Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)


Цель: формирование понятия о плазме крови и ее составе, функциях.

Задачи:

  • Дидактические: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями; роль свертывания в пpeдoxpaнении организма от потери крови.
  • Развивающие: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отpaбатывать навыки работы с тестовыми заданиями; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме, навыки использования мультимедийного оборудования, интеpaктивной доски.
  • Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийное оборудование, интеpaктивная доска, видеофрагменты; таблицы: “Состав крови”; кровь в пробирке, физраствор, дистиллированная вода, насыщенный раствор поваренной соли; тестовые задания; сообщения учащихся; пластилин, картон для уроков труда.

Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость процессов свертывания.

План

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

А/ Плазма - жидкая часть крови, ее состав.

Б/ Клетки крови, их строение и функции.

В/ Фагоцитоз. Открытие фагоцитоза И.И.Мечниковым.

Г/ Свертывание крови как защитная реакция организма, препятствующая потере крови при ранении сосудов.

Д/ Заболевания, связанные с нарушениями состава крови.

3. Закрепление изученного материала.

4. Итог урока.

Тип урока: комбинированный, (типология Зотова Ю.Б.)

Знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, сыворотка, тромб, фибрин, фибриноген, фагоцитоз;

Уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в рабочих тетрадях; объяснять функции клеток крови и сущность процессов: свертывания, фагоцитоза.

Методы:

Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы, беседа с элементами рассказа.

Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.

Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.

Презентация

Ход урока

Оргмомент

Проверяем: “Все ли приготовлено к уроку?”

Настрой на последующую работу.

1. Актуализация знаний

Дифференцированная проверка с использованием тестовых заданий разной степени сложности по выбору. Тетради для проверочных работ.

А/ (на “3”):

Заполните таблицу:

В/ (на “4”): Выберите один правильный ответ: [4]

1 вариант. 2 вариант.

1. Кровь-это: 1. Кровь-это:

А - эпителиальная ткань; А - мышечная ткань;

Б - соединительная ткань; Б - нервная ткань;

В - нервная ткань; В - эпителиальная ткань;

Г - мышечная ткань. Г - соединительная ткань.

2. В отличие от других тканей кровь 2. В отличие от других тканей кровь

А - не имеет клеточного строения; А - имеет вытянутые клетки;

Б - имеет звездчатые клетки; Б - состоит из округлых клеток;

В - имеет вытянутые клетки; В — имеет звездчатые клетки;

Г - состоит из округлых клеток. Г- не имеет клеточного строения.

3. Кровь не участвует в 3.Кровь не участвует в

А - трaнcпорте веществ; А - регуляции температуры тела;

Б - регуляции температуры тела; Б - защите организма;

В - накоплении питательных веществ; В - трaнcпорте веществ;

Г - защите организма. Г - накоплении питательных веществ.

4.Тканевая жидкость образуется из 4. Тканевая жидкость образуется из

А – эритроцитов; А – лейкоцитов;

Б – лимфы; Б - плазмы крови;

В – лейкоцитов; В – эритроцитов;

Г - плазмы крови; Г – лимфы.

5.Все клетки тела окружает 5. Все клетки тела окружает

А – лимфа; А – лимфа;

Б - раствор поваренной соли; Б - раствор поваренной соли;

В - тканевая жидкость; В – кровь;

Г – кровь. Г - тканевая жидкость.

6. Из тканевой жидкости образуется 6.Из тканевой жидкости образуется

А – кровь; А – лимфа;

Б - плазма крови; Б – кровь;

В – слюна; В – слюна;

Г – лимфа. Г - плазма крови.

С/ (на “5”);[5]

3 вариант. Выберите из перечня (1 - 11) ответы на вопросы (I -V), ответы зашифруйте.

1. кровь; 2.кровяная плазма; 3. кровяные клетки; 4.тканевая жидкость; 5. лимфоциты; 6. лимфа;

7. кислород; 8.продукты жизнедеятельности клеток; 9. вода, соли; 10. питательные вещества;

11. углекислый газ.

I. Что из перечисленного, относится к внутренней среде организма?

II. Что входит в состав крови?

III. Что содержится в лимфе?

IV. Какие вещества выходят из тканевых клеток в тканевую жидкость?

V. Какие вещества поглощаются из тканевой жидкости клетками тела?

4 вариант.

Выберите из перечня (1-11) ответы на вопросы (I -V), ответы зашифруйте.

1. лимфа; 2.кровяная плазма; 3. кровяные клетки; 4.тканевая жидкость; 5. лимфоциты; 6. кровь;

7. питательные вещества; 8.продукты жизнедеятельности клеток; 9. вода, соли; 10. кислород;

11. углекислый газ.

I. Что из перечисленного, относится к внутренней среде организма?

II. Что входит в состав крови?

III. Что содержится в лимфе?

IV. Какие вещества выходят из тканевых клеток в тканевую жидкость?

  1. Какие вещества поглощаются из тканевой жидкости клетками тела?

Ответы к тестам:

В/ (на “4”) Выберите один правильный ответ: 1 вариант 1б,2г,3в,4г,5в,6г;

2 вариант: 1г,2б,3г,4б,5г,6а.

С/ (на “5”); 3 вариант: 1-1,4,6; II -2,3; III-5, 8,9, 11; IV-8, 9,11; V-7,9, 10;

4 вариант: I-1,4,6; II-2,3; III -5,8,9, 11; IV-8, 9,11; V-7,9,10.

2. Изучение нового материала

Вводное слово учителя. Формулировка проблемы.

- Бывает, что человек, раненый в руку или ногу, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы. Как вы думаете, почему человек без крови погибает? (Учащиеся предлагают различные варианты ответа, затем учитель, обобщив предложенное, предлагает прочесть текст.)

На доске текст (слайд №2 презентации):

“В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”[2]

- Прочтите текст и скажите: “О чем он?” (Учащиеся предполагают, что о крови и ее клетках.)

- В течение урока нам предстоит это подтвердить.

А/ Плазма - жидкая часть крови, ее состав.

-Сколько крови у человека в среднем?

-5-6 литров, примерно 7% массы тела.

-Из каких компонентов состоит кровь?

- Из плазмы и форменных элементов.

- Так же и звучит тема урока “Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.” (Запись даты урока и темы в тетрадь, учитель ставит цель урока, озвучивает основные понятия урока - слайды №3,4,5 презентации.)

Демонстрация пробирки с осажденной кровью. На доске таблица “Состав крови”. Эвристическая беседа с элементами рассказа.

- Посмотрите на пробирку. Что вы видите? Как, по-вашему, это получилось?

- Действительно, часть крови осела на дно пробирки, получилось два слоя. Верхний, прозрачный - плазма крови. Плазма - это межклеточное вещество, составляющее около 60% ее объема и на 90-92 % состоит из воды. В состав плазмы входят минеральные вещества (соли натрия, кальция и многие другие) и органические вещества (белки, глюкоза и т.д.) Плазма принимает участие в трaнcпорте веществ и свертывании крови.

Самостоятельная работа с учебником и в рабочей тетради. [6,7] Учебник стр 118, выполните №89 в Р.Т.

- Прочтите, что получилось.

Сообщение “Первые открытия”[3]

- Предположите, какие компоненты крови находятся во второй части пробирки?

- Форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Самостоятельная работа с учебником и в рабочей тетради [6,7]. Учебник стр 118, заполните схему №85 в Р.Т. и на интеpaктивной доске.

- Прочтите, что получилось.

Б/Клетки крови, их строение, функции.

- Эритроциты хорошо видны под микроскопом, вы их обнаруживали на прошлом уроке, сравнивали с эритроцитами земноводных.

Сообщение “Эритроциты и потрeбление кислорода” [3] Демонстрация рисунка молекулы гемоглобина (слайд № 6 презентации)

- Мелкие безъядерные клетки двояковогнутой формы, которая значительно увеличивает поверхность эритроцитов. Эритроциты эластичны, что позволяет легко проходить по узким капиллярам. Красноватую окраску эритроцитам придает белок, гемоглобин, благодаря которому они выполняют дыхательную функцию крови. В 1 куб.мм крови содержится 4,5-5,5 млн. эритроцитов.

Сообщение “Tрaнcпорт кислорода гемоглобином” [3] (слайд № 7 презентации)

Физминутка.

В/Фагоцитоз. Открытие фагоцитоза И.И.Мечниковым.

- Защитную функцию крови выполняют лейкоциты и лимфоциты. Они бесцветны, форма может быть различна, активны, могут самостоятельно передвигаться, проникать сквозь стенки сосудов, перемещаться между клетками различных тканей. В 1 куб.мм крови содержится 6000 - 8000 клеток

- Лимфоциты и лейкоциты играют в организме важную роль: они защищают его от болезнетворных микробов. Повстречавшись с микробами, лейкоциты обволакивают их ложноножками, втягивают внутрь, а затем, переваривают. Переваривание длится около часа. Это явление было открыто и изучено русским ученым И.И.Мечниковым. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов, других чужеродных веществ называется фагоцитозом. Соответственно клетки называют фагоцитами.

- Прочтите дополнительный материал учебника на с. 119 и ответьте на вопрос: “Какие наблюдения И.И.Мечникова позволили ему предположить, что у высших животных и у человека существуют фагоциты?

- Важная роль принадлежит лейкоцитам и лимфоцитам в освобождении организма от погибших клеток. Образуются лейкоциты и лимфоциты в красном костном мозге. Лимфоциты образуются в селезенке, лимфатических узлах.

- Кровяные пластинки (тромбоциты) - небольшие безъядерные образования, в 1куб. мм крови их содержится до 400000.Продолжительность жизни - 5-7 дней. Образуются они в красном костном мозге. Основная функция связана с процессом свертывания крови.

- Как вы уже заметили, форменными элементами крови являются: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, находящиеся во взвешенном состоянии в плазме крови. Плазма, окружающая клетки крови имеет относительно постоянный солевой состав - неорганические вещества занимают 0,9%. В медицине используют раствор хлорида натрия такой процентной концентрации для того, чтобы вводить лекарственные препараты, поддержать организм в период обезвоживания и т.д.

Эвристическая беседа с демонстрацией опыта. Три пробирки с кровью, штатив. В первую добавить насыщенный раствор поваренной соли, во вторую физраствор, в третью - дистиллированную воду.[1]

- А что будет, если влить в пробирку с кровью концентрированный раствор хлорида натрия? Дистиллированной воды?

1 – эритроциты съежатся за счет оттягивания воды;

2 - без изменений;

3 - эритроциты лопнут, цвет станет интенсивнее.

Проблема:

- Почему не лопаются клетки крови, если человек выпьет большое количество воды, и не сморщиваются после употрeбления значительного количества соли? (Учащиеся приводят свои объяснения, учитель обобщает)

Г/Свертывание крови как защитная реакция организма, препятствующая потере крови при ранении сосудов.

Свертывание крови - это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов.

- Почему, при повреждении небольших сосудов из организма не вытекает вся кровь?

Незаконченная схема свертывания крови на интеpaктивной доске. Учитель дочерчивает стрелки, связывая компоненты в единую схему. (слайд № 7 презентации)

Д/Заболевания, связанные с нарушениями состава крови.

Сообщение “Меченые атомы в крови”[3]

3/Закрепление изученного материала.

Сообщение “Как считают клетки крови?” [3] Работа с материалом учебника, сборником понятий, бланками анализов, исследовательская работа

- Побываем в кабинете врача. Используя материал учебника, выпишите в сборник понятий, норму эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов в организме. От их количества в организме зависит состояние самочувствия человека. У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов нашей участковой больницы.

- Сравните данные анализов с нормой кровяных клеток, определите: болен пациент или нет.

Количественный состав форменных элементов. (Слайд № 11 презентации, заслушиваются ответы 4-5 учащихся)

- В нашем классе открыта мастерская. У вас на столах лежит пластилин и картон для аппликаций, используя полученные знания, смоделируйте клетки крови. (После окончания, работы вывешиваются на стенд “Наша мастерская”)

4. Итог урока

Отметки. Домашнее задание: понятия со стр. 21 выписать в сборник, прочесть с. 116-119, Р.Т №91.

Литература к уроку

  1. Воронин Л. Г., Маш Р. Д.В75 Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1983.—160 с., ил.
  2. Демьянков Е. Н.Д32 Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя.—М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.— 80 с.: ил.
  3. Зверев И.Д. “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”, М.: Просвещение, 1989;
  4. Иванова Т. В.И20Тесты. Биология. 6—11 кл. — М.: “Олимп”; “Издательство Астрель”, 1999. — 336 с.
  5. Муртазин Г. М. М91 Активные формы и методы обучения биологию Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы.— М.: Просвещение, 1989.— 192 с.—
  6. Сонин Н. И., Сапин М. Р. С34 Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 216с.: ил.
  7. Сонин Н. И. С62Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Человек”. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003. — 64 с.: ил.


Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

08 02 2023 21:42:36

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

07 02 2023 1:49:28

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

06 02 2023 14:36:57

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

05 02 2023 9:13:45

Изучение математических закономерностей на биологических объектах


    Изучение математических закономерностей на биологических объектах

      Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....

04 02 2023 0:42:25

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

03 02 2023 8:10:18

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"


    Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

      Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....

02 02 2023 9:27:21

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс


    Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

      В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

01 02 2023 5:42:29

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

      Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

31 01 2023 13:11:38

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные


    Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

      Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

30 01 2023 13:27:33

Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса


    Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса

      Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...

29 01 2023 15:34:15

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"

      Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....

28 01 2023 19:37:17

Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса

      Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....

27 01 2023 18:40:24

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

26 01 2023 23:25:58

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс


    Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

      Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

25 01 2023 11:17:19

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"


    Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

      Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

24 01 2023 10:50:56

Разработка СОТ блочно-модульная.


    Разработка СОТ блочно-модульная.

      Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....

23 01 2023 9:53:30

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

22 01 2023 23:53:42

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

21 01 2023 4:58:54

Кровь и кровообращение

Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...

20 01 2023 13:49:23

Урок по теме "Происхождение птиц"


    Урок по теме "Происхождение птиц"

      На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....

19 01 2023 8:52:25

Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен"


    Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен"

      Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК. ...

18 01 2023 8:42:54

Размножение многоклеточных животных Биология

Размножение многоклеточных животных  Биология Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....

17 01 2023 10:47:16

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

16 01 2023 15:45:17

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая хаpaктеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

15 01 2023 13:15:28

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...

14 01 2023 17:35:14

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

13 01 2023 15:53:13

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

12 01 2023 0:58:16

Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....

11 01 2023 6:18:40

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


    Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

      Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

10 01 2023 2:48:11

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим


    Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

      С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

09 01 2023 7:24:17

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"


    "Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

      Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

08 01 2023 14:11:29

Урок-занятие "Мир вокруг нас"


    Урок-занятие "Мир вокруг нас"

      Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....

07 01 2023 15:58:57

Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"


    Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"

      На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....

06 01 2023 20:45:11

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

05 01 2023 6:39:55

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

04 01 2023 3:39:23

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

03 01 2023 2:55:40

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

02 01 2023 14:31:27

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

01 01 2023 12:29:11

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

Ткани растений  ЕГЭ biologia's Blog «Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.  ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

31 12 2022 12:10:41

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....

30 12 2022 11:45:21

Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"


    Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"

      Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы. Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку. ...

29 12 2022 19:26:33

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

      Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

28 12 2022 1:47:46

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....

27 12 2022 2:21:47

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

26 12 2022 5:52:16

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

      Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....

25 12 2022 23:27:44

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....

24 12 2022 7:24:45

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

23 12 2022 18:39:18

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

22 12 2022 14:23:25

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс


    Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

      Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....

21 12 2022 14:44:55

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::