Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)
Задачи урока:
1. Образовательные.
- Сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;
- познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями;
- сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество
- определённых витаминов;
- познакомить с растениями, произрастающими в условиях полуострова Таймыр, с содержанием в них витаминов.
2.Развивающие. Продолжить:
- развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой;
- развитие умений применять полученные знания на пpaктике;
- определять личностную значимость темы для каждого ученика.
3. Воспитательные.
- Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
- продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни;
- продемонстрировать необходимость и важность познания природы родного края, для использования даров природы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы и приёмы:
- Словесный – индивидуальные сообщения учащихся.
- Проблемный – почему надо соблюдать норму в употрeблении витаминов?
- Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.
- Наглядный – эвристическая беседа с использованием таблиц, выставки витаминов, иллюстраций.
- Дедуктивный – на примере изложения и исследования темы к частному –
- личностная значимость для каждого ученика.
Основные понятия:
Витамины, авитаминоз, моновитамины, поливитамины, жирорастворимые,
водорастворимые, цинга, бери- бери, рахит.
Оборудование:
Портрет Н.И Лунина Демонстрационные таблицы: “Витамины”. Стенная газета “Азбука здоровья”. Выставка овощей и фруктов; жиро и водорастворимых
витаминов, поли и моновитамнных препаратов.(из пустых коробочек)
Иллюстрации, демонстрирующие последствия различных авитаминозов.
Маршрутные карты (на каждом столе).
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
1.1.Знакомство с основными целями урока
1.2.Форма проведения. Оценочная шкала
1.3. Актуализация знаний. (3мин).
Вопросы классу:
- С каким важным процессом, хаpaктеризующим живые организмы, вы познакомились на прошлом уроке? (Обменом веществ)
- Назовите вещества, которые необходимы для нормального протекания этого процесса ?
Цели предстоящего урока (см выше), обоснование его формы.
Нам предстоит совершить путешествие на поезде “Здоровье” по следующим
станциям: “Научно- исследовательский институт”, “Фармацевт”, “Диетолог”
Для возвращения из путешествия, вам необходимо в конце прослушивания сообщений ребят ответить на вопросы маршрутной карты.
II. Изучение темы “Витамины” (17 мин)
1.1.Ознакомление с основными понятиями, записи в тетради.
См. Маршрутную карту”. По ходу сообщений заполняем графы таблицы “Сведения о витаминах”. (кратко ).
Станция № 1 “Научно- исследовательский институт”
Прослушивание сообщения учащегося: “История открытия витаминов” - 1 ученик
1.2. Прослушивание сообщений учащихся о витаминах С, В. А, Е, D- 5 учащихся.
Примерный план сообщений:
- Значение витаминов для организма.
- Последствия авитаминоза.
- Последствия передозировки организма витамином.
- Продукты, содержащие данный витамин.
Станция № 2 “Фармацевт”.
2.1 Сообщение “Как правильно принимать витамины” 1 ученик
2.2 Демонстрация моно и поливитаминов.
Станция № 3”Косметолог”
3.1 Сообщение “Кремы. Что значит каждый витамин для кожи” 1 ученик
Станция № 4 “Диетолог”
4.1. Сообщение “Витамины на севере”. 1 ученик
4.2 Знакомство с выставкой “Растения - источники витаминов среди северных растений (фото, гербарные образцы). 1 ученик
4.3 Самостоятельная работа класса с учебником. Читают статью:
“Рациональное использование витаминов”. Задействован весь класс
III. ИКТ – кинофрагмент “Витамины на нашем столе” (из программы Малахов плюс)
IV. Выходной контроль. ( 15 мин)
Возвращение из путешествия.
Работа с маршрутной картой. Задействован весь класс.
Ответить на поставленные вопросы в карте. Сделать вывод:
Витамины – биологически активные вещества, которые являются обязательным участниками обменных процессов в организме.При их недостатке возникают болезненные состояния – авитаминозы.
При подведении итогов выставлено 8 оценок наиболее активным учащимся.
V. Рефлексия: (3мин).
1. Подведение итогов
2 Личностная значимость темы для каждого ученика:
Витамины полезны для каждого человека, но употрeбллять их нужно в меру, чтобы не навредить организму. (запись в тетрадь).
VI. Инструктаж к домашнему заданию. (1 мин)
Параграф № 37 Таблицу доработать дома (при необходимости).
Подготовить сообщения по теме:
“Влияние алкоголя на обменные процессы в
организме человека”;
“Влияние наркотиков на обменные процессы в
организме человека”.
МАРШРУТНАЯ КАРТА
к уроку- путешествия -“Чудесные вещества” по теме : ВИТАМИНЫ.
Витаминами (вита – жизнь (латин), амины (греч.) вещества, содержащие азот- называют группу биологически активных органических веществ, различной химической природы, поступающих в организм с пищей растительного и животного происхождения.
Н.И. Лунин в 1880г-русский учёный впервые обнаружил наличие в пище соединений позже названных витаминами.
Казимеж Функ – польский учёный (1912 г ) - дал название “витамины”. Путешествуя по станциям,(кратко, после прослушивания) последовательно заполняем таблицу.
Сведения о витаминах.
Название витамина |
Роль в организме |
В каких продуктах содержится |
Авитаминозы |
После путешествуя по станциям ,нужно ответить на следующие вопросы –закрепления:
Станция” Н.И.И.”
1.Какой учёный впервые обнаружил витамины?
2. На какие две группы по их свойствам можно
поделить витамины ?
3. Что такое авитаминоз ?
4. Какие продукты растительного, или животного
происхождения наиболее богаты витаминами?
5. Что такое поливитамины ?
* Почему мореплаватели наиболее часто страдали от авитаминоза и даже погибали , но некоторые в силу каких-то обстоятельств даже и не заболевали ? Каких ?
Станция “ Фармацевт”
1.Почему для организма так необходимо присутствие витаминов , откуда они поступают в организм?
2. Какие нарушения возникают в организме при недостатке:
а) витамина А? Какие продукты богаты этим
витамином?
б) скажите, какой витамин обеспечивает
нормальный белковый обмен и пpeдoxpaняет от
паралича ног?
в) действие солнечных лучей помогает выработать
витамин, какой ?
* Если зимой вы надолго оказались в экстремальной ситуации, находясь в лесу, как вам избежать цинги ?
Станция “Косметолог”
1.Если вам предложат комплекс различных витаминов, какие выберите вы, чтобы избежать увядания кожи?
* Знаменитая мадам Виардо каждое утро съедала горсть проросших зёрен пшеницы и оставалась до самой cмepти молодой. Интересно, почему ?
Станция “Диетолог”
1.В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его кушать:
а)в свежем виде ; б) замороженном ; в) консервированном.
2. Чем зимой на севере можно компенсировать отсутствие солнечных лучей? (овощами; яичным желтком; лимоном) ?
3. В каких случаях витамины могут разрушаться?
* Откуда эскимосы получают необходимые витамины:( из рыбы; рыбьего жира; мяса оленей) ?
* В каком продукте питания содержится
наибольшее разнообразие витаминов?
(в хлебе, свежей капусте, печени, молоке) ?
Определите для себя личностную значимость этой темы , сделайте запись в тетрадь.
Приложения здесь!
Комментарии:
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
29 05 2023 2:22:50
Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....
28 05 2023 18:57:32
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
27 05 2023 12:38:45
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
26 05 2023 19:26:42
Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области.
...
25 05 2023 7:49:20
Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала.
...
24 05 2023 16:17:19
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения.
...
23 05 2023 4:54:49
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
22 05 2023 12:14:45
На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения.
...
21 05 2023 10:20:19
Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....
20 05 2023 12:27:42
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
19 05 2023 10:57:14
Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых.
...
18 05 2023 19:58:54
План-конспект урока "Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме пpaктического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 пpaктических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интеpaктивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: "Клеточный цикл. Митоз" и "Мейоз" и носит хаpaктер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....
17 05 2023 0:33:17
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
16 05 2023 8:37:11
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
15 05 2023 22:41:24
Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....
14 05 2023 12:53:53
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
...
13 05 2023 0:21:44
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
12 05 2023 20:32:23
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
11 05 2023 15:43:14
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
10 05 2023 7:11:51
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
09 05 2023 2:58:59
Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения.
Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся.
...
08 05 2023 23:19:26
Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...
07 05 2023 6:29:56
Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира.
...
06 05 2023 11:53:17
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
05 05 2023 2:58:58
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
04 05 2023 4:34:36
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....
03 05 2023 13:42:54
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
02 05 2023 20:38:43
Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
...
01 05 2023 18:51:32
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии").
...
30 04 2023 7:34:13
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
29 04 2023 18:59:27
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
28 04 2023 7:44:29
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
27 04 2023 0:31:18
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
26 04 2023 12:51:19
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
25 04 2023 21:56:37
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
24 04 2023 12:36:58
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
23 04 2023 12:57:37
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
22 04 2023 6:15:46
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
21 04 2023 6:47:33
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
20 04 2023 12:45:56
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
19 04 2023 2:45:19
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
18 04 2023 13:55:45
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
17 04 2023 20:22:51
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
16 04 2023 9:11:13
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
15 04 2023 1:41:52
Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал.
...
14 04 2023 21:14:22
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
13 04 2023 15:41:53
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
12 04 2023 14:29:18
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
11 04 2023 13:34:50
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
10 04 2023 19:26:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::