Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

Цель урока: формирование знаний об источниках химически вредных веществ, их негативном влиянии на живые организмы.
Задачи:
Образовательные
- формировать знания о различных источниках загрязнения окружающей среды;
- раскрыть сущность экологических проблем.
Развивающая:
- развивать умение анализировать и делать выводы
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к природе, к окружающей среде.
Тип урока. Комбинированный
Форма проведения: демонстрация опытов, лабораторная работа, рассказ-беседа
Оборудование: ЦОР, компьютер, экран, мультимедийный проектор, наборы химических реактивов: концентрированные кислоты - азотная и серная, медь, раствор куриного белка, известняк, соляная кислота, штатив с пробирками, цветки фиалки, пинцет, прибор для получения газов, глобус.
Презентация.
Ход урока
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| I. Организационный момент - в журнале отметка об отсутствующих |
Учитель химии. –Здравствуйте.
Сегодня мы с вами проведем занятие. Я – учитель
химии, меня зовут Ольга Вячеславовна. Учитель биологии. – Добрый день. Я – учитель биологии, меня зовут Марина Андреевна. Дежурные, скажите, пожалуйста, кто отсутствует на уроке? |
Ответ дежурных |
| II. Изучение новой темы (Слайд №2) 1. Введение в тему урока. |
Проецируется эпиграф к уроку: “Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков” (древняя индейская сентенция). Учитель химии: Послушайте небольшой рассказ “Исповедь земли”. Учитель биологии: А когда-то я была счастлива. Неужели я могла радоваться жизни, могла любить? Да, я любила, любила все вокруг: солнце, небо, цветы, луга. В травах блестела утренняя роса, словно алмазы, леса и луга пестрели цветами. Высокое небо гoлyбым куполом стояло надо мной, а под его лазурным сводом плыли облака. А ночь укрывала меня бархатистым одеялом, усыпанными золотистыми мерцающими звездами. Все было так чудесно и прекрасно, и я мечтала создать такое существо, которое станет самым сильным, мудрым моим помощником. |
Читают эпиграф.
Слушают. |
| (Слайд №3) | Вначале он чувствовал себя частью той
жизни, в которую он попал, и так продолжалось
довольно долго. Но разум, который я вложила в его
мозг, довольно быстро дал о себе знать. Одной из первых вещей, созданных человеком, было оружие. А это означало, что он теперь не будет ничьей добычей. Он стал сильным и могучим царем Природы. И я не могла управлять его действиями. Он начал порабощать меня, животных. Он убивал тысячи зверьков, вырывал корнями цветы, вырубал леса. Превращал мир в бесплодную пустыню с помощью кислотных дождей, ядов, сложной техники и огнестрельного оружия. И эти бессмысленные разрушения и cмepти, эта страшная, зря пролитая кровь ранили меня и забирали мои силы. Я уже не надеялась ни на что и смирилась тем, что создала и вскормила собственного губителя, постепенно уpoдующего мою жизнь. Учитель химии: На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. |
Высказывают свои предположения. |
| Ребята, как вы думаете, что мы будем
изучать на этом уроке? На этом уроке мы рассмотрим некоторые источники вредных веществ, пагубно влияющих на нашу планету и их негативное действие на живые организмы. И тема нашего урока “Пока не поздно!” |
Записывают тему урока. | |
| 3. Источники загрязнения окружающей
среды и их влияние на живые организмы. а) Смог (Слайды № 4, 5)
(Слайд № 6) |
Учитель химии: А сейчас мы посмотрим
и разберем, как вредные газы и кислоты, которые
находятся в смоге, губительно действуют на все
живое: растительность, животных и человека. Ребята, что такое смог? В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами. Учитель биологии: Воздействие фотохимического тумана на организм человека крайне опасно для дыхательной и кровеносной системы и часто является причиной преждевременной cмepти городских жителей с ослабленным здоровьем. Учитель химии: Демонстрация опыта: “Горение вулкана”. |
Отвечают на вопрос. Слушают учителя |
| б) Кислотные дожди (Слайд №7) |
Учитель химии: Ребята, а сейчас
разберем, какое действие на окружающую среду
оказывает кислотные дожди? Используя текст слайда, ответьте: каковы основные причины возникновения кислотных дождей, результатом какого фактора они являются? Учитель химии: Составьте уравнения реакции, лежащие в основе возникновения кислотных дождей в атмосфере. Демонстрация опыта: Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью и действие на живые организмы. |
Отвечают на вопрос. |
| (Слайд №8) | Учитель химии: Азотная кислота
является сильным окислителем. При
взаимодействии концентрированной азотной
кислоты с медью образуется газ бурого цвета
“лисий хвост” – это оксид азота (IV). Cu + 4HNO3 = Cu(NO3) 2 + 2H2O + 2NO2 При взаимодействии оксида азота (IV) с водой образуется азотная кислота HNO3. 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3 + Q В пробирку опустить с помощью пинцета цветки фиалки. |
Записывают уравнение.
Окраска пропадает, фиалка становится белой. |
| (Слайд №9) | Учитель биологии: теперь мы с вами
выполним лабораторную работу. На столах у вас
имеются инструкции для выполнения лабораторной
работы. 1. Действие концентрированной азотной кислоты на белок куриного яйца. 1. В пробирку нальем1-2 мл раствора белка. 2. К раствору белка приливаем 1-2 мл раствора концентрированной азотной кислоты. Что наблюдаете? Что происходит с белком? Учитель биологии: “Денатурация” – свертывание. Белок – основа жизни. Значит действие азотной кислоты на все живое – губительно. |
Слушают учителя.
Выполняют лабораторную работу №1. Отвечают на вопрос. Происходит денатурация белка (белок сворачивается). |
| (Слайд № 10) | 2. Действие соляной кислоты на
скорлупу яиц. 1. В пробирку положите яичную скорлупу. 2. Налейте в пробирку с скорлупой 1-2 мл раствора соляной кислоты. 3. Что наблюдаете? Учитель биологии: Кислотные дожди действуют губительно и на кладку яиц птиц. Кислотные дожди – серьезная проблема, последствия которых опасны как для людей и животных, так и растений. - Кислотные дожди заметно повышают кислотность озер, прудов, водохранилищ, в результате чего там постепенно вымирает их естественная флора и фауна. - Кислотные дожди приводят к деградации лесов, вымиранию растений. Особенно страдают хвойные деревья, так как медленное обновление листвы не дает им возможности самостоятельно устранять последствия кислотных дождей. - Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, здания, сооружениям. Действие таких осадков вызывает ускоренную коррозию металлов, выход из строя механизмов. При текущей кислотности, которую имеют кислотные дожди, в некоторых случаях они могут наносить прямой вред человеку и животных. Прежде всего, люди в зонах повышенной опасности страдают от заболеваний верхних дыхательных путей. |
Слушают учителя. Выполняют лабораторную работу №2.
Слушают учителя. |
| (Слайд №11) | Учитель химии: Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Чтобы “вписать” свою деятельность в природные процессы, необходимы не только знания, но и культура. В настоящее время существует множество определений культуры, но в самом общем значении культура – это хаpaктеристика человеческой жизнедеятельности. | Слушают учителя. |
| III. Закрепление знаний. | Учитель биологии: Мы должны понимать, что существующие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы по одиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе? | Обсуждение вопроса. |
| IV. Подведение итога урока.
Рефлексия. (Слайд № 12) |
Учитель химии: Оправдан ли
научно-технический прогресс? Ведь улучшая
условия нашей жизни, он неминуемо ведет к
катастрофе природную среду. Все увеличивающееся антропогенное давление в конечном итоге может привести к исчезновению человечества как биологического вида. Учитель биологии: Продолжите следующие предложения. Сегодня я узнал --------------- Меня удивило ------------ Я задумался ------------- У меня возникло желание --------- Я хотел бы -------------- |
Высказывают свои мнения. |
| V. Домашнее задание. (Слайды №13 и 14)
(Слайд № 15 и16) |
Учитель химии: Указом президента
нашей страны В.В. Путиным год 2013 объявлен Годом
охраны окружающей среды. В каждой стране
создаются законодательные акты по охране
окружающей среды, создаются организации по ее
защите. Ученые нашей страны разработали
“Экологический кодекс России”. Какие предложения вы бы внесли в этот кодекс, если бы вы принимали участие в создании “Экологического кодекса Чувашской Республики”. Дома вы составите 4-5 предложений для этого кодекса. Учитель биологии: Друзья, вот эта планета (показывает на глобус) – колыбель человечества, наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, птиц, растений! Это зависит от каждого из нас. “Берегите эти земли, эти воды, |
Комментарии:
Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....
24 11 2025 9:23:32
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
23 11 2025 20:21:20
Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....
22 11 2025 19:19:58
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
21 11 2025 1:52:36
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
20 11 2025 18:42:12
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
19 11 2025 5:39:24
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
18 11 2025 5:58:33
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
17 11 2025 21:48:28
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....
16 11 2025 3:28:11
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
15 11 2025 5:29:38
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
14 11 2025 13:19:52
Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....
13 11 2025 18:43:45
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
12 11 2025 16:18:54
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др.
...
11 11 2025 2:20:44
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
10 11 2025 11:42:11
Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....
09 11 2025 17:54:44
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.
...
08 11 2025 23:53:51
Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....
07 11 2025 4:28:55
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
06 11 2025 4:45:23
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
05 11 2025 20:46:32
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения.
...
04 11 2025 16:11:35
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай".
...
03 11 2025 5:42:16
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся.
...
02 11 2025 5:28:41
Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....
01 11 2025 3:56:15
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
31 10 2025 17:10:11
Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....
30 10 2025 8:31:53
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
29 10 2025 6:51:11
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
28 10 2025 5:59:11
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
27 10 2025 19:15:22
Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....
26 10 2025 19:20:40
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
25 10 2025 7:22:37
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
24 10 2025 14:47:25
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
23 10 2025 0:15:32
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
22 10 2025 10:27:37
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок.
...
21 10 2025 5:18:39
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
20 10 2025 21:19:31
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
19 10 2025 12:18:32
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
18 10 2025 15:28:38
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
17 10 2025 4:24:45
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
16 10 2025 0:39:52
Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией.
...
15 10 2025 17:58:46
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
14 10 2025 4:59:12
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
13 10 2025 5:21:32
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать!
...
12 10 2025 7:53:43
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
11 10 2025 15:18:23
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
10 10 2025 23:23:58
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
09 10 2025 4:45:17
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
08 10 2025 12:22:29
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
07 10 2025 3:15:54
ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....
06 10 2025 19:52:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




