12 2024 10:11:29

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

29 12 2024 20:40:27

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс


    Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс

      Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....

28 12 2024 14:12:33

Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"


    Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"

      Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...

27 12 2024 9:31:20

Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"


    Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

      Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. ...

26 12 2024 9:12:43

Акулы


    Акулы

      Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

25 12 2024 7:26:46

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

24 12 2024 21:52:29

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"


    Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

      Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

23 12 2024 2:35:46

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

22 12 2024 1:56:35

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

21 12 2024 0:28:16

Урок биологии в 7-м классе "Тропизмы простейших"


    Урок биологии в 7-м классе  "Тропизмы простейших"

      Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....

20 12 2024 9:35:39

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

19 12 2024 1:16:50

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...

18 12 2024 1:38:53

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

17 12 2024 7:49:51

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о ВИЧ-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....

16 12 2024 21:54:36

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

15 12 2024 13:47:16

Игра-соревнование "Окажи помощь…"


    Игра-соревнование "Окажи помощь…"

      Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....

14 12 2024 19:36:35

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

13 12 2024 20:33:49

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"


    Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

      Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

12 12 2024 7:10:35

Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"


    Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"

      Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке. ...

11 12 2024 16:31:22

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"


    Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

      Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

10 12 2024 18:57:38

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

09 12 2024 20:21:45

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

      На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

08 12 2024 23:57:55

Саморазвитие экосистемы

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....

07 12 2024 11:11:22

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

06 12 2024 6:51:57

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

05 12 2024 22:16:28

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"

      Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...

04 12 2024 10:34:39

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

03 12 2024 19:39:45

Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"


    Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"

      Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения". ...

02 12 2024 5:51:55

Плоды. Распространение плодов и семян


    Плоды. Распространение плодов и семян

      Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

01 12 2024 0:53:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::