"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)

Задачи:

  • познакомить учащихся с важными лекарственными растениями, с историей возникновения аптек;
  • научить применять дикорастущие травы и ягоды для приготовления пищи;
  • овышать познавательную активность учащихся, прививать интерес к предмету;
  • воспитывать любовь к природе.

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Архивариус-фармаколог
  • Учитель биологии
  • Учитель истории
  • Фармацевт
  • Ризотом-травознай (травник)

Лекарственные растения:

  • Земляника
  • Одуванчик
  • Рябина
  • Черемуха
  • Шиповник
  • Малина
  • Ландыш
  • Картофель
  • Укроп
  • Лук

Ведущий:

Дорогие ребята! Мы сегодня познакомим вас с историей возникновения аптеки, с некоторыми лекарственными растениями и их применением для лечения людей. А для этого мы пригласили к нам в гости архивариуса-фармаколога, фармацевта, ризотома-травозная (травника), учителя истории, биологии и группу учащихся, исполняющих роли лекарственных растений.

Архивариус-фармаколог:

Дорогие ребята, разбирая архивы, я натолкнулся на интересный документ. Вот о чем он рассказывал. Первая русская аптека была открыта в Московском Кремле в 1581 г. в царствование царя Ивана Грозного. Аптека называлась Царскою, имела большой выбор медикаментов и отличалась пышным убранством. Открыл её приехавший из Англии аптекарь Джемс (Яков) Трепсем. В 1620 году царь учредил Аптекарский приказ он помещался в Москве недалеко от Воскресенских ворот он ведал Царской аптекой и всем врачебным делом того времени. Управляли Аптекарским приказом бояре, а служили в нем доктора, аптекари, лекари, окулист, перевозчик, алхимик и почему-то часовой мастер. Все служащие были иностранцами, за исключением перевозчика.

В царской аптеке лекарства изготовлялись с большими предосторожностями. Изготовленное по рецепту врача лекарство должен был попробовать сам врач, и только после этого лекарство доставлялось во дворец. Во дворце его пробовал сначала начальник Аптекарского приказа, и только после этого оно подавалось заболевшему члену царской семьи. Имена фармацевтов (составляющих лекарство) и имена принесших лекарство записывались в специальную книгу. Врачи и аптекари давали клятву не подмешивать в еду, напитки и лекарства никаких вредных снадобий.

Учитель биологии:

Я хочу сделать вам не менее интересное сообщение. С древних времен лечатся не только люди, но и животные. Ранней весной лиса и барсук для своих детенышей устраивают настоящие солнечные ванны. Они выносят своих малышей из сырых и темных нор, держат их некоторое время на солнышке, поворачивают с одной стороны на другую, а потом снова уносят в логово. Для чего же звери облучают солнечными лучами своих детей? А для того, чтобы предупредить рахит.

Лечебные растения в природе разбросаны повсюду. Животные охотно поедают их, спасая себя от кишечных или других заболеваний. Поедая полынь, степные копытные животные избавляются от глистов и других паразитов. Медведь не ляжет в берлогу до тех пор, пока не выведет глистов. Иначе ему не перезимовать. Конечно, животные лечатся совершенно бессознательно, ими руководит инстинкт, который передается из поколения в поколение.

Ведущий:

Викторину “Лекарственные травы” проводит ризотом-травознай (травник).

1 Подорожник Представим, что у вас неудобная обувь, вы натерли ногу или получили царапину на ноге. Что делать? Посмотрите внимательно на обочину. Что вы увидите прямо под ногами?

Путника друг, подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Путника друг, подорожник,
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног

(Листочек приятно холодит, боль стихает. Можно идти дальше).

2 Полынь Какая трава самая горькая и очень популярная в народной медицине? (В народе её издавна употребляли как жаропонижающее, кровоостанавливающее, желчегонное средство и от глистов. Полынные капли улучшают аппетит и пищеварение).
3 Чистотел Соком какой травы выводят бородавки?
4 Крапива Является ли жгучая трава крапива лекарством и каким? (применяется при кровотечениях, сахарном диабете, при борьбе с глистами. Содержит много витаминов).
5 Одуванчик Что же лечит одуванчик, шарик-раздуванчик? (В старину его считали “элексиром жизни” он содержит много витаминов, минеральных солей, из него готовят салаты, улучшает пищеварение, применяется при лечении печени, ожогов. Можно из получить одуванчиковый кофе из поджаренных, затем молотых корней).
6 Черёмуха Что вы знаете о душистой красавице черемухе? (Особые вещества – фитонциды убивают микробов и насекомых. Кашица из листьев черемухи через 10-15 минут лишает жизни клещей, мух, слепней, мошек. Ягоды черемухи вылечивают понос).
7 Лопух Чем интересен лопух? (Лечит простуду, воспаление слизистой оболочки, почки, кожные болезни. Из корней лопуха, мелко нарезанных и сваренных с кислым молоком или щавелем можно приготовить лопуховое повидло. А из сухих молотых корней – муку, из которой, смешав с пшеничной мукой, можно испечь вкусные лепешки).
8 Пастушья сумка Чем знаменита пастушья сумка? (Останавливает кровь, для этого необходимо смочить отваром ватку и приложить на рану. А также это лучшее средство от рвоты).

Архивариус:

Как видите прямо в лесу можно найти нужные лекарства и использовать их по надобности. В моем архиве есть еще одна интересная история, которая рассказывает о находчивости одного врача. Было это в 1919 году, на севере, в госпитале. Раненых красноармейцев было много, а в передвижном госпитале не было ни бинтов, ни ваты, ни йода. Особенно нужна была вата. Врачу было невыносимо тяжело смотреть на страдания раненых, и он в самом мрачном настроении вышел из избы. За деревней начиналось болото, покрытое снегом. Врач пнул ногой кочку и замер: под ногой был белый мох – сфагнум. Врач знал, что сухой мох используют на скотных дворах, так как он хорошо впитывает навозную жижу. Значит его можно использовать вместо ваты. На другой день весь медицинский персонал вышел на сбор мха. Собранный мох разложили по простыням для просушки. Просохший мох заменил не только вату, но и йод. Сфагнум содержит вещество сфагнол, убивающее микробов.

Советы фармацевта:

  1. Наземные части растений собирают только в хорошую ясную погоду;
  2. Листки, цветы, травы и ягоды собирают в корзины слоями в 5-7 см, между ними прокладывают веточки;
  3. Листовые почки собирают рано весной в марте-апреле, когда почки набухают, но не лопаются;
  4. Кору снимают на корню весной, во время сокодвижения. В это время кора легко отделяется. Её снимают с молодых деревьев.
  5. Листья собирают во время цветения, зеленые;
  6. Цветы заготавливают во время их распускания;
  7. Плоды собирают в период их полного созревания;
  8. После сбора материал сортируют и сушат. Сушка бывает теневая, воздушная, солнечная, тепловая.

Ведущий:

Конкурс “Загадки”

Красна, сладка, душиста,
Растет низко, к земле близко.

Стоит Егорка в красной ермолке
Кто ни пройдет, всяк поклон подает. (Земляника)

(Приложение 1, слайд № 1)

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом,
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)

(Приложение 2, слайд№ 2)

Под ярусом, ярусом
Висят кисти с красным гарусом. (Рябина)

(Приложение 3, слайд№ 3)

Черненька, маленька, всему свету миленька. (Черемуха)

(Приложение 4, слайд№ 4)

Сидит на палочке в красной рубашке,
Брюшко сыто, камешками набито.
Хорош бы цветок, да остер шипок,
У него колючки, что железные крючки. (Шиповник)

(Приложение 5, слайд№ 5)

Красненька матрешка, беленько сердечко
Не жил в ягодке жучок,
И не кушал червячок,
А сорвал её с куста. (Малина)

(Приложение 6, слайд№ 6)

Появились бубенчики,
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке. (Ландыш)

(Приложение 7, слайд№ 7)

Белые кисти –
Напрасный наряд.
Зеленые кисти –
Опасный яд,
Но под ногой –
Клад дорогой. (Картофель)

(Приложение 8, слайд№ 8)

Выросла травка
К пище приправка.
Её пожитки –
Душистые нитки. (Укроп)

(Приложение 9, слайд№ 9)

Не бьет, не ругает
А все от него плачут. (Лук)

(Приложение 10, слайд№ 10)

Учитель истории:

Я расскажу о лекарственных растениях-символах.

Адонис

Желтые цветки этого растения появляются ранней весной. После цветения наземная часть его отмирает. Название этого растения связано с древнегреческим мифом. Прекрасный юноша, влюбленный в богиню Афродиту, был однажды смертельно ранен на охоте. Найдя его уже мертвым, Афродита превратила его в цветок и просила богов вернуть ей любимого. Зевс решил, что юноша будет проводить полгода в царстве смерти – зимой, когда растения умирают или засыпают, а весной будет возвращаться к богине любви и красоты на землю. В Афинах и Александрии в древности в начале весны проводился специальный праздник, посвященный этому цветку.

Пион

Растение это особо почитается в Китае, где его разводят уже более 1500 лет. В средние века многие сорта здесь ценились на вес золота. Происхождение названия этого растения тоже связано с древнегреческой легендой. В ней рассказывается, что у врача-эскулапа был ученый – Пионий. Он мог исцелять самые страшные раны. И вот однажды бог Плутон, желая спасти Пиония от верной смерти, превратил его в цветок.

Дуб

Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображения есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария.

Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева.

Верба

Это кустарник или небольшое деревце, растущее по долинам рек в лесной и степной зонах. Один из важнейших православных праздников сопровождается церковным обрядом с ветками этого растения. Освященные в церкви пучки веток, по поверью, обретают очистительную силу. С их помощью приводили в порядок жилища, выметая мусор, накопившейся за зиму. Мусор сжигали, а затем парились в бане. Стегая себя этими ветвями и приговаривая: “Здоровье – в хату, хворь – в лес!”

Подводим итоги урока.

Учитель биологии:

Мы познакомились сегодня с наиболее распространенными лечебными растениями они используются для изготовления 2/5 всех лекарств. Зайдите в любую аптеку и вы найдете там упаковку с плодами шиповника, сушеную малину, пузырьки с холосасом и экстрактом шиповника…

Повышение познавательной активности учащихся, привитие интереса к предмету – важные задачи, которые стремится решить каждый педагог.

Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры.

Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета – интерес.

Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, т.е. показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч. Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

05 08 2021 14:34:50

Обобщающий урок "Опорно-двигательная система"

Урок завершает изучение темы " Опорно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

05 08 2021 0:22:17

Стебель растения. Строение, ветвление стебля, рост и функции

Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стебля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных характерно быстрое изменение первичного стебля....

05 08 2021 9:30:18

Обобщающий урок на тему «Опорно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

Урок показывает единство строения и функции опорно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала практика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

05 08 2021 2:38:57

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

05 08 2021 19:10:11

Эмбриональный период онтогенеза. 10-й класс

Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....

05 08 2021 5:28:54

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

05 08 2021 11:48:39

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"

Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения. ...

05 08 2021 2:47:46

Урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

05 08 2021 9:19:39

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

05 08 2021 4:10:15

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)

Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отрабатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на практике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....

05 08 2021 10:10:15

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

05 08 2021 6:32:22

Урок-игра "Классы рыб"

Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...

05 08 2021 13:24:36

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

05 08 2021 4:45:24

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: " Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

05 08 2021 7:34:58

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме « Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

05 08 2021 16:55:48

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

05 08 2021 17:37:15

Строение и жизнедеятельность бактерий

На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

05 08 2021 7:45:28

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

05 08 2021 7:12:16

Информационные технологии на уроках биологии

Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

05 08 2021 1:58:47

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

05 08 2021 11:51:35

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

05 08 2021 8:42:45

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна

Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....

05 08 2021 13:10:38

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях половых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

05 08 2021 9:45:15

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

05 08 2021 2:49:52

Творческие задачи по биологии и методы их решения

Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...

05 08 2021 6:14:44

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

05 08 2021 12:55:43

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

05 08 2021 8:27:51

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

05 08 2021 15:14:45

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

05 08 2021 16:16:57

Растения и животные в символике Хакасии

Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

05 08 2021 16:24:11

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте " Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

05 08 2021 1:41:22

Открытый урок по теме "Скелет головы"

Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....

05 08 2021 2:40:11

Бинарный интегрированный интерактивный урок по теме "Круговорот углерода в природе и последствие его нарушения"

При составлении технологической карты урока использовался учебник « Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И. Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке И К Т как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....

05 08 2021 17:19:43

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

05 08 2021 0:52:14

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

05 08 2021 0:12:57

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

05 08 2021 18:32:22

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

05 08 2021 1:14:58

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И. А. Крылова " Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

05 08 2021 4:53:12

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме " Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике К С О " Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава ( П С С); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

05 08 2021 15:27:12

Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"

Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....

05 08 2021 16:26:54

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опорно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....

05 08 2021 7:52:55

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

05 08 2021 10:24:54

Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"

Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....

05 08 2021 6:28:55

Первая помощь при кровотечении

В результате работы ученики показали на практике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

05 08 2021 12:24:59

Тема урока: "Строение растительной клетки"

Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

05 08 2021 7:48:32

Тема урока: "Иммунитет"

Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....

05 08 2021 0:17:13

Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края"

Игра " Что? Где? Когда?" « По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....

05 08 2021 3:40:16

Наследственные болезни человека

На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....

05 08 2021 12:17:16

Урок биологии по теме "Особенности живого организма"

Урок « Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....

05 08 2021 9:24:50

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)