Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Задачи урока:
- Образовательные:
- рзвить представления о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;
- раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни;
- сормировать представление о происхождении пресмыкающихся;
- сформировать знания о разнообразии пресмыкающихся, охране редких видов, значении в природе и жизни человека.
- Развивающие:
- развивать навыки работы в группе (парах) и основ творческой деятельности.
- способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
Оборудование:
- Компьютерный класс
- Электронное приложение «Разнообразие живых организмов»
- Проектор, ноутбук
- Презентация (Приложение 1)
ХОД УРОКА
1. Проверка знаний
1) Учащиеся первого варианта выполняют тест-контроль по теме «Класс Земноводные, или Амфибии». Электронное приложение № 42.
2) Задание на доске «Выберите правильные утверждения» (Приложение 1. Слайд 1)
Выберите правильные утверждения:
- Амфибии обитают исключительно на суше
- Дышат амфибии легкими и кожей
- У земноводных один круг кровообращения
- Кожа гoлая, богата железами
- Земноводные имеют плавательный пузырь
- Предками земноводных были двоякодышащие рыбы
- Передний мозг амфибий больших размеров по сравнению с рыбами
- Непрямое развитие земноводных происходит с метаморфозом
- У земноводных имеется клоака
2. Изучение нового материала проходит в форме фронтальной беседы
1) Пресмыкающиеся как настоящие наземные животные: общая хаpaктеристика, особенности строения, размножения и развития.
Приложение 1. Слайд 3. Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?
- Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей и оно влачится по земле.
Приложение 1. Слайд 4. Какие особенности внешнего строения пресмыкающихся позволяют им вести наземный образ жизни?
- Тело расчлeнено на голову, шею, туловище и хвост
- Сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или костными пластинами, защищающая тело от высыхания
- Рост происходит во время линьки
- На концах пальцев имеются роговые пластинки – когти
- Глаза защищены подвижными веками и мигательной перепонкой
Приложение 1. Слайд 6. Рассмотрите скелет ящерицы и укажите его особенности, связанные с наземным образом жизни?
- Два первых шейных позвонка очень подвижны;
- Позвонки пояснично-грудного отдела несут ребра, часть которых соединена с гpyдиной, образуя грудную клетку
- Пояса конечностей более прочно соединены с позвоночником
Приложение 1. Слайд 8. Рассмотрите внутреннее строение ящерицы, какие усложнения в строении систем внутренних органов произошли у пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни?
- Дыхание только легочное. Легкие имеют только ячеистое строение, появляются воздухоносные пути – трахея и бронхи
- Трехкамерное сердце с неполной перегородкой, частично разделяющей кровь на артериальную и венозную
- Тазовые почки, что способствует экономии воды
- Появляются зачатки коры больших полушарий
Приложение 1. Слайд 9 и текст учебника «Размножение и развитие» на странице 113. Почему прыткая ящерица может размножаться на суше?
- Оплодотворение внутреннее
- Яйца покрыты плотной кожистой оболочкой, пpeдoxpaняющей от высыхания
- Зародыш окружен водной оболочкой – амнионом
- Имеется желточный мешок
2) Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных
Приложение 1. Слайд 10. Рассказ учителя
Устанавливая родословную земноводных, напомню о теменном глазе ящериц, который дает нам возможность разгадать значение маленьких теменных отверстий, хаpaктерных для черепов кистеперых рыб и земноводных. Эта морфологическая деталь, имеющая за собой давность по крайней мере в 300 млн. лет, сохраняющаяся у наших ящериц, но давно утраченная и рыбами и амфибиями, позволяет установить прямую родословную связь пресмыкающихся с древнейшими земноводными – стегоцефалами, процветающими в каменноугольном периоде. Появившиеся в конце этого периода древнейшие пресмыкающиеся по своему внешнему облику были близки к стегоцефалам.
3) Разнообразие пресмыкающихся, их классификация (Приложение 1. Слайд 11)
Когда-то было 16 отрядов рептилий, известных по ископаемым остаткам, только четыре дожили до настоящего времени.
В настоящее время класс Пресмыкающихся немногочислен, включает около 6000 видов и подразделяется на 4 отряда:
- Чешуйчатые (ящерицы, змеи)
- Черепахи
- Крокодилы
- Клювоголовые (один вид – гаттерия, которая обитает в Новой Зеландии)
3. Групповая самостоятельная работа за компьютерами с электронным приложением «Разнообразие живых организмов» (7 мин.)
Пользуясь электронным приложением № 43, выявите отличительные признаки:
- группа – Отряд Чешуйчатые
- группа – Подотряд Ящерицы
- группа – Подотряд Змеи
- группа – Подотряд Хамелеоны
- группа – Отряд Черепахи
- группа – Отряд Крокодилы
- группа – Отряд Клювоголовые
Каждая группа отмечает отличительные признаки отрядов и подотрядов пресмыкающихся.
Приложение 1:
Слайд 13 подотряд Ящерицы
Слайды 14-16 подотряд Змеи
Слайд 17 подотряд Хамелеоны
Слайд 18 отряд Черепахи
Слайд 19 отряд Крокодилы
Слайд 20 отряд Клювоголовые
4. Закрепление
Выполнение теста-тренажёра № 43 электронного приложения «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»
5.Домашнее задание:
- Учебник с.112-115
- Тетрадь-тренажер: с. 45 № 18, с. 60 № 5
- Перья птиц, карандаши
- Творческое задание: презентация «Пресмыкающиеся Самарской области»
Комментарии:
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
03 12 2025 22:15:47
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
02 12 2025 23:51:44
Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
01 12 2025 21:22:14
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
30 11 2025 22:54:57
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
29 11 2025 16:52:16
Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....
28 11 2025 12:58:36
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными).
...
27 11 2025 10:57:37
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
26 11 2025 1:12:21
Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....
25 11 2025 3:45:20
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
24 11 2025 17:44:54
В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....
23 11 2025 14:26:22
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
22 11 2025 20:26:45
К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
21 11 2025 5:56:28
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
20 11 2025 15:55:30
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
19 11 2025 18:23:27
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
18 11 2025 1:18:28
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
17 11 2025 6:17:10
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
16 11 2025 22:40:55
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
15 11 2025 15:45:10
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
14 11 2025 5:10:10
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
13 11 2025 10:50:24
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
12 11 2025 0:48:23
Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....
11 11 2025 0:55:22
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
10 11 2025 6:33:35
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
09 11 2025 12:54:10
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
08 11 2025 23:45:34
Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....
07 11 2025 20:29:58
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
06 11 2025 3:31:58
В статье представлена разработка урока по данной теме.
...
05 11 2025 13:24:42
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....
04 11 2025 14:47:34
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
03 11 2025 12:37:43
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
02 11 2025 14:28:23
Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.
...
01 11 2025 2:46:44
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
31 10 2025 21:31:18
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний.
...
30 10 2025 13:16:56
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
29 10 2025 5:55:57
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
28 10 2025 15:13:33
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....
27 10 2025 19:22:37
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
26 10 2025 3:59:58
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
25 10 2025 17:39:13
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
24 10 2025 21:56:25
В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
23 10 2025 23:26:53
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
22 10 2025 13:40:28
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
21 10 2025 22:25:40
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
20 10 2025 2:20:12
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
19 10 2025 16:50:57
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
18 10 2025 0:47:22
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
17 10 2025 13:14:51
В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии.
...
16 10 2025 16:33:27
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
15 10 2025 11:15:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




