Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс


    Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс

Цель урока: Обобщить знания учащихся о значении млекопитающих в природе и жизни человека, влияние деятельности человека на их видовой состав и численность млекопитающих.

Задачи:

  1. Значение млекопитающих в природе.
  2. Роль млекопитающих в жизни и хозяйственной деятельности человека.
  3. Промысел млекопитающих. Основные промысловые звери России и Брянской области.
  4. Пушное звероводство в России, на Брянщине.
  5. Акклиматизация и реаклиматизация животных
  6. Охрана млекопитающих.

Оборудование: Таблицы “Насекомоядные”, “Рукокрылые ”,“Пушные звери”, “Звероводство”, “Парнокопытные”, “Непарнокопытные”, “Китообразные ”

Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала, повторение, систематизация знаний, навыков учащихся.

Эпиграф к уроку:

“Рыбе – вода, птице – воздух,
Зверю – лес, степь, горы,
А человеку нужна Родина.
И охранять природу –
Значит, охранять Родину”
Пришвин

“…Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя...”
В.Евтушенко

Словарь урока:

Фауна – это видовой состав животного мира какой-либо страны или области.

Акклиматизация – вселение из других районов и стран и расселение полезных зверей.

Реаклиматизация – расселение полезных зверей в районы прежних их мест обитания.

Виды, занесенные в Красную книгу России:

– белый медведь,
– амурский тигр,
– туркестанская рысь,
– северный синий кит,
– барс,
– гепард,
– зубр,
– красный волк.

Оформление стенда:

  • Выставка книг: карта Брянской области, карта охоты Брянской области, зверосовхоз (фотографии пушных зверей – коричневая норка, гoлyбой песец).
  • Красная книга России, Брянской области.

Ход урока

I. Организационный момент на протяжении всего урока.

II. Проверка знаний учащихся.

Задание № 1.

Возле перечисленных названий млекопитающих выпишите цифру соответствующего отряда.

Названия млекопитающих:

вампир; землеройка; лиса; зебра; медведь; котик; горностай; шакал; дельфин; зубр; носорог; кyница; косуля; волк; олень; ондатра; выхухоль; шимпанзе; крот; лось; хорек; орангутанг; осел; коза; лошадь; кабан; кошка; кролик; овца; корова; жираф; буйвол; тюлень; белка; рысь; кит; заяц, хомяк.

Название отрядов:

1 – насекомоядные; 2 – Рукокрылые; 3 – Зайцеобразные; 4 – Грызуны; 5 – Хищные; 6– Ластоногие; 7 – Китообразные; 8 – Парнокопытные; 9 – Непарнокопытные; 10 – Приматы.

Задание № 2.

Определите отряды млекопитающих по перечисленным особенностям. После названия отряда напишите цифры, соответствующие этим особенностям.

А. Отряд Хищные ______________________________________
Б. Отряд Парнокопытные _______________________________
В. Отряд Приматы ______________________________________
1. Питаются растительной пищей.
2. Питаются животной пищей.
3. Питаются как растительной, так и животной пищей.
4. Используют соломинки в качестве зубочистки.
5. На верхней челюсти резцов и клыков нет.
6. Имеет резцы, клыки и коренные зубы.
7. Куски мяса разрывает острыми краями коренных зубов.
8. Желудок многокамерный.
9. Пальцы с ногтями.
10. Каждый палец, как башмаком, одет толстым роговым копытом.
11. Первый (большой) палец может противопоставляться остальным.
12. Пальцы с плоскими ногтями.
13. Мать носит детеныша собой.
14. Животные отличаются крупными размерами головного мозга.
15. Детеныши рождаются зрячими, с волосяным покровом и уже через несколько часов могут следовать за стадом.
16. Добычу преследуют или подстерегают в засаде.
17. Животные этого отряда служат регуляторами численности других животных.
18. Для многих представителей отряда хаpaктерны рога на голове.

III. Изучение нового материала.

<Приложение 1>

Задание: составить схему Значение млекопитающих в природе. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.)

1.Роль млекопитающих в природе

Значение млекопитающих в природе:

– Участвуют в распространении семян, в естественном возобновлении растительности;
– Участвует в рыхлении почвы, в обогащении ее О2, органическом и минеральном веществами;
– Служат кормом для многих животных;
– Растительноядные звери влияют на рост и развитие растений;
– Хищные звери регулируют численность других животных, поедая трупы, выполняя санитарную роль.

Дополнение учителя:

А) Содействуют распространению семян (мыши и полевки).

Белки растаскивают опавшие желуди и лесные орехи. Землеройки, отыскивая корм в лесной подстилке, энергично в ней роются, перекапывая верхние слои почвы. Большую роль в рыхлении лесной почвы, снабжении ее кислородом играют кроты. Кабан перепахивает участки леса: роясь в лесной подстилке и почве, эти животные втаптывает часть желудей и орехов, им способствует естественному возобновлению дуба, орешника. Некоторые звери устраивают кладовые семян. Роль хищников– регуляция численности грызунов, копытных и др. животных.

Кабан перепахивает участки леса, роясь в лесной подстилке и почве, эти животные втаптывают часть желудей и орехов, что способствует естественному возобновлению дуба, орешника. Некоторые животные устраивают кладовые семян.

Вопросы учащимся:

– Кто способен на это из зверей?
– Какое значение они имеют в природе?

Б) Роль хищников – регуляторы численности мышевидных грызунов, копытных и других животных. Санитары леса.

2.Роль млекопитающих в жизни, хозяйственной деятельности человека.

Положительная роль Отрицательная роль
  1. Получают ценный мех, кожу, мясо, морские звери – жир.
  2. Промысловые звери.
  3. Спортивная охота.
  4. Служат объектами исследований.
  5. Техническое сырье.
  1. Вред, наносимый грызунами культурным растениям и уничтожающим запасы продовольствия.
  2. Являются распространителями опасных инфекционных заболеваний.
  3. Уничтожают домашний скот.

Подведение итогов работы с таблицей.

3. Промысел млекопитающих, основные промысловые звери (наша страна занимает первое место по добыче пушнины).

Из 350 видов млекопитающих фауны нашей страны примерно 150 видом могут служить объектами промысла и спортивной охоты. В России основные промысловые звери – белка, соболь, ондатра, лисица, крот, песец. В последние годы значительное место в добыче пушнины зверей занимает различные виды сусликов, промысел которых поощряется, т.к. многие из них считаются вредителями сельскохозяйственных растений.

Дикие копытные: лось, сайгак, кабан, косуля.

Ежегодно отстреливается 500– 600 тысяч видов

Морские млекопитающие (организована добыча тюленя, запрещение китобойного промысла). Китобойный промысел резко сокращен на основе Международных соглашений.

4. Пушное звероводство.

Соболь, серебристо-черная лисица, песец, норка другие млекопитающие разводили в зверосовхозах. Особенностью их содержания является необходимость знания биологии этих животных для усиленного их разведения. Успехи российских ученых и пpaктиков в разведении ценных пушных зверей, участие России в международных пушных аукционах.

В нашей стране создано 150 зверосовхозов. Звероводство – это отрасль животноводства, которая занимается разведением пушных зверей (соболь, серебристо-черная лисица, песец, норка, шиншилла).

Современные зверосовхозы – это крупные фабрики пушнины. Они оснащены разнообразными механизмами, облегчающими труд по уходу за животными.

Наша пушнина получает высокую оценку за рубежом. Россия участвует в международных пушных аукционах. У нас в Брянске существует брянский зверосовхоз, основанный в 1956 году, единственный в области. Разводит песцов вуалевого цвета, норку двух цветовых категорий – темно-коричневую и дикую (цвет пастельно-шоколадный). Пользуются спросом, и поставляются на международные аукционы.

5. Акклиматизация и реаклиматизация млекопитающих

В целях обогащения фауны в нашей стране постоянно проводятся мероприятия по акклиматизации (вселение из других районов и стран) и расселению полезных зверей. Таким образом, акклиматизировали ондатру. Родина ондатры – Северная Америка. Около полувека назад ее завезли в Россию и выпустили в природу. Она стала одним из основных пушных зверей нашей страны (обитает на 1/3 нашей страны).

Из Северной Америки была завезена в Россию также американская норка, которая хорошо прижилась и теперь является объектом промысла.

Наибольшее число завезенных видов происхождением из Северной Америки – ондатра, американская норка, енотовидная собака, американский енот-полоскун, скунс, серебристо-черная лисица, овцебык.

Большое значение имеет и реаклиматизация пушных зверей (соболь, бобр) – расселение их в районы прежних мест обитания.

Соболь – один из важнейших объектов реаклиматизации.

Восстановление численности зубра – в 1927 г. Во всем мире насчитывается всего 48 видов чистокровных зубров. В результате создания заповедников и реаклиматизации в настоящее время их насчитывается свыше 400 особей, обитающих на территории нескольких заповедников и заповедно-охотничьих хозяйств (в Приокско-Террасном, Окском, Беловежской пуще).

6. Организация заповедников и заказников, другие мероприятия по охране млекопитающих.

Заповедники – территории, где не допускается влияние человека на течение природных процессов. Здесь разpaбатываются научные основы охраны и восстановления почти исчезнувших в природе видов.

Национальные парки – парки, в которых для научных исследований выделяют зоны полного покоя животных.

Заказники – зоны, которые создаются для сохранения численности существующих животных.

Для сохранения животных существуют Красные книги: Международные Красные книги, Красная книга России, Красная книга Брянской области.

С 1981 года в России действует Закон об охране и использовании животных мира. В соответствии с этим законом животный мир нашей страны считается государственной собственностью, то есть достоянием всего народа. Закон требует разумного и гуманного отношения к животным.

Статься конституции России гласит: “граждане России обязаны беречь природу и охранять ее богатство”.

Виды занесенный в красную книгу России: белый медведь, амурский тигр, туркестанская рысь, северный синий кит, барс, гепард, зубр, красный волк.

IV. Закрепление.

Закрепление знаний значения млекопитающих в природе и жизни человека, о влиянии деятельности человека на видовой состав и численность млекопитающих, необходимости их охраны.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека

Работа со статьей: “Охрана млекопитающих”

V. Задание на дом

Изучить § 77, ответить на вопросы в конце параграфа.



Комментарии:

Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"


    Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"

      Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интеpaктивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

20 05 2025 17:52:32

Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"


    Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

      Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

19 05 2025 14:49:55

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

      Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....

18 05 2025 5:35:40

Урок по биологии "Вода на Земле"


    Урок по биологии "Вода на Земле"

      Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока. ...

17 05 2025 0:20:46

Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

      Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

16 05 2025 5:21:55

Программа по биологии. 6–9-й классы


    Программа по биологии. 6–9-й классы

      Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

15 05 2025 13:11:10

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

14 05 2025 6:25:17

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"

      Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...

13 05 2025 22:38:59

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

12 05 2025 0:30:23

Викторина «Тайны тела человека»

Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....

11 05 2025 9:10:58

Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»

      В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....

10 05 2025 23:23:43

Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс


    Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс

      В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....

09 05 2025 2:25:48

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

08 05 2025 8:20:44

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

07 05 2025 4:10:35

Генетика. Основные понятия. Генетические законы Г.Менделя

Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

06 05 2025 7:58:30

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

05 05 2025 14:42:21

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

04 05 2025 21:12:46

Незатейливая жизнь насекомых


    Незатейливая жизнь насекомых

      В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....

03 05 2025 22:36:29

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

02 05 2025 14:37:16

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

01 05 2025 14:22:15

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

30 04 2025 19:28:48

Строение, отделы и функции головного мозга человека

Строение, отделы и функции головного мозга человека Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....

29 04 2025 7:40:51

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

28 04 2025 11:23:32

Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"


    Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

      Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

27 04 2025 17:56:13

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

26 04 2025 14:40:42

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

25 04 2025 12:53:36

Внутреннее строение птиц


    Внутреннее строение птиц

      Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....

24 04 2025 10:53:47

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

23 04 2025 21:33:54

Насекомые с полным и неполным превращением

Насекомые с полным и неполным превращением К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...

22 04 2025 18:13:57

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....

21 04 2025 16:42:26

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....

20 04 2025 23:23:32

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....

19 04 2025 10:11:13

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"


    Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

      Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

18 04 2025 7:59:41

Цветение и опыление растений

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....

17 04 2025 15:27:14

Основные процессы жизнедеятельности простейших


    Основные процессы жизнедеятельности простейших

      В статье представлена разработка урока по данной теме. ...

16 04 2025 8:17:35

Семь чудес России


    Семь чудес России

      Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

15 04 2025 21:38:20

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

14 04 2025 21:51:21

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

13 04 2025 20:33:23

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)


    Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

      Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

12 04 2025 5:29:33

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

11 04 2025 8:40:39

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

10 04 2025 13:33:30

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

09 04 2025 1:34:57

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

08 04 2025 2:51:48

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

07 04 2025 23:41:51

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

06 04 2025 8:33:25

Общая хаpaктеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

05 04 2025 6:23:49

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

04 04 2025 15:42:15

Многообразие земноводных и их значение


    Многообразие земноводных и их значение

      Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

03 04 2025 14:49:24

"Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)


    "Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)

      Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....

02 04 2025 1:34:48

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

01 04 2025 10:29:30

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::