Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

Цели урока:

  • продолжить знакомство с семействами цветковых растений;
  • дать общую характеристику семейства сложноцветные;
  • познакомить с многообразием сложноцветных, показать значение представителей семейства в природе и для жизнедеятельности человека;
  • продолжить работу с гербариями, закрепление навыков по определению растений;
  • развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование: гербарии, дидактический материал, рисунки, открытки, таблицы, кроссворд “Семейство сложноцветные”, музыкальное сопровождение путешествия.

Ход урока.

I. Актуализирующее начало.

    Давай пройдемся
    медленно по лугу
    И “здравствуй!”
    скажем каждому цветку.
    Я должен над цветами
    наклониться
    Не для того, чтоб рвать
    или срезать,
    А чтоб увидеть
    добрые их лица
    И доброе лицо им показать.

Воспользуемся предложением Самеда Вургуна и совершим путешествие на луг.
В море цветов и трав, колеблющихся как волны настоящего моря.
На луг сверкающий всеми цветами радуги раннего утра.
На луг, наполненный густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав жаркого летнего дня.

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
разбросаны букеты.

Давай пройдемся медленно по лугу…. И познакомимся с представителями одного из самых многочисленных семейств.

А вот какого? Попробуем разгадать загадки кроссворда и узнать его название.

II. Изучение нового материала.

Он стоит на ножке тонкой,
Словно аист в поле чистом
И накрылся как шапчонкой,
Дунул ветер, и поднялся
Кверху шарик белоснежный
Белым зонтиком пушистым.
Покатился, затерялся,
В синеве исчез безбрежной.
И одна осталась ножка
Но весна несёт обновы
И пять он у дорожки
С белым зонтиком пуховым.

Это … ОДУВАНЧИК.

1й ученик.

То зубной травой, то молочником, то пуховиком называет меня человек.

Зубной травой – за мои лечебные свойства. Мой настой прекрасное лекарство при заболеваниях желудка и печени. Отвар помогает избавиться от кашля и снять температуру. Примочки избавляют от многих кожных заболеваний.

Молочником – за белый, как молоко, млечный сок, который не по вкусу улиткам, а потому и портят они мои листья. Но, а вы не забудьте угостить своих домашних певчих птичек моими листочками. Этот деликатес придется им по вкусу.

Пуховиком – за мои плоды семянки, похожие на пуховики – парашютики. Посмотрите на мой прекрасный цветок. Его прекрасная желтая головка – не отдельный цветок, а целая корзиночка маленьких цветков. Их у меня до двухсот штук. Отцветут цветочки и вместо каждого из них, появится пуховичок – парашютик, на котором и отправляются при первом же ветерке путешествовать мои семена. Мои корзиночки – это цветочные часы, которые открываются в 600 и закрываются в 1500.

А знаете ли, вы, что из моих засушенных и поджаренных корней можно приготовить напиток, не уступающий по свойствам кофе. Из листьев можно приготовить салат, бутоны – замариновать, а из листьев сварить варенье.

Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок, белые реснички

Это … РОМАШКИ.

2й ученик.

Угадали? Это мы ромашки. Наши прекрасные цветы украшают многие луга и поляны. Расположенные на верхушке стебельков цветы – это целые цветочные корзинки, по краю которых белые, а в центре – желтые цветы. Нас ромашек – много сестер

Я, ромашка аптечная, самая полезная. Настойка из моих цветков рекомендуется при заболеваниях горла и желудка; примочки позволяют избавиться от грибковых заболеваний кожи; чай с ромашкой выпитый на ночь, способствует хорошему сну; а изысканные модницы знают, что лосьоны и шампуни из ромашки – это лучшее средство выглядеть красивыми и молодыми.

Вторая моя сестра, ромашка непахучая, очень похожа на меня. Но вот цветки и листья не имеют запаха, за это и не любима комарами. Подбросьте цветки ромашки, и вы избавитесь от ненужных соседей.

А еще две наши сестрички – ромашка белая далматская и ромашка кавказская содержат смертельный яд для всех насекомых – пиретрум. Таково научное название порошка, полученного из цветков этих ромашек. А древние называли его “персидским”.

Это – НИВЯНИК.
На просеке, в поле, на теплой поляне
Все лето цветёт, золотится нивянка,
Но если кто с нею не очень знаком,
Ромашку он спутает с этим цветком.

3й ученик.

Очень часто путают меня с ромашкой, странно?

Присмотритесь, ведь мои белоснежные цветочные корзиночки намного крупнее ромашковых. И листья у меня цельные, а перисторазделённые.

Теперь вы уж точно не спутаете меня с ромашками.

А какой же букет из полевых цветов, если нет в нем одного из чудес природы – синеглазых ВАСИЛЬКОВ.

Василькам
Нужны
Ромашки.
Для того,
Чтобы порой
Синих волн
Могли
Кудряшки
Мчать на берег,
Золотой…

4й ученик.

Узнали – я василек. Почему меня так называют?

Старинная легенда говорит о синеглазом Василе которого заманили на луг и околдовали русалки. И красавец юноша превратился в цветок.

А научное название говорит о мифическом существе – кентавре (центавре) Хироне, который познал силу лечебных трав и овладел искусством исцеления, а главной травой его знахарских снадобий – был василек.

Мои цветки – это большие соцветия. Растрепанные краевые рогатые цветочки – пустоцветы, приманки для насекомых, а настоящие цветки – внутри.

Нас васильков много братьев. Я – василёк полевой, синий – злостный сорняк, вызывающий отравление коров.

Второй брат – луговой, лиловый – медонос. Сено с его добавкой лучшее лакомство для коров.

Ноготок короток
А сквозь землю прошёл
Шапку золота нашёл.
Это – КАЛЕНДУЛА.

5й ученик.

Я прекрасная заморская гостья, прибыла к вам Средиземноморья. Мои крючковидные плоды – семянки – дали мне и второе название – ноготки.

Ну, а разве не прекрасна моя оранжевая цветочная корзинка, состоящая из множества мелких цветков.

Гостья я полезная. Настойка из моих цветков – спасение при ангинах и ларингитах; сок из лепестков поможет избавиться вам от веснушек.

Это растение способно заменить кофе.

6й ученик.

Мои веселые голубые искорки нельзя не заметить среди летнего разнотравья.

Я высокое, почти в один метр, растение со стеблем, опушенными волосками и голубым соцветием.

Из моих корней (обжаренных и размолотых) получают один из лучших суррогатов кофе.

Я – ЦИКОРИЙ.

Посейте цикорий на огороде – не пожалеете. Яркие голубые цветки украсят участок, из листьев можно приготовить салат, а из корней – вкусный кофейный напиток.

Дикая рябинка, рай – цветок, девятуха, так называют этот цветок в природе.

7й ученик.

Издалека видны яркие желтые головки – щитки “полевой рябинки” – ПИЖМЫ.

Зацветёт, загорится огнём нарядная пижма, знайте – лето в разгаре!

Ярко желтые корзинки – ядовиты – не любят их запаха мухи, жучки и паучки.

Не поленитесь, засушите веточки “полевой рябинки”, и украсьте ими осенний букет – и вы избавитесь от немногих непрошенных гостей.

Однако – пижма вполне может заменить и корицу, и имбирь в кексах и пудингах.

А из её корней изготавливают зелёную краску.

Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитайте –
Долек сколько?
Восемь,
Десять,
Двадцать,
Тридцать…
Так легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть.

8й ученик.

Узнали, конечно же, я – ТЫСЯЧЕЛИСТНИК.

Каждый лист мой, как перышко птицы, собран из многих листиков – пушинок. Таких листиков – пушинок у одного растения может быть около тысячи.

Белоголовник, порезанная трава, солдатская трава так называют меня в народе за мою способность листьев, приложенных к ранам, останавливать кровь и заживлять раны. В почете я и у животноводов. Я – любимая трава у кроликов.

Я компонент кремов “Этюд”, “Аленушка”, лосьонов “Флора” и “Шиповник”.

А если появлюсь я в огороде, не торопитесь вырвать – ведь я помогу  культурным растениям справиться с вредителями – насекомыми.

О ней говорили во многих пословицах, и хваля и ругая: “Горька как полынь” или “Полынью пахнет”

9й ученик

ПОЛЫНЬ я. Легко узнать меня по беловатым шелковистым – войлочным листья, издающих резкий запах.

Своё название получила я в честь греческой богини охоты Артемиды, которая во время охоты первая повстречала горькое, сильнопахнущее растение.

Семья у нас большая – около 400 видов.

Повесьте веточки полыни около дома, и вы избавитесь от настойчивых комаров и мух.

10 й ученик

Я растение культурное. Тархуном называют меня арабы.

А зовусь я – ЭСТРАГОНОМ.

Незаменим я в салатах и приправах кавказской кухни.

Составной компонент одеколона “Шипр”.

Кроме растений лекарственных и дикорастущих сорных много в этом семействе и декоративных цветов.

11.Балерина вышла
Юбочка пышна,
Сборки да оборки
Складки да подкладки…
А имя у артистки
Небесной прописки.

АСТРА

(астра в переводе с греческого “звездочка”)

12.Стоит цвет –

златоцвет Царевна – ромашка,
Серебряное платье
Золотая пряжка.

ХРИЗАНТЕМА.

13.На улице у окошка
Посажена
картошка
Цветки её
огромные
И светлые
и темные.

ГЕОРГИН

(Назван в честь петербурского ученого
И.Георги в 1803 году)

Вот и разгадан кроссворд.
О представителях, какого семейства идет речь?
СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ.

  1. Что объединяет все эти травянистые растения в одно семейство?
  2. Лабораторная работа. “Строение цветков растений семейства сложноцветные”

    (Выполняются соответствующие рисунки в тетрадях, заполняется таблица)

  3. Что общего в строении цветков этих растений?
  4. Как называется такое соцветие?
  5. Каково строение каждого отдельного цветка?
  6. Как можно записать формулу цветка одуванчика? Василька? Ромашки?
  7. Одинаковы ли по формы венчика все эти цветки?
  8. По каким еще признакам, кроме строения цветка, мы можем объединить все эти растения в одно семейство?

III. Закрепление знаний.

Игра “Третий лишний” (раздаточный материал)

  • Даны представители различных семейств, но одного класса.
  • Даны представители различных родов, но одного семейства.
  • Даны представители одного рода, но различные виды.

IV. Итог урока.

Давай пройдемся медленно по лугу…
Прекрасные слова. И путешествие было прекрасным и очень познавательным и жаль, что оно заканчивается. Но знакомства с представителями растительного мира не заканчивается.
Давай пройдемся медленно по лугу…



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

05 08 2021 7:20:17

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по У М К линии Н. И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

05 08 2021 13:23:39

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся

Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс. ...

05 08 2021 20:32:53

Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

Представлен конспект урок по теме " Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....

05 08 2021 22:53:27

Естественный отбор: значение, источники и классификация

Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом неблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....

05 08 2021 12:17:21

Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК

Урок биологии 7-м классе по У М К Н. И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии. ...

05 08 2021 7:17:50

Тип: членистоногие. Класс: ракообразные, паукообразные (7-й класс)

Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

05 08 2021 3:13:20

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

05 08 2021 11:43:55

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

05 08 2021 7:41:43

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

05 08 2021 12:33:43

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

05 08 2021 1:28:48

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

05 08 2021 19:11:11

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

05 08 2021 4:29:35

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

05 08 2021 14:13:33

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

05 08 2021 22:48:19

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме « Числовые последовательности. ...

05 08 2021 5:24:46

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

В работе представлены автобиографические сведения из жизни А. П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

05 08 2021 5:35:54

Музей и школа. Возможные варианты диалога

В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

05 08 2021 6:41:19

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

05 08 2021 6:10:32

Обобщающий урок "Кровеносная система"

План проведения обобщающего урока по теме " Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме. ...

05 08 2021 1:58:58

Акулы

Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

05 08 2021 13:46:51

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

Разработка урока « Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

05 08 2021 6:19:24

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс

Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э. Дженнера, Л. Пастера. И. И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....

05 08 2021 22:44:21

Роль птиц в природе и их практическое значение для человека

Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В. В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме " Позвоночные. Класс птицы" или в теме " Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

05 08 2021 10:38:29

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

05 08 2021 22:51:40

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

05 08 2021 4:56:49

Программа элективного курса "Основы медицинской генетики". 11-й класс

Элективный курс " Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека. ...

05 08 2021 20:29:50

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы « Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на « Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме « Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

05 08 2021 19:37:19

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке И К Т повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

05 08 2021 6:34:59

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опорно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

05 08 2021 3:24:56

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Практическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

05 08 2021 20:58:43

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

05 08 2021 6:40:58

Энергетический обмен

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика « Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....

05 08 2021 19:52:44

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

Очень актуальным направлением в настоящее время является практикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе практически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

05 08 2021 17:53:18

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

05 08 2021 6:32:47

"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)

Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....

05 08 2021 10:25:43

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....

05 08 2021 20:27:35

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

05 08 2021 6:49:27

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

05 08 2021 1:21:23

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

05 08 2021 16:59:21

Урок биологии на тему «Тип хордовые»

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....

05 08 2021 7:34:40

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

05 08 2021 8:12:53

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

05 08 2021 23:30:22

Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы

Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...

05 08 2021 14:59:18

Загадки эволюции

Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....

05 08 2021 12:34:20

Химический состав, строение и свойства костей

На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....

05 08 2021 10:27:50

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме « Историческое развитие растительного мира на Земле»....

05 08 2021 22:53:36

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....

05 08 2021 8:50:36

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э. Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде « Всеобщая морфология»....

05 08 2021 8:47:35

Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"

Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку « Зависимости времени года на Земле от Солнца». ...

05 08 2021 0:22:42

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)