Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"

Пояснительная записка

Программа рассчитана на учащихся девятых классов. При составлении этого курса автор просмотрел уже имеющиеся программы по данной теме и пришел к выводу, что необходимо учитывать не только те знания, которые дети получат, пройдя этот курс, но и личность современного подростка. Не секрет, что школьники наших дней значительно отличаются от своих сверстников 80-90-х годов. Им присуща большая индивидуальность и требовательность к доступности знаний, которые они могут получить. В то же время, как, наверное, и 100-200 лет назад, у них вызывают большой интерес вопросы пола. К сожалению, ответы на них они обычно получают от более “просвещенных” сверстников. В результате, наше общество получает беременных старшеклассниц, рост числа венерических заболеваний среди молодежи и потребительское отношение к любви.

Кроме воспитательного значения, эта работа актуальна для детей, ориентирующихся на естественнонаучный профиль обучения. Программа предполагает получение учащимися теоретических знаний, самостоятельную работы школьников по добыванию этих знаний, в заключении детям предлагается игровое задание, заимствованное автором из опыта работы западных педагогов. Учитывая некоторую специфичность курса, для лучшего выяснения всех вопросов интересующих учащихся, рекомендуется придумать что-то вроде анонимной почты. Это может быть особая коробка или ящик стола или отделение в шкафу, в котором учащиеся могли бы незаметно оставлять записки с интересующими их темами.

Программа рассчитана на 10 часов, по 1 часу в неделю и составлена как дополнение к курсу биологии. Автор рекомендует разделить класс на группу девочек и мальчиков и занятия проводить отдельно. Это поможет детям чувствовать себя более свободно и раскрепощено при обсуждении некоторых вопросов пола.

Цель: На основе знаний, полученных учащимися при изучении программы “Взросление и пол”, сформировать у них интерес к науке медицине, психологии и продолжить развитие у школьников нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов.

Задачи:

  1. Сформировать и обобщить знания учащихся, касающиеся полового созревания, взаимоотношения полов, возможных последствий сексуальных контактов.
  2. Ориентировать учащихся на выбор профессии.
  3. Воспитание чувства социальной ответственности за каждый свой поступок; уважения к другим людям; стремления иметь прочную и дружную семью; ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей; правильного понимания взрослости.

Основные виды занятий:

  • проблемная лекция;
  • анкетирование;
  • урок-дискуссия;
  • беседа;
  • игровое занятие.

Тематическое планирование

Содержание Количество часов Вид занятия
1 Строение женской и мужской половых систем 1 Лекция

Беседа

2 Физиология и гигиена половых органов 1 Лекция

Беседа

3 Половое созревание 2 Лекция Семинар
4 Психологические различия между юношами и девушками 1 Беседа

Дискуссия

Тестирование

5 Тема любви и пола в искусстве 1 Беседа

Презентация

6 Контроль над романтическими и сексуальными чувствами 1 Беседа

Дискуссия

7 Заболевания, передаваемые половым путем 1 Лекция

Беседа

8 Сексуальная безопасность 1 Беседа

Дискуссия

9 Современная семья 1 Беседа

Ролевая игра

  Итого: 10  

Содержание программы

Тема 1. Строение женской и мужской половых систем (1 ч)

На первом занятии школьников необходимо познакомить с программой курса и литературой, которой они могут воспользоваться при подготовке к занятиям. Затем учитель рассказывает об анатомическом строении мужских и женских половых органов, касаясь вопросов нормы и патологии. Если это группа девочек, то рекомендуется более подробно остановиться на изучении женской половой системы и обзорно, в виде беседы, вспомнить тему “Строение мужской половой системы” из учебника анатомии за 8 класс. Соответственно с группой мальчиков – наоборот.

Тема 2. Физиология и гигиена половых органов (1 ч)

Занятие по данной теме целиком посвящается вопросам физиологии женских и мужских половых органов. Особое внимание рекомендуется уделить следующим вопросам: мужской половой функции и основным проявлениям нормальной сексуальности у мужчин (в группе мальчиков); менструальному циклу и сохранению репродуктивной функции (в группе девочек). Необходимо провести беседу о гигиене половых органов, коснуться вредного влияния некоторых факторов (алкоголь, курение, переохлаждение, аборт, стрессы и др.) на детородную функцию женщин и мужчин. Рассказать о современных средствах контрацепции.

Тема 3. Половое созревание (2 ч)

На первом занятии целесообразно рассказать учащимся о существовании раннего и позднего развития, выделить этапы полового созревания и охарактеризовать изменения у мальчиков и девочек, происходящие на каждом из них.

Второе занятие можно посвятить проблемам, особенно часто волнующим подростков: повышенному потоотделению, появлению угрей, волос и др. Объяснить детям, как можно справиться с ними. Автор рекомендует заранее дать учащимся задания для подготовки к данным темам и провести его в виде семинара.

Тема 4. Психологические различия между юношами и девушками (1 ч)

Учащимся дается психологическая характеристика юношей и девушек, объясняются различия между полами в восприятии пространства и времени, в направленности интересов, в поведении, в характере мышления. В заключение урока можно предложить детям тест по определению своего психотипа.

Тема 5. Тема любви и пола в искусстве (1 ч)

Тема любви – одна из центральных тем мирового искусства всех времен и народов. Учащимся необходимо дать представление о критериях красоты, понимании любви, социальной роли мужчины и женщины в разные исторические эпохи на примере произведений искусства.

Тема 6. Контроль над романтическими и сексуальными чувствами (1 ч)

Рассказать учащимся о разнице между чувством влюбленности и любовью; об аспектах, которые нужно рассмотреть при принятии решения о физической близости (эмоциональных, физиологических, духовных). Дать советы, которые помогут принять правильное решение. Рассказать о возможном вреде для организма ранней половой близости.

Тема 7. Заболевания, передаваемые половым путем (1ч)

Общая характеристика заболеваний, передаваемых половым путем, их особенности. Симптомы некоторых распространенных заболеваний (сифилиса, гонореи, СПИДа), их опасность и профилактика.

Тема 8. Сексуальная безопасность (1ч)

Рассказать учащимся о преступлениях на сексуальной почве, о том, что нужно делать, чтобы не стать жертвой насилия. Какие меры нужно предпринять, если произошло изнасилование, о развращении малолетних. Коснуться психологического состояния жертв насилия, для предотвращения среди молодежи попыток суицида.

Тема 9. Современная семья (1ч)

Показать ценность семейных отношений для современного человека. Рассказать об ответственности быть родителем, предложить детям игру, которая покажет им насколько это сложная и трудная задача (подробно описание игры дается в книге Линды Мадарас, 2005).

Информационное обеспечение программы

Литература для учителя

  1. Гадасина А.Д. Плоды запретов. – М: Просвещение, 1991.
  2. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991.
  3. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. – М.: Педагогика, 1986.
  4. Колесов Д.В. Современный подросток. Взросление и пол. – М.: Флинта, 2003.
  5. Линда Мадарас, Эриа Мадарас. Что происходит с моим телом? – М.: Астрель, 2005.
  6. Половое воспитание. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  7. Биология №22. Первое сентября. – М.: Первое сентября, 2007.

Литература для учащихся

  1. Линда Мадарас, Эриа Мадарас. Что происходит с моим телом? – М.: Астрель, 2005.
  2. Спок Б. Молодым людям о любви и сексе. – М.:ЭКСМО, 2002.
  3. Энциклопедия для детей. Человек. – М.: Аванта +, 2001.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 2001.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....

21 06 2021 20:29:59

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

Практикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в практических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к Е Г Э....

20 06 2021 2:15:51

"Внешнее строение листа". 6-й класс

Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....

19 06 2021 6:58:38

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

Разработка позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

18 06 2021 11:54:22

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опорно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

17 06 2021 23:52:30

Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"

Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....

16 06 2021 6:55:44

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

15 06 2021 4:54:43

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

14 06 2021 7:49:20

Урок-прогноз "Путь к долголетию"

Представлен конспепкт урока-прогноза " Путь к долголетию"....

13 06 2021 16:35:53

Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный характер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества. ...

12 06 2021 21:12:36

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

11 06 2021 4:14:11

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

10 06 2021 7:36:29

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме " Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии " Координация и регуляция", первый в теме " Анализаторы"....

09 06 2021 23:26:53

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: " Верные и неверные утверждения", " Сводная таблица", " Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

08 06 2021 14:38:39

Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....

07 06 2021 7:52:51

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух команд обобщить и повторить тему " Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

06 06 2021 0:51:12

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

Комбинированный урок " Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Членистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

05 06 2021 15:28:48

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....

04 06 2021 16:32:22

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опорными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

03 06 2021 10:57:14

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

02 06 2021 2:24:39

Игра как метод обучения и воспитания

Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

01 06 2021 7:58:30

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

31 05 2021 19:36:39

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

30 05 2021 1:37:43

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

29 05 2021 18:48:35

Тип Кишечнополостные

На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие характерные признаки; показывается практическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....

28 05 2021 9:35:53

Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к Е Г Э по биологии и другим предметам. ...

27 05 2021 19:14:25

Полезные дикорастущие растения Саратовской области

Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....

26 05 2021 9:27:39

Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"

Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией. ...

25 05 2021 17:59:45

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опорными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

24 05 2021 14:43:38

Профильный курс "Основы медицинских знаний"

Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....

23 05 2021 5:55:57

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....

22 05 2021 20:14:16

Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"

Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....

21 05 2021 7:48:25

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

Сочетание на уроке нескольких методов использования И К Т, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

20 05 2021 21:38:34

Использование интерактивных медиапособий

Об использовании интерактивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....

19 05 2021 9:39:43

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы « Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

18 05 2021 1:49:55

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

17 05 2021 3:21:29

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме « Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

16 05 2021 10:20:24

Урок биологии на тему «Тип хордовые»

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....

15 05 2021 2:59:44

Урок-игра "Классы рыб"

Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...

14 05 2021 21:38:39

Многообразие земноводных

Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, И К Т-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

13 05 2021 12:24:58

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

Элементы А С О на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов А С О при изучении темы « Побег. Строение и значение побега»....

12 05 2021 10:41:39

Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)

Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....

11 05 2021 20:39:42

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях половых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

10 05 2021 4:42:21

Урок "Характеристика растений семейства Лилийные"

Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н. И. Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с практическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....

09 05 2021 11:17:48

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

08 05 2021 10:45:45

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

Внеклассное мероприятие " Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта " Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разрабатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

07 05 2021 8:42:46

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию И К Т в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

06 05 2021 6:21:19

Комбинированный урок "Разнообразие растений"

Представленный урок проводится в рамках курса " Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :" Разнообразие растений"....

05 05 2021 11:38:18

Кожа – наружный покровный орган

Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д. В., Маша Р. Д., Беляева И. Н. " Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....

04 05 2021 8:15:39

Игра "Магический квадрат" по теме "Наши соседи по планете". 7-й класс

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....

03 05 2021 18:43:27

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)