Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"

Цель: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме.

Задачи урока:

  1. Образовательные: раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) ; определить черты сходства и различия нуклеиновых кислот.
  1. Развивающие: развивать умения сравнивать, сопоставлять, анализировать полученную информацию, составлять общую хаpaктеристику нуклеиновых кислот, работать с моделями.
  2. Воспитательные: умение работать в группах, развитие коммуникативных навыков; личностная значимость и пpaктическое значение данного материала.

Оборудование: таблица по общей биологии “ДНК”, модели нуклеотидов на доске и раздаточный материал у учащихся, карточки с заданиями и материал для анализа для учащихся.

Тип урока: по дидактическим целям: комбинированный; по методам обучения: проблемный.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление.

IV. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Учащиеся готовятся и настраиваются на работу.

II. Изучение нового материала:

Учитель:

Сегодняшний урок о нуклеиновых кислотах мы начнём с интриги.

(На доске тема урока и запись: ДНК – улика и свидетель).

В 1984г. Британский генетик Алик Джеффрис предложил использовать структуру ДНК в качестве биохимических “отпечатков пальцев”. В 1998г. этот метод помог отвергнуть претензии одной дамы, объявившей себя дочерью известного французского певца Ива Монтана [1].

Постановка проблемы:

Какие особенности строения ДНК позволяют использовать её в качестве свидетеля и улики?

Нам предстоит сегодня выяснить особенности строения нуклеиновых кислот и их функции, по ходу изучения нового материала вы будете составлять опopный конспект в тетради.

1. Структура молекулы ДНК:

Учитель: В 1869 г. Иоганн Фридрих Мишер открывает новое вещество. Оно получает название от лат. “нуклеус” - ядро – нуклеин.

Позже Мишер определил, что это вещество обладает кислотными свойствами, название изменилось: нуклеиновая кислота. Мы начинаем свой разговор о нуклеиновой кислоте – это ДНК.

Вопросы классу:

Расшифруйте название ДНК.

Выясним общие особенности строения ДНК, как органического вещества.

Выполните задание №1 по карточке к уроку.

Выполните задание №2 по карточке к уроку.

Карточка с заданиями к уроку:

Задание №1

К биополимерам относятся:

А. Полисахариды.
Б. Крахмал.
В. ДНК.
Г. Глюкоза.
Д. Рибоза.
Е. РНК.

Задание №2

Белок – это полипептид=нуклеиновая кислота-…?

А. Полисахарид.
Б. Полиамид.
В. Полинуклеотид.
Г. Поливинилхлорид.

Вопросы к классу:

Обратите внимание на файлы: Что за модели у вас на столах?

Как называются мономеры ДНК исходя из названия полимера?

Рассмотрите один нуклеотид. Из скольких частей он состоит?

Какие части одинаковы с другими нуклеотидами?

Какие вещества входят в состав дезоксирибонуклеотидов?

Сколько типов различных частей в составе ДНК?

4 типа азотистых оснований:

Аденин (А) – нуклеотид адениловый.

Тимин (Т) – нуклеотид тимидиловый.

Гуанин (Г) – нуклеотид гуаниловый.

Цитозин (Ц) – нуклеотид цитидиловый.

Учитель: Вернёмся к истории открытия строения молекулы: В 1951г. В Англию, в Кембридж, на стажировку приезжает молодой американский биохимик Джеймс Уотсон. Он знакомится с английским физиком Френсисом Криком. Они начинают работу над расшифровкой особенностей строения ДНК. Нужно отметить, что это открытие - совместный труд многих учёных.

Обратите внимание на раздаточный материал. Просмотрите данные, которыми обладали Крик и Уотсон на начало своей работы.

Карточка с заданиями к уроку:

Задание №3

Прочитайте данные, которыми обладали Д.Уотсон и Ф. Крик на момент своего открытия и с помощью моделей нуклеотидов воспроизведите участок молекулы ДНК:

  1. ДНК – вещество наследственности.
  2. Открытие Эрвина Чаргаффа: в структуре любого образца ДНК наблюдалось чёткое соответствие аденина и тимина, гуанина и цитозина.
  3. Получена рентгенограмма структуры ДНК Розалин Франклин и Морисом Уилкинсом в Королевском колледже в Лондоне.

Обратите внимание на модели и попробуйте, опираясь на данные раздаточного материала, составить модель фрагмента молекулы ДНК. (Работа по моделированию в группах по 4 человека. Учащиеся выполняют сначала на столах, затем одна из групп на доске).

Рисунок 1 “Модели нуклеотидов”.

Учитель: ДНК в организме имеет длину до 1 м. Какая структура более компактна? (Учащиеся выдвигают предположения).

Учитель: 1951г. Ф. Крик вбежал в лабораторию со словами: “Это не просто спираль- это двойная спираль!”.

(На доску вывешивается таблица: Строение ДНК).

1953г. 25 апреля учёные опубликовали статью в журнале “Nature”: 900 слов, которые совершили переворот в науке и положили начало генной инженерии. За своё открытие учёные получили Нобелевскую премию (1962г.)

Модель проста, красива и она отвечает на все вопросы [2].

Какие особенности строения вы можете отметить по модели?

А соответствует Т, Г соответствует Ц и наоборот.

Как называется это правило? Верно. Правило комплементарности. У этого правила есть ещё одно название. Посмотрите раздаточный материал и скажите, в честь какого учёного оно называется? Обратите внимание, что азотистые основания связаны водородными связями: аденин и тимин - двумя, гуанин и цитозин - трёмя.

У кого в моделях получилась другая последовательность?

В различных организмах последовательность одинакова? (Нет. Она уникальна).

Какую ещё особенность вы заметили?

3\\\'________ 5\\\'

5\\\'________ 3\\\'

Цепи антипараллельны.

Давайте повторим, что мы узнали на уроке о ДНК и проверим правильность ваших опopных конспектов.

III. Закрепление:

Классу задаются вопросы, ответы в виде схем опор прикрепляются на магнитную доску.

Расшифруйте название ДНК.

Какова структура молекулы ДНК?

Что является мономером ДНК?

Из каких частей состоит дезоксирибонуклеотид?

Какие части дезоксирибонуклеотидов различны?

Сколько азотистых оснований входит в состав? Соедините их по правилу комплементарности. Какими связями связаны азотистые основания?

Дайте определение ДНК.

Почему ДНК можно использовать в качестве улики и свидетеля?

Как защищена информация в ДНК?

Какие функции соответствуют такому строению?

Решите задачу: Дана последовательность фрагмента одной цепи ДНК, достройте вторую:

АТТГЦАГЦТААТГ

2. Сравнение молекул нуклеиновых кислот:

Проанализируйте таблицу и выделите особенности строения ДНК и РНК.

Раздаточный материал на столах учащихся

Таблица [3]

 

ДНК

РНК

Структура

Двойная спираль

Различна для разных РНК.

Количество цепей

Две

Одна

Азотистые основания в нуклеотидах

Аденин, цитозин, гуанин, тимин

Аденин, цитозин, урацил, гуанин

Моносахариды в нуклеотидах

Дезоксирибоза

Рибоза

Функции

Сохранение и передача в ряду поколений генетической информации

Участвует в синтезе белка: и-РНК передаёт информацию о структуре белка от ДНК, р-РНК входит в состав рибосом, т-РНК – трaнcпортирует молекулы аминокислот к рибосомам

Задание классу:

С помощью схем опор воспроизведите на доске особенности молекул РНК:

РНК – рибонуклеиновая кислота.

Мономер - рибонуклеотид.

Азотистые основания – А, У, Ц, Г.

Виды РНК – и-РНК, т-РНК, р-РНК.

Основная функция – биосинтез белка.

Итоги урока.

Рефлексия.

Кто узнал на уроке что-то новое?

Кто считает, что повторил ранее изученное?

Где вам могут пригодиться знания о ДНК в повседневной жизни?

IV. Домашнее задание: §12 учебника А. А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника Общая биология 10-11 класс, М., “Дрофа”, 2005; составьте и решите задачу на правило комплементарности.

Творческие задания:

  1. Как технически осуществить ДНК анализ?
  2. Составьте синквейн по теме ДНК.

Список литературы:

  1. Аванта +. Биология. Энциклопедия для детей том 2. М., Аванта +, 2003.
  2. Я иду на урок химии 10-11 класс. Книга для учителя под ред. Блохиной О. Изд. 1 сентября, 2003.
  3. Донецкая Э.Г. Тетрадь с печатной основой для учащихся 11 класса. Саратов: изд. “Лицей”, 2001
  4. Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учебник: Общая биология 10-11 класс, М., “Дрофа”, 2005.



Комментарии:

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

20 01 2025 14:18:49

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

19 01 2025 3:53:16

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

18 01 2025 4:22:14

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

17 01 2025 13:48:34

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы


    Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

      Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....

16 01 2025 20:41:24

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

15 01 2025 6:16:20

Конспект открытого урока биологии в 7-м классе


    Конспект открытого урока биологии в 7-м классе

      Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....

14 01 2025 7:49:29

Методическая разработка урока "Иммунитет"


    Методическая разработка урока "Иммунитет"

      Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....

13 01 2025 0:38:42

Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека


    Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека

      Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....

12 01 2025 4:17:41

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

11 01 2025 20:59:43

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....

10 01 2025 23:24:12

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

      Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

09 01 2025 3:33:47

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

08 01 2025 2:15:23

Урок "Размножение и развитие птиц"


    Урок "Размножение и развитие птиц"

      Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...

07 01 2025 11:47:25

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

06 01 2025 4:39:52

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

05 01 2025 22:44:33

Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера


    Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера

      Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....

04 01 2025 6:11:17

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии

      Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....

03 01 2025 2:39:23

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

02 01 2025 22:53:15

Дидактический материал "Клетки представителей царств органического мира"

Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....

01 01 2025 1:31:49

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

31 12 2024 22:48:29

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

30 12 2024 22:10:48

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

29 12 2024 8:46:14

Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс

      В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....

28 12 2024 11:48:30

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"


    Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

      Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....

27 12 2024 6:35:26

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

26 12 2024 23:10:53

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....

25 12 2024 12:34:16

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

24 12 2024 12:56:53

Беседа "Раннецветущие растения"


    Беседа "Раннецветущие растения"

      Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....

23 12 2024 13:52:59

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

22 12 2024 21:32:21

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

21 12 2024 2:20:20

Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс


    Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс

      Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...

20 12 2024 22:48:33

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

19 12 2024 16:39:45

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

18 12 2024 12:21:51

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

17 12 2024 1:52:26

Качественное обучение – залог здоровья ученика


    Качественное обучение – залог здоровья ученика

      Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

16 12 2024 0:15:12

Почвенное питание растений Биология

Почвенное питание растений  Биология Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

15 12 2024 6:40:34

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

14 12 2024 2:49:52

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач


    Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

      Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....

13 12 2024 15:46:14

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

12 12 2024 11:44:59

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

11 12 2024 13:16:16

Размножение многоклеточных животных Биология

Размножение многоклеточных животных  Биология Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....

10 12 2024 3:56:51

Воспитание экологической культуры посредством краеведческого подхода

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....

09 12 2024 20:30:52

Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка"


    Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка"

      В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания. ...

08 12 2024 23:21:13

Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"


    Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"

      Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения". ...

07 12 2024 12:11:50

Мендель и основные закономерности генетики

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....

06 12 2024 14:46:42

Беседа «Ядовитые растения»


    Беседа «Ядовитые растения»

      Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....

05 12 2024 4:35:24

Особенности селекции растений


    Особенности селекции растений

      Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

04 12 2024 18:15:32

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

03 12 2024 22:49:14

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности


    Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

      Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

02 12 2024 13:14:14

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::