Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

В разработке представлены два обучающих модуля, которые можно использовать при проведении одного двухчасового занятия, а также как самостоятельные модули для проведения двух уроков.

1. Цель:

Обеспечить учащимся возможность приобретения опыта извлечения необходимой информации из различных источников, развивать их познавательную активность и познавательную самостоятельность.

2. Оснащение:

  • Компьютеры;
  • Печатный вариант обучающих модулей;
  • Таблицы по теме «Корень»;
  • Гербарные экземпляры растений, имеющих разные типы корневых систем;
  • Проростки пшеницы и фасоли;
  • Электронный и печатный варианты тестовых заданий;

3. Методическое описание – рекомендация занятия по теме «Корень» в 6 классе (автор программы и учебника И.Н. Пономарева)

Цели занятия:

  • сформировать понятия корень, как вегетативный орган растения;
  • добиться понимания особенностей строения и функций корневых систем.
  • создать условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
  • развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ.
  • воспитывать чувство ответственности за выполнение заданного объема работы.

Ход урока «Внешнее строение корня».

I. Организационный этап. Построение. Приветствие.

II. Подготовка к осознанному восприятию нового материала.

На данном этапе урока, с целью активизации мыслительной деятельности, проводится интеллектуальная разминка.

Задание: определить понятия по содержанию.

  • зачаточное растение;
  • покров, которым семя покрыто снаружи;
  • след от места прикрепления семени к стенке плода;
  • запасающая ткань семени;
  • маленькое новое растение внутри семени;
  • части зародыша;
  • растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры;
  • растения, прорастающие при низких температурах;

III. Изучение нового материала.

1. Мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность

- Фронтальная беседа.

Сегодня мы с вами будем говорить о корне. Каким органом является корень?

Почему дерево способно удерживаться в почве, в течение всей жизни, при любой погоде?

Знаний у учащихся оказывается недостаточно, чтобы дать содержательный ответ на данный вопрос.

Возникает необходимость в получении недостающих знаний.

В связи с этим организуется обсуждение цели занятия и видов деятельности, направленных на достижение цели.

- Организация работы с обучающим модулем.

Обучающий модуль 1. Внешнее строение корня.

 

Номер учебного элемента

Последовательность действий при изучении материала Руководство по изучению учебного материала
УЭ-0

Интегрирующие цели: в процессе учебной работы, определить;

- функции корня, виды и строение корней;
- отличительные особенности корневых систем.

Работайте в паре, обсудите цели урока.
УЭ-1 Цель: Определите содержание понятия корень и функции, которые он выполняет.

1. прочитайте первый абзац учебника (стр.52)
2. рассмотрите таблицу и интеpaктивный рисунок (ресурс №132288).

Ответьте на вопросы:

- что такое корень?
- какие функции выполняет корень?

Работайте самостоятельно.

Запишите в тетрадь определение понятия корень и функции корня.

УЭ-2

Цель: определить понятие корневая система и виды корней, которые ее образуют.

1.Прочитайте текст учебника на стр. 52 ( 2, 3, 4 абзацы)

2.Рассмотрите интеpaктивный рисунок из коллекции ЦОР (ресурс №132381)

Ответьте на вопросы:

- что такое корневая система?
- какие виды корней образуют корневую систему? Чем они хаpaктеризуются?

3. Заполните таблицу.

Виды корней хаpaктеристика
   
   
   

 

Работайте в паре, обсуждая ответы на вопросы. Результаты работы представьте учителю.

Работайте индивидуально.
Запишите в тетрадь определение понятия «корневая система», перечертите и заполните таблицу.

УЭ-3

Цель: определите типы корневых систем и особенности их строения.
1. Рассмотрите гербарные экземпляры и проростки семян фасоли и пшеницы.
Ответьте на вопросы:
- в чем сходство корневых систем пшеницы и фасоли?
- чем они различаются?
2.Выполните задание из коллекции ЦОР (№132281)

Ответьте на вопросы:
- чем хаpaктеризуется стержневая корневая система?
- чем хаpaктеризуется мочковатая корневая система?
- у растений, какого класса, стержневая корневая система? Приведите примеры растений.
- у растений, какого класса мочковатая корневая система? Приведите примеры растений.

3. Заполните таблицу.

Типы корневых систем хаpaктеристика Примеры растений
стержневая    
мочковатая    

 

Работайте в паре


Работайте самостоятельно, заполняя таблицу в тетради.

 

Работая в паре, обсудите и оцените результаты работы.

УЭ-4.

Цель: проверить степень усвоения нового материала, о видах корней и типах корневых систем.

Выполни тест.

1. Первым при прорастании семени появляется корень:
а) главный;
б) боковой;
в) придаточный;
г) главный или боковой.

2.Придаточные корни отрастают от:
а) побегов;
б) главного корня;
в) боковых корней;
г) любого из этих образований.

3. Мочковатая корневая система образована:
а) главными корнями;
б) придаточными корнями;
в) боковыми корнями;
г) придаточными и боковыми корнями.

4.Мочковатая корневая система хаpaктерна для растений:
а) пшеницы и ржи;
б) тюльпана и подорожника;
в) тыквы и березы;
г) гороха и одуванчика.

5. В стержневой корневой системе:
а) нет главного корня;
б) главный корень хорошо выражен;
в) несколько главных корней;
г) нет боковых корней.

6. Стержневая корневая система хаpaктерна для растений:
а) одуванчика и подорожника;
б) подорожника и овса;
в) дуба и фасоли;
г) тыквы и лука.

Работайте индивидуально.

Выполняйте работу письменно в тетради.

Результаты работы представьте учителю для проверки (первый вариант).

Компьютерное тестирование (второй вариант).

УЭ-5

Цель: проанализировать степень достижения целей урока.

- Прочитайте цели, которые были поставлены в ходе урока.
- Определите, все ли удалось выполнить.

В какой части урока вы испытывали трудности?

- Довольны ли вы результатами своей работы?

Индивидуальная работа.


В модуле, теоретический материал условно делится на части. Начало модуля определяет общую, интегрированную цель, а начало каждого элемента частную цель.

Для достижения цели (УЭ-1), организуется работа с учебником и выполняется интеpaктивное задание из коллекции ЦОР (ресурс № 132288). В случае затруднения, учащиеся могут воспользоваться подсказкой или звуковым сопровождением.

Для достижения цели (УЭ-2), используется интеpaктивный рисунок из коллекции ЦОР (ресурс №132381), а так же организуется работа с информацией и используется прием составления таблицы. Это наиболее сложная форма самостоятельной работы, она развивает умение кратко излагать и отбирать информацию.

Для достижения цели (УЭ-3), проводится изучение натурального объекта и выполняется задание их коллекции ЦОР (ресурс №132281)
Ценность данного ресурса состоит еще и в том, что учащиеся могут выполнять его демонстрационный вариант, а в случае успешного усвоения знаний при выполнении первого задания, могут выполнять тестовый вариант. На данном этапе используется самоконтроль и взаимоконтроль.

IY. Первичная проверка понимания.

Учащимся предлагается выполнить проверочный тест. На этом этапе используется экспертный контроль. (Второй вариант – компьютерное тестирование).

Y. Обязательный элемент занятия - рефлексия.

В конце урока ученики возвращаются к целям, оценивают степень их достижения и свою работу на уроке. На основании этого определяется домашнее задание.

Рефлексия требует вдумчивого творческого рассмотрения того, как новые знания могут быть совмещены с предыдущими представлениями.

YI. Выводы и подведение итогов урока.

Ход урока «Внутреннее строение корня».

I. Организационный этап. Построение. Приветствие.

II. Подготовка к осознанному восприятию нового материала.

Интеллектуальная разминка.

Задание: определить понятия по содержанию.

  • зачаточное растение;
  • запасающая ткань семени;
  • маленькое новое растение внутри семени;
  • совокупность всех корней растения;
  • корень, развивающийся из зародышевого корешка;
  • корни, отрастающие от стeбля;
  • корни, отрастающие от главного и придаточных корней;
  • корневая система, в которой хорошо выражен главный корень;
  • корневая система, образованная придаточными и боковыми корнями;
  • корневая система, хаpaктерная для растений класса однодольных;
  • корневая система, хаpaктерная для растений класса двудольных.

III. Изучение нового материала.

1. Мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность

- Фронтальная беседа.

Каким образом корневая система выполняет функцию почвенного питания?

Как и за счет чего происходит рост корня в длину?

В ходе беседы, у учащихся возникает необходимость в получении недостающих знаний.

В связи с этим организуется обсуждение цели урока и видов деятельности, направленных на достижение цели.

IY. Организация работы с обучающим модулем.

 

Обучающий модуль 2. Внутреннее строение корня.

Номер учебного элемента

Последовательность действий при изучении материала Руководство по изучению учебного материала
УЭ-0 Интегрирующая цель: в процессе учебной работы, определить особенности внутреннего строения корня; Работайте в паре, обсудите цели урока.
УЭ-1 Цель: определите, какие зоны имеет корень.

1. Рассмотрите рисунок на стр.55

Ответьте на вопрос:

- какие зоны имеет корень?
Работайте самостоятельно.

Запишите в тетрадь зоны корня.
УЭ-2

Цель: определить особенности строения и функций клеток разных зон корня.

1.Прочитайте текст учебника стр. 55,56
2.Рассмотрите интеpaктивный рисунок из коллекции ЦОР (ресурс132185).

Ответьте на вопросы:

- чем хаpaктеризуются клетки зоны деления, зоны роста, зоны всасывания, зоны проведения?
- какую функцию выполняет зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения?

3. Заполните таблицу.

Зоны корня

Особенности строения клеток Функции
Зона деления    
Зона роста    
Зона всасывания    
Зона проведения    

4.Выполните тестовые варианты задания.

Работайте в паре, обсуждая ответы на вопросы. Результаты работы представьте учителю.

 

 

Работайте индивидуально.
Перечертите таблицу в тетрадь и заполните ее.

УЭ-3

Цель: определите, каким образом происходит рост корня.

1. Рассмотрите проростки семян фасоли и пшеницы.
2. Прочитайте текст учебника стр.53
3. Просмотрите видеофильм «Рост корня» (ресурс 132303).

Ответьте на вопросы:

- За счет чего происходит рост корней в длину?
- Что произойдет, если удалить верхушку корня?
- Для чего при пересадке растений прищипывают главный корень?

Работая в паре, обсудите ответы на вопросы.
Запишите в тетрадь ответ на первый вопрос.
УЭ-4.

Цель: определить понятия геотропизм и хемотропизм.
1.Прочитайте текст учебника стр.54.
2.Рассмотрите интеpaктивный рисунок из коллекции ЦОР (ресурс 132302).

Ответьте на вопросы:
- Что такое геотропизм?
- Что такое хемотропизм?

Работайте в паре.
Запишите в тетрадь определение понятия геотропизм и хемотропизм.
УЭ-5

Цель: проанализировать степень достижения целей урока.

- Прочитайте цели, которые были поставлены в ходе урока.
- Определите, все ли удалось выполнить.

В какой части урока вы испытывали трудности?

- Довольны ли вы результатами своей работы?

Индивидуальная работа.

- Цели УЭ-1 и УЭ-2 достигаются благодаря организации работы с текстом, рисунком учебника и интеpaктивным рисунком из коллекции ЦОР (ресурс 132185), которые помогают воспринимать текст, позволяют понять и самостоятельно решить проблему. В случае затруднения, учащиеся могут воспользоваться подсказкой или звуковым сопровождением, которым располагает ресурс. За счет организации работы с информацией повышается доля индивидуального самообразования учащихся.

- В процессе работы с натуральными объектами, текстом и просмотра видеофрагмента из коллекции ЦОР(ресурс 132303), учащиеся могут сделать самостоятельно вывод и тем самым добиться цели УЭ-3. (В связи с тем, что видеофрагмент долго загружается, рекомендую заранее установить его для просмотра на одном компьютере)

- Интеpaктивный рисунок (ресурс), наглядно показывает геотропизм и позволяет учащимся добиться цели УЭ-4

- Рефлексия (УЭ-5) подтверждает, что новые знания могут быть совмещены с предыдущими представлениями.

- Подведение итогов и определение домашнего задания.



Комментарии:

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс


    Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

      Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

10 12 2025 7:21:24

Саморазвитие экосистемы

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....

09 12 2025 9:25:32

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

08 12 2025 17:15:59

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе


    Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

      Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....

07 12 2025 23:31:41

Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"


    Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"

      Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...

06 12 2025 19:50:13

Тема урока: "Пища и культура питания"


    Тема урока: "Пища и культура питания"

      Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....

05 12 2025 17:10:26

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

04 12 2025 14:37:27

Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"


    Урок по окружающему миру в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема: "Эпоха открытий и потрясенний. Невидимый мир"

      Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....

03 12 2025 19:36:16

Обобщающий урок по биологии "Органы покрытосеменных растений"

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....

02 12 2025 19:16:44

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

01 12 2025 13:57:43

Класс Paкообразные: строение, системы органов, значение в природе

Класс Paкообразные: строение, системы органов, значение в природе Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....

30 11 2025 8:48:47

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

29 11 2025 9:31:51

Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"


    Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"

      Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....

28 11 2025 12:21:15

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"

      Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...

27 11 2025 18:28:47

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....

26 11 2025 1:32:17

Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»


    Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»

      Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....

25 11 2025 19:58:14

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

24 11 2025 10:25:44

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы


    Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

      Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

23 11 2025 12:22:26

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

22 11 2025 17:13:39

Интегрированный урок (биология + физкультура) "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"

Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....

21 11 2025 5:21:58

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

      Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

20 11 2025 20:53:40

Мини-проект "Кожа"


    Мини-проект "Кожа"

      Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

19 11 2025 18:51:26

Покрытосеменные или цветковые растения

Покрытосеменные или цветковые растения Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....

18 11 2025 22:35:24

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....

17 11 2025 7:54:57

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

16 11 2025 14:36:35

Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня"

      На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования. ...

15 11 2025 12:12:53

Пресс-конференция "Минздравсоцразвития предупреждает…"

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....

14 11 2025 7:29:12

Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения


    Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения

      Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....

13 11 2025 8:39:43

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

12 11 2025 0:25:37

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

11 11 2025 12:10:48

Размножение, рост и развитие организмов. 6-й класс

Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....

10 11 2025 5:39:38

Класс насекомые. Общая хаpaктеристика


    Класс насекомые. Общая хаpaктеристика

      При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....

09 11 2025 14:11:22

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

08 11 2025 9:18:37

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

07 11 2025 4:37:18

Движущие силы антропогенеза


    Движущие силы антропогенеза

      Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза. ...

06 11 2025 11:10:27

Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"

У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....

05 11 2025 20:49:57

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс


    Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

      Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

04 11 2025 21:29:47

Рыбы и земноводные. 7-й класс


    Рыбы и земноводные. 7-й класс

      Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....

03 11 2025 4:35:32

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада: особенности строения и размножения Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

02 11 2025 8:53:34

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"


    Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

      На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

01 11 2025 19:15:27

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

31 10 2025 2:17:39

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

30 10 2025 13:45:59

Организм и его свойства. 5-й класс

Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....

29 10 2025 22:27:11

Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"


    Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

      Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

28 10 2025 21:10:47

Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Природные сообщества. Экосистема". Презентация Power Point к уроку


    Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Природные сообщества. Экосистема". Презентация Power Point к уроку

      На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....

27 10 2025 0:37:46

Загадки эволюции


    Загадки эволюции

      Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....

26 10 2025 22:53:26

Многообразие птиц в природе

Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....

25 10 2025 9:55:57

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

24 10 2025 4:54:41

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

23 10 2025 3:49:12

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

22 10 2025 18:17:30

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::