Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания биологии.

К.Д. Ушинский писал: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, и что эта обязанность более важна нежели передача самого предмета». Введение в школе ФГОС преследует в первую очередь эту цель.

Использование различных приёмов и методов должно быть подчинено главной и высшей идее- развитию у каждого, овладевающего знаниями, наукой умения мыслить, выдвигать гипотезы, обосновывать утверждения, находить пути решения гипотез, использовать дополнительные источники, в том числе современные технические средства.

В процессе преподавания биологии я уделяю должное внимание постановке и решению проблем..

Так при изучении темы «Основы эволюционного учения» в 11 классе выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, происхождение приспособленности, относительность приспособленности, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и следствие этой борьбы.

Очень важной является и проблема, происходит ли в наши дни естественный отбор, направление этого отбора ; причины колебаний численности , значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности.

Решение данных проблем способствует сознательному усвоению знаний.

Курс общей биологии позволяет глубже осмыслить ранее изученные биологические дисциплины. Многие разделы курса способствуют интеграции целого ряда предметов: географии, физики, химии, истории.

В процессе преподавания общей биологии находит применение и дискуссия, т.к. вопросы происхождения жизни и всего живого на планете тpaктуются неоднозначно.

Так в данной теме на уроке в роли учёных: К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина выступают 3 ученика и объясняют происхождение приспособленности (например, долотообразного клюва у дятла). Учащиеся решают, какая гипотеза более убедительна, почему.

Большое внимание уделяю на уроках умению учащихся самостоятельно добывать знания, отбирать нужную информацию и правильно её оформлять.

Социальный заказ биологического образования – это совокупность интересов и потребностей общества: воспитание и подготовка «сознательных, высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду, к активной деятельности в различных областях общества и государства, в сфере науки и культуры.

В процессе изучения темы «Основы эволюционного учения» решаются следующие задачи:

  • мировоззренческие – показать учащимся «набросок» научной картины мира;
  • методологические – показать познаваемость явлений природы, выpaбатывать умение формулировать познавательные задачи;
  • теоретические – начать изучение биологических теорий, содержательных идей;
  • пpaктические – аучить ставить и решать типичные задачи охраны и пpaктического использования живой природы на основе научных принципов.

Эволюционное учение, по словам К.А. Тимирязева – это философия биологии, путеводная звезда биолога, «когда, отрывая свой взгляд от ближайших узких задач своего ежедневного труда, он пожелает окинуть взором всю совокупность биологического целого».

В процессе изучения темы важно выделить исходные постулаты: наследственность, изменчивость, геометрическая прогрессия размножения, ограниченность места и ресурсов для жизни. Из них логически вытекает система следствий: естественный отбор, приспособленность, многообразие органического мира.

Осознанному усвоению школьниками учения Ч. Дарвина способствует специально организованная познавательная деятельность учащихся.

При изучении темы я уделяю внимание выработке общеучебных умений и навыков, используя знания предыдущих курсов приводить примеры приспособленности растений к опылению, к среде обитания у растений и животных, формы борьбы за существование, использование человеком данных знаний в процессе искусственного отбора, разведении культурных растений и домашних животных.

При изучении темы «Отделы растений» и классов животных, ввожу понятие «ароморфозы», отмечаем эти ароморфозы, их роль для организмов.

При изучении процессов биологического прогресса уделяем внимание пpaктической значимости данного вопроса для человека, отмечаем роль человека в поддержании биологического разнообразия и устойчивости экосистем, отмечая, что каждый вид в природе имеет определённое значение , исчезновение вида в природе нарушает цепи питания и биологическое равновесие

На необратимость эволюции указывал ещё Ч. Дарвин, не случайно он впервые чётко сформулировал следующий принцип необратимости эволюции: «Если вид однажды исчезает с лица земли, мы не имеем оснований думать, что та же самая , тождественная форма когда-нибудь появится вновь».

Отношение к учению Дарвина никогда не было однозначным. Поэтому при изучении данной темы уделяю внимание соединению эволюционной теории с генетикой. На обобщающем уроке заслушиваем сообщение о СТЭ, которая возникла в40 годах 20 века.

Учащиеся находят подтверждение понятию наследственность, т.к. в клетке существуют материальные носители наследственности: хромосомы и гены. Мутации же приводят к появлению изменчивости, потомство наследует признаки 2 организмов, пример комбинативной изменчивости.

Раздел «Экология» также опирается на знания эволюционного учения, т.к. единицей эволюции является популяция.

Производственная деятельность человека оказывает влияние на направления эволюции биосферы, изменяя окружающую среду, человек необратимо оказывает влияние на популяции и на собственную эволюцию.

Изучение адаптивных возможностей человека имеет в настоящее время важное пpaктическое значение.

Таким образом, в процессе изучения темы имеет место интеграция различных разделов биологии и других предметов, проблемность, научность и др.

Вопросы темы имеют пpaктическую значимость, активизируют мыслительную деятельность, заставляют задуматься над рациональным использованием природных богатств на основе знаний.

Тезисы к уроку:

  1. Роль обобщающего урока: систематизировать знания по теме.
  2. Форма проведения урока совершенствует навыки самостоятельной работы учащихся, умений отбирать материал, излагать грамотно, сопровождая демонстрацией презентаций и другого наглядного материала.
  3. Знания, полученные при изучении темы, способствуют формированию материалистического мировоззрения.
  4. Данная тема способствует интеграции различных отделов курса биологии и осуществлению межпредметных связей.
  5. Урок предусматривает активное обсуждение с учащимися вопросов темы с целью сознательного усвоения знаний.

Задачи урока:

  1. систематизировать знания учащихся о процессе и основных итогах исторического развития органического мира, проверить качество их усвоения;
  2. проверить знание краткой истории представлений об историческом развитии органического мира;
  3. углубить и расширить знания о движущих силах эволюции, доказательствах эволюции;
  4. проверить усвоение основных положений СТЭ (связь эволюционной теории с генетикой, экологией).

Образовательные:

  1. уметь сравнивать, обобщать, обосновывать применение знаний эволюционного учения в пpaктике сельского хозяйства (формы борьбы за существование) ;
  2. объяснять закономерные связи научных и общественно-экономических условий.

Оборудование: таблицы по общей биологии, книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора…», портреты учёных эволюционистов, коллекции насекомых, гербарии растений, имеющих приспособления к определённой среде, объясняющих понятия аналогичные и гомологичные органы, презентации учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. Цели и задачи урока. Главные ошибки по теме, допущенные учащимися при сдаче ЕГЭ.

II. Вступление учителя.

Быть может нет на Земле человека, который бы не слышал о Дарвине. Однако на вопрос, чем прославился знаменитый английский учёный, как ни странно, правильно отвечают немногие. Одни утверждают, что Дарвин – де доказал, что человек произошёл от обезьяны, другие говорят, что Дарвин доказал существование эволюции растительного и животного мира. Такой ответ ближе к истине, но тоже неточен. Не Дарвин открыл эволюцию. Величие натуралиста в другом. Наверное, лучше всех сформулировал заслугу Дарвина Герман Гельмгольц: «…Дарвинова теория заключает существенно новую, творческую идею. Она показывает, что целесообразность могла возникнуть без вмешательства разума, в силу действия одних естественных законов». Иными словами, Дарвин дал материалистическое объяснение органической целесообразности. Теория Дарвина, известная под названием теории естественного отбора, является одной из вершин научной мысли 19 в. Однако её значение выходит далеко за пределы своего времени и за рамки биологии.

История развития эволюционного учения включает в себя довольно значительный промежуток времени от древнегреческих учёных до наших дней.

III. Сообщения учащихся:

А) Эволюционные идеи в древности и в эпоху Возрождения (см. литературу №5).

Б) Эволюционные взгляды учёных 18 в. М.В. Ломоносов, К. Линней и др.

В) Борьба эволюционных идей 19 в. В Западной Европе (Ж.Б. Ламарк, Ж.Кювье, Сент Иллер).

Г) Русские эволюционисты 19 века.

Д) Жизнь и научная деятельность Ч. Дарвина.

IV. Ролевая игра.

Перед учениками представители разных мировоззрений: К.Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин. Им предстоит изложить свои взгляды на предложенные вопросы. Ученики оценивают их ответы.

  1. Как возникли современные виды?
  2. Почему в природе очень много видов?
  3. Имеется ли родство между видами?
  4. Как возникла приспособленность организмов к окружающей среде?

Демонстрация слайдов на тему «Формы приспособленности».

Вопросы ученикам.

Кому из учёных принадлежит следующее утверждение?

  1. Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу.
  2. Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор.
  3. Организмы не изменяются, т.к. они созданы совершенно.
  4. Организмы обладают только наследственностью.
  5. Организмы обладают и наследственностью и изменчивостью.
  6. Любое изменение полезно для организма.
  7. Ввёл принцип двойных названий и предложил международный язык для названий.
  8. Главный принцип, который лежит в основе эволюции- градация ( всё живое стремится к прогрессу).

V. Вопросы для обсуждения с учащимися.

  1. Дать определение вида.
  2. Перечислить критерии вида. Почему нужно пользоваться всеми критериями, чтобы отнести какой-либо организм к определённому виду?

Задача.

Два культурных растения ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются, отличаются по внешнему виду и химическому составу.

  1. Определите к одному или к разным видам следует отнести рожь и ячмень.
  2. Какими критериями вида пи этом надо руководствоваться.
  3. Как вы понимаете выражение «виды живут популяциями?» Дайте определение популяции.

Зайцы русаки обитают в степях Зауралья и ПреДypaлья. Они отделены горными лесами (изоляция), но внешне не отличимы, при встречах дают плодовитое потомство. Почему?

Почему популяцию считают единицей эволюции? Можно ли предположить, что со временем появится в одной из популяций другой вид зайца?

Вспомнить закон Харди-Вайнберга.

Сообщение учащегося «Вклад С.С. Четверикова.»

VI. Главные движущие силы эволюции.

Назовите главные движущие силы эволюции. Какие формы изменчивости влияют на ход эволюции?

Определите форму изменчивости.

  1. Ягнят держали в холоде. Шерсть у них стала гуще.
  2. На поле почти все всходы льна погибли от мороза , выжили единичные растения. Почему?
  3. Как человек в пpaктической деятельности использует формы изменчивости?

Борьба за существование.

Одно растение одуванчика занимает площадь 10 м2 и даёт 100 летучих семян. Хватит ли этим растениям 11 год места на поверхности суши? Покроет ли вид сплошь хотя бы один материк?

Дарвин употребил термин «Борьба за существование» в метафорическом смысле. Почему?

Определите, какая это форма борьбы:

  1. плодами одуванчика питаются многие птпцы
  2. мешают другие растения одуванчика
  3. растения гибнут от морозов.

Какая из них наиболее напряжённая? Почему?

Что является следствием борьбы за существование?

Назовите формы естественного отбора. Приведите примеры. Дайте определение.

Формы приспособленности.

Определите, в чём заключается приспособленность у данных организмов к среде( демонстрация гербариев, иллюстраций).

Рыбы: окунь, камбала. Заяц. Растения: кактус, молодило, одуванчик, репей и др.

Можно использовать элемент дискуссии см. Г.М. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» №47.

Почему приспособленность имеет относительный хаpaктер?

На одном из разобранных примеров поясните относительность приспособленности. (Например, окунь оказался на месте, лишённом растительности).

Микроэволюция.

Дать понятие о микроэволюции.

Перечислит главные факторы. Обратить внимании на понятии «волны жизни» и «дрейф генов».Делаем вывод о связи эволюционного учения и генетики.

Назвать способы видообразования.

Определить способы видообразования.

  1. Ландыш после отступления ледника распространился очень широко, причём вид на Дальнем Востоке отличается от европейского вида.
  2. Культурный картофель и многие культурные растения отличаются от диких предков.

Макроэволюция.

В чём сходство и отличие микроэволюции и макроэволюции?

Приведите примеры доказательств макроэволюции.

Сообщения учащихся о доказательствах эволюции ( палеонтологических, эмбриологических, сравнительно-анатомических).

Что такое гомологичные и аналогичные органы?

Дополните ряды:

  • кожа человека…
  • Лёгкие лягушки…
  • Хобот слона…
  • Колючки кактуса…
  • Шипы у малины…

Направления и пути эволюции.

Назвать главные правила эволюции.

Сообщения или презентация на тему «Вклад в разработку проблемы А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена».

Дайте определение направлений эволюции. Приведите примеры.

Какими путями достигается биологический прогресс?

Соотнесите данные примеры:

  1. Фотосинтез.
  2. Утрата листьев и превращение их колючки у кактуса
  3. Утрата органов пищеварения у паразитических червей.
  4. Удлинение конечности у лошади.
  5. Образование 3 камерного сердца у Земноводных.
  • АРОМОРФОЗ
  • ИДИОАДАПТАЦИЯ
  • ДЕГЕНЕРАЦИЯ

Решение проблемных заданий , выдвижение гипотез.

  1. Мамонты – это млекопитающие. Ящерицы- это пресмыкающиеся. Однако первые вымерли полностью, а вторые сохранились до наших дней. Дайте развёрнутое объяснение этому факту.
  2. Назовите предполагаемые причины, которые могли привести к полному вымиранию мамонта, шерстистого носорога, пещерного льва, саблезубого тигра.
  3. В чём недостатки гигантизма? А в чём его достоинства?

Как должна измениться ситуация, чтобы недостатки гигантизма стали преобладать над его достоинствами?

  1. Происходит ли естественный отбор среди человечества? Ответ обоснуйте.
  2. Какие действия и какие знания могут помочь людям сохранить многообразие видов растений и животных?
  3. В чём опасность такого явления как вымирание видов?
  4. Назовите главные факторы биологического регресса в наши дни.

Заключение.

Мрачны старые тёмные своды Вестминстерского аббатства в Лондоне. Свет скудно проникает через расписные стёкла стрельчатых окон… Через дверь южного притвора проходят в храм. Словно одна большая могила (1859-1999г) 140 лет со дня опубликования «Происхождения видов…» и теперь нет на земле уголка, где бы передовые люди не признавали учения о естественном отборе. Оно объясняло самые большие загадки природы. Без преувеличения можно сказать, что учение Дарвина открыло новые пути развития для всех биологических наук.

В 20 в. бурно развиваются такие науки как генетика и селекция, популяционная генетика. Сегодня можно говорить об СТЭ, которая взяла на вооружение теорию Дарвина, но внесла все достижения современной науки.

Рецидивы антидарвинизма наступают периодически у многих, ряд учёных пытается решать эволюционные проблемы с позиций неоламарксизма. В некоторых странах с учением Дарвина не знакомят в школах.

Литература:

  1. Учебник «Общая биология» 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
  2. Н.Н. Иорданский «Основы теории Эволюции».
  3. Г. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии».
  4. И.П. Карузина «Биология для медицинских училищ».
  5. Б Медников «Дарвинизм в 20 веке».
  6. Т.А. Козлова «Тематическое и поурочное планирование по биологии».
  7. И.Ф. Ишкина «Поурочные планы».
  8. А.А.Парамонов «Дарвинизм».
  9. В.М. Корсунская «Чарлз Дарвин».



Комментарии:

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

05 12 2025 3:20:48

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

04 12 2025 15:36:45

Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс


    Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс

      Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....

03 12 2025 0:53:35

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

02 12 2025 8:24:35

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

01 12 2025 20:21:32

Значение насекомых. 7-й класс


    Значение насекомых. 7-й класс

      На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

30 11 2025 15:31:49

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"


    Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"

      Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....

29 11 2025 6:20:24

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

28 11 2025 0:25:47

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

27 11 2025 18:20:52

Урок по теме "Видоизменение листьев"


    Урок по теме "Видоизменение листьев"

      Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....

26 11 2025 17:43:30

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков


    Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков

      Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...

25 11 2025 14:46:49

Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс

      Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....

24 11 2025 21:51:35

Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)


    Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)

      Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....

23 11 2025 4:30:57

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

22 11 2025 3:30:29

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

21 11 2025 3:10:58

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

20 11 2025 2:33:31

Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"

      Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами. ...

19 11 2025 11:40:59

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

18 11 2025 17:29:19

Интегрированные уроки «Информатика и экология»


    Интегрированные уроки «Информатика и экология»

      Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....

17 11 2025 2:43:20

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

16 11 2025 7:13:30

Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"


    Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"

      Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...

15 11 2025 7:25:49

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

14 11 2025 23:10:38

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

      Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

13 11 2025 12:44:52

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"


    Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

      Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....

12 11 2025 13:21:49

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

11 11 2025 1:20:55

Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"


    Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"

      Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....

10 11 2025 3:40:13

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

09 11 2025 2:45:49

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

08 11 2025 9:30:50

"Класс однодольные. Сравнительная хаpaктеристика семейств класса однодольные". 6-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....

07 11 2025 23:54:48

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

06 11 2025 13:47:34

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

      Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

05 11 2025 20:57:21

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

04 11 2025 4:55:50

Урок биологии по теме "Витамины"


    Урок биологии по теме "Витамины"

      Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....

03 11 2025 13:25:36

Значение живых организмов в природе и жизни человека


    Значение живых организмов в природе и жизни человека

      Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....

02 11 2025 22:39:33

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

      Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

01 11 2025 22:37:18

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

31 10 2025 0:22:54

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

30 10 2025 19:50:21

Генетика и проблемы здоровья человека


    Генетика и проблемы здоровья человека

      Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты. ...

29 10 2025 18:16:36

Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс


    Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс

      В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....

28 10 2025 8:25:42

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

27 10 2025 20:41:18

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

26 10 2025 19:26:46

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс


    Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

      Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

25 10 2025 10:41:10

Цветок – орган пoлoвoго размножения


    Цветок – орган пoлoвoго размножения

      Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....

24 10 2025 6:51:12

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

      Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

23 10 2025 10:41:42

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

22 10 2025 13:35:43

Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс


    Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс

      Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....

21 10 2025 14:47:37

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время


    Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

      В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

20 10 2025 16:45:20

Урок "Своя игра"


    Урок "Своя игра"

      Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение". ...

19 10 2025 13:58:56

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

18 10 2025 12:35:33

Мастер-класс "Зеркало организма"


    Мастер-класс "Зеркало организма"

      Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

17 10 2025 17:33:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::