Урок по теме: "Удивительный мир бактерий" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"


    Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

…этим бесконечно малым живым существам принадлежит бесконечно большая роль в природе.
(Луи Пастер)

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий как представителей прокариот;
  • развивать умение составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • обобщить и расширить знания учащихся о роли окислительно-восстановительных реакций в живой и неживой природе, в круговороте веществ;
  • развивать умение сравнивать;
  • показать связь химии и биологии;
  • развивать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • таблицы “Строение клетки”, “Бактерии”,
  • Периодическая система химических элементов,
  • учебник биологии для 9-го класса,
  • литература по теме,
  • стенгазета “Бактерии в теле человека”,
  • рефераты, раздаточный материал с заданием,
  • влажный препарат клубеньковых бактерий,
  • гербарии растений из семейства бобовых.

Ход урока

Мотивация. Изучение нового материала.

Учитель: По строению клетки все живые существа делятся на “безъядерные” организмы – прокариоты и “ядерные” - эукариоты. Таким образом, в настоящее время выделяют два уровня клеточной организации и соответственно два крупных типа клеток: прокариотический и эукариотический.

Особенностями строения эукариотических - животных и растительных клеток – мы уже знакомы. В группу прокариот относятся все бактерии и сине-зеленые водоросли. На этом уроке мы ознакомимся с представителями одной из этих групп. Какие это организмы? Подумайте: человек не в состоянии воспринять их ни одним из пяти органов чувств: их нельзя увидеть невооруженным глазом, они существуют беззвучно, их не определишь на вкус, на ощупь, у них нет запаха. Они живут во всех трех стихиях – в воде, земле, воздухе. Для них не опасен ни вакуум космоса, ни абсолютный холод, ни cмepтельная для других живых существ доза радиации. Они умеют защищаться от истребительного ультрафиолетового облучения.

О какой группе прокариот шла речь?

Ответ: Это – бактерии.

Учитель: Тема нашего урока “Удивительный мир бактерий” (записываем). Сегодня мы должны выяснить особенности строения и жизнедеятельности бактерий, значение их в круговороте веществ.

План изучения темы (на доске):

  1. Многообразие формы бактерий.
  2. Особенности строения бактерий.
  3. Особенности жизнедеятельности бактерий. Хемосинтез.
  4. Роль хемотрофов в природе.

Учитель: Удивительно многообразна форма бактерий, но преобладают палочковидные, шаровидные или кокковидные, веретеновидные, звездообразные. (Работа с учебником Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. “Биология”, 9 класс, стр.123, рис. 64). Эти таинственные организмы, размеры которых колeблются от 1 до 10–15 мкм, живут и по отдельности и образуют скопления.

Используя таблицы “Бактерии”, “Строение клетки”, ребята, найдите признаки, по которым различается бактериальная клетка от животной и растительной клеток.

Ответы: Нет обособленного ядра.

Учитель: В чем же заключается особенность строения прокариот? Посмотрим рис. 63 на стр. 123, прочитаем объяснение к рисунку, прочитаем стр.122 (последний абзац), стр. 124 (первые два абзаца). А сейчас постарайтесь самостоятельно заполнить таблицу (образец дается на доске):

Сравнительная хаpaктеристика прокариотической и эукариотической клеток

№ п/п Органоиды цитоплазмы прокариоты эукариоты
1 ядерная оболочка    
2 хромосомы    
3 ДНК (форма, расположение)    
4 пластиды    
5 рибосомы    
6 ЭПС    
7 комплекс Гольджи    
8 митохондрии    

Примечание. Знак “+” ставится, если в клетке имеется данный органоид.

Учитель: Почему бактерий относят к прокариотам?

Ответ: Отсутствует ядро, ограниченное оболочкой.

Учитель: Где же хранится наследственная информация?

Ответ: Наследственная информация у бактерий заключена в одной хромосоме.

Учитель: По своим физиологическим свойствам бактерии довольно разнообразны. Одни не могут жить без кислорода, другие погибают в его присутствии, третьи выживают в тех и других условиях. Многие бактерии паразитируют в организме животных и растений, вызывая у них заболевания. Сравнительно недавно были открыты бактерии, паразитирующие на других бактериях.

Необходимую им энергию они получают в процессе дыхания, брожения или фотосинтеза. Это свойство связано с особенностью их клеточного строения.

В 1887 году русским микробиологом С.Н. Виноградским был открыт процесс “бессолнечного” синтеза органических веществ в клетке бактерий, который получил название хемосинтез. В клетках бактерий происходят окислительно-восстановительные реакции неорганических веществ, при этом выделяется энергия. Эту энергию бактерии используют для синтеза нужных себе органических веществ. Поэтому их называют хемосинтезирующими бактериями или хемотрофами.

Чего стоят одни только железобактерии.

Ученик: Железобактерии живут в водоемах, во влажных местах. Внешне довольно разнообразны, то похожи на тончайшие нити, то на красивое металлическое деревце. Это одноклеточные организмы. Каждая такая прокариотическая клетка в течение часа способна выделять железистый стебелек, в 3 раза превышающий длину самой клетки. На кончике такого стебелька и живет сама бактерия. Бактерия размножается делением надвое, и стебелек тоже делится на две веточки.

Учитель: В их клетках с участием ферментов происходит следующая окислительно-восстановительная реакция (см. задания к уроку, № 1а).

Задание № 1а выполняется на доске и на местах.

В результате этой реакции бактерии черпают энергию для получения питательных веществ, а в это время происходит и обогащение железной руды. Убедимся в этом, вычисляя массовые доли железа в карбонате железа (II) и гидроксиде железа (III).

Задание №1б выполняется на местах.

Деятельность серобактерий – одна из основных движущих сил круговорота серы в биосфере.

На доске и на местах выполняются задания №2,3.

Очень важную функцию связывания атмосферного азота выполняют азотфиксирующие бактерии.

Ученик: азотфиксирующие бактерии или клубеньковые живут в корневой системе бобовых растений: гороха, фасоли, люпина, клевера, люцерны (показывает гербарии, демонстрирует влажный препарат клубеньковых бактерий). Эти бактерии из атмосферного азота синтезируют нитраты. В растворенном виде эти соединения из почвы поступают в растения и используются для построения белков. Это свойство азотфиксирующих бактерий широко применяется в севообороте сельскохозяйственных культур и в приусадебных хозяйствах.

Деятельность этих бактерий упрощенно дается в задании № 4.

Выполняется задание № 4 на доске и на местах.

А теперь обобщим полученные знания:

1. Бактерии – это отдельная группа прокариот, они не имеют обособленного ядра в цитоплазме;

2. В ходе эволюции бактерии приспособились использовать энергию окислительно-восстановительных реакций, этим объясняется одна из причин многообразия бактерий;

3. В природе хемосинтезирующие бактерии имеют важное значение, это утверждает еще раз содержание самостоятельной работы:

нитрифицирующие бактерии осуществляют окисление аммиака до азотной кислоты в две стадии, в конечном счете, осуществляется минерализация органических остатков. Этот процесс занимает центральное место в круговороте азота в биосфере.

Выполнение самостоятельной работы.

Задание на дом: прочитать § 25 (учебник биологии), ответить на вопросы (устно), выполнить задание (см. задание к уроку).

Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились особенностями строения и жизнедеятельности бактериальных клеток. Выяснили, что среди них особое место имеют хемосинтезирующие бактерии.

Спасибо за урок.

Собираем тетради. Оцениваются заполнение таблицы и самостоятельная работа. Оценки получают и работающие у доски учащиеся.  


Кто многим увлекается, тот многое обретает. (П.Клодель)

Задания к уроку

Используя метод электронного баланса, составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций, протекающих в бактериях. Укажите восстановитель и окислитель:

1. В железобактериях:

а) FeCO3 + O2 + H2O = Fe(OH)3 + CO2 + Q;

б) сравните массовые доли железа в следующих соединениях:

FeCO3 и Fe(OH)3 .

2. В серобактериях в анаэробных условиях:

S +HNO3 + H2O = H2SO4 + N2 + 109,2 кДж;

3. В серобактериях:

S + O2 + H2O = H2SO4 + Q;

4. в азотофиксирующих бактериях:

H2 +N2 = NH3 + 92 кДж.

Самостоятельная работа

В нитрифицирующих бактериях рода нитрозомонас (Nitrozomonas) происходят следующие окислительно-восстановительные реакции:

I стадия: NH3 + O2 = HNO2 + Н2О+ 660 кДж;

II стадия: образовавшаяся азотистая кислота HNO2 окисляется до азотной кислоты: HNO2 + O2 = HNO3 + 158 кДж;

Используя метод электронного баланса, составьте уравнения этих окислительно-восстановительных реакций. Укажите восстановитель и окислитель.

Домашнее задание.

В организме человека избыток нитратов, попавших с пищей, приводит к отравлению. Это обусловлено высокой токсичностью нитритов, которые образуются из нитратов с участием кишечной палочки.

Условно молекулярное уравнение этого процесса выглядит так:

HNO3 + Н2 = HNO2 + H2O + Q,

Методом электронного баланса расставьте коэффициенты. Определите окислитель и восстановитель.



Комментарии:

Дидактический материал раздела "Растительный мир Саратовской области" (региональная программа "Биологическое краеведение")

Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...

27 04 2024 19:54:52

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии


    Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

      Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....

26 04 2024 7:50:51

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

      Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....

25 04 2024 17:24:10

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

24 04 2024 23:26:41

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки


    Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

      Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

23 04 2024 14:20:54

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

22 04 2024 20:36:18

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

      Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

21 04 2024 5:33:26

Цветок и плод


    Цветок и плод

      Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

20 04 2024 8:35:34

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

19 04 2024 20:55:21

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

      Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....

18 04 2024 17:23:37

Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся


    Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

      Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....

17 04 2024 21:47:55

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

16 04 2024 17:16:45

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

      На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

15 04 2024 17:23:58

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

14 04 2024 2:49:25

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....

13 04 2024 17:25:40

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"


    Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

      В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....

12 04 2024 6:56:21

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

11 04 2024 19:13:53

Игра-викторина "Ботанический супермаркет"


    Игра-викторина "Ботанический супермаркет"

      Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...

10 04 2024 7:50:22

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

09 04 2024 13:49:34

Преподавание биологии как творческий процесс


    Преподавание биологии как творческий процесс

      Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....

08 04 2024 16:12:57

Дидактический материал на уроке биологии


    Дидактический материал на уроке биологии

      У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

07 04 2024 15:31:12

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

06 04 2024 11:52:45

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

05 04 2024 13:53:56

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

04 04 2024 17:58:32

Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"


    Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"

      Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

03 04 2024 11:10:23

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

02 04 2024 10:50:28

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

01 04 2024 20:43:31

Обобщающий урок по теме "Цветок"


    Обобщающий урок по теме "Цветок"

      Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....

31 03 2024 11:59:20

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

30 03 2024 6:30:30

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....

29 03 2024 6:35:17

Урок анатомии по теме "Память. Виды памяти". 9-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....

28 03 2024 2:44:13

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

27 03 2024 12:22:26

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....

26 03 2024 16:24:28

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

25 03 2024 19:56:11

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

24 03 2024 14:35:18

Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс

      На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....

23 03 2024 20:48:42

Значение живых организмов в природе и жизни человека


    Значение живых организмов в природе и жизни человека

      Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....

22 03 2024 23:57:15

Организм и его свойства. 5-й класс

Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....

21 03 2024 3:47:44

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

20 03 2024 3:36:14

Строение органа зрения


    Строение органа зрения

      Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....

19 03 2024 11:39:20

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

18 03 2024 1:10:13

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

17 03 2024 4:26:35

Пищеварение в ротовой полости и желудке


    Пищеварение в ротовой полости и желудке

      В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....

16 03 2024 23:29:58

Наследственные болезни человека

Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....

15 03 2024 11:58:55

Отдел голосеменные (хвойные растения)


    Отдел голосеменные (хвойные растения)

      Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....

14 03 2024 19:46:50

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"


    Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

      Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

13 03 2024 15:51:48

Человек и живая природа Биология

Человек и живая природа  Биология Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

12 03 2024 18:30:14

Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"

      При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....

11 03 2024 11:47:22

Игра "Биологическое ассорти"


    Игра "Биологическое ассорти"

      Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....

10 03 2024 1:39:26

Краснокнижные растения Бийского района


    Краснокнижные растения Бийского района

      Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

09 03 2024 3:16:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::