Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"
Приложение Слайд 1.
Цель: проведение исследований процессов жизнедеятельности лягушки.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с представителями класса Амфибии.
- Изучить внешнее строение тела лягушки, особенности жизни в разных средах.
- Провести исследование процессов жизнедеятельности.
- Продолжить развитие навыков работы с различными источниками информации.
Оборудование: плакат “Внешнее строение тела лягушки”, карточки-задания, мультимедийный проектор, аквариумы (4 шт.), живые лягушки (4 шт), часы, камертон, деревянные палочки, бусинка на нитке, живые дождевые червяки (4 шт.).
ХОД УРОКА
Учитель: Вы когда-нибудь задавали себе
вопрос, как изучить огромный, разнообразный,
многоликий окружающий нас мир?
Через усвоение готовой информации или через
другие способы и приемы, на мой взгляд, более
интересные для исследовательской природы
человека: наблюдению и умению самостоятельно
сделать вывод и описать явление учатся еще в
школе?
Я приглашаю вас к исследованию. У меня есть очень
интересный объект для наблюдения. И он не один.
Наше занятие я предлагаю начать с выполнения
задания. Для этого у вас на партах приготовлены
карточки. В карточке вы читаете текст, прочитав
предложение, вы определяете: знакомая ли это для
вас информация, новая или вызывает вопросы.
Прочитав предложение и определив его смысл, вы
ставите знак
\"+\" – знакомая информация;
\"!\" – новая информация;
\"?\" – возникший вопрос.
Приложение Слайд 2.
Задание 1.
Карточка № 1.
№ |
Текст |
Знак |
1. |
Земноводные или амфибии – это первые позвоночные животные, предки которых 350 млн. лет назад вышли из воды на сушу и приспособились к наземным условиям жизни. |
|
2. |
В наше время известно около 3.000 амфибий. |
|
3. |
Класс земноводные подразделяют на отряды: хвостатые (тритоны, ящерицы), бесхвостые (лягушки, жабы) и безногие (червяги). |
|
4. |
Кожа земноводных гoлая и всегда порыта слизью, выделяемой многочисленными кожными железами. |
|
5. |
Земноводные откладывают икринки в воде, из которых появляются личинки (головастики), они проходят сложный цикл развития с превращением (метаморфоз) во взрослую особь и выходят на сушу. |
|
– Ребята, вам была знакома эта информация?
– Вы узнали что-нибудь новое?
– А какие вопросы у вас появились?
Приложение Слайд 3.
Рассказ учителя: Лягушки относятся к
классу амфибии или земноводные. Термин амфибии
– греческое слово, означает “двоякоживущие”.
Термин земноводные – русское
слово, содержит в себе название сред, где обитают
эти животные.
Амфибии обитают:
1. В водной среде – те, у кого более развито кожное
дыхание.
2. В наземно-воздушной среде – те, у кого более
развито легочное дыхание.
У нас же объект особенный.
Установить эти особенности – наша с вами задача.
Данный вид амфибий относится к шпорцевым
лягушкам.Они живут только в водной среде.Обитают
в пресных, чистых водах, в странах Южной Америки и
Африки.
Шпорцевые лягушки имеют отличительные
особенности от других видов.
Приложение Слайд 4.
Задание 2. Давайте рассмотрим внешнее строение тела лягушки:
- Форма тела – обтекаемая, что позволяет отлично передвигаться в воде.
- Посмотрите на кожу лягушки. Какое значение она имеет в жизни лягушки. (Кожа богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает от более крупных врагов.)
- Назовите отделы тела: – голова; туловище; конечности.
- Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза (имеют ли они веки), уши – баpaбанные перепонки, рот. Что мы наблюдаем?
- Рассмотрим переднюю и задание конечности. Чем они отличаются. На задних конечностях между пальцами находятся перепонки, которые имеют большое значение для передвижения в воде.
- Мы наблюдали за лягушками в воде. Скажите, активно ли они себя ведут или пассивно?
- Как выдумаете, от каких факторов среды зависит активность лягушек? (От t, влажности воздуха, химического состава среды.)
Приложение Слайд 5.
Задание 3. Сейчас мы переходим к исследованию. Для этого возьмите карточку № 2.Работать вы будете по группам. У каждой группы свое наблюдение. Прочитайте задание № 1, проведите наблюдение и запишите его в карточку в 3 столбик.
Приложение Слайд 6.
Карточка № 2.
№ группы |
Наблюдения |
Что наблюдали |
№ 1. | 1. Особенности дыхания. –
Пронаблюдайте, сколько раз в минуту лягушка
поднимается к поверхности воды для
осуществления вдоха. |
|
2. Способ питания. – Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания. |
||
№ 2. | 1. Реакция на приближающийся предмет. –
Пронаблюдайте за поведением лягушки, погружая
предмет в воду. |
|
2. Способ питания. – Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания. |
||
№ 3. | 1. Реакция на звук. – Поднесите
камертон к аквариуму и ударьте по нему несколько
раз молоточком. |
|
2. Способ питания. – Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания. |
||
№ 4. | 1. Реакция на бусинку. – Пронаблюдайте за поведением лягушки, после опускания в аквариум бусинки. |
|
2. Способ питания. – Покормите лягушку и пронаблюдайте за процессом питания. |
– Сейчас мы послушаем, что наблюдала каждая группа, и сделаем выводы о процессах жизнедеятельности лягушки.
Приложение Слайд 7.
Задание 4. Для того, чтобы обобщить материал нашего урока, расставить все акценты на главном, не забыть о важном и второстепенном, предлагаю выполнить следующее задание.
Название вида – Шпорцевая лягушка
Представитель класса – ___________
Среда обитания – ________________
Форма тела – ____________________
Тело покрыто – __________________
Зрение – ________________________
Обоняние – _____________________
Слух – _________________________
Способ питания – ________________
Дыхание – __________ и __________
– Завершая наш урок, хочется сказать, что мы достигли цели. Мы провели исследование процессов жизнедеятельности лягушки.
Приложение Слайд 8.
Задание 5. Сейчас я предлагаю вам выполнить синквейн, т.е. написать пятистрочное сочинение о нашем уроке (или о лягушке).
- Одно существительное – Урок.
- Два прилагательных (какой) – ___________, _____________.
- Три глагола (чему научились) – _________, ___________ и ________.
- Ваше состояние на уроке (одно предложение) – __________________.
- Ваши пожелания – __________________________________________.
Комментарии:
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
28 03 2024 23:16:56
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
27 03 2024 12:51:12
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
26 03 2024 0:29:21
Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....
25 03 2024 12:49:42
Сознание человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....
24 03 2024 15:24:29
Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....
23 03 2024 14:32:52
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
22 03 2024 21:19:21
Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....
21 03 2024 17:12:19
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
20 03 2024 6:49:42
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
19 03 2024 6:56:13
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
18 03 2024 20:28:18
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами. ...
17 03 2024 8:18:30
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...
16 03 2024 19:23:18
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
15 03 2024 14:45:20
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
14 03 2024 11:39:15
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
13 03 2024 21:52:45
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
12 03 2024 8:19:42
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
11 03 2024 23:40:12
Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....
10 03 2024 22:25:38
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа. ...
09 03 2024 4:53:59
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...
08 03 2024 14:17:27
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
07 03 2024 9:14:18
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
06 03 2024 5:40:53
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...
05 03 2024 4:35:12
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...
04 03 2024 6:41:43
Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....
03 03 2024 3:11:25
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
02 03 2024 2:45:40
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
01 03 2024 17:37:38
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
29 02 2024 9:45:19
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
28 02 2024 6:39:51
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
27 02 2024 23:51:24
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
26 02 2024 10:47:57
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ. ...
25 02 2024 4:49:25
Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....
24 02 2024 19:58:11
Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...
23 02 2024 22:50:15
Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....
22 02 2024 22:29:43
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
21 02 2024 16:34:44
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
20 02 2024 16:28:53
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
19 02 2024 0:18:52
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
18 02 2024 21:38:49
Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные. ...
17 02 2024 6:46:58
В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....
16 02 2024 1:11:38
Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....
15 02 2024 10:18:33
В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах. ...
14 02 2024 13:35:38
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
13 02 2024 3:19:23
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
12 02 2024 4:56:46
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
11 02 2024 8:12:24
Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....
10 02 2024 2:27:12
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
09 02 2024 7:41:43
Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....
08 02 2024 17:30:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::