Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"


    Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

Конкурс “Инструментальные исследования окружающей среды” проводится для школьников 7-11 классов с 2005 года. В рамках конкурса школьники могут пройти заочное тестирование по теоретическим вопросам выбранной темы исследования. Тестирование позволит участникам конкурса проверить свою подготовку по теоретической части темы исследования, а это в свою очередь может сыграть положительную роль во время защиты работы на конференции при ответах вопросы конкурсного жюри. Кроме того, участие в заочном тестировании напоминает сдачу ЕГЭ и ГИА. Тестирование проводится на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.

В 2011-2012 учебном году школьники в рамках VII конкурса “Инструментальные исследования окружающей среды” проходили заочное тестирование по биологии. Тест “Биология-9” прошло 38 школьников, средний балл – 40,4 (max 50), тест “Биология-11” прошло 33 школьника, средний балл – 42,9 (max 50). Как показали результаты, у школьников вызвали затруднения некоторые задания, которые мы сейчас рассмотрим.

Раздел БОТАНИКА

Не все участники тестирования знают, что азотное питание растений улучшает вид бактерий, называемых клубеньковыми. Некоторые участники тестирования выбрали ошибочные варианты “брожения”, “уксуснокислые” и “сапротрофные”. Бактерии брожения способствуют превращению углеводов в этиловый спирт, уксуснокислые – в уксусную кислоту. Сапрофитные бактерии составляют группу организмов-разрушителей. Они играют большую роль в круговороте веществ в природе, участвуют в образовании гумуса.

Подземный побег отличается от корня наличием у него почек, а не зоны роста, сосудов и коры, как посчитали некоторые участники тестирования. Кора корня образована паренхимой, обычно дифференцируется на уровне зоны растяжения. Она рыхлая и имеет систему межклетников, по которой вдоль оси корня циркулируют газы, необходимые для дыхания и поддержания обмена веществ. У болотных и водных растений межклетники коры особенно обширны. Кора является той частью корня, через которую активно проходит радиальный (ближний) трaнcпорт воды и растворенных солей от ризодермы к осевому цилиндру. В тканях коры осуществляется активный синтез метаболитов и откладываются запасные питательные вещества.

Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных, имеют цветок и плод. Некоторые участники тестирования указали ответы “размножаются семенами” и “выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза”. Однако голосеменные также размножаются семенами и выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза.

Для растений отдела покрытосеменных из перечисленных в задании вариантов хаpaктерны признаки: образование пыльцы и оплодотворение не зависит от наличия воды. Некоторые участники тестирования ошибочно выбрали варианты, хаpaктерные для папоротниковидных: размножение спорами и оплодотворение происходит на заростке.

Из перечисленных в задании вариантов для растений отдела папоротниковидные хаpaктерны признаки: оплодотворение происходит на заростке и отсутствие плодов. Однако некоторые участники тестирования ошибочно выбрали варианты, хаpaктерные для растений отдела покрытосеменных хаpaктерны признаки: оплодотворение не зависит от наличия воды цветков и наличие генеративных органов – цветков.

Растения семейства лилейных можно узнать по цветкам трёхчлeнного типа с простым околоцветником и видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ. Некоторые участники тестирования выбирали ошибочные варианты: по цветкам пятичлeнного типа с двойным околоцветником и образованию плодов - орех или стручок.

Раздел ЗООЛОГИЯ

Запасным углеводом в животной клетке является гликоген. Участники давали неверные ответы: крахмал, хитин, целлюлоза. Крахмал и целлюлоза хаpaктерны для растительной клетки, а хитин является основным компонентом экзоскелета (кутикулы) члeнистоногих и ряда других беспозвоночных, входит в состав клеточной стенки грибов и бактерий, т.е., не является запасным углеводом.

Клетка внутреннего слоя тела гидры, изображённая на рисунке 1.

выполняет функцию поглощения и переваривания частиц пищи. Если внимательно рассмотреть рисунок, то можно заметить жгутики, а также процесс поглощения частички пищи клеткой. Поэтому варианты, названные некоторыми участниками тестирования “выделяет в кишечную полость пищеварительный сок” и “формирует пoлoвые клетки” являются неверными.

У птиц, в отличие от пресмыкающихся, постоянная температура тела. Однако некоторые участники выбрали неверные варианты: непостоянная температура тела и размножение яйцами. Однако непостоянная температура тела хаpaктерна для пресмыкающихся, а не птиц. Размножение яйцами хаpaктерно и для пресмыкающихся, и для птиц.

Из предложенных в задании вариантов для млекопитающих хаpaктерны: развитие на теле волосяного покрова и наличие в коже потовых желез. Некоторые участники тестирования называли варианты, хаpaктерные для птиц: образование цевки и наличие копчиковой железы.

Из предложенных в задании вариантов для птиц хаpaктерны: образование цевки и наличие копчиковой железы. Некоторые участники тестирования называли варианты, хаpaктерные для млекопитающих: развитие на теле волосяного покрова и наличие в коже потовых желез.

Как показали результаты тестирования, школьники не всегда владеют вопросом о количестве камер в сердце различных видов позвоночных.

Так, в одном из заданий из предложенных вариантов необходимо было указать животных с 3-камерным сердцем с неполной перегородкой. Задание относилось к типу “несколько вариантов из 4-х”. И хотя правильным вариантом оказался всего лишь один (у прыткой ящерицы), участники указывали и других животных, имеющих и 3-камерное сердце без перегородки в желудочке (обыкновенный тритон и озерная лягушка), и 4-камерное (синий кит).

В аналогичном задании требовалось выбрать животных, имеющих 4-камерное сердце. Из перечисленных животных такое сердце имеют серая крыса, синий кит и сокол сапсан. Некоторые участники указывали еще и прыткую ящерицу, у которой сердце 3-камерное с неполной перегородкой.

Раздел АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Свойствами возбудимости и сократимости из перечисленных в задании групп тканей обладает мышечная, а указанная некоторыми участниками нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости.

Фагоциты человека способны захватывать чужеродные тела, но не способны участвовать в свёртывании крови, как ошибочно посчитали некоторые участники тестирования. Видимо, эти участники перепутали их с тромбоцитами.

Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют нервы. Некоторые участники тестирования неверные варианты мозжечок, спинной мозг, кору больших полушарий.

Чтобы не заболеть цингой, в рацион человека следует включить витамин С. Некоторые участники тестирования дали ошибочные варианты “витамин А” и “витамин Вб”. Витамин А является необходимым компонентом для нормальной функции сетчатой оболочки глаза, роста костей, нормальной репродуктивной функции, эмбрионального развития, для регуляции деления и дифференцировки эпителия (усиливает размножение эпителиальных клеток кожи). Витамин Вб улучшает усвоение ненасыщенных жирных кислот, способствует нормальному функционированию мышц и сердца и эффективному их расслаблению.

Углеводы в организме человека откладываются в запас в печени и мышцах. Некоторые участники тестирования ошибочно считали, что в подкожной клетчатке, поджелудочной железе и стенках кишечника.

Отделение слюны, возникающее при раздражении рецепторов ротовой полости, - это рефлекс безусловный, передающийся по наследству. Участники тестирования ошибочно назвали его условным, требующим подкрепления, и возникший в течение жизни человека.

Из перечисленных вариантов к поджелудочной железе относятся: является железой смешанной секреции и образует гормоны. Некоторые участники тестирования выбрали варианты “участвует в иммунных реакциях” и “образует клетки крови”, однако для поджелудочной железы эти функции не хаpaктерны. В иммунных реакциях участвуют органы иммунной системы. Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы. К центральным органам относят красный костный мозг и тимус, а к периферическим - селезенку, лимфатические узлы, а также местноассоциированную лимфоидную ткань. Образование клеток крови осуществляется кроветворными органами, прежде всего миелоидной тканью красного костного мозга. Некоторая часть лимфоцитов развивается в лимфатических узлах, селезёнке, вилочковой железе (тимусе), которые совместно с красным костным мозгом образуют систему кроветворных органов.

Из перечисленных вариантов для продолговатого мозга человека хаpaктерны следующие особенности строения и функции: содержит дыхательные центры и регулирует деятельность сердечнососудистой системы. Некоторые участники тестирования выбирали ошибочные варианты: “поверхность разделена на доли” и “воспринимает и обpaбатывает информацию от органов чувств”. Эти признаки и функции хаpaктерны для переднего мозга.

Из перечисленных признаков к гладкой мышечной ткани относятся: образует средний слой стенок вен и артерий и обеспечивает изменение размера зрачка. Некоторые участники ошибочно выбрали варианты, хаpaктерные для поперечнополосатой мышечной ткани: обеспечивает произвольные движения и образует скелетные мышцы.

Из перечисленных в задании вариантов воспринимающие звенья анализаторов расположены в сетчатке и волосковых клетках улитки. Некоторые участники указали неверные варианты “слуховые косточки” и “обонятельный нерв”. Эти структуры передают сигнал от воспринимающих структур.

Раздел ЭКОЛОГИЯ

Хаpaктер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах, называется конкуренция. Некоторые участники указали неверный вариант “взаимопомощь”, которая проявляется в других ситуациях, напр., при симбиозе.

Из предложенных вариантов организмов к редуцентам в биогеоценозе заливного луга относятся бактерии и грибы. Редуценты – это микроорганизмы, разрушающие отмершие остатки живых существ, превращающие их в неорганические соединения и простейшие органические соединения. Растительноядные насекомые, указанные некоторыми участниками, относятся к консументам первого порядка.

К глобальным изменениям в биосфере может привести опустынивание территорий. Некоторые участники указали неверные варианты “выпадение обильных осадков” и “смена одного сообщества другим”. Эти факторы не приводят к глобальным изменениям в биосфере.

Пресмыкающихся считают настоящими наземными позвоночными животными, так как они размножаются на суше. Участники тестирования ошибочно назвали варианты “дышат атмосферным кислородом”, “откладывают яйца”, “имеют легкие”.

Для среды обитания червей-паразитов, обитающих в организме человека, хаpaктерны признаки: обилие легко усвояемой пищи и отсутствие естественных врагов. Указанный некоторыми участниками вариант “высокий процент содержания кислорода” является неверным.

Для автотрофов хаpaктерны следующие особенности обмена веществ: синтез органических веществ из неорганических, выделение кислорода в процессе обмена веществ, использование энергии солнечного света для синтеза АТФ. Некоторые участники дали неполный ответ, указав только один вариант.

Раздел ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ

К факторам эволюции из перечисленных в задании терминов относят: мутационный процесс и изоляцию. Некоторые участники тестирования ошибочно указали варианты, не относящиеся к эволюции: “кроссинговер” и “модификационную изменчивость”. Кроссинговер – это процесс обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации в профазе I мейоза. Модификационная изменчивость – это изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный хаpaктер. Генотип при этом не изменяется.

К искусственному отбору из перечисленных относятся следующие хаpaктеристики: сохраняет особей с признаками, интересующими человека и способствует созданию новых пород животных. Некоторые участники наряду с правильными, указывали неверный вариант “приводит к возникновению новых видов”. К возникновению новых видов приводит симпатрический путь видообразования.

В одном из заданий к естественному отбору относятся все перечисленные варианты с “а” по “d”: действует в природе постоянно, сохраняет особей с полезными для них признаками, приводит к возникновению новых видов, обеспечивает формирование приспособленности. Некоторые участники на данный вопрос давали неполные ответы.

Члeнораздельная речь – это фактор эволюции человека, имеющий социальную природу. Участники тестирования ошибочно назвали варианты “изменчивость”, “естественный отбор” и “наследственность”.

Результатом эволюции из перечисленных вариантов являются: многообразие видов и приспособленность организмов к условиям внешней среды. Указанные некоторыми участниками тестирования варианты “борьба за существование” и “мутационная изменчивость” являются движущими факторами эволюции.

Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной, передаётся по наследству. Некоторые участники тестирования указали неверный вариант “b” (не связана с изменениями хромосом). Это свойство хаpaктерно для модификационной изменчивости.

В одном из заданий нужно было выбрать последовательность появления видов растений на Земле. Большинством ученых считается последовательность появления растений на Земле, указанная в варианте со последовательностью:

1. зеленые водоросли, 4. риниофиты, 2. хвощевидные, 3. семенные папоротники, 5. голосеменные. Некоторые участники указали неверный вариант с последовательностью: 3. семенные папоротники, 2. хвощевидные, 4. риниофиты, 5. голосеменные, 1. зеленые водоросли

Среди перечисленных примеров ароморфозом является четырёхкамерное сердце у птиц. Ароморфоз – это прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Указанный некоторыми участниками вариант “плоская форма тела у ската”, не относится к ароморфозу и всего лишь является способом приспособления к придонному образу жизни.

Раздел ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Биологическое значение мейоза заключается в предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении и создании возможностей возникновения новых генных комбинаций. Некоторые участники тестирования наряду с верным вариантом выбирали неверные: “в образовании соматических клеток” и “увеличении числа клеток в организме”.

Из перечисленных в задании для генной мутации хаpaктерны признаки: замена одного триплета нуклеотидов другим и исчезновение отдельных нуклеотидов в стоп-кодоне. Некоторые участники ошибочно указали варианты “увеличение числа гаплоидных наборов хромосом в несколько раз” и “увеличение числа хромосом в ядре”. Все эти признаки хаpaктерны для геномной мутации.

Если доля адениновых нуклеотидов ДНК составляет 10% от общего числа, то содержание нуклеотидов с цитозином составляет 40%, а не 45%, как указали некоторые участники. Согласно правила Чаргаффа, А+Г=Т+Ц и А=Т, Г=Ц.

Если А=10, то и Т=10. Соответственно, 10+Г=10+Ц. Если Г=Ц, то Ц=40

Последовательность передачи информации в процессе синтеза белка в клетке следующая: ДНК – информационная РНК – белок. Некоторые участники давали неверные ответы: “ДНК – трaнcпортная РНК – белок” и “рибосомальная РНК - трaнcпортная РНК – белок”. Процесс начинается на молекуле ДНК, там происходит переписывание информации с ДНК на иРНК (информационную РНК). иРНК переносит информацию из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка (к рибосоме).

На рисунке 2 изображена фаза деления клетки анафаза.

Это самая короткая стадия митоза, которая начинается внезапным разделением и последующим расхождением сестринских хроматид в направлении противоположных полюсов клетки. Хроматиды расходятся с равномерной скоростью достигающей, при этом они часто принимают V-образную форму.

Вариант “телофаза”, указанный некоторыми участниками, ошибочен, поскольку телофаза является заключительной стадией митоза; за её начало принимается момент остановки разделённых сестринских хроматид у противоположных полюсов деления клетки.

При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААВb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1. Некоторые участники тестирования указали неверные варианты: “1:1:1:1” и “3:1”. Расщепление 1:1:1:1 наблюдается при скрещивании АаBb х ааbb (анализирующее скрещивание). Расщепление 3:1 (75% / 25%) наблюдается при моногибридном скрещивании двух гетерозигот Аа х Аа (второй закон Менделя).

Ядро можно считать аналогом жесткого диска компьютера. Участники тестирования ошибочно назвали варианты “лизосомы” и “комплекса Гольджи”. В ядре клетки содержатся хромосомы, совокупность которых определяет основные наследственные свойства клеток и организмов. Полный набор хромосом в клетке, хаpaктерный для данного организма, называется кариотипом.

Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о происхождении растений и животных от общего предка и сходном строении клеток всех организмов, но не о появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад, как указали некоторые участники тестирования.

Формы жизни, занимающие промежуточное положение между телами живой и неживой природы – это вирусы. Вирусы представляют собой микроскопические частицы, состоящие из молекул нуклеиновых кислот — (ДНК или РНК, некоторые, например, мимивирусы, имеют оба типа молекул), заключённые в белковую оболочку, способные инфицировать живые организмы и способны воспроизводиться только внутри живых клеток организма. Некоторые участники тестирования назвали неверный вариант ответа “бактерии”. Но бактерии составляют надцарство прокариотных (безъядерных) микроорганизмов, чаще всего одноклеточных, т.е. бактерии – это живые организмы.

В интерфазной клетке происходят процессы в следующем порядке: 2. участок молекулы ДНК под воздействием ферментов расщепляется на две цепи; 1. на одной из цепей ДНК синтезируется иРНК; 3. иРНК перемещается в цитоплазму; 4. на иРНК, служащей матрицей, происходит синтез белка. Некоторые участники выбрали вариант, согласно которому последовательность должна быть: 1. на одной из цепей ДНК синтезируется иРНК; 3. иРНК перемещается в цитоплазму; 4. на иРНК, служащей матрицей, происходит синтез белка; 2. участок молекулы ДНК под воздействием ферментов расщепляется на две цепи.

Кроме того, в каждом тесте была группа заданий, где нужно было вписать недостающее слово в фразу, определение.

Наука, изучающая грибы, называется микология. Некоторые участники давали ошибочные ответы: “экология”, “микробиология”. Экология – это наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Микробиология – наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом (микроорганизмах): бактерии, архебактерии, микроскопические грибы и водоросли, часто этот список продляют простейшими и вирусами. В область интересов микробиологии входит их систематика, морфология, физиология, биохимия, эволюция, роль в экосистемах а также возможности пpaктического использования.

В альвеолах происходит процесс газообмена с легочными капиллярами. Некоторые участники ответили “легкие”, который не был принят как правильный.

Наследственность – это способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства. Некоторые участники ответили “ген”. Ген – это структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определённого признака или свойства.

Процесс фотосинтеза разделяется на световую и темновую фазы. Некоторые участники давали ответ “две фазы”. Этот ответ не был принят как правильный, поскольку является слишком общим, и к тому же этот ответ следует из вопроса: если процесс делится на фазы, то их как минимум две. Также у одного из участников тестирования дал ответ “фотофизическую и фотохимическую”, а это две части световой стадии.

Фермент пепсин расщепляет в желудке белки. Некоторые участники давали ошибочные ответ “амилаза”. Этот фермент расщепляет крахмал до олигосахаридов. Также встречался ответ “желудочный фермент”, который нельзя засчитать верным, поскольку он прямо следует из вопроса. Некоторые участники дали ответ “протеазы”, “протеолитические”. Данные ответы можно засчитать верными только отчасти, поскольку пепсин относится к группе протеолитических ферментов, расщепляющих пептидную связь, однако на поставленный вопрос есть однозначный ответ. Поэтому последние ответы засчитывались и оценивались в 0,5 балла.

Подробный разбор всех ошибок приведен в пособии на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru

Литература

  1. Варианты заданий олимпиад по химии Санкт-Петербурга, Пермского края, Казахстана.
  2. Мельник А.А. Заочное тестирование в рамках VII конкурса исследовательских работ школьников “Инструментальные исследования окружающей среды”. Задания и ответы. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 130 с.
  3. Тесты. Варианты и ответы централизованного тестирования, 11 класс - М.: Центр тестирования МО РФ, 2003. – 337 с.
  4. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования - М.: Федеральное государственное учреждение “Федеральный центр тестирования”, 2005. – 382 с.
  5. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования - М: ООО “РУСТЕСТ”, 2006. – 381 с.



Комментарии:

Урок биологии по теме "Строение семян"


    Урок биологии по теме "Строение семян"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....

27 11 2024 11:55:16

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

      Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

26 11 2024 16:44:18

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"


    Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

      Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....

25 11 2024 21:28:40

Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология


    Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

      В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....

24 11 2024 11:32:44

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

      Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

23 11 2024 13:30:39

Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"

      Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....

22 11 2024 15:55:20

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

21 11 2024 1:58:17

Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.


    Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

      Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....

20 11 2024 10:38:22

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

19 11 2024 7:59:55

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

18 11 2024 2:21:30

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

17 11 2024 8:39:44

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....

16 11 2024 14:15:20

Метод проектов на уроках биологии


    Метод проектов на уроках биологии

      Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....

15 11 2024 18:50:25

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

14 11 2024 22:13:34

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

13 11 2024 22:12:33

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

12 11 2024 2:27:34

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"


    Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

      Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

11 11 2024 0:53:25

Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"


    Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"

      Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....

10 11 2024 8:11:22

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

09 11 2024 2:47:57

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

08 11 2024 3:42:16

Личностно ориентированный подход в обучении биологии


    Личностно ориентированный подход в обучении биологии

      Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....

07 11 2024 17:16:38

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

06 11 2024 19:15:14

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

05 11 2024 19:34:10

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

04 11 2024 23:46:41

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)


    Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

      Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

03 11 2024 5:19:56

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

02 11 2024 20:12:30

Кровь


    Кровь

      Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....

01 11 2024 19:12:19

Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)


    Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)

      В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте. ...

31 10 2024 19:37:12

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"


    Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

      На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

30 10 2024 2:56:30

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

29 10 2024 14:20:14

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

28 10 2024 18:25:11

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

27 10 2024 18:24:14

Внеклассное мероприятие по биологии "Прошу встать, суд идет!"

В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....

26 10 2024 3:57:23

Урок природоведения "Шляпочные грибы"


    Урок природоведения "Шляпочные грибы"

      Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

25 10 2024 1:58:18

Анализирующее скрещивание - что это?

Анализирующее скрещивание - что это? Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....

24 10 2024 21:26:55

Разработка урока по теме "Спинной мозг"


    Разработка урока по теме "Спинной мозг"

      Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....

23 10 2024 13:28:19

Обобщающий урок по теме: "Лист"

<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...

22 10 2024 5:27:30

Происхождение птиц и приспособленность к среде обитания

Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....

21 10 2024 7:34:33

Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"


    Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"

      Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов. Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....

20 10 2024 21:10:10

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

      Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

19 10 2024 11:38:43

Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

      Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

18 10 2024 11:25:17

Урок биологии по теме "Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор". 11-й класс

Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....

17 10 2024 22:24:48

Тема урока: "Витамины"


    Тема урока: "Витамины"

      На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...

16 10 2024 8:44:41

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...

15 10 2024 14:30:18

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

14 10 2024 4:49:53

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс


    Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

      Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....

13 10 2024 8:36:31

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"


    Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

      На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

12 10 2024 22:14:12

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

11 10 2024 1:51:51

Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"


    Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"

      Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....

10 10 2024 9:22:32

Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"


    Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"

      Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....

09 10 2024 17:17:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::