Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"

Цель: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме.

Задачи урока:

  1. Образовательные: раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) ; определить черты сходства и различия нуклеиновых кислот.
  1. Развивающие: развивать умения сравнивать, сопоставлять, анализировать полученную информацию, составлять общую хаpaктеристику нуклеиновых кислот, работать с моделями.
  2. Воспитательные: умение работать в группах, развитие коммуникативных навыков; личностная значимость и пpaктическое значение данного материала.

Оборудование: таблица по общей биологии “ДНК”, модели нуклеотидов на доске и раздаточный материал у учащихся, карточки с заданиями и материал для анализа для учащихся.

Тип урока: по дидактическим целям: комбинированный; по методам обучения: проблемный.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление.

IV. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Учащиеся готовятся и настраиваются на работу.

II. Изучение нового материала:

Учитель:

Сегодняшний урок о нуклеиновых кислотах мы начнём с интриги.

(На доске тема урока и запись: ДНК – улика и свидетель).

В 1984г. Британский генетик Алик Джеффрис предложил использовать структуру ДНК в качестве биохимических “отпечатков пальцев”. В 1998г. этот метод помог отвергнуть претензии одной дамы, объявившей себя дочерью известного французского певца Ива Монтана [1].

Постановка проблемы:

Какие особенности строения ДНК позволяют использовать её в качестве свидетеля и улики?

Нам предстоит сегодня выяснить особенности строения нуклеиновых кислот и их функции, по ходу изучения нового материала вы будете составлять опopный конспект в тетради.

1. Структура молекулы ДНК:

Учитель: В 1869 г. Иоганн Фридрих Мишер открывает новое вещество. Оно получает название от лат. “нуклеус” - ядро – нуклеин.

Позже Мишер определил, что это вещество обладает кислотными свойствами, название изменилось: нуклеиновая кислота. Мы начинаем свой разговор о нуклеиновой кислоте – это ДНК.

Вопросы классу:

Расшифруйте название ДНК.

Выясним общие особенности строения ДНК, как органического вещества.

Выполните задание №1 по карточке к уроку.

Выполните задание №2 по карточке к уроку.

Карточка с заданиями к уроку:

Задание №1

К биополимерам относятся:

А. Полисахариды.
Б. Крахмал.
В. ДНК.
Г. Глюкоза.
Д. Рибоза.
Е. РНК.

Задание №2

Белок – это полипептид=нуклеиновая кислота-…?

А. Полисахарид.
Б. Полиамид.
В. Полинуклеотид.
Г. Поливинилхлорид.

Вопросы к классу:

Обратите внимание на файлы: Что за модели у вас на столах?

Как называются мономеры ДНК исходя из названия полимера?

Рассмотрите один нуклеотид. Из скольких частей он состоит?

Какие части одинаковы с другими нуклеотидами?

Какие вещества входят в состав дезоксирибонуклеотидов?

Сколько типов различных частей в составе ДНК?

4 типа азотистых оснований:

Аденин (А) – нуклеотид адениловый.

Тимин (Т) – нуклеотид тимидиловый.

Гуанин (Г) – нуклеотид гуаниловый.

Цитозин (Ц) – нуклеотид цитидиловый.

Учитель: Вернёмся к истории открытия строения молекулы: В 1951г. В Англию, в Кембридж, на стажировку приезжает молодой американский биохимик Джеймс Уотсон. Он знакомится с английским физиком Френсисом Криком. Они начинают работу над расшифровкой особенностей строения ДНК. Нужно отметить, что это открытие - совместный труд многих учёных.

Обратите внимание на раздаточный материал. Просмотрите данные, которыми обладали Крик и Уотсон на начало своей работы.

Карточка с заданиями к уроку:

Задание №3

Прочитайте данные, которыми обладали Д.Уотсон и Ф. Крик на момент своего открытия и с помощью моделей нуклеотидов воспроизведите участок молекулы ДНК:

  1. ДНК – вещество наследственности.
  2. Открытие Эрвина Чаргаффа: в структуре любого образца ДНК наблюдалось чёткое соответствие аденина и тимина, гуанина и цитозина.
  3. Получена рентгенограмма структуры ДНК Розалин Франклин и Морисом Уилкинсом в Королевском колледже в Лондоне.

Обратите внимание на модели и попробуйте, опираясь на данные раздаточного материала, составить модель фрагмента молекулы ДНК. (Работа по моделированию в группах по 4 человека. Учащиеся выполняют сначала на столах, затем одна из групп на доске).

Рисунок 1 “Модели нуклеотидов”.

Учитель: ДНК в организме имеет длину до 1 м. Какая структура более компактна? (Учащиеся выдвигают предположения).

Учитель: 1951г. Ф. Крик вбежал в лабораторию со словами: “Это не просто спираль- это двойная спираль!”.

(На доску вывешивается таблица: Строение ДНК).

1953г. 25 апреля учёные опубликовали статью в журнале “Nature”: 900 слов, которые совершили переворот в науке и положили начало генной инженерии. За своё открытие учёные получили Нобелевскую премию (1962г.)

Модель проста, красива и она отвечает на все вопросы [2].

Какие особенности строения вы можете отметить по модели?

А соответствует Т, Г соответствует Ц и наоборот.

Как называется это правило? Верно. Правило комплементарности. У этого правила есть ещё одно название. Посмотрите раздаточный материал и скажите, в честь какого учёного оно называется? Обратите внимание, что азотистые основания связаны водородными связями: аденин и тимин - двумя, гуанин и цитозин - трёмя.

У кого в моделях получилась другая последовательность?

В различных организмах последовательность одинакова? (Нет. Она уникальна).

Какую ещё особенность вы заметили?

3\\\'________ 5\\\'

5\\\'________ 3\\\'

Цепи антипараллельны.

Давайте повторим, что мы узнали на уроке о ДНК и проверим правильность ваших опopных конспектов.

III. Закрепление:

Классу задаются вопросы, ответы в виде схем опор прикрепляются на магнитную доску.

Расшифруйте название ДНК.

Какова структура молекулы ДНК?

Что является мономером ДНК?

Из каких частей состоит дезоксирибонуклеотид?

Какие части дезоксирибонуклеотидов различны?

Сколько азотистых оснований входит в состав? Соедините их по правилу комплементарности. Какими связями связаны азотистые основания?

Дайте определение ДНК.

Почему ДНК можно использовать в качестве улики и свидетеля?

Как защищена информация в ДНК?

Какие функции соответствуют такому строению?

Решите задачу: Дана последовательность фрагмента одной цепи ДНК, достройте вторую:

АТТГЦАГЦТААТГ

2. Сравнение молекул нуклеиновых кислот:

Проанализируйте таблицу и выделите особенности строения ДНК и РНК.

Раздаточный материал на столах учащихся

Таблица [3]

 

ДНК

РНК

Структура

Двойная спираль

Различна для разных РНК.

Количество цепей

Две

Одна

Азотистые основания в нуклеотидах

Аденин, цитозин, гуанин, тимин

Аденин, цитозин, урацил, гуанин

Моносахариды в нуклеотидах

Дезоксирибоза

Рибоза

Функции

Сохранение и передача в ряду поколений генетической информации

Участвует в синтезе белка: и-РНК передаёт информацию о структуре белка от ДНК, р-РНК входит в состав рибосом, т-РНК – трaнcпортирует молекулы аминокислот к рибосомам

Задание классу:

С помощью схем опор воспроизведите на доске особенности молекул РНК:

РНК – рибонуклеиновая кислота.

Мономер - рибонуклеотид.

Азотистые основания – А, У, Ц, Г.

Виды РНК – и-РНК, т-РНК, р-РНК.

Основная функция – биосинтез белка.

Итоги урока.

Рефлексия.

Кто узнал на уроке что-то новое?

Кто считает, что повторил ранее изученное?

Где вам могут пригодиться знания о ДНК в повседневной жизни?

IV. Домашнее задание: §12 учебника А. А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника Общая биология 10-11 класс, М., “Дрофа”, 2005; составьте и решите задачу на правило комплементарности.

Творческие задания:

  1. Как технически осуществить ДНК анализ?
  2. Составьте синквейн по теме ДНК.

Список литературы:

  1. Аванта +. Биология. Энциклопедия для детей том 2. М., Аванта +, 2003.
  2. Я иду на урок химии 10-11 класс. Книга для учителя под ред. Блохиной О. Изд. 1 сентября, 2003.
  3. Донецкая Э.Г. Тетрадь с печатной основой для учащихся 11 класса. Саратов: изд. “Лицей”, 2001
  4. Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учебник: Общая биология 10-11 класс, М., “Дрофа”, 2005.



Комментарии:

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

      Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

04 12 2025 5:54:37

Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии


    Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

      В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....

03 12 2025 20:10:40

Экологический учебный проект "Райский сад"


    Экологический учебный проект "Райский сад"

      Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

02 12 2025 16:59:21

Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся


    Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

      Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....

01 12 2025 5:23:21

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....

30 11 2025 13:59:48

Урок биологии по теме «Общая хаpaктеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

29 11 2025 10:35:58

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....

28 11 2025 8:38:12

Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"


    Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"

      Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...

27 11 2025 16:40:21

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

26 11 2025 2:45:47

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

25 11 2025 13:38:19

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....

24 11 2025 6:31:46

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

23 11 2025 5:23:23

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

22 11 2025 16:24:30

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

21 11 2025 16:24:56

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

20 11 2025 20:47:17

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

      Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

19 11 2025 16:30:58

Законы генетики

Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...

18 11 2025 18:12:23

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

      Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

17 11 2025 2:22:49

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

16 11 2025 9:39:32

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

15 11 2025 21:18:27

Органы. Системы органов. 8-й класс


    Органы. Системы органов. 8-й класс

      Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....

14 11 2025 4:13:38

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

13 11 2025 17:47:14

Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"


    Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"

      Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....

12 11 2025 12:55:24

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

11 11 2025 21:25:52

Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"


    Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"

      Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....

10 11 2025 22:59:48

Урок биологии по теме "Анализаторы"


    Урок биологии по теме "Анализаторы"

      Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....

09 11 2025 3:39:21

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

08 11 2025 11:12:27

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии


    Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

      Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

07 11 2025 21:40:27

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

06 11 2025 9:42:32

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....

05 11 2025 8:33:48

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

04 11 2025 1:52:54

Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс


    Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

      Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....

03 11 2025 22:12:41

Тема урока: "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....

02 11 2025 20:39:11

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

01 11 2025 22:54:46

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

31 10 2025 10:48:34

Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"


    Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"

      Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....

30 10 2025 18:19:55

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

29 10 2025 3:50:18

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"

      Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....

28 10 2025 15:48:53

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

27 10 2025 21:53:24

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

26 10 2025 7:22:18

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

25 10 2025 1:43:24

Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс


    Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс

      Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...

24 10 2025 0:52:26

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс


    Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

      Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

23 10 2025 9:48:12

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

22 10 2025 18:45:29

Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

21 10 2025 15:47:10

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии


    Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

      Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

20 10 2025 21:42:30

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

19 10 2025 20:11:40

Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"


    Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"

      На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....

18 10 2025 21:48:34

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

17 10 2025 6:53:14

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

16 10 2025 8:39:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::