Информационные технологии в преподавании биологии
Задачи:
- сформировать у учащихся знания о гумopaльной регуляции деятельности органов и регуляции организма с помощью нервной и эндокринной системы;
- познакомить учеников со значением гормонов в жизнедеятельности организма, указать особенности работы желёз внутренней секреции и их отличие от желёз внешней и смешанной секреции;
- сформировать знания учащихся о нарушении нейрогумopaльной регуляции функций организма.
Оборудование:
- доска;
- компьютер;
- проектор;
- таблица «Железы внутренней секреции».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Представление темы и задач урока. Запись темы в тетради (Презентация, слайд 1)
2. Изучение нового материала
1) В нашем организме существуют железы
– внешней секреции;
– смешанной секреции и
– внутренней секреции.
Железы внешней секреции, или экзокринные, имеют выводные протоки и выделяют продукты своей секреторной деятельности во внешнюю среду (потовые железы) или в полость внутренних органов (слюнные железы). (Презентация, слайд 2).
Железы смешанной секреции – обладают одновременно внешне- и внутресекреторной функцией (поджелудочная железа, пoлoвые железы). (Презентация, слайд 3).
Железы внутренней секреции, или эндокринные, не имеют выводных протоков и выделяют свой «секрет» – гормон в кровь или тканевую жидкость.
Секретом называют потому, что раньше не всегда умели определять их состав. Сейчас «секреты» называют гормонами.
Гормоны обладают высокой биологической активностью и специфичностью действия. Одни гормоны длительное время активны, другие быстро разрушаются. Поступая в кровь, они разносятся по организму и осуществляют гумopaльную регуляцию функций, изменяют деятельность и работу органов (Презентация, слайд 4).
ЖВС регулируют обмен веществ, рост, умственное, физическое и пoлoвoе развитие, процессы приспособления организма к условиям внешней и внутренней среды.
ЖВС имеют различное местоположение и тесно связаны друг с другом.
Нарушение функций одной железы приводит к изменению деятельности других. Нарушения двоякого рода:
усиление деятельности желёз – гиперфункция;
ослабление деятельности – гипофункция.
К ЖВС относят:
– гипофиз;
– щитовидная железа;
– поджелудочная железа;
– надпочечники;
– пoлoвые железы.
2) Теперь поговорим подробнее о каждой железе.
Гипофиз – нижний мозговой придаток, выpaбатывает ряд гормонов. Основным является гормон роста – соматотропин (Презентация, слайд 5). При гипофункции у детей развивается гипофизарная карликовость – рост от нескольких десятков сантиметров до 130 см. Египетская карлица Агибе была ростом 38 см. Гиперфункция приводит к гигантизму – рост – 2-2,5 метра. Самый высокий человек в мире был ростом 3,2 м. Римский император Максимилиан имел рост 2,5 м, русский крестьянин Махнов – 2,85 см.
Щитовидная железа – расположена на шее впереди трахеи. Щитовидная железа выделят два гормона, которые содержат йод – это тироксин и трийодтиронин (Презентация, слайд 6). Основная функция этих гормонов – стимуляция окислительных процессов в клетках, а также регуляция обмена веществ, роста и развития организма. При гипофункции у детей проявляется кретинизм (задержка роста, психического и пoлoвoго развития). При гипофункции у взрослых – развивается микседема (снижение обмена веществ, ожирение и отёки). При гиперфункции возникает Базедова болезнь или зоб (сообщения учащихся).
Поджелудочная железа (Презентация, слайд 7) выполняет двойную функцию. Одни клетки выpaбатывают пищеварительный сок, который по специальным протокам поступает в кишечник и используется в пищеварении. Кроме того, в железе есть скопления секреторных клеток, которые выpaбатывают гормон – инсулин, играющий важную роль в регуляции обмена веществ. Инсулин непрерывно выpaбатывается поджелудочной железой и понемногу поступает в кровь. Повышение содержания глюкозы в крови служит сигналом для выделения новых порций инсулина. Под его воздействием усиливается использование глюкозы тканями тела. Часть глюкозы превращается в резервное вещество – гликоген, которое откладывается в печени и мышцах. В результате количество сахара в крови уменьшается. Инсулин разрушается достаточно быстро, поэтому его поступление в кровь должно быть регулярным. Другой гормон – глюкагон – способствует превращению гликогена печени в глюкозу, в результате чего повышается уровень сахара в крови. При гипофункции поджелудочной железы – развивается сахарный диабет (сообщение учащегося).
Надпочечники – парные железы, расположенные на верхней поверхности почек (Презентация, слайд 8). Они состоят из двух слоёв: наружного – коркового и внутреннего – мозгового. В надпочечниках выpaбатывается целый ряд гормонов.
– Гормоны коркового слоя регулируют обмен Nа, K, белков и углеводов.
– Мозговой слой производит гормон – адреналин, который регулирует обмен углеводов и жиров, деятельность сердечно – сосудистой системы и мускулатуры. Адреналин обеспечивает повышение сахара в крови, усиление сердечной деятельности и работоспособности мышц. Гипофункция коркового слоя приводит к бронзовой болезни (бронзовый оттенок кожи, мышечная слабость, утомляемость, потеря аппетита, похудение).
Пoлoвые железы (Презентация,
слайды 9, 10) – семенники у мужчин и яичники у
женщин. Это железы смешанной секреции. За счёт
внешнесекреторной функции образуются
яйцеклетки и cпepматозоиды. Внутренняя секреция
связана с выработкой гормонов.
Мужские пoлoвые гормоны (андрогены)
регулируют рост и развитие организма, отвечают
за возникновение вторичных пoлoвых признаков:
- рост усов;
- огрубение голоса;
- волосатость тела.
Женские пoлoвые гормоны (эстрогены) регулируют развитие вторичных пoлoвых признаков.
- высокого голоса;
- округлых форм тела;
- протекания беременности и родов.
Оба вида гормонов выpaбатываются как у мужчин, так и у женщин.
3. Закрепление
Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам ответить на вопросы теста (Презентация, слайды 11-17). Ученики отвечают на вопросы теста и осуществляют взаимопроверку.
Проанализируйте следующую информацию. До начала приёма пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера читала о Рубенсе и рассматривала репродукции картин. Ей очень понравился «Портрет свояченицы», красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой её красоты. Доктор смотрит на портрет и говорит, что у неё была Базедова болезнь и, если бы её вылечили, она бы была ещё красивее. Как определить признаки заболевания щитовидной железы, в чём их причина, как от них излечиться?
4. Подведение итогов урока
5. Домашнее задание (Презентация, слайд 18): &50, 51.
Комментарии:
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
01 04 2025 20:41:11
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
31 03 2025 0:53:48
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
30 03 2025 3:47:29
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
29 03 2025 8:17:57
Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни.
...
28 03 2025 22:50:52
В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания учащихся о растениях.
...
27 03 2025 18:35:48
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....
26 03 2025 3:34:57

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....
25 03 2025 2:19:54
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
24 03 2025 3:28:32
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
23 03 2025 8:41:50
КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....
22 03 2025 3:19:27
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
21 03 2025 19:46:29

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
20 03 2025 4:55:26
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
19 03 2025 6:21:11
Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....
18 03 2025 18:24:33
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
17 03 2025 12:58:22
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
16 03 2025 19:29:38

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
15 03 2025 21:27:58
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
14 03 2025 1:19:11
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
13 03 2025 3:25:52
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
12 03 2025 23:58:48
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
11 03 2025 14:24:13
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление.
...
10 03 2025 1:47:58
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
09 03 2025 16:12:11
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
08 03 2025 18:59:11
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
07 03 2025 18:38:19
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
06 03 2025 23:23:43
Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
05 03 2025 18:12:52
Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....
04 03 2025 11:14:48
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
03 03 2025 12:10:19
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
02 03 2025 12:13:41
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
01 03 2025 14:55:46
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
28 02 2025 15:23:55
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
27 02 2025 17:28:44
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
26 02 2025 23:53:52
Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....
25 02 2025 13:51:17
На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....
24 02 2025 19:16:10
Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....
23 02 2025 9:37:55
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
22 02 2025 5:43:50
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся.
...
21 02 2025 4:20:24
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
20 02 2025 13:27:15
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
19 02 2025 23:39:59
Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....
18 02 2025 2:52:53
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
17 02 2025 10:23:37

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
16 02 2025 14:56:28
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
15 02 2025 19:10:37
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
14 02 2025 4:13:45
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
13 02 2025 1:17:29
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
12 02 2025 13:32:14
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
11 02 2025 17:38:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::