Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"

Цель: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме.

Задачи урока:

  1. Образовательные: раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК и РНК); определить черты сходства и различия нуклеиновых кислот.
  1. Развивающие: развивать умения сравнивать, сопоставлять, анализировать полученную информацию, составлять общую характеристику нуклеиновых кислот, работать с моделями.
  2. Воспитательные: умение работать в группах, развитие коммуникативных навыков; личностная значимость и практическое значение данного материала.

Оборудование: таблица по общей биологии “ДНК”, модели нуклеотидов на доске и раздаточный материал у учащихся, карточки с заданиями и материал для анализа для учащихся.

Тип урока: по дидактическим целям: комбинированный; по методам обучения: проблемный.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление.

IV. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Учащиеся готовятся и настраиваются на работу.

II. Изучение нового материала:

Учитель:

Сегодняшний урок о нуклеиновых кислотах мы начнём с интриги.

(На доске тема урока и запись: ДНК – улика и свидетель).

В 1984г. Британский генетик Алик Джеффрис предложил использовать структуру ДНК в качестве биохимических “отпечатков пальцев”. В 1998г. этот метод помог отвергнуть претензии одной дамы, объявившей себя дочерью известного французского певца Ива Монтана [1].

Постановка проблемы:

Какие особенности строения ДНК позволяют использовать её в качестве свидетеля и улики?

Нам предстоит сегодня выяснить особенности строения нуклеиновых кислот и их функции, по ходу изучения нового материала вы будете составлять опорный конспект в тетради.

1. Структура молекулы ДНК:

Учитель: В 1869 г. Иоганн Фридрих Мишер открывает новое вещество. Оно получает название от лат. “нуклеус” - ядро – нуклеин.

Позже Мишер определил, что это вещество обладает кислотными свойствами, название изменилось: нуклеиновая кислота. Мы начинаем свой разговор о нуклеиновой кислоте – это ДНК.

Вопросы классу:

Расшифруйте название ДНК.

Выясним общие особенности строения ДНК, как органического вещества.

Выполните задание №1 по карточке к уроку.

Выполните задание №2 по карточке к уроку.

Карточка с заданиями к уроку:

Задание №1

К биополимерам относятся:

А. Полисахариды.
Б. Крахмал.
В. ДНК.
Г. Глюкоза.
Д. Рибоза.
Е. РНК.

Задание №2

Белок – это полипептид=нуклеиновая кислота-…?

А. Полисахарид.
Б. Полиамид.
В. Полинуклеотид.
Г. Поливинилхлорид.

Вопросы к классу:

Обратите внимание на файлы: Что за модели у вас на столах?

Как называются мономеры ДНК исходя из названия полимера?

Рассмотрите один нуклеотид. Из скольких частей он состоит?

Какие части одинаковы с другими нуклеотидами?

Какие вещества входят в состав дезоксирибонуклеотидов?

Сколько типов различных частей в составе ДНК?

4 типа азотистых оснований:

Аденин (А) – нуклеотид адениловый.

Тимин (Т) – нуклеотид тимидиловый.

Гуанин (Г) – нуклеотид гуаниловый.

Цитозин (Ц) – нуклеотид цитидиловый.

Учитель: Вернёмся к истории открытия строения молекулы: В 1951г. В Англию, в Кембридж, на стажировку приезжает молодой американский биохимик Джеймс Уотсон. Он знакомится с английским физиком Френсисом Криком. Они начинают работу над расшифровкой особенностей строения ДНК. Нужно отметить, что это открытие - совместный труд многих учёных.

Обратите внимание на раздаточный материал. Просмотрите данные, которыми обладали Крик и Уотсон на начало своей работы.

Карточка с заданиями к уроку:

Задание №3

Прочитайте данные, которыми обладали Д.Уотсон и Ф. Крик на момент своего открытия и с помощью моделей нуклеотидов воспроизведите участок молекулы ДНК:

  1. ДНК – вещество наследственности.
  2. Открытие Эрвина Чаргаффа: в структуре любого образца ДНК наблюдалось чёткое соответствие аденина и тимина, гуанина и цитозина.
  3. Получена рентгенограмма структуры ДНК Розалин Франклин и Морисом Уилкинсом в Королевском колледже в Лондоне.

Обратите внимание на модели и попробуйте, опираясь на данные раздаточного материала, составить модель фрагмента молекулы ДНК. (Работа по моделированию в группах по 4 человека. Учащиеся выполняют сначала на столах, затем одна из групп на доске).

Рисунок 1 “Модели нуклеотидов”.

Учитель: ДНК в организме имеет длину до 1 м. Какая структура более компактна? (Учащиеся выдвигают предположения).

Учитель: 1951г. Ф. Крик вбежал в лабораторию со словами: “Это не просто спираль- это двойная спираль!”.

(На доску вывешивается таблица: Строение ДНК).

1953г. 25 апреля учёные опубликовали статью в журнале “Nature”: 900 слов, которые совершили переворот в науке и положили начало генной инженерии. За своё открытие учёные получили Нобелевскую премию (1962г.)

Модель проста, красива и она отвечает на все вопросы [2].

Какие особенности строения вы можете отметить по модели?

А соответствует Т, Г соответствует Ц и наоборот.

Как называется это правило? Верно. Правило комплементарности. У этого правила есть ещё одно название. Посмотрите раздаточный материал и скажите, в честь какого учёного оно называется? Обратите внимание, что азотистые основания связаны водородными связями: аденин и тимин - двумя, гуанин и цитозин - трёмя.

У кого в моделях получилась другая последовательность?

В различных организмах последовательность одинакова? (Нет. Она уникальна).

Какую ещё особенность вы заметили?

3\'________ 5\'

5\'________ 3\'

Цепи антипараллельны.

Давайте повторим, что мы узнали на уроке о ДНК и проверим правильность ваших опорных конспектов.

III. Закрепление:

Классу задаются вопросы, ответы в виде схем опор прикрепляются на магнитную доску.

Расшифруйте название ДНК.

Какова структура молекулы ДНК?

Что является мономером ДНК?

Из каких частей состоит дезоксирибонуклеотид?

Какие части дезоксирибонуклеотидов различны?

Сколько азотистых оснований входит в состав? Соедините их по правилу комплементарности. Какими связями связаны азотистые основания?

Дайте определение ДНК.

Почему ДНК можно использовать в качестве улики и свидетеля?

Как защищена информация в ДНК?

Какие функции соответствуют такому строению?

Решите задачу: Дана последовательность фрагмента одной цепи ДНК, достройте вторую:

АТТГЦАГЦТААТГ

2. Сравнение молекул нуклеиновых кислот:

Проанализируйте таблицу и выделите особенности строения ДНК и РНК.

Раздаточный материал на столах учащихся

Таблица [3]

 

ДНК

РНК

Структура

Двойная спираль

Различна для разных РНК.

Количество цепей

Две

Одна

Азотистые основания в нуклеотидах

Аденин, цитозин, гуанин, тимин

Аденин, цитозин, урацил, гуанин

Моносахариды в нуклеотидах

Дезоксирибоза

Рибоза

Функции

Сохранение и передача в ряду поколений генетической информации

Участвует в синтезе белка: и-РНК передаёт информацию о структуре белка от ДНК, р-РНК входит в состав рибосом, т-РНК – транспортирует молекулы аминокислот к рибосомам

Задание классу:

С помощью схем опор воспроизведите на доске особенности молекул РНК:

РНК – рибонуклеиновая кислота.

Мономер - рибонуклеотид.

Азотистые основания – А, У, Ц, Г.

Виды РНК – и-РНК, т-РНК, р-РНК.

Основная функция – биосинтез белка.

Итоги урока.

Рефлексия.

Кто узнал на уроке что-то новое?

Кто считает, что повторил ранее изученное?

Где вам могут пригодиться знания о ДНК в повседневной жизни?

IV. Домашнее задание: §12 учебника А. А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника Общая биология 10-11 класс, М., “Дрофа”, 2005; составьте и решите задачу на правило комплементарности.

Творческие задания:

  1. Как технически осуществить ДНК анализ?
  2. Составьте синквейн по теме ДНК.

Список литературы:

  1. Аванта +. Биология. Энциклопедия для детей том 2. М., Аванта +, 2003.
  2. Я иду на урок химии 10-11 класс. Книга для учителя под ред. Блохиной О. Изд. 1 сентября, 2003.
  3. Донецкая Э.Г. Тетрадь с печатной основой для учащихся 11 класса. Саратов: изд. “Лицей”, 2001
  4. Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учебник: Общая биология 10-11 класс, М., “Дрофа”, 2005.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс

Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....

29 07 2021 8:29:44

"Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"

Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....

29 07 2021 16:50:23

Тема: «Многообразие насекомых»

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить характерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....

29 07 2021 22:53:15

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

29 07 2021 16:29:41

Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"

На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употреблять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....

29 07 2021 17:38:11

Ролевая игра "Однажды в одном организме…"

Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....

29 07 2021 11:58:40

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

29 07 2021 1:15:24

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном пространстве. ...

29 07 2021 1:38:43

Доказательства эволюции

Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

29 07 2021 10:31:28

Из опыта работы экологического клуба

Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

29 07 2021 15:37:44

Викторина по биологии "Что? Где? Когда?"

В ходе урока происходит воспитание навыков работы в команде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....

29 07 2021 12:49:28

Обобщающий урок по биологии по теме "Покрытосеменные растения"

Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме « Покрытосеменные растения»....

29 07 2021 9:18:29

Интерактивные методы на уроках биологии

Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме " Членистоногие"....

29 07 2021 8:41:24

Движение живых организмов Биология

Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

29 07 2021 16:17:15

Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов

Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...

29 07 2021 20:15:58

«Рациональное питание». 8-й класс

Учащиеся осознают значение рационального питания, материала « Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

29 07 2021 21:50:45

Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"

Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отрабатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и практически доказуема. Отрабатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...

29 07 2021 14:22:53

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

29 07 2021 0:14:37

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

29 07 2021 15:45:22

Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"

Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....

29 07 2021 14:30:36

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок Ц Н С, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....

29 07 2021 9:26:52

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

Урок является обобщающим по теме « Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче Е Г Э по биологии....

29 07 2021 9:36:52

Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"

В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии " Человек", 8-й класс по учебнику Н. И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С. И. Заир- Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления). ...

29 07 2021 0:48:45

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н. И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

29 07 2021 23:50:41

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы « Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

29 07 2021 15:39:14

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

29 07 2021 13:38:11

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

29 07 2021 19:51:31

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

29 07 2021 13:25:45

Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"

Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека. ...

29 07 2021 19:38:35

Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых)

Представлены программа и методическая пособие " Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме " Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия " Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...

29 07 2021 16:32:54

Основные процессы жизнедеятельности простейших

В статье представлена разработка урока по данной теме. ...

29 07 2021 7:40:59

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина " Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами " Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

29 07 2021 3:35:17

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

29 07 2021 0:24:44

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....

29 07 2021 14:33:29

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям неблагоприятных факторов среды....

29 07 2021 23:17:12

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему " Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употребления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

29 07 2021 18:52:55

Естественный отбор: значение, источники и классификация

Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом неблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....

29 07 2021 1:57:59

Органы и системы органов животных

Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....

29 07 2021 5:27:37

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и полового типов размножения....

29 07 2021 22:48:39

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

29 07 2021 19:52:49

Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма

Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...

29 07 2021 23:39:48

Мендель и основные закономерности генетики

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....

29 07 2021 8:17:31

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

29 07 2021 23:52:36

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему « Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

29 07 2021 22:36:55

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

29 07 2021 11:58:16

Многообразие земноводных

Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, И К Т-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

29 07 2021 20:10:25

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

Мною разработан цикл уроков по курсу " Животные", которые включают в себя разделы программы " Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок " Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

29 07 2021 10:58:50

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

29 07 2021 8:23:22

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию " Обучение в сотрудничестве" и " Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

29 07 2021 20:55:32

Заседание клуба "БИО"

Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....

29 07 2021 5:44:51

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)