"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)

Задачи:

  • познакомить учащихся с важными лекарственными растениями, с историей возникновения аптек;
  • научить применять дикорастущие травы и ягоды для приготовления пищи;
  • овышать познавательную активность учащихся, прививать интерес к предмету;
  • воспитывать любовь к природе.

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Архивариус-фармаколог
  • Учитель биологии
  • Учитель истории
  • Фармацевт
  • Ризотом-травознай (травник)

Лекарственные растения:

  • Земляника
  • Одуванчик
  • Рябина
  • Черемуха
  • Шиповник
  • Малина
  • Ландыш
  • Картофель
  • Укроп
  • Лук

Ведущий:

Дорогие ребята! Мы сегодня познакомим вас с историей возникновения аптеки, с некоторыми лекарственными растениями и их применением для лечения людей. А для этого мы пригласили к нам в гости архивариуса-фармаколога, фармацевта, ризотома-травозная (травника), учителя истории, биологии и группу учащихся, исполняющих роли лекарственных растений.

Архивариус-фармаколог:

Дорогие ребята, разбирая архивы, я натолкнулся на интересный документ. Вот о чем он рассказывал. Первая русская аптека была открыта в Московском Кремле в 1581 г. в царствование царя Ивана Грозного. Аптека называлась Царскою, имела большой выбор медикаментов и отличалась пышным убранством. Открыл её приехавший из Англии аптекарь Джемс (Яков) Трепсем. В 1620 году царь учредил Аптекарский приказ он помещался в Москве недалеко от Воскресенских ворот он ведал Царской аптекой и всем врачебным делом того времени. Управляли Аптекарским приказом бояре, а служили в нем доктора, аптекари, лекари, окулист, перевозчик, алхимик и почему-то часовой мастер. Все служащие были иностранцами, за исключением перевозчика.

В царской аптеке лекарства изготовлялись с большими предосторожностями. Изготовленное по рецепту врача лекарство должен был попробовать сам врач, и только после этого лекарство доставлялось во дворец. Во дворце его пробовал сначала начальник Аптекарского приказа, и только после этого оно подавалось заболевшему члену царской семьи. Имена фармацевтов (составляющих лекарство) и имена принесших лекарство записывались в специальную книгу. Врачи и аптекари давали клятву не подмешивать в еду, напитки и лекарства никаких вредных снадобий.

Учитель биологии:

Я хочу сделать вам не менее интересное сообщение. С древних времен лечатся не только люди, но и животные. Ранней весной лиса и барсук для своих детенышей устраивают настоящие солнечные ванны. Они выносят своих малышей из сырых и темных нор, держат их некоторое время на солнышке, поворачивают с одной стороны на другую, а потом снова уносят в логово. Для чего же звери облучают солнечными лучами своих детей? А для того, чтобы предупредить рахит.

Лечебные растения в природе разбросаны повсюду. Животные охотно поедают их, спасая себя от кишечных или других заболеваний. Поедая полынь, степные копытные животные избавляются от глистов и других паразитов. Медведь не ляжет в берлогу до тех пор, пока не выведет глистов. Иначе ему не перезимовать. Конечно, животные лечатся совершенно бессознательно, ими руководит инстинкт, который передается из поколения в поколение.

Ведущий:

Викторину “Лекарственные травы” проводит ризотом-травознай (травник).

1 Подорожник Представим, что у вас неудобная обувь, вы натерли ногу или получили царапину на ноге. Что делать? Посмотрите внимательно на обочину. Что вы увидите прямо под ногами?

Путника друг, подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Путника друг, подорожник,
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног

(Листочек приятно холодит, боль стихает. Можно идти дальше).

2 Полынь Какая трава самая горькая и очень популярная в народной медицине? (В народе её издавна употребляли как жаропонижающее, кровоостанавливающее, желчегонное средство и от глистов. Полынные капли улучшают аппетит и пищеварение).
3 Чистотел Соком какой травы выводят бородавки?
4 Крапива Является ли жгучая трава крапива лекарством и каким? (применяется при кровотечениях, сахарном диабете, при борьбе с глистами. Содержит много витаминов).
5 Одуванчик Что же лечит одуванчик, шарик-раздуванчик? (В старину его считали “элексиром жизни” он содержит много витаминов, минеральных солей, из него готовят салаты, улучшает пищеварение, применяется при лечении печени, ожогов. Можно из получить одуванчиковый кофе из поджаренных, затем молотых корней).
6 Черёмуха Что вы знаете о душистой красавице черемухе? (Особые вещества – фитонциды убивают микробов и насекомых. Кашица из листьев черемухи через 10-15 минут лишает жизни клещей, мух, слепней, мошек. Ягоды черемухи вылечивают понос).
7 Лопух Чем интересен лопух? (Лечит простуду, воспаление слизистой оболочки, почки, кожные болезни. Из корней лопуха, мелко нарезанных и сваренных с кислым молоком или щавелем можно приготовить лопуховое повидло. А из сухих молотых корней – муку, из которой, смешав с пшеничной мукой, можно испечь вкусные лепешки).
8 Пастушья сумка Чем знаменита пастушья сумка? (Останавливает кровь, для этого необходимо смочить отваром ватку и приложить на рану. А также это лучшее средство от рвоты).

Архивариус:

Как видите прямо в лесу можно найти нужные лекарства и использовать их по надобности. В моем архиве есть еще одна интересная история, которая рассказывает о находчивости одного врача. Было это в 1919 году, на севере, в госпитале. Раненых красноармейцев было много, а в передвижном госпитале не было ни бинтов, ни ваты, ни йода. Особенно нужна была вата. Врачу было невыносимо тяжело смотреть на страдания раненых, и он в самом мрачном настроении вышел из избы. За деревней начиналось болото, покрытое снегом. Врач пнул ногой кочку и замер: под ногой был белый мох – сфагнум. Врач знал, что сухой мох используют на скотных дворах, так как он хорошо впитывает навозную жижу. Значит его можно использовать вместо ваты. На другой день весь медицинский персонал вышел на сбор мха. Собранный мох разложили по простыням для просушки. Просохший мох заменил не только вату, но и йод. Сфагнум содержит вещество сфагнол, убивающее микробов.

Советы фармацевта:

  1. Наземные части растений собирают только в хорошую ясную погоду;
  2. Листки, цветы, травы и ягоды собирают в корзины слоями в 5-7 см, между ними прокладывают веточки;
  3. Листовые почки собирают рано весной в марте-апреле, когда почки набухают, но не лопаются;
  4. Кору снимают на корню весной, во время сокодвижения. В это время кора легко отделяется. Её снимают с молодых деревьев.
  5. Листья собирают во время цветения, зеленые;
  6. Цветы заготавливают во время их распускания;
  7. Плоды собирают в период их полного созревания;
  8. После сбора материал сортируют и сушат. Сушка бывает теневая, воздушная, солнечная, тепловая.

Ведущий:

Конкурс “Загадки”

Красна, сладка, душиста,
Растет низко, к земле близко.

Стоит Егорка в красной ермолке
Кто ни пройдет, всяк поклон подает. (Земляника)

(Приложение 1, слайд № 1)

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом,
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)

(Приложение 2, слайд№ 2)

Под ярусом, ярусом
Висят кисти с красным гарусом. (Рябина)

(Приложение 3, слайд№ 3)

Черненька, маленька, всему свету миленька. (Черемуха)

(Приложение 4, слайд№ 4)

Сидит на палочке в красной рубашке,
Брюшко сыто, камешками набито.
Хорош бы цветок, да остер шипок,
У него колючки, что железные крючки. (Шиповник)

(Приложение 5, слайд№ 5)

Красненька матрешка, беленько сердечко
Не жил в ягодке жучок,
И не кушал червячок,
А сорвал её с куста. (Малина)

(Приложение 6, слайд№ 6)

Появились бубенчики,
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке. (Ландыш)

(Приложение 7, слайд№ 7)

Белые кисти –
Напрасный наряд.
Зеленые кисти –
Опасный яд,
Но под ногой –
Клад дорогой. (Картофель)

(Приложение 8, слайд№ 8)

Выросла травка
К пище приправка.
Её пожитки –
Душистые нитки. (Укроп)

(Приложение 9, слайд№ 9)

Не бьет, не ругает
А все от него плачут. (Лук)

(Приложение 10, слайд№ 10)

Учитель истории:

Я расскажу о лекарственных растениях-символах.

Адонис

Желтые цветки этого растения появляются ранней весной. После цветения наземная часть его отмирает. Название этого растения связано с древнегреческим мифом. Прекрасный юноша, влюбленный в богиню Афродиту, был однажды смертельно ранен на охоте. Найдя его уже мертвым, Афродита превратила его в цветок и просила богов вернуть ей любимого. Зевс решил, что юноша будет проводить полгода в царстве смерти – зимой, когда растения умирают или засыпают, а весной будет возвращаться к богине любви и красоты на землю. В Афинах и Александрии в древности в начале весны проводился специальный праздник, посвященный этому цветку.

Пион

Растение это особо почитается в Китае, где его разводят уже более 1500 лет. В средние века многие сорта здесь ценились на вес золота. Происхождение названия этого растения тоже связано с древнегреческой легендой. В ней рассказывается, что у врача-эскулапа был ученый – Пионий. Он мог исцелять самые страшные раны. И вот однажды бог Плутон, желая спасти Пиония от верной смерти, превратил его в цветок.

Дуб

Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображения есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария.

Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева.

Верба

Это кустарник или небольшое деревце, растущее по долинам рек в лесной и степной зонах. Один из важнейших православных праздников сопровождается церковным обрядом с ветками этого растения. Освященные в церкви пучки веток, по поверью, обретают очистительную силу. С их помощью приводили в порядок жилища, выметая мусор, накопившейся за зиму. Мусор сжигали, а затем парились в бане. Стегая себя этими ветвями и приговаривая: “Здоровье – в хату, хворь – в лес!”

Подводим итоги урока.

Учитель биологии:

Мы познакомились сегодня с наиболее распространенными лечебными растениями они используются для изготовления 2/5 всех лекарств. Зайдите в любую аптеку и вы найдете там упаковку с плодами шиповника, сушеную малину, пузырьки с холосасом и экстрактом шиповника…

Повышение познавательной активности учащихся, привитие интереса к предмету – важные задачи, которые стремится решить каждый педагог.

Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры.

Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета – интерес.

Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, т.е. показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Разработка урока "Цветок. Соцветия"

Завершено изучение темы " Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

28 11 2021 9:54:16

Урок по окружающему миру "Как нам жить"

Урок " Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

28 11 2021 14:57:39

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии « Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в практической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием И К Т направлен на более эффективное усвоения материала....

28 11 2021 12:58:53

Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе

Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле З У Н....

28 11 2021 16:58:26

Стратегия работы с одаренными детьми

Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

28 11 2021 6:22:14

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опорно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

28 11 2021 9:40:29

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

Урок входит в тему « Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

28 11 2021 2:43:24

Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"

Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охарактеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....

28 11 2021 0:39:33

Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"

При проведении данного урока используется интерактивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интерактивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте « Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...

28 11 2021 15:23:58

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

28 11 2021 17:23:35

Дидактический материал на уроке биологии

У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

28 11 2021 20:29:25

Общая характеристика водорослей

Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и половым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

28 11 2021 10:43:30

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая характеристика внимания и условия его организации"

Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

28 11 2021 8:33:53

Занятие "Амур – великая река"

Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....

28 11 2021 9:45:42

Гигиена и питание

Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием Ц О Р. Данный урок заключительный в разделе " Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...

28 11 2021 21:23:37

Интерактивный образовательный проект "Растения"

Представлен интерактивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в Д О У, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы « Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

28 11 2021 11:42:56

Гуманизм и образование

Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

28 11 2021 7:39:30

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

28 11 2021 12:30:14

Развитие коммуникативных умений учащихся при использовании опорных конспектов

Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опорного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....

28 11 2021 19:26:29

Путешествие в мир насекомых

Урок направлен на закрепление знаний о ракообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

28 11 2021 12:28:31

Авторская программа "Человек и природа"

Программа предпрофильного образования « Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

28 11 2021 11:24:17

Строение и функции лейкоцитов. Иммунитет. 8-й класс

На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....

28 11 2021 0:52:38

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

28 11 2021 6:37:35

Описание открытого урока "Царство Грибы"

Урок проводится в 7-м классе, после темы " Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы " Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование И К Т на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....

28 11 2021 13:46:57

Урок-модуль "Генетика и медицина"

Тема " Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий практического характера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока " Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

28 11 2021 19:45:41

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы « Река моего детства», « Живи родник», « Первоцветы», краеведческие исследования « Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

28 11 2021 23:40:50

Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"

Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....

28 11 2021 21:25:46

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям неблагоприятных факторов среды....

28 11 2021 9:37:48

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

28 11 2021 4:28:36

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

28 11 2021 18:12:57

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-практических конференций в гимназии № 1. ...

28 11 2021 14:17:11

«Почва как среда жизни». 5-й класс

Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

28 11 2021 8:50:39

Информационные технологии на уроках биологии

Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме " Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из У М К " Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опорные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

28 11 2021 16:19:20

Лекарственные растения Мурманской области

Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

28 11 2021 17:44:39

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с И К Т, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

28 11 2021 11:29:17

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

28 11 2021 6:21:12

Центры происхождения культурных растений

Академик Н. И. Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

28 11 2021 3:15:52

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

28 11 2021 16:23:30

Успехи селекции

На уроке по теме " Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

28 11 2021 19:46:13

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

28 11 2021 22:10:56

Цветок и плод

Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

28 11 2021 3:35:21

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

28 11 2021 23:26:29

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие " Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

28 11 2021 13:29:41

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

28 11 2021 5:52:23

Тема: "Механизм вдоха и выдоха"

Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....

28 11 2021 17:17:11

Тема урока: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....

28 11 2021 12:24:13

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

Внеклассное мероприятие " Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта " Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разрабатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

28 11 2021 20:41:23

Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс

Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....

28 11 2021 3:58:27

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции

Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....

28 11 2021 20:35:15

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опорно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

28 11 2021 6:48:56

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)