Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников


    Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников

Анализ существующих программ по биологии, учебников, естественно-научной литературы показал, что для формирования профильной компетентности по биологии, как и по всем наукам естественно-научного цикла, необходимы философский, методологический, науковедческий, психологический и естественно-научный содержательный компоненты.

Содержательный компонент

Что предполагает

Направление расширения содержания образования

Отражение в содержании профильного биологического образования

I. Философский компонент

включение в содержание объектов гуманитарной науки, человека и системы его ценностей, пpaктическую деятельность человека в культурно-историческом контексте.

  • выявление мировоззренческой ценности научного знания, показ роли научных знаний в изменении взглядов личности на мир и себя в этом мире;
  • уровни организации живого и их значение для понимания основных принципов медицины;
  • философские идеи как основа клеточной и эволюционной теории;
  • оценка различных гипотез происхождения жизни и человека;
  • патология клетки как причина болезни;
  • социокультурный контекст теории Ч. Дарвина, законов Г. Менделя и развитие представления об онтогенезе.
  • рассмотрение этической ценности научного знания, этических проблем науки.
  • геном человека как объект искусственных манипуляций;
  • этические проблемы генной инженерии;
  • этические и нормативно-правовые аспекты клонирования, генотерапии, эвтаназии, искусственного оплодотворения;
  • этика ученого (А. Уоллес и Ч.Дарвин и др.) ;
  • проблемы медицинской генетики.
  • представление эстетической стороны науки: красоты, стройности, и логики научных теорий.
  • аксиомы теоретической биологии;
  • экспериментальные доказательства роли нуклеиновых кислот, механизма редупликации ДНК;
  • история открытия фотосинтеза и т.д.
  • освещение историко-научного материала с акцентированием внимания на социальную историю науки:

-выявление взаимосвязей и взаимовлияния развития науки и общества

  • определение личностных качеств ученых в их вкладе в науку
  • изучение особенностей стиля их научной деятельности.
  • предпосылки и основные этапы становления клеточной, хромосомной и эволюционной теории;
  • судьба ученого в тоталитарном государстве (история генетики в России) ;
  • личностные качества Ч. Дарвина как предпосылка к созданию эволюционной теории;
  • чистота эксперимента в опытах Г. Менделя;
  • судьбы Н.И. Вавилова, Ж.Б.Ламарка, Н. Тимофеева-Ресовского, И.П. Павлова и др.

II.Методологический компонент

Расширение представлений о системе научных знаний и методов познания.

  • выявление логической структуры научного метода познания (факты-наблюдения-гипотезы-эксперимент-результат-теория-закон) ;
  • знакомство с планом и ходом научного эксперимента;
  • развитие логических приемов мыслительной деятельности учащихся: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование и т.д.
  • усвоение элементов знаний (факты, понятия, теории, законы)
  • представление о целостности научной картины мира.
  • составление плана научного эксперимента, выдвижение обоснования и гипотез;
  • определение количественных и качественных параметров организмов;
  • проведение биологических исследований;
  • грамотное оформление результатов биологических исследований;
  • научный метод на примере открытия законов Г. Менделя;
  • хромосомная теория как взаимодействие идей и фактов в биологическом познании;
  • моделирование поведения хромосом;
  • основные понятия, законы, теории биологии (клеточная, мутационная, хромосомная, теория гена, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза) и их значение;
  • учения (о путях и направлениях эволюции; Н.И.Вавилова о многообразии и центрах происхождения культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере) ;
  • законы наследственности Г.Менделя;
  • закон сцепленного наследования Т. Моргана;
  • закон Харди-Вайнберга;
  • закон гомологических рядов наследственной изменчивости;
  • биогенетический закон;
  • закон зародышевого сходства позвоночных;
  • закон минимума;
  • закон оптимума;
  • закономерности изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ;
  • правила(доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды) ;
  • гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека).

III. Науковедческий компонент

определение места науки среди других форм познания окружающего мира

  • формирование представления о науке как части человеческой культуры;
  • определение места науки среди других форм познания;
  • влияние соотношения разных форм познания на развитие общества;
  • изучение основных направлений научного познания и их специфика.
  • идеи Н.И. Вернадского о ноосфере;
  • сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы;
  • эволюция биосферы;
  • проблема устойчивого развития биосферы;
  • анализ и оценка глобальных антропогенных изменений и биосфере;
  • единство живой и неживой природы;
  • кризисы и заблуждения в научном познании на примере СТЭ и др.;
  • происхождение человеческих рас;
  • этапы эволюции человека;
  • критика расизма и социал-дарвинизма
  • анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле;
  • анализ и оценка различных гипотез происхождения человека;
  • анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас;
  • роль биологии в формировании научного мировоззрения, воспитании экологической, генетической и гигиенической грамотности.

IV.Психологический компонент.

раскрытие возможностей человека в познании самого себя;

  • изучение особенностей и закономерностей познавательных процессов;
  • ознакомление с особенностями и формами внимания;
  • изучение познавательных особенностей учащихся;
  • организация самонаблюдений за изменением состояния познавательной сферы личности
  • изучение процессов памяти, мышления, ощущения, воображения;
  • -рассудочная деятельность животных;
  • высшая нервная деятельность и 2-я сигнальная система как отличительные свойства человека;
  • тайны человеческого разума;
  • психология и поведение человека;
  • исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности;
  • безусловные и условные рефлексы и их значение
  • познавательная деятельность мозга;
  • память, эмоции, речь, мышление;
  • особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно– логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации;
  • цели и мотивы деятельности;
  • роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека;
  • рациональная организация туда и отдыха;
  • индивидуальные особенности личности.

V.Профильный компонент

специфика медико-биологического направления естественно-научного профиля,особенности методов изучения человека как живого объекта, взаимосвязь медицины, биологии, естественных наук и их соотношение между собой..

  • определение предмета изучения биологии, медицины, естествознания и их соотношение;
  • специфика объектов познания естественных наук;
  • современная естественнонаучная картина мира;
  • общие признаки биологических систем;
  • отрасли биологии, ее связи с другими науками;
  • биология – теоретическая основа медицины;
  • сравнение эмбриогенеза человека и животных с целью установления их родства;
  • методы изучения наследственности человека;
  • геном человека;
  • меры профилактики наследственных заболеваний человека;
  • последствия влияния мутагенов на организм
  • меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами;
  • этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение) ;
  • меры профилактики распространения инфекционных заболеваний ( в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек ( курение, алкоголизм, наркомания) ;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • цитология– наука о клетке;
  • решение задач по генетике;
  • составление схем скрещивания;

При отборе содержания профильного биологического образования для нас решающим явилось углубление тех тем и разделов, которые являются профессионально, личностно и социально значимыми для учащегося. Это особенно важно на современном этапе развития системы образования в связи с введением ЕГЭ, по результатам сдачи которого выпускники могут не только получить аттестат, но и продолжить обучение в соответствующем вузе или ссузе. В этих условиях преимущество получают школьники, обучавшиеся в профильных классах или классах с углубленным изучением предмета, так как в этих случаях расширено количество часов как на теоретические занятия, так и на формирование умений применять знания в новой ситуации.

Изучение важнейших закономерностей жизни в рамках профильного курса “Общая биология” должно отличаться не только глубиной теоретических знаний, но и возможностью совершенствования действенно-пpaктической и индивидуальной сфер личности за счет приобщения старшеклассников к методологии научного познания, возможности моделирования научного поиска, сравнения различных гипотез и моделей.

Главной задачей биологического образования в рамках медико-биологического профиля считаем расширение и углубление знаний учащихся о:

  • методологии научного познания;
  • организации и функционировании живых систем;
  • факторах, влияющих на их целостность и определяющих оптимальное существование живых организмов;
  • возможных способах и средствах, предупреждающих негативные последствия влияния окружающей среды на всех уровнях, начиная с молекулярного;
  • этических, эстетических, правовых нормах, принципах и идеалах, которыми руководствуется человек в своей пpaктической деятельности.

При этом особое внимание уделяем формированию валеологической и экологической компетентностей, что определяется спецификой профиля.

Сравнительный анализ данных показывает, что в последние годы наметилась тенденция к получению высшего образования. Повышение показателя связано как с происходящими в социальной среде процессами, так и с высоким уровнем социальной компетентности выпускников, положительной Я-концепцией их личности.

Учащиеся медико – биологических классов имеют достаточно высокую профильную компетентность, что подтверждается их умением планировать собственную карьеру. Большинство выпускников стремится к получению высшего образования после окончания НТМУ, а среди окончивших профильные вузы примерно 35% выпускников продолжают обучение в аспирантуре, защищают кандидатские и докторские диссертации.



Комментарии:

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

25 12 2025 19:18:21

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

24 12 2025 11:32:45

Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

23 12 2025 22:47:54

Заболевания органов дыхания, их предупреждение


    Заболевания органов дыхания, их предупреждение

      Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...

22 12 2025 3:50:19

Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"


    Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"

      Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....

21 12 2025 2:16:54

Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии


    Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии

      Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....

20 12 2025 11:14:15

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

19 12 2025 0:38:11

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

18 12 2025 12:13:17

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

17 12 2025 4:47:11

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

16 12 2025 8:16:23

Методическая разработка "Цвети, Земля!"


    Методическая разработка "Цвети, Земля!"

      Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...

15 12 2025 23:56:12

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

14 12 2025 1:32:49

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая хаpaктеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

13 12 2025 2:24:24

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"


    Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

      Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...

12 12 2025 14:50:57

Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения. 9-й класс


    Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения. 9-й класс

      Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....

11 12 2025 18:45:59

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

10 12 2025 17:55:54

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

09 12 2025 17:54:34

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

08 12 2025 21:34:11

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

07 12 2025 23:55:50

Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии


    Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии

      Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....

06 12 2025 20:45:22

Урок биологии по теме "Голосеменные"


    Урок биологии по теме "Голосеменные"

      Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

05 12 2025 12:36:40

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

04 12 2025 20:39:46

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

03 12 2025 3:11:19

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

02 12 2025 23:32:46

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

01 12 2025 11:27:28

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

30 11 2025 5:38:24

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

29 11 2025 16:45:48

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

28 11 2025 12:37:59

Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

      Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....

27 11 2025 15:42:18

Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология


    Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология

      В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ. ...

26 11 2025 4:30:36

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

25 11 2025 5:19:41

Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы


    Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы

      Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...

24 11 2025 6:34:21

"Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)


    "Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)

      Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....

23 11 2025 10:10:29

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"


    Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

      Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

22 11 2025 23:38:33

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

21 11 2025 14:37:40

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

20 11 2025 13:23:48

38 недель в своем мире


    38 недель в своем мире

      Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....

19 11 2025 23:13:41

Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада


    Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада

      Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....

18 11 2025 16:24:55

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

17 11 2025 19:38:41

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

16 11 2025 20:19:47

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

15 11 2025 17:39:46

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....

14 11 2025 6:22:21

«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс


    «Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

      Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....

13 11 2025 14:32:21

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

12 11 2025 1:48:47

Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"


    Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"

      Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....

11 11 2025 7:59:33

Тема урока: "Свалка по имени Земля"


    Тема урока: "Свалка по имени Земля"

      В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии"). ...

10 11 2025 11:15:25

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"


    Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

      Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....

09 11 2025 20:12:41

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс


    Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

      Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

08 11 2025 6:32:43

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках


    Активное познание основ биологии на интегрированных уроках

      Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...

07 11 2025 0:59:29

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии


    Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

      Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

06 11 2025 20:26:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::