Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"

Задачи занятия:
- Просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с современной биологией.
- Формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков.
- Оборудование: портреты выдающихся медиков России; слайд-шоу «Медицина в городе», бинт, жгут, аппарат для измерения давления, музыкальное оформление.
Ход занятия.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодняшнее занятие является завершающим в теме, и сегодня мы поговорим о том, что мы узнали на уроках.
- На какие типы делят все профессии?
(Демонстрация слайда №2).
В поле нашего внимания профессии типа «Человек - человек».
- Назовите психологические качества человека этого типа профессий.
(Работа с классом, демонстрация слайда №3).
Всеми этими качествами обладают люди медицинских профессий и именно это отражено в клятве Гиппократа (ученик зачитывает отрывок клятвы )
(Демонстрация слайда №4).
2. Основная часть «Медицинские профессии».
а) Основная медицинская профессия – врач. Врачи имеют специализации: терапевт, стоматолог, хирург и т.д.
(Ученик читает стих)
Как строки точные найти мне?
Ищу, иду сквозь рифмы всех смелей,
Но не воспеть и в самом звучном гимне
Все мужество профессии твоей.
Выслушивающий сердца больных,
К столу склоненный с марлевым забралом,
Ты тоже мог бы выглядеть усталым,
Но нет у Медицины выходных!
В единоборстве с болью и со cмepтью
Равны и скальпель, и перо, и кисть…
Ты на посту, ты часовой бесcмepтный,
Ты на границе государства «Жизнь».
Учитель: Каждая группа учащихся посетила лечебные учреждения города и подготовила презентацию – интервью о врачах.
Врачам были заданы вопросы:
(демонстрация слайда№5 «Вопросы врачам»).
1 группа: Врач – кардиолог Валеев Х.Х. (демонстрация слайда №6)
2 группа: Врач – хирург Муравьева Н.И. (демонстрация слайда №7), чтение стиха «Хирург»
Зажато небо в стены зданий,
Сегодня странное оно,
Как будто тусклыми глазами
Глядит в больничное окно.
Большие лампы, марли пена,
Халатов белых полукруг.
Сплетаясь, гoлyбеют вены
На сжатых в напряженьи рук.
Спасти! Пусть сердце – не машина.
Но пальцы – сталь! И cмepть – слаба.
Спасти! И пот блестит в морщинах
Его нахмуренного лба.
К рассвету небо посереет,
Слепая тень метнется прочь,
А он, наверное, постареет
На год, на два за эту ночь…
О нем бы книгу или песню,
Он моет руки, стар… сердит…
За переходом светлых лестниц
В приемной женщина сидит.
Тревожно вздрагивают губы,
В глазах застывшая тоска.
Она то вежливо, то грубо
Просила, плакала, ждала…
Ждала всю ночь
А врач… он снова
Не спит, все в мире отложив,
Чтоб ей сказать четыре слова:
«Не беспокойтесь.
Будет жив!
(Демонстрация слайда №8)
3 группа: Врач – педиатр Егина. (демонстрация слайда№9).
4 группа: Главный врач г. Чистополь Шигапов Ф.К.
(Демонстрация слайда №10)
Группа учащихся рассказывает о жизни их интервьюированного – главного врача города.
б) Тысячи медицинских сестер несут службу здоровья в лечебных учреждениях нашей Родины.
(ученица читает стих, демонстрация слайда №11)
В белом-пребелом халате
Летом, весною, зимой
Березка в больничной палате –
Символ России самой.
Таблеткой и шуткой поможет,
А если не кончится боль,
На лоб раскаленный положит
Защиту от бреда – ладонь.
Как в годы войны в медсанбате,
«Сестричка» легка и быстра
не только для тех, кто в палате,
всем страждущим людям сестра.
(учащиеся исполняют вальс по песню С. Ротару «Фронтовой санбат у лесных дорог…»)
в) (ученица читает стих)
Во сне палата дышит жарко.
И сердцем слыша каждый стон,
По-матерински санитарка
Хранит ее тревожный сон.
Попросят ли воды спросонок,
Записку ли передадут,
И санитарка тут как тут
За безотказный этот труд
Ее и старец и ребенок
Любовно нянечкой зовут.
Почти 1 миллион санитарок днем и ночью выхаживают больных, заботятся об их покое, удобстве, скорейшем выздоровлении.
Дальнейшее здоровье и даже жизнь больных людей во многом зависит от профессиональной подготовки медицинских кадров, от их грамотности и опыта.
Скольким людям дали надежду умелые руки врачей.
(Стих Н. Кончаловской «Сердце». Литературный монтаж)
Ты видал ли серо-гoлyбые
Камешки на крымских берегах?
У ребенка вот такими были
Ногти на руках и на ногах.
А видал ли ты на стeбле тонком
Колокольчика лиловый зев?
Вот таким был ротик у ребенка –
Задыхался мальчик, посинев.
Человечек (нет тому причины)
В жизнь вошел, споткнувшись о порог.
Он живет три года с половиной
Как «сердечник»: у него порок!
Сотни стетоскопов изучали
От рожденья слабенькую гpyдь.
Терапия думала в печали:
«Я бессильна сделать что-нибудь»
А мальчишку уж не держат ноги
По ночам холодные, как лед.
Сердце матери стучит в тревоге
«Кто же, кто же? Кто его спасет?»
Согревая руки дорогие,
Мать шептала: «Кто поможет? Кто ж?»
И тогда сказала Хирургия:
«Это может сделать только нож!»
На столе вертящемся, волшебном,
Под лучами ламп с зеркальным дном
Вдруг заснул мальчишка сном целебным
И невиданным доселе сном.
Видит он, что по дороге едет,
Обгоняя все грузовики,
На большом мужском велосипеде,
Подавая частые звонки…
Все быстрее крутит он педали,
Красный свет зажегся впереди…
…Две руки в то время вынимали
Ребрышко у мальчика в гpyди.
Дальше… дальше… все как будто верно,
(«Ох, не опустить бы сгоряча»)
Вот оно, сердечко, - бьется верно,
Лежа на ладони у врача…
Через маску коротки приказы,
А момент торжественен и строг.
Пальцы ищут – не уловишь сразу,
Где в сердечке маленьком порок.
А вокруг толпятся ассистенты
В этот полный напряженья час,
Наготове держат инструменты –
От ребенка не отводят глаз.
А глаза! Хирурга глаз неистов –
Все в себя вбирающий кружок
(Так выглядят глаза парашютистов
Перед тем, как совершить прыжок).
И вот здесь-то происходит чудо,
Говорить о нем и не хочу!
Что там пересаживать, откуда, -
Это все известно лишь врачу.
Но когда сердечко протолкнуло
Новых сил притоки в первый раз,
Сколько света сразу промелькнуло
В перегляде напряженных глаз!..
...Конечно! Момент традиционный, -
гасят свет. Ребенок будет жив!
Гомоня, из операционной
Вышли все, хирурга окружив.
А хирург, склоняясь к больничной няньке,
На ходу сказал: «А ну-ка, мать,
Ты мне там накапай валерьянки,
Что-то сердце стало уставать.
3. Пpaктическая часть
Из курса биологии вы приобрели немалые знания и умения связанные с медициной.
Вам предлагаются следующие задания по жребию:
- Измерение давления.
- Остановка кровотечения.
- Наложение бинта на кисть руки.
(демонстрация слайда №12)
(Каждая комaнда выполняет и записывает на большом листе маркером этапы своей работы.)
4, Заключение.
По словам главного врача города Чистополь Шигапова Ф.К. «Медицинская профессия требует не только глубоких специальных знаний, умений и навыков, но и высоких душевных качеств.»
(демонстрация слайда №13)
Медикам люди доверяют самое дорогое – свое здоровье, здоровье своих близких. Безраздельная готовность сражаться за жизнь человека, чуткость и доброта, постоянное совершенствование знаний, постоянный поиск нового – вот что отличает настоящего медика.
(чтение стиха Н.Сидорова «Обычное письмо»)
Он сел писать обычное письмо,
Никак свое волненье скрыть не в силах,
Но сердце благодарное само
Его рукою по листу водило.
Кренясь, ложились строчки к ряду в ряд.
В них теплота его души лучилась,
Казалось, тронь их - все заговорят,
Расскажут, что недавно с ним случилось.
Расскажут, как нахлынувшая боль его свалила,
Придавив к постели,
Как люди в белом, смело приняв бой,
Спасали жизнь, что билась еле – еле.
Как много суток, не смыкая век,
Забыв о сне и собственном покое,
Они дрались, чтоб выжил человек,
Чтоб он увидел небо над собою…
И вот он пишет им сейчас письмо.
Пусть буквы и ложатся некрасиво,
Но сердце благодарное само
Выводит задушевное «спасибо
За то, что вы не спите по ночам,
Храните наш покой и наши жизни.
Спасибо сестрам, нянечкам, врачам
От всех от нас, от всех людей Отчизны!
Презентация.
Комментарии:
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
30 11 2025 16:49:34
Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....
29 11 2025 10:38:38
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
28 11 2025 0:15:59
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
27 11 2025 7:19:12
Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....
26 11 2025 10:38:22
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....
25 11 2025 5:43:44
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
24 11 2025 9:14:51
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
23 11 2025 11:19:45
Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....
22 11 2025 18:50:49
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
21 11 2025 8:37:53
Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....
20 11 2025 11:23:47
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
19 11 2025 1:19:28
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
18 11 2025 18:36:44
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
17 11 2025 9:11:43
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
16 11 2025 18:59:42
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
15 11 2025 0:37:13
Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....
14 11 2025 8:55:54
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
13 11 2025 8:31:38
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
12 11 2025 17:10:53
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
11 11 2025 6:24:10
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
10 11 2025 22:43:22
Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....
09 11 2025 18:26:16
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
08 11 2025 6:16:27
Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....
07 11 2025 21:50:44
Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...
06 11 2025 2:12:57
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....
05 11 2025 9:35:37
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
04 11 2025 7:49:47
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание.
...
03 11 2025 17:24:23
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
02 11 2025 12:36:57
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
01 11 2025 11:21:24
После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....
31 10 2025 6:23:22
В статье представлена разработка урока по данной теме.
...
30 10 2025 17:26:40
Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...
29 10 2025 13:10:49
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
28 10 2025 23:19:17
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
27 10 2025 18:16:17
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
26 10 2025 13:26:28
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
25 10 2025 9:55:14
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
24 10 2025 7:12:20
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
23 10 2025 10:21:37
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки.
...
22 10 2025 19:12:52
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
21 10 2025 6:11:29
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
20 10 2025 11:37:27
Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....
19 10 2025 21:22:24
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока.
...
18 10 2025 21:48:46
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты".
...
17 10 2025 15:10:12
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
16 10 2025 1:56:37
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
15 10 2025 16:20:30
Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям.
...
14 10 2025 17:50:37
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....
13 10 2025 20:57:34
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
12 10 2025 16:39:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




