Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

Цель урока: формирование знаний об источниках химически вредных веществ, их негативном влиянии на живые организмы.
Задачи:
Образовательные
- формировать знания о различных источниках загрязнения окружающей среды;
- раскрыть сущность экологических проблем.
Развивающая:
- развивать умение анализировать и делать выводы
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к природе, к окружающей среде.
Тип урока. Комбинированный
Форма проведения: демонстрация опытов, лабораторная работа, рассказ-беседа
Оборудование: ЦОР, компьютер, экран, мультимедийный проектор, наборы химических реактивов: концентрированные кислоты - азотная и серная, медь, раствор куриного белка, известняк, соляная кислота, штатив с пробирками, цветки фиалки, пинцет, прибор для получения газов, глобус.
Презентация.
Ход урока
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| I. Организационный момент - в журнале отметка об отсутствующих |
Учитель химии. –Здравствуйте.
Сегодня мы с вами проведем занятие. Я – учитель
химии, меня зовут Ольга Вячеславовна. Учитель биологии. – Добрый день. Я – учитель биологии, меня зовут Марина Андреевна. Дежурные, скажите, пожалуйста, кто отсутствует на уроке? |
Ответ дежурных |
| II. Изучение новой темы (Слайд №2) 1. Введение в тему урока. |
Проецируется эпиграф к уроку: “Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков” (древняя индейская сентенция). Учитель химии: Послушайте небольшой рассказ “Исповедь земли”. Учитель биологии: А когда-то я была счастлива. Неужели я могла радоваться жизни, могла любить? Да, я любила, любила все вокруг: солнце, небо, цветы, луга. В травах блестела утренняя роса, словно алмазы, леса и луга пестрели цветами. Высокое небо гoлyбым куполом стояло надо мной, а под его лазурным сводом плыли облака. А ночь укрывала меня бархатистым одеялом, усыпанными золотистыми мерцающими звездами. Все было так чудесно и прекрасно, и я мечтала создать такое существо, которое станет самым сильным, мудрым моим помощником. |
Читают эпиграф.
Слушают. |
| (Слайд №3) | Вначале он чувствовал себя частью той
жизни, в которую он попал, и так продолжалось
довольно долго. Но разум, который я вложила в его
мозг, довольно быстро дал о себе знать. Одной из первых вещей, созданных человеком, было оружие. А это означало, что он теперь не будет ничьей добычей. Он стал сильным и могучим царем Природы. И я не могла управлять его действиями. Он начал порабощать меня, животных. Он убивал тысячи зверьков, вырывал корнями цветы, вырубал леса. Превращал мир в бесплодную пустыню с помощью кислотных дождей, ядов, сложной техники и огнестрельного оружия. И эти бессмысленные разрушения и cмepти, эта страшная, зря пролитая кровь ранили меня и забирали мои силы. Я уже не надеялась ни на что и смирилась тем, что создала и вскормила собственного губителя, постепенно уpoдующего мою жизнь. Учитель химии: На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. |
Высказывают свои предположения. |
| Ребята, как вы думаете, что мы будем
изучать на этом уроке? На этом уроке мы рассмотрим некоторые источники вредных веществ, пагубно влияющих на нашу планету и их негативное действие на живые организмы. И тема нашего урока “Пока не поздно!” |
Записывают тему урока. | |
| 3. Источники загрязнения окружающей
среды и их влияние на живые организмы. а) Смог (Слайды № 4, 5)
(Слайд № 6) |
Учитель химии: А сейчас мы посмотрим
и разберем, как вредные газы и кислоты, которые
находятся в смоге, губительно действуют на все
живое: растительность, животных и человека. Ребята, что такое смог? В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами. Учитель биологии: Воздействие фотохимического тумана на организм человека крайне опасно для дыхательной и кровеносной системы и часто является причиной преждевременной cмepти городских жителей с ослабленным здоровьем. Учитель химии: Демонстрация опыта: “Горение вулкана”. |
Отвечают на вопрос. Слушают учителя |
| б) Кислотные дожди (Слайд №7) |
Учитель химии: Ребята, а сейчас
разберем, какое действие на окружающую среду
оказывает кислотные дожди? Используя текст слайда, ответьте: каковы основные причины возникновения кислотных дождей, результатом какого фактора они являются? Учитель химии: Составьте уравнения реакции, лежащие в основе возникновения кислотных дождей в атмосфере. Демонстрация опыта: Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью и действие на живые организмы. |
Отвечают на вопрос. |
| (Слайд №8) | Учитель химии: Азотная кислота
является сильным окислителем. При
взаимодействии концентрированной азотной
кислоты с медью образуется газ бурого цвета
“лисий хвост” – это оксид азота (IV). Cu + 4HNO3 = Cu(NO3) 2 + 2H2O + 2NO2 При взаимодействии оксида азота (IV) с водой образуется азотная кислота HNO3. 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3 + Q В пробирку опустить с помощью пинцета цветки фиалки. |
Записывают уравнение.
Окраска пропадает, фиалка становится белой. |
| (Слайд №9) | Учитель биологии: теперь мы с вами
выполним лабораторную работу. На столах у вас
имеются инструкции для выполнения лабораторной
работы. 1. Действие концентрированной азотной кислоты на белок куриного яйца. 1. В пробирку нальем1-2 мл раствора белка. 2. К раствору белка приливаем 1-2 мл раствора концентрированной азотной кислоты. Что наблюдаете? Что происходит с белком? Учитель биологии: “Денатурация” – свертывание. Белок – основа жизни. Значит действие азотной кислоты на все живое – губительно. |
Слушают учителя.
Выполняют лабораторную работу №1. Отвечают на вопрос. Происходит денатурация белка (белок сворачивается). |
| (Слайд № 10) | 2. Действие соляной кислоты на
скорлупу яиц. 1. В пробирку положите яичную скорлупу. 2. Налейте в пробирку с скорлупой 1-2 мл раствора соляной кислоты. 3. Что наблюдаете? Учитель биологии: Кислотные дожди действуют губительно и на кладку яиц птиц. Кислотные дожди – серьезная проблема, последствия которых опасны как для людей и животных, так и растений. - Кислотные дожди заметно повышают кислотность озер, прудов, водохранилищ, в результате чего там постепенно вымирает их естественная флора и фауна. - Кислотные дожди приводят к деградации лесов, вымиранию растений. Особенно страдают хвойные деревья, так как медленное обновление листвы не дает им возможности самостоятельно устранять последствия кислотных дождей. - Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, здания, сооружениям. Действие таких осадков вызывает ускоренную коррозию металлов, выход из строя механизмов. При текущей кислотности, которую имеют кислотные дожди, в некоторых случаях они могут наносить прямой вред человеку и животных. Прежде всего, люди в зонах повышенной опасности страдают от заболеваний верхних дыхательных путей. |
Слушают учителя. Выполняют лабораторную работу №2.
Слушают учителя. |
| (Слайд №11) | Учитель химии: Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Чтобы “вписать” свою деятельность в природные процессы, необходимы не только знания, но и культура. В настоящее время существует множество определений культуры, но в самом общем значении культура – это хаpaктеристика человеческой жизнедеятельности. | Слушают учителя. |
| III. Закрепление знаний. | Учитель биологии: Мы должны понимать, что существующие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы по одиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе? | Обсуждение вопроса. |
| IV. Подведение итога урока.
Рефлексия. (Слайд № 12) |
Учитель химии: Оправдан ли
научно-технический прогресс? Ведь улучшая
условия нашей жизни, он неминуемо ведет к
катастрофе природную среду. Все увеличивающееся антропогенное давление в конечном итоге может привести к исчезновению человечества как биологического вида. Учитель биологии: Продолжите следующие предложения. Сегодня я узнал --------------- Меня удивило ------------ Я задумался ------------- У меня возникло желание --------- Я хотел бы -------------- |
Высказывают свои мнения. |
| V. Домашнее задание. (Слайды №13 и 14)
(Слайд № 15 и16) |
Учитель химии: Указом президента
нашей страны В.В. Путиным год 2013 объявлен Годом
охраны окружающей среды. В каждой стране
создаются законодательные акты по охране
окружающей среды, создаются организации по ее
защите. Ученые нашей страны разработали
“Экологический кодекс России”. Какие предложения вы бы внесли в этот кодекс, если бы вы принимали участие в создании “Экологического кодекса Чувашской Республики”. Дома вы составите 4-5 предложений для этого кодекса. Учитель биологии: Друзья, вот эта планета (показывает на глобус) – колыбель человечества, наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, птиц, растений! Это зависит от каждого из нас. “Берегите эти земли, эти воды, |
Комментарии:
Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ.
...
15 11 2025 9:59:39
Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....
14 11 2025 19:32:34
Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф".
Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....
13 11 2025 2:31:11
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
12 11 2025 0:35:30
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
11 11 2025 2:14:28
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
10 11 2025 2:33:49
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
09 11 2025 22:37:37
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
08 11 2025 10:15:22
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
07 11 2025 12:51:55
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
06 11 2025 2:53:25
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
05 11 2025 15:59:53
Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....
04 11 2025 6:12:41
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
03 11 2025 2:43:21
Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....
02 11 2025 21:25:46
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
01 11 2025 18:25:32
Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....
31 10 2025 13:21:44
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
30 10 2025 16:43:53
Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями.
...
29 10 2025 1:10:46
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
28 10 2025 3:13:36
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
27 10 2025 0:15:35
Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....
26 10 2025 15:31:30
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
25 10 2025 9:48:29
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
24 10 2025 4:15:27
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
23 10 2025 23:46:37
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
22 10 2025 3:51:13
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
21 10 2025 1:57:16
Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....
20 10 2025 8:28:35
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
19 10 2025 4:42:27
Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....
18 10 2025 7:57:11
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
17 10 2025 20:24:38
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
16 10 2025 19:36:17
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
15 10 2025 20:28:25
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай".
...
14 10 2025 8:33:35
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
13 10 2025 13:39:42
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
12 10 2025 18:33:51
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
11 10 2025 6:19:16
Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....
10 10 2025 6:49:18
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
09 10 2025 4:42:12
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
08 10 2025 8:46:24
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
07 10 2025 13:37:26
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
06 10 2025 23:51:50
Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....
05 10 2025 9:21:58
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
04 10 2025 7:46:58
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
03 10 2025 22:55:23
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
02 10 2025 1:40:35
Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....
01 10 2025 18:19:31
Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....
30 09 2025 13:52:53
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.
...
29 09 2025 20:48:22
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
28 09 2025 9:46:56
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
27 09 2025 6:52:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




