Урок-ток-шоу "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-ток-шоу "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"


    Урок-ток-шоу "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

Цели:

  • раскрыть материал о резервах сердца, необходимости постоянного обеспечения сердца кислородом и питательными веществами; о влиянии стрессов, табака и алкоголя на кровеносную систему,
  • развитие навыков работы с дополнительной литературой, схемами, новыми информационными технологиями, таблицами, текстом, составление докладов, сообщений,
  • формирование здорового образа жизни, активных позиций против самых распространенных и пагубных привычек, правил работоспособности, мер профилактики здоровья.

Оборудование:

  • инструкции для проведения микроисследования,
  • часы с секундной стрелкой,
  • тестовые работы,
  • демонстрационный материал “Факторы риска в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний”, материал для оформления кабинета (приложение 2),
  • мультимедийное приложение (приложение 3),
  • данные статистики.

Литература:

  1. Поурочные разработки по биологии. Человек. (О.А. Пепеляева).
  2. Человек и его здоровье. Н.Г. Иванова.
  3. Человек и окружающая среда. Л.П. Анастасова.
  4. Человек. 9 класс. А.С. Батуев.
  5. Журнал “Здоровье”, брошюра “Дыши свободно”.
  6. В. Маяковский, стихотворение “Я счастлив”.

Для проведения данного урока предусмотрено проведение тестирование учащихся школы среди 5-11 классов, для выявления процента, употрeбляющих никотин и алкоголь (приложение 1).

Также данный тип урока требует дополнительной подготовки участников ток-шоу: сообщения учащихся о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, данные статистики, исторические справки.

Ход (урока: ток-шоу)

1. Организационный момент:

Вступительное слово учителя, сообщение целей урока, представление участников ток-шоу.

Ведущий:

Уважаемые участники нашего шоу и гости. Мы собрались сегодня с вами, чтобы обсудить одну из проблем, с которой сталкивается человечество – рост числа заболеваний сердечно-сосудистой системы.

В настоящее время, благодаря улучшению санитарно-гигиенических условий жизни и новым методам лечения сократилось число тяжелых инфекционных заболеваний. В этих условиях на первое место среди заболеваний вышли заболевания сердечно-сосудистой системы, и в первую очередь самого сердца. И эта проблема не может не волновать. Сегодня мы с вами обсудим следующие вопросы:

1. Основные сердечно-сосудистые заболевания.

2. Влияние никотина и алкоголя на работу сердно-сосудистой системы.

3.Факторы риска и меры профилактики заболеваний данной системы.

В нашем ток-шоу принимают участие: врач-кардиолог, врач лечебной физкультуры, социологи, статисты.

2. Изучение нового материала.

Ведущий:

Какие же сердечно-сосудистые вы знаете? Каковы причины возникновения данных заболеваний? (Ответы учащихся).

Слово предоставляется врачу-кардиологу.

Врач-кардиолог:

Рассмотрим наиболее распространенные заболевания сердечно-сосудистой системы.

Гипертоническая болезнь

Знаете ли вы основную причину данного заболевания? В основе лежит нарушение артериального давления.

Нарушение регуляции давления возникает под влиянием различных внешних раздражителей, в том числе эмоциональных стрессов и перенапряжений. В результате в кровь поступает большое количество адреналина, гормона, который вызывает спазм сосудов, увеличивает частоту и силу сокращения сердечной мышцы, которая увеличивает объем крови, выбрасываемой в сосуды. Все это и приводит к увеличению артериального давления. Гипертоническая болезнь проявляется в трех стадиях. 1 стадия: проявляется быстрая утомляемость, слабость, бессонница, головные боли. АД - 160/95.

2 стадия: как следствие первой, возникают сильные головные боли, боль в глазах, тошнота, шум в ушах, учащенное сердцебиение. АД – 180/105. Такое состояние может стать причиной возникновения ишемической болезни сердца (ИБС) и инфаркта.

3 стадия: развивается сердечная недостаточность, при которой сердце уже не может обеспечить нормальное кровоснабжение кровью всех органов и тканей. Появляется одышка, учащенное сердцебиение, отеки, синюшность кожных покровов. АД – 200/115. На этой стадии повышается риск развития мозгового инсульта, или кровоизлияния в мозг.

Статист:

По статистическим данным Россия стоит на втором месте в мире (на первом - США) по количеству инсультов. Этот диагноз в нашей стране ставят кому-то каждые полторы минуты.

Врач-кардиолог:

Атеросклероз как ржавчина разъедает кровеносные сосуды и нарушает их функцию. Внутри сосуда возникает отек, который способствует проникновению в сосуд жиров. На этом месте образуется атеросклеротическая бляшшка, которая сужает проток сосуда, что приводит к повышению давления. Бляшшки опасны тем, что легко распадаются и разносятся током крови, создавая угрозу закупорки сосудов.

Причиной данного заболевания является не соблюдение гигиены питания, переедание жирной пищи, содержащей холестерин.

Порок сердца: это заболевание сердца в результате поражения сердечных клапанов. Пороки сердца бывают врожденные, и приобретенные, которые часто развиваются как последствия ревматизма (заболевание суставов).

Ишемическая болезнь имеет несколько форм, среди них различают стенокардию, инфаркт. Возникновению стенокардии способствует переедание и полнота человека, кислородное голодание, когда человек бывает мало на улице, малая физическая активность.

В 1994г был проведен анализ заболеваемости городского населения Свердловской области по самым различным показателям. В результате было установлено, что жители Нижнего Тагила по 27 показателям здоровья имеют нeблагоприятную обстановку. Среди этих показателей заболевания сердечно-сосудистой системы заняли второе место. Этот показатель в Екатеринбурге равен 23, Краснотурьинске – 22, Красноуральске – 19. В Нижнем Тагиле продолжительность жизни горожан на 9 лет меньше, чем в среднем по России.

К спазму сосудов сердца располагают такие факторы риска, как никотин и алкоголь.

Врач лечебной физкультуры:

К сожалению не все люди понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения не занимаются спортом.

Давайте, определим степень тренированности вашего сердца. Определим пульс, в положении сидя, для этого прощупав артерию в области запястья подсчитаем удары.

Сейчас выполним 10 приседаний и вновь определим ваш пульс.

С помощью формулы, определим тренированность сердца.

П1 – частота пульса в положении сидя,

П2 – частота пульса после 10 приседаний.

Оценка результатов:

Т < 30% - тренированность сердца хорошая.

Сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемой при каждом сокращении.

Т = 38% - тренированность сердца недостаточная.

Т > 45% - тренированность сердца низкая. Сердце усиливает свою работу за счет частоты сердечных сокращений.

Ведущий:

Рассмотрим влияние на работу сердца никотина и алкоголя.

Прослушайте стихотворение В. Маяковского и подумайте, о чем в нем идет речь.

Я счастлив!

Граждане, у меня огромная радость.
Разулыбьте сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо
Стихами хотя бы поделиться.
Я сегодня дышу как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка.
Стал вынослив и работоспособен,
Как лошадь или даже тpaктор.
Бюджет и желудок абсолютно превосходен,
Укреплен и приведен в равновесие.

Стопроцентная экономия на основном расходе –
И поздоровел и прибавил в весе я.
Голова снаружи всегда чиста,
А теперь чиста и изнутри.
Я порозовел и пополнел в лице,
Забыл и гриппы и кровать.
Граждане вас интересует рецепт?
Открыть или не открывать?
Граждане вы утомились от жданья,
Готовы корить и корить

Не волнуйтесь, сообщаю: граждане – я сегодня бросил курить!

Историческая справка:

Табак – многолетнее растение. Родина – тропическая Америка. На Русь табак завезли в эпоху правления Ивана Грозного, однако за употрeбление полагалось наказание, а торговцев приговаривали к cмepтной казни. Курение и торговля были разрешены в царствование Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком. В табачном дыме имеются такие вредные вещества, как никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензопирен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец-210, органические кислоты (муравьиная, синильная, уксусная), эфирные масла, ядовитые газы (сероводород, угарный и углекислый газы).

Когда был открыт никотин, врачи решили испытать его воздействие на себе. Сохранилось описание этого опыта.

Уже небольшая доза никотина вызвала резкое раздражение и жжение в горле. Через 10 мин. наступила сильная слабость и вялость. Лицо побледнело, руки и ноги стали холодными, оба врача были на грани обморока.

Статистика:

  1. Вероятность приобрести инфаркт у курильщиков в 10-12 раз выше, чем у некурящих, а cмepтность в 5 раз чаще.
  2. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 мин. Жизни.
  3. Cмepтность от oнкoлoгических заболеваний в 10-15 раз выше у курящих, чем у некурящих.
  4. У людей, выкуривающих в месяц 38 пачек сигарет – поражена одна коронарная артерия, 45 пачек – две.
  5. Сердце курильщиков сокращается в сутки на 12-15 тыс. раз больше и быстрее изнашивается.

6. У некурящих ребят, после преодоления стометровки пульс достигает обычно 120-130 ударов в минуту, у курящих – до 180 и более.

Приведем примеры мер профилактики и борьбы в зарубежных странах.

Запрет на курение в барах и значительное повышение цен на сигареты снизили за год число курящих в Нью-Йорке более чем на 100 тыс. человек.

Британские социологи установили, что получив в распоряжение мобильные телефоны, подростки стали меньше курить. В 1996г в Британии курили 28% юношей и 33% дeвyшек. В 2002г эти цифры сократились до 19% и 25%. Сейчас мобильный телефон есть у 73% 15-летних. Карманные деньги, которые раньше шли на сигареты, а теперь тратятся на телефонные счета.

Социолог:

В нашей школе мы провели социологический опрос учащихся среди 5-11 классов по выявлению процента употрeбляющих никотин и алкоголь.

Получили следующие результаты (приложение 3). На первой диаграмме мы видим, что процент курящих родителей составляет 67,5%. А процент курящих учащихся – 29,7%. Думаю, что процент курящих детей будет возрастать, так как в семьях, где курят родители, дети тоже приобщаются к курению.

Мы попытались выяснить по каким причинам дети начинают курить. Для 35% учащихся закурить – было любопытно. 8,1% - содержат какую-то актуальную проблему, сигарета помогает им успокоиться. 2,7% учащихся курят за компанию. На третьей диаграмме мы видим выявление процента учащихся, употрeбляющих спиртные напитки – 8,1%. Иногда употрeбляют – 21,6% учащихся нашей школы, 18,6% -уже пробовали.

Над этими цифрами следует задуматься.

К нам на студию пришло письмо: пишет 16-летний мальчик, который задает вопрос. Не могли бы вы наглядно объяснить, что со мной будет, если я начну курить.

Врач-кардиолог:

Никотин и алкоголь усиливают выделение в кровь адреналина, что способствует повышению давления. Алкоголь поступает в кровь уже через несколько секунд после его приема и циркулирует в ней 5-7 часов.

В результате пульс достигает 100 ударов в 1мин. Алкоголь меняет обмен веществ в клетках сердца, в них накапливается жир, и, в конце концов, мышечные волокна отмирают.

7. Подведение итогов ток-шоу.

Ведущий:

Благодарю всех за активное участие, за интересные сообщения. Подводя итоги нашего шоу, хочется еще обратить ваше внимание на факторы риска, вызывающие заболевания сердечно-сосудистой системы. Давайте сформулируем меры профилактики для предотвращения заболеваний.

Участники: (формулируют меры профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы).

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Гигиена правильного питания.
  3. Подвижный образ жизни.
  4. Отказ от курения, алкоголя.

Ведущий:

Здоровье – это не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Во многом наше здоровье зависит от нас самих – от правильного питания, закаливания, занятий физкультурой, соблюдение рационального суточного режима.

Стихотворение о сердце.

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Уменьшается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Береги его, оно не из железа,
И послужит вам оно во благо.



Комментарии:

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"


    Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

      Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

05 12 2025 13:33:29

Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"


    Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"

      Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....

04 12 2025 18:26:33

Органы дыхания и газообмен

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....

03 12 2025 14:39:21

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"


    Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

      Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....

02 12 2025 2:34:55

Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии


    Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии

      В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....

01 12 2025 1:37:41

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

30 11 2025 16:32:55

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

29 11 2025 2:20:50

Изучение математических закономерностей на биологических объектах


    Изучение математических закономерностей на биологических объектах

      Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....

28 11 2025 5:57:14

Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

      Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

27 11 2025 8:41:45

Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс


    Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс

      Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. ...

26 11 2025 1:44:59

Царство бактерии

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....

25 11 2025 0:22:15

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

24 11 2025 9:58:43

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

23 11 2025 16:28:37

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии


    Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

      Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

22 11 2025 22:51:33

Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"


    Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"

      Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point. ...

21 11 2025 11:53:20

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

20 11 2025 8:21:22

"Цветок, плод, семя"


    "Цветок, плод, семя"

      Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

19 11 2025 10:39:44

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

18 11 2025 11:34:51

Царство насекомых


    Царство насекомых

      Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

17 11 2025 1:56:52

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

16 11 2025 23:40:21

Движение простейших и беспозвоночных


    Движение простейших и беспозвоночных

      Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....

15 11 2025 22:39:19

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"


    Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

      Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

14 11 2025 20:57:49

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"

      Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...

13 11 2025 2:47:54

Строение и функции мышц человека, принцип их работы

Строение и функции мышц человека, принцип их работы Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....

12 11 2025 7:24:40

Особенности селекции растений


    Особенности селекции растений

      Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

11 11 2025 21:42:27

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

10 11 2025 15:41:32

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"


    Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

      Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

09 11 2025 13:24:32

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....

08 11 2025 12:42:35

Внутреннее строение птиц


    Внутреннее строение птиц

      Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....

07 11 2025 21:15:14

Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"


    Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

      Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....

06 11 2025 10:20:22

Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"


    Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"

      Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....

05 11 2025 23:30:25

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс


    Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

04 11 2025 19:16:32

Многообразие птиц в природе

Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....

03 11 2025 20:41:46

"Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"


    "Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"

      Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....

02 11 2025 1:55:11

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

01 11 2025 13:49:14

Внутреннее строение листьев


    Внутреннее строение листьев

      Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....

31 10 2025 0:50:23

Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс


    Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс

      Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...

30 10 2025 19:24:10

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"


    Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

      Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

29 10 2025 18:43:10

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

28 10 2025 7:47:45

Многообразие млекопитающих в природе

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....

27 10 2025 17:31:58

Тема урока "Космический процесс – фотосинтез". 9-й класс

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....

26 10 2025 4:32:35

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....

25 10 2025 22:14:20

Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)

      Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....

24 10 2025 17:18:17

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

      Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

23 10 2025 18:15:48

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

22 10 2025 22:56:35

Урок биологии по теме "Прокариотическая клетка. Бактерии"

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....

21 10 2025 11:30:45

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....

20 10 2025 14:17:50

Нервная ткань: строение, функции и свойства

Нервная ткань: строение, функции и свойства Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....

19 10 2025 0:22:39

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

18 10 2025 17:56:55

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

17 10 2025 1:13:42

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::