Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс
Цель урока: Обобщить знания учащихся о значении млекопитающих в природе и жизни человека, влияние деятельности человека на их видовой состав и численность млекопитающих.
Задачи:
- Значение млекопитающих в природе.
- Роль млекопитающих в жизни и хозяйственной деятельности человека.
- Промысел млекопитающих. Основные промысловые звери России и Брянской области.
- Пушное звероводство в России, на Брянщине.
- Акклиматизация и реаклиматизация животных
- Охрана млекопитающих.
Оборудование: Таблицы “Насекомоядные”, “Рукокрылые ”,“Пушные звери”, “Звероводство”, “Парнокопытные”, “Непарнокопытные”, “Китообразные ”
Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала, повторение, систематизация знаний, навыков учащихся.
Эпиграф к уроку:
“Рыбе – вода, птице – воздух,
Зверю – лес, степь, горы,
А человеку нужна Родина.
И охранять природу –
Значит, охранять Родину”
Пришвин“…Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя...”
В.Евтушенко
Словарь урока:
Фауна – это видовой состав животного мира какой-либо страны или области.
Акклиматизация – вселение из других районов и стран и расселение полезных зверей.
Реаклиматизация – расселение полезных зверей в районы прежних их мест обитания.
Виды, занесенные в Красную книгу России:
– белый медведь,
– амурский тигр,
– туркестанская рысь,
– северный синий кит,
– барс,
– гепард,
– зубр,
– красный волк.
Оформление стенда:
- Выставка книг: карта Брянской области, карта охоты Брянской области, зверосовхоз (фотографии пушных зверей – коричневая норка, гoлyбой песец).
- Красная книга России, Брянской области.
Ход урока
I. Организационный момент на протяжении всего урока.
II. Проверка знаний учащихся.
Задание № 1.
Возле перечисленных названий млекопитающих выпишите цифру соответствующего отряда.
Названия млекопитающих:
вампир; землеройка; лиса; зебра; медведь; котик; горностай; шакал; дельфин; зубр; носорог; кyница; косуля; волк; олень; ондатра; выхухоль; шимпанзе; крот; лось; хорек; орангутанг; осел; коза; лошадь; кабан; кошка; кролик; овца; корова; жираф; буйвол; тюлень; белка; рысь; кит; заяц, хомяк.
Название отрядов:
1 – насекомоядные; 2 – Рукокрылые; 3 – Зайцеобразные; 4 – Грызуны; 5 – Хищные; 6– Ластоногие; 7 – Китообразные; 8 – Парнокопытные; 9 – Непарнокопытные; 10 – Приматы.
Задание № 2.
Определите отряды млекопитающих по перечисленным особенностям. После названия отряда напишите цифры, соответствующие этим особенностям.
А. Отряд Хищные ______________________________________
Б. Отряд Парнокопытные _______________________________
В. Отряд Приматы ______________________________________
1. Питаются растительной пищей.
2. Питаются животной пищей.
3. Питаются как растительной, так и животной пищей.
4. Используют соломинки в качестве зубочистки.
5. На верхней челюсти резцов и клыков нет.
6. Имеет резцы, клыки и коренные зубы.
7. Куски мяса разрывает острыми краями коренных зубов.
8. Желудок многокамерный.
9. Пальцы с ногтями.
10. Каждый палец, как башмаком, одет толстым роговым копытом.
11. Первый (большой) палец может противопоставляться остальным.
12. Пальцы с плоскими ногтями.
13. Мать носит детеныша собой.
14. Животные отличаются крупными размерами головного мозга.
15. Детеныши рождаются зрячими, с волосяным покровом и уже через несколько часов
могут следовать за стадом.
16. Добычу преследуют или подстерегают в засаде.
17. Животные этого отряда служат регуляторами численности других животных.
18. Для многих представителей отряда хаpaктерны рога на голове.
III. Изучение нового материала.
<Приложение 1>
Задание: составить схему Значение млекопитающих в природе. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.)
1.Роль млекопитающих в природе
Значение млекопитающих в природе:
– Участвуют в распространении семян, в естественном возобновлении
растительности;
– Участвует в рыхлении почвы, в обогащении ее О2, органическом и
минеральном веществами;
– Служат кормом для многих животных;
– Растительноядные звери влияют на рост и развитие растений;
– Хищные звери регулируют численность других животных, поедая трупы, выполняя
санитарную роль.
Дополнение учителя:
А) Содействуют распространению семян (мыши и полевки).
Белки растаскивают опавшие желуди и лесные орехи. Землеройки, отыскивая корм в лесной подстилке, энергично в ней роются, перекапывая верхние слои почвы. Большую роль в рыхлении лесной почвы, снабжении ее кислородом играют кроты. Кабан перепахивает участки леса: роясь в лесной подстилке и почве, эти животные втаптывает часть желудей и орехов, им способствует естественному возобновлению дуба, орешника. Некоторые звери устраивают кладовые семян. Роль хищников– регуляция численности грызунов, копытных и др. животных.
Кабан перепахивает участки леса, роясь в лесной подстилке и почве, эти животные втаптывают часть желудей и орехов, что способствует естественному возобновлению дуба, орешника. Некоторые животные устраивают кладовые семян.
Вопросы учащимся:
– Кто способен на это из зверей?
– Какое значение они имеют в природе?
Б) Роль хищников – регуляторы численности мышевидных грызунов, копытных и других животных. Санитары леса.
2.Роль млекопитающих в жизни, хозяйственной деятельности человека.
Положительная роль | Отрицательная роль |
|
|
Подведение итогов работы с таблицей.
3. Промысел млекопитающих, основные промысловые звери (наша страна занимает первое место по добыче пушнины).
Из 350 видов млекопитающих фауны нашей страны примерно 150 видом могут служить объектами промысла и спортивной охоты. В России основные промысловые звери – белка, соболь, ондатра, лисица, крот, песец. В последние годы значительное место в добыче пушнины зверей занимает различные виды сусликов, промысел которых поощряется, т.к. многие из них считаются вредителями сельскохозяйственных растений.
Дикие копытные: лось, сайгак, кабан, косуля.
Ежегодно отстреливается 500– 600 тысяч видов
Морские млекопитающие (организована добыча тюленя, запрещение китобойного промысла). Китобойный промысел резко сокращен на основе Международных соглашений.
4. Пушное звероводство.
Соболь, серебристо-черная лисица, песец, норка другие млекопитающие разводили в зверосовхозах. Особенностью их содержания является необходимость знания биологии этих животных для усиленного их разведения. Успехи российских ученых и пpaктиков в разведении ценных пушных зверей, участие России в международных пушных аукционах.
В нашей стране создано 150 зверосовхозов. Звероводство – это отрасль животноводства, которая занимается разведением пушных зверей (соболь, серебристо-черная лисица, песец, норка, шиншилла).
Современные зверосовхозы – это крупные фабрики пушнины. Они оснащены разнообразными механизмами, облегчающими труд по уходу за животными.
Наша пушнина получает высокую оценку за рубежом. Россия участвует в международных пушных аукционах. У нас в Брянске существует брянский зверосовхоз, основанный в 1956 году, единственный в области. Разводит песцов вуалевого цвета, норку двух цветовых категорий – темно-коричневую и дикую (цвет пастельно-шоколадный). Пользуются спросом, и поставляются на международные аукционы.
5. Акклиматизация и реаклиматизация млекопитающих
В целях обогащения фауны в нашей стране постоянно проводятся мероприятия по акклиматизации (вселение из других районов и стран) и расселению полезных зверей. Таким образом, акклиматизировали ондатру. Родина ондатры – Северная Америка. Около полувека назад ее завезли в Россию и выпустили в природу. Она стала одним из основных пушных зверей нашей страны (обитает на 1/3 нашей страны).
Из Северной Америки была завезена в Россию также американская норка, которая хорошо прижилась и теперь является объектом промысла.
Наибольшее число завезенных видов происхождением из Северной Америки – ондатра, американская норка, енотовидная собака, американский енот-полоскун, скунс, серебристо-черная лисица, овцебык.
Большое значение имеет и реаклиматизация пушных зверей (соболь, бобр) – расселение их в районы прежних мест обитания.
Соболь – один из важнейших объектов реаклиматизации.
Восстановление численности зубра – в 1927 г. Во всем мире насчитывается всего 48 видов чистокровных зубров. В результате создания заповедников и реаклиматизации в настоящее время их насчитывается свыше 400 особей, обитающих на территории нескольких заповедников и заповедно-охотничьих хозяйств (в Приокско-Террасном, Окском, Беловежской пуще).
6. Организация заповедников и заказников, другие мероприятия по охране млекопитающих.
Заповедники – территории, где не допускается влияние человека на течение природных процессов. Здесь разpaбатываются научные основы охраны и восстановления почти исчезнувших в природе видов.
Национальные парки – парки, в которых для научных исследований выделяют зоны полного покоя животных.
Заказники – зоны, которые создаются для сохранения численности существующих животных.
Для сохранения животных существуют Красные книги: Международные Красные книги, Красная книга России, Красная книга Брянской области.
С 1981 года в России действует Закон об охране и использовании животных мира. В соответствии с этим законом животный мир нашей страны считается государственной собственностью, то есть достоянием всего народа. Закон требует разумного и гуманного отношения к животным.
Статься конституции России гласит: “граждане России обязаны беречь природу и охранять ее богатство”.
Виды занесенный в красную книгу России: белый медведь, амурский тигр, туркестанская рысь, северный синий кит, барс, гепард, зубр, красный волк.
IV. Закрепление.
Закрепление знаний значения млекопитающих в природе и жизни человека, о влиянии деятельности человека на видовой состав и численность млекопитающих, необходимости их охраны.
Значение млекопитающих в природе и жизни человека
Работа со статьей: “Охрана млекопитающих”
V. Задание на дом
Изучить § 77, ответить на вопросы в конце параграфа.
Комментарии:
На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....
18 03 2024 21:34:56
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
17 03 2024 15:13:35
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
16 03 2024 15:49:39
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
15 03 2024 8:37:40
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
14 03 2024 8:47:59
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
13 03 2024 6:53:31
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
12 03 2024 23:53:28
Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов. ...
11 03 2024 16:22:56
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
10 03 2024 8:19:53
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
09 03 2024 11:45:57
Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....
08 03 2024 5:42:59
Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....
07 03 2024 17:11:18
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
06 03 2024 15:18:38
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки. ...
05 03 2024 20:43:37
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
04 03 2024 23:44:26
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
03 03 2024 1:22:16
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...
02 03 2024 13:41:49
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
01 03 2024 4:15:20
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
29 02 2024 15:18:40
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
28 02 2024 23:16:56
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
27 02 2024 1:27:56
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
26 02 2024 12:57:27
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
25 02 2024 22:21:14
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
24 02 2024 0:40:58
Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...
23 02 2024 1:39:50
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой. ...
22 02 2024 4:41:27
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
21 02 2024 16:17:44
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
20 02 2024 17:19:15
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
19 02 2024 9:16:58
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
18 02 2024 0:56:14
В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...
17 02 2024 13:58:45
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
16 02 2024 18:15:47
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
15 02 2024 4:13:55
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
14 02 2024 5:45:26
В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....
13 02 2024 23:35:19
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
12 02 2024 22:30:22
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
11 02 2024 21:12:45
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
10 02 2024 21:57:33
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...
09 02 2024 2:36:35
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...
08 02 2024 17:55:21
Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...
07 02 2024 21:14:43
Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....
06 02 2024 0:46:12
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
05 02 2024 22:27:22
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
04 02 2024 13:44:20
Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....
03 02 2024 12:24:47
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
02 02 2024 16:22:31
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
01 02 2024 3:35:16
Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...
31 01 2024 19:14:25
Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
30 01 2024 4:36:53
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
29 01 2024 7:38:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::