Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая характеристика грибов". 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая характеристика грибов". 6-й класс

Цель

формирование знаний об особенностях грибов, как представителей царства Грибы

Задачи

Образовательные цели:

  • выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства.
  • показать их сходство и отличие от растений и животных
  • изучить особенности строения, питания и размножения  грибов.
  • показать многообразие грибов в природе.
  • определить роль грибов в природе и жизни человека.

Развивающие цели:

  • развивать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, наблюдать, описывать, делать выводы, работать в группе и индивидуально, работать по инструкции. 
  • привитие навыков творческой и исследовательской деятельности, работы с электронными образовательными ресурсами нового поколения и сетью Интернета.

Воспитательные цели:

  •  воспитывать интерес к живой природе.
  •  воспитывать самостоятельность и творческий подход

Основное содержание темы, термины и  понятия

гифы, мицелий, плодовые тела, грибница, грибокорень, микориза,  дрожжи, плесневые, паразит, шляпочные, пластинчатые, трубчатые, Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, мукор, пеницилл, почкование

Планируемые результаты

Личностные
Осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;
Сформировать познавательный интерес мотивов, направленных на изучение организма - как единого целого.
Уметь анализировать и делать выводы о целостности организма

Метапредметные
Познавательная деятельность
Овладение составляющими познавательной деятельности, умение видеть проблему, давать определение понятиям.
Умение работать с источниками информации, находить биологическую информацию в учебнике, научно-популярной литературе, дополнительного материала, предоставленного учителем.
Регулятивная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. 
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). 
Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях при изучении организма как единое целое
Коммуникативная  деятельность
Умение выражать свои мысли для выявления сходства и различия в строении клеток разных организмов,
высказывать предположения о принадлежности к систематическим категориям организмов, строении тела гриба, типах питания и размножения грибов.

Умение грамотно давать определения, дополнять пропущенные термины, создавать кластеры на основе полученных знаний.

Предметные
Выделять понятия гифы, мицелий, плодовые тела, грибница, грибокорень, микориза,  дрожжи, плесневые, паразит, шляпочные, пластинчатые, трубчатые,  мукор, пеницилл, почкование,  признаки отделов  Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, особенности размножения грибов.
Уметь выявить типы питания грибов.

Анализировать сходство и различия в строении грибной, животной и растительной клеток.
Универсальные учебные действия

Личностные

Действие смыслообразования (устанавливать связь между целью деятельности и мотивом);

 Развитие самостоятельности при выполнении задания;

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

интерес к изучению предмета, становление положительного отношения к учению, элементы способности оценивать свои достижения и трудности, стремление к преодолению учебных затруднений

Регулятивные

коррекция полученных знаний;

учиться основам прогнозирования;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

умение организовывать свою деятельность и участников группы;

учиться основам саморегуляции;

осуществлять познавательную рефлексию

осуществлять принятие решения

целеполагание;  

 прогнозирование (формулировка задач,     которые  следует решить на   уроке; умение понимать, принимать и сохранять учебно-познавательную задачу)

Познавательные

умение выделять главное и предоставлять результаты работы классу;

устанавливать причинно-следственные связи

умение выделять главное в тексте; готовить сообщения и предоставлять результаты работы классу;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осуществлять структурирование знаний;

умение обобщать знания;

логические – сравнение, опознание, анализ, синтез, подведение под понятие объекта

Коммуникативные

умение полно и точно выражать свои мысли

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

строить монологическое контекстное высказывание

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

История

Интернет
Учебник
Биологическая энциклопедия
Дополнительный материал учителя

фронтальная
индивидуальная в паре
групповая

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап

Цель деятельности Технология модерации УУД

 - мотивация к изучению темы

1. Инициация АМО «Пусть говорят»

Учитель: Сегодня я предлагаю вам посетить мир удивительных организмов.

Они представляют собой особый тип растительных организмов, обитающий повсеместно. Пожалуй, сложно найти на Земле место, где они бы не сумели бы найти подходящих условий для произрастания. Знойные тропики и заполярье, равнины и гористые местности, болота и пустыни, сады и огороды, суша и вода являются для грибов родным домом.

В 2002 году роботом они были обнаружены внутри атомного реактора.

По статистике - самые лучшие из них продаются по 2 тысячи евро за 1 кг.

Некоторые из них светятся в темноте.

Они способны жить на керосине, топливных и тормозных жидкостях, машинном масле. Они  могут разъедать кожу, стекло, фанеру, древесину, многие органические материалы.

В некоторых из них содержится вещество, растворяющее личинки любых паразитов в организме.

Они - такие разные и такие необычные по форме! Есть смешные, есть страшные, есть милые или неприятные, отталкивающие... мир их очень многообразен.

Могут они начать расти и на шишке, и на дереве, и на мешке с зерном, и на стенах... лишь бы сыро да уютно было

Назвался им полезай в кузовок

Ответ детей: Грибы, плесень и т.д.

АМО «Волшебный лес»

Видео «Рост грибов» (ускоренная съемка)

Учитель: Сегодня мы на самую малость в этот мир окунулись... Но ещё не вынырнули, только дух переводим - и "плывём дальше".

Грибы - таинственные существа, которые притягивают взгляд, вызывают у людей почти охотничий азарт.

(Учитель сообщает тему).

Урок на тему: «Общая характеристика грибов».

2. Вхождение в тему, формулирование целей и задач урока.

Мозговой штурм.

- Что вы знаете о грибах?

- Что можно узнать о грибах?

Выслушав ответы, формулируем цели и задачи урока.

Учитель: Грибы. Древня группа низших организмов, которые появились в протерозойскуцю эру (около 1 млрд. лет назад) от древних одноклеточных аэробных эукариот. В настоящее время их насчитывают около 100 тыс. видов.

Интеракция 1  записать в тетради название гриба деление на группы

3. Выявление ожиданий. АМО «Грибник»

Если есть опасения положить мухомор, если хорошие ожидания от урока, то положить белый гриб

4. Формирование ожиданий участников

На данной фазе урока учитель рассказывает ученикам, какие виды работ может ученик выбрать при выполнении данной работы, какие формы оценки знаний учитель применяет на определенном этапе, что в итоге ученик может заработать по окончанию  работы.

Ф.И.

Всегда

Иногда

Никогда

Попробовал новые вещи

 

 

 

Ждал своей очереди

 

 

 

Работал вместе

 

 

 

Спрашивал/ помогал

 

 

 

Решал проблемы

 

 

 

Делал правильный выбор

 

 

 

Проверял свою работу

 

 

 

 

 

 

 

Новый материал  я:

Хорошо понял

Вроде понял

Немного понял

Начал понимать

 

 

 

 

 

Оценка лидера группы за работу на уроке

 

Учитель

 

 

Регулятивные:

коррекция полученных знаний;
Учиться основам прогнозирования;
целеполагание; прогнозирование (формулировка задач, которые следует решить на уроке; умение понимать, принимать и сохранять учебно-познавательную задачу).

Познавательные:

умение выделять главное и предоставлять результаты работы классу;
устанавливать причинно-следственные связи;
логические – сравнение, опознание, анализ, синтез, подведение под понятие объекта;

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные:

действие смыслообразования (устанавливать связь между целью деятельности и мотивом)

II этап

Цель деятельности

 

УУД

Формирование знаний по теме

1. Работа в группах. Группы:

  • Мухоморы
  • Лисички
  • Опята
  • Поганки
  • Шампиньоны
  • Белые грибы

Грибы по гречески

«микэс»

Грибы по латински

«фунги»

Наука о грибах

микология

Средства для уничтожения грибов

фунгициды

Учитель:

Проблемный вопрос: грибы – это растения или животные? 

Интеракция 3. Сравните грибную, растительную и животные клетки.

АМО «Круги Венна»

При помощи кругов Венна выделить общие и различные компоненты клеток.

 

Интеракция 2. Дать толкование терминам: 

Эукариоты –

Прокариоты –

Интеракция 4. Дополни пропущенное

…………..

Грибы

 

Клетки грибов имеют ……………. и являются ………………… клетками

Интерактивная лекция

АМО «Кинозал»

Просмотр видеороликов:

  • Питание и рост грибов
  • Грибница
  • Питание грибов
  • Грибы паразиты
  • Дрожжи
  • Строение лишайника

Учитель: Грибы – это неподвижные гетеротрофные организмы. Они состоят из длинных нитей, гифов, которые образуют так называемый мицелий. Некоторые грибы формируют из мицелия плодовые тела. Они могут размножаться бесполым способом с помощью спор.

Эмоциональная разрядка АМО «Грибница»

Созрели шляпочные грибы, высыпали споры (приседают), развивается грибница (соединяются руками с рядом стоящим) и появляются плодовые тела

Проработка содержания темы. АМО «Ведьмины круги»

Учитель: Иногда в лесу можно встретить место, где грибы растут кругом. Такие места называют ведьмины круги. Этот круг с каждым годом становится все больше: до 50 м или даже до 200 м. Предполагалось , что в этих кругах по ночам собираются ведьмы и водят хороводы, потом садятся на свои метлы и разлетаются по своим колдовским делам.

Ученики в группе выбирают лидера – ведьму и выполняют задания.

Каждой группе выдаются плакаты с таблицами,  в строчки и столбцы  которой нужно поместить верные утверждения. Конверты с утверждениями расположены на столе учителя. Прежде чем выполнить задание, нужно выбрать конверт с верными утверждениями.

На столах учащихся находится дополнительная литература, обеспечен доступ к сети Интернет.

1. Мухоморы

Признаки растений

Признаки животных

Наличие клеточной стенки

Отсутствие хлоропластов

Рост в течение всей жизни

Гетеротрофный способ питания

Неподвижность

В составе клеточной стенки – хитин

Всасывание питательных веществ

Продукт обмена мочевина

Размножение спорами

Запасное питательное вещество гликоген

2. Лисички

Строение грибов

Тело

состоит из тонких нитей – гиф.

Совокупность гиф

грибница, или мицелий.

У низших грибов — мицелий

неклеточный

у грибов высших

многоклеточный

Шляпочные грибы

образуют плодовое тело

3. Опята

Грибы

одноклеточные

многоклеточные

дрожжи

плесневые

паразиты

шляпочные

 

пластинчатые

трубчатые

4. Поганки

Отделы грибов

Зигомицеты

Аскомицеты

Базидиомицеты

мукор

Пеницилл

Шляпочные грибы

5. Шампиньоны

Питание

Гетеротрофы - готовыми органическими веществами

сапрофиты

 продуктами растительного происхождения

паразиты

за счет организма-хозяина

симбионты

связаны с высшими растениями

Микориза – сожительство гриба с корнями высшего растения

Лишайники образованы грибными и водорослевыми компонентами

6. Белые грибы

Размножение

Вегетативное

частями мицелия.

Почкование 

дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек)

Бесполое

с помощью спор

Половое

слияние мужских и женских половых клеток —> зигота

Представитель от каждой группы (возможно лидер), защищает созданный группой кластер и вывешивает его на стену.

Познавательные:
умение выделять главное в тексте; готовить сообщения и предоставлять результаты работы классу; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
осуществлять структурирование знаний;

Регулятивные:
умение организовывать свою деятельность и участников группы;
Учиться основам саморегуляции;
осуществлять познавательную рефлексию

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
работа в группе постоянного состава

III этап

Цель деятельности

   

УУД

Закрепление полученных знаний

АМО  «Учитель»

Каждой группе предлагается сформулировать вопросы по изученному материалы и задать их другой группе по выбору.

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Представители выбранной группы отвечают и сами в свою очередь задают вопрос следующей группе учащихся.

Регулятивные:
осуществлять принятие решения;
развитие навыков самооценки, осмысление собственных результатов.

Познавательные:
осуществлять структурирование знаний;
умение обобщать понятия

Коммуникативные:
Умение строить монологическое контекстное высказывание;
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие. 

Личностные:
интерес к изучению предмета, становление положительного отношения к учению, элементы способности оценивать свои достижения и трудности, стремление к преодолению учебных затруднений.

IV этап. Рефлексивная деятельность
Цель деятельности Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

 

Самоанализ

I. Задание на самоанализ

Ф.И.

Всегда

иногда

никогда

Попробовал новые вещи

 

 

 

Ждал своей очереди

 

 

 

Работал вместе

 

 

 

Спрашивал/ помогал

 

 

 

Решал проблемы

 

 

 

Делал правильный выбор

 

 

 

Проверял свою работу

 

 

 

Новый материал я:

Хорошо понял

Вроде понял

Немного понял

Начал понимать

 

 

 

 

 

Оценка лидера группы за работу на уроке

 

Учитель

 

 

Самооценка

II. Задание на самооценку. АМО «Что ты думаешь о ….. ?»

Закончите предложения:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:
развитие навыков самооценки, осмысление собственных результатов.

Домашнее задание

Создать один из предложенных мини-проектов.

1. Написать рассказ о представителе царства грибов, которые вам встречались. Или сочинить историю о встрече с грибом.

2. На одном из представителей гриба ЯНАО показать признаки царства.

3. Описать строение и образ жизни одного из представителей грибов ЯНАО.

Личностные:
развитие самостоятельности при выполнении задания.

Регулятивные:
целеполагание (принимать учебно-познавательную задачу);
планирование  (организовывать свою деятельность)

Познавательные:
умение выделять главное в тексте; готовить сообщения и предоставлять результаты работы классу; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего

Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В половозрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....

17 10 2021 5:11:50

Техническая карта урока по теме "Оплодотворение у животных и растений"

Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....

17 10 2021 12:58:38

Тема урока: "Происхождение человека"

Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....

17 10 2021 6:32:25

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

17 10 2021 6:15:28

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Флора"

Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на практике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...

17 10 2021 23:24:28

Строение, отделы и функции головного мозга человека

Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....

17 10 2021 14:24:46

Общая характеристика водорослей

Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и половым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

17 10 2021 16:48:34

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма"

Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....

17 10 2021 11:50:31

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

17 10 2021 10:27:53

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

17 10 2021 14:45:31

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре

Хромосомы состоят из хроматина — соединения Д Н К и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную пространственную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество Д Н К....

17 10 2021 7:35:36

Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"

Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания. Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален. Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....

17 10 2021 22:23:27

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

17 10 2021 10:11:36

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы М О У " С О Ш № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями Ф Г О С среднего (полного) общего образования....

17 10 2021 18:59:25

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

" И С У Д" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов И С У Д на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

17 10 2021 13:34:18

Цветок и его строение. Соцветие

Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....

17 10 2021 12:25:21

Вид. Признаки вида

Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

17 10 2021 5:25:50

Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"

Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...

17 10 2021 3:45:20

Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)

Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре О А О " Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....

17 10 2021 1:16:25

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

17 10 2021 19:33:19

Доказательства эволюции

Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

17 10 2021 7:24:13

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

17 10 2021 20:37:22

Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...

17 10 2021 14:30:16

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

Представляю один урок из системы уроков биологии с применением И К Т. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника " Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

17 10 2021 0:19:59

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

17 10 2021 19:23:42

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

17 10 2021 17:27:29

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

17 10 2021 19:23:22

Урок–конкурс "Веселая анатомия"

В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

17 10 2021 11:43:23

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

17 10 2021 10:35:32

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс

Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....

17 10 2021 1:19:40

Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"

Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....

17 10 2021 3:41:21

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)

Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отрабатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на практике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....

17 10 2021 5:48:26

Урок биологии для 6-го класса "Движение"

Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...

17 10 2021 15:59:51

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

17 10 2021 18:30:33

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

17 10 2021 22:36:31

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, " Растения под охраной", опасные растения. ...

17 10 2021 20:49:33

Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс

В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания характеристик классов членистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....

17 10 2021 20:59:43

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования Р Ф по третьему варианту под редакцией Д. К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

17 10 2021 13:20:59

Урок биологии по теме "Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор". 11-й класс

Урок продолжает изучение темы " Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....

17 10 2021 4:44:25

Тема урока: "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них " Копилку педагогических находок"....

17 10 2021 10:59:19

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой " Репетитор 1 С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику " Биология. Человек" автор Н. И. Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

17 10 2021 2:48:25

Наследственные болезни

На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интерактивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

17 10 2021 0:41:39

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

Интеграция тем: « Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

17 10 2021 6:35:22

Урок биологии на тему "Грибы. Общая характеристика". 5-й класс

Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями Ф Г О С по программе В. В. Пасечника « Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса « Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

17 10 2021 20:13:45

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

17 10 2021 13:32:54

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

Представленный урок составлен на основе программы Н. И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги " За страницами учебника"....

17 10 2021 11:42:56

Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения

Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс « Компетентностная педагогика»....

17 10 2021 4:55:58

Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

Интегрированный урок биологии и М Х К. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор. ...

17 10 2021 23:43:16

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

17 10 2021 2:57:26

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...

17 10 2021 19:27:41

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)