Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций
Блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций, позволяет в более понятной форме объяснить большое количество информации по теме, указанной в заголовке.
Решение предложенных задач развивает у учащихся логическое мышление, помогает ликвидировать пробелы в знаниях, позволяет глубже понять учебный материал, развивает интерес к предмету.
Систематизированный материал может быть использован старшеклассниками при подготовки к биологическим олимпиадам, для подготовки к сдаче экзаменов.
Учитель может подбирать генетические задачи разного уровня сложности.
Этапы занятия:
- учитель дает теоретические знания;
- учитель приводит пример решения задачи;
- учащиеся совместно с учителем, комментируя, решают задачу;
- учащиеся самостоятельно решают задачи.
В данной статье приведены примеры двух уроков посвященных теме «Взаимодействие аллельных и неаллельных генов». В приложении 1, приложении 2 предлагаются варианты мультимедийных презентаций к урокам, которые учитель может изменять. В приложении 3 даны примеры задач для самостоятельного решения.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ
Задачи:
- обобщить и углубить знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе;
- раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия друг с другом генов, влияющих на проявление различных признаков.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия генов; презентация «Взаимодействие аллельных генов»
Ход урока
I. Проверка знаний.
Проверка правильности решения задач. Ответы на задачи:
- Вероятность появления сына-дальтоника составляет 25 % от всех детей, 50 % от сыновей.
- Могут, если генотип о ; в этом случае она является носительницей гена гемофилии.
II. Изучение нового материала.
1. Генотип - система взаимодействующих генов. Взаимодействие генов - основа целостности генотипа. Взаимодействие аллельных генов в отношении доминантности-рецессивности; полного и неполного доминирования.
Генотип - система взаимодействующих генов. В онтогенезе действуют не отдельные гены, а весь генотип как целостная система со сложными взаимодействиями между её компонентами.
Приложение 1. Слайд 2.
Наследование - передача генетической информации из поколения в поколение.
Кодоминирование - участие обоих аллелей в определении признака у гетерозиготной особи, сочетание в генотипе нескольких аллелей одного гена.
Сверхдоминирование - более сильное проявление признака у гетерозиготной особи (Аа), чем у любой из гомозигот (АА или аа). Лежит в основе гетерозиса. Приложение 1. Слайд 3.
III. Закрепление знаний.
Элемент пpaктической работы «Решение задач на неполное доминирование».
1. Мать и отец - с волнистыми волосами. Среди детей один с волнистыми, один с курчавыми и один - с прямыми волосами. Определить генотипы всех члeнов семьи.
Приложение 1. Слайд 4. Ответ: генотипы см. в решении.
2. У норки темный мех неполно доминирует над белым (гетерозиготы - кохинуровые). Как распределятся по цвету меха 80 потомков от скрещивания кохинуровых самок и самцов?
Приложение 1. Слайд 5.
Ответ: среди 80 потомков будет по 20 темных и белых, 40 - кохинуровых.
Кодоминирование - наследование групп крови человека в системе АВО.
1. У женщины с I группой крови родился ребенок с I группой крови. Будет ли удовлетворен судом иск к Л. М, у которого IV группа крови?
Приложение 1. Слайд 6
Ответ: не будет, так как не может у этой пары родиться ребенок с I группой крови.
2. У матери первая группа крови, у отца - неизвестна. Ребенок имеет первую группу крови. Может ли отец иметь вторую группу крови?
Приложение 1. Слайд 7.
Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.
Приложение 1. Слайд 8.
Решите задачи (две на выбор):
- У редиса корнеплод может быть длинным, круглым или овальным. Определить хаpaктер наследования признака, если при самоопыления растений, имеющих овальный корнеплод,
получено 121 растение с длинным корнеплодом, 119 - с круглым и 243 - с овальным. - Желтая морская свинка при скрещивании с белой дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых, 25 кремовых. Почему?
- Определить родителей Веры (имеет I группу крови) и Оли (имеет IV группу крови), если известно, что одна пара родителей имеет II и IV группы крови, а вторая -1 и П.
- Мать имеет I группу крови, отец - вторую. Какие группы крови можно ожидать у детей в этой семье?
- При каких генотипах родителей дети могут иметь только II группу крови?
Ответы:
- Моногенное наследование при неполном доминировании.
- Моногенное наследование при неполном доминировании.
- Оля - ребенок I пары родителей, Вера - ребенок II пары родителей.
- У детей может быть I или II группы крови.
- У родителей должна быть или только II группа, или I и II группы.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ
Задачи: обобщить и углубить знания о целостности генотипа, о сущности взаимодействия неаллельных генов, о множественном действии генов.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия неаллельных генов, презентация «Взаимодействие неаллельных генов».
Ход урока
I. Проверка знаний.
Воспроизведение конспекта.
II. Изучение нового материала.
Открытие У. Бэтсоном явления взаимодействия неаллельных генов. Развитие признака организма как результат взаимосвязанного действия ряда генов; комплементарное действие генов, эпистаз, полимерия, примеры их проявления. Множественное действие генов.
I. Комплементарностъ (дополнительность) Приложение 2. Слайд 2.
- взаимодействие генов, при котором доминантные аллели двух генов при совместном нахождении в генотипе (А-В-) обусловливают развитие нового фенотипа по сравнению с тем, что обусловливает каждый ген в отдельности (А-вв, ааВ-).
1. Наследование окраски цветков у душистого горошка.
А- - наличие пропигмента Р ААвв х ааВВ
В- - наличие фермента бел. бел.
2. Наследование окраски глазу дрозофилы. Приложение 2. Слайд 3.
3. Наследование окраски шерсти у кролика. Приложение 2. Слайд 4.
А\\\' - пигмент может синтезироваться
аа - пигмент не может синтезироваться
В\\\' - пигмент нормальный
вв -пигмент ослабленный
4. Наследование формы плода у тыквы. Приложение 2. Слайд 5.
II. Эпистаз. Приложение 2. Слайд 6,7.
- тип взаимодействия аллелей двух генов, при котором аллели одного гена подавляют действие аллелей другого гена.
Гены, подавляющие действие других генов, называют супрессорами, или ингибиторами.
Эпистаз бывает доминантным и рецессивным.
При доминантном эпистазе доминантный аллель одного из генов может выполнять функцию только ингибитора, подавляющего действие доминантного аллеля другого гена. Ингибитор (супрессор) обозначается буквой I или S, его рецессивный аллель, который такой функцией не обладает, - i или s. Функциональный аллель обозначают С или с. I>С
1. Наследование окраски луковицы у лука. Приложение 2. Слайд8.
2. Наследование окраски шерсти у собак. Приложение 2. Слайд 9.
Рецессивный эпистаз проявляется в том, что рецессивные аллели одного гена в гомозиготном состоянии подавляют действие доминантного аллеля другого гена.
аа>В-
В F2 при этом проявляется 3 фенотипа в соотношении 9:3:4 (см. п. 3 - комплементарность).
III. Полимерия Приложение 2. Слайд10.
Кумулятивная полимерия Приложение 2. Слайд 11.
Аллели разных генов при этом типе наследования обозначают А1А1А2А2, а1а1а2а2. Расщепление в F1 составляет 1:4:6:4:1.
Наследование окраски зерна у пшеницы.
Некумулятивная полимерия Приложение 2. Слайд 12.
В F1 расщепление 15:1.
Наследование оперения у кур.
III. Закрепление знаний.
Формулирование выводов в следующую таблицу «РАСЩЕПЛЕНИЕ В F2 ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ АЛЛЕЛЕЙ ДВУХ ГЕНОВ»Приложение 2. Слайд 13..
Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.
Комментарии:
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...
27 11 2024 20:24:29
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...
26 11 2024 8:59:28
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
25 11 2024 18:56:58
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
24 11 2024 0:55:30
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
23 11 2024 12:22:12
Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....
22 11 2024 9:38:12
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
21 11 2024 3:31:27
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
20 11 2024 16:41:22
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
19 11 2024 6:49:14
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
18 11 2024 22:29:58
Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....
17 11 2024 0:39:33
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
16 11 2024 8:41:55
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
15 11 2024 14:26:35
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...
14 11 2024 21:13:46
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
13 11 2024 6:17:25
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
12 11 2024 23:11:55
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
11 11 2024 9:26:33
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека. ...
10 11 2024 5:25:54
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
09 11 2024 7:55:17
Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....
08 11 2024 19:54:32
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
07 11 2024 9:39:26
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
06 11 2024 21:28:10
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....
05 11 2024 19:13:57
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...
04 11 2024 23:39:54
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
03 11 2024 19:31:42
Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....
02 11 2024 23:42:49
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
01 11 2024 4:21:32
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
31 10 2024 4:43:59
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
30 10 2024 6:11:19
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
29 10 2024 9:23:26
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
28 10 2024 23:57:52
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...
27 10 2024 14:26:25
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
26 10 2024 5:24:22
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
25 10 2024 1:12:45
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
24 10 2024 11:24:22
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....
23 10 2024 8:36:24
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
22 10 2024 14:38:38
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...
21 10 2024 1:40:48
Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...
20 10 2024 9:50:24
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
19 10 2024 18:40:11
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...
18 10 2024 5:48:20
Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....
17 10 2024 2:11:27
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
16 10 2024 20:14:27
Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....
15 10 2024 6:53:38
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
14 10 2024 22:59:41
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
13 10 2024 7:49:42
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
12 10 2024 21:46:49
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
11 10 2024 17:29:28
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
10 10 2024 2:35:43
Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....
09 10 2024 5:35:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::