Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"
Цели:
1) выявить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение злаков в жизни человека;
2) развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, нестереотипности, оригинальности мышления.
3) формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой; воспитание уважения к хлебу.
Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации.
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.
Методические приемы, приводящие к активному усвоению знаний: создание ситуации успеха, эвристическая беседа, игровые ситуации, диалогические методы, драматизация, полилог.
Образовательная программа: Н.И. Сонин “Многообразие живых организмов”, 7 класс.
Прогнозируемый результат: ученик должен уметь
- назвать общие признаки растений семейства злаки, класса однодольные растения;
- привести примеры наиболее распространенных видов и сортов растений;
- хаpaктеризовать строение вегетативных и генеративных органов;
- обосновать влияние деятельности человека на многообразие видов злаковых растений, последствия этой деятельности;
- распознать растения семейства злаки;
- сравнить различные представители данного семейства.
Дифференцированные задания на уроке:
- 1 группа – сочинить сказку на тему “Семейство злаковые”,
- 2 группа – инсценировать сказку,
- 3 группа – рассказ о представителях семейства, дифференцированное домашнее задание.
Средства обучения: компьютер, графопроектор.
Принципы организации познавательной деятельности на уроке:
- самодеятельность учащихся
- самоорганизация учащихся
- развитие личности
- формирование коллективизма
- принцип ролевого участия
- принцип ответственности
- принцип психологического обеспечения
Этапы урока:
- организационный момент;
- этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний;
- усвоение новых знаний;
- закрепление новых знаний;
- информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний
Здравствуйте, мои юные друзья-ботаники. Почему я могу вас так назвать? Кто такие ботаники? (ответы учащихся). Таким образом, мы с вами изучаем царство Растений. Но в царстве Растений насчитывается приблизительно 350 тыс. видов. Как называют ученых, которые распределяют растения по отдельным группам, категориям. Значит, мы с вами сегодня будем учеными-систематиками. Какой отдел мы рассматривали на предыдущих уроках (схема)? Какие классы входят в состав данного отдела? Какие семейства?
Мы сегодня с Вами на уроке должны заполнить этот белый листочек названием еще одного семейства.
По какому плану мы хаpaктеризуем каждое семейство цветковых растений?
План - хаpaктеристика семейства представлен на инструктивном листе.
- Количество видов
- Представители
- Строение вегетативных органов
- Строение генеративных органов
- Жизненные формы
- Значение
Необходимо сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чтобы выполнить это задание, вы должны отгадать какие растения перечислены в данных художественных произведениях.
Ребята зачитывают отрывки из художественных произведений.
1. Балда говорит:
“Буду служит тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу” (А.С. Пушкин “Сказка о попе и его работнике Балде)
2.
В долгом времени аль скоро
Приключилось им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить. (П.П. Ершов “Конек-Горбунок”)
Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству злаковые (тема записывается на доске при этом заполняется белый листочек).
Учитель читает стихотворение:
Облик злаков одинаков
Если ты не знаешь злаков:
Всюду крошечки-цветки,
И малютки-колоски,
И соломинки с узлами –
Различайте злаки сами!
Но внимательней взгляни:
Очень разные они. (Ю. Насимович)
Цель урока - выявить признаки растений семейства злаки. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи. На доске появляется план урока.
III. Этап усвоения новых знаний
Среди растений нашей планеты злаки занимают особое положение. Они встречаются всюду, где земля не покрыта льдом, – доходят до северного и южного пределов распространения цветковых растений, поднимаются высоко в горы, к самой границе ледников. Если другие группы растений обычно приурочены к каким-то определенным климатическим зонам, то злаки распространены по поверхности суши более-менее равномерно. А есть еще и огромные прострaнcтва, занятые степями, саваннами и лугами. Во всех этих растительных сообществах злаки играют главную роль. Ну и, конечно, злаки – основной компонент большинства агроценозов, без них жизнь человека сейчас просто немыслима. Ведь именно злаки являются основными пищевыми растениями для большинства населения Земли. И они же – одни из главных кормовых растений в животноводстве.
Сейчас мы с вами попадем в сказочную страну, где растения могут с нами говорить.
Сказка ложь, да в ней намек,
Добру молодцу урок.
Вы внимательно смотрите,
За всем внимательно следите
И потом спрошу я вас:
“Как вы поняли рассказ?”
Учитель: В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Соломинка, Тростник и Бамбук. Жили, не тужили, между собой ладили. Да и как не ладить, ведь все-таки родственники, одно семейство - злаки.
Соломинка: Одно-то одно, да я всех важнее, потому что я им всем родственник, у всех 9 тыс. видов – стебель соломина.
Учитель: Вот - вот, с этого все и началось.
Соломинка: А что, разве я не права? У всех: у бамбука и тростника, у ржи и пшеницы, у риса и ячменя – у всех стебель внутри полый – соломина.
Бамбук: Разве стебель в родстве самое главное? Главнее цветок. У нас с тростником он есть, значит, мы и главнее.
Тростник: Точно. Вот посмотри, какой цветок у всех злаков (показывает модель цветка). Каждый цветок состоит из двух цветочных чешуй, заменяющих околоцветник. Чешуи разные по форме и размерам. Более крупная нижняя цветковая чешуя на вершине вытянута и образует ость. Более мягкая верхняя цветковая чешуя как бы вложена в нижнюю. Кроме чешуй в цветке 3 тычинки с пыльниками на длинных тычиночных нитях и пестик с мохнатым рыльцем. Плод – зерновка. Цветки собраны в соцветие метелка или сложный колос.
Соломина: Стебель у злаков прямостоячий и полый в междоузлиях, только в узлах заполнен основной тканью. Такой стебель носит название соломина. Подобная конструкция очень совершенна. Кроме того, такой стебель отличается гибкостью.
Бамбук: Ну, расхвасталась! А мы хуже? Я быстрее всех злаков расту. На несколько десятков метров могу вырасти за сто лет. Кто еще из злаков так долго живет?
Соломина: Вырос бы ты, если бы не моя способность расти за счет деления клеток междоузлий.
Тростник: Зато я всему миру известен. Я могу расти и на болотах, и на лугах. И твоя соломина тут ни при чем.
Учитель: Да полно вам! Все вы к одному очень важному и древнейшему семейству относитесь. Говорят, что если бы не было злаков, то и цивилизации не было бы. Помиритесь, нехорошо ругаться.
Во время того, как показывается сказка, учащиеся в своих тетрадях дают хаpaктеристику семейства злаки.
Вы прослушали сказку, давайте проверим, как вы справились с заданием.
Эвристическая беседа по материалу:
1. Сколько видов входит в состав данного семейства. Кто правильно ответил на этот вопрос?
2. О каких представителях речь шла в сказке?
3. В состав этого семейства входят и другие растения. Отгадайте загадку и узнайте, на каком рисунке изображено это растение. Обоснуйте свою точку зрения.
4. Слайд 1. Кукуруза
5. Слайд 2. Сорго
6. Слайд 3.Просо
7. Слайд 4. Рис
8. Слайд 5.Овес
9. Слайд 6. Тростник
10. Слайд 7. Пырей
11. Слайд 8. Пшеница
12. Слайд 9. Ячмень.
13. В сказке вы услышали о строении вегетативных органов. Какое строение имеют лист, корень, стебель? В помощь вам слайд 10
14. Уточним, строение генеративных органов. Проверьте, правильно ли вы написали формулу цветка растений семейства злаковые (слайд 14).
15. Какие жизненные формы хаpaктерны для представителей данного семейства? Если вы затрудняетесь с ответом, то посмотрите на слайд 11.
16. Все растения, за исключением одного представителя, имеют неодревесневший стебель. Что это за растение и что вы о нем знаете?
17. В шестом пункте нашего плана мы говорим о значении растений семейства злаки. Самостоятельно составьте схему “Значение растений семейства злаки”. Ребята работают в группах и составляют на альбомных листах схему.
18. Проверим себя, какое значение имеют перечисленные в таблице растения?
IV. Этап закрепления новых знаний
Проверим, как вы поняли данную тему.
Работа по листам закрепления материала. Сильные учащиеся получают гербарные экземпляры.
Лист закрепления материала.
1. Исключите лишнее понятие. Почему это растение лишнее?
- климтя
- кбубма
- ткорстни
- ыльвко
- траас
2. Отгадайте, какие представители семейства злаки здесь перечислены. Почему эти растения относят к семейству злаки?
1.Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок
Нарыв (…..) злак
2. Вставьте слово, заканчивающее первое слово и начинающее второе
Бам ( …) сир
3. Какие растения представлены перед вами на рисунке
О чем вы узнали на уроке? Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с представителями семейства злаки, строением вегетативных и генеративных органов, их значением. Теперь подведем итог в форме синквейна. Если кто-то забыл, что такое синквейн, то посмотрите на карточки.
Правила написания синквейна
- Название синквейна
- Два глагола
- Три прилагательных
- Обобщающее существительное
- Обобщающая фраза
Ребята в группах составляют синквейн и зачитывают его.
Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир растений. Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:
- за выступление;
- за работу на уроке;
- за сообщение;
- за работу по карточкам.
Я хочу сказать спасибо моим помощникам. Вы были неотразимы, за подготовку и помощь в проведении урока, интересный материал вы получаете оценку “отлично”.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Сегодня вы получите каждый свое (индивидуальное) домашнее задание. Когда вы будете выходить из класса, вы сорвите плод с хлебного дерева. Задание у каждого из вас будет творческого хаpaктера.
Комментарии:
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
30 06 2025 17:29:19
Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....
29 06 2025 13:41:33
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
28 06 2025 20:21:42
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
27 06 2025 9:57:51
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
26 06 2025 1:26:25
Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....
25 06 2025 19:42:30
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
24 06 2025 4:32:23
Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....
23 06 2025 13:42:56
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
22 06 2025 5:38:31
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
21 06 2025 13:54:56
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
20 06 2025 14:27:50
Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....
19 06 2025 12:34:13
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
18 06 2025 9:13:47
Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.).
...
17 06 2025 6:51:45
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
16 06 2025 6:55:11
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
15 06 2025 15:24:58
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
14 06 2025 10:45:32
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
13 06 2025 3:24:41
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
12 06 2025 10:54:43
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
11 06 2025 15:44:21
Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....
10 06 2025 8:41:26

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....
09 06 2025 13:14:45
Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....
08 06 2025 19:52:41

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....
07 06 2025 23:35:56
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
06 06 2025 11:53:10
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
05 06 2025 20:50:44
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
04 06 2025 22:31:31
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
03 06 2025 2:23:10
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
02 06 2025 2:24:25
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
01 06 2025 7:29:35
Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус.
...
31 05 2025 0:47:30
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
30 05 2025 3:10:44
При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору.
...
29 05 2025 7:51:14
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
28 05 2025 21:34:33
На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....
27 05 2025 10:13:28
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
26 05 2025 0:32:22
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
25 05 2025 14:39:42
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
24 05 2025 18:59:30
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....
23 05 2025 11:33:18
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
22 05 2025 7:37:33
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
21 05 2025 13:55:46
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
20 05 2025 10:12:49
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
19 05 2025 5:40:43
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
18 05 2025 6:43:48
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
17 05 2025 23:29:49
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
16 05 2025 17:42:27
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
15 05 2025 3:50:30
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
14 05 2025 13:15:28
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
13 05 2025 22:40:13
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
12 05 2025 7:23:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::