Элективный курс "Тайны живой природы"
Концепция профильного и предпрофильного обучения (утвержденная Министерством образования Российской Федерации от 18.07.02 Приказом №2783) предлагает в старшей школе ввести элективные курсы. Под элективными курсами понимают обязательные курсы по выбору, расширяющие или углубляющие знания профильной области знания.
Элективный курс «Тайны живой природы» предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Достигнуть этого возможно только в том случае, если создать курс для предпрофильной подготовки, содержание которого будет вызывать у учащихся интерес учащихся, желание и стремление изучать биологию в старших классах.
Исходя из этого, отбор содержания курса, но биологии «Тайны живой природы» осуществлялся на основе ряда факторов, стимулирующих развитие познавательных интересов у школьников.
Кроме того, учитывался тот факт, что при выборе предпрофилъного курса по тому или иному учебному предмету, учащиеся, прежде всего, заинтересуются названием курса, его содержанием, проблемностью. Поэтому само название курса «Тайны живой природы» и названия отдельных занятий, сформулированные в виде вопросов, нацелены на формирование интереса, желания получить ответы на эти вопросы. Помимо этого, содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер благодаря рассмотрению вопросов, остающихся дискуссионными в самой биологической науке, на которые до сих пор нет однозначных ответов, например, что такое жизнь? Почему вымерли динозавры и др.
В значительной мере формирование познавательного интереса стимулирует связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника, пpaктической значимостью тех или иных сведений. Поэтому в содержание курса был включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации, например, проблемы клонирования, получение трaнcгенных продуктов питания, профилактика СПИДа, сохранение здоровья.
Следующий фактор, учитывающийся при отборе содержания курса, - разнообразие изучаемого материала, которое достигалось за счет подбора знаний из разных разделов общей биологии (эволюции, генетики, экологии) и рассмотрения двух взаимосвязанных, но разных проблем на одном двухчасовом занятии. Например, на занятии «Загадки эволюции» учащиеся в течение двух часов знакомятся с двумя проблемами: «Эволюция - миф или реальность?» и «Почему вымерли динозавры?», что способствует поддержанию и развитию познавательного интереса, устранению утомления и появления скуки вследствие однообразия и монотонности содержания занятия.
Еще один фактор, помогающий школьникам определиться в выборе дальнейшего жизненного пути и стимулирующий развитие познавательного интереса, связанного с дальнейшим изучении биологии, - это ориентация содержания курса на старшую школу. Курс состоит из ряда занятий, посвященных проблемам, детальное рассмотрение которых предлагается в старшей профильной школе. Если представленные в курсе проблемы заинтересуют школьника, то в дальнейшем существует вероятность его поступления в класс естественно-математического профиля.
Последний немаловажный фактор, который учитывался при составлении методических рекомендаций - это свобода действий и выбора учителя, от мастерства которого во многом зависит ориентация учащихся в выборе дальнейшего профиля обучения. Поэтому данные рекомендации можно рассматривать как примерные, позволяющие учителю ориентироваться в отборе содержания учебного материала и предоставляющие ему полную свободу действий в выборе методов и методических приемов.
Исходя из этого естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Необходимость курса определяется развитием фундаментальных основ современной биологической науки... Предлагаемый курс позволит более целостно сформировать биологическую картину мира, что имеет большое значение для учащихся, планирующих поступать в сельскохозяйственные, ветеринарные, медицинские и другие профессиональные учреждения биологического профиля.
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания.
Задачи курса:
- Рассмотреть специфику животных и растительных клеток и тканей их физиологию, проблемы сущности и происхождения жизни, загадки эволюции, современные исследования в генетике, тайны генома, загадки экологии, секреты долголетия человека.
- Выявить особенности строения и функции основных видов животных и растительных клеток, тканей, их химический состав, строение генома, иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов.
- Формировать представления о физиологии растительного организма, эволюции живого, экологических аспектах, связанных с охраной живых организмов, их ролью в городских экосистемах; о биологических ритмах и их проявлениях у растений, животных, человека.
- Развивать умения изучать клетки, ткани микроскопическим методом исследования, выдвигать гипотезу, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.
В содержании программы курса выделяю две части:
- теоретическая;
- пpaктическая (лабораторные и пpaктические работы)
В теоретической части раскрывается общая хаpaктеристика живых объектов от уровня организации до физиологических процессов.
В пpaктической части предлагаются пpaктические работы, направленные на исследование микроскопическим методом. А также предполагает пpaктические работы, направленные на изучение физиологии растений.
Элективный курс «Тайны живой природы» предусматривает как классно-урочную, лекционно-пpaктическую систему, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. Пpaктическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета химии и биологии.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 31 ч.
Как уже было сказано, по существу, главным содержанием курса является соответственно-научная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений сотрудничество при работе в группе, культуру ведение дискуссии, презентации результатов.
В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики смогут (на определенном уровне) освоить следующие умения:
- строить план исследования;
- фиксировать эмпирические данные (с учетом погрешностей) в виде графика и таблицы;
- описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель;
- предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые хаpaктеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель.
- сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;
- представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).
Данный курс базируется на знания учащихся по ботанике и зоологии (6, 7 класс).
Учащиеся получают знания и применяют их на пpaктике, осознанно выбирают дальнейший профиль обучения.
Программа модернизированная составлена на основе программы элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся Е.Т. Бровкиной, Т.В. Ивановой, Г.С. Калиновой, А.Н. Мягковой, В.С. Резниковой и дополнена материалами, раскрывающими особенности строения растительной клетки. Секретами сохранения здоровья человека.Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам /сост. А.Ю. Пентин. – М.:АПКиПРО, 2003.
Программа элективного курса прошла апробацию в течение двух лет в школе №44 г. Сургута, имеются положительные рецензии экспертов.
Контрольными параметрами при изучении данного курса являются лабораторные и пpaктические работы учащихся.
- лабораторные работы – 1
- пpaктические работы – 2
- семинарские занятия - 7
Содержание программы
Тема 1.
Проблема сущности и происхождения жизни (2 ч.)
Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человеческого общества. Гипотезы происхождения жизни: самозарождения жизни, вечности жизни, «космического» зарождения жизни, происхождения жизни на Земле естественным путем. Анабиоз, его проявление у разных организмов. Виды анабиоза. Изменения организмов в состоянии анабиоза, его продолжительность у растений, животных, микроорганизмов. Теоретические и пpaктические аспекты проблемы анабиоза.
Тема 2.
Главные принципы организации живого (2 ч.)
Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Краткая хаpaктеристика каждого уровня. Единый химический состав и единый план строения у всех клеточных организмов.
Лабораторная работа № 1. Химический состав семени.
Тема 3Загадки эволюции (2 ч.)
Развитие проблемы эволюции живой природы в разные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюция», причины, направления и результаты эволюции. Доказательства эволюции. Учение Ч.Дарвина об эволюции живой природы. Синтетическая теория эволюции. Моделирование процесса эволюции с помощью ЭВМ. Массовое вымирание различных организмов на протяжении истории Земли. Гипотезы вымирания динозавров: эволюционные, катастрофические. Перспективы решения проблемы вымирания видов.
Тема 4Современные исследования в генетике (2 ч.)
Достижения биологической науки в ХХ – ХХI вв. Роль генетики на современном этапе развития цивилизации. Генная и клеточная инженерия, их использование на пpaктике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. Биотехнология – двигатель будущего. Проблема создания и использования трaнcгенных организмов. Получение трaнcгенных продуктов питания: «за» и «против». Маркировка генетически модифицированных продуктов. Перспективы развития биотехнологии.
Тема 5Тайны генома (2 ч.)
Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Наборы хромосом в клетках человека. Комплексные исследования генома человека. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека. Перспективные открытия в области исследований генома человека.
Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитная функция крови. Вклад ученых в развитие иммунологии.
Вич-инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа.
Тема 6Загадки экологии (2 ч.)
Биологические ритмы, их проявление у растений, животных, человека. Исследования Л.А. Чижевского по влиянию солнечной активности на организмы. Связь между деятельностью Солнца и заболеваниями человека. Суточные и сезонные ритмы, их роль в жизни организмов. Пpaктическое применение знаний о биоритмах. Астрономическая медицинская служба.
Экологические аспекты, связанные с охраной живых организмов, их ролью в городских экосистемах. Антропогенные ландшафты, роль человека в их возникновении. Животные, обитающие в городских условиях, их роль в жизни человека: пpaктическая, эстетическая. Регуляция численности городских животных как одно из условий сохранения городских экосистем. Дискуссионность проблемы вреда и пользы растений и животных.
Тема 7Загадки строения и физиологии клеток живых организмов (10 ч.)
Особенности строения и функционирования клеток бактерий, растений, животных, грибов, одноклеточных организмов.
Специализация клеток. Особенности клеточных оболочек у растений, грибов и животных. Поток информации. Явление плазмолиза и деплазмолиза. Поступление воды и растворенных в ней веществ в клетку. Передвижение веществ в растении. Жизненный цикл клетки.
Тема 8.
Секреты сохранения здоровья человека (6 ч.)
Здоровье человека и окружающая среда. Влияние космоса на здоровье человека.
Основные законы природы: энергия, биоритмы и здоровье человека.
Целительные силы металлов и минералов. Цветооздоровление. Музыкооздоровление.
Что необходимо знать о растениях, прежде чем их использовать для оздоровления. Аромотерапия. Использование растений в народной медицине. Использование животных в народной медицине.
Тематическое планирование.
Тайны живой природы. (Приложение 1).
Литература- Опарин А.И. Материя – Жизнь – Интеллект. –М. Наука, 1977
- Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле. –М.:Наука, 1988
- Большой справочник по биологии. –М.: «изд. Арстель», Фирма «Издательство АСТ», 2000
- Биология. Большой энциклопедический словарь /гл. редактор М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия
- Биология. В 2 кн. Учеб. Для медиц. Спец. Вузов\ В.Н. Ярыгин, в.И. Васильева, И.Н. волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 3-е изд., стер. – М.:Высш. Шк., 2000. – 448 с.: ил.
- Ивахненко М.Ф., Корабельщиков В.А. Живое прошлое Земли. –М.: Просвешение, 1987
- Легенда о динозавре // Наука и жизнь. 1985. -№ 4
- Динозавры. Энциклопедия / Пер. с англ. – М.: Росмен, 1999
- Биология: Общая биология. Учебник для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова.- М.: Просвещение, 2000
- Общая биология. Учебник для 10- 11 кл. школ с углубленным изучением биологии / А.О. Рувинский и др.
- Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье // «Биология в школе» -2001, №5
- Покровский В., Плецитой А. Спид – вопросы и ответы. –М.: Знание, 19997
- Касаткина И.Н. Биороитмы и здоровье // Серия « Здоровый образ жизни», 2002
- Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцир. Обучения: 9 кл./ Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с. ил.
- Тюмасева З.И., Гольнева Д.П.
- Целительные силы природы и здоровье человека: У-м пособие для студентов педагогических вузов. – Челябинск: Взгляд, 2003. – 216 с.
- Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Городские животные. Учебное пособие для школьников младших и средних классов.- М.-Эгмонт Россия, 2001
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Хордовые /под ред. А.В. Михеева., М.: Просвещение, 1985
- Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов Ботаника для учителя М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит», 1996
Комментарии:

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
25 04 2025 13:25:59
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
24 04 2025 20:54:54
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
23 04 2025 8:29:34
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
22 04 2025 11:36:14
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
21 04 2025 1:48:24
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
20 04 2025 17:12:49
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.
...
19 04 2025 4:40:23
Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов.
...
18 04 2025 14:34:36
Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....
17 04 2025 4:41:59
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
16 04 2025 14:24:44
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
15 04 2025 16:51:11
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал.
...
14 04 2025 16:47:20
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
13 04 2025 11:50:23
Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....
12 04 2025 17:22:12
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
11 04 2025 4:53:45
Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель.
...
10 04 2025 1:38:56
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
09 04 2025 0:33:56
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
08 04 2025 5:52:54
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы.
...
07 04 2025 9:31:18
Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы.
...
06 04 2025 19:40:41
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
05 04 2025 8:33:27
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
04 04 2025 21:58:54

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....
03 04 2025 21:22:28
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
02 04 2025 12:28:51
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
01 04 2025 1:17:55
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
31 03 2025 3:26:47
На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....
30 03 2025 21:55:23
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
29 03 2025 15:56:11
Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....
28 03 2025 0:20:15
В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа.
...
27 03 2025 8:26:40

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
26 03 2025 13:50:48
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
25 03 2025 20:26:39
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
24 03 2025 2:49:51
Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией.
...
23 03 2025 6:11:18
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
22 03 2025 11:28:30
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
21 03 2025 20:57:42
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
20 03 2025 2:39:50
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
19 03 2025 5:52:54
Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области.
...
18 03 2025 23:46:55
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.
Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.
...
17 03 2025 20:59:52
Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....
16 03 2025 17:34:43
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
15 03 2025 4:50:40
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
14 03 2025 19:11:26
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
13 03 2025 3:49:28
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
12 03 2025 9:28:15
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом
источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики
колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы
применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....
11 03 2025 21:47:17
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
10 03 2025 6:33:13
Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия.
...
09 03 2025 1:25:17
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
08 03 2025 8:21:58
Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....
07 03 2025 9:23:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::