Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

Блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций, позволяет в более понятной форме объяснить большое количество информации по теме, указанной в заголовке.
Решение предложенных задач развивает у учащихся логическое мышление, помогает ликвидировать пробелы в знаниях, позволяет глубже понять учебный материал, развивает интерес к предмету.
Систематизированный материал может быть использован старшеклассниками при подготовки к биологическим олимпиадам, для подготовки к сдаче экзаменов.
Учитель может подбирать генетические задачи разного уровня сложности.
Этапы занятия:
- учитель дает теоретические знания;
- учитель приводит пример решения задачи;
- учащиеся совместно с учителем, комментируя, решают задачу;
- учащиеся самостоятельно решают задачи.
В данной статье приведены примеры двух уроков посвященных теме «Взаимодействие аллельных и неаллельных генов». В приложении 1, приложении 2 предлагаются варианты мультимедийных презентаций к урокам, которые учитель может изменять. В приложении 3 даны примеры задач для самостоятельного решения.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ
Задачи:
- обобщить и углубить знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе;
- раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия друг с другом генов, влияющих на проявление различных признаков.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия генов; презентация «Взаимодействие аллельных генов»
Ход урока
I. Проверка знаний.
Проверка правильности решения задач. Ответы на задачи:
- Вероятность появления сына-дальтоника составляет 25 % от всех детей, 50 % от сыновей.
- Могут, если генотип о ; в этом случае она является носительницей гена гемофилии.
II. Изучение нового материала.
1. Генотип - система взаимодействующих генов. Взаимодействие генов - основа целостности генотипа. Взаимодействие аллельных генов в отношении доминантности-рецессивности; полного и неполного доминирования.
Генотип - система взаимодействующих генов. В онтогенезе действуют не отдельные гены, а весь генотип как целостная система со сложными взаимодействиями между её компонентами.
Приложение 1. Слайд 2.
Наследование - передача генетической информации из поколения в поколение.
Кодоминирование - участие обоих аллелей в определении признака у гетерозиготной особи, сочетание в генотипе нескольких аллелей одного гена.
Сверхдоминирование - более сильное проявление признака у гетерозиготной особи (Аа), чем у любой из гомозигот (АА или аа). Лежит в основе гетерозиса. Приложение 1. Слайд 3.
III. Закрепление знаний.
Элемент пpaктической работы «Решение задач на неполное доминирование».
1. Мать и отец - с волнистыми волосами. Среди детей один с волнистыми, один с курчавыми и один - с прямыми волосами. Определить генотипы всех члeнов семьи.
Приложение 1. Слайд 4. Ответ: генотипы см. в решении.
2. У норки темный мех неполно доминирует над белым (гетерозиготы - кохинуровые). Как распределятся по цвету меха 80 потомков от скрещивания кохинуровых самок и самцов?
Приложение 1. Слайд 5.
Ответ: среди 80 потомков будет по 20 темных и белых, 40 - кохинуровых.
Кодоминирование - наследование групп крови человека в системе АВО.
1. У женщины с I группой крови родился ребенок с I группой крови. Будет ли удовлетворен судом иск к Л. М, у которого IV группа крови?
Приложение 1. Слайд 6
Ответ: не будет, так как не может у этой пары родиться ребенок с I группой крови.
2. У матери первая группа крови, у отца - неизвестна. Ребенок имеет первую группу крови. Может ли отец иметь вторую группу крови?
Приложение 1. Слайд 7.
Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.
Приложение 1. Слайд 8.
Решите задачи (две на выбор):
- У редиса корнеплод может быть длинным, круглым или овальным. Определить хаpaктер наследования признака, если при самоопыления растений, имеющих овальный корнеплод,
получено 121 растение с длинным корнеплодом, 119 - с круглым и 243 - с овальным. - Желтая морская свинка при скрещивании с белой дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых, 25 кремовых. Почему?
- Определить родителей Веры (имеет I группу крови) и Оли (имеет IV группу крови), если известно, что одна пара родителей имеет II и IV группы крови, а вторая -1 и П.
- Мать имеет I группу крови, отец - вторую. Какие группы крови можно ожидать у детей в этой семье?
- При каких генотипах родителей дети могут иметь только II группу крови?
Ответы:
- Моногенное наследование при неполном доминировании.
- Моногенное наследование при неполном доминировании.
- Оля - ребенок I пары родителей, Вера - ребенок II пары родителей.
- У детей может быть I или II группы крови.
- У родителей должна быть или только II группа, или I и II группы.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ
Задачи: обобщить и углубить знания о целостности генотипа, о сущности взаимодействия неаллельных генов, о множественном действии генов.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия неаллельных генов, презентация «Взаимодействие неаллельных генов».
Ход урока
I. Проверка знаний.
Воспроизведение конспекта.
II. Изучение нового материала.
Открытие У. Бэтсоном явления взаимодействия неаллельных генов. Развитие признака организма как результат взаимосвязанного действия ряда генов; комплементарное действие генов, эпистаз, полимерия, примеры их проявления. Множественное действие генов.
I. Комплементарностъ (дополнительность) Приложение 2. Слайд 2.
- взаимодействие генов, при котором доминантные аллели двух генов при совместном нахождении в генотипе (А-В-) обусловливают развитие нового фенотипа по сравнению с тем, что обусловливает каждый ген в отдельности (А-вв, ааВ-).
1. Наследование окраски цветков у душистого горошка.
А- - наличие пропигмента Р ААвв х ааВВ
В- - наличие фермента бел. бел.
2. Наследование окраски глазу дрозофилы. Приложение 2. Слайд 3.
3. Наследование окраски шерсти у кролика. Приложение 2. Слайд 4.
А\\\' - пигмент может синтезироваться
аа - пигмент не может синтезироваться
В\\\' - пигмент нормальный
вв -пигмент ослабленный
4. Наследование формы плода у тыквы. Приложение 2. Слайд 5.
II. Эпистаз. Приложение 2. Слайд 6,7.
- тип взаимодействия аллелей двух генов, при котором аллели одного гена подавляют действие аллелей другого гена.
Гены, подавляющие действие других генов, называют супрессорами, или ингибиторами.
Эпистаз бывает доминантным и рецессивным.
При доминантном эпистазе доминантный аллель одного из генов может выполнять функцию только ингибитора, подавляющего действие доминантного аллеля другого гена. Ингибитор (супрессор) обозначается буквой I или S, его рецессивный аллель, который такой функцией не обладает, - i или s. Функциональный аллель обозначают С или с. I>С
1. Наследование окраски луковицы у лука. Приложение 2. Слайд8.
2. Наследование окраски шерсти у собак. Приложение 2. Слайд 9.
Рецессивный эпистаз проявляется в том, что рецессивные аллели одного гена в гомозиготном состоянии подавляют действие доминантного аллеля другого гена.
аа>В-
В F2 при этом проявляется 3 фенотипа в соотношении 9:3:4 (см. п. 3 - комплементарность).
III. Полимерия Приложение 2. Слайд10.
Кумулятивная полимерия Приложение 2. Слайд 11.
Аллели разных генов при этом типе наследования обозначают А1А1А2А2, а1а1а2а2. Расщепление в F1 составляет 1:4:6:4:1.
Наследование окраски зерна у пшеницы.
Некумулятивная полимерия Приложение 2. Слайд 12.
В F1 расщепление 15:1.
Наследование оперения у кур.
III. Закрепление знаний.
Формулирование выводов в следующую таблицу «РАСЩЕПЛЕНИЕ В F2 ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ АЛЛЕЛЕЙ ДВУХ ГЕНОВ»Приложение 2. Слайд 13..
Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.
Комментарии:
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
08 12 2025 21:49:44
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация.
...
07 12 2025 19:29:22
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
06 12 2025 14:10:10
Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...
05 12 2025 17:45:11
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
04 12 2025 21:46:55
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
03 12 2025 22:13:34
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....
02 12 2025 5:49:56
Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....
01 12 2025 6:25:44
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти.
...
30 11 2025 11:58:36
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
29 11 2025 14:40:45
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
28 11 2025 15:48:43
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
27 11 2025 6:48:54
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
26 11 2025 4:45:30
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
25 11 2025 1:25:20
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
24 11 2025 16:47:24
Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....
23 11 2025 22:43:55
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
22 11 2025 22:56:37
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
21 11 2025 19:10:18
С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....
20 11 2025 16:56:45
Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...
19 11 2025 5:19:43
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку.
...
18 11 2025 12:57:12
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
17 11 2025 22:21:46
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
16 11 2025 1:36:12
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
15 11 2025 23:53:35
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
14 11 2025 13:11:58
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами.
...
13 11 2025 13:24:48
При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....
12 11 2025 8:44:22
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
11 11 2025 17:23:52
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
10 11 2025 5:12:37
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
09 11 2025 16:43:45
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей.
Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.
...
08 11 2025 22:22:47
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
07 11 2025 6:57:34
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
06 11 2025 11:42:14
Научно-исследовательская работа по экологии представляет собой Комплексное исследование атмосферного воздуха в п. Агинское. Цель работы: изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, формировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды....
05 11 2025 20:32:59
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
04 11 2025 11:43:57
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
03 11 2025 2:41:53
Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....
02 11 2025 5:47:12
На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....
01 11 2025 23:11:51
Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....
31 10 2025 17:52:43
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания.
В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности.
...
30 10 2025 10:55:28
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
29 10 2025 5:20:34
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
28 10 2025 5:47:35
Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....
27 10 2025 4:17:55
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
26 10 2025 12:40:53
Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....
25 10 2025 0:19:29
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
24 10 2025 11:50:15
Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....
23 10 2025 23:16:17
Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....
22 10 2025 22:31:16
Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....
21 10 2025 14:21:27
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
20 10 2025 23:54:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"