Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"
Цели:
- Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактик нарушений зрения.
- Развивать умения проводить наблюдения и эксперименты над своим организмом, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на примере особенностей морфологии глаза и его функций.
- Воспитывать бережное отношение к своему организму, используя знания о причинах, профилактике нарушений зрения.
- В ходе групповой работы развивать умения общаться, обсуждать изучаемый совместно материал, помогать друг другу, анализировать поставленные задачи, сотрудничать.
Ход урока
Окружающие нас предметы и явления, наш собственный организм мы воспринимаем, прежде всего, с помощью зрения.
Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения. Значит, в познании внешнего мира для человека зрения играет первостепенную роль.
За свою многовековую историю человечество накопило огромный опыт, который передается из поколения в поколение. Этот опыт отражен в книгах, произведениях искусства. Благодаря зрению люди научились читать и писать. Они обучались у своих родителей и передавали свои знания детям.
Умнейшие люди создали учебники, используя знания и опыт ученых разных областей наук, для того, чтобы передать эти знания вам.
Для того, чтобы воздать должное этому чувств – органу зрения, без которого мы не смогли бы познакомиться с этими книгами, мы в течение нескольких часов работали над вопросами морфологии глаза и функциями отдельных его частей. Сегодня мы должны, используя полученные знания, выяснив строение и функции сетчатки прийти к выводу, что глаз – это оптическая система, с помощью которого происходит зрительное восприятие окружающего мира и роли коры больших полушарий в обеспечении различных предметов, их формы, величины, расположения, перемещении, в возникновении определенных зрительных ощущений. В связи с важностью роли органа зрения, большое значение имеют вопросы о причинах, профилактики и способах исправления нарушений органов зрения – близорукости, дальнозоркости.
1. Актуализация опopных знаний “Строение глаза”
Тест на “3”
1………………и……………. . защищают глаз от пыли.
2………………выделяет жидкость, которая увлажняет поверхность глазного яблока, согревает глаз, смывает попадающие из него посторонние частицы.
3. глазное яблоко покрыто……………оболочкой, защищающей его от механических и химических повреждений.
4. прозрачная оболочка в передней части называется…………………
5……………. . оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, снабжающих глазное яблоко кровью.
6. передняя часть оболочки, окрашенная в цвета от светло-гoлyбого до темно-коричневого.
7……………. - отверстие в центре оболочки, регулирующее поступление внутрь глаза лучей света.
8……………- прозрачная двояковыпуклая часть глаза, через которую происходит преломление света.
9. прозрачное студенистое вещество, заполняющее внутреннюю часть глазного яблока называется…………
10. в……………расположены рецепторы глаза.
11…………- рецепторы сумеречного света.
12…………- рецепторы, которые раздражаются только ярким светом, с ними связано цветное зрение.
Тест на “4-5”
Покажите взаимосвязь строения и функций глаза, подобрав соответствующие цифры из правой и левой колонки.
I. увлажняет поверхность глазного яблока. | №1. хрусталик. |
II. пропускает лучи света. | №2. стекловидное тело |
III. снабжает глазное яблоко кровью. | №3. сетчатка. |
IV. определяет цвет глаз. | №4. зрачок. |
V. покрывает глазное яблоко, защищая его от механических и химических повреждений. | №5. колбочки. |
VI. регулирует поступление внутрь глаза лучей света. | №6. сосудистая оболочка |
VII. преломляет лучи света. | №7. палочки. |
VIII. фокусируются изображения предметов. | №8. белочная оболочка |
№9. слезная оболочка. | |
№10. радужка. | |
№11. роговица. | |
№12. веки. |
(ассистенты – ученики проверяют тесты)
2. Изучение новой темы
Совместная работа в группах.
А) произвольное разделение на три группы по 5 человек.
Б) учащиеся выбирают номер вопроса и переходят для обсуждения своего вопроса.
В) учитель консультирует каждую группу.
Г) учащиеся возвращаются в свои группы для обсуждения всех пяти вопросов и делают вывод.
Д) учитель беседует с классом по предложенным вопросам.
Вопрос №1.
Как возникает изображение предметов на сетчатке? В чем различие функций палочек и колбочек?
Вопрос №2.
Изображение на сетчатке получается хотя и четким, но перевернутым?
Почему же мы тогда не видим все вокруг нас перевернутым вверх ногами?
Вопрос №3.
Рассмотрите рисунок №133, стр. 186, на котором изображены на черном фоне белые круги и крестик в вытянутую руку перед глазами. Закройте левый глаз, не сводя взгляда с крестика, медленно приближайте и удаляйте рисунок, пока один из белых кругов перестанет быть видимым. Проведите те же наблюдения, закрыв правый глаз. Почему возникает эффект исчезновения одного из белых кругов?
Вопрос №4.
Проведите наблюдения, выбрав одного из учеников группы – испытуемым. Обязательное условие: испытуемый не должен двигать головой или скашивать глаза на предмет, а должен смотреть прямо перед собой. Затем испытуемому показывают ручку любого цвета в движении и короткое время так, чтобы предмет проецировался на боковую поверхность сетчатки. Почему испытуемый различает форму предмета, но не может определить его цвет?
Как видит кошка в темноте?
Вопрос №5.
Почему возникает близорукость и дальнозоркость?
Как исправляют близорукость и дальнозоркость?
Все вместе делают вывод урока.
Человеческий глаз – удивительный оптический прибор, блестяще сконструированный природой. Лучи света, попадающие в него, проходят последовательно роговицу, хрусталик и преломляются так, чтобы вновь идеально точно сойтись на сетчатке.
В сетчатке происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг к зрительной зоне коры больших полушарий, где происходит анализ и окончательное различение раздражений формы предметов, их окраски, величины, освещенности, расположения и движения.
Причинами нарушения зрения: дальнозоркости и близорукости может быть изменение формы глазного яблока, кривизны хрусталика, а способами исправления могут быть подбор очков с рассеивающими или собирающими линзами, проведение систематической гимнастики для глаз.
3. Закрепление
Тест для закрепления:
1. На сетчатке образуется:
А. увеличенное, перевернутое изображение.
Б. уменьшенное, прямое изображение.
В. уменьшенное. перевернутое изображение.
2. Когда мы смотрим на дальние предметы, мышцы окружающие хрусталик:
А. расслаблены.
Б. сжимаются.
В. остаются без изменения.
3. В состав желтого пятна входят:
А. палочки.
Б. колбочки.
В. нет рецепторов.
4. Слепое пятно:
А. не содержит рецепторов.
Б. содержит палочки и колбочки.
В. содержит только палочки.
5. Врожденная близорукость возникает из-за:
А. удлинения глазного яблока.
Б. укороченного глазного яблока.
В. неправильного освещения.
6. Врожденная дальнозоркость возникает из-за:
А. укороченного глазного яблока.
Б. глазных травм.
В. удлененного глазного яблока.
7. Для того, чтобы исправить близорукость необходимо:
А. носить очки с рассеивающими линзами.
Б. носить очки с собирающими линзами.
В. делать гимнастику для глаз.
(ассистенты проверяют ответы)
Гимнастика для глаз (под расслабляющую музыку)
1. Закройте глаза ладонями, несколько раз надавите на глаза.
2. Смотрите попеременно то вдаль, то на предметы, расположенные близко.
3. Несколько раз резко поводите взглядом вправо-влево, вверх-вниз.
4. Медленно нарисуйте глазами “восьмерку” вертикальную, горизонтальную.
5. Закройте глаза и несколько минут сосредоточенно “рассматривайте” черноту, пытаясь проникнуть в нее.
4. Подведение итогов
Ассистенты объявляют оценки.
5. Домашнее задание: повторить параграфы 56-58, составить синквейны к понятиям “глаз”, “сетчатка”.
Комментарии:
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
25 04 2025 21:47:53

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....
24 04 2025 4:50:51
Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....
23 04 2025 6:28:10
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
22 04 2025 22:19:11
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
21 04 2025 23:31:46
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
20 04 2025 4:50:14
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
19 04 2025 7:57:53
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
18 04 2025 22:58:35
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
17 04 2025 7:51:43
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
16 04 2025 20:44:30
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
15 04 2025 10:26:30
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
14 04 2025 8:34:34
Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....
13 04 2025 18:41:30
Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....
12 04 2025 21:13:27

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....
11 04 2025 17:25:39
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
10 04 2025 13:20:32
Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....
09 04 2025 3:48:39
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
08 04 2025 14:53:11
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
07 04 2025 12:42:57
Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных.
...
06 04 2025 17:30:54
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
05 04 2025 17:56:22
Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....
04 04 2025 13:37:39
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
03 04 2025 4:26:43
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
02 04 2025 22:27:53
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
01 04 2025 2:56:33
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
31 03 2025 4:45:53
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
30 03 2025 9:14:26
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
29 03 2025 10:12:25
Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....
28 03 2025 0:15:56
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
27 03 2025 14:36:44
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
26 03 2025 2:30:29
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
...
25 03 2025 1:42:42
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся.
...
24 03 2025 18:12:20
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
23 03 2025 0:37:51
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
22 03 2025 23:42:39
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
21 03 2025 20:25:44
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
20 03 2025 19:15:29
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
19 03 2025 11:16:54
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
18 03 2025 0:43:20
Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....
17 03 2025 6:42:54
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
16 03 2025 16:56:50
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
15 03 2025 18:55:35
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
14 03 2025 7:25:23
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
13 03 2025 8:47:34
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
12 03 2025 14:28:13
Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....
11 03 2025 12:39:35
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
10 03 2025 3:59:38
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
09 03 2025 21:36:47
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
08 03 2025 0:54:22
Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....
07 03 2025 17:35:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::