Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"
Тема “Реки”.
Дидактическая цель: Создать условия для получения новых знаний по теме “Реки” на основе технологии критического мышления с ориентацией на понятия по теме “Реки”, взаимосвязи рек с рельефом и климатом. Развитие информационно – коммуникативных компетенций.
Место урока в изучении темы: урок №4 в теме “Гидросфера” (первый из 2х по теме “Реки”).
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели урока по содержанию:
Образовательные:
Базовый уровень: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата. Познакомить с крупнейшими реками России, Кировской области, своего района.
Повышенный уровень: Взаимосвязь хаpaктера течения и направления течения рек и рельефа; режима рек и питания от климата.
Углубленный уровень: Оценка результатов экологического мониторинга малых рек.
Развивающие:
Базовый уровень: Уметь называть, показывать реки мира, России, области.
Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
Учить составлять кластер по тексту учебника.
Повышенный уровень: Объяснять взаимосвязи рек с рельефом и климатом.
Проанализировать модель “Части реки”.
Сравнить модели устьев рек (дельта и губа).
Углубленный уровень: Доказать, что реки – продукт климата и рельефа.
Оценить влияние хозяйственной деятельности на реки своей местности.
Воспитательные:
Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.
Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников
Технология: критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Методы познания: мультимедийные демонстрации, статистический, анализ, синтез, прогноз, проблемный, сравнительный, сравнение, картографический, оценки.
Оборудование: Учебник “Планета “Земля” А.А. Лобжанидзе стр. 26-27: рабочая тетрадь, тетрадь-тренажер, компьютерная презентация, образовательная компьютерная программа, карты атласа, физическая карта мира и России, физическая карта Кировской области, раздаточный материал (открытые тесты), карточки – географический диктант “Реки”, справочно – информационный материал по теме “Реки”.
Реализация целей урока будет достигнута на основе через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, составления кластера и использование компьютерной поддержки процесса обучения.
Здоровье и психосберегающая среда создается через создание комфортных условий для проведения урока, интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдении санитарно – гигиенических требований.
Контрольные вопросы и задания. 1. Что называют рекой? 2. Какие элементы входят в речную систему? 3. Как определить границы водосборного бассейна реки? 4. Какие виды рек можно выделить по хаpaктеру течения?
Результаты урока. Знания о реках: элементах речной системы, границах речного бассейна, особенностях равнинных и горных рек. Умения показывать реки на карте.
Ход урока
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Оргмомент |
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха |
Готовят рабочее место. |
Актуализация знаний. Стадия вызова |
|
Предлагают варианты ответов Перечисляют: части реки, названия рек и т.д. Записывают в тетрадь тему урока и открывают разворот учебника по теме “Реки” стр. 76-77 |
Мотивация и целеполагание |
Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока |
Записывают в тетрадь и озвучивают, затем корректируют |
Первичное усвоение знаний |
Предлагает работу по проведению инсерта по тесту учебника Для продвинутых учащихся 1 группы предлагает работу по карточке “Географический диктант “реки” с использованием справочной информации |
Работают в 3 группах по блокам учебника. Используют определенные сигнальные знаки |
Рефлексия |
Слушает, корректирует ответы |
Озвучивают, какая информация была новой для них В рабочей тетради выполняют задание 4 по блоку “Гидросфера” |
Осознание и осмысление блока новой учебной информации, осознание способов действия |
Предлагает составить кластер каждой группе Демонстрирует на экране слайды компьютерной презентации, для которой были использованы материалы слайд –шоу из компьютерной программы: реки мира, Волга, Дельта Волги (фрагмент карты), бассейн Волги, устье реки) |
Составляют кластер по группам, используя текст учебника, карты атласа, статистические материалы атласа, рисунки учебника Рассказывают свой блок по кластеру |
Первичное закрепление нового материала |
Предлагает поработать с таблицей “Зависимость рек от рельефа и климата” из тренажера с опорой на рисунки учебника и карту атласа |
Работают с разными источниками информации и делают вывод о взаимосвязях рек, рельефа и климата |
Применение новых знаний на региональном компоненте |
Предлагает вспомнить крупные реки своего района, Кировской области; определить к какому бассейну относится река Вятка; определить хаpaктер течения, особенности питания, режим реки Предлагает оценить влияние хозяйственной деятельности человека на реки своей местности |
Работают с физической картой Кировской области, участвуют в фронтальной беседе. По ходу рассуждения могут составить кластер “Река Вятка”, который доpaбатывают дома Уточняют на примерах виды влияния: загрязнение, изменение режима рек из–за создания прудов и водозабора. |
Рефлексия |
Предлагает 4 контролирующих вопроса для проверки усвоения знаний. Предлагает выполнить задания тестового хаpaктера на карточке |
Отвечают на вопросы. Выполняют и проводят самооценку |
Подведение итогов урока. |
Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания и на следующем уроке Помогает найти способы достижения этих целей |
Оценивают степень достижения целей урока. Определяют способы достижения целей при организации самостоятельной домашней работы. |
Информация о домашнем задании |
Выучить понятия по теме урока, уметь показывать реки по карте. Опережающее домашнее задание (составить инсерт по новому блоку темы “Реки” и модель кластера). Творческой задание по выбору: топонимика рек России и Кировской области |
Записывают в дневник |
Дополнительный материал к уроку
Комментарии:
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....
27 04 2025 23:31:19
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....
26 04 2025 6:54:56
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
25 04 2025 10:16:20
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
24 04 2025 5:30:13
Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....
23 04 2025 13:29:15
В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....
22 04 2025 10:43:50
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
21 04 2025 21:12:30
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
20 04 2025 3:42:11
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
19 04 2025 21:55:24
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
18 04 2025 8:27:31
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
17 04 2025 23:37:14
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
16 04 2025 7:57:16
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
15 04 2025 1:44:22
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
14 04 2025 9:52:58
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
13 04 2025 1:32:48
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
12 04 2025 4:11:16
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
11 04 2025 15:46:33

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
10 04 2025 18:53:39
На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....
09 04 2025 10:15:20
При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков.
...
08 04 2025 4:32:43
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
07 04 2025 12:17:52
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
06 04 2025 2:22:45
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
...
05 04 2025 6:41:51
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
04 04 2025 22:25:58
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
03 04 2025 10:16:55
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
02 04 2025 16:48:12
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.
...
01 04 2025 7:42:31
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
31 03 2025 13:56:50

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
30 03 2025 5:58:54
Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....
29 03 2025 14:23:30
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
28 03 2025 9:14:24
Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...
27 03 2025 21:58:46
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
26 03 2025 23:20:51
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
25 03 2025 3:39:29
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
24 03 2025 1:19:56
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
23 03 2025 22:59:40
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....
22 03 2025 1:29:24
Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....
21 03 2025 22:29:16
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
20 03 2025 13:19:53
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
19 03 2025 0:50:29
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
18 03 2025 21:12:22
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
17 03 2025 20:38:38
Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков.
...
16 03 2025 11:14:19
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
15 03 2025 18:36:49
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
14 03 2025 10:45:24
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
13 03 2025 9:51:45
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
12 03 2025 9:51:35
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
11 03 2025 23:10:18
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
10 03 2025 6:20:52
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
09 03 2025 5:50:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::