Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"
Задачи:
- Направить работу учащихся на поиск ответов на вопросы: «В чем суть близнецового метода в генетике человека? Что такое близнецы и какие типы близнецов встречаются в природе?».
- Избрать главным направлением работы на занятии формирование научного мировоззрения и нравственное воспитание.
- На интересных примерах убедить учащихся в познаваемости мира.
- Развивать умение выделять главное и делать выводы.
Методы:
- Эвристическая беседа на основе просмотра слайдов проектов учащихся и учителя по теме: «Некоторые методы в генетике человека».
- Сообщения учащихся с использованием элементов игрового метода. Игровой момент: «Блиц-опрос присутствующих близнецов».
Оборудование:
- Проекты учащихся: «Некоторые методы в генетике человека», «Аномалии в развитии человека».
- Проект учителя: «Генетика человека». Фотографии однояйцовых и разнояйцовых близнецов. На столах учащихся опopный конспект к уроку.
Ход занятия
I. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
II. Актуализация знаний.
Вопросы:
- Какие методы изучения передачи наследственных признаков у человека вам знакомы?
- Раскройте суть каждого метода.
Разговор о следующем методе я начну со слов ученика в одном из школьных сочинений по биологии: «Каждого человека с детства окружает природа, именно из природы, с ее красотой и поэтичностью, черпает свои мысли и чувства каждый человек… А сколько тайн может поведать природа».
Одной из тайн природы являются близнецы.
Девизом нашего занятия я взяла слова известного биолога М.Е. Лобашева: «Тайны природы волнуют в равной степени всех…»
Кто такие близнецы?
Дети, родившиеся одновременно, в количестве двух, трех… у одной женщины.
Как часто рождаются близнецы?
- Двойни рождаются примерно 1 на 85 нормальных родов.
- Тройни – 1 на 6-7 тысяч нормальных родов.
- Появление на свет пяти детей – один раз на 54 миллиона.
Приведем другие данные статистики.
- В начале 80-х на каждые 80-90 родов приходилась одна двойня.
- В конце 90-х на каждые 40-45 родов приходилась одна двойня.
- В начале 80-х на каждые 6400 родов приходилась одна тройня.
- В конце 90-х на каждые 800-1300 родов приходилась одна тройня.
Согласно многим исследованиям, \"близнецовость\" может передаваться по наследству (по материнской линии).
Итак.
Если Вы - неидентичный близнец, у Вас около 6 шансов из 100 родить близнецов.
Если Вы - идентичный близнец, у Вас шансов ровно столько, сколько у любой другой женщины (от 1 до 2,5 шансов из 100, в зависимости от применения гормональных препаратов).
Какие типы близнецов различают?
- Однояйцовые (идентичные)
- Разнояйцовые (неидентичные)
Разъясните происхождение каждой группы близнецов.
- Однояйцовые – из одного оплодотворенного яйца.
- Однояйцовые близнецы имеют общую плаценту.
- Двуяйцовые – из двух яйцеклеток, оба плода развиваются самостоятельно.
- Двуяйцовые близнецы имеют отдельные плаценты.
Как это сказывается на признаках близнецов?
Однояйцовые.
- Всегда одного пола.
- Внешне очень похожи.
Двуяйцовые.
- Они могут быть одного пола и разных.
- Внешне очень похожи, но сходство их не больше, чем между братьями и сестрами, родившимися в разное время.
В гостях близнецы разных типов. Это дети – учащиеся нашей школы.
Приглашенным гостям ведущая программы «В мире интересного» задает вопросы: «Как вас зовут?», «Кто из вас старше?», «Какие у вас увлечения?», «Имеете ли вы друзей вне вашей семьи?», «Если одному из вас плохо, то как вы себя чувствуете?» и так далее.
Благодарит ребят за участие. Дарит им их фотографии.
Делает вывод: «Сходство разнояйцовых близнецов не больше, чем у братьев и сестер, родившихся в разное время.
Как по-другому называют однояйцовых близнецов? (Идентичные, монозиготные)
А разнояйцовых? (Неидентичные, дизиготные)
Выступление доктора. Статистические данные «Знаете ли вы, что …»
Обычная продолжительность беременности 39-40 недель, в случае с двойней – 36 недель, с тройней - 33-34 недели, с четверней – 30 недель, с пятерней – 28-29 недель…
Как называется наука, изучающая близнецов? (Гемеллология)
Изредка, при однояйцовом многоплодии, не происходит полного разъединения близнецов, и они рождаются сросшимися. Такое явление относится к разряду уpoдств.
Что такое уpoдства? (Это врожденные отклонения от нормального строения организмов)
Уpoдства изучает наука тератология, с греческого «терас» - чудовище, уpoд. «логос» - наука.
Уpoдство возникает в результате существенных нарушений зародышевого развития при нeблагоприятных воздействиях на материнский организм и на зародыш факторов внешней среды.
Какие факторы могут вызывать уpoдства? (Лучистая энергия, соли тяжелых металлов, токсичные вещества, травмы)
С чем могут прийти в организм зародыша токсичные вещества? (С вином, с веществами сигарет…)
Выступление доктора о вреде алкоголя и курения.
Глядя на фотографии, определите группы уpoдств.
Уpoдства:
- Одиночные (связаны с развитием одного индивидума)
- Множественные (связаны с развитием близнецов, когда на ранних стадиях
происходит неполное разделение оплодотворенной яйцеклетки)
Среди множественных уpoдств встречаются близнецы симметричные и асимметричные.
Работа со слайдом: «Асимметричные близнецы»
Сообщение ученицы: «Симметричные близнецы. География и примеры»
Какие близнецы интересуют генетиков? Для генетиков интересен каждый факт рождения ОБ. Они дают возможность проследить относительное влияние среды на развивающийся организм.
Жительница города, обеспечена.
Жительница деревни, батрачка.
Близнецовый метод важен для выяснения наследственной предрасположенности к разным болезням. Например, если один близнец из ОБ болен шизофренией, то и второй заболеет в 69% случаев (РБ 10%). Для эпилепсии 67% (3%). Для сахарного диабета 65% (18%).
Сам факт появления близнецов наследственно предрасположен.
Справка 1.
У человека рождение близнецов все-таки исключение, но уроженка Австрии Шейнберг родила 69 детей за 27 родов: 4 четверни, 7 тройняшек, 16 двойняшек.
Справка 2.
Крестьянин Федор Васильев Шуйского уезда женатый 2 раза, имел от обоих бpaков 87 детей. Первая жена за 27 родов принесла 4 раза по 4; 7 раз по 3; 16 раз по 2 ребенка. Вторая жена родила 2раза по 3 и 6 раз по 2 ребенка. Васильеву было 75 лет, а детей живых 82.
Интересным мероприятием, проводимым в 30-х годах 20-го столетия в США. Здесь устроители Чикагской выставки предоставили близнецам бесплатные билеты. Среди приехавших были братья и сестры, которые не знали друг друга, т.к. были разлучены.
Любопытно было наблюдать, как повлияли при одинаковом генотипе на развитие признаков разные жизненные условия.
Психологи, педагоги, физиологи взяли на вооружение близнецовый метод для анализа формирования способностей, особенностей психики, черт хаpaктера, физиологических реакций.
Кто впервые предложил близнецовый метод? (Ф. Гальтон в 1875г.) Сообщение ученика.
Предложен Ф. Гальтоном в 1875 г. Логические основания близнецового метода следующие:
- Cуществует два типа близнецов — монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер;
- Постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для члeнов МЗ и ДЗ пар. Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов. Такой вариант близнецового метода получил название метода парных сравнений (или контрастных групп).
Ф.Гальтон логически обосновал близнецовый метод:
- Существует 2 типа близнецов: монозиготные и дизиготные.
- Близнецовый метод помогает определить роль генотипа и среды в проявлении признака.
Это выводы по нашему занятию.
Приложение 1Приложение 2Литература:
- Н.П. Бочков «Гены и судьбы» М. «Молодая гвардия», 1990г.
- Ш. Ауэрбах «Наследственность» М. «Атомиздат», 1969г.
- Н.П. Дубинин «Генетика и человек» М. «Просвещение», 1978г.
- И.П. Карузина «Биология» М. «Медицина» , 1977г.
Комментарии:
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
27 11 2024 5:34:13
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
26 11 2024 7:58:29
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
25 11 2024 21:48:25
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
24 11 2024 20:59:53
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями. ...
23 11 2024 19:34:51
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...
22 11 2024 0:46:40
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
21 11 2024 18:10:12
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...
20 11 2024 23:59:59
Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....
19 11 2024 5:55:15
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
18 11 2024 10:15:37
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
17 11 2024 4:58:22
В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение (СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....
16 11 2024 16:51:30
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
15 11 2024 23:34:42
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
14 11 2024 16:52:32
Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
13 11 2024 12:59:18
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
12 11 2024 18:11:56
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...
11 11 2024 19:47:20
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
10 11 2024 22:10:51
В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...
09 11 2024 6:51:58
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
08 11 2024 5:34:35
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
07 11 2024 13:57:11
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
06 11 2024 4:38:23
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
05 11 2024 9:23:20
Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....
04 11 2024 13:35:26
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
03 11 2024 19:41:52
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
02 11 2024 12:40:29
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...
01 11 2024 2:33:41
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
31 10 2024 8:24:47
Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....
30 10 2024 20:31:56
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
29 10 2024 6:40:42
Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....
28 10 2024 21:23:14
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
27 10 2024 21:14:52
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
26 10 2024 18:43:26
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
25 10 2024 16:37:52
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
24 10 2024 10:47:38
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...
23 10 2024 5:40:57
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...
22 10 2024 6:43:43
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
21 10 2024 15:36:35
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...
20 10 2024 9:11:47
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
19 10 2024 8:15:42
Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...
18 10 2024 20:53:54
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
17 10 2024 1:31:43
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
16 10 2024 14:52:56
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения. ...
15 10 2024 19:31:51
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
14 10 2024 13:53:54
В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания учащихся о растениях. ...
13 10 2024 23:42:45
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе. ...
12 10 2024 14:31:50
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
11 10 2024 1:34:47
Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....
10 10 2024 12:31:20
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
09 10 2024 13:30:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::