Урок на тему "Как питаются паразиты" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок на тему "Как питаются паразиты"


    Урок на тему "Как питаются паразиты"

Цель: Изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.

Задачи:

  1. Формирование умений решать проблемно-поисковые задачи, развивающие системное мышление, умение работать с рисунками, живыми и фиксированными объектами.
  2. Формирование экологических понятий: пищевая связь – “паразит-хозяин”, и его роли в регулировании численности других живых организмов, паразитизм как способ питания, организм как среда обитания.
  3. Знакомство с общебиологическим понятием борьба за существование.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: Работа в группах.

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, фронтальная беседа, работа с учебником, рисунками, живыми и фиксированными объектами, использование ИКТ и рисуночное письмо (пиктограммы).

Материалы учеников: оценочный лист, маски, розовые и чёрные очки, ручка, тетрадь, учебник Т.С.Сухова, В.И.Строганов “Природа. Введение в биологию и экологию”, 5 класс.

Зрительный ряд: таблицы: “Грибы-паразиты”, “Плоские и круглые черви”, “Бактерии”, рисунки растений и животных паразитов, вырезка из газеты “Жизнь” №46// 2005. “Чужой”.

Раздаточный материал:

I группа:

  • Фиалка в горшке;
  • Рисунки: Повилика, Петров крест, Раффлезия Арнольда, Фикус – душитель.(см. приложение 1)

II группа:

  • гриб-трутовик на спиле дерева.
  • Рисунки: опята летние, ржавчинные и головневые грибы спорынья (см. приложение 2)

III группа :

  • Кальмар(влажный препарат)
  • Рисунки: вши, блохи, плоские и круглые черви.(см. приложение 3)

Оборудование: компьютер, СD-RОМ “Живая природа. Центр”, Презентация “Паразиты”

План урока

  1. Домашнее задание (на доске),
  2. Фронтальный опрос по предыдущей теме.
  3. Проверка домашнего задания (работа в группах).
  4. Мотивация (зачитать отрывок из “Книга для чтения по ботанике” Трайтак).
  5. Актуализация знаний. Целеполагание.
  6. Изучение нового материала: работа в группах с рисунками и объектами, как с источником новой информации по вопросам.
  7. Отчетное задание: общие признаки паразитов (решение поисковых задач, развивающих системное мышление).
  8. Физкультминутка.
  9. Рассказ о бактериях-паразитах, “человеке”-паразите.
  10. Роль паразитов.
  11. Опopный конспект.
  12. Закрепление и обобщение знаний (с использованием ИКТ).
  13. Подведение итогов.
  14. Д\з дополнение (рассказы о паразитах)
  15. Спасибо за урок, до свидания!

Введение

Ход урока: Тема урока закрыта на доске.

Приветствие. Рефлексия готовности к уроку с помощью ладошек.( Тыльная сторона кисти – не готов к уроку, ладонь – готов к уроку, ладонь горизантально – готов, но не совсем)

1. Домашнее задание: параграф 20.

2. Сегодня мне помогают консультанты 3-х групп.

3. Что мы с вами изучали на предыдущих уроках?

Давайте повторим пройденный материал, так как тема сегодняшнего урока связана с ним. Проверка домашнего задания по группам. Учащиеся группы задают по 2 вопроса другим группам.

4. Мотивация (отрывок из книги).

Прослушайте отрывок и определите, о каком организме идет речь.

“Раффлезия Арнольда” многолетнее бесхлорофильное растение, растущее на острове Суматра. Неподалеку от него трудно пройти, не заметив ее. Она дает о себе знать... отвратительным зловонием. Ее запах привлекает мух к жуков для опыления. Огромные цветки Раффлезии (иногда более 1 метра в диаметре) имеют 5 толстых лепестков красного цвета, с пятнами более светлого оттенка. У Раффлезии нет ни корней, ни хлорофилла, и ее существование полностью зависит от других растений”.

Ответы детей.

Определите, какая существует связь с предыдущими темами?

Ребята выдвигают предположения. Затем открывается на доске тема сегодняшнего урока: “Как питаются паразиты”.

5. Актуализация знаний. Целеполагание.

Как вы думаете, что мы должны рассмотреть и узнать на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение,

Мы будем продолжать учиться решать проблемно-поисковые задачи с использованием рисунков, живых и фиксированных объектов. Будем учиться определять пищевую связь паразит – хозяин и ее значение в борьбе за существование. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос “Нужны ли паразиты на Земле?”.

6. Изучение нового материала.

Кто такие паразиты? На доске вывешиваются термины: Паразит (“пара” – от греческого слова около, “ситос” – пища) – это живой организм, который обитает внутри тела хозяина или на теле и питается за счет хозяина.

А что за явление паразитизм? Это способ питания. (Просмотр презентации. См. Приложение).

Далее у нас работа в группах. У вас на столах в конвертах находится раздаточный материал и вопросы к теме:

  • О каких паразитах идет речь?
  • Какой организм лишний?
  • Признаки паразита?
  • Где или на чем паразитирует?
  • Нужны ли паразиты на Земле?

7. Отчет групп.

I группа – растения (показ фрагмента на СО-RОМ: повилика, петров крест и рисунки)

II группа – грибы (показ фрагмента на СО-RОМ: гриб чага и трутовик, таблица).

III группа – животные (таблица).

8. Физкультминутка.

9. Послушайте рассказ учителя и подумайте о каких бактериях идет речь. Еще в середине 19 в. врачи отрицали, что туберкулез легких или иначе – чахотка, вызывается бактериями, В 1882 г. немецкий ученый Кох сделал великое открытие – впервые выделил и описал возбудителя туберкулеза, их позже стали называть бациллой или палочкой Коха (бактерии – палочки).

Очень многие болезни человека и животных вызывают бактерии. Болезнетворные бактерии приспособились к жизни в живом организме. В благоприятных условиях они размножаются каждые 20 минут, т.е. через 5 часов из 1 бактерии будет 32768 бактерий.

Бактерии выделяют ядовитые вещества, отравляющие организм. Заражение исходит при контактах с больными или при употрeблении зараженной пищи или воды.

Скорость распространения повышается в местах скопления людей.

Болезнь “Чума” – одна из самых быстро распространенных болезней. Например: в 6 веке в Римской империи за 50 лет умерло 100 мил. Человек.

В результате регулярных пpeдoxpaнительных мер в нашей стране Чумы не наблюдалось уже давно.

Зато есть: дифтерия, столбняк, корь, ветрянка, ангина и т.д. Что бы вы не болели, следует ставить прививки.

А еще в природе очень редко встречается “человек”-паразит. Хотя так называют людей, которые хотят “прожить за счет других ничего не делая”.

В животе 5 летней дeвoчки жил близнец-вампир. Долгое время врачи были уверены, что у малышки paк, который не оперируется, и она обречена. Семья все – таки решилась на операцию. Когда врачи стали оперировать, они испытали ужас. Внутри дeвoчки жило существо похожее на человеческое. Его длинными жесткими, черными волосами было пронзена вся брюшная полость, а ножка этого существа пробила дыру в кишечнике, У прятавшегося внутри существа были: нога, желудок, голова, имевшая глаз, ухо, волосы, пуповина, через которую это существо питалась кровью дeвoчки.

Такие явления редко, но встречаются, когда два зародыша развиваются на одном участке. Один растет, а другой превращается в паразита. Это существо нельзя назвать человеком, у него нет мозга, но оно растет, убивая своего хозяина.

Удивительно, что дeвoчка проходила с этим чудовищем внутри больше 5 лет. Освободившись от своего мучителя, дeвoчка быстро пошла на поправку .... Этот случай произошел в результате того, что семья дeвoчки жила рядом с Семипалатинским ядерным полигоном в Казахстане.(см. приложение 4).

10. Итак попробуем ответить на вопрос: “Нужны ли паразиты на Земле?” Дети высказывают свое мнение. Открываем учебник стр. 100-101 и читаем отрывок.

11. Опopный конспект, пиктограммы.

Пиктограммы. (См. приложение 5)

  1. Организм как среда обитания для паразитов.
  2. Паразиты имеют органы прикрепления: крючки и присоски.
  3. Растения – паразиты лишены хлорофилла.
  4. Паразиты ограничивают численность других организмов.
  5. Паразиты приносят вред растениям (в том числе сельскохозяйственным), человеку и животным.

12. Закрепление и обобщение знаний с помощью ИКТ, презентация. Вывод: в природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле (стр. 73 учебника).

13. Подведение итогов. Консультанты выставляют оценки в оценочный лист, а учащиеся в тетрадь самооценки. Рефлексия, ребята одевают розовые или черные очки или маски. (см.приложение 6)

14. Домашнее задание (дополнение): Найти рассказы о паразитах.

15. Спасибо за урок. До свидания.



Комментарии:

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

17 09 2025 8:25:33

Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"


    Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"

      Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....

16 09 2025 22:52:12

Урок-конференция "Человек на Земле"


    Урок-конференция "Человек на Земле"

      Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

15 09 2025 11:24:14

«Счастливый случай» на уроках зоологии


    «Счастливый случай» на уроках зоологии

      Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....

14 09 2025 8:53:52

Дыхательные движения и их регуляция


    Дыхательные движения и их регуляция

      Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....

13 09 2025 5:48:53

Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"


    Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"

      Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....

12 09 2025 3:38:30

"Пчелы и муравьи ‒ общественные насекомые. Полезные насекомые". 7-й класс

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....

11 09 2025 21:36:34

Свойства и функции белков


    Свойства и функции белков

      Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....

10 09 2025 9:51:40

Движущие силы антропогенеза. 11-й класс


    Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

      Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....

09 09 2025 7:27:25

Программа по биологии. 11-й класс


    Программа по биологии. 11-й класс

      Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....

08 09 2025 16:11:52

"Можно ли вырастить гения? Евгеника. Современные проблемы генетики". 10-й класс

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....

07 09 2025 4:56:51

Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"

      Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....

06 09 2025 0:16:41

Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"


    Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"

      Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....

05 09 2025 13:30:11

Открытый урок по биологии в 6-м классе


    Открытый урок по биологии в 6-м классе

      Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....

04 09 2025 3:28:48

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"

      Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации. ...

03 09 2025 12:49:49

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

02 09 2025 23:21:14

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

01 09 2025 5:45:41

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

31 08 2025 2:58:57

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

30 08 2025 10:47:45

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

29 08 2025 8:57:57

Как превратить процесс обучения из принужденной тяжелой работы в свободное исследование мира


    Как превратить процесс обучения из принужденной тяжелой работы в свободное исследование мира

      С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....

28 08 2025 15:46:25

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии


    Использование элементов регионального компонента на уроках биологии

      В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...

27 08 2025 1:27:17

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)


    Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

      Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...

26 08 2025 14:53:10

Использование сайта учителя в преподавании биологии


    Использование сайта учителя в преподавании биологии

      В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....

25 08 2025 7:25:39

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

24 08 2025 5:18:25

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс


    Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

      Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

23 08 2025 1:42:28

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

      Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

22 08 2025 23:22:41

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

21 08 2025 13:41:44

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

      Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

20 08 2025 11:30:17

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

19 08 2025 20:50:57

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"


    Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

      Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

18 08 2025 15:53:41

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

17 08 2025 8:31:49

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


    Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

      В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...

16 08 2025 16:14:58

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»


    Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

      Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

15 08 2025 15:35:45

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

      Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

14 08 2025 21:16:36

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

13 08 2025 4:58:13

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

12 08 2025 3:32:11

Урок биологии с использованием ИКТ


    Урок биологии с использованием ИКТ

      Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

11 08 2025 22:19:46

Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

      Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

10 08 2025 2:20:37

Приложение к уроку биологии "О пользе грудного молока". 8-й класс

Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...

09 08 2025 10:15:22

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

08 08 2025 4:20:41

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

07 08 2025 11:56:42

Урок на тему "Органы дыхания"

В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....

06 08 2025 9:14:25

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

05 08 2025 19:38:11

Органы дыхания и газообмен

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....

04 08 2025 4:51:33

Волшебная сила зрения


    Волшебная сила зрения

      Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

03 08 2025 6:23:13

Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"


    Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"

      Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...

02 08 2025 15:43:59

Тема: "Механизм вдоха и выдоха"


    Тема: "Механизм вдоха и выдоха"

      Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....

01 08 2025 6:42:27

Витамины. 8-й класс

Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....

31 07 2025 2:56:35

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....

30 07 2025 11:38:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::