Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая хаpaктеристика грибов". 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая хаpaктеристика грибов". 6-й класс


    Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая хаpaктеристика грибов". 6-й класс

Цель

формирование знаний об особенностях грибов, как представителей царства Грибы

Задачи

Образовательные цели:

  • выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства.
  • показать их сходство и отличие от растений и животных
  • изучить особенности строения, питания и размножения  грибов.
  • показать многообразие грибов в природе.
  • определить роль грибов в природе и жизни человека.

Развивающие цели:

  • развивать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, наблюдать, описывать, делать выводы, работать в группе и индивидуально, работать по инструкции. 
  • привитие навыков творческой и исследовательской деятельности, работы с электронными образовательными ресурсами нового поколения и сетью Интернета.

Воспитательные цели:

  •  воспитывать интерес к живой природе.
  •  воспитывать самостоятельность и творческий подход

Основное содержание темы, термины и  понятия

гифы, мицелий, плодовые тела, грибница, грибокорень, микориза,  дрожжи, плесневые, паразит, шляпочные, пластинчатые, трубчатые, Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, мукор, пеницилл, почкование

Планируемые результаты

Личностные
Осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала;
Сформировать познавательный интерес мотивов, направленных на изучение организма - как единого целого.
Уметь анализировать и делать выводы о целостности организма

Метапредметные
Познавательная деятельность
Овладение составляющими познавательной деятельности, умение видеть проблему, давать определение понятиям.
Умение работать с источниками информации, находить биологическую информацию в учебнике, научно-популярной литературе, дополнительного материала, предоставленного учителем.
Регулятивная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. 
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). 
Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях при изучении организма как единое целое
Коммуникативная  деятельность
Умение выражать свои мысли для выявления сходства и различия в строении клеток разных организмов,
высказывать предположения о принадлежности к систематическим категориям организмов, строении тела гриба, типах питания и размножения грибов.

Умение грамотно давать определения, дополнять пропущенные термины, создавать кластеры на основе полученных знаний.

Предметные
Выделять понятия гифы, мицелий, плодовые тела, грибница, грибокорень, микориза,  дрожжи, плесневые, паразит, шляпочные, пластинчатые, трубчатые,  мукор, пеницилл, почкование,  признаки отделов  Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, особенности размножения грибов.
Уметь выявить типы питания грибов.

Анализировать сходство и различия в строении грибной, животной и растительной клеток.
Универсальные учебные действия

Личностные

Действие смыслообразования (устанавливать связь между целью деятельности и мотивом) ;

 Развитие самостоятельности при выполнении задания;

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

интерес к изучению предмета, становление положительного отношения к учению, элементы способности оценивать свои достижения и трудности, стремление к преодолению учебных затруднений

Регулятивные

коррекция полученных знаний;

учиться основам прогнозирования;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

умение организовывать свою деятельность и участников группы;

учиться основам саморегуляции;

осуществлять познавательную рефлексию

осуществлять принятие решения

целеполагание;  

 прогнозирование (формулировка задач,     которые  следует решить на   уроке; умение понимать, принимать и сохранять учебно-познавательную задачу)

Познавательные

умение выделять главное и предоставлять результаты работы классу;

устанавливать причинно-следственные связи

умение выделять главное в тексте; готовить сообщения и предоставлять результаты работы классу;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осуществлять структурирование знаний;

умение обобщать знания;

логические – сравнение, опознание, анализ, синтез, подведение под понятие объекта

Коммуникативные

умение полно и точно выражать свои мысли

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

строить монологическое контекстное высказывание

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие

Организация образовательного прострaнcтва

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

История

Интернет
Учебник
Биологическая энциклопедия
Дополнительный материал учителя

фронтальная
индивидуальная в паре
групповая

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап

Цель деятельности Технология модерации УУД

 - мотивация к изучению темы

1. Инициация АМО «Пусть говорят»

Учитель: Сегодня я предлагаю вам посетить мир удивительных организмов.

Они представляют собой особый тип растительных организмов, обитающий повсеместно. Пожалуй, сложно найти на Земле место, где они бы не сумели бы найти подходящих условий для произрастания. Знойные тропики и заполярье, равнины и гористые местности, болота и пустыни, сады и огороды, суша и вода являются для грибов родным домом.

В 2002 году роботом они были обнаружены внутри атомного реактора.

По статистике - самые лучшие из них продаются по 2 тысячи евро за 1 кг.

Некоторые из них светятся в темноте.

Они способны жить на керосине, топливных и тормозных жидкостях, машинном масле. Они  могут разъедать кожу, стекло, фанеру, древесину, многие органические материалы.

В некоторых из них содержится вещество, растворяющее личинки любых паразитов в организме.

Они - такие разные и такие необычные по форме! Есть смешные, есть страшные, есть милые или неприятные, отталкивающие... мир их очень многообразен.

Могут они начать расти и на шишке, и на дереве, и на мешке с зерном, и на стенах... лишь бы сыро да уютно было

Назвался им полезай в кузовок

Ответ детей: Грибы, плесень и т.д.

АМО «Волшебный лес»

Видео «Рост грибов» (ускоренная съемка)

Учитель: Сегодня мы на самую малость в этот мир окунулись... Но ещё не вынырнули, только дух переводим - и \"плывём дальше\".

Грибы - таинственные существа, которые притягивают взгляд, вызывают у людей почти охотничий азapт.

(Учитель сообщает тему).

Урок на тему: «Общая хаpaктеристика грибов».

2. Вхождение в тему, формулирование целей и задач урока.

Мозговой штурм.

- Что вы знаете о грибах?

- Что можно узнать о грибах?

Выслушав ответы, формулируем цели и задачи урока.

Учитель: Грибы. Древня группа низших организмов, которые появились в протерозойскуцю эру (около 1 млрд. лет назад) от древних одноклеточных аэробных эукариот. В настоящее время их насчитывают около 100 тыс. видов.

Интеpaкция 1  записать в тетради название гриба деление на группы

3. Выявление ожиданий. АМО «Грибник»

Если есть опасения положить мухомор, если хорошие ожидания от урока, то положить белый гриб

4. Формирование ожиданий участников

На данной фазе урока учитель рассказывает ученикам, какие виды работ может ученик выбрать при выполнении данной работы, какие формы оценки знаний учитель применяет на определенном этапе, что в итоге ученик может заработать по окончанию  работы.

Ф.И.

Всегда

Иногда

Никогда

Попробовал новые вещи

 

 

 

Ждал своей очереди

 

 

 

Работал вместе

 

 

 

Спрашивал/ помогал

 

 

 

Решал проблемы

 

 

 

Делал правильный выбор

 

 

 

Проверял свою работу

 

 

 

 

 

 

 

Новый материал  я:

Хорошо понял

Вроде понял

Немного понял

Начал понимать

 

 

 

 

 

Оценка лидера группы за работу на уроке

 

Учитель

 

 

Регулятивные:

коррекция полученных знаний;
Учиться основам прогнозирования;
целеполагание; прогнозирование (формулировка задач, которые следует решить на уроке; умение понимать, принимать и сохранять учебно-познавательную задачу).

Познавательные:

умение выделять главное и предоставлять результаты работы классу;
устанавливать причинно-следственные связи;
логические – сравнение, опознание, анализ, синтез, подведение под понятие объекта;

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные:

действие смыслообразования (устанавливать связь между целью деятельности и мотивом)

II этап

Цель деятельности

 

УУД

Формирование знаний по теме

1. Работа в группах. Группы:

  • Мухоморы
  • Лисички
  • Опята
  • Поганки
  • Шампиньоны
  • Белые грибы

Грибы по гречески

«микэс»

Грибы по латински

«фунги»

Наука о грибах

микология

Средства для уничтожения грибов

фунгициды

Учитель:

Проблемный вопрос: грибы – это растения или животные? 

Интеpaкция 3. Сравните грибную, растительную и животные клетки.

АМО «Круги Венна»

При помощи кругов Венна выделить общие и различные компоненты клеток.

 

Интеpaкция 2. Дать толкование терминам: 

Эукариоты –

Прокариоты –

Интеpaкция 4. Дополни пропущенное

…………..

Грибы

 

Клетки грибов имеют ……………. и являются ………………… клетками

Интеpaктивная лекция

АМО «Кинозал»

Просмотр видеороликов:

  • Питание и рост грибов
  • Грибница
  • Питание грибов
  • Грибы паразиты
  • Дрожжи
  • Строение лишайника

Учитель: Грибы – это неподвижные гетеротрофные организмы. Они состоят из длинных нитей, гифов, которые образуют так называемый мицелий. Некоторые грибы формируют из мицелия плодовые тела. Они могут размножаться бесполым способом с помощью спор.

Эмоциональная разрядка АМО «Грибница»

Созрели шляпочные грибы, высыпали споры (приседают), развивается грибница (соединяются руками с рядом стоящим) и появляются плодовые тела

Проработка содержания темы. АМО «Ведьмины круги»

Учитель: Иногда в лесу можно встретить место, где грибы растут кругом. Такие места называют ведьмины круги. Этот круг с каждым годом становится все больше: до 50 м или даже до 200 м. Предполагалось , что в этих кругах по ночам собираются ведьмы и водят хороводы, потом садятся на свои метлы и разлетаются по своим колдовским делам.

Ученики в группе выбирают лидера – ведьму и выполняют задания.

Каждой группе выдаются плакаты с таблицами,  в строчки и столбцы  которой нужно поместить верные утверждения. Конверты с утверждениями расположены на столе учителя. Прежде чем выполнить задание, нужно выбрать конверт с верными утверждениями.

На столах учащихся находится дополнительная литература, обеспечен доступ к сети Интернет.

1. Мухоморы

Признаки растений

Признаки животных

Наличие клеточной стенки

Отсутствие хлоропластов

Рост в течение всей жизни

Гетеротрофный способ питания

Неподвижность

В составе клеточной стенки – хитин

Всасывание питательных веществ

Продукт обмена мочевина

Размножение спорами

Запасное питательное вещество гликоген

2. Лисички

Строение грибов

Тело

состоит из тонких нитей – гиф.

Совокупность гиф

грибница, или мицелий.

У низших грибов — мицелий

неклеточный

у грибов высших

многоклеточный

Шляпочные грибы

образуют плодовое тело

3. Опята

Грибы

одноклеточные

многоклеточные

дрожжи

плесневые

паразиты

шляпочные

 

пластинчатые

трубчатые

4. Поганки

Отделы грибов

Зигомицеты

Аскомицеты

Базидиомицеты

мукор

Пеницилл

Шляпочные грибы

5. Шампиньоны

Питание

Гетеротрофы - готовыми органическими веществами

сапрофиты

 продуктами растительного происхождения

паразиты

за счет организма-хозяина

симбионты

связаны с высшими растениями

Микориза – сожительство гриба с корнями высшего растения

Лишайники образованы грибными и водорослевыми компонентами

6. Белые грибы

Размножение

Вегетативное

частями мицелия.

Почкование 

дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек)

Бесполое

с помощью спор

Пoлoвoе

слияние мужских и женских пoлoвых клеток —> зигота

Представитель от каждой группы (возможно лидер), защищает созданный группой кластер и вывешивает его на стену.

Познавательные:
умение выделять главное в тексте; готовить сообщения и предоставлять результаты работы классу; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
осуществлять структурирование знаний;

Регулятивные:
умение организовывать свою деятельность и участников группы;
Учиться основам саморегуляции;
осуществлять познавательную рефлексию

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
работа в группе постоянного состава

III этап

Цель деятельности

   

УУД

Закрепление полученных знаний

АМО  «Учитель»

Каждой группе предлагается сформулировать вопросы по изученному материалы и задать их другой группе по выбору.

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Представители выбранной группы отвечают и сами в свою очередь задают вопрос следующей группе учащихся.

Регулятивные:
осуществлять принятие решения;
развитие навыков самооценки, осмысление собственных результатов.

Познавательные:
осуществлять структурирование знаний;
умение обобщать понятия

Коммуникативные:
Умение строить монологическое контекстное высказывание;
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие. 

Личностные:
интерес к изучению предмета, становление положительного отношения к учению, элементы способности оценивать свои достижения и трудности, стремление к преодолению учебных затруднений.

IV этап. Рефлексивная деятельность
Цель деятельности Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

 

Самоанализ

I. Задание на самоанализ

Ф.И.

Всегда

иногда

никогда

Попробовал новые вещи

 

 

 

Ждал своей очереди

 

 

 

Работал вместе

 

 

 

Спрашивал/ помогал

 

 

 

Решал проблемы

 

 

 

Делал правильный выбор

 

 

 

Проверял свою работу

 

 

 

Новый материал я:

Хорошо понял

Вроде понял

Немного понял

Начал понимать

 

 

 

 

 

Оценка лидера группы за работу на уроке

 

Учитель

 

 

Самооценка

II. Задание на самооценку. АМО «Что ты думаешь о ….. ?»

Закончите предложения:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:
развитие навыков самооценки, осмысление собственных результатов.

Домашнее задание

Создать один из предложенных мини-проектов.

1. Написать рассказ о представителе царства грибов, которые вам встречались. Или сочинить историю о встрече с грибом.

2. На одном из представителей гриба ЯНАО показать признаки царства.

3. Описать строение и образ жизни одного из представителей грибов ЯНАО.

Личностные:
развитие самостоятельности при выполнении задания.

Регулятивные:
целеполагание (принимать учебно-познавательную задачу) ;
планирование  (организовывать свою деятельность)

Познавательные:
умение выделять главное в тексте; готовить сообщения и предоставлять результаты работы классу; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета



Комментарии:

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

30 06 2025 0:33:40

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс


    Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

      Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

29 06 2025 4:56:10

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....

28 06 2025 21:41:48

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

27 06 2025 23:14:49

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

26 06 2025 17:17:27

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"


    Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

      На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...

25 06 2025 13:32:12

Урок-путешествие "Беспокойная планета"


    Урок-путешествие "Беспокойная планета"

      Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....

24 06 2025 6:34:38

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

23 06 2025 21:54:36

Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"


    Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"

      Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....

22 06 2025 2:51:42

Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....

21 06 2025 22:11:19

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"


    Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

      Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...

20 06 2025 21:26:58

Урок природоведения на тему «Здоровье человека». 5-й класс

Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....

19 06 2025 4:33:51

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

18 06 2025 12:46:28

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"


    Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

      Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...

17 06 2025 8:53:19

Урок по теме "Живая природа Земли"


    Урок по теме "Живая природа Земли"

      Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

16 06 2025 2:56:56

Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....

15 06 2025 12:55:52

Урок биологии на тему "Паукообразные"

Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....

14 06 2025 18:30:30

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

13 06 2025 16:28:19

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

12 06 2025 12:51:29

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы


    Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

      Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

11 06 2025 16:13:11

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»


    Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

      Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

10 06 2025 20:55:50

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

09 06 2025 14:54:13

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

08 06 2025 14:31:41

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

07 06 2025 9:16:37

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

06 06 2025 14:18:52

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

05 06 2025 10:24:19

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"


    Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

      Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

04 06 2025 17:44:24

Гумopaльная регуляция

На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....

03 06 2025 10:36:59

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы


    Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

      Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

02 06 2025 19:17:48

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"

      На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....

01 06 2025 13:38:21

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

      Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

31 05 2025 18:37:55

Открытый урок по биологии в 6-м классе


    Открытый урок по биологии в 6-м классе

      Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....

30 05 2025 7:52:10

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

      Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

29 05 2025 23:19:56

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

28 05 2025 16:28:32

Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики


    Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики

      Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....

27 05 2025 9:36:57

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка


    Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

      В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....

26 05 2025 12:33:23

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

25 05 2025 2:44:36

За пределами роста


    За пределами роста

      В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

24 05 2025 20:48:32

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

23 05 2025 4:45:25

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"


    Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

      Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

22 05 2025 10:33:57

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

      Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

21 05 2025 2:47:50

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

20 05 2025 8:36:58

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

19 05 2025 6:56:38

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....

18 05 2025 21:23:49

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"

      Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...

17 05 2025 6:11:53

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

16 05 2025 9:37:12

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

15 05 2025 6:11:54

Компетентностно-ориентированный урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....

14 05 2025 21:17:10

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"


    Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

      Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

13 05 2025 11:53:32

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс


    Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

      Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....

12 05 2025 5:13:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::