Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"
Цели:
- Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактик нарушений зрения.
- Развивать умения проводить наблюдения и эксперименты над своим организмом, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на примере особенностей морфологии глаза и его функций.
- Воспитывать бережное отношение к своему организму, используя знания о причинах, профилактике нарушений зрения.
- В ходе групповой работы развивать умения общаться, обсуждать изучаемый совместно материал, помогать друг другу, анализировать поставленные задачи, сотрудничать.
Ход урока
Окружающие нас предметы и явления, наш собственный организм мы воспринимаем, прежде всего, с помощью зрения.
Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения. Значит, в познании внешнего мира для человека зрения играет первостепенную роль.
За свою многовековую историю человечество накопило огромный опыт, который передается из поколения в поколение. Этот опыт отражен в книгах, произведениях искусства. Благодаря зрению люди научились читать и писать. Они обучались у своих родителей и передавали свои знания детям.
Умнейшие люди создали учебники, используя знания и опыт ученых разных областей наук, для того, чтобы передать эти знания вам.
Для того, чтобы воздать должное этому чувств – органу зрения, без которого мы не смогли бы познакомиться с этими книгами, мы в течение нескольких часов работали над вопросами морфологии глаза и функциями отдельных его частей. Сегодня мы должны, используя полученные знания, выяснив строение и функции сетчатки прийти к выводу, что глаз – это оптическая система, с помощью которого происходит зрительное восприятие окружающего мира и роли коры больших полушарий в обеспечении различных предметов, их формы, величины, расположения, перемещении, в возникновении определенных зрительных ощущений. В связи с важностью роли органа зрения, большое значение имеют вопросы о причинах, профилактики и способах исправления нарушений органов зрения – близорукости, дальнозоркости.
1. Актуализация опopных знаний “Строение глаза”
Тест на “3”
1………………и……………. . защищают глаз от пыли.
2………………выделяет жидкость, которая увлажняет поверхность глазного яблока, согревает глаз, смывает попадающие из него посторонние частицы.
3. глазное яблоко покрыто……………оболочкой, защищающей его от механических и химических повреждений.
4. прозрачная оболочка в передней части называется…………………
5……………. . оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, снабжающих глазное яблоко кровью.
6. передняя часть оболочки, окрашенная в цвета от светло-гoлyбого до темно-коричневого.
7……………. - отверстие в центре оболочки, регулирующее поступление внутрь глаза лучей света.
8……………- прозрачная двояковыпуклая часть глаза, через которую происходит преломление света.
9. прозрачное студенистое вещество, заполняющее внутреннюю часть глазного яблока называется…………
10. в……………расположены рецепторы глаза.
11…………- рецепторы сумеречного света.
12…………- рецепторы, которые раздражаются только ярким светом, с ними связано цветное зрение.
Тест на “4-5”
Покажите взаимосвязь строения и функций глаза, подобрав соответствующие цифры из правой и левой колонки.
I. увлажняет поверхность глазного яблока. | №1. хрусталик. |
II. пропускает лучи света. | №2. стекловидное тело |
III. снабжает глазное яблоко кровью. | №3. сетчатка. |
IV. определяет цвет глаз. | №4. зрачок. |
V. покрывает глазное яблоко, защищая его от механических и химических повреждений. | №5. колбочки. |
VI. регулирует поступление внутрь глаза лучей света. | №6. сосудистая оболочка |
VII. преломляет лучи света. | №7. палочки. |
VIII. фокусируются изображения предметов. | №8. белочная оболочка |
№9. слезная оболочка. | |
№10. радужка. | |
№11. роговица. | |
№12. веки. |
(ассистенты – ученики проверяют тесты)
2. Изучение новой темы
Совместная работа в группах.
А) произвольное разделение на три группы по 5 человек.
Б) учащиеся выбирают номер вопроса и переходят для обсуждения своего вопроса.
В) учитель консультирует каждую группу.
Г) учащиеся возвращаются в свои группы для обсуждения всех пяти вопросов и делают вывод.
Д) учитель беседует с классом по предложенным вопросам.
Вопрос №1.
Как возникает изображение предметов на сетчатке? В чем различие функций палочек и колбочек?
Вопрос №2.
Изображение на сетчатке получается хотя и четким, но перевернутым?
Почему же мы тогда не видим все вокруг нас перевернутым вверх ногами?
Вопрос №3.
Рассмотрите рисунок №133, стр. 186, на котором изображены на черном фоне белые круги и крестик в вытянутую руку перед глазами. Закройте левый глаз, не сводя взгляда с крестика, медленно приближайте и удаляйте рисунок, пока один из белых кругов перестанет быть видимым. Проведите те же наблюдения, закрыв правый глаз. Почему возникает эффект исчезновения одного из белых кругов?
Вопрос №4.
Проведите наблюдения, выбрав одного из учеников группы – испытуемым. Обязательное условие: испытуемый не должен двигать головой или скашивать глаза на предмет, а должен смотреть прямо перед собой. Затем испытуемому показывают ручку любого цвета в движении и короткое время так, чтобы предмет проецировался на боковую поверхность сетчатки. Почему испытуемый различает форму предмета, но не может определить его цвет?
Как видит кошка в темноте?
Вопрос №5.
Почему возникает близорукость и дальнозоркость?
Как исправляют близорукость и дальнозоркость?
Все вместе делают вывод урока.
Человеческий глаз – удивительный оптический прибор, блестяще сконструированный природой. Лучи света, попадающие в него, проходят последовательно роговицу, хрусталик и преломляются так, чтобы вновь идеально точно сойтись на сетчатке.
В сетчатке происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг к зрительной зоне коры больших полушарий, где происходит анализ и окончательное различение раздражений формы предметов, их окраски, величины, освещенности, расположения и движения.
Причинами нарушения зрения: дальнозоркости и близорукости может быть изменение формы глазного яблока, кривизны хрусталика, а способами исправления могут быть подбор очков с рассеивающими или собирающими линзами, проведение систематической гимнастики для глаз.
3. Закрепление
Тест для закрепления:
1. На сетчатке образуется:
А. увеличенное, перевернутое изображение.
Б. уменьшенное, прямое изображение.
В. уменьшенное. перевернутое изображение.
2. Когда мы смотрим на дальние предметы, мышцы окружающие хрусталик:
А. расслаблены.
Б. сжимаются.
В. остаются без изменения.
3. В состав желтого пятна входят:
А. палочки.
Б. колбочки.
В. нет рецепторов.
4. Слепое пятно:
А. не содержит рецепторов.
Б. содержит палочки и колбочки.
В. содержит только палочки.
5. Врожденная близорукость возникает из-за:
А. удлинения глазного яблока.
Б. укороченного глазного яблока.
В. неправильного освещения.
6. Врожденная дальнозоркость возникает из-за:
А. укороченного глазного яблока.
Б. глазных травм.
В. удлененного глазного яблока.
7. Для того, чтобы исправить близорукость необходимо:
А. носить очки с рассеивающими линзами.
Б. носить очки с собирающими линзами.
В. делать гимнастику для глаз.
(ассистенты проверяют ответы)
Гимнастика для глаз (под расслабляющую музыку)
1. Закройте глаза ладонями, несколько раз надавите на глаза.
2. Смотрите попеременно то вдаль, то на предметы, расположенные близко.
3. Несколько раз резко поводите взглядом вправо-влево, вверх-вниз.
4. Медленно нарисуйте глазами “восьмерку” вертикальную, горизонтальную.
5. Закройте глаза и несколько минут сосредоточенно “рассматривайте” черноту, пытаясь проникнуть в нее.
4. Подведение итогов
Ассистенты объявляют оценки.
5. Домашнее задание: повторить параграфы 56-58, составить синквейны к понятиям “глаз”, “сетчатка”.
Комментарии:
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
27 11 2024 22:20:46
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
26 11 2024 3:22:37
В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....
25 11 2024 16:30:52
Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...
24 11 2024 17:16:42
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
23 11 2024 16:35:36
Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...
22 11 2024 6:32:57
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
21 11 2024 21:40:17
Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....
20 11 2024 7:32:45
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
19 11 2024 7:15:33
На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...
18 11 2024 9:59:18
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...
17 11 2024 6:29:12
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...
16 11 2024 3:58:40
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме. ...
15 11 2024 1:22:30
В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани. ...
14 11 2024 19:54:54
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
13 11 2024 1:37:10
Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
12 11 2024 9:59:42
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
11 11 2024 7:35:12
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
10 11 2024 22:21:32
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
09 11 2024 11:17:49
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
08 11 2024 9:47:11
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
07 11 2024 15:11:51
На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен". ...
06 11 2024 10:37:35
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...
05 11 2024 4:38:55
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
04 11 2024 8:23:53
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
03 11 2024 9:49:40
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
02 11 2024 10:30:50
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
01 11 2024 8:16:23
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...
31 10 2024 21:43:45
Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....
30 10 2024 2:44:33
Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....
29 10 2024 19:48:19
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....
28 10 2024 16:28:10
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
27 10 2024 5:46:20
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
26 10 2024 18:15:29
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права. ...
25 10 2024 1:45:24
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...
24 10 2024 12:45:23
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...
23 10 2024 18:47:51
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
22 10 2024 18:49:41
Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....
21 10 2024 9:12:11
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...
20 10 2024 18:46:58
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...
19 10 2024 9:11:56
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...
18 10 2024 12:30:19
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...
17 10 2024 0:46:58
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...
16 10 2024 22:56:22
Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....
15 10 2024 19:28:51
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
14 10 2024 20:47:18
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
13 10 2024 0:20:13
В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...
12 10 2024 17:30:24
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...
11 10 2024 23:41:19
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
10 10 2024 7:57:32
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
09 10 2024 10:24:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::