Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе

Дидактические игры имеют большое значение для активизации познавательной деятельности детей.
Особенно актуальны в настоящее время компьютерные игры. Во-первых, они вызывают неизменный интерес у обучающихся, оживляют образовательный процесс. Для детей компьютерная игра ассоциируется не с учебой, а с отдыхом, приятным времяпрепровождением.
В настоящее время разработано множество информационных продуктов, содержащих игровые технологии, но сложно отыскать игру, которая должным бы образом раскрывала конкретную тему. Особенно остро это касается вопросов изучения узкоспециальных дисциплин, но есть и общие темы, при изучении которых педагоги и учащиеся испытывают недостаток в игровом компоненте.
И если педагог испытывает недостаток в какой-либо разработке, но не может найти готовых продуктов по данному направлению, он приходит к мысли, что их надо разработать самостоятельно, исходя из педагогических целей и собственных возможностей.
Именно так и происходит в Центре дополнительного образования детей \"Созвездие\" г. Воронежа. В качестве примера можно рассмотреть интеpaктивную игру \"Приключения в Королевстве Хлебных злаков\", разработанную педагогами Ложкиной Еленой Валерьевной и Поповой Татьяной Ивановной.
Особенность игры состоит в том, что для её создания не потребовалось знания основ программирования и наличия каких-либо специальных программ. Она создана на базе компьютерной презентации, что делает такой тип игр доступным для разработки педагогами, поскольку создание продуктов в программе Power Point или ее аналогах, как правило, не вызывает у них трудностей. Сама программа входит в стандартный комплект программного офисного обеспечения. Следовательно, появляется возможность пpaктически в любую тему внести информационные игровые технологии.
Рассматриваемая игра направлена на актуализацию и диагностику знаний и умений обучающихся по теме \"Хлебные злаки\". Ориентирована на возрастную группу 8-12 лет, но, как показала пpaктика, вызывает интерес и у более взрослого сегмента. Данная игра является авторской разработкой. Литературные источники при ее создании использовались в целях уточнения фактических данных и для иллюстрирования некоторых страниц-карт, а также использовано несколько загадок и кроссворд. Сказка-сюжет полностью является авторской и не имеет аналогов. Фото для иллюстраций также выполнены своими силами при помощи обычного цифрового фотоаппарата.
Игра имеет интеpaктивный хаpaктер и предусматривает самостоятельную работу детей. Принцип сходен с типом \"RPG\" - дети совершают ходы (выполняют задания и переходят на соответствующие действиям карты), и в зависимости от варианта их действий меняются элементы сюжета.
В данной игре активно задействован наглядный материал. Используются фотоиллюстрации натуральных объектов - образцов зерна, круп, а также иллюстрации из атласов растений.
Сюжет представляет собой виртуальное приключение, где участникам предстоит пройти по следу коварных героев-сорняков и освободить захваченных ими персонажей-злаков. Помогает игрокам персонаж агроном Зёрнышкин. Успешность кампании зависит исключительно от правильности решений, от эрудиции, решительности и смекалки. Так как игра направлена на актуализацию и самодиагностику ЗУН обучающихся по теме \"Хлебные злаки\", то ребятам понадобятся знания внешнего строения злаковых растений, их использования, навыки определения по соцветиям и зерновкам. Каждому действию детей дается оценка - правильно или неправильно выполнено задание. Ошибки, допускаемые детьми, обыграны таким образом, чтобы сохранялась мотивация к их исправлению.
Технологически игра разработана на основе гиперссылок. Всё повествование вместе с руководствами к действию размещены на слайдах - картах, каждой из которых присвоен порядковый номер. Разложены слайды по порядку, а вот фрагменты приключения, соответствующие каждой из них распределены хаотично. Просматривать содержание всех карт подряд бесполезно - это только запутает игроков. Почти на каждой карте игрокам предлагается выполнить какое-то особое задание, и даны варианты действий. Среди них необходимо выбрать правильный или самый подходящий и перейти на карту с соответствующим варианту номером, щелкнув по ссылке.
Следует помнить, что курсор нужно наводить точно на ссылку, иначе игрок просто перейдет на следующий по расположению, а не сюжету слайд. Это недостаток игр на основе компьютерных презентаций, но он легко устраняется созданием относительно больших по площади значков ссылок и обыгрыванием данного факта тем, что если щелкнуть по неигровой зоне, \"компьютер может вас отправить на любую карту по своему усмотрению\".
Игра-презентация пpaктически лишена эффектов анимации. Это сделано сознательно, поскольку основная ценность игры - ее содержание, и в конкретном случае эффекты анимации могут отвлекать игрока от сюжета, а также увеличивать время прохождения игры, так как элементы слайдов при анимации появляются с задержкой. Однако в случае создания других подобных разработок анимация может быть уместна, если соответствует содержанию игры.
В составе слайдов (всего их в разработке 85) есть организационные (содержащие сопроводительную записку для взрослых, инструкцию для игроков, сведения о разработчиках), сюжетные и вспомогательные. Вспомогательные слайды образуют фотогаллерею. Если игроки при выполнении задания захотят лучше рассмотреть изображения злаков, круп, щелкнув по ним мышкой, они переходят по ссылке на слайд, где данные изображения представлены более крупно. Обратный переход осуществляется по кнопке \"вернуться в игру\".
Для иллюстрации в приложениях приведены фрагменты игры, полностью привести ее не представляется возможным ввиду большего, чем 10 Мб размера, регламентированного правилами фестиваля \"Открытый урок\" (Приложение 1).
Помимо закрепления и самодиагностики, пособие также предусматривает тренировку внимания. Например, в задании по освобождению Риса в двух из трех вариантах ответа указано его название, но только в одном варианте названию соответствует и наглядный материал - рисовая крупа (Приложение 2).
В воспитательных аспектах акцент делается на следующих принципах:
- ценность и значение дружбы;
- пpaктическое применение знаний и умений для разрешения трудных жизненных ситуаций - так, чтобы выбрать дверь, через которую сорняки утащили хлебные злаки, ребята должны догадаться, что только манная крупа имеет непосредственное отношение к злакам, в отличие от гороха и семян подсолнечника;
- относительность понятий \"вредный\" и \"полезный\" организм (с точки зрения использования человеком) ; соответственно, воспитание уважения ко всему живому, независимо от способа его использования в текущий исторический момент. Так, например, по ходу сюжета, игрокам удается напомнить сорнякам, что те способны приносить радость и пользу как кормовые травы, лекарственные растения или же красивоцветущие растения (Приложение 3).
Но зачем использовать гиперссылки, если есть специальные программы для организации тестирования учащихся?
Конечно, программа создания компьютерных презентаций не предусмотрена для, собственно, тестирования обучающихся - нельзя подсчитывать баллы за правильные ответы, нет сличения правильного ответа с ложным, кроме как по результату адресации на основе гиперссылки. Но презентация выгодно отличается от тестирующих программ именно большими возможностями для творческой реализации сюжета игры и ее графического представления. Ведь главная задача этой игры - быть интересной, \"нестандартной\", не похожей на обычное тестирование, которое психологически утомляет детей.
В целом, этапы разработки игры можно представить следующим образом:
1. Определение темы игры в соответствии с образовательными целями и задачами.
2. Первичный подбор материала для раскрытия темы
3. Разработка сюжета, позволяющего эффективно раскрыть тему и обыграть задания, предлагаемые детям.
4. Подбор материала по сюжету игры.
5. Разработка компьютерной презентации - собственно, игры
- создание сюжетных, организационных и вспомогательных слайдов,
- расстановка гиперссылок
- перемещение слайдов местами для предупреждения \"подглядывания\" игроками правильных вариантов ответов
6. Апробация игры, устранение технических неполадок.
Таким образом, владея всего лишь базовыми навыками компьютерного пользователя, с помощью программ по созданию компьютерных презентаций педагоги могут эффективно решить проблему дефицита дидактических игр при изучении самых разных тем. Расширение же арсенала инструментов для создания компьютерных игр и их освоение открывает перед педагогами еще большие возможности для того, чтобы сделать образовательный процесс увлекательным и эффективным.
Комментарии:
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
05 12 2025 22:47:33
Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор.
...
04 12 2025 12:10:59
Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
03 12 2025 7:48:28
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
02 12 2025 13:52:59
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
01 12 2025 0:45:54
Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....
30 11 2025 6:13:29
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
29 11 2025 22:38:13
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.
...
28 11 2025 5:34:34
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
27 11 2025 10:17:17
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
26 11 2025 15:24:43
Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....
25 11 2025 3:48:35
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
24 11 2025 4:36:41
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
23 11 2025 21:57:43
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого.
...
22 11 2025 15:58:17
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
21 11 2025 15:25:34
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
20 11 2025 10:51:48
Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....
19 11 2025 22:48:47
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
18 11 2025 21:55:55
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
17 11 2025 7:26:14
Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....
16 11 2025 7:43:33
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации.
...
15 11 2025 2:17:56
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
14 11 2025 1:36:51
В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....
13 11 2025 15:27:46
Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....
12 11 2025 6:39:17
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
11 11 2025 13:58:46
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях.
...
10 11 2025 11:11:53
Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....
09 11 2025 0:29:15
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
08 11 2025 3:40:49
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
07 11 2025 16:15:39
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
06 11 2025 0:34:35
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.
...
05 11 2025 5:43:56
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
04 11 2025 11:34:42
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
03 11 2025 19:50:41
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни.
...
02 11 2025 5:19:17
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
01 11 2025 20:31:51
Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....
31 10 2025 0:54:10
В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам.
...
30 10 2025 2:54:25
Данный урок проводится в теме «Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н.И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опopный конспект, а также диаграмма «Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения.
...
29 10 2025 22:49:46
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
28 10 2025 1:30:31
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
27 10 2025 10:22:22
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
26 10 2025 0:50:58
Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....
25 10 2025 8:18:37
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
24 10 2025 3:31:43
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
23 10 2025 5:47:24
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
22 10 2025 3:21:43
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса.
...
21 10 2025 4:10:49
Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....
20 10 2025 18:59:21
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
19 10 2025 23:42:27
Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
18 10 2025 21:35:16
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
17 10 2025 1:21:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




