Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Они включены в школьную программу по биологии, экологии и географии. Воспитательное и образовательное значение экскурсий в природу трудно переоценить. Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся, говорил: “Экскурсионное дело в школе только тогда развернётся в полную свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего своё дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы” [7].
Живое общение с природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы” [8].
Подготовиться к экскурсии нам помогают следующие рекомендации учёных-методистов:
- Определить тему экскурсии, место её проведения, составить план.
- Рассказывать только о том, что можно показать.
- Не оставлять экскурсантов только слушателями, привлекать их к активной работе.
- Уметь сконцентрировать внимание на нужном объекте.
- Закрепить материал экскурсии в памяти учеников [6,9].
Успешная экскурсия невозможна без тщательной подготовки учителя, который должен подобрать и изучить требуемую литературу, побывать на маршруте, подготовить инструкцию по технике безопасности для детей, выявить наиболее опасные участки маршрута, подготовить задания для отдельных звеньев учащихся.
К экскурсии учащиеся должны готовиться. Им необходимо подобрать соответствующую одежду и обувь, взять требуемое для сбора материала оборудование (бумагу, копалки, карандаши, гербарные папки, плотные мешки и обязательно фотоаппарат [9]..
Проводя экскурсию, учитель останавливается в наиболее интересных местах, рассказывает о них, просит слушателей делать краткие записи по ходу объяснения или фотографировать окрестности (интересные объекты).
Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе [1,2].
На экскурсии “ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе” [1].
Ежегодно выезжая в памятник природы “Рачейский бор”, мы проводим серию экскурсий по теме “Памятники природы Рачейского бора”.
Уроки в природе способствуют быстрому и прочному усвоению знаний. В то же время учитель имеет возможность увидеть недоработки школьного обучения. Работа в необычных условиях выpaбатывает у детей внимательность, терпение, выносливость, трудолюбие, умение удивляться, радоваться и фантазировать.
Ежедневно учащиеся выходят на маршруты исследований. Исследовательская работа проводится группами, состоящими из 2 – 3 человек.
Темы исследований выбираются по желанию из предлагаемой тематики:
- Видовой состав папоротников Рачейского бора;
- Мхи Рачейского бора;
- Памятник природы “Семь ключей”;
- Вечнозелёные растения;
- Псаммофиты;
- Болота Рачейского бора;
- Эпифиты бора (грибы, лишайники) ;
- Флора пня;
- Насекомые хвойного леса
и т. п. темы [9].
День учащихся заполнен до предела. Виды работ показаны на схеме 1.
Схема 1. Виды исследовательских работ, выполняемых учащимися в рамках изучения памятника природы Рачейский бор.
Каждый день подчиняется особому режиму.
Окрестности с. Смолькино – прекрасная база для проведения полевой пpaктики, т. к. на незначительной по площади территории располагается большое количество разнообразных уникальных объектов, многие из которых являются памятниками природы. Это Рачейский бор, Рачейская тайга, “Семь ключей”, Моховое болото, Малоусинские нагорные сосняки и дубравы, Рачейские скалы, истоки реки Усы.
Живописная местность района хаpaктеризуется красотой пейзажа, разнообразием ландшафтов и растительных сообществ. Учитывая сочетание богатейшего природного материала с компактностью и доступностью его для изучения, северо-запад Сызранского района является удобным местом для проведения экскурсий, полевых исследований и наблюдений.
Выработаны различные маршруты по окрестностям. Возьмём для примера один из них – Смолькино – “Ладья” – “Семь ключей” – участок Рачейской тайги – болото Большое – Смолькино.
Первый день. Смолькино – “Ладья”.
Можно обратить внимание школьников, что на многих стволах в лесу видны конусообразные насечки – с этих сосен собирается живица-смола. В старину имелись специальные смоловарни, в которых смолу добывали путём сухой перегонки, затем из неё получали дёготь, канифоль, скипидap и т. п. Именно древний промысел “смоловарение” дал название селу – Смолькино [4,5]. В настоящее время подсочка леса запрещена.
Когда справа по движению местность начнёт возвышаться, следует подняться вверх по склону до уровня останцов. По нему двигаться вдоль южных склонов. Останцовый рельеф встречается только на крутых южных и юго-западных склонах. Здесь хаpaктерна высокая степень трещиноватости останцов. На южном склоне нетрудно найти скалу “Ладья”, получившую название за сходство с носом корабля. Возвышаясь, она образует смотровую площадку, откуда видна панорама Рачейского леса.
Второй день. “Семь ключей” – урочище.
Памятник природы “Семь ключей” площадью 2,63 га расположен в 0,5 км западнее с. Смолькино, в квадрате 46 Рачейского лесничества. Это группа источников, находящаяся в небольшом овраге и впадающая в р. Каргалку, левый приток Усы.
Спустившись от “Ладьи” к подножию массива и двигаясь в южном направлении, можно выйти к деревянной беседке у развилки дорог. Одна из дорог уходит на запад, а вторая, образуя высокие песчаные борта, опускается в овраг, по которому течёт река Каргалка. От последней ответвляется слабо наезженная грунтовка, идущая вдоль оврага. Если двигаться по ней, то через 50 м можно найти родник. Едва заметная тропинка приведёт к источнику на склоне оврага. В густом травяном покрове выделяются заросли хвоща, образуя пушистый своеобразный “воротник”, окружающий ключ. Даже в жаркий солнечный день здесь тень и прохлада. Вода в роднике очень вкусная и холодная. Она, пробиваясь из земли, заполняет небольшую ложбинку и пpaктически неслышно сбегает вниз по склону оврага. Можно набрать родниковой воды, а в беседке около дорог устроить привал.
День третий. Рачейская тайга.
Нужно выйти на просеку, идущую по участку Рачейской тайги (квадрат 45), вдоль болота Большого. Рачейская тайга занимает площадь 428 га в квадратах 34, 43, 44, 45 Рачейского лесничества. Это единственный таёжный массив на юго-востоке европейской части России. Для него хаpaктерны редкие сочетания таёжных и лесостепных видов растений, болот, набор реликтовых видов растений.
Через 2 км дорога упирается в лес, где с севера к ней подходит широкая просека. Если продвигаться вперёд по слабо заметной колее, постепенно теряющейся в траве, то вскоре почва под ногами становится влажной, местами выступает вода. Резко меняется состав древесных пород. В основном преобладают белоствольные берёзы, отчего даже в пасмурный день и в вечерние часы здесь достаточно светло. Из-за особенностей грунта встречается огромное количество поваленных деревьев. Валежник образуется из-за переувлажнения верхних горизонтов почвы, что приводит к развитию приповерхностной корневой системы и её неустойчивости к сильному ветру.
День четвёртый. Большое болото.
Большое болото не имеет сплавин. Встречаются участки с открытой водой. Передвигаться надо очень осторожно, чтобы не промочить обувь. Для данного места хаpaктерны прибрежно-водные и болотные растения. Хорошо выражена смена фаций. Встречаются черника и брусника. Обходя участки с открытой водой и обильным переувлажнением, можно выйти на небольшую возвышенность с твёрдой почвой, где вновь преобладают сосны. Здесь произрастает редкий в нашем крае плаун сплюснутый.
Обратный путь проходит по той же лесной просеке до деревянной беседки у “Семи ключей”. Перейдя через реку Каргалку, оказываемся на дороге, ведущей через с. Смолькино. Один из маршрутов завершён.
Более подробно остановимся на описании памятника природы “Семь ключей”. Ниже приведены выдержки из статьи ученицы 11 класса средней школы № 90 Комpaковой Марии. Статья помещена в сборнике исследовательских работ школьников “Мой дом. Мой край. Мой мир”, изданном в 2003 году. Данной работе присуждены: 2-е место на городской научно-творческой конференции учащихся и 3-е место на подобной конференции областного уровня.
“Мы отправились на изучение памятника. Шли вдоль ручья от верховья к нижнему течению небольшой речки Каргалки. Вода в ней имеет красноватый оттенок, это очень необычно и красиво, особенно когда лучи солнца падают на воду.
Идя вдоль русла, мы обращали внимание на все растения, которые растут приблизительно на расстоянии 5 м от воды. …
Наша задача – научиться различать растения, а это трудно.
На основе записей составили видовой список растений “Семи ключей”. Мне очень помогло то, что растения определяли сразу в экспедиции. …
Ещё мы обнаружили 2 вида растений, которые раньше не находили: лютик длиннолистный и волчеягодник обыкновенный. Волчье лыко было с красными плодами. Насчитали 50 экземпляров. …
Вернувшись из экспедиции, занялись камеральной обработкой собранного материала. Всего определено 112 видов растений, относящихся к 98 родам и 41 семейству. Это большая цифра, если учесть, что в Рачейском бору растёт около 500 видов растений.
Из 112 видов растений 17 являются редкими и охраняемыми, 3 вида – реликты: брусника, черника и майник двулистный; 10 видов эндемов – растений, хаpaктерных только для Самарской области. Когда шли по маршруту, и не думала, что так много растений представляют собой ценность. …
Наши исследования показали, что памятник природы “Семь ключей” полностью не изучен. Там много материала для работы учёных [3].
Следующая моя задача – сосчитать количество родников, наблюдать за ними, определить скорость течения воды в каждом из них за период времени, равный одной минуте.
Моя тема в экспедиции носила название “Почему урочище назвали “Семь ключей”? Действительно ли там семь источников воды?
Родники находятся в одном месте, на середине реки Каргалка и, ведя их подсчёт, трудно пропустить родник. Ключи выбивают из маленьких углублений в земле и вливаются в общий поток реки. Скорость течения воды разная. … Всего насчитала 13: пересохших 4, действующих 9” [3].
Комментарий специалиста: “горные породы всё время двигаются, и под их тяжестью вода ищет новые выходы. Она может пробиться в другие слои и, если уровень этой водной линзы понизится, то мы обнаружим пересохшие источники. Под землёй могут быть обвалы и оползни, и тогда вода перетечёт, как по сообщающимся сосудам, и найдет выход в другом месте. …
Вывод: памятник природы “Семь ключей” мало изучен. Он является местом для новых открытий. В исследовании затронуты серьёзные проблемы состояния и сохранности Рачейского бора” [3]. Ниже мы приводим посвящённое Рачейскому бору стихотворение школьницы М. Морозовой, одной из участниц эколого-краеведческих экспедиций.
Рачейский бор
Морозова Мария, 11 “Б” класс, школа № 90
Да, пожалуй, могла бы пойти я на спор
Вы не видели тех уникальнейших гор!
Что стоят, затерявшись в сосновом бору.
Боже мой! Как прекрасны они поутру!Невысокие, нет, но какой колорит!
Приезжайте, любуйтесь, ну кто не велит?
О такой красоте не нужно молчать,
О такой красоте надо дружно кричать!Вы огромные видели там валуны?
Это детища древней-предревней волны!
Ну какой может быть обо всём разговор?
Надо вам посетить этот сказочный бор!А ещё в этом крае (о Смолькино речь)
Много разных прекрасных болотистых мест!
Они так уникальны, их надо беречь…
На одном из болот даже хищники есть.О растении-хищнике мы говорим…
Оформляем, снимаем иль что-то творим
И надеемся вклад свой в науку внести
Жаль, сейчас уезжаем… Природа, прости!
Формой подведения итогов проделанной работы является научная конференция. Это заключительный этапо работы. Учащиеся выступают на школьных, районных, городских, областных научно-пpaктических и научно-творческих конференциях, Алабинских чтениях; на городских конференциях для младших школьников “Первые шаги в науку”.
Работы учащихся или их тезисы публикуются в сборниках материалов конференций, исследовательских работ.
ЛИТЕРАТУРА
- Биологические экскурсии: Кн. для учителя / И. В. Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
- Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1976. – 264 с.
- Комpaкова М. Памятник природы “Семь ключей” – место для новых открытий / М. Комpaкова // Мой дом. Мой край. Мой мир: Сб. исследоват. работ школьников с коммент. учёных. – Самара: АМО “Изд-во СНЦ РАН”, 2003. – 244 с.
- Криволуцкая Л. И. По Куйбышевской области / Л. И. Криволуцкая. – М.: Физ-ра и спорт, 1987. – 176 с.
- Орбинская Т. В. Экскурсионные маршруты комплексной пpaктики студентов-географов в окрестностях с. Смолькино Сызранского района / Т. В. Орбинская, Д. В. Варёнов // Исследования в области ест. наук и образования: Межвуз. сб. науч.-иссл. работ преподавателей и студентов. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 480 с.
- Полевая пpaктика по ботанике с основами фитоценологии: Учеб.-метод. пособ. для студ. ест.-геогр. ф-та / Е. Г. Бирюкова, В. В. Соловьёва, Н. И. Симонова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 95 с.
- Райков Б. Е. Экскурсионный план средней школы / Б. Е. Райков // Педагогич. ежегодник. – СПб., 1910. Т. 11. – 371 с.
- Травникова В. В. Биологические экскурсии: Учеб.-метод. пособ. – СПб.: Паритет, 2002. – 256 с.
- Царёв Курган: Учеб.-справ. пособ. для проведения экскурсий и походов / О. Н. Варёнова, Н. С. Ильина, Е. Г. Лайкова и др. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 64 с.
Комментарии:
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
12 12 2025 16:35:44
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
11 12 2025 5:26:47
Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки.
...
10 12 2025 13:23:58
Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....
09 12 2025 21:31:28
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
08 12 2025 11:21:39
Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....
07 12 2025 23:57:12
Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....
06 12 2025 13:10:32
Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....
05 12 2025 6:44:18
Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....
04 12 2025 0:11:18
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
03 12 2025 6:21:51
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
02 12 2025 20:59:13
Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...
01 12 2025 8:28:39
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
30 11 2025 4:51:22
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
29 11 2025 2:10:59
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
28 11 2025 0:17:29
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
27 11 2025 15:55:46
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
26 11 2025 18:14:56
На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....
25 11 2025 6:51:30
Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....
24 11 2025 23:38:48
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
23 11 2025 0:42:22
Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
22 11 2025 10:49:55
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
21 11 2025 17:50:12
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
20 11 2025 18:26:49
Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....
19 11 2025 22:12:26
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
18 11 2025 22:16:35
На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом.
Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы.
Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании
работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....
17 11 2025 17:47:14
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
16 11 2025 7:42:43
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
15 11 2025 0:41:48
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
14 11 2025 5:46:47
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
13 11 2025 17:31:30
Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....
12 11 2025 2:59:27
Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....
11 11 2025 9:36:24
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
10 11 2025 10:34:31
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
09 11 2025 5:58:40
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.
...
08 11 2025 9:14:25
У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....
07 11 2025 9:49:58
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
06 11 2025 23:44:39
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
05 11 2025 15:45:46
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
04 11 2025 11:55:33
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
03 11 2025 21:37:52
Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....
02 11 2025 4:10:49
Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
01 11 2025 9:38:49
Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия.
...
31 10 2025 4:34:18
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
30 10 2025 23:41:46
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
29 10 2025 4:27:16
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
28 10 2025 2:48:24
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
27 10 2025 19:48:21
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
26 10 2025 20:13:10
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
25 10 2025 16:27:12
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
24 10 2025 5:52:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"