Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"


    Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"

Задачи:

  1. Направить работу учащихся на поиск ответов на вопросы: «В чем суть близнецового метода в генетике человека?  Что такое близнецы и какие типы близнецов встречаются в природе?».
  2. Избрать главным направлением работы на занятии формирование научного мировоззрения и нравственное воспитание.
  3. На интересных примерах убедить учащихся в познаваемости мира.
  4. Развивать умение выделять главное и делать выводы.

Методы:

  1. Эвристическая беседа на основе просмотра слайдов проектов учащихся и учителя по теме: «Некоторые методы в генетике человека».
  2. Сообщения учащихся с использованием элементов игрового метода. Игровой момент: «Блиц-опрос присутствующих близнецов».

Оборудование:

  1. Проекты учащихся: «Некоторые методы в генетике человека», «Аномалии в развитии человека».
  2. Проект учителя: «Генетика человека». Фотографии однояйцовых и разнояйцовых близнецов. На столах учащихся опopный конспект к уроку.

Ход занятия

I. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

II. Актуализация знаний.

Вопросы:

  1. Какие методы изучения передачи наследственных признаков у человека вам знакомы?
  2. Раскройте суть каждого метода.

Разговор о следующем методе я начну со слов ученика в одном из школьных сочинений по биологии: «Каждого человека с детства окружает природа, именно из природы, с ее красотой и поэтичностью, черпает свои мысли и чувства каждый человек… А сколько тайн может поведать природа».

Одной из тайн природы являются близнецы.

Девизом нашего занятия я взяла слова известного биолога М.Е. Лобашева: «Тайны природы волнуют в равной степени всех…»

Кто такие близнецы?

Дети, родившиеся одновременно, в количестве двух, трех… у одной женщины.


Как часто рождаются близнецы?

  • Двойни рождаются примерно 1 на 85 нормальных родов.
  • Тройни – 1 на 6-7 тысяч нормальных родов.
  • Появление на свет пяти детей – один раз на 54 миллиона.

Приведем другие данные статистики.

  • В начале 80-х на каждые 80-90 родов приходилась одна двойня.
  • В конце 90-х на каждые 40-45 родов приходилась одна двойня.
  • В начале 80-х на каждые 6400 родов приходилась одна тройня.
  • В конце 90-х на каждые 800-1300 родов приходилась одна тройня.

Согласно многим исследованиям, \"близнецовость\" может передаваться по наследству (по материнской линии).

Итак.

Если Вы - неидентичный близнец, у Вас около 6 шансов из 100 родить близнецов.

Если Вы - идентичный близнец, у Вас шансов ровно столько, сколько у любой другой женщины (от 1 до 2,5 шансов из 100, в зависимости от применения гормональных препаратов).

Какие типы близнецов различают?

  • Однояйцовые (идентичные)
  • Разнояйцовые (неидентичные)

Разъясните происхождение каждой группы близнецов.

  • Однояйцовые – из одного оплодотворенного яйца.
  • Однояйцовые близнецы имеют общую плаценту.
  • Двуяйцовые – из двух яйцеклеток, оба плода развиваются самостоятельно.
  • Двуяйцовые близнецы имеют отдельные плаценты.
     

       

Как это сказывается на признаках близнецов?

Однояйцовые.

  • Всегда одного пола.
  • Внешне очень похожи.

Двуяйцовые.

  • Они могут быть одного пола и разных.
  • Внешне очень похожи, но сходство их не больше, чем между братьями и сестрами, родившимися в разное время.

Игровой момент.

В гостях близнецы разных типов. Это дети – учащиеся нашей школы.

Приглашенным гостям ведущая программы «В мире интересного» задает вопросы: «Как вас зовут?», «Кто из вас старше?», «Какие у вас увлечения?», «Имеете ли вы друзей вне вашей семьи?», «Если одному из вас плохо, то как вы себя чувствуете?» и так далее.

Благодарит ребят за участие. Дарит им их фотографии.

Делает вывод: «Сходство разнояйцовых близнецов не больше, чем у братьев и сестер, родившихся в разное время.

Как по-другому называют однояйцовых близнецов? (Идентичные, монозиготные)

А разнояйцовых? (Неидентичные, дизиготные)

Выступление доктора. Статистические данные «Знаете ли вы, что …»

Обычная продолжительность беременности 39-40 недель, в случае с двойней – 36 недель, с тройней - 33-34 недели, с четверней – 30 недель, с пятерней – 28-29 недель…

Как называется наука, изучающая близнецов? (Гемеллология)

Изредка, при однояйцовом многоплодии, не происходит полного разъединения близнецов, и они рождаются сросшимися. Такое явление относится к разряду уpoдств.

Что такое уpoдства? (Это врожденные отклонения от нормального строения организмов)

Уpoдства изучает наука тератология, с греческого «терас» - чудовище, уpoд. «логос» - наука.

Уpoдство возникает в результате существенных нарушений зародышевого развития при нeблагоприятных воздействиях на материнский организм и на зародыш факторов внешней среды.

Какие факторы могут вызывать уpoдства? (Лучистая энергия, соли тяжелых металлов, токсичные вещества, травмы)

С чем могут прийти в организм зародыша токсичные вещества? (С вином, с веществами сигарет…)

Выступление доктора о вреде алкоголя и курения.

Глядя на фотографии, определите группы уpoдств.

Уpoдства:

  • Одиночные (связаны с развитием одного индивидума)
          
  • Множественные (связаны с развитием близнецов, когда на ранних стадиях происходит неполное разделение оплодотворенной яйцеклетки)

Среди множественных уpoдств встречаются близнецы симметричные и асимметричные.

        

Работа со слайдом: «Асимметричные близнецы»

     

Сообщение ученицы: «Симметричные близнецы. География и примеры»


Какие близнецы интересуют генетиков? Для генетиков интересен каждый факт рождения ОБ. Они дают возможность проследить относительное влияние среды на развивающийся организм.

Жительница города, обеспечена.

Жительница деревни, батрачка.


Признак организма – это результат взаимодействия генов со средой.

Близнецовый метод важен для выяснения наследственной предрасположенности к разным болезням. Например, если один близнец из ОБ болен шизофренией, то и второй заболеет в 69% случаев (РБ 10%). Для эпилепсии 67% (3%). Для сахарного диабета 65% (18%).

Сам факт появления близнецов наследственно предрасположен.

Справка 1.

У человека рождение близнецов все-таки исключение, но уроженка Австрии Шейнберг родила 69 детей за 27 родов: 4 четверни, 7 тройняшек, 16 двойняшек.

Справка 2.

Крестьянин Федор Васильев Шуйского уезда женатый 2 раза, имел от обоих бpaков 87 детей. Первая жена за 27 родов принесла 4 раза по 4; 7 раз по 3; 16 раз по 2 ребенка. Вторая жена родила 2раза по 3 и 6 раз по 2 ребенка. Васильеву было 75 лет, а детей живых 82.

Интересным мероприятием, проводимым в 30-х годах 20-го столетия в США. Здесь устроители Чикагской выставки предоставили близнецам бесплатные билеты. Среди приехавших были братья и сестры, которые не знали друг друга, т.к. были разлучены.

Любопытно было наблюдать, как повлияли при одинаковом генотипе на развитие признаков разные жизненные условия.

Психологи, педагоги, физиологи взяли на вооружение близнецовый метод для анализа формирования способностей, особенностей психики, черт хаpaктера, физиологических реакций.

Кто впервые предложил близнецовый метод? (Ф. Гальтон в 1875г.) Сообщение ученика.

Предложен Ф. Гальтоном в 1875 г. Логические основания близнецового метода следующие:

  • Cуществует два типа близнецов — монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер;
  • Постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для члeнов МЗ и ДЗ пар. Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов. Такой вариант близнецового метода получил название метода парных сравнений (или контрастных групп).

Ф.Гальтон логически обосновал близнецовый метод:

  1. Существует 2 типа близнецов: монозиготные и дизиготные.
  2. Близнецовый метод помогает определить роль генотипа и среды в проявлении признака.

Это выводы по нашему занятию.

Приложение 1
Приложение 2Литература:
  • Н.П. Бочков «Гены и судьбы» М. «Молодая гвардия», 1990г.
  • Ш. Ауэрбах «Наследственность» М. «Атомиздат», 1969г.
  • Н.П. Дубинин «Генетика и человек» М. «Просвещение», 1978г.
  • И.П. Карузина «Биология» М. «Медицина» , 1977г.



Комментарии:

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс


    Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

      Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

01 04 2025 15:12:43

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

31 03 2025 19:20:13

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

30 03 2025 18:38:45

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....

29 03 2025 6:11:16

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

28 03 2025 16:25:26

Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"


    Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"

      Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...

27 03 2025 16:46:15

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

26 03 2025 20:38:51

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

25 03 2025 16:35:17

Развивающее обучение на уроках биологии


    Развивающее обучение на уроках биологии

      В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....

24 03 2025 16:13:32

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"


    Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

      Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

23 03 2025 7:17:46

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

22 03 2025 14:59:36

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

21 03 2025 3:34:51

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"

      Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...

20 03 2025 1:39:11

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

19 03 2025 0:43:18

Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"


    Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"

      Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....

18 03 2025 13:33:15

Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс


    Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс

      Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....

17 03 2025 20:59:46

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

16 03 2025 15:28:52

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

15 03 2025 0:15:35

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

14 03 2025 0:22:41

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)


    Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

      Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

13 03 2025 6:34:57

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

12 03 2025 12:19:41

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

11 03 2025 16:39:30

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"


    Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

      Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

10 03 2025 9:57:37

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

09 03 2025 14:55:41

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

      В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

08 03 2025 4:17:49

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

07 03 2025 4:10:13

Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"


    Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"

      Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...

06 03 2025 4:23:13

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

05 03 2025 12:24:33

Урок биологии на тему "Генетика человека"


    Урок биологии на тему "Генетика человека"

      Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...

04 03 2025 4:36:41

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

03 03 2025 4:57:11

"Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"


    "Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"

      Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...

02 03 2025 15:33:59

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

01 03 2025 19:20:27

Устный журнал "Будьте здоровы!"


    Устный журнал "Будьте здоровы!"

      При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

28 02 2025 6:44:22

Воздух – смесь газов


    Воздух – смесь газов

      Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....

27 02 2025 0:37:20

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....

26 02 2025 7:11:49

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

25 02 2025 6:25:32

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

24 02 2025 13:47:50

Урок биологии на тему "Паукообразные"

Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....

23 02 2025 23:28:14

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

22 02 2025 3:27:50

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

21 02 2025 17:17:48

Строение и функции органов мочевыделительной системы

Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....

20 02 2025 15:43:32

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии


    Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

      Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

19 02 2025 12:48:11

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

18 02 2025 2:25:18

Урок по теме "Живая природа Земли"


    Урок по теме "Живая природа Земли"

      Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

17 02 2025 4:21:31

Значение насекомых в природе и жизни человека


    Значение насекомых в природе и жизни человека

      Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....

16 02 2025 12:30:45

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

15 02 2025 21:57:31

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

      В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

14 02 2025 3:24:35

Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)


    Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)

      Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...

13 02 2025 20:27:40

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

12 02 2025 14:57:44

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс

      Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

11 02 2025 13:33:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::