Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций
Блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций, позволяет в более понятной форме объяснить большое количество информации по теме, указанной в заголовке.
Решение предложенных задач развивает у учащихся логическое мышление, помогает ликвидировать пробелы в знаниях, позволяет глубже понять учебный материал, развивает интерес к предмету.
Систематизированный материал может быть использован старшеклассниками при подготовки к биологическим олимпиадам, для подготовки к сдаче экзаменов.
Учитель может подбирать генетические задачи разного уровня сложности.
Этапы занятия:
- учитель дает теоретические знания;
- учитель приводит пример решения задачи;
- учащиеся совместно с учителем, комментируя, решают задачу;
- учащиеся самостоятельно решают задачи.
В данной статье приведены примеры двух уроков посвященных теме «Взаимодействие аллельных и неаллельных генов». В приложении 1, приложении 2 предлагаются варианты мультимедийных презентаций к урокам, которые учитель может изменять. В приложении 3 даны примеры задач для самостоятельного решения.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ
Задачи:
- обобщить и углубить знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе;
- раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия друг с другом генов, влияющих на проявление различных признаков.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия генов; презентация «Взаимодействие аллельных генов»
Ход урока
I. Проверка знаний.
Проверка правильности решения задач. Ответы на задачи:
- Вероятность появления сына-дальтоника составляет 25 % от всех детей, 50 % от сыновей.
- Могут, если генотип о ; в этом случае она является носительницей гена гемофилии.
II. Изучение нового материала.
1. Генотип - система взаимодействующих генов. Взаимодействие генов - основа целостности генотипа. Взаимодействие аллельных генов в отношении доминантности-рецессивности; полного и неполного доминирования.
Генотип - система взаимодействующих генов. В онтогенезе действуют не отдельные гены, а весь генотип как целостная система со сложными взаимодействиями между её компонентами.
Приложение 1. Слайд 2.
Наследование - передача генетической информации из поколения в поколение.
Кодоминирование - участие обоих аллелей в определении признака у гетерозиготной особи, сочетание в генотипе нескольких аллелей одного гена.
Сверхдоминирование - более сильное проявление признака у гетерозиготной особи (Аа), чем у любой из гомозигот (АА или аа). Лежит в основе гетерозиса. Приложение 1. Слайд 3.
III. Закрепление знаний.
Элемент пpaктической работы «Решение задач на неполное доминирование».
1. Мать и отец - с волнистыми волосами. Среди детей один с волнистыми, один с курчавыми и один - с прямыми волосами. Определить генотипы всех члeнов семьи.
Приложение 1. Слайд 4. Ответ: генотипы см. в решении.
2. У норки темный мех неполно доминирует над белым (гетерозиготы - кохинуровые). Как распределятся по цвету меха 80 потомков от скрещивания кохинуровых самок и самцов?
Приложение 1. Слайд 5.
Ответ: среди 80 потомков будет по 20 темных и белых, 40 - кохинуровых.
Кодоминирование - наследование групп крови человека в системе АВО.
1. У женщины с I группой крови родился ребенок с I группой крови. Будет ли удовлетворен судом иск к Л. М, у которого IV группа крови?
Приложение 1. Слайд 6
Ответ: не будет, так как не может у этой пары родиться ребенок с I группой крови.
2. У матери первая группа крови, у отца - неизвестна. Ребенок имеет первую группу крови. Может ли отец иметь вторую группу крови?
Приложение 1. Слайд 7.
Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.
Приложение 1. Слайд 8.
Решите задачи (две на выбор):
- У редиса корнеплод может быть длинным, круглым или овальным. Определить хаpaктер наследования признака, если при самоопыления растений, имеющих овальный корнеплод,
получено 121 растение с длинным корнеплодом, 119 - с круглым и 243 - с овальным. - Желтая морская свинка при скрещивании с белой дает кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых, 25 кремовых. Почему?
- Определить родителей Веры (имеет I группу крови) и Оли (имеет IV группу крови), если известно, что одна пара родителей имеет II и IV группы крови, а вторая -1 и П.
- Мать имеет I группу крови, отец - вторую. Какие группы крови можно ожидать у детей в этой семье?
- При каких генотипах родителей дети могут иметь только II группу крови?
Ответы:
- Моногенное наследование при неполном доминировании.
- Моногенное наследование при неполном доминировании.
- Оля - ребенок I пары родителей, Вера - ребенок II пары родителей.
- У детей может быть I или II группы крови.
- У родителей должна быть или только II группа, или I и II группы.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ
Задачи: обобщить и углубить знания о целостности генотипа, о сущности взаимодействия неаллельных генов, о множественном действии генов.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия неаллельных генов, презентация «Взаимодействие неаллельных генов».
Ход урока
I. Проверка знаний.
Воспроизведение конспекта.
II. Изучение нового материала.
Открытие У. Бэтсоном явления взаимодействия неаллельных генов. Развитие признака организма как результат взаимосвязанного действия ряда генов; комплементарное действие генов, эпистаз, полимерия, примеры их проявления. Множественное действие генов.
I. Комплементарностъ (дополнительность) Приложение 2. Слайд 2.
- взаимодействие генов, при котором доминантные аллели двух генов при совместном нахождении в генотипе (А-В-) обусловливают развитие нового фенотипа по сравнению с тем, что обусловливает каждый ген в отдельности (А-вв, ааВ-).
1. Наследование окраски цветков у душистого горошка.
А- - наличие пропигмента Р ААвв х ааВВ
В- - наличие фермента бел. бел.
2. Наследование окраски глазу дрозофилы. Приложение 2. Слайд 3.
3. Наследование окраски шерсти у кролика. Приложение 2. Слайд 4.
А\\\' - пигмент может синтезироваться
аа - пигмент не может синтезироваться
В\\\' - пигмент нормальный
вв -пигмент ослабленный
4. Наследование формы плода у тыквы. Приложение 2. Слайд 5.
II. Эпистаз. Приложение 2. Слайд 6,7.
- тип взаимодействия аллелей двух генов, при котором аллели одного гена подавляют действие аллелей другого гена.
Гены, подавляющие действие других генов, называют супрессорами, или ингибиторами.
Эпистаз бывает доминантным и рецессивным.
При доминантном эпистазе доминантный аллель одного из генов может выполнять функцию только ингибитора, подавляющего действие доминантного аллеля другого гена. Ингибитор (супрессор) обозначается буквой I или S, его рецессивный аллель, который такой функцией не обладает, - i или s. Функциональный аллель обозначают С или с. I>С
1. Наследование окраски луковицы у лука. Приложение 2. Слайд8.
2. Наследование окраски шерсти у собак. Приложение 2. Слайд 9.
Рецессивный эпистаз проявляется в том, что рецессивные аллели одного гена в гомозиготном состоянии подавляют действие доминантного аллеля другого гена.
аа>В-
В F2 при этом проявляется 3 фенотипа в соотношении 9:3:4 (см. п. 3 - комплементарность).
III. Полимерия Приложение 2. Слайд10.
Кумулятивная полимерия Приложение 2. Слайд 11.
Аллели разных генов при этом типе наследования обозначают А1А1А2А2, а1а1а2а2. Расщепление в F1 составляет 1:4:6:4:1.
Наследование окраски зерна у пшеницы.
Некумулятивная полимерия Приложение 2. Слайд 12.
В F1 расщепление 15:1.
Наследование оперения у кур.
III. Закрепление знаний.
Формулирование выводов в следующую таблицу «РАСЩЕПЛЕНИЕ В F2 ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ АЛЛЕЛЕЙ ДВУХ ГЕНОВ»Приложение 2. Слайд 13..
Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.
Комментарии:
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
18 03 2024 13:17:54
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
17 03 2024 21:51:17
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...
16 03 2024 18:59:36
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
15 03 2024 0:27:39
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
14 03 2024 7:32:57
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
13 03 2024 22:14:56
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
12 03 2024 22:15:15
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
11 03 2024 18:48:11
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
10 03 2024 0:30:45
Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....
09 03 2024 15:19:25
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний. ...
08 03 2024 17:45:19
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
07 03 2024 16:12:59
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...
06 03 2024 16:30:12
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека. ...
05 03 2024 12:42:11
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
04 03 2024 6:14:40
Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....
03 03 2024 3:11:50
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
01 03 2024 6:29:11
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...
29 02 2024 0:53:39
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...
28 02 2024 5:18:55
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
27 02 2024 1:54:17
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....
26 02 2024 3:20:27
Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....
25 02 2024 14:11:41
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
24 02 2024 16:42:57
Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....
23 02 2024 3:10:37
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
22 02 2024 23:44:15
Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....
21 02 2024 11:30:50
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
20 02 2024 0:30:47
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
19 02 2024 9:39:27
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
18 02 2024 5:47:17
В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение ДЗ, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества". ...
17 02 2024 10:46:15
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
16 02 2024 22:13:30
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
15 02 2024 15:59:50
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
14 02 2024 9:59:35
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
13 02 2024 18:47:42
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...
12 02 2024 19:37:16
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
11 02 2024 17:37:59
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
10 02 2024 4:18:48
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...
09 02 2024 4:17:11
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
08 02 2024 21:20:52
Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....
07 02 2024 10:44:26
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
06 02 2024 12:49:55
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
05 02 2024 12:56:31
Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....
04 02 2024 3:38:42
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
03 02 2024 13:21:26
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...
02 02 2024 3:19:54
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
01 02 2024 6:12:28
Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...
31 01 2024 6:50:51
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
30 01 2024 21:32:55
Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....
29 01 2024 19:51:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::