Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"


    Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Они включены в школьную программу по биологии, экологии и географии. Воспитательное и образовательное значение экскурсий в природу трудно переоценить. Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся, говорил: “Экскурсионное дело в школе только тогда развернётся в полную свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего своё дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы” [7].

Живое общение с природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы” [8].

Подготовиться к экскурсии нам помогают следующие рекомендации учёных-методистов:

  1. Определить тему экскурсии, место её проведения, составить план.
  2. Рассказывать только о том, что можно показать.
  3. Не оставлять экскурсантов только слушателями, привлекать их к активной работе.
  4. Уметь сконцентрировать внимание на нужном объекте.
  5. Закрепить материал экскурсии в памяти учеников [6,9].

Успешная экскурсия невозможна без тщательной подготовки учителя, который должен подобрать и изучить требуемую литературу, побывать на маршруте, подготовить инструкцию по технике безопасности для детей, выявить наиболее опасные участки маршрута, подготовить задания для отдельных звеньев учащихся.

К экскурсии учащиеся должны готовиться. Им необходимо подобрать соответствующую одежду и обувь, взять требуемое для сбора материала оборудование (бумагу, копалки, карандаши, гербарные папки, плотные мешки и обязательно фотоаппарат [9]..

Проводя экскурсию, учитель останавливается в наиболее интересных местах, рассказывает о них, просит слушателей делать краткие записи по ходу объяснения или фотографировать окрестности (интересные объекты).

Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе [1,2].

На экскурсии “ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе” [1].

Ежегодно выезжая в памятник природы “Рачейский бор”, мы проводим серию экскурсий по теме “Памятники природы Рачейского бора”.

Уроки в природе способствуют быстрому и прочному усвоению знаний. В то же время учитель имеет возможность увидеть недоработки школьного обучения. Работа в необычных условиях выpaбатывает у детей внимательность, терпение, выносливость, трудолюбие, умение удивляться, радоваться и фантазировать.

Ежедневно учащиеся выходят на маршруты исследований. Исследовательская работа проводится группами, состоящими из 2 – 3 человек.

Темы исследований выбираются по желанию из предлагаемой тематики:

  1. Видовой состав папоротников Рачейского бора;
  2. Мхи Рачейского бора;
  3. Памятник природы “Семь ключей”;
  4. Вечнозелёные растения;
  5. Псаммофиты;
  6. Болота Рачейского бора;
  7. Эпифиты бора (грибы, лишайники) ;
  8. Флора пня;
  9. Насекомые хвойного леса

и т. п. темы [9].

День учащихся заполнен до предела. Виды работ показаны на схеме 1.

Схема 1. Виды исследовательских работ, выполняемых учащимися в рамках изучения памятника природы Рачейский бор.

Каждый день подчиняется особому режиму.

Окрестности с. Смолькино – прекрасная база для проведения полевой пpaктики, т. к. на незначительной по площади территории располагается большое количество разнообразных уникальных объектов, многие из которых являются памятниками природы. Это Рачейский бор, Рачейская тайга, “Семь ключей”, Моховое болото, Малоусинские нагорные сосняки и дубравы, Рачейские скалы, истоки реки Усы.

Живописная местность района хаpaктеризуется красотой пейзажа, разнообразием ландшафтов и растительных сообществ. Учитывая сочетание богатейшего природного материала с компактностью и доступностью его для изучения, северо-запад Сызранского района является удобным местом для проведения экскурсий, полевых исследований и наблюдений.

Выработаны различные маршруты по окрестностям. Возьмём для примера один из них – Смолькино – “Ладья” – “Семь ключей” – участок Рачейской тайги – болото Большое – Смолькино.

Первый день. Смолькино – “Ладья”.

Можно обратить внимание школьников, что на многих стволах в лесу видны конусообразные насечки – с этих сосен собирается живица-смола. В старину имелись специальные смоловарни, в которых смолу добывали путём сухой перегонки, затем из неё получали дёготь, канифоль, скипидap и т. п. Именно древний промысел “смоловарение” дал название селу – Смолькино [4,5]. В настоящее время подсочка леса запрещена.

Когда справа по движению местность начнёт возвышаться, следует подняться вверх по склону до уровня останцов. По нему двигаться вдоль южных склонов. Останцовый рельеф встречается только на крутых южных и юго-западных склонах. Здесь хаpaктерна высокая степень трещиноватости останцов. На южном склоне нетрудно найти скалу “Ладья”, получившую название за сходство с носом корабля. Возвышаясь, она образует смотровую площадку, откуда видна панорама Рачейского леса.

Второй день. “Семь ключей” – урочище.

Памятник природы “Семь ключей” площадью 2,63 га расположен в 0,5 км западнее с. Смолькино, в квадрате 46 Рачейского лесничества. Это группа источников, находящаяся в небольшом овраге и впадающая в р. Каргалку, левый приток Усы.

Спустившись от “Ладьи” к подножию массива и двигаясь в южном направлении, можно выйти к деревянной беседке у развилки дорог. Одна из дорог уходит на запад, а вторая, образуя высокие песчаные борта, опускается в овраг, по которому течёт река Каргалка. От последней ответвляется слабо наезженная грунтовка, идущая вдоль оврага. Если двигаться по ней, то через 50 м можно найти родник. Едва заметная тропинка приведёт к источнику на склоне оврага. В густом травяном покрове выделяются заросли хвоща, образуя пушистый своеобразный “воротник”, окружающий ключ. Даже в жаркий солнечный день здесь тень и прохлада. Вода в роднике очень вкусная и холодная. Она, пробиваясь из земли, заполняет небольшую ложбинку и пpaктически неслышно сбегает вниз по склону оврага. Можно набрать родниковой воды, а в беседке около дорог устроить привал.

День третий. Рачейская тайга.

Нужно выйти на просеку, идущую по участку Рачейской тайги (квадрат 45), вдоль болота Большого. Рачейская тайга занимает площадь 428 га в квадратах 34, 43, 44, 45 Рачейского лесничества. Это единственный таёжный массив на юго-востоке европейской части России. Для него хаpaктерны редкие сочетания таёжных и лесостепных видов растений, болот, набор реликтовых видов растений.

Через 2 км дорога упирается в лес, где с севера к ней подходит широкая просека. Если продвигаться вперёд по слабо заметной колее, постепенно теряющейся в траве, то вскоре почва под ногами становится влажной, местами выступает вода. Резко меняется состав древесных пород. В основном преобладают белоствольные берёзы, отчего даже в пасмурный день и в вечерние часы здесь достаточно светло. Из-за особенностей грунта встречается огромное количество поваленных деревьев. Валежник образуется из-за переувлажнения верхних горизонтов почвы, что приводит к развитию приповерхностной корневой системы и её неустойчивости к сильному ветру.

День четвёртый. Большое болото.

Большое болото не имеет сплавин. Встречаются участки с открытой водой. Передвигаться надо очень осторожно, чтобы не промочить обувь. Для данного места хаpaктерны прибрежно-водные и болотные растения. Хорошо выражена смена фаций. Встречаются черника и брусника. Обходя участки с открытой водой и обильным переувлажнением, можно выйти на небольшую возвышенность с твёрдой почвой, где вновь преобладают сосны. Здесь произрастает редкий в нашем крае плаун сплюснутый.

Обратный путь проходит по той же лесной просеке до деревянной беседки у “Семи ключей”. Перейдя через реку Каргалку, оказываемся на дороге, ведущей через с. Смолькино. Один из маршрутов завершён.

Более подробно остановимся на описании памятника природы “Семь ключей”. Ниже приведены выдержки из статьи ученицы 11 класса средней школы № 90 Комpaковой Марии. Статья помещена в сборнике исследовательских работ школьников “Мой дом. Мой край. Мой мир”, изданном в 2003 году. Данной работе присуждены: 2-е место на городской научно-творческой конференции учащихся и 3-е место на подобной конференции областного уровня.

“Мы отправились на изучение памятника. Шли вдоль ручья от верховья к нижнему течению небольшой речки Каргалки. Вода в ней имеет красноватый оттенок, это очень необычно и красиво, особенно когда лучи солнца падают на воду.

Идя вдоль русла, мы обращали внимание на все растения, которые растут приблизительно на расстоянии 5 м от воды. …

Наша задача – научиться различать растения, а это трудно.

На основе записей составили видовой список растений “Семи ключей”. Мне очень помогло то, что растения определяли сразу в экспедиции. …

Ещё мы обнаружили 2 вида растений, которые раньше не находили: лютик длиннолистный и волчеягодник обыкновенный. Волчье лыко было с красными плодами. Насчитали 50 экземпляров. …

Вернувшись из экспедиции, занялись камеральной обработкой собранного материала. Всего определено 112 видов растений, относящихся к 98 родам и 41 семейству. Это большая цифра, если учесть, что в Рачейском бору растёт около 500 видов растений.

Из 112 видов растений 17 являются редкими и охраняемыми, 3 вида – реликты: брусника, черника и майник двулистный; 10 видов эндемов – растений, хаpaктерных только для Самарской области. Когда шли по маршруту, и не думала, что так много растений представляют собой ценность. …

Наши исследования показали, что памятник природы “Семь ключей” полностью не изучен. Там много материала для работы учёных [3].

Следующая моя задача – сосчитать количество родников, наблюдать за ними, определить скорость течения воды в каждом из них за период времени, равный одной минуте.

Моя тема в экспедиции носила название “Почему урочище назвали “Семь ключей”? Действительно ли там семь источников воды?

Родники находятся в одном месте, на середине реки Каргалка и, ведя их подсчёт, трудно пропустить родник. Ключи выбивают из маленьких углублений в земле и вливаются в общий поток реки. Скорость течения воды разная. … Всего насчитала 13: пересохших 4, действующих 9” [3].

Комментарий специалиста: “горные породы всё время двигаются, и под их тяжестью вода ищет новые выходы. Она может пробиться в другие слои и, если уровень этой водной линзы понизится, то мы обнаружим пересохшие источники. Под землёй могут быть обвалы и оползни, и тогда вода перетечёт, как по сообщающимся сосудам, и найдет выход в другом месте. …

Вывод: памятник природы “Семь ключей” мало изучен. Он является местом для новых открытий. В исследовании затронуты серьёзные проблемы состояния и сохранности Рачейского бора” [3]. Ниже мы приводим посвящённое Рачейскому бору стихотворение школьницы М. Морозовой, одной из участниц эколого-краеведческих экспедиций.

Рачейский бор

Морозова Мария, 11 “Б” класс, школа № 90

Да, пожалуй, могла бы пойти я на спор
Вы не видели тех уникальнейших гор!
Что стоят, затерявшись в сосновом бору.
Боже мой! Как прекрасны они поутру!

Невысокие, нет, но какой колорит!
Приезжайте, любуйтесь, ну кто не велит?
О такой красоте не нужно молчать,
О такой красоте надо дружно кричать!

Вы огромные видели там валуны?
Это детища древней-предревней волны!
Ну какой может быть обо всём разговор?
Надо вам посетить этот сказочный бор!

А ещё в этом крае (о Смолькино речь)
Много разных прекрасных болотистых мест!
Они так уникальны, их надо беречь…
На одном из болот даже хищники есть.

О растении-хищнике мы говорим…
Оформляем, снимаем иль что-то творим
И надеемся вклад свой в науку внести
Жаль, сейчас уезжаем… Природа, прости!

Формой подведения итогов проделанной работы является научная конференция. Это заключительный этапо работы. Учащиеся выступают на школьных, районных, городских, областных научно-пpaктических и научно-творческих конференциях, Алабинских чтениях; на городских конференциях для младших школьников “Первые шаги в науку”.

Работы учащихся или их тезисы публикуются в сборниках материалов конференций, исследовательских работ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Биологические экскурсии: Кн. для учителя / И. В. Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
  2. Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1976. – 264 с.
  3. Комpaкова М. Памятник природы “Семь ключей” – место для новых открытий / М. Комpaкова // Мой дом. Мой край. Мой мир: Сб. исследоват. работ школьников с коммент. учёных. – Самара: АМО “Изд-во СНЦ РАН”, 2003. – 244 с.
  4. Криволуцкая Л. И. По Куйбышевской области / Л. И. Криволуцкая. – М.: Физ-ра и спорт, 1987. – 176 с.
  5. Орбинская Т. В. Экскурсионные маршруты комплексной пpaктики студентов-географов в окрестностях с. Смолькино Сызранского района / Т. В. Орбинская, Д. В. Варёнов // Исследования в области ест. наук и образования: Межвуз. сб. науч.-иссл. работ преподавателей и студентов. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 480 с.
  6. Полевая пpaктика по ботанике с основами фитоценологии: Учеб.-метод. пособ. для студ. ест.-геогр. ф-та / Е. Г. Бирюкова, В. В. Соловьёва, Н. И. Симонова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 95 с.
  7. Райков Б. Е. Экскурсионный план средней школы / Б. Е. Райков // Педагогич. ежегодник. – СПб., 1910. Т. 11. – 371 с.
  8. Травникова В. В. Биологические экскурсии: Учеб.-метод. пособ. – СПб.: Паритет, 2002. – 256 с.
  9. Царёв Курган: Учеб.-справ. пособ. для проведения экскурсий и походов / О. Н. Варёнова, Н. С. Ильина, Е. Г. Лайкова и др. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 64 с.



Комментарии:

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

23 05 2024 20:44:57

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

22 05 2024 2:10:10

Курс по выбору "Познай себя"


    Курс по выбору "Познай себя"

      Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д. ...

21 05 2024 21:30:42

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

20 05 2024 18:43:49

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

19 05 2024 8:42:50

Устный журнал "Будьте здоровы!"


    Устный журнал "Будьте здоровы!"

      При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

18 05 2024 23:21:16

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

17 05 2024 22:29:58

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

16 05 2024 2:10:14

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии


    Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

      Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

15 05 2024 22:24:11

Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс


    Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

      Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....

14 05 2024 15:35:39

"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе


    "В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе

      На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...

13 05 2024 21:18:34

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

12 05 2024 5:40:45

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника


    Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

      Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

11 05 2024 23:39:10

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

10 05 2024 12:51:59

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

09 05 2024 1:48:42

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

08 05 2024 2:52:36

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

07 05 2024 11:58:10

Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"


    Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"

      Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....

06 05 2024 5:33:18

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

05 05 2024 20:34:17

Внеклассное мероприятие по экологии родного края


    Внеклассное мероприятие по экологии родного края

      Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....

04 05 2024 11:24:19

Пластический обмен. Синтез белка. 9–10-й классы

Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....

03 05 2024 19:19:41

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

02 05 2024 11:30:39

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

01 05 2024 22:25:48

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

30 04 2024 13:37:42

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...

29 04 2024 15:44:25

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

28 04 2024 23:53:35

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

27 04 2024 17:45:36

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

26 04 2024 5:10:45

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

25 04 2024 8:23:39

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс


    Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

      Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....

24 04 2024 22:13:21

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

23 04 2024 7:21:48

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

22 04 2024 11:50:49

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"


    Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

      Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

21 04 2024 23:39:49

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

      Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

20 04 2024 5:53:39

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"


    Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

      Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

19 04 2024 1:41:31

Классный час "За и против легализации наркотиков"


    Классный час "За и против легализации наркотиков"

      Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....

18 04 2024 15:57:39

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс


    Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

      Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....

17 04 2024 12:18:32

Строение и систематика млекопитающих

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....

16 04 2024 4:39:56

КСО на уроках биологии


    КСО на уроках биологии

      В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....

15 04 2024 22:46:10

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

14 04 2024 3:10:19

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

13 04 2024 6:30:49

Цветок


    Цветок

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

12 04 2024 15:51:49

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

11 04 2024 20:29:55

Что дает наш край стране


    Что дает наш край стране

      Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....

10 04 2024 13:38:55

Программа курса "Биоиндикация"


    Программа курса "Биоиндикация"

      Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

09 04 2024 14:53:11

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения


    Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

      Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

08 04 2024 1:24:34

Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens


    Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens

      Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....

07 04 2024 12:52:10

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

06 04 2024 5:24:46

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....

05 04 2024 7:42:12

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

04 04 2024 13:19:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::