Естественный отбор и его формы

Задачи:
Образовательная: показать роль естественного отбора в эволюции;
- Расширить и углубить знания по формам естественного отбора путем включения новой информации.
- Научить учащихся определять основные формы естественного отбора у животных.
Развивающая: Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний, оформление выводов) ; учить выступать публично, учить анализировать.
- Развивать поэтапную работу мыслительной деятельности учащихся и навыки работы с терминологией.
- Дать возможность учащимся осознать роль мутагенов и появление мутаций у животных.
- Развивать коммуникативные способности учащихся через работу в парах и развивать чувства толерантности
Воспитательная: Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной хаpaктеристики современного человека.
Цель дидактическая: создать условия для проверки и усвоения учебного материала средствами технологии индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО).
Форма урока: Урок-лекция.
Тип урока: Изложение нового материала.
Форма организации: парная, групповая, индивидуальная.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Дидактическое обеспечение: мультимедийная аппаратура; слайд-фильм, раздаточный материал (алгоритм работы по карточке, карточка с заданиями, тестовые задания).
Ход урока
На доске написан план урока:
-
Естественный отбор:
а) В чем состоит действие естественного отбора;
б) Экспериментальное подтверждения действия отбора. -
Формы естественного отбора:
а) стабилизирующий;
б) движущий.
Психологический момент.
Приветствие. Представление гостей.
Задание на дом.
Фронтальная беседа с классам:
Биологическая разминка.
- Что называется наследственностью?
- Что называется изменчивостью?
- Что такое фенотип? Генотип? Ген?
- Что такое аллельные гены? Аллели?
- Что такое норма реакции?
- Какие признаки называются доминантными, рецессивными?
- Какие главные движущие силы эволюции?
- Какие существуют формы изменчивости организмов?
- Что такое генофонд?
- Какие знаете формы борьбы за существование?
- Что является главной движущей силой эволюции?
Тема урока: «Естественный отбор и его формы»
Главной движущей силой эволюции является естественный отбор.
Слайд 1.
Отбор в природе происходит в ходе борьбы за существование. Эти понятия неразрывно связаны. С другой стороны, естественный отбор происходит лишь тогда, когда особи в популяции различаются эффективностью размножения, т.е. способностью выжить и оставить после себя потомство. Таким образом, естественный отбор также тесно связан и с изменчивостью организмов.
Естественный отбор влияет и на состав популяции.
Естественный отбор можно наблюдать и в природе, но можно получить и его экспериментальные доказательства.
Действие естественного отбора приводит к тому, что фенотипы начинают оказывать влияние и на генофонд популяций. В подтверждение рассмотрим пример. В природе существуют виды плодовых мушек, которые находят излюбленный корм либо на вершинах деревьев, либо на поверхности почвы, но никогда – посередине.
Может ли естественный отбор отобрать лишь таких насекомых, которые летали либо вниз, либо вверх?
Ученые поставили интересный опыт, который демонстрирует влияние отбора на генетический состав популяций и позволяет проверить предположение о генетическом контроле поведенческих инстинктов.
Слайд 2.
Плодовых мушек помещали в лабиринт, состоящий из множества камер, в каждой из которых было устроено по два выхода – вверх и вниз. Пройдя одну камеру, насекомое оказывалось в следующей, где также надо было « решить», в каком направлении двигаться. Движение в обратном направлении было блокировано специальными клапанами. Мушки, постоянно двигавшиеся вверх, оказывались, в конце концов, в верхнем выходе из лабиринта. Их тщательно отбирали для последующего содержания. Мушки, двигавшиеся вниз, оказывались в нижнем выходе из лабиринта, их также отбирали. Насекомых, оставшихся в камерах лабиринта, т.е. таких, у которых не было определенного стереотипа движения, собирали и удаляли из опыта. «Верхних» и «нижних» мушек содержали и разводили отдельно друг от друга. Постепенно удалось создать популяции, все особи которых имели определенный стереотип поведения. Этот результат не был связан с появлением каких -либо «новых» генов, все произошло благодаря естественному отбору, который воздействовал на уже имевшуюся в популяции изменчивость фенотипов (в данном случае – изменчивость хаpaктера поведения мушек).
Что же будет, если снять пресс естественного отбора?
Для ответа на этот вопрос экспериментаторы позволили мушкам «верхнего» и «нижнего» ярусов размножаться вместе. Вскоре в популяции восстановился исходный баланс аллелей: часть особей двигалось вверх, часть вниз, остальные не демонстрировали никаких предпочтений в отношении направления движения.
Этот опыт показывает, что возможности для эволюционных изменений в популяции всегда присутствуют. До поры они проявляются лишь в изменчивости организмов. Как только начинает действовать отбор, популяция отвечает на это адаптивными изменениями.
Формы естественного отбора.
Стабилизирующий отбор.
Слайды 3-4.
Стабилизирующий отбор действует там, где условия жизни остаются постоянными в течение длительного периода.
Так окраска водяных ужей, живущих на озерных островах, хорошо маскирует из в зарослях травы.
Время от времени в популяции появляются мутантные особи, с нехаpaктерной окраской, но несмотря на то, что окраска наследуется, численность особей не растет.
Это объясняется тем, что ужи с уклоняющейся окраской становятся легкой добычей хищников. Таким образом, действие стабилизирующего отбора сводится к уничтожению всех уклоняющихся от нормы особей.
А его результатом является сохранение строго определенных признаков.
Движущий отбор. Слайд 5.
Работа по доводящим карточкам.
Вторая форма естественного отбора – движущий отбор. Что такое движущий отбор?
- Дать понятие естественного отбора.
- Что такое фенотип?
- Что способствует изменению фенотипа?
- Чем хаpaктерен стабилизирующий отбор?
- Чему способствует форма движущего отбора?
- Как проявляется действие движущего отбора?
- Дать определение, что такое движущий отбор.
В противоположность стабилизирующему отбору – движущий отбор способствует изменению фенотипов. Действие данного отбора может проявляться очень быстро в ответ на неожиданные и сильные изменения внешних условий. В каких условиях действует данная форма отбора?
- Что такое стабилизирующий отбор?
- Что такое движущий отбор?
- Чем отличается стабилизирующий и движущий отборы?
- Чем отличаются темнокрылые бабочки от светлокрылых?
- Что позволяет им хорошо маскироваться в природе?
- Что послужило изменению окраски бабочки – пяденицы?
- Что послужило росту численности темных бабочек, тогда как численность светлых – заметно сократилось?
- Какое предположение по данному поводу высказали ученые?
- Что привело к восстановлению состава популяции?
Экспресс-контроль по теме «Естественный отбор и его формы»
Задания с выбором одного правильного ответа.
-
К движущим силам эволюции относят:
а) многообразие видов;
б) борьбу за существование;
в) видообразование;
г) приспособленность. -
Основная заслуга Ч. Дарвина в развитии биологии заключается в
а) разработке методов селекции;
б) выявлении движущих сил эволюции;
в) создание научных основ систематики;
г) изучении палеонтологических находок. -
Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
а) свойства живой природы;
б) результаты эволюции;
в) движущие силы эволюции;
г) основные направления эволюции. -
Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий хаpaктер имеет:
а) естественный отбор;
б) искусственный отбор;
в) изоляция;
г) борьба за существование. -
Действие естественного отбора приводит к:
а) мутационной изменчивости;
б) сохранению полезных для человека признаков;
в) случайному скрещиванию;
г) возникновению новых видов. -
В направлении приспособления организмов к среде обитания действует:
а) методический отбор;
б) естественный отбор;
в) наследственная изменчивость;
г) борьба за существование. -
Как называется отбор особей, при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака?
а) стабилизирующим;
б) движущим;
в) искусственным;
г) методическим. -
Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?
а) сохранение старых видов;
б) изменение нормы реакции;
в) появление новых видов;
г) сохранение особей с измененными признаками. -
Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют:
а) движущим;
б) методическим;
в) стабилизирующим;
г) массовым.
Алгоритм работы в парах:
- 1 этап – внимательно прочитай задание.
- 2 этап – выдели ключевые понятия.
- 3 этап – используя материал , выполни задание.
- 4 этап – затем выслушай ответы товарища в паре.
- 5 этап – выступление от пары.
Домашнее задание
- Нормативный уровень (на «3»).
Заполни таблицу «Хаpaктеристика форм естественного отбора»
| Формы естественного отбора | Хаpaктеристика | Примеры |
| Стабилизирующий | ||
| Движущий |
- Компетентный уровень (на «4»)
Составить кластеры по теме «Формы естественного отбора».
- Творческий уровень. (на «5»)
Заполнить таблицу «Сравнение естественного и искусственного отбора»
| Сравниваемые показатели | Естественный отбор | Искусственный отбор |
| Материал для отбора | ||
| Отбирающий фактор | ||
| Хаpaктер индивидуальных различий у отбираемой особи | ||
| Степень охвата индивидуальных различий | ||
| Судьба обладателей благоприятных изменений | ||
| Судьба обладателей нeблагоприятных изменений и особей, лишенных изменений | ||
| Хаpaктер действия отбора | ||
| Скорость действия отбора | ||
| Результат отбора ( первый) | ||
| Результат отбора ( второй) |
Подготовить сообщение или реферат на тему: «Направление естественного отбора среди насекомых – вредителей садов».
Заполнить таблицу «Оценка своей деятельности на уроке»
Рефлексия урока
- Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
- На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
- Какое ощущение у вас в конце урока?
Презентация.
Комментарии:
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
26 11 2025 5:23:17
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
25 11 2025 19:33:17
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
24 11 2025 20:32:45
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
23 11 2025 23:54:54
Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....
22 11 2025 20:44:44
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы.
...
21 11 2025 9:24:46
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
20 11 2025 19:16:41
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
19 11 2025 19:28:11
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
18 11 2025 21:38:52
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
17 11 2025 3:42:27
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
16 11 2025 3:43:30
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
15 11 2025 2:33:48
Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
14 11 2025 19:26:31
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
13 11 2025 19:54:20
Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....
12 11 2025 19:27:28
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
11 11 2025 5:35:30
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
10 11 2025 21:26:24
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
09 11 2025 3:11:52
Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....
08 11 2025 14:41:10
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
07 11 2025 18:11:48
На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....
06 11 2025 21:10:53
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
05 11 2025 3:34:14
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
04 11 2025 10:54:25
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
03 11 2025 13:17:56
Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?"
...
02 11 2025 2:16:47
Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
01 11 2025 0:53:56
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
31 10 2025 14:59:49
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
30 10 2025 20:48:56
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
29 10 2025 11:18:40
Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
28 10 2025 10:32:20
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
27 10 2025 21:55:50
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
26 10 2025 23:36:30
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
25 10 2025 1:56:22
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
24 10 2025 18:24:33
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
23 10 2025 9:36:19
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
22 10 2025 0:37:26
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
21 10 2025 12:23:36
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
20 10 2025 16:45:45
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
19 10 2025 21:18:27
Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....
18 10 2025 1:10:49
Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....
17 10 2025 13:59:38
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
16 10 2025 10:36:16
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
15 10 2025 15:48:25
Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....
14 10 2025 10:12:49
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
13 10 2025 8:38:32
Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....
12 10 2025 9:52:30
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
11 10 2025 12:56:35
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
10 10 2025 19:17:16
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
09 10 2025 9:10:42
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
08 10 2025 8:39:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




