Информационные технологии в преподавании биологии
Задачи:
- сформировать у учащихся знания о гумopaльной регуляции деятельности органов и регуляции организма с помощью нервной и эндокринной системы;
- познакомить учеников со значением гормонов в жизнедеятельности организма, указать особенности работы желёз внутренней секреции и их отличие от желёз внешней и смешанной секреции;
- сформировать знания учащихся о нарушении нейрогумopaльной регуляции функций организма.
Оборудование:
- доска;
- компьютер;
- проектор;
- таблица «Железы внутренней секреции».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Представление темы и задач урока. Запись темы в тетради (Презентация, слайд 1)
2. Изучение нового материала
1) В нашем организме существуют железы
– внешней секреции;
– смешанной секреции и
– внутренней секреции.
Железы внешней секреции, или экзокринные, имеют выводные протоки и выделяют продукты своей секреторной деятельности во внешнюю среду (потовые железы) или в полость внутренних органов (слюнные железы). (Презентация, слайд 2).
Железы смешанной секреции – обладают одновременно внешне- и внутресекреторной функцией (поджелудочная железа, пoлoвые железы). (Презентация, слайд 3).
Железы внутренней секреции, или эндокринные, не имеют выводных протоков и выделяют свой «секрет» – гормон в кровь или тканевую жидкость.
Секретом называют потому, что раньше не всегда умели определять их состав. Сейчас «секреты» называют гормонами.
Гормоны обладают высокой биологической активностью и специфичностью действия. Одни гормоны длительное время активны, другие быстро разрушаются. Поступая в кровь, они разносятся по организму и осуществляют гумopaльную регуляцию функций, изменяют деятельность и работу органов (Презентация, слайд 4).
ЖВС регулируют обмен веществ, рост, умственное, физическое и пoлoвoе развитие, процессы приспособления организма к условиям внешней и внутренней среды.
ЖВС имеют различное местоположение и тесно связаны друг с другом.
Нарушение функций одной железы приводит к изменению деятельности других. Нарушения двоякого рода:
усиление деятельности желёз – гиперфункция;
ослабление деятельности – гипофункция.
К ЖВС относят:
– гипофиз;
– щитовидная железа;
– поджелудочная железа;
– надпочечники;
– пoлoвые железы.
2) Теперь поговорим подробнее о каждой железе.
Гипофиз – нижний мозговой придаток, выpaбатывает ряд гормонов. Основным является гормон роста – соматотропин (Презентация, слайд 5). При гипофункции у детей развивается гипофизарная карликовость – рост от нескольких десятков сантиметров до 130 см. Египетская карлица Агибе была ростом 38 см. Гиперфункция приводит к гигантизму – рост – 2-2,5 метра. Самый высокий человек в мире был ростом 3,2 м. Римский император Максимилиан имел рост 2,5 м, русский крестьянин Махнов – 2,85 см.
Щитовидная железа – расположена на шее впереди трахеи. Щитовидная железа выделят два гормона, которые содержат йод – это тироксин и трийодтиронин (Презентация, слайд 6). Основная функция этих гормонов – стимуляция окислительных процессов в клетках, а также регуляция обмена веществ, роста и развития организма. При гипофункции у детей проявляется кретинизм (задержка роста, психического и пoлoвoго развития). При гипофункции у взрослых – развивается микседема (снижение обмена веществ, ожирение и отёки). При гиперфункции возникает Базедова болезнь или зоб (сообщения учащихся).
Поджелудочная железа (Презентация, слайд 7) выполняет двойную функцию. Одни клетки выpaбатывают пищеварительный сок, который по специальным протокам поступает в кишечник и используется в пищеварении. Кроме того, в железе есть скопления секреторных клеток, которые выpaбатывают гормон – инсулин, играющий важную роль в регуляции обмена веществ. Инсулин непрерывно выpaбатывается поджелудочной железой и понемногу поступает в кровь. Повышение содержания глюкозы в крови служит сигналом для выделения новых порций инсулина. Под его воздействием усиливается использование глюкозы тканями тела. Часть глюкозы превращается в резервное вещество – гликоген, которое откладывается в печени и мышцах. В результате количество сахара в крови уменьшается. Инсулин разрушается достаточно быстро, поэтому его поступление в кровь должно быть регулярным. Другой гормон – глюкагон – способствует превращению гликогена печени в глюкозу, в результате чего повышается уровень сахара в крови. При гипофункции поджелудочной железы – развивается сахарный диабет (сообщение учащегося).
Надпочечники – парные железы, расположенные на верхней поверхности почек (Презентация, слайд 8). Они состоят из двух слоёв: наружного – коркового и внутреннего – мозгового. В надпочечниках выpaбатывается целый ряд гормонов.
– Гормоны коркового слоя регулируют обмен Nа, K, белков и углеводов.
– Мозговой слой производит гормон – адреналин, который регулирует обмен углеводов и жиров, деятельность сердечно – сосудистой системы и мускулатуры. Адреналин обеспечивает повышение сахара в крови, усиление сердечной деятельности и работоспособности мышц. Гипофункция коркового слоя приводит к бронзовой болезни (бронзовый оттенок кожи, мышечная слабость, утомляемость, потеря аппетита, похудение).
Пoлoвые железы (Презентация,
слайды 9, 10) – семенники у мужчин и яичники у
женщин. Это железы смешанной секреции. За счёт
внешнесекреторной функции образуются
яйцеклетки и cпepматозоиды. Внутренняя секреция
связана с выработкой гормонов.
Мужские пoлoвые гормоны (андрогены)
регулируют рост и развитие организма, отвечают
за возникновение вторичных пoлoвых признаков:
- рост усов;
- огрубение голоса;
- волосатость тела.
Женские пoлoвые гормоны (эстрогены) регулируют развитие вторичных пoлoвых признаков.
- высокого голоса;
- округлых форм тела;
- протекания беременности и родов.
Оба вида гормонов выpaбатываются как у мужчин, так и у женщин.
3. Закрепление
Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам ответить на вопросы теста (Презентация, слайды 11-17). Ученики отвечают на вопросы теста и осуществляют взаимопроверку.
Проанализируйте следующую информацию. До начала приёма пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера читала о Рубенсе и рассматривала репродукции картин. Ей очень понравился «Портрет свояченицы», красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой её красоты. Доктор смотрит на портрет и говорит, что у неё была Базедова болезнь и, если бы её вылечили, она бы была ещё красивее. Как определить признаки заболевания щитовидной железы, в чём их причина, как от них излечиться?
4. Подведение итогов урока
5. Домашнее задание (Презентация, слайд 18): &50, 51.
Комментарии:
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
31 05 2025 20:38:28
Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....
30 05 2025 12:31:54
Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....
29 05 2025 16:50:51
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
28 05 2025 23:53:34
Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....
27 05 2025 17:20:36
На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету.
...
26 05 2025 13:49:27
Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....
25 05 2025 20:25:21
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
24 05 2025 18:56:31
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
23 05 2025 8:22:56
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
22 05 2025 9:56:39
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
21 05 2025 4:23:55
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
20 05 2025 23:46:32
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
19 05 2025 11:52:32
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
18 05 2025 8:36:46
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
17 05 2025 21:22:18
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
16 05 2025 23:14:16
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
15 05 2025 0:54:44
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
14 05 2025 22:17:50
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
13 05 2025 6:37:32
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
12 05 2025 6:51:52
Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....
11 05 2025 15:56:25
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
10 05 2025 22:50:50
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
09 05 2025 3:23:30
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....
08 05 2025 11:19:59
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
07 05 2025 8:15:28
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
06 05 2025 13:21:19
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
05 05 2025 12:53:41
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
04 05 2025 17:49:28
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
03 05 2025 4:27:40
Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....
02 05 2025 12:14:19

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
01 05 2025 14:25:25
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
30 04 2025 9:36:10
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
29 04 2025 17:48:52
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
28 04 2025 5:31:53
Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....
27 04 2025 7:47:45

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....
26 04 2025 12:56:42
Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....
25 04 2025 22:30:25
Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....
24 04 2025 3:24:35
Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты.
...
23 04 2025 3:21:45
Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях.
...
22 04 2025 10:17:57
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
21 04 2025 3:46:17
Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....
20 04 2025 10:21:25
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
19 04 2025 17:13:21
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
18 04 2025 22:42:28
Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....
17 04 2025 21:39:23
Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....
16 04 2025 22:20:28
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
15 04 2025 18:49:25
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
14 04 2025 23:46:44
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
13 04 2025 1:31:52
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
12 04 2025 21:22:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::