«Почва как среда жизни». 5-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

Основное содержание темы: Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв.

Ресурсы, урока: учебник, презентация, дидактические материалы.

Цель: сформировать у обучающихся представление об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде.

Задачи:

- обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление основных понятий: почвенная среда обитания, агрегатные состояния вещества, плотность, приспособленность организмов; состав почвы, гумус, плодородие почвы, почвенные организмы;

- показать познаваемость мира и его закономерности, причинно – следственные явления природы на примерах приспособленности живых организмов к условиям почвенной среды обитания;

- создать условия для формирования и развития разных типов УУД.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала

1. Вступление.

2. Формулирование темы и цели урока.

3. Состав почвы (работа в парах).

4. а) Проверка работы в парах (слайд 5).

б) Ответ учащегося “Свойства почвенной среды” и заполнение всеми учащимися соответствующей колонки в таблице. Коррекция в случае необходимости.

5. Приспособленность орагинзмов (Правда ли что…).

6. Охрана почв.

7. Рефлексия “Комплимент”.

IV. Домашнее задание.

V. Обобщение, применение знаний в нестандартной ситуации.

Учитель: Учащиеся:
I. Организационный момент, приветствие
II. Объяснение нового материала
1. Вступление
  • Ребята, на слайде 1 (Презентация) спроецированы несколько пословиц, но пропущено ключевое слово. Постарайтесь определить, о чем идет речь?
  • _______ кормит людей, как мать детей.
  • Добра мать до своих детей, а ___________ – до своих людей.
  • Труженику ________________ – мать родная.
  • Крестьянин без _____________, что дерево без корня.
  • Без хозяина ______________ – круглая сирота.
  • ________________ заботу любит.
  • ___________ – кормилица, а и та есть просит
Предполагаемый ответ: Земля
слайд 2
  • Верно, Земля – это территория для всех, общая родина малых и больших, счастливых и несчастных,  богатых и бедных. Во все времена называли её матушкой. Самое святое чувство – материнское. Мы – дети земли, живущие и кормящиеся её щедротами. Русский народ-пахарь всегда относился к матушке-земле и почтением. Он преисполнен к ней сыновней любовью. “От земли взят, ей и кормлюсь” - все эти, пережившие не один век премудрости, не просто красные слова. Заступница и защитница воина-богатыря – землица-матушка, кормилица хлебороба-пахаря – родная землица.
  • Скажите, с кем сравнивается в пословицах, прослушанном вами тексте, земля?
Предполагаемый ответ: С родной матерью, кормилицей
2. Формулирование темы и цели урока
В этом учебном году мы с вами уже говорили о Земле. Когда и в каком смысле мы употрeбляли этот термин? Предполагаемый ответ: В начале учебного года мы рассматривали Землю как планету, на которой обитают живые организмы
Как мы тогда называли Землю? Предполагаемый ответ: Нашим общим домом
А в каком смысле этот термин употрeбляется в приведенных поговорках, тексте, который звучал? Предполагаемый ответ: Земля, как почва – верхний плодородный слой литосферы
  • Что же мы изучаем на уроке сегодня, какова тема? Сформулируйте тему урока с учетом названия главы, которую мы сейчас проходим.
  • Что должны сделать, какова цель урока?

(слайд 3)

Предполагаемый ответ: Почва как среда обитания.

Предполагаемый ответ:

1. Узнать, какими свойствами обладает почва.

2. Узнать, как организмы приспособились к обитанию в почве.

Эту цель урока учащиеся формулируют на основе опыта двух предыдущих уроков (Водная среда и наземно-воздушная среда обитания)

3. Состав почвы (работа в парах)
  • Чтобы ответить на первый вопрос, почему почва обладает свойтом плодородия, мы организуем работу в парах по выявлению состава почвы. Вспоминте, каковы основные правила работы в паре?
  • Итак, откройте учебник на стр. 26. Найдите пунк “Состав почвы” и приступайте к работе. Постарайтесь ответить на главный вопрос этого этапа “Почему почва обладает свойством плодородия?” У вас на работу 5 минут, первые три пары, верно справившиесся с заданием получают оценки.

(слайд 4, на котором проецируется изображение схемы. Кроме того, на каждую парту выдается раздаточный материал с таким же изображением, приложение 2).

В то время, как обучающиеся работают в парах, один учащийся (продвинутый) работает с учебником за компьютером и сравнивает свойства почвенной среды обитания с другими средами по следующим критериям: подвижность, влажность, плотность, количество кислорода, колебания температуры, освещенность. Данные вносятся в таблицу в презентации (слайд 6). Информация о водной и наземно-воздушной среде заполнена по итогам двух предыдущих уроков

Предполагаемый ответ:
  1. Работать должен каждый на общий результат.
  2. Один говорит, другой слушает.
  3. Свое несогласие выражай вежливо.
  4. Если не понял – переспроси.

Работают в парах

4. а) Проверка работы в парах (слайд 5)

4. б) Ответ учащегося “Свойства почвенной среды” и заполнение всеми учащимися соответствующей колонки в таблице

Коррекция в случае необходимости

5. Приспособленность орагинзмов (установление причинно-следственных связей)
  • Какую цель урока мы выполнили?
  • Что нам осалось сделать?
  • Давайте назовем некоторые из них с помощью учебника. Сделаем мы это с вами с помощью игры “Правда ли что…”. Итак. Я задаю вам вопрос, первый, кто найдет правильный ответ, получает бонус. Итак, Прадва ли, что:

1. … почвенная среда обитания бедна организмами? (Нет)

2. … водоросли живут не только в воде, но и в почве? (Да)

3. … в почве живут микрообитатели? (Да). Перечислите. (Cлайд 7)

4. … размеры микрообитателей не позволяют им перемещаться в почве и они вынуждены жить на одном месте? (Нет)

5. … к обитателям средних рамеров относятся насекомые, пауки, почвенные клещи, мокрицы? (Да) (слайд 8)

6. … к обитателям средних рамеров относятся кроты, дожевые черви, землеройки? (Нет) (слайд 9)

7. … что почвенные организмы участвуют в почвообразовании, формируя гумус? (Да)

9. … болагодаря крупным почвенным обитателям почва вентилируется и перемешивается? (Да)

10. … конечности крота и насекомого медведки приспособлены для рытья земли? (Да)

11. … у почвенных обитателей хорошо развито зрение? (Нет).

Итак, назовите самые яркие черты почвенных обитетелей.

Предполагаемый ответ: Изучили свойства почвенной среды.

Узнать, как организмы приспособились к обитания в почве?

Работают с учебником, отвечают на вопросы

Предполагаемый ответ: небольшие размеры, роющие конечности или червеобразное тело, ориентация на слух и обоняние и др.

6. Охрана почв
  • Ребята, давайте вернемся к началу урока и посморим небольшой фрагмент. Демонстрируется фрагмент мультфильма “Молодильные яблочки” (Cлайд 10)
  • Как вы думаетет, можно ли назвать отношение соверменного человека к земле, почве таким же трепетно уважительным?
  • Чем опасно разрушение плодородного слоя почв?
  • Следовательно, как нужно отнситься к почве?
Высказывают версии.

Предполагаемый ответ: при разрушении почвы погибает большое количество организмов. В конечном итоге страдает сам человек, т.к. не может получать урожай.

Предполагаемый ответ: Уважительно, беречь её.

7. Рефлексия “Комплимент”

Сегодня мне хотелось бы:

1. похвалить…, т.к. …

2. сделать комплимент деловым качествам…, т.к. …

3. сделать комплимент …, за то, что он (она) вызвал (а) л мне чувство …

IV. Домашнее задание:
Объявляет д/з: стр. 26-27. Ответить на вопросы устно Записывают домашнее задание
V. Обобщение, применение знаний в нестандартной ситуации

1. Почему дождевой червь так называется?

2. Что означает выражение “гладить против шерсти”? Кто не возражал бы против такого поглаживания: кошка или крот и почему?

Приложение 1

Приложение 2



Комментарии:

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

17 09 2025 3:31:24

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

16 09 2025 3:51:18

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"


    Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

      Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

15 09 2025 23:54:16

Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"


    Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"

      Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...

14 09 2025 22:15:58

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

13 09 2025 9:48:37

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

12 09 2025 16:10:43

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"


    Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

11 09 2025 10:45:34

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы


    Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

      Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

10 09 2025 10:55:17

Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"


    Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"

      Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....

09 09 2025 23:19:25

Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"


    Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"

      На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

08 09 2025 9:23:58

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

07 09 2025 13:34:20

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

06 09 2025 3:29:44

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

05 09 2025 0:21:24

Класс Ланцетники: хаpaктеристика, строение и системы органов

Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....

04 09 2025 7:11:55

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

03 09 2025 5:46:45

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

02 09 2025 20:53:53

Жизнедеятельность клетки. 6-й класс

Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....

01 09 2025 3:58:26

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

31 08 2025 13:33:16

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

30 08 2025 4:12:52

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

29 08 2025 4:44:29

Обобщающий урок-игра по теме "Жители моря"

Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме комaндной игры с презентацией, содержащей элементы интеpaктивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста комaндной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....

28 08 2025 18:36:25

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

27 08 2025 14:39:45

Открытый урок по биологии в 6-м классе


    Открытый урок по биологии в 6-м классе

      Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....

26 08 2025 4:57:24

Виртуальная мини-экскурсия в тропики


    Виртуальная мини-экскурсия в тропики

      Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...

25 08 2025 12:17:42

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

24 08 2025 22:20:37

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"

      Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации. ...

23 08 2025 7:29:41

Размножение и развитие земноводных


    Размножение и развитие земноводных

      На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

22 08 2025 15:36:48

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся


    Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

      Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

21 08 2025 19:19:23

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

      Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

20 08 2025 7:40:41

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

19 08 2025 19:54:35

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

18 08 2025 23:16:37

Урок по природоведению в рамках ФГОС по теме "Знакомство с горными породами биогенного происхождения". 5-й класс

Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....

17 08 2025 2:28:22

Урок по природоведению "Атмосфера Земли"

На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....

16 08 2025 18:48:24

Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"

      ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....

15 08 2025 2:47:12

Грибы в биосфере и жизни человека


    Грибы в биосфере и жизни человека

      Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека а также воспитывает бережное отношение к природе....

14 08 2025 5:25:28

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

13 08 2025 12:57:55

Театр здоровья


    Театр здоровья

      Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....

12 08 2025 4:12:49

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

11 08 2025 1:52:25

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

10 08 2025 12:51:53

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

09 08 2025 23:35:40

Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"


    Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"

      Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....

08 08 2025 0:15:31

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

07 08 2025 5:36:56

Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс


    Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс

      Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....

06 08 2025 20:34:53

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

05 08 2025 15:13:11

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

04 08 2025 14:21:22

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

03 08 2025 14:50:47

Лишайники. 6-й класс

В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....

02 08 2025 17:27:57

Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы


    Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы

      На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....

01 08 2025 8:55:12

Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"


    Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"

      Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...

31 07 2025 17:47:40

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

30 07 2025 5:58:49

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::