Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"


    Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

Цели урока:

  • продолжить знакомство с семействами цветковых растений;
  • дать общую хаpaктеристику семейства сложноцветные;
  • познакомить с многообразием сложноцветных, показать значение представителей семейства в природе и для жизнедеятельности человека;
  • продолжить работу с гербариями, закрепление навыков по определению растений;
  • развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование: гербарии, дидактический материал, рисунки, открытки, таблицы, кроссворд “Семейство сложноцветные”, музыкальное сопровождение путешествия.

Ход урока.

I. Актуализирующее начало.

    Давай пройдемся
    медленно по лугу
    И “здравствуй!”
    скажем каждому цветку.
    Я должен над цветами
    наклониться
    Не для того, чтоб рвать
    или срезать,
    А чтоб увидеть
    добрые их лица
    И доброе лицо им показать.

Воспользуемся предложением Самеда Вургуна и совершим путешествие на луг.
В море цветов и трав, колeблющихся как волны настоящего моря.
На луг сверкающий всеми цветами радуги раннего утра.
На луг, наполненный густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав жаркого летнего дня.

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
разбросаны букеты.

Давай пройдемся медленно по лугу…. И познакомимся с представителями одного из самых многочисленных семейств.

А вот какого? Попробуем разгадать загадки кроссворда и узнать его название.

II. Изучение нового материала.

Он стоит на ножке тонкой,
Словно аист в поле чистом
И накрылся как шапчонкой,
Дунул ветер, и поднялся
Кверху шарик белоснежный
Белым зонтиком пушистым.
Покатился, затерялся,
В синеве исчез безбрежной.
И одна осталась ножка
Но весна несёт обновы
И пять он у дорожки
С белым зонтиком пуховым.

Это … ОДУВАНЧИК.

1й ученик.

То зубной травой, то молочником, то пуховиком называет меня человек.

Зубной травой – за мои лечебные свойства. Мой настой прекрасное лекарство при заболеваниях желудка и печени. Отвар помогает избавиться от кашля и снять температуру. Примочки избавляют от многих кожных заболеваний.

Молочником – за белый, как молоко, млечный сок, который не по вкусу улиткам, а потому и портят они мои листья. Но, а вы не забудьте угостить своих домашних певчих птичек моими листочками. Этот деликатес придется им по вкусу.

Пуховиком – за мои плоды семянки, похожие на пуховики – парашютики. Посмотрите на мой прекрасный цветок. Его прекрасная желтая головка – не отдельный цветок, а целая корзиночка маленьких цветков. Их у меня до двухсот штук. Отцветут цветочки и вместо каждого из них, появится пуховичок – парашютик, на котором и отправляются при первом же ветерке путешествовать мои семена. Мои корзиночки – это цветочные часы, которые открываются в 600 и закрываются в 1500.

А знаете ли, вы, что из моих засушенных и поджаренных корней можно приготовить напиток, не уступающий по свойствам кофе. Из листьев можно приготовить салат, бутоны – замариновать, а из листьев сварить варенье.

Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок, белые реснички

Это … РОМАШКИ.

2й ученик.

Угадали? Это мы ромашки. Наши прекрасные цветы украшают многие луга и поляны. Расположенные на верхушке стебельков цветы – это целые цветочные корзинки, по краю которых белые, а в центре – желтые цветы. Нас ромашек – много сестер

Я, ромашка аптечная, самая полезная. Настойка из моих цветков рекомендуется при заболеваниях горла и желудка; примочки позволяют избавиться от грибковых заболеваний кожи; чай с ромашкой выпитый на ночь, способствует хорошему сну; а изысканные модницы знают, что лосьоны и шампуни из ромашки – это лучшее средство выглядеть красивыми и молодыми.

Вторая моя сестра, ромашка непахучая, очень похожа на меня. Но вот цветки и листья не имеют запаха, за это и не любима комарами. Подбросьте цветки ромашки, и вы избавитесь от ненужных соседей.

А еще две наши сестрички – ромашка белая далматская и ромашка кавказская содержат cмepтельный яд для всех насекомых – пиретрум. Таково научное название порошка, полученного из цветков этих ромашек. А древние называли его “персидским”.

Это – НИВЯНИК.
На просеке, в поле, на теплой поляне
Все лето цветёт, золотится нивянка,
Но если кто с нею не очень знаком,
Ромашку он спутает с этим цветком.

3й ученик.

Очень часто путают меня с ромашкой, странно?

Присмотритесь, ведь мои белоснежные цветочные корзиночки намного крупнее ромашковых. И листья у меня цельные, а перисторазделённые.

Теперь вы уж точно не спутаете меня с ромашками.

А какой же букет из полевых цветов, если нет в нем одного из чудес природы – синеглазых ВАСИЛЬКОВ.

Василькам
Нужны
Ромашки.
Для того,
Чтобы порой
Синих волн
Могли
Кудряшки
Мчать на берег,
Золотой…

4й ученик.

Узнали – я василек. Почему меня так называют?

Старинная легенда говорит о синеглазом Василе которого заманили на луг и околдовали русалки. И красавец юноша превратился в цветок.

А научное название говорит о мифическом существе – кентавре (центавре) Хироне, который познал силу лечебных трав и овладел искусством исцеления, а главной травой его знахарских снадобий – был василек.

Мои цветки – это большие соцветия. Растрепанные краевые рогатые цветочки – пустоцветы, приманки для насекомых, а настоящие цветки – внутри.

Нас васильков много братьев. Я – василёк полевой, синий – злостный сорняк, вызывающий отравление коров.

Второй брат – луговой, лиловый – медонос. Сено с его добавкой лучшее лакомство для коров.

Ноготок короток
А сквозь землю прошёл
Шапку золота нашёл.
Это – КАЛЕНДУЛА.

5й ученик.

Я прекрасная заморская гостья, прибыла к вам Средиземноморья. Мои крючковидные плоды – семянки – дали мне и второе название – ноготки.

Ну, а разве не прекрасна моя оранжевая цветочная корзинка, состоящая из множества мелких цветков.

Гостья я полезная. Настойка из моих цветков – спасение при ангинах и ларингитах; сок из лепестков поможет избавиться вам от веснушек.

Это растение способно заменить кофе.

6й ученик.

Мои веселые гoлyбые искорки нельзя не заметить среди летнего разнотравья.

Я высокое, почти в один метр, растение со стeблем, опушенными волосками и гoлyбым соцветием.

Из моих корней (обжаренных и размолотых) получают один из лучших суррогатов кофе.

Я – ЦИКОРИЙ.

Посейте цикорий на огороде – не пожалеете. Яркие гoлyбые цветки украсят участок, из листьев можно приготовить салат, а из корней – вкусный кофейный напиток.

Дикая рябинка, рай – цветок, девятуха, так называют этот цветок в природе.

7й ученик.

Издалека видны яркие желтые головки – щитки “полевой рябинки” – ПИЖМЫ.

Зацветёт, загорится огнём нарядная пижма, знайте – лето в разгаре!

Ярко желтые корзинки – ядовиты – не любят их запаха мухи, жучки и паучки.

Не поленитесь, засушите веточки “полевой рябинки”, и украсьте ими осенний букет – и вы избавитесь от немногих непрошенных гостей.

Однако – пижма вполне может заменить и корицу, и имбирь в кексах и пудингах.

А из её корней изготавливают зелёную краску.

Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитайте –
Долек сколько?
Восемь,
Десять,
Двадцать,
Тридцать…
Так легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть.

8й ученик.

Узнали, конечно же, я – ТЫСЯЧЕЛИСТНИК.

Каждый лист мой, как перышко птицы, собран из многих листиков – пушинок. Таких листиков – пушинок у одного растения может быть около тысячи.

Белоголовник, порезанная трава, солдатская трава так называют меня в народе за мою способность листьев, приложенных к ранам, останавливать кровь и заживлять раны. В почете я и у животноводов. Я – любимая трава у кроликов.

Я компонент кремов “Этюд”, “Аленушка”, лосьонов “Флора” и “Шиповник”.

А если появлюсь я в огороде, не торопитесь вырвать – ведь я помогу  культурным растениям справиться с вредителями – насекомыми.

О ней говорили во многих пословицах, и хваля и ругая: “Горька как полынь” или “Полынью пахнет”

9й ученик

ПОЛЫНЬ я. Легко узнать меня по беловатым шелковистым – войлочным листья, издающих резкий запах.

Своё название получила я в честь греческой богини охоты Артемиды, которая во время охоты первая повстречала горькое, сильнопахнущее растение.

Семья у нас большая – около 400 видов.

Повесьте веточки полыни около дома, и вы избавитесь от настойчивых комаров и мух.

10 й ученик

Я растение культурное. Тархуном называют меня аpaбы.

А зовусь я – ЭСТРАГОНОМ.

Незаменим я в салатах и приправах кавказской кухни.

Составной компонент одеколона “Шипр”.

Кроме растений лекарственных и дикорастущих сорных много в этом семействе и декоративных цветов.

11.Балерина вышла
Юбочка пышна,
Сборки да оборки
Складки да подкладки…
А имя у артистки
Небесной прописки.

АСТРА

(астра в переводе с греческого “звездочка”)

12.Стоит цвет –

златоцвет Царевна – ромашка,
Серебряное платье
Золотая пряжка.

ХРИЗАНТЕМА.

13.На улице у окошка
Посажена
картошка
Цветки её
огромные
И светлые
и темные.

ГЕОРГИН

(Назван в честь петербурского ученого
И.Ге opги в 1803 году)

Вот и разгадан кроссворд.
О представителях, какого семейства идет речь?
СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ.

  1. Что объединяет все эти травянистые растения в одно семейство?
  2. Лабораторная работа. “Строение цветков растений семейства сложноцветные”

    (Выполняются соответствующие рисунки в тетрадях, заполняется таблица)

  3. Что общего в строении цветков этих растений?
  4. Как называется такое соцветие?
  5. Каково строение каждого отдельного цветка?
  6. Как можно записать формулу цветка одуванчика? Василька? Ромашки?
  7. Одинаковы ли по формы венчика все эти цветки?
  8. По каким еще признакам, кроме строения цветка, мы можем объединить все эти растения в одно семейство?

III. Закрепление знаний.

Игра “Третий лишний” (раздаточный материал)

  • Даны представители различных семейств, но одного класса.
  • Даны представители различных родов, но одного семейства.
  • Даны представители одного рода, но различные виды.

IV. Итог урока.

Давай пройдемся медленно по лугу…
Прекрасные слова. И путешествие было прекрасным и очень познавательным и жаль, что оно заканчивается. Но знакомства с представителями растительного мира не заканчивается.
Давай пройдемся медленно по лугу…



Комментарии:

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

11 11 2025 4:32:56

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

10 11 2025 5:56:15

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

09 11 2025 21:21:41

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

08 11 2025 13:47:12

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

07 11 2025 19:52:52

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

06 11 2025 13:37:55

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

05 11 2025 17:52:36

Использование сайта учителя в преподавании биологии


    Использование сайта учителя в преподавании биологии

      В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....

04 11 2025 13:12:19

Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"


    Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

      На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....

03 11 2025 11:51:10

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

02 11 2025 10:17:46

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

01 11 2025 19:21:33

Урок-конференция "Человек на Земле"


    Урок-конференция "Человек на Земле"

      Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

31 10 2025 2:53:33

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

30 10 2025 3:26:56

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....

29 10 2025 20:46:56

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

28 10 2025 21:26:29

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"


    Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

      В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

27 10 2025 0:49:21

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

26 10 2025 3:47:56

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

25 10 2025 13:46:22

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"


    Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"

      Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....

24 10 2025 14:45:26

Виртуальная мини-экскурсия в тропики


    Виртуальная мини-экскурсия в тропики

      Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...

23 10 2025 12:38:58

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

      Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

22 10 2025 17:14:13

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"


    Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

      Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...

21 10 2025 3:38:39

Видоизменения побегов: подземные и надземные

Видоизменения побегов: подземные и надземные Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....

20 10 2025 23:24:27

Дидактический материал раздела "Растительный мир Саратовской области" (региональная программа "Биологическое краеведение")

Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...

19 10 2025 15:51:26

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

18 10 2025 4:20:33

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

17 10 2025 5:59:37

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"


    Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

16 10 2025 23:35:12

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

15 10 2025 17:50:34

Урок-игра по теме "Отряды птиц"


    Урок-игра по теме "Отряды птиц"

      Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

14 10 2025 13:25:31

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

13 10 2025 13:36:21

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

12 10 2025 12:29:25

Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс


    Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс

      Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....

11 10 2025 3:14:38

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе


    Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

      Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

10 10 2025 18:32:19

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»


    Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

      Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

09 10 2025 3:37:25

Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"


    Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"

      Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях. ...

08 10 2025 10:55:38

"Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс


    "Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс

      Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....

07 10 2025 2:23:40

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

06 10 2025 15:29:39

Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"


    Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"

      Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений. ...

05 10 2025 18:18:47

Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")


    Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

      Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....

04 10 2025 18:28:54

Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"


    Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

      Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...

03 10 2025 3:27:27

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс


    Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

      Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

02 10 2025 6:29:46

Исследование "Изучение плесневых грибов"


    Исследование "Изучение плесневых грибов"

      Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....

01 10 2025 19:12:31

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

30 09 2025 19:53:33

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

      Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

29 09 2025 15:57:50

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

28 09 2025 9:51:57

Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)


    Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)

      При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста. ...

27 09 2025 2:53:27

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

26 09 2025 21:23:35

Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"


    Повторение и обобщение по теме "Надкласс Рыбы"

      В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....

25 09 2025 5:12:24

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

24 09 2025 22:10:25

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....

23 09 2025 0:21:45

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::