Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)
Цель: формирование понятия о плазме крови и ее составе, функциях.
Задачи:
Дидактические: раскрыть особенности
строения клеток крови в связи с их функциями;
роль свертывания в пpeдoxpaнении организма от
потери крови.
Оборудование: мультимедийное оборудование, интеpaктивная доска, видеофрагменты; таблицы: “Состав крови”; кровь в пробирке, физраствор, дистиллированная вода, насыщенный раствор поваренной соли; тестовые задания; сообщения учащихся; пластилин, картон для уроков труда.
Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость процессов свертывания.
План
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала.
А/ Плазма - жидкая часть крови, ее состав.
Б/ Клетки крови, их строение и функции.
В/ Фагоцитоз. Открытие фагоцитоза И.И.Мечниковым.
Г/ Свертывание крови как защитная реакция организма, препятствующая потере крови при ранении сосудов.
Д/ Заболевания, связанные с нарушениями состава крови.
3. Закрепление изученного материала.
4. Итог урока.
Тип урока: комбинированный, (типология Зотова Ю.Б.)
Знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, сыворотка, тромб, фибрин, фибриноген, фагоцитоз;
Уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в рабочих тетрадях; объяснять функции клеток крови и сущность процессов: свертывания, фагоцитоза.
Методы:
Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы, беседа с элементами рассказа.
Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.
Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.
Презентация
Ход урока
Оргмомент
Проверяем: “Все ли приготовлено к уроку?”
Настрой на последующую работу.
1. Актуализация знаний
Дифференцированная проверка с использованием тестовых заданий разной степени сложности по выбору. Тетради для проверочных работ.
А/ (на “3”):
Заполните таблицу:
В/ (на “4”): Выберите один правильный ответ: [4]
1 вариант. 2 вариант.
1. Кровь-это: 1. Кровь-это:
А - эпителиальная ткань; А - мышечная ткань;
Б - соединительная ткань; Б - нервная ткань;
В - нервная ткань; В - эпителиальная ткань;
Г - мышечная ткань. Г - соединительная ткань.
2. В отличие от других тканей кровь 2. В отличие от других тканей кровь
А - не имеет клеточного строения; А - имеет вытянутые клетки;
Б - имеет звездчатые клетки; Б - состоит из округлых клеток;
В - имеет вытянутые клетки; В — имеет звездчатые клетки;
Г - состоит из округлых клеток. Г- не имеет клеточного строения.
3. Кровь не участвует в 3.Кровь не участвует в
А - трaнcпорте веществ; А - регуляции температуры тела;
Б - регуляции температуры тела; Б - защите организма;
В - накоплении питательных веществ; В - трaнcпорте веществ;
Г - защите организма. Г - накоплении питательных веществ.
4.Тканевая жидкость образуется из 4. Тканевая жидкость образуется из
А – эритроцитов; А – лейкоцитов;
Б – лимфы; Б - плазмы крови;
В – лейкоцитов; В – эритроцитов;
Г - плазмы крови; Г – лимфы.
5.Все клетки тела окружает 5. Все клетки тела окружает
А – лимфа; А – лимфа;
Б - раствор поваренной соли; Б - раствор поваренной соли;
В - тканевая жидкость; В – кровь;
Г – кровь. Г - тканевая жидкость.
6. Из тканевой жидкости образуется 6.Из тканевой жидкости образуется
А – кровь; А – лимфа;
Б - плазма крови; Б – кровь;
В – слюна; В – слюна;
Г – лимфа. Г - плазма крови.
С/ (на “5”) ;[5]
3 вариант. Выберите из перечня (1 - 11) ответы на вопросы (I -V), ответы зашифруйте.
1. кровь; 2.кровяная плазма; 3. кровяные клетки; 4.тканевая жидкость; 5. лимфоциты; 6. лимфа;
7. кислород; 8.продукты жизнедеятельности клеток; 9. вода, соли; 10. питательные вещества;
11. углекислый газ.
I. Что из перечисленного, относится к внутренней среде организма?
II. Что входит в состав крови?
III. Что содержится в лимфе?
IV. Какие вещества выходят из тканевых клеток в тканевую жидкость?
V. Какие вещества поглощаются из тканевой жидкости клетками тела?
4 вариант.
Выберите из перечня (1-11) ответы на вопросы (I -V), ответы зашифруйте.
1. лимфа; 2.кровяная плазма; 3. кровяные клетки; 4.тканевая жидкость; 5. лимфоциты; 6. кровь;
7. питательные вещества; 8.продукты жизнедеятельности клеток; 9. вода, соли; 10. кислород;
11. углекислый газ.
I. Что из перечисленного, относится к внутренней среде организма?
II. Что входит в состав крови?
III. Что содержится в лимфе?
IV. Какие вещества выходят из тканевых клеток в тканевую жидкость?
- Какие вещества поглощаются из тканевой жидкости клетками тела?
Ответы к тестам:
В/ (на “4”) Выберите один правильный ответ: 1 вариант 1б,2г,3в,4г,5в,6г;
2 вариант: 1г,2б,3г,4б,5г,6а.
С/ (на “5”) ; 3 вариант: 1-1,4,6; II -2,3; III-5, 8,9, 11; IV-8, 9,11; V-7,9, 10;
4 вариант: I-1,4,6; II-2,3; III -5,8,9, 11; IV-8, 9,11; V-7,9,10.
2. Изучение нового материала
Вводное слово учителя. Формулировка проблемы.
- Бывает, что человек, раненый в руку или ногу, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы. Как вы думаете, почему человек без крови погибает? (Учащиеся предлагают различные варианты ответа, затем учитель, обобщив предложенное, предлагает прочесть текст.)
На доске текст (слайд №2 презентации):
“В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”[2]
- Прочтите текст и скажите: “О чем он?” (Учащиеся предполагают, что о крови и ее клетках.)
- В течение урока нам предстоит это подтвердить.
А/ Плазма - жидкая часть крови, ее состав.
-Сколько крови у человека в среднем?
-5-6 литров, примерно 7% массы тела.
-Из каких компонентов состоит кровь?
- Из плазмы и форменных элементов.
- Так же и звучит тема урока “Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.” (Запись даты урока и темы в тетрадь, учитель ставит цель урока, озвучивает основные понятия урока - слайды №3,4,5 презентации.)
Демонстрация пробирки с осажденной кровью. На доске таблица “Состав крови”. Эвристическая беседа с элементами рассказа.
- Посмотрите на пробирку. Что вы видите? Как, по-вашему, это получилось?
- Действительно, часть крови осела на дно пробирки, получилось два слоя. Верхний, прозрачный - плазма крови. Плазма - это межклеточное вещество, составляющее около 60% ее объема и на 90-92 % состоит из воды. В состав плазмы входят минеральные вещества (соли натрия, кальция и многие другие) и органические вещества (белки, глюкоза и т.д.) Плазма принимает участие в трaнcпорте веществ и свертывании крови.
Самостоятельная работа с учебником и в рабочей тетради. [6,7] Учебник стр 118, выполните №89 в Р.Т.
- Прочтите, что получилось.
Сообщение “Первые открытия”[3]
- Предположите, какие компоненты крови находятся во второй части пробирки?
- Форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Самостоятельная работа с учебником и в рабочей тетради [6,7]. Учебник стр 118, заполните схему №85 в Р.Т. и на интеpaктивной доске.
- Прочтите, что получилось.
Б/Клетки крови, их строение, функции.
- Эритроциты хорошо видны под микроскопом, вы их обнаруживали на прошлом уроке, сравнивали с эритроцитами земноводных.
Сообщение “Эритроциты и потрeбление кислорода” [3] Демонстрация рисунка молекулы гемоглобина (слайд № 6 презентации)
- Мелкие безъядерные клетки двояковогнутой формы, которая значительно увеличивает поверхность эритроцитов. Эритроциты эластичны, что позволяет легко проходить по узким капиллярам. Красноватую окраску эритроцитам придает белок, гемоглобин, благодаря которому они выполняют дыхательную функцию крови. В 1 куб.мм крови содержится 4,5-5,5 млн. эритроцитов.
Сообщение “Tрaнcпорт кислорода гемоглобином” [3] (слайд № 7 презентации)
Физминутка.
В/Фагоцитоз. Открытие фагоцитоза И.И.Мечниковым.
- Защитную функцию крови выполняют лейкоциты и лимфоциты. Они бесцветны, форма может быть различна, активны, могут самостоятельно передвигаться, проникать сквозь стенки сосудов, перемещаться между клетками различных тканей. В 1 куб.мм крови содержится 6000 - 8000 клеток
- Лимфоциты и лейкоциты играют в организме важную роль: они защищают его от болезнетворных микробов. Повстречавшись с микробами, лейкоциты обволакивают их ложноножками, втягивают внутрь, а затем, переваривают. Переваривание длится около часа. Это явление было открыто и изучено русским ученым И.И.Мечниковым. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов, других чужеродных веществ называется фагоцитозом. Соответственно клетки называют фагоцитами.
- Прочтите дополнительный материал учебника на с. 119 и ответьте на вопрос: “Какие наблюдения И.И.Мечникова позволили ему предположить, что у высших животных и у человека существуют фагоциты?
- Важная роль принадлежит лейкоцитам и лимфоцитам в освобождении организма от погибших клеток. Образуются лейкоциты и лимфоциты в красном костном мозге. Лимфоциты образуются в селезенке, лимфатических узлах.
- Кровяные пластинки (тромбоциты) - небольшие безъядерные образования, в 1куб. мм крови их содержится до 400000.Продолжительность жизни - 5-7 дней. Образуются они в красном костном мозге. Основная функция связана с процессом свертывания крови.
- Как вы уже заметили, форменными элементами крови являются: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, находящиеся во взвешенном состоянии в плазме крови. Плазма, окружающая клетки крови имеет относительно постоянный солевой состав - неорганические вещества занимают 0,9%. В медицине используют раствор хлорида натрия такой процентной концентрации для того, чтобы вводить лекарственные препараты, поддержать организм в период обезвоживания и т.д.
Эвристическая беседа с демонстрацией опыта. Три пробирки с кровью, штатив. В первую добавить насыщенный раствор поваренной соли, во вторую физраствор, в третью - дистиллированную воду.[1]
- А что будет, если влить в пробирку с кровью концентрированный раствор хлорида натрия? Дистиллированной воды?
1 – эритроциты съежатся за счет оттягивания воды;
2 - без изменений;
3 - эритроциты лопнут, цвет станет интенсивнее.
Проблема:
- Почему не лопаются клетки крови, если человек выпьет большое количество воды, и не сморщиваются после употрeбления значительного количества соли? (Учащиеся приводят свои объяснения, учитель обобщает)
Г/Свертывание крови как защитная реакция организма, препятствующая потере крови при ранении сосудов.
Свертывание крови - это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов.
- Почему, при повреждении небольших сосудов из организма не вытекает вся кровь?
Незаконченная схема свертывания крови на интеpaктивной доске. Учитель дочерчивает стрелки, связывая компоненты в единую схему. (слайд № 7 презентации)
Д/Заболевания, связанные с нарушениями состава крови.
Сообщение “Меченые атомы в крови”[3]
3/Закрепление изученного материала.
Сообщение “Как считают клетки крови?” [3] Работа с материалом учебника, сборником понятий, бланками анализов, исследовательская работа
- Побываем в кабинете врача. Используя материал учебника, выпишите в сборник понятий, норму эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов в организме. От их количества в организме зависит состояние самочувствия человека. У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов нашей участковой больницы.
- Сравните данные анализов с нормой кровяных клеток, определите: болен пациент или нет.
Количественный состав форменных элементов. (Слайд № 11 презентации, заслушиваются ответы 4-5 учащихся)
- В нашем классе открыта мастерская. У вас на столах лежит пластилин и картон для аппликаций, используя полученные знания, смоделируйте клетки крови. (После окончания, работы вывешиваются на стенд “Наша мастерская”)
4. Итог урока
Отметки. Домашнее задание: понятия со стр. 21 выписать в сборник, прочесть с. 116-119, Р.Т №91.
Литература к уроку
- Воронин Л. Г., Маш Р. Д.В75 Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1983.—160 с., ил.
- Демьянков Е. Н.Д32 Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя.—М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.— 80 с.: ил.
- Зверев И.Д. “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”, М.: Просвещение, 1989;
- Иванова Т. В.И20Тесты. Биология. 6—11 кл. — М.: “Олимп”; “Издательство Астрель”, 1999. — 336 с.
- Муртазин Г. М. М91 Активные формы и методы обучения биологию Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы.— М.: Просвещение, 1989.— 192 с.—
- Сонин Н. И., Сапин М. Р. С34 Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 216с.: ил.
- Сонин Н. И. С62Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Человек”. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003. — 64 с.: ил.
Комментарии:
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
24 08 2025 14:43:21
На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).
...
23 08 2025 3:32:44
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
22 08 2025 1:32:10
Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....
21 08 2025 0:59:41
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
20 08 2025 18:37:44
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
19 08 2025 12:30:17

Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....
18 08 2025 3:14:48
Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....
17 08 2025 4:48:35
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
16 08 2025 16:40:47
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
15 08 2025 5:23:18
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
14 08 2025 23:34:59
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал.
...
13 08 2025 22:38:52
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
12 08 2025 20:25:37
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
11 08 2025 19:50:30
Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....
10 08 2025 12:54:19
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....
09 08 2025 12:19:41
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
08 08 2025 11:59:58
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
07 08 2025 2:48:40
Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....
06 08 2025 3:22:41
В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии.
...
05 08 2025 8:10:43
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
04 08 2025 13:29:32
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
03 08 2025 8:14:23
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
02 08 2025 5:33:54
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации.
...
01 08 2025 20:46:46
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
31 07 2025 9:30:28
При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....
30 07 2025 20:24:28
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
29 07 2025 13:40:59
В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.
...
28 07 2025 13:59:59
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
27 07 2025 10:26:19
Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....
26 07 2025 3:35:39

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
25 07 2025 0:36:27
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
24 07 2025 3:49:43
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных.
...
23 07 2025 1:21:33
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
22 07 2025 19:55:15
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
21 07 2025 14:18:42
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
20 07 2025 3:54:46
Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....
19 07 2025 12:48:33
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
18 07 2025 2:14:27
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе.
...
17 07 2025 0:34:55
Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....
16 07 2025 17:43:44
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
15 07 2025 5:51:53
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
14 07 2025 14:20:18
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
13 07 2025 8:24:32
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
12 07 2025 1:20:55
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
11 07 2025 14:41:17
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
10 07 2025 5:39:19
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
09 07 2025 4:24:16
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
08 07 2025 21:27:29
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
07 07 2025 7:25:39
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
06 07 2025 8:54:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::