Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"
Цели урока:
Образовательная: Изучить особенности
строения цветка.
Развивающая: Развить умения анализировать,
синтезировать, обобщать, и делать выводы.
Воспитательная: Прививать навыки
коммуникативного общения, развитие чувства
прекрасного.
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, живые цветы, пинцеты, макет цветка, картинки цветов, гербарии, запись музыки “Вальс цветов” П.И.Чайковского, выставочные экспонаты.
Ход урока
Сегодня на уроке мы продолжим изучение органов растения. Давайте вспомним, какие органы мы уже знаем. (Ученики перечисляют органы, изученные на прошлых уроках, дают им классификацию, рассказывают об особенностях строения.) У вас на партах рассказ с биологическими ошибками. Найдите ошибки и прокомментируйте их.
Рассказ с биологическими ошибками.
(Незнайка писал письмо Звездочке)
- Я люблю собирать разные листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях – известно до 10 видов жилкования. Например, у листьев березы оно дуговое, у ландыша – параллельное, у листьев яблони – сетчатое.
Комментарии ошибок:
- Клен – простой лист, одна листовая пластинка на черешке.
- Липа – такое же строение.
- Земляника и каштан – листья сложные, несколько листовых пластинок на черешке.
- У листьев бывает всего три типа жилкования.
- Листья березы и яблони имеют сетчатое жилкование, листья ландыша дуговое.
(Ответы учеников сопровождаются показом гербариев этих растений).
Задание №1.
Перед вами листок и карандаши. Вы должны нарисовать свой любимый цветок.
(Во время работы учеников звучит музыка “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” Чайковского П.И.)
Задание №2.
Рассмотрите живые объекты – цветки комнатного растения. Разделите его на части с помощью пинцета.
(На доске записаны тема урока и новые термины).
Давайте, сравним ваши рисунки, ваши части живых цветов с моделью цветка. Разбираем состав цветка.
Термины написаны на доске:
- Венчик из лепестков (сростнолепестный, раздельнолепестный)
- Чашечка из чашелистиков (сростнолистная,
раздельнолистная)
Это околоцветник. - Цветоложе
- Цветоножка
- Пестик (рыльце, столбик, завязь)
- Тычинка (пыльник, тычиночная нить)
Пестик и тычинка – главные части цветка.
Цветки, содержащие как пестик, так и тычинки, называются обоеполыми. Примеры: яблоня, вишня, сирень.
Цветки, содержащие только пестики или тычинки, называются раздельнополыми. Примеры: тополь, облепиха.
Нарисуйте схему строения цветка в тетрадь и подпишите части.
Задание №3. Перед вами картинки различных цветов. Разделите их на две группы.
(Ученики по своему усмотрению делят на группы).
Вы правильно разделили картинки. Давайте сделаем вывод.
Цветы поодиночно расположенные на побеге называются одиночными.
Цветы, собранные в группу – соцветиями.
На странице 40 вашего учебника показаны схемы соцветий. Зарисуйте их.
Таким образом, мы с вами изучили строение еще одного органа растений. Это цветок.
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Красивые наследники природы.
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают радость встреч,
Откладывают время расставанья,
Мы души и цветы должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
А сейчас я приглашаю вас в музей на выставку “Цветы в быту”.
(Выставка экспонатов подносов, платков, посуды, деревянных ложек).
Давайте на несколько минут отправимся в путешествие. Если вы внимательны, то заметите, что мастера все время отдавали предпочтение растительному орнаменту. Именно цветок – образец для художников – прикладников всех стран.
Дерево – один из самых универсальных материалов, который человек научился обpaбатывать еще в глубокой древности. Ложка – загляденье, золотисто – огненная, покрытая желтыми и красными цветами. “Золото из хохломы” ни в воде не тонет, ни в огне не горит. Название роспись получила от имени села Хохлома, что в Заволжье. Золото – это хлеб и богатая жизнь, а цветы – молодость и сила.
Жостовский художественный промысел возник в 1825 году в деревне Жостово. Прямоугольные, овальные, огромные и крошечные подносы полны роз, астр, ромашек и пионов – цветут они вечным цветом подлинного народного искусства.
Наша повседневная посуда и посуда для встречи гостей также украшена цветочными узорами.
Павловские платки – это небольшой кусок ткани из шерсти или шелка. Появились они в России в середине прошлого века на фабрике купца Семена Лобзина в селе Повлов недалеко от Москвы. Павловские платки также расписаны цветами – астрами, розами, колокольчиками.
Цветы щедро дарят нам радость, поднимают настроение, прибавляют бодрости.
Домашнее задание:
- Строение цветка.
- Творческое задание. Найти легенду о цветке и оформить.
Легенда о гиацинте.
У древних греков в одних случаях считается цветком горя и печали, а в других – радости, им украшали прически невесты на свадьбе. Его запах такой сильный, что во времена Наполеона при французском дворе одна молодая особа, выйдя замуж за старика, уморила его, убирая каждый вечер его спальню большим количеством этих цветов. В переводе с греческого название этого растения означает цветок дождей. Действительно, эти цветы в Греции распускаются на полях после теплых весенних дождей.
Литература:
- Головин Б. Н. О чем говорят названия растений. – Ташкент: “Мехнат”, 1988.
- Моложавенко В.С. Тайны красоты. – М.: “Педагогика – Пресс”,1993.
- Рохлов В. Занимательная ботаника. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.
Комментарии:
В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....
18 03 2024 22:37:26
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
17 03 2024 12:28:43
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
16 03 2024 10:53:24
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений. ...
15 03 2024 7:13:50
Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....
14 03 2024 0:35:19
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
13 03 2024 7:49:59
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
12 03 2024 0:14:44
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
11 03 2024 8:29:13
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
10 03 2024 22:45:37
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
09 03 2024 9:42:19
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
08 03 2024 18:54:43
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
07 03 2024 20:18:29
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
06 03 2024 20:14:26
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
05 03 2024 22:36:25
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
04 03 2024 18:48:24
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
03 03 2024 14:49:57
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
02 03 2024 23:40:30
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
01 03 2024 4:47:29
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
29 02 2024 18:28:19
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
28 02 2024 12:46:35
В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....
27 02 2024 8:55:10
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
26 02 2024 2:30:38
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
25 02 2024 21:34:53
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
24 02 2024 10:21:51
Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....
23 02 2024 23:10:25
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
22 02 2024 13:53:26
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
21 02 2024 8:41:17
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
20 02 2024 1:10:14
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
19 02 2024 17:11:44
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
18 02 2024 6:49:34
Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :"Разнообразие растений"....
17 02 2024 4:36:26
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
16 02 2024 9:23:40
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
15 02 2024 7:55:23
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
14 02 2024 22:10:38
Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....
13 02 2024 18:25:45
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
12 02 2024 8:14:35
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
11 02 2024 4:24:16
Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет". ...
10 02 2024 7:50:41
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
09 02 2024 4:26:34
Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....
08 02 2024 5:25:24
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
07 02 2024 22:29:21
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
06 02 2024 1:26:20
Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...
05 02 2024 23:32:32
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...
04 02 2024 8:54:21
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
03 02 2024 14:41:41
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
02 02 2024 15:26:42
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
01 02 2024 19:51:53
Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....
31 01 2024 18:42:21
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
30 01 2024 12:48:28
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
29 01 2024 22:10:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::