Элективный курс "Тайны живой природы" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Элективный курс "Тайны живой природы"

Концепция профильного и предпрофильного обучения (утвержденная Министерством образования Российской Федерации от 18.07.02 Приказом №2783) предлагает в старшей школе ввести элективные курсы. Под элективными курсами понимают обязательные курсы по выбору, расширяющие или углубляющие знания профильной области знания.

Элективный курс «Тайны живой природы» предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Достигнуть этого возможно только в том случае, если создать курс для предпрофильной подготовки, содержание которого будет вызывать у учащихся интерес учащихся, желание и стремление изучать биологию в старших классах.

Исходя из этого, отбор содержания курса, но биологии «Тайны живой природы» осуществлялся на основе ряда факторов, стимулирующих развитие познавательных интересов у школьников.

Кроме того, учитывался тот факт, что при выборе предпрофилъного курса по тому или иному учебному предмету, учащиеся, прежде всего, заинтересуются названием курса, его содержанием, проблемностью. Поэтому само название курса «Тайны живой природы» и названия отдельных занятий, сформулированные в виде вопросов, нацелены на формирование интереса, желания получить ответы на эти вопросы. Помимо этого, содержание большинства занятий носит проблемный характер благодаря рассмотрению вопросов, остающихся дискуссионными в самой биологической науке, на которые до сих пор нет однозначных ответов, например, что такое жизнь? Почему вымерли динозавры и др.

В значительной мере формирование познавательного интереса стимулирует связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника, практической значимостью тех или иных сведений. Поэтому в содержание курса был включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации, например, проблемы клонирования, получение трансгенных продуктов питания, профилактика СПИДа, сохранение здоровья.

Следующий фактор, учитывающийся при отборе содержания курса, - разнообразие изучаемого материала, которое достигалось за счет подбора знаний из разных разделов общей биологии (эволюции, генетики, экологии) и рассмотрения двух взаимосвязанных, но разных проблем на одном двухчасовом занятии. Например, на занятии «Загадки эволюции» учащиеся в течение двух часов знакомятся с двумя проблемами: «Эволюция - миф или реальность?» и «Почему вымерли динозавры?», что способствует поддержанию и развитию познавательного интереса, устранению утомления и появления скуки вследствие однообразия и монотонности содержания занятия.

Еще один фактор, помогающий школьникам определиться в выборе дальнейшего жизненного пути и стимулирующий развитие познавательного интереса, связанного с дальнейшим изучении биологии, - это ориентация содержания курса на старшую школу. Курс состоит из ряда занятий, посвященных проблемам, детальное рассмотрение которых предлагается в старшей профильной школе. Если представленные в курсе проблемы заинтересуют школьника, то в дальнейшем существует вероятность его поступления в класс естественно-математического профиля.

Последний немаловажный фактор, который учитывался при составлении методических рекомендаций - это свобода действий и выбора учителя, от мастерства которого во многом зависит ориентация учащихся в выборе дальнейшего профиля обучения. Поэтому данные рекомендации можно рассматривать как примерные, позволяющие учителю ориентироваться в отборе содержания учебного материала и предоставляющие ему полную свободу действий в выборе методов и методических приемов.

Исходя из этого естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Необходимость курса определяется развитием фундаментальных основ современной биологической науки... Предлагаемый курс позволит более целостно сформировать биологическую картину мира, что имеет большое значение для учащихся, планирующих поступать в сельскохозяйственные, ветеринарные, медицинские и другие профессиональные учреждения биологического профиля.

Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.

Цель данного элективного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.

Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть специфику животных и растительных клеток и тканей их физиологию, проблемы сущности и происхождения жизни, загадки эволюции, современные исследования в генетике, тайны генома, загадки экологии, секреты долголетия человека.
  2. Выявить особенности строения и функции основных видов животных и растительных клеток, тканей, их химический состав, строение генома, иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов.
  3. Формировать представления о физиологии растительного организма, эволюции живого, экологических аспектах, связанных с охраной живых организмов, их ролью в городских экосистемах; о биологических ритмах и их проявлениях у растений, животных, человека.
  4. Развивать умения изучать клетки, ткани микроскопическим методом исследования, выдвигать гипотезу, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.

В содержании программы курса выделяю две части:

  • теоретическая;
  • практическая (лабораторные и практические работы)

В теоретической части раскрывается общая характеристика живых объектов от уровня организации до физиологических процессов.

В практической части предлагаются практические работы, направленные на исследование микроскопическим методом. А также предполагает практические работы, направленные на изучение физиологии растений.

Элективный курс «Тайны живой природы» предусматривает как классно-урочную, лекционно-практическую систему, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета химии и биологии.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 31 ч.

Как уже было сказано, по существу, главным содержанием курса является соответственно-научная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений сотрудничество при работе в группе, культуру ведение дискуссии, презентации результатов.

В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики смогут (на определенном уровне) освоить следующие умения:

  • строить план исследования;
  • фиксировать эмпирические данные (с учетом погрешностей) в виде графика и таблицы;
  • описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель;
  • предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель.
  • сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;
  • представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).

Данный курс базируется на знания учащихся по ботанике и зоологии (6, 7 класс).

Учащиеся получают знания и применяют их на практике, осознанно выбирают дальнейший профиль обучения.

Программа модернизированная составлена на основе программы элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся Е.Т. Бровкиной, Т.В. Ивановой, Г.С. Калиновой, А.Н. Мягковой, В.С. Резниковой и дополнена материалами, раскрывающими особенности строения растительной клетки. Секретами сохранения здоровья человека.

Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам /сост. А.Ю. Пентин. – М.:АПКиПРО, 2003.

Программа элективного курса прошла апробацию в течение двух лет в школе №44 г. Сургута, имеются положительные рецензии экспертов.

Контрольными параметрами при изучении данного курса являются лабораторные и практические работы учащихся.

  • лабораторные работы – 1
  • практические работы – 2
  • семинарские занятия - 7

Содержание программы

Тема 1.

Проблема сущности и происхождения жизни (2 ч.)

Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человеческого общества. Гипотезы происхождения жизни: самозарождения жизни, вечности жизни, «космического» зарождения жизни, происхождения жизни на Земле естественным путем. Анабиоз, его проявление у разных организмов. Виды анабиоза. Изменения организмов в состоянии анабиоза, его продолжительность у растений, животных, микроорганизмов. Теоретические и практические аспекты проблемы анабиоза.

Тема 2.

Главные принципы организации живого (2 ч.)

Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Краткая характеристика каждого уровня. Единый химический состав и единый план строения у всех клеточных организмов.

Лабораторная работа № 1. Химический состав семени.

Тема 3

Загадки эволюции (2 ч.)

Развитие проблемы эволюции живой природы в разные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюция», причины, направления и результаты эволюции. Доказательства эволюции. Учение Ч.Дарвина об эволюции живой природы. Синтетическая теория эволюции. Моделирование процесса эволюции с помощью ЭВМ. Массовое вымирание различных организмов на протяжении истории Земли. Гипотезы вымирания динозавров: эволюционные, катастрофические. Перспективы решения проблемы вымирания видов.

Тема 4

Современные исследования в генетике (2 ч.)

Достижения биологической науки в ХХ – ХХI вв. Роль генетики на современном этапе развития цивилизации. Генная и клеточная инженерия, их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. Биотехнология – двигатель будущего. Проблема создания и использования трансгенных организмов. Получение трансгенных продуктов питания: «за» и «против». Маркировка генетически модифицированных продуктов. Перспективы развития биотехнологии.

Тема 5

Тайны генома (2 ч.)

Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Наборы хромосом в клетках человека. Комплексные исследования генома человека. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека. Перспективные открытия в области исследований генома человека.

Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитная функция крови. Вклад ученых в развитие иммунологии.

Вич-инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа.

Тема 6

Загадки экологии (2 ч.)

Биологические ритмы, их проявление у растений, животных, человека. Исследования Л.А. Чижевского по влиянию солнечной активности на организмы. Связь между деятельностью Солнца и заболеваниями человека. Суточные и сезонные ритмы, их роль в жизни организмов. Практическое применение знаний о биоритмах. Астрономическая медицинская служба.

Экологические аспекты, связанные с охраной живых организмов, их ролью в городских экосистемах. Антропогенные ландшафты, роль человека в их возникновении. Животные, обитающие в городских условиях, их роль в жизни человека: практическая, эстетическая. Регуляция численности городских животных как одно из условий сохранения городских экосистем. Дискуссионность проблемы вреда и пользы растений и животных.

Тема 7

Загадки строения и физиологии клеток живых организмов (10 ч.)

Особенности строения и функционирования клеток бактерий, растений, животных, грибов, одноклеточных организмов.

Специализация клеток. Особенности клеточных оболочек у растений, грибов и животных. Поток информации. Явление плазмолиза и деплазмолиза. Поступление воды и растворенных в ней веществ в клетку. Передвижение веществ в растении. Жизненный цикл клетки.

Тема 8.

Секреты сохранения здоровья человека (6 ч.)

Здоровье человека и окружающая среда. Влияние космоса на здоровье человека.

Основные законы природы: энергия, биоритмы и здоровье человека.

Целительные силы металлов и минералов. Цветооздоровление. Музыкооздоровление.

Что необходимо знать о растениях, прежде чем их использовать для оздоровления. Аромотерапия. Использование растений в народной медицине. Использование животных в народной медицине.

Тематическое планирование.

Тайны живой природы. (Приложение 1).

Литература
  1. Опарин А.И. Материя – Жизнь – Интеллект. –М. Наука, 1977
  2. Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле. –М.:Наука, 1988
  3. Большой справочник по биологии. –М.: «изд. Арстель», Фирма «Издательство АСТ», 2000
  4. Биология. Большой энциклопедический словарь /гл. редактор М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия
  5. Биология. В 2 кн. Учеб. Для медиц. Спец. Вузов\ В.Н. Ярыгин, в.И. Васильева, И.Н. волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 3-е изд., стер. – М.:Высш. Шк., 2000. – 448 с.: ил.
  6. Ивахненко М.Ф., Корабельщиков В.А. Живое прошлое Земли. –М.: Просвешение, 1987
  7. Легенда о динозавре // Наука и жизнь. 1985. -№ 4
  8. Динозавры. Энциклопедия / Пер. с англ. – М.: Росмен, 1999
  9. Биология: Общая биология. Учебник для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова.- М.: Просвещение, 2000
  10. Общая биология. Учебник для 10- 11 кл. школ с углубленным изучением биологии / А.О. Рувинский и др.
  11. Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье // «Биология в школе» -2001, №5
  12. Покровский В., Плецитой А. Спид – вопросы и ответы. –М.: Знание, 19997
  13. Касаткина И.Н. Биороитмы и здоровье // Серия « Здоровый образ жизни», 2002
  14. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцир. Обучения: 9 кл./ Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с. ил.
  15. Тюмасева З.И., Гольнева Д.П.
  16. Целительные силы природы и здоровье человека: У-м пособие для студентов педагогических вузов. – Челябинск: Взгляд, 2003. – 216 с.
  17. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Городские животные. Учебное пособие для школьников младших и средних классов.- М.-Эгмонт Россия, 2001
  18. Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Хордовые /под ред. А.В. Михеева., М.: Просвещение, 1985
  19. Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов Ботаника для учителя М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит», 1996


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Интерактивный образовательный проект "Растения"

Представлен интерактивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в Д О У, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы « Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

28 09 2021 0:44:45

Урок по теме "Транспортные системы организма. Круги корвообращения"

Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

28 09 2021 19:54:20

Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"

Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – член социума. Ещё В. А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека. ...

28 09 2021 19:32:53

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стебле. ...

28 09 2021 3:55:39

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

28 09 2021 19:38:41

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

Внеклассное занятие « Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы « Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

28 09 2021 9:20:45

Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК

Урок биологии 7-м классе по У М К Н. И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии. ...

28 09 2021 3:39:15

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации. ...

28 09 2021 15:53:18

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

28 09 2021 1:13:51

Естественный отбор и его формы

Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии И О С О с использованием И К Т....

28 09 2021 21:39:47

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

" И С У Д" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов И С У Д на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

28 09 2021 19:36:57

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э. Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде « Всеобщая морфология»....

28 09 2021 6:32:55

Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"

Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса « Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....

28 09 2021 7:25:14

Экологический вечер "Наш дом в опасности"

В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....

28 09 2021 14:37:23

Витамины. 8-й класс

Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....

28 09 2021 20:57:50

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны характеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

28 09 2021 1:17:56

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

28 09 2021 5:48:16

Строение дыхательной системы позвоночных животных

Оборудование кабинета биологии интерактивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....

28 09 2021 18:53:37

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

28 09 2021 5:24:27

Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"

Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охарактеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....

28 09 2021 13:44:26

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

28 09 2021 5:47:48

Внеклассное мероприятие по окружающему миру

Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия " Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

28 09 2021 7:36:35

Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии

Описывается работа с сетевой лабораторией Глобал Лаб и компьютерной игрой « Оматокалингар» (автор Ловягин С. Н.), апробация которой прошла в школе автора....

28 09 2021 16:16:45

Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens

Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....

28 09 2021 5:24:23

Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"

Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе « Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....

28 09 2021 18:47:20

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

28 09 2021 9:15:43

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"

Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...

28 09 2021 5:57:50

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

28 09 2021 12:22:13

Краснокнижные растения Бийского района

Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления " Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему " Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

28 09 2021 4:28:24

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"

Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии Р К М Ч П. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...

28 09 2021 1:41:45

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....

28 09 2021 12:18:24

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

28 09 2021 22:59:53

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие

Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....

28 09 2021 22:25:19

Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах

Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....

28 09 2021 3:42:13

Господин кабан и свинка-господинка

Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме " Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...

28 09 2021 15:25:58

Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"

Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры « Своя игра» с использованием видеоматериалов....

28 09 2021 22:37:27

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (командная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

В руки ребят попал старинный манускрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений- Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - " Долину Загадок", " Долину Свитков", " Долину Мифов", " Долину Прагматиков"....

28 09 2021 2:27:52

Методы изучения генетики человека

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – « Генетика человека»....

28 09 2021 8:19:50

"Круги кровообращения"

Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

28 09 2021 8:35:33

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

На уроке 11-классники изучат основные характеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат практические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

28 09 2021 19:32:41

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности

Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....

28 09 2021 18:41:53

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на практике....

28 09 2021 19:24:11

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

28 09 2021 1:59:27

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке

Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....

28 09 2021 4:15:25

Общая характеристика высших споровых растений

Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....

28 09 2021 17:32:50

Интегрированный урок в 7-м классе (география + биология) по теме "Подводное путешествие с капитаном Немо"

Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....

28 09 2021 21:26:47

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

28 09 2021 14:34:24

Урок биологии "Разнообразие стеблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

28 09 2021 7:13:43

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

28 09 2021 3:59:28

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

28 09 2021 16:38:20

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)