Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс
Цели:
- получение знаний о разнообразии обитателей морей и океанов;
- отработка биологических терминов и понятий: «сообщество», «сообщество поверхностных вод», «сообщество толщи воды», «планктон», «активно плавающие организмы», «сообщество кораллового рифа», «донное сообщество», «глубоководное сообщество», «приспособление (адаптация)»;
- развитие визуальной и аудиальной памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления, эмоциональной сферы деятельности учащихся; привитие коммуникативных навыков.
Форма организации учебной деятельности:
- урок – игра (комбинированный урок).
Методы обучения:
- словесный (беседа),
- наглядный (иллюстрации),
- частично – поисковый (под руководством учителя учащиеся овладевают отдельными этапами научного познания),
- метод фронтального контроля,
- информационно – развивающий метод (работа с книгой, опopным конспектом).
Оборудование:
- аппликации животных морей и океанов,
- таблицы морских животных,
- видеофильмы: «Акулы и баpaкуды», «Жить или не жить!»,
- словарь терминов (Приложение 1),
- опopный конспект.
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята! Мы с вами изучили среды обитания живых организмов. Перечислите их.
(Водная, наземно – воздушная, почвенная.)
- И ещё одна среда – это организм как среда обитания.
- Какие условия хаpaктерны для этих сред?
(Водная: мало кислорода, изменение температуры с глубиной, изменение количества света; много воды.
Наземно – воздушная: резкое колебание температуры, нехватка влаги, наличие света и кислорода.
Почвенная: наличие кислорода, влаги хватает, нет света, прохладно.)
- Сегодня на уроке мы с вами посвятим своё внимание одной из этих сред – водной. Её обитателям и их приспособлениям к жизни.
III. Подготовка учащихся к самостоятельному усвоению нового материала.
- Закройте глазки, расслабтесь, сядьте поудобнее и представьте себе…
Релаксация: под шум океана учитель читает художественный текст, предложив ребятам сесть поудобнее и закрыть глаза. (Приложение 2)
-О какой среде обитания идёт речь?
IV. Усвоение новых знаний.
-Тема нашего урока «Жизнь морей и океанов».
-Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже. Этажи, на которых живут живые организмы, называются сообществами. Давайте с вами дадим русское значение слову сообщество…
(Группа)
На доске у нас нарисован воображаемый океан. И сейчас мы с вами постараемся заполнить этот огромный дом и выяснить, какие сообщества хаpaктерны для морей и океанов, какие организмы их населяют?
Чтобы нам было легче заселить этажи нашего водного дома, воспользуемся текстом учебника на стр.132-133, рисунком и опopным конспектом, который лежит у вас на столах. (Приложение 3). Для отработки терминов и биологических понятий будем пользоваться словарём, данным на доске.
- Итак, начинаем наше погружение. И сразу наше внимание привлекает сообщество поверхностных вод.
- Организмы этого сообщества занимают верхние слои водного прострaнcтва, а иногда держатся на поверхности воды, как это делает португальский военный кораблик – родственник медузы.
Сообщение. (Приложение 4. Рисунок 1.)
Слушая, обратите внимание на приспособительные черты.
Если нам посмотреть на рисунок в учебнике на стр.132-133 вверху, то мы можем увидеть, что кроме португальского кораблика в поверхностных водах обитают рачки, водомерки, летучие рыбы. И все они имеют определённые приспособления, чтобы удержаться на поверхности воды. Какие это приспособления, вы увидите в опopном конспекте.
- А мы с вами спускаемся вглубь океана и попадём в сообщество толщи воды.
Водоросли очень разнообразны: красные, бурые, зелёные. Не имеют корней, а лишь прикрепляются ко дну выростами. Являются кормом для рыб, источником кислорода. Кроме водорослей в состав входят рачки, лучевики. У них тоже есть свои приспособления. А активно плавающие организмы? Кто они? Они ведь тоже адаптированы к жизни в сообществе толщи воды.
Сообщение о кальмарах. (Приложение 5. Рисунок 2)
- А вот после длительного пребывания на глубине кит выныривает, чтобы набрать воздух и пообедать.
Сообщение. (Приложение 6. Рисунок 3).
- Самое удивительное, что многие из китов питаются планктоном, т.к. настоящих зубов у них нет.
- Но вот навстречу нам устремляется гроза морей и океанов. Акула! Произнося это слово, у людей появляется панический страх. И сейчас мы посмотрим с вами фрагмент фильма об акулах.
(Просмотр фильма «Акулы и баpaкуды»)
- В опopном конспекте показаны адаптации этих животных в толще воды. Ещё раз посмотрите его.
- Опускаемся всё ниже и ниже. Итак, донное сообщество небольших глубин. Животные малоподвижны, имеют для защиты крепкие панцири, уплощённое тело в спиннобрюшном направлении, могут менять свою окраску под цвет окружающей среды.
- Вот тихо почивает морская звезда.
Сообщение. (Приложение 7. Рисунок 4).
- А вот по дну к нам движется «многорукий» житель моря – осьминог.
Сообщение. (Приложение 8. Рисунок 5).
- Скатов иногда в шутку называют расплющенными акулами. Это плоские рыбы, которые плавают с помощью боковых плавников. Скат-манта – самый большой скат в мире, но он потрeбляет планктон. У них очень хорошее обоняние, чувство равновесия и слух.
- Ну что же. Мы с вами заселили ещё один этаж. Но нам нельзя останавливаться и мы идём дальше.
- Рифы. Для моряков это большая опасность и люди стараются обойти их. А вот у живых организмов это самое райское место, это дом, убежище, питание.
- А знаете ли вы, что кораллы – это царство Животные. Ветвистые «деревья» подводного мира, которые когда-то были живыми организмами – коралловыми полипами. В морях и океанах в лоне коралловых рифов живёт много различных видов рыб, paкообразных и беспозвоночных животных.
Сообщение. (Приложение 9. Рисунок 6).
- По биологическому разнообразию сообщество коралловых рифов сравнивается с влажными тропическими лесами. Вот мы и опустились на самый нижний этаж. Здесь холодно, темно. и те, кто живёт здесь, кажутся холодными и страшными. Многие из них светятся.
Сообщение. (Приложение 10. Рисунок 7).
V. Закрепление нового материала.
- Вот теперь мы с вами полностью заселили наш водный дом. И подведём итоги изученного нового материала:
- живой мир морей и океанов разнообразен;
- выделяется пять сообществ. Каких?
- сообщество поверхностных вод,
- сообщество толщи воды,
- донное сообщество,
- сообщество коралловых рифов,
- глубоководное сообщество;
- все организмы приспособлены к жизни в том или ином сообществе. Какие это приспособления?
- воздушный пузырь,
- выросты,
- обтекаемая форма тела,
- сильные мышцы,
- плоское тело,
- перемещение органов на одну сторону
- и т.д.
- При этом все организмы в сообществах взаимосвязаны:
- образуют сеть питания,
- предоставляют уют, убежище, и т.д.
- Одним из видов животных на Земле является Человек разумный. К сожалению, он не всегда живёт в Гармонии с Природой, оказывая на неё прямое и косвенное влияние.
Об этом фрагмент видеофильма «Жить или не жить».
VI. Домашнее задание.
- стр.132-135, ответить на вопросы учебника, проработать термины;
- описать по примеру пресноводный водоём;
- предлагаю вам дома подумать и написать «Экологический кодекс жителей Земли», в котором будет отражено правильное поведение человека по отношению к водным богатствам Земли.
Фоторяд.
Комментарии:
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
01 12 2023 1:59:34
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
30 11 2023 21:28:14
На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен".
...
29 11 2023 1:54:59
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
28 11 2023 13:20:37
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
27 11 2023 4:32:33
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
26 11 2023 7:52:24
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
25 11 2023 22:27:42
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».
...
24 11 2023 9:45:59
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов.
...
23 11 2023 23:10:24
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
22 11 2023 2:33:39
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
21 11 2023 17:18:29
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
20 11 2023 18:35:26
Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....
19 11 2023 22:50:13
Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....
18 11 2023 18:42:30
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
17 11 2023 17:28:33
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
16 11 2023 8:21:49
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
15 11 2023 14:10:44
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом.
...
14 11 2023 3:55:19
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
13 11 2023 13:10:51
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
12 11 2023 15:43:46
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
11 11 2023 5:46:36
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
10 11 2023 16:44:42
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
09 11 2023 22:31:11
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
08 11 2023 14:14:45
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
07 11 2023 12:35:49
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
06 11 2023 21:37:47
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
05 11 2023 12:24:31
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
04 11 2023 14:30:50
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
03 11 2023 21:39:36
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
02 11 2023 18:44:12
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
01 11 2023 3:26:20
Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....
31 10 2023 20:17:14
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
30 10 2023 11:37:46
На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....
29 10 2023 2:34:50
Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов.
Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся.
...
28 10 2023 19:52:20
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
27 10 2023 13:48:54
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
26 10 2023 5:24:15
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
25 10 2023 12:24:23
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
24 10 2023 18:10:47
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
23 10 2023 2:12:46
Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники
"растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли).
Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не
выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит.
...
22 10 2023 18:42:56
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
21 10 2023 13:51:54
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
20 10 2023 10:58:38
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
19 10 2023 0:35:26
Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....
18 10 2023 15:59:21
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
17 10 2023 0:52:31
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
16 10 2023 3:39:45
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
15 10 2023 13:49:23
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
14 10 2023 18:33:53
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
13 10 2023 21:18:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::