Воздушная одежда Земли

Цель:
- Обучающая. (Знать состав воздуха, типы облаков, закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водой.)
- Развивающая. (Развить у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся.)
- Воспитательная. (Формирование умений учащихся самостоятельно искать ответы на поставленные задачи, умение слушать товарищей, работать с различными источниками знаний.)
Ход урока
- Организационный.
- Объявление темы урока.
- Задачи урока.
- На протяжении урока дети ставят себе плюсы за
каждый свой правильный
ответ. - Работаем с сигнальными карточками.
- Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
- Что это такое?
Через нос проходит в гpyдь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же.
Без него мы жить не можем? (воздух)
- О каких свойствах воздуха идет речь в загадке? (Невидимый, прозрачный, необходим для дыхания).
- Демонстрация опытов (учащиеся сами называют свойства воздуха)
- Удар мяча о пол. (Сжимаем и упруг.)
- Опускаю пустой стакан в чашку с водой. (Воздух занимает место.)
- Колба и вставленная в нее стеклянная трубка, в трубочке закрашенная капелька воды, нагреваю руками колбу, капелька поднимается к верху, прекращаю нагревать, капелька устремляется вниз. (При нагревании воздух нагревается , при охлаждении сжимается).
- Что еще можно сказать о теплом воздухе?? Теплый воздух поднимается вверх (записываю это на доске)
- Имеет ли воздух вес? Решите пpaктически. (опыт с шариком) Да. (надувной шарик — ненадутый имеет меньший вес, чем надутый)
Учащиеся называют еще раз все свойства воздуха и записывают в тетрадь.
- Основной этап.
- Почему так названа тема «Воздушная одежда Земли»
Предположения, высказывания ребят (вспоминают о температуре на Луне и сравнивают с температурой на Земле).
Вывод: 3емля покрыта воздушной оболочкой, толща воздуха днем рассеивает солнечные лучи, и Земля нагревается слабо, а ночью воздух не дает Земле быстро охлаждаться и, словно под невидимым одеялом, сохраняет тепло до утра. Отсюда и такое название темы.
- Воздушная оболочка Земли называется атмосферой (запись в тетрадь)
- Обращаю внимание на проблемный вопрос, записанный на доске.
Состав воздуха в классе перед началом занятий и после разный. В чем заключается это отличие? Предложите способ улучшения воздуха в классе.
- Работа с учебником (А.А Плешаков, Н. И Сонин « Природоведение».) стр. 74., Читают 1 и 2 абзац (Самостоятельно)
- Первая группа ребят - ученые
- Вторая группа ребят - журналисты
- Двое ребят- аналитики
Первая группа рассказывает о составе воздуха, используя диаграмму.
Вторая группа задает вопросы 1 группе.
Аналитики делают выводы, которые дети записывают в тетрадь.
- Один из подготовленных ребят демонстрирует опыт.
Зажигает две свечи, одну закрывает стаканом, другую нет. Закрытая свеча гаснет.
Опять проблема: « Почему так происходит?»
Дети предлагают решение этой задачи и делают вывод:
Кислород поддерживает горение. Углекислый газ не поддерживает горение.
Ребята рассказывают еще о свойствах этих газов.
- Человеку ежедневно требуется 20 г азота.
- А как он попадает в организм человека? (вопрос на дом желающим эрудитам - найти ответ)
- Работа с учебником. (Стр. 74, 3-4 абзац.)
К тексту составить вопросы репродуктивные и творческие. После чтения учащиеся сначала задают вопросы непосредственно к тексту и отвечают, а затем творческие, на которые нет ответа, но они побуждают ребят искать их в других источниках, потому - что это интересно.
Делают вывод: Облака бывают : слоистые, перистые, кучевые. Со слоистыми и кучевыми облаками связаны осадки (дождь, снег). С высотой температура понижается на 6 градусов на каждый километр.
- Чтение стихотворения (см. приложение 1).
- О чем идет речь? (О ветре.)
- Индивидуальные сообщения ребят
1ученик - нагревание охлаждение воздуха над
сушей и водой (использование
схемы, таблицы)
2 ученик - ветер, типы ветров.
- Закрепление.
- Сказка (смотри приложение 2)
- Биологические задачи на стрелках, показывающие направление ветра. Сначала дети говорят- какой ветер, затем снимают стрелку и на обратной стороне читают задачу и свои варианты решения (смотри приложение 3).
- Отвечают на проблемный вопрос , записанный на доске. Ответы ребят развернутые, правильные, ошибочные, неожиданные, особенно при обсуждении второй части.
- Тест (1 вариант - четные вопросы, 2 вариант- нечетные вопросы, некоторые учащиеся получают карточки.) (смотри Приложение 4.) После выполнения, ответы дают дети, которые имеют возможность увидеть, где они ошиблись, какой правильный ответ.
- Итог урока, (рефлексия)
- Красные- 6 плюсов и больше «5»
Синие-4-5 плюсов «4»
Желтые- 2-3 «3»
- Поднять сигнальные карточки (проверка теста)
Красные - нет ошибок «5»
Синие- 1 ошибка «4»
Желтые- 2-3 ошибки «3»
Белые- 4 ошибки (еще надо поработать).
- Подводим предварительный итог, выставляем оценки.
- Поднять сигнальные карточки.
Красные- все понятно, могу пересказать.
Синие- все понятно, пересказать затрудняюсь.
Желтые- не все понятно, требуется дополнительное объяснение.
Приложение 5
- Домашнее задание:
- Написать прогноз погоды.
- По желанию - Найти ответ на вопрос, «Какие слои различают в атмосфере? Где формируется климат?»
- По желанию - Как в живой организм проникает азот?
- Спросить у родных о народных приметах , по которым можно предсказать погоду.
Смотри приложение (Кроссворд).
Комментарии:
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
04 12 2025 15:31:28
Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов.
...
03 12 2025 15:36:24
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
02 12 2025 18:15:28
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
01 12 2025 6:25:31
Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....
30 11 2025 22:17:15
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
29 11 2025 16:20:12
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
28 11 2025 5:16:18
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
27 11 2025 11:23:18
Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....
26 11 2025 19:33:26
Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
25 11 2025 16:59:28
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
24 11 2025 5:59:29
В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....
23 11 2025 8:57:56
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
22 11 2025 20:25:33
Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края.
...
21 11 2025 13:26:35
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
20 11 2025 17:16:51
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
19 11 2025 2:41:12
При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору.
...
18 11 2025 11:28:58
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
17 11 2025 7:19:53
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
16 11 2025 4:33:33
В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....
15 11 2025 6:56:52
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
14 11 2025 5:45:13
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
13 11 2025 9:38:29
Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
12 11 2025 9:38:43
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
11 11 2025 10:40:49
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
10 11 2025 12:29:45
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
09 11 2025 7:52:25
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....
08 11 2025 13:17:34
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
07 11 2025 2:29:38
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
06 11 2025 10:22:22
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
05 11 2025 13:18:30
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
04 11 2025 5:33:18
Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....
03 11 2025 12:10:37
Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека.
...
02 11 2025 16:58:20
Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....
01 11 2025 21:39:28
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.
...
31 10 2025 16:22:44
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
30 10 2025 18:47:18
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
29 10 2025 13:59:19
Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....
28 10 2025 2:25:17
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
27 10 2025 1:20:40
На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....
26 10 2025 12:42:58
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
25 10 2025 21:12:56
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
24 10 2025 14:58:26
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
23 10 2025 0:30:21
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
22 10 2025 15:22:20
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
21 10 2025 22:38:47
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике.
...
20 10 2025 20:36:22
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
19 10 2025 20:40:17
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
18 10 2025 10:54:55
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
17 10 2025 19:45:15
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
16 10 2025 6:44:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




