Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников


    Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников

Анализ существующих программ по биологии, учебников, естественно-научной литературы показал, что для формирования профильной компетентности по биологии, как и по всем наукам естественно-научного цикла, необходимы философский, методологический, науковедческий, психологический и естественно-научный содержательный компоненты.

Содержательный компонент

Что предполагает

Направление расширения содержания образования

Отражение в содержании профильного биологического образования

I. Философский компонент

включение в содержание объектов гуманитарной науки, человека и системы его ценностей, пpaктическую деятельность человека в культурно-историческом контексте.

  • выявление мировоззренческой ценности научного знания, показ роли научных знаний в изменении взглядов личности на мир и себя в этом мире;
  • уровни организации живого и их значение для понимания основных принципов медицины;
  • философские идеи как основа клеточной и эволюционной теории;
  • оценка различных гипотез происхождения жизни и человека;
  • патология клетки как причина болезни;
  • социокультурный контекст теории Ч. Дарвина, законов Г. Менделя и развитие представления об онтогенезе.
  • рассмотрение этической ценности научного знания, этических проблем науки.
  • геном человека как объект искусственных манипуляций;
  • этические проблемы генной инженерии;
  • этические и нормативно-правовые аспекты клонирования, генотерапии, эвтаназии, искусственного оплодотворения;
  • этика ученого (А. Уоллес и Ч.Дарвин и др.) ;
  • проблемы медицинской генетики.
  • представление эстетической стороны науки: красоты, стройности, и логики научных теорий.
  • аксиомы теоретической биологии;
  • экспериментальные доказательства роли нуклеиновых кислот, механизма редупликации ДНК;
  • история открытия фотосинтеза и т.д.
  • освещение историко-научного материала с акцентированием внимания на социальную историю науки:

-выявление взаимосвязей и взаимовлияния развития науки и общества

  • определение личностных качеств ученых в их вкладе в науку
  • изучение особенностей стиля их научной деятельности.
  • предпосылки и основные этапы становления клеточной, хромосомной и эволюционной теории;
  • судьба ученого в тоталитарном государстве (история генетики в России) ;
  • личностные качества Ч. Дарвина как предпосылка к созданию эволюционной теории;
  • чистота эксперимента в опытах Г. Менделя;
  • судьбы Н.И. Вавилова, Ж.Б.Ламарка, Н. Тимофеева-Ресовского, И.П. Павлова и др.

II.Методологический компонент

Расширение представлений о системе научных знаний и методов познания.

  • выявление логической структуры научного метода познания (факты-наблюдения-гипотезы-эксперимент-результат-теория-закон) ;
  • знакомство с планом и ходом научного эксперимента;
  • развитие логических приемов мыслительной деятельности учащихся: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование и т.д.
  • усвоение элементов знаний (факты, понятия, теории, законы)
  • представление о целостности научной картины мира.
  • составление плана научного эксперимента, выдвижение обоснования и гипотез;
  • определение количественных и качественных параметров организмов;
  • проведение биологических исследований;
  • грамотное оформление результатов биологических исследований;
  • научный метод на примере открытия законов Г. Менделя;
  • хромосомная теория как взаимодействие идей и фактов в биологическом познании;
  • моделирование поведения хромосом;
  • основные понятия, законы, теории биологии (клеточная, мутационная, хромосомная, теория гена, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза) и их значение;
  • учения (о путях и направлениях эволюции; Н.И.Вавилова о многообразии и центрах происхождения культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере) ;
  • законы наследственности Г.Менделя;
  • закон сцепленного наследования Т. Моргана;
  • закон Харди-Вайнберга;
  • закон гомологических рядов наследственной изменчивости;
  • биогенетический закон;
  • закон зародышевого сходства позвоночных;
  • закон минимума;
  • закон оптимума;
  • закономерности изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ;
  • правила(доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды) ;
  • гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека).

III. Науковедческий компонент

определение места науки среди других форм познания окружающего мира

  • формирование представления о науке как части человеческой культуры;
  • определение места науки среди других форм познания;
  • влияние соотношения разных форм познания на развитие общества;
  • изучение основных направлений научного познания и их специфика.
  • идеи Н.И. Вернадского о ноосфере;
  • сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы;
  • эволюция биосферы;
  • проблема устойчивого развития биосферы;
  • анализ и оценка глобальных антропогенных изменений и биосфере;
  • единство живой и неживой природы;
  • кризисы и заблуждения в научном познании на примере СТЭ и др.;
  • происхождение человеческих рас;
  • этапы эволюции человека;
  • критика расизма и социал-дарвинизма
  • анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле;
  • анализ и оценка различных гипотез происхождения человека;
  • анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас;
  • роль биологии в формировании научного мировоззрения, воспитании экологической, генетической и гигиенической грамотности.

IV.Психологический компонент.

раскрытие возможностей человека в познании самого себя;

  • изучение особенностей и закономерностей познавательных процессов;
  • ознакомление с особенностями и формами внимания;
  • изучение познавательных особенностей учащихся;
  • организация самонаблюдений за изменением состояния познавательной сферы личности
  • изучение процессов памяти, мышления, ощущения, воображения;
  • -рассудочная деятельность животных;
  • высшая нервная деятельность и 2-я сигнальная система как отличительные свойства человека;
  • тайны человеческого разума;
  • психология и поведение человека;
  • исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности;
  • безусловные и условные рефлексы и их значение
  • познавательная деятельность мозга;
  • память, эмоции, речь, мышление;
  • особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно– логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации;
  • цели и мотивы деятельности;
  • роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека;
  • рациональная организация туда и отдыха;
  • индивидуальные особенности личности.

V.Профильный компонент

специфика медико-биологического направления естественно-научного профиля,особенности методов изучения человека как живого объекта, взаимосвязь медицины, биологии, естественных наук и их соотношение между собой..

  • определение предмета изучения биологии, медицины, естествознания и их соотношение;
  • специфика объектов познания естественных наук;
  • современная естественнонаучная картина мира;
  • общие признаки биологических систем;
  • отрасли биологии, ее связи с другими науками;
  • биология – теоретическая основа медицины;
  • сравнение эмбриогенеза человека и животных с целью установления их родства;
  • методы изучения наследственности человека;
  • геном человека;
  • меры профилактики наследственных заболеваний человека;
  • последствия влияния мутагенов на организм
  • меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами;
  • этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение) ;
  • меры профилактики распространения инфекционных заболеваний ( в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек ( курение, алкоголизм, наркомания) ;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • цитология– наука о клетке;
  • решение задач по генетике;
  • составление схем скрещивания;

При отборе содержания профильного биологического образования для нас решающим явилось углубление тех тем и разделов, которые являются профессионально, личностно и социально значимыми для учащегося. Это особенно важно на современном этапе развития системы образования в связи с введением ЕГЭ, по результатам сдачи которого выпускники могут не только получить аттестат, но и продолжить обучение в соответствующем вузе или ссузе. В этих условиях преимущество получают школьники, обучавшиеся в профильных классах или классах с углубленным изучением предмета, так как в этих случаях расширено количество часов как на теоретические занятия, так и на формирование умений применять знания в новой ситуации.

Изучение важнейших закономерностей жизни в рамках профильного курса “Общая биология” должно отличаться не только глубиной теоретических знаний, но и возможностью совершенствования действенно-пpaктической и индивидуальной сфер личности за счет приобщения старшеклассников к методологии научного познания, возможности моделирования научного поиска, сравнения различных гипотез и моделей.

Главной задачей биологического образования в рамках медико-биологического профиля считаем расширение и углубление знаний учащихся о:

  • методологии научного познания;
  • организации и функционировании живых систем;
  • факторах, влияющих на их целостность и определяющих оптимальное существование живых организмов;
  • возможных способах и средствах, предупреждающих негативные последствия влияния окружающей среды на всех уровнях, начиная с молекулярного;
  • этических, эстетических, правовых нормах, принципах и идеалах, которыми руководствуется человек в своей пpaктической деятельности.

При этом особое внимание уделяем формированию валеологической и экологической компетентностей, что определяется спецификой профиля.

Сравнительный анализ данных показывает, что в последние годы наметилась тенденция к получению высшего образования. Повышение показателя связано как с происходящими в социальной среде процессами, так и с высоким уровнем социальной компетентности выпускников, положительной Я-концепцией их личности.

Учащиеся медико – биологических классов имеют достаточно высокую профильную компетентность, что подтверждается их умением планировать собственную карьеру. Большинство выпускников стремится к получению высшего образования после окончания НТМУ, а среди окончивших профильные вузы примерно 35% выпускников продолжают обучение в аспирантуре, защищают кандидатские и докторские диссертации.



Комментарии:

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

14 12 2025 7:42:40

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

13 12 2025 21:39:37

Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс


    Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс

      Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

12 12 2025 0:30:35

Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"


    Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"

      Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...

11 12 2025 11:37:57

Урок "Строение цветка"


    Урок "Строение цветка"

      Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

10 12 2025 10:50:23

Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...

09 12 2025 9:29:29

Витамины, их значение для организма человека

Витамины, их значение для организма человека Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....

08 12 2025 3:57:35

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

07 12 2025 2:42:12

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....

06 12 2025 2:56:33

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"


    Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

      Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

05 12 2025 16:14:58

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

04 12 2025 1:46:37

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"


    Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

      Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

03 12 2025 10:37:21

Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете


    Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете

      Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

02 12 2025 12:19:46

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

01 12 2025 13:50:42

Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс


    Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс

      В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....

30 11 2025 13:45:50

"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс


    "Методы изучения наследственности человека". 10-й класс

      Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...

29 11 2025 11:36:31

Дыхательные движения, механизм вдоха и выдоха человека

Дыхательные движения, механизм вдоха и выдоха человека Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....

28 11 2025 14:12:20

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе


    Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе

      Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....

27 11 2025 2:51:11

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

26 11 2025 3:16:24

Органы. Системы органов. 8-й класс


    Органы. Системы органов. 8-й класс

      Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....

25 11 2025 16:53:54

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности

Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....

24 11 2025 1:25:19

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

23 11 2025 2:45:40

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

22 11 2025 14:12:58

Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

      На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

21 11 2025 3:16:33

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

20 11 2025 11:59:49

Музей и школа. Возможные варианты диалога


    Музей и школа. Возможные варианты диалога

      В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

19 11 2025 9:56:22

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

18 11 2025 13:49:20

Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"


    Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"

      Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....

17 11 2025 19:22:28

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

      Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....

16 11 2025 18:19:57

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс

      Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....

15 11 2025 21:13:27

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

14 11 2025 15:34:25

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение покрытосеменных растений". 6-й класс

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....

13 11 2025 21:57:36

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

12 11 2025 1:53:27

Роль собаки в жизни человека


    Роль собаки в жизни человека

      В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....

11 11 2025 6:41:19

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс


    Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

      Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

10 11 2025 7:24:49

Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс


    Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс

      Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....

09 11 2025 4:49:23

Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"


    Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"

      Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....

08 11 2025 9:12:44

Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"


    Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

      Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы. ...

07 11 2025 8:15:54

Загадки эволюции


    Загадки эволюции

      Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....

06 11 2025 7:50:19

Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс


    Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс

      Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...

05 11 2025 3:16:45

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)


    Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

      Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...

04 11 2025 7:43:46

Использование информационных технологий на уроках биологии.


    Использование информационных технологий на уроках биологии.

      Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....

03 11 2025 12:41:25

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"


    Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

      Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

02 11 2025 0:55:50

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

01 11 2025 16:28:52

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)


    Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

      Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....

31 10 2025 5:26:24

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

30 10 2025 11:11:12

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

29 10 2025 11:14:41

Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс


    Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....

28 10 2025 14:17:11

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

27 10 2025 2:55:12

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

26 10 2025 1:30:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::