Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"
Цели урока.
1. Познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся.
2. Выявить приспособления животных к определённой среде обитания.
Ход урока.
1. Обсуждение с детьми перспектив предстоящего урока.
Учитель сообщает учащимся тему урока и желает им успешной работы, удачного сотрудничества друг с другом. После этого учитель обсуждает с детьми план предстоящего урока и записывает его на доске:
1). Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения новой темы.
2). Определение сред обитания животных.
3). Хаpaктеристика каждой среды обитания животных.
4). Формулирование определения среды обитания животных с учащимися.
5). Работа с карточками:
а) Карточка№1-загадки.
б) Карточка № 2 - какие утверждения верны?
в) Карточка№3 - по описанию узнай, о какой среде идёт речь?
г) Карточка №4 - игра по средам обитания: “Кто здесь лишний?”
д) Карточка №5 - подбери к словам левого столбика соответствующие слова из правого и запиши парами.
е) Прочитай текст и узнай, о каком животном идёт речь?
6) Подведение итогов урока.
7) Домашнее задание.
2. Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения новой темы.
А) Вы принесли фотографии, рисунки животных, посмотрите на них ещё раз и скажите, где обитают животные? (Ответы учащихся записываются на доске).
Б) Какие среды обитания животных можно выделить?
3. Выявление субъектного опыта учащихся по теме урока.
A) Подводя итоги, учитель выделяет три среды обитания животных: водную, почвенную, наземно-воздушную.
Б) учитель предлагает дать краткую хаpaктеристику каждой среды обитания. Каждая группа выбирает любую среду для хаpaктеристики. Ответы дополняет учитель.
B) Формулируется определение среды обитания животных с учащимися.
Г) По ходу беседы заполняется таблица:
Среда обитания. | Животные, обитающие в данной среде. | Черты приспособленности к среде |
- |
4. Работа учащихся с карточками.
см. Методическое описание использования ВДК на уроке. Учитель: “У вас на партах лежат карточки, которые вы можете выбрать. Все задания интересные и связаны с темой сегодняшнего урока. “Звёздочкой” помечены задания определённого уровня сложности. Можно работать индивидуально, в паре или группе. В процессе выполнения работы (если у вас останется время) вы можете выбрать несколько карточек”.
5. Обсуждение с детьми итогов урока.
Учитель индивидуально обращается к ученикам с вопросами: “Что нового ты узнал на уроке? Что на уроке тебе понравилось больше всего? Выступление кого из ребят понравилось больше всего? - Что ты хотел бы узнать на следующем уроке? Что у тебя вызвало трудности?”
6. Домашнее задание.
А) Продолжить таблицу, начатую на уроке, в которую дописать 10 животных, каких ты знаешь, и какие тебе нравятся. Б) Составить кроссворд или тест на пройденную тему.
Методическое описание процедуры использования ВДК на уроке.
1. Этап урока, на котором использовались ВДК.
Карточки с заданиями лучше всего применять при закреплении изученного материала. Это поможет учащимся пpaктически применить полученные знания, отработать умения выделять особенности сред обитания животных.
2. Форма предъявления ВДК учащимся.
ВДК предъявлялись детям непосредственно на самом уроке, для каждой группы на листах бумаги размещались все карточки.
3. Организация выбора.
Сначала дети делились на группы. Затем, прослушав комментарии учителя, самостоятельно выбирали себе карточки.
4. Организация прострaнcтва класса.
Перед уроком учитель с учащимися подготовил рабочие места для групп (в группах не более 5 человек), для работы в парах и для индивидуальной работы. Дети сами выбирали, как и с кем они будут работать.
5. Проверка выполнения заданий на ВДК.
В связи с большим объёмом учебного материала учитель для себя определяет последовательность опроса - отчёта по карточкам. В первую очередь на уроке оценивались устные ответы, письменные проверялись учителем после урока. Выступающий от каждой группы должен был представить результат её работы в виде устного и письменного ответа. Чтобы обеспечить внимательное отношение детей в классе к выступающим, учитель просил остальных учеников давать свои комментарии к ответам, дополнять их, отслеживать их правильность и полноту. Дети других групп оценивают работу своих одноклассников.
6. Длительность работы с ВДК на данном уроке.
На выполнение этой работы отводилось 20 минут.
Описание вариативных дидактических карточек к уроку. Условное обозначение на ВДК:
Задание с низким уровнем сложности - *
Задание со средним уровнем сложности - **
Задание с повышенным уровнем сложности - ***
Карточка №1 *
Отгадайте загадки и назовите животных, обитающих в тех местах.
Загадки:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все — и млад, и стар,
Что она большущий шар.Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём.
Поутру росой умыт.
Раз в году косой побрит.
Карточка №2 **
Какие утверждения верны? Поставьте знак “+” или “-”.
1. Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму.
3. Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м, это помогает им лучше схватывать пищу.
4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.
6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
Карточка №3 **
По описанию узнай, о какой среде идёт речь?
1. Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
2. Дом для животных, имеющих крылья. Лёгкая, неплотная среда.
3. В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает.
4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
5. Эта среда может изменяться, расти, питаться, дышать, умирать, давать себе подобных.
Карточка №4 *
Игра по средам обитания “Кто здесь лишний?”
1. Страус, кенгуру, шмель, волк.
2. Белка, дельфин, акула, щука.
3. Речной paк, рыбы, выдра, оса.
4. Кенгуру, страус, ласточка, гепард.
Карточка №5 *
Подбери к словам левого столбика соответствующие слова из правого и запиши парами.
почва вода лес воздух море Арктика Антарктида |
рыбы крот птицы белый медведь пингвин акула волк |
Карточка №6 ***
Прочитайте текст. О каких животных в нём говорится?
Текст 1.
Эти птицы — чемпионы по скорости полета среди птиц. Обычная для них скорость — 120 км/ч. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилёт означает наступление устойчивой тёплой погоды. Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья — длинные, заостренные. В полёте они бывают до 19 ч в сутки — ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны, которая бывает особенно клейкой во время гнёздостроения.
Текст 2.
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Текст 3.
Среда обитания хаpaктеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Текст 4.
Самое быстроногое из зверей. Развивает скорость до 110 км/ч, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
Комментарии:
Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией.
...
25 08 2025 23:54:24
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи.
Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
24 08 2025 22:42:53
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ.
Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике.
...
23 08 2025 10:59:38
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
22 08 2025 2:59:56
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого".
На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы.
Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
21 08 2025 2:11:23
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
20 08 2025 13:15:31
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
19 08 2025 13:30:15
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
18 08 2025 0:21:22
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
17 08 2025 5:30:53
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
16 08 2025 18:46:57
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
15 08 2025 14:34:29
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
14 08 2025 18:32:10
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
13 08 2025 7:33:32
Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....
12 08 2025 4:35:13
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
11 08 2025 6:29:17
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
10 08 2025 13:58:43
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
09 08 2025 18:14:56
Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....
08 08 2025 23:44:51
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
07 08 2025 3:11:36
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
06 08 2025 19:59:22
Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер.
...
05 08 2025 22:24:51
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
04 08 2025 7:14:45
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
03 08 2025 14:59:35
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
02 08 2025 13:33:13
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
01 08 2025 22:24:17
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
31 07 2025 14:38:38
На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....
30 07 2025 20:14:47
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
29 07 2025 22:42:44
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
28 07 2025 23:47:23
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
27 07 2025 11:45:21
Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
26 07 2025 11:13:24
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
25 07 2025 4:19:48
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
24 07 2025 7:19:35
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
23 07 2025 7:57:30
Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....
22 07 2025 6:59:14
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
21 07 2025 17:53:14
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
20 07 2025 10:28:50
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
19 07 2025 23:32:39
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
18 07 2025 21:38:21
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
17 07 2025 13:35:32

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....
16 07 2025 18:23:54
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
15 07 2025 0:23:13
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
14 07 2025 4:44:57

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
13 07 2025 5:51:54
Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку.
...
12 07 2025 15:49:46
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
11 07 2025 2:50:14
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
10 07 2025 0:13:30
Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....
09 07 2025 18:25:11
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
08 07 2025 9:33:36
Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным.
...
07 07 2025 0:22:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::