Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"

Задачи:

  1. Направить работу учащихся на поиск ответов на вопросы: «В чем суть близнецового метода в генетике человека?  Что такое близнецы и какие типы близнецов встречаются в природе?».
  2. Избрать главным направлением работы на занятии формирование научного мировоззрения и нравственное воспитание.
  3. На интересных примерах убедить учащихся в познаваемости мира.
  4. Развивать умение выделять главное и делать выводы.

Методы:

  1. Эвристическая беседа на основе просмотра слайдов проектов учащихся и учителя по теме: «Некоторые методы в генетике человека».
  2. Сообщения учащихся с использованием элементов игрового метода. Игровой момент: «Блиц-опрос присутствующих близнецов».

Оборудование:

  1. Проекты учащихся: «Некоторые методы в генетике человека», «Аномалии в развитии человека».
  2. Проект учителя: «Генетика человека». Фотографии однояйцовых и разнояйцовых близнецов. На столах учащихся опорный конспект к уроку.

Ход занятия

I. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

II. Актуализация знаний.

Вопросы:

  1. Какие методы изучения передачи наследственных признаков у человека вам знакомы?
  2. Раскройте суть каждого метода.

Разговор о следующем методе я начну со слов ученика в одном из школьных сочинений по биологии: «Каждого человека с детства окружает природа, именно из природы, с ее красотой и поэтичностью, черпает свои мысли и чувства каждый человек… А сколько тайн может поведать природа».

Одной из тайн природы являются близнецы.

Девизом нашего занятия я взяла слова известного биолога М.Е. Лобашева: «Тайны природы волнуют в равной степени всех…»

Кто такие близнецы?

Дети, родившиеся одновременно, в количестве двух, трех… у одной женщины.


Как часто рождаются близнецы?

  • Двойни рождаются примерно 1 на 85 нормальных родов.
  • Тройни – 1 на 6-7 тысяч нормальных родов.
  • Появление на свет пяти детей – один раз на 54 миллиона.

Приведем другие данные статистики.

  • В начале 80-х на каждые 80-90 родов приходилась одна двойня.
  • В конце 90-х на каждые 40-45 родов приходилась одна двойня.
  • В начале 80-х на каждые 6400 родов приходилась одна тройня.
  • В конце 90-х на каждые 800-1300 родов приходилась одна тройня.

Согласно многим исследованиям, "близнецовость" может передаваться по наследству (по материнской линии).

Итак.

Если Вы - неидентичный близнец, у Вас около 6 шансов из 100 родить близнецов.

Если Вы - идентичный близнец, у Вас шансов ровно столько, сколько у любой другой женщины (от 1 до 2,5 шансов из 100, в зависимости от применения гормональных препаратов).

Какие типы близнецов различают?

  • Однояйцовые (идентичные)
  • Разнояйцовые (неидентичные)

Разъясните происхождение каждой группы близнецов.

  • Однояйцовые – из одного оплодотворенного яйца.
  • Однояйцовые близнецы имеют общую плаценту.
  • Двуяйцовые – из двух яйцеклеток, оба плода развиваются самостоятельно.
  • Двуяйцовые близнецы имеют отдельные плаценты.
     

       

Как это сказывается на признаках близнецов?

Однояйцовые.

  • Всегда одного пола.
  • Внешне очень похожи.

Двуяйцовые.

  • Они могут быть одного пола и разных.
  • Внешне очень похожи, но сходство их не больше, чем между братьями и сестрами, родившимися в разное время.

Игровой момент.

В гостях близнецы разных типов. Это дети – учащиеся нашей школы.

Приглашенным гостям ведущая программы «В мире интересного» задает вопросы: «Как вас зовут?», «Кто из вас старше?», «Какие у вас увлечения?», «Имеете ли вы друзей вне вашей семьи?», «Если одному из вас плохо, то как вы себя чувствуете?» и так далее.

Благодарит ребят за участие. Дарит им их фотографии.

Делает вывод: «Сходство разнояйцовых близнецов не больше, чем у братьев и сестер, родившихся в разное время.

Как по-другому называют однояйцовых близнецов? (Идентичные, монозиготные)

А разнояйцовых? (Неидентичные, дизиготные)

Выступление доктора. Статистические данные «Знаете ли вы, что …»

Обычная продолжительность беременности 39-40 недель, в случае с двойней – 36 недель, с тройней - 33-34 недели, с четверней – 30 недель, с пятерней – 28-29 недель…

Как называется наука, изучающая близнецов? (Гемеллология)

Изредка, при однояйцовом многоплодии, не происходит полного разъединения близнецов, и они рождаются сросшимися. Такое явление относится к разряду уродств.

Что такое уродства? (Это врожденные отклонения от нормального строения организмов)

Уродства изучает наука тератология, с греческого «терас» - чудовище, урод. «логос» - наука.

Уродство возникает в результате существенных нарушений зародышевого развития при неблагоприятных воздействиях на материнский организм и на зародыш факторов внешней среды.

Какие факторы могут вызывать уродства? (Лучистая энергия, соли тяжелых металлов, токсичные вещества, травмы)

С чем могут прийти в организм зародыша токсичные вещества? (С вином, с веществами сигарет…)

Выступление доктора о вреде алкоголя и курения.

Глядя на фотографии, определите группы уродств.

Уродства:

  • Одиночные (связаны с развитием одного индивидума)
          
  • Множественные (связаны с развитием близнецов, когда на ранних стадиях происходит неполное разделение оплодотворенной яйцеклетки)

Среди множественных уродств встречаются близнецы симметричные и асимметричные.

        

Работа со слайдом: «Асимметричные близнецы»

     

Сообщение ученицы: «Симметричные близнецы. География и примеры»


Какие близнецы интересуют генетиков? Для генетиков интересен каждый факт рождения ОБ. Они дают возможность проследить относительное влияние среды на развивающийся организм.

Жительница города, обеспечена.

Жительница деревни, батрачка.


Признак организма – это результат взаимодействия генов со средой.

Близнецовый метод важен для выяснения наследственной предрасположенности к разным болезням. Например, если один близнец из ОБ болен шизофренией, то и второй заболеет в 69% случаев (РБ 10%). Для эпилепсии 67% (3%). Для сахарного диабета 65% (18%).

Сам факт появления близнецов наследственно предрасположен.

Справка 1.

У человека рождение близнецов все-таки исключение, но уроженка Австрии Шейнберг родила 69 детей за 27 родов: 4 четверни, 7 тройняшек, 16 двойняшек.

Справка 2.

Крестьянин Федор Васильев Шуйского уезда женатый 2 раза, имел от обоих браков 87 детей. Первая жена за 27 родов принесла 4 раза по 4; 7 раз по 3; 16 раз по 2 ребенка. Вторая жена родила 2раза по 3 и 6 раз по 2 ребенка. Васильеву было 75 лет, а детей живых 82.

Интересным мероприятием, проводимым в 30-х годах 20-го столетия в США. Здесь устроители Чикагской выставки предоставили близнецам бесплатные билеты. Среди приехавших были братья и сестры, которые не знали друг друга, т.к. были разлучены.

Любопытно было наблюдать, как повлияли при одинаковом генотипе на развитие признаков разные жизненные условия.

Психологи, педагоги, физиологи взяли на вооружение близнецовый метод для анализа формирования способностей, особенностей психики, черт характера, физиологических реакций.

Кто впервые предложил близнецовый метод? (Ф. Гальтон в 1875г.) Сообщение ученика.

Предложен Ф. Гальтоном в 1875 г. Логические основания близнецового метода следующие:

  • Cуществует два типа близнецов — монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер;
  • Постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ пар. Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов. Такой вариант близнецового метода получил название метода парных сравнений (или контрастных групп).

Ф.Гальтон логически обосновал близнецовый метод:

  1. Существует 2 типа близнецов: монозиготные и дизиготные.
  2. Близнецовый метод помогает определить роль генотипа и среды в проявлении признака.

Это выводы по нашему занятию.

Приложение 1
Приложение 2Литература:
  • Н.П. Бочков «Гены и судьбы» М. «Молодая гвардия», 1990г.
  • Ш. Ауэрбах «Наследственность» М. «Атомиздат», 1969г.
  • Н.П. Дубинин «Генетика и человек» М. «Просвещение», 1978г.
  • И.П. Карузина «Биология» М. «Медицина» , 1977г.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

24 07 2021 9:49:35

Личностно ориентированный урок по биологии

При изложении курса " Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....

24 07 2021 22:16:31

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

24 07 2021 1:23:51

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

24 07 2021 18:16:33

Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"

Тема урока по программе " Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....

24 07 2021 9:17:59

Игра как средство интерактивного обучения

Широкое использование И К Т позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре « Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...

24 07 2021 4:20:21

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица " Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...

24 07 2021 4:55:57

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

24 07 2021 0:58:48

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

Данный урок может быть использован по программе Н. И. Сонина при изучении темы " Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

24 07 2021 21:20:42

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и полового типов размножения....

24 07 2021 7:22:14

Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки

В общей биологии тема « Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....

24 07 2021 11:41:28

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по У М К Н. И. Сонина, М. Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

24 07 2021 17:33:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач ( Т Р И З). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интерактивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

24 07 2021 8:19:15

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении практических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

24 07 2021 11:34:33

Интеллектуальная игра и урок биологии в школе

В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина « Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...

24 07 2021 9:25:40

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

24 07 2021 1:29:36

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление команд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две команды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

24 07 2021 15:12:27

Интернет-тренажеры в сфере образования

Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....

24 07 2021 23:28:18

Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"

В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета. ...

24 07 2021 14:12:18

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

Самодельная игра домино « Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

24 07 2021 15:53:20

Комбинированный урок с элементами интерактивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интерактивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

24 07 2021 20:18:33

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения

Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....

24 07 2021 3:13:46

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

24 07 2021 21:35:26

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н. И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

24 07 2021 15:53:42

Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"

Представлен конспект заключительного урока по теме " Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....

24 07 2021 17:28:58

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

24 07 2021 18:40:54

Рекорды органического мира Южной Америки

Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы " Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

24 07 2021 18:50:18

Урок обобщения по теме "Земля"

Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

24 07 2021 23:25:36

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику " Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

24 07 2021 2:52:39

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интерактивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

24 07 2021 10:30:36

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

24 07 2021 4:25:40

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

Представленный урок составлен на основе программы Н. И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги " За страницами учебника"....

24 07 2021 23:19:46

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы

Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....

24 07 2021 0:18:17

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

24 07 2021 10:12:10

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок « Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

24 07 2021 16:45:17

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии « Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

24 07 2021 10:42:15

Полушария большого мозга. Урок биологии в 8-м классе

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....

24 07 2021 14:22:22

Урок-игра по теме "Отряды птиц"

Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного характера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

24 07 2021 0:50:21

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

24 07 2021 13:13:12

Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"

В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....

24 07 2021 5:29:49

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

24 07 2021 6:36:53

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении практической работы....

24 07 2021 13:34:36

Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...

24 07 2021 5:35:54

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

24 07 2021 1:12:42

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии Р К М Ч П. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

24 07 2021 15:27:55

Конспект открытого урока биологии в 7-м классе

Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных У У Д учащихся....

24 07 2021 12:18:20

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

24 07 2021 1:56:31

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

24 07 2021 14:25:17

Экологическая игра для учащихся 5-х классов "Путешествие по стране ЯИГОЛОИБ"

Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные. ...

24 07 2021 13:57:18

Строение и значение кожи. 8-й класс

Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В. С. Рохлов, С. Б. Трофимов под ред. Д. И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....

24 07 2021 17:53:16

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)