Лаборатория фитоинвазий    

Тема урока: "Витамины"

Задачи урока: Дать понятие – “Витамины”, познакомить учащихся с историей открытия и изучения витаминов, рассказать о влиянии витаминов на здоровье и их роли в обмене веществ, разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом.

Оборудование: таблицы: “Витамины”, “Сохранность витаминов в продуктах питания”, для лабораторной работы: штатив, пробирки с веществами (капустный рассол, компот, яблочный сок, лимонный сок), спиртовка, пипетка, крахмальный клейстер.

ХОД УРОКА

На доске запись темы – “ВИТАМИНЫ”.

Учитель: Тема нашего урока – Витамины. В начале урока мы познакомимся с историей открытия витаминов, для чего они нужны в организме. Послушаем сообщения учащихся.

Ученик: В 1880 г. в Дерптском университете Н.И.Лунин исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?” Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали. В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” - жизнь.

Учитель: В природе существует более 20 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1, B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно (из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме). Теперь запишем в тетради.

Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно.

Витамины:

  1. Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.
  2. Жирорастворимые – А, D, Е, К.

Авитаминоз – недостаток витаминов в организме.

Гипервитаминоз – излишек витаминов в организме.

Послушаем сообщения о влиянии некоторых витаминов на здоровье.

Ученик: Витамин С – Аскорбиновая кислота. Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной. Результат оказался благотворным. Сейчас известно, что 100 грамм игл туи содержат 50 мг витамина С. В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Был проведен эксперимент, в результате которого выяснили, что люди получавшие лимоны цингой не заболели. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Ученик: Витамин Д участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Недостаток вызывает болезнь рахит – искривление костей, слабость мышц. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Ученик: Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте. Витамин А содержится в животной пище – масло, сметана, творог, молоко, рыбий жир.

А в растениях (абрикос, морковь, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А . Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Ученик: Витамин К необходим для нормальной свертываемости крови, им богаты капуста, тыква, свекла, печень. Витамин Е влияет на функции эндокринной системы, содержится в кукурузном и подсолнечном масле. Витамин В1 регулирует функции сердечно-сосудистой системы, пищеварительной, нервной. Его много содержится в мясе, печени, горохе, фасоли. Витамин В2 улучшает зрение, влияет на состояние нервной системы, слизистой оболочки. Его много в рыбе, мясе, яйцах.

Учитель: А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в некоторых продуктах.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

“Определение витамина С в некоторых продуктах”.

  1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
  2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
  3. Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
  4. Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным соком.
  5. Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.
  6. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

  1. Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.
  2. Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

Учитель: Рассмотрим таблицу сохранности витаминов в продуктах в процессе хранения. Какой вывод можно сделать из этой таблицы?

Ученики: Вывод – количество витаминов уменьшается.

Учитель: Действительно, количество витаминов с течением времени уменьшается. Например: в 100 г. молодого картофеля содержится 20 мг витамина С , а через 3-4 месяца всего 10 мг. Очень много витаминов исчезает при термообработке. Даже при правильной варке овощей (их нужно закладывать уже в кипящую воду и варить в “мундире”) разрушается до 60 % витаминов. Так что специалисты советуют, помимо хорошо “витаминизированного” питания, принимать в осеннее-зимний период еще и поливитамины. Их разделяют на профилактические – до 50 % суточной дозы (остальное с пищей) и лечебные – 100 % суточной дозы. Многие витаминные комплекс содержат также микроэлементы и минеральные соли необходимые для лучшей усвояемости витаминов. Современные витаминные препараты содержат также экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки и различные ферменты.

Что мешает усвоению витаминов:

  1. Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…
  2. Никотин - Разрушает витамины А, С, Е, селен.
  3. Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…
  4. Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
  5. Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
  6. Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

Закрепление пройденного материала.

Задачи:

1. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении. Что может быть причиной? (Витамин А)
2. Почему в блокадном Ленинграде пили отвар хвои? (Витамин С)
3. Почему тертую морковь лучше есть с жирными маслами, сметаной? (Витамин А)
4. Почему, отправляясь в кругосветное путешествие, моряки брали квашеную капусту? (Витамин С)
5. Прием антибиотиков губит микрофлору кишечника – снижается свертываемость крови. Почему? (Витамин К)


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

29 03 2020 14:42:56

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

28 03 2020 17:26:25

Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"

Обобщающий урок " Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы " Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины " Счастливый случай". ...

27 03 2020 4:43:16

Тайны зарождения жизни человека

Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

26 03 2020 3:27:24

Организм как единое целое

К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....

25 03 2020 13:39:42

Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"

Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....

24 03 2020 6:38:47

Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....

23 03 2020 1:52:25

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...

22 03 2020 2:36:23

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

21 03 2020 3:50:11

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А. С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

20 03 2020 6:21:56

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

19 03 2020 7:31:24

Общий обзор организма человека: органы и ткани

Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....

18 03 2020 20:32:14

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

17 03 2020 13:59:14

Ролевая игра "Опорно-двигательная система"

Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, по теме " Опорно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

16 03 2020 9:11:58

За здоровый образ жизни. 8-й класс

Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

15 03 2020 23:40:26

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

14 03 2020 1:27:39

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

13 03 2020 18:42:51

Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"

Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: « Кровообращение», « Дыхание» и « Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...

12 03 2020 18:12:33

Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"

Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...

11 03 2020 12:14:28

Урок биологии по теме "Эмбриональное развитие человека"

Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....

10 03 2020 6:42:50

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом " Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету " Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

09 03 2020 17:54:55

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

08 03 2020 6:55:56

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся К К О с использованием элементов технологии полного усвоения....

07 03 2020 4:52:41

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....

06 03 2020 19:50:57

Методическая разработка интеллектуальной игры "Литература и биология – мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии

Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....

05 03 2020 6:27:43

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

04 03 2020 23:36:35

Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике

Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки " Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов. ...

03 03 2020 23:58:29

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

02 03 2020 22:51:54

Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"

Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме " Плотоядные растения". Урок разработан по программе И. Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме « Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....

01 03 2020 4:36:25

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

29 02 2020 10:27:45

Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....

28 02 2020 21:22:21

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

27 02 2020 0:14:48

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

26 02 2020 20:26:24

Питание. Особенности питания растительного организма

Урок посвящён изучению нового материала по программе Н. И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

25 02 2020 19:40:55

Законы генетики

Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на практике при решении задач; сформулировать законы Г. Менделя. ...

24 02 2020 3:47:14

Внеклассное мероприятие по биологии

Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....

23 02 2020 11:43:44

Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"

Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...

22 02 2020 2:41:28

Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"

Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...

21 02 2020 7:53:52

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме " Земноводные"....

20 02 2020 14:21:42

Выделительная система организма человека

Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....

19 02 2020 7:58:37

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

18 02 2020 15:46:34

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

17 02 2020 2:13:36

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...

16 02 2020 23:43:50

Урок биологии на тему "Нервная система человека"

Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

15 02 2020 10:47:48

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

14 02 2020 15:44:56

Качественное обучение – залог здоровья ученика

Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

13 02 2020 6:11:30

Системный подход к биологическому образованию в современной школе

В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

12 02 2020 12:39:58

Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"

На данном уроке по теме « Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....

11 02 2020 10:59:25

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

" Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

10 02 2020 16:51:19

Тема урока: "Космическая роль растений"

Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

09 02 2020 16:26:12

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

08 02 2020 11:35:49

Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"

Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....

07 02 2020 20:43:41

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

06 02 2020 21:36:27

Семь чудес России

Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

05 02 2020 11:14:16

Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"

Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения жизни на Земле — гипотеза А. И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь возникла естественным путем из неорганической материи. ...

04 02 2020 5:49:10

Урок по теме "Сердце". 8-й класс

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....

03 02 2020 9:12:12

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий характер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на практике. ...

02 02 2020 13:47:36

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

Урок обобщения и систематизации знаний по темам " Кровообращение " и " Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

01 02 2020 19:13:12

Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"

Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов. ...

31 01 2020 6:32:33

Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс

Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником " Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит практическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе. ...

30 01 2020 14:57:37

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

29 01 2020 23:15:49

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

28 01 2020 1:23:28

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

27 01 2020 18:42:43

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

26 01 2020 14:56:49

Урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

25 01 2020 17:22:18

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"

Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...

24 01 2020 15:11:17

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

23 01 2020 13:55:24

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д. В., Маш Р. Д., Беляева И. Н. « Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интерактивные технологии, технологии развивающего обучения....

22 01 2020 11:11:51

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

21 01 2020 19:49:49

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....

20 01 2020 5:47:32

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....

19 01 2020 20:24:47

Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие ракообразных, их роль в природе"

Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших ракообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ. ...

18 01 2020 8:52:12

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

17 01 2020 2:38:32

Урок биологии "Разнообразие стеблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

16 01 2020 15:49:22

Тема урока: "Наследственные болезни человека"

Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным членам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

15 01 2020 12:58:30

Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене

В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....

14 01 2020 21:50:30

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме " Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

13 01 2020 16:25:35

Пищеварение в ротовой полости. Глотание

Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

12 01 2020 2:11:13

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

11 01 2020 9:55:29

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

10 01 2020 9:23:35

Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков

В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество « Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...

09 01 2020 19:41:46

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и практику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей практической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

08 01 2020 21:35:40

Методы изучения природы

Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме " Методы изучения природы" по программе А. А. Плешакова и Н. И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....

07 01 2020 9:15:47

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

06 01 2020 4:12:14

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта « Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

05 01 2020 18:11:50

Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"

Урок " Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы " Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....

04 01 2020 0:20:19

Дидактические игры на уроках биологии

Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к смерти. ...

03 01 2020 19:34:37

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

02 01 2020 5:10:36

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...

01 01 2020 13:12:57

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении

Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....

31 12 2019 16:30:57

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

30 12 2019 14:56:22

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

29 12 2019 7:45:45

Опорно-двигательная система человека: строение и функции

Опорно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

28 12 2019 20:42:32

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений

Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в практических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....

27 12 2019 13:10:40

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

26 12 2019 16:36:20

Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"

Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий « Вид», « Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика. ...

25 12 2019 19:34:20

Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные"

Урок по теме " Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....

24 12 2019 19:16:32

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

23 12 2019 20:56:57

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

" Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: " Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра " Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

22 12 2019 17:22:56

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы « Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

21 12 2019 21:31:30

Внеклассное мероприятие по биологии

Внеклассное мероприятие " В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

20 12 2019 12:14:14

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

19 12 2019 22:52:11

Тест для тематического контроля по теме "Тип Членистоногие"

В работе представлен тест для тематического контроля по теме « Тип Членистоногие», ориентированный на использование по У М К Сонина Н. И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

18 12 2019 12:45:26

Компетентностно-ориентированный урок "Естественный винегрет" по теме "Пищеварение". 8-й класс

Содержание урока позволяет обобщить материал, расширить знания учащихся, определить уровни усвоения материала и формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций. Материалы урока позволяют овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства....

17 12 2019 22:54:10

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт

Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....

16 12 2019 5:13:29

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (командная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

В руки ребят попал старинный манускрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений- Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - " Долину Загадок", " Долину Свитков", " Долину Мифов", " Долину Прагматиков"....

15 12 2019 17:41:29

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А. И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

14 12 2019 20:11:57

Предпосылки возникновения Дарвинизма

В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....

13 12 2019 5:12:21

Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс

Цель урока: показать основные признаки типа " Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....

12 12 2019 20:37:27

Цветок

В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

11 12 2019 5:13:32

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

10 12 2019 17:31:35

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"

Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы « Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...

09 12 2019 13:43:10

Внеклассное занятие "Не допустить беды"

Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....

08 12 2019 16:47:26

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

07 12 2019 19:16:24

Биология 6 класс Биология

Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

06 12 2019 16:11:21

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

05 12 2019 8:28:27

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

Интеллектуальная игра по биологии и экологии " Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического К В Н или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

04 12 2019 18:11:16

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе " Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования " Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

03 12 2019 11:53:17

Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

Урок по учебнику под редакцией В. В. Пасечника ( Раздел 4. « Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья....

02 12 2019 1:29:54

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две команды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких геймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

01 12 2019 17:29:54

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

30 11 2019 11:20:26

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

Урок ботаники для 6-го класса по семейству « Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

29 11 2019 14:12:59

Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....

28 11 2019 13:40:21

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

27 11 2019 11:51:38

Внеклассные мероприятия по биологии

Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с практикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

26 11 2019 1:33:32

Волшебная сила зрения

Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме « Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

25 11 2019 8:25:33

Урок-игра по биологии "Птицы"

Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

24 11 2019 5:17:22

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

23 11 2019 6:22:39

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

22 11 2019 12:19:28

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э. Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде « Всеобщая морфология»....

21 11 2019 16:35:15

Спирогира. Особенности строения и размножения

Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

20 11 2019 22:24:52

Урок на тему "Как питаются паразиты"

Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

19 11 2019 5:24:44

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стебля". 6-й класс

Урок проводится в разделе изучения темы « Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа « Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа « Внутреннее строение стебля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

18 11 2019 15:32:17

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии " Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

17 11 2019 16:40:37

Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"

Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся. ...

16 11 2019 3:34:33

Урок с использованием ТСО "Пищеварительная система человека"

Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные характеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....

15 11 2019 4:51:46

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему « Вредные привычки» или « Гигиена В Н Д». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

14 11 2019 16:16:42

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

13 11 2019 0:46:58

Викторина "Семейства цветковых растений"

Обобщающий урок-викторина по теме « Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

12 11 2019 3:28:35

Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....

11 11 2019 21:22:15

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

10 11 2019 6:50:30

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

09 11 2019 9:13:44

Тренажер для решения задач по генетике

Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

08 11 2019 20:43:51

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

07 11 2019 1:40:33

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по " Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

06 11 2019 3:59:50

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

05 11 2019 9:57:43

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

04 11 2019 2:46:37

Урок по теме: "Среда обитания. Факторы среды". 5-й класс

Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного характера, самостоятельную работу с текстом учебника, практическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы. ...

03 11 2019 21:35:11

Урок по теме "Плоды". 6-й класс

На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

02 11 2019 18:44:19

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям неблагоприятных факторов среды....

01 11 2019 1:50:59

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)