Элективный курс "Биоритмология"
Пояснительная записка
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека.
Программа знакомит учащихся со значением биоритмов в жизни человека и позволяет получить пpaктические рекомендации в сбережении своего здоровья.
Особенность занятий носит проблемный, дискуссионный и пpaктический хаpaктер с включением в них содержания вопросов, которые исследуются в современной науке.
Цели курса.
- Убедить учащихся, что вся жизнь на Земле, от клетки до биосферы, подчинена определенным ритмам.
- Обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья, связанных с биоритмами.
Задачи курса.
- Формировать у учащихся познавательный интерес к живой природе через поисковую и творческую деятельность.
- Развитие умения пpaктико-ориентировочной деятельности в конкретной ситуации, что поможет в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии.
- Помочь овладеть методиками самоисследования, технологией составления презентацией и использовать данный материал для портфолио, продолжить обучение в профильном классе.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны:
- знать и хаpaктеризовать природные ритмы, их значение для живых организмов;
- уметь вести наблюдение во время экскурсии;
- развивать навыки самоисследования, отбирать необходимый для занятий дополнительный материал;
- отработать стратегию и тактику поведения в период подготовки к экзаменам;
- повысить сопротивляемость к стрессам.
Основные формы и методы изучения курса: лекции, семинары-пpaктикумы, лабораторные работы, дискуссии. Для расширения кругозора и знакомством со значением фотопериодической реакции в хозяйственной деятельности рекомендуется экскурсия. Это дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками на всех занятиях.
Форма итоговой аттестации.
- Тестовый контроль;
- Дискуссия по проблемным вопросам курса.
Содержание
Тема 1. Введение (1 час)
Что такое биоритмология. Цикличность и ритмичность. Вся жизнь на Земле, от клетки до биосферы, подчинена определенным ритмам.
Классификация природных ритмов у живых организмов. Внутренние (связанные с его собственной жизнедеятельностью). Внешние (циклические изменения в окружающей среде).
Внутренние (эндогенные) ритмы: физиологические и экологические.
Экологические ритмы (суточные, годичные, приливные, лунные и др.).
Понятие о циркадных и цирканных ритмах.
Адаптивные биологические ритмы как приспособление живых существ к регулярным экологическим изменениям во внешней среде.
Биологические часы.
Тема 2. Приспособительные ритмы жизни (4 часа).
Суточные и годовые ритмы у растений. Фотопериодизм. Центры многообразия происхождения культурных растений. Растения короткого и длинного дня. Значение фотопериодической реакции растений в хозяйственной деятельности человека.
Суточные и годовые ритмы у животных. Особенности физиологии и поведения у птиц в период размножения, линьки, миграции, зимовки.
Значение особенностей годового цикла жизнедеятельности птиц (на примере отряда Куриных) в разработке научных основ их содержания, разведения, а также увеличение продуктивности.
Демонстрация. Влияние длины светового дня на выращивание редиса.
Пpaктическая работа. Тема: “Центры многообразия и происхождения культурных растений”. Перечислить название центров культурных растений по В.И. Вавилову, нанести их на контурную карту, указать название растений.
Семинар. Тема: “Суточные и годовые ритмы на примере птиц”.
Экскурсия. Тема: “Моделирование фотопериодических условий на птицефабрике”.
Тема 3. Биоритмы в жизни человека (3 часа).
Биологические ритмы, их проявление у человека. Три основные группы биоритмов: ритмы высокой, средней и низкой частоты. Ритмы высокой частоты - чередование вдоха и выдоха, сердцебиение, биоэлектрические процессы в нервных клетках и др. Ритмы средней частоты - смена сна и бодрствования. Ритмы низкой частоты - недельные, лунные, мecячные, сезонные. Исследования Л. А. Чижевского по влиянию солнечной активности на организмы. Пpaктическое применение знаний о биоритмах. Хрономедицина - направление в современной медицине.
Лабораторная работа. Тема: “Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей”.
Проектная деятельность. Тема: “Микроисследование по биоритмам или утомлению” (методика дается заранее желающим учащимся).
Самоисследование. Кто вы “Жаворонок” или “Сова”.
Пpaктикум. “Как лучше готовится к экзаменам”.
Тема 4. Итоговое занятие (1 час).
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Всего часов | Вид занятия | Форма контроля |
1. | Введение Что изучает биоритмология. |
1 | Лекция | |
2. | Приспобительные ритмы жизни.
|
4 | Лекция с демонстрацией. Пpaктическая
работа. Семинар. Экскурсия (2 ч.) |
Отчет по пpaктической работе. Участие в семинаре. Отчет об экскурсии. Защита презентации. |
3. | Биоритмы в жизни человека
|
3 | Лекция. Лабораторная работа. Микроисследование Семинар-пpaктикум. |
Отчет по самоисследованию. Анкетирование. Работа в микрогруппах. |
4. | Итоговое занятие | 1 | Семинар-зачет | Тестирование. Дискуссия. |
Итого | 9 |
Литература
(для учителя)
- Чернова Н. М., Былова А.М. Общая экология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Дрофа 2004.
- Малахов Г. П. Биоритмология. Изд. Невский проспект, Санкт-Петербург, 2003.
- Гербер Р. М. Вибрационная медицина-М: 1998.
- Рохлов В. С. Школьный пpaктикум. Биология человека. - М.: Дрофа, 1998.
Литература
(для учащихся)
- Федорова М. З., Кучменко, В. С., Воронина Г. А. Экология человека. Учебное пособие для учащихся 8 класса- М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2006.
- Гиляров М. С. Энциклопедический словарь юного биолога- М.: Педагогика, 1986.
- Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии 10 класс- М.: Дрофа, 2004.
Итоговое занятие. Приложение.
Комментарии:
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
30 06 2025 3:12:37
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
29 06 2025 17:11:11
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
28 06 2025 14:15:47
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
27 06 2025 10:24:23
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
26 06 2025 6:50:23
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
25 06 2025 17:13:12
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
24 06 2025 10:38:35
Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся.
...
23 06 2025 14:26:30
Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....
22 06 2025 13:37:22
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
21 06 2025 20:55:58
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
20 06 2025 16:11:35
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
19 06 2025 7:26:15
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
18 06 2025 16:29:15
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
17 06 2025 19:43:37
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
16 06 2025 19:26:54
Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....
15 06 2025 8:52:29

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
14 06 2025 18:10:40

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
13 06 2025 22:32:15
Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....
12 06 2025 23:43:33
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
11 06 2025 1:15:33
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение".
...
10 06 2025 20:29:44
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
09 06 2025 10:58:25

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
08 06 2025 10:49:36
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
07 06 2025 2:52:44
Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....
06 06 2025 22:49:10
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».
...
05 06 2025 17:13:58
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
04 06 2025 6:32:20
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
03 06 2025 14:58:42
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
02 06 2025 11:35:21
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
01 06 2025 11:37:41
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
31 05 2025 6:56:26
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
30 05 2025 5:42:33
Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество.
...
29 05 2025 1:33:17
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
28 05 2025 18:49:10
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
27 05 2025 13:31:15
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
26 05 2025 17:44:22
Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....
25 05 2025 15:20:27
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....
24 05 2025 15:38:17
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
23 05 2025 20:47:55

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
22 05 2025 20:33:57
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
21 05 2025 10:18:45
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
20 05 2025 16:14:17
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
19 05 2025 15:37:45
Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....
18 05 2025 15:56:55
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
17 05 2025 5:11:14
Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....
16 05 2025 23:48:53
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
15 05 2025 11:55:59
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
14 05 2025 0:41:30
Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...
13 05 2025 10:27:38
Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
12 05 2025 10:27:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::