Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"


    Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, неизменным в своих пoлoвых и вкусовых инстинктах.

Аристотель

Цели:

  1. Обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека – это путь к самоуничтожению.
  2. Донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе.

Форма проведения:

Лекционно-информационная, с презентацией.

Подготовка:

  1. Анкетирование учащихся и обработка данных.
  2. Предварительная работа по сбору и систематизации материала.
  3. Создание презентации “Правда о СПИДе”.

Ход мероприятия

I этап: мотивация

Вступительное слово учителя:

Путь к красоте, истине, добру всегда находится в самом человеке. Однако в настоящее время человечество подошло к опасной черте, сегодня на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поколения, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер. Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению. Так, несколько десятков лет назад мы считали, что “буржуазная” зараза – наркотики, СПИД – нас не коснется, а сейчас эта угроза приняла глобальные масштабы и дошла до нашего государства.

Неуклонный рост числа людей, зараженных ВИЧ, стал в последнее время серьезной проблемой для мирового сообщества. За двадцать пять лет в результате СПИДа умерло более 16 миллионов человек.

Глобальность проблемы, её актуальность и ужасающие последствия подтверждаются статистическими данными, приведенными ниже.

Сообщение учащегося “Статистические данные” (слайды №3, 4):

Согласно докладу “Объединённой программы ООН по ВИЧ/СПИДу” количество людей, живущих с ВИЧ, составляет 39,5 миллиона (34,1-47,1 миллиона), из них:

– взрослых — 37,2 миллиона (32,1-44,5 миллиона) ;

– женщин — 17,7 миллиона (15,1-20,9 миллиона) ;

– детей младше 15 лет — 2,3 миллиона (1,7-3,5 миллиона).

При этом из общего числа инфицированных, две трети (63 % — 24,7 млн.[21,8-27,7 млн.]) всех взрослых и детей с ВИЧ в мире живут в странах Африки.

На Российскую Федерацию и Украину приходится около 90 % всех ВИЧ-инфекций в Восточной Европе и Центральной Азии, где использование зараженного инъекционного инструментария для употрeбления наркотиков остается основным путем передачи ВИЧ (70%).

Рискованное ceкcуальное поведение потребителей инъекционных наркотиков также повышает вероятность распространения ВИЧ среди них.

В России общее число инфекций, документально зарегистрированных с начала эпидемии, составило почти 350000. Однако официальные данные учитывают только тех людей, которые имели непосредственный контакт с российской системой регистрации ВИЧ. Действительное число людей, оценивается гораздо выше – от 560 тыс. до 1,6 млн. Большинство из них (80%) – молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет (20% – молодежь в возрасте до 20лет, а около 60% – молодые люди от 21 до 30лет).

Надо отметить, однако, что после резкого пика заболеваемости в России, пришедшегося на 2001 г., и последующего спада в 2002—2003 не наблюдается резкого ежегодного повышения числа инфицированных, но не наблюдается и их снижения.

В настоящее время случаи ВИЧ-инфицирования зарегистрированы в 88 субъектах РФ. Если не принять срочных мер и не предотвратить эпидемию, к 2020г., по разным оценкам, в России будет от 5 до 15млн. ВИЧ-инфицированных, что составит более 10% трудоспособного населения.

Увеличилось почти в 4 раза количество жителей, заразившихся ВИЧ в результате гомо– и гетероceкcуальных контактов.

Увеличилось число детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных родителей.

Учитель (слайд №2):

Из приведенных данных необходимо понять, что речь идет о национальной катастрофе, о выживании и спасении нации. Сегодня трудно встретить человека, который бы не слышал о ВИЧ и СПИДе. Большинство, правда, уверены в том, что эта проблема их не касается и никогда не коснется. Чтобы такая уверенность была оправданной, чтобы иметь возможность надежно защитить себя и своих близких, необходимо знать, что представляет собой ВИЧ-инфекция сегодня, в XXI веке.

Какова же вся правда о СПИДе? Как ему противостоять? Как нам уберечься от беды, которая приобрела сегодня угрожающие масштабы?

II этап: работа с понятиями

Учитель:

Что такое ВИЧ?

Как расшифровать понятие “СПИД”?

Что такое СПИД с точки зрения медицины и с социальной точки зрения?

Учащиеся читают определения перечисленных понятий в словарике и дают правильные ответы на поставленные учителем вопросы.

Словарик:

1) ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.
2) СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита или конечная, cмepтельная стадия ВИЧ-инфекции.
3) Вирус – возбудитель инфекционного заболевания.
4) Иммунитет – невосприимчивость к инфекционному заболеванию.
5) Дефицит – недостаток, нехватка.
6) Синдром – совокупность признаков (симптомов) заболевания.

Ожидаемый результат:

ВИЧ– вирус иммунодефицита человека, возбудитель ВИЧ-инфекции;

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита или конечная, cмepтельная стадия ВИЧ-инфекции.

Данное понятие расшифровывается следующим образом: СПИД – аббревиатура, означающая: Синдром Приобретенного Иммунодефицита. Синдром – потому, что существует большое количество признаков, симптомов, осложненных, связанных с заболеванием. Приобретенный – заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом. Иммунодефицит – иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться различным инфекциям.

СПИД с точки зрения медицины – коварная болезнь, вызываемая ретровирусом ВИЧ, патогенные свойства которого сильно ослабляют иммунитет.

СПИД с социальной точки зрения – сложная проблема, касающаяся человеческих взаимоотношений на любых уровнях.

Таким образом, СПИД – не болезнь в собственном смысле слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

III этап: решение основной проблемы

Сообщение учащегося “Историческая справка” (слайды №5, 6):

Первые сообщения о таинственной cмepтельной болезни появились в США в 1981 году. В 1983г. французские ученые под руководством Люка Монтанье выделили вирус из лимфатических узлов больного мужчины, а в 1984г. американские ученые во главе с Робертом К. Галло выделили возбудитель заболевания из крови больных. В 1985г. изучены основные пути передачи ВИЧ и зарегистрирован первый случай ВИЧ/СПИДа в СССР у иностранного гражданина. В 1986г. принято название — “вирус иммунодефицита человека”, ВИЧ. В 1987г. появился первый препарат для лечения СПИДа и зарегистрирован первый случай ВИЧ-инфекции у гражданина СССР. 1 декабря 1988г. был объявлен ООН Всемирным днем борьбы со СПИДом. 30.03.1995г. принят Закон РФ № 38 “О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”. В 1995г. начали применять препараты высокоактивной антиретровирусной терапии, позволяющие большинству больных ВИЧ/СПИДом продлевать жизнь. В 1996г. создана объединенная программы ООН по СПИДу. В 2001г Генеральной Ассамблеей ООН принята резолюция 8 – 26/2 “Глобальный кризис — глобальные действия”. В 2003г. состоялось пленарное заседание 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по проблематике ВИЧ/СПИДа.

Сообщение учащегося “ВИЧ, его хаpaктеристика” (слайды №7, 8, 9):

ВИЧ– вирус иммунодефицита человека, возбудитель ВИЧ-инфекции, относится к группе РНК-содержащих ретровирусов п/семейства лентивирусов. ВИЧ обладает высокой биологической активностью и изменчивостью, которые в 5 раз превышают вирус гриппа и в 10 раз вирус гепатита В.

В настоящее время достаточно хорошо изучены две разновидности вируса: ВИЧ-1, ВИЧ-2. Биологические свойства их подобны, но ВИЧ-2 имеет замедленную диагностику, а ВИЧ-1 передается при ceкcуальных контактах прямо через слизистую, без микроран и контакта с кровью.

ВИЧ может находиться во всех биологических жидкостях организма, однако его содержание в них разное. Чтобы произошло инфицирование здорового человека, необходимо, чтобы вирус попал в кровь или количество вирусов, получаемое здоровым человеком от инфицированного, было достаточным для заражения. Необходимая для инфицирования концентрация ВИЧ содержится в крови, cпepме, спинномозговой жидкости, грудном молоке, влагалищном секрете.

В слюне, слезной жидкости и моче концентрация вируса невысока, поэтому заражение через эти биологические жидкости маловероятно.

ВИЧ нестоек во внешней среде. Он теряет активность при нагревании до 56о в течение 30 мин., погибает через 1-3 мин. при кипячении, а также под воздействием дезинфицирующих средств. В то же время вирус устойчив к ультрафиолетовым лучам и ионизирующей радиации. В высушенном состоянии вирус может сохраняться в течение нескольких часов или дней.

Сообщение учащегося “Жизненный цикл ВИЧ” (слайды №10, 11):

ВИЧ поражает CD4+Т-лимфоциты (Т-хелперы), CD8-лимфоциты и макрофаги. Вирусная РНК с помощью фермента ревертазы синтезирует ДНК, которая встраивается в генетический аппарат клетки, где может сохраняться в виде провируса пожизненно. При активации провируса в зараженной клетке происходит интенсивное накопление новых вирусных частиц, что ведет к разрушению клеток и поражению новых. Содержащие вирус Т-лимфоциты не могут выполнять хелперскую функцию и перестают синтезировать антитела. Происходит постепенное разрушение иммунной системы человека.

В результате попадания вируса в организм:

1) поражается иммунная система, организм становится беззащитным перед возбудителями различных инфекций, которые для здоровых людей не представляют опасности;
2) развиваются опухоли;
3) почти всегда поражается нервная система, что приводит к нарушениям мозговой деятельности и к развитию слабоумия.

Сообщение учащегося “Стадии развития ВИЧ/СПИДа” (слайд №12):

Существуют следующие стадии ВИЧ/СПИДа:

1) инкубация;
2) стадия первичных проявлений:

-фаза острой лихорадки,
-бессимптомная фаза,
-персистирующая генерализованная лимфаденопатия;

3) стадия вторичных изменений;
4) терминальная стадия.

Сообщение учащегося “Симптомы ВИЧ/СПИДа” (слайды №13, 14):

Почти сразу после попадания ВИЧ в организм у инфицированного человека возникает состояние, напоминающее грипп. Это состояние обычно быстро проходит, не вызывая особых опасений, так как в сознании инфицированного оно не связано с ВИЧ. Наличие у человека ВИЧ-инфекции еще не означает, что у него немедленно разовьется СПИД. Такой человек называется вирусоносителем. Вирус может находиться в организме вирусоносителя десять и более лет, прежде чем у инфицированного обнаружатся отчетливые симптомы cмepтельного заболевания. В течение этого периода человек может выглядеть нормально и чувствовать себя здоровым. При этом он может передавать ВИЧ окружающим. Таким образом, можно заразиться ВИЧ, не подозревая об этом, и ненамеренно передать ВИЧ окружающим.

СПИД – состояние, развивающееся на фоне ВИЧ-инфекции и хаpaктеризующееся падением числа CD4-лимфоцитов, множественными инфекционными и неинфекционными заболеваниями. По сути, является терминальной (последней, cмepтельной) стадией ВИЧ-инфекции. Больной резко теряет в весе (10% и более), месяцами страдает от повышенной температуры тела, сильного ночного потоотделения, хронической усталости, увеличения лимфатических узлов, постоянного кашля и расстройства кишечника. В конце концов, наступает момент, когда сопротивляемость организма окончательно утрачивается, обостряются многочисленные болезни (пневмония, paк, инфекционные заболевания) и человек умирает.

Сообщение учащегося “Возможные пути передачи ВИЧ” (слайды №15, 16):

Возможные пути передачи ВИЧ от человека к человеку на всех стадиях заболевания:

1) незащищенный (без презервативов) пoлoвoй контакт (гомо– и гетероceкcуальный) с инфицированным ВИЧ или больным СПИДом человеком. Во всем мире именно при незащищенных пoлoвых контактах происходит абсолютное большинство случаев передачи ВИЧ-инфекции. По прогнозам ведущих специалистов в области профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа, этот путь передачи станет в ближайшее время основным;
2) попадание крови инфицированного ВИЧ или больного СПИДом в организм здорового человека при переливании зараженной донорской крови или ее компонентов; при трaнcплантации органов и тканей; через инфицированные медицинские инструменты, при введении наркотиков общими иглами и шприцами. В настоящее время шанс заразиться ВИЧ в медицинских учреждениях мал, так как кровь исследуется на ВИЧ, а инструменты, прежде всего шприцы, одноразовые. Однако, этот путь передачи распространен среди лиц, внутривенно употрeбляющих наркотики, так как группа наркоманов может пользоваться одним шприцем или иглой или набирать наркотик из одной посуды. Так, в России до недавнего времени около 70% случаев инфицирования ВИЧ приходилось на долю инъекционных наркотиков (ПИН) ;
3) от ВИЧ-инфицированной или больной СПИДом матери к ребенку до, во время или после родов; во время кормления гpyдью. В России случаи ВИЧ-инфицирования в педиатрической пpaктике связаны с парентеральным путем передачи (внутрибольничные вспышки инфекции в 1988-1989гг.). В отсутствии терапии, риск инфицирования новорожденного от ВИЧ-положительной матери составляет от 15 до 25 % в развитых странах, от 25 % до 35 % в развивающихся странах.

Сообщение учащегося “Риск заражения ВИЧ-инфекцией” (слайд №16):

Больше всего рискует заразиться тот, кто вступает в пoлoвые контакты со случайными или неизвестными партнерами без правильного использования презерватива; те, кто употрeбляет наркотики или лекарственные вещества внутривенно с применением нестерильных шприцов и игл; вступает в пoлoвые контакты с лицами, употрeбляющими наркотики внутривенно, или с людьми, имеющими много пoлoвых партнеров; кто имеет другие заболевания, передающиеся пoлoвым путем, – сифилис, гepпeс и т.д.

Сообщение учащегося “Случаи, при которых ВИЧ не передается” (слайд №17):

ВИЧ-инфекция не передается бытовым путем. Невозможно заразиться ВИЧ, пользуясь общей посудой, одеждой, полотенцем, туалетом с инфицированными людьми, плавая с ними в одном бассейне, здороваясь, обнимаясь и целуясь. Так, наблюдения за семьями, где есть ВИЧ-инфицированные, которые ведутся многие годы, показали, что никто из члeнов семей не заразился, несмотря на то, что они совместно пользовались предметами и вещами, общей посудой и ванной. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем, хотя в малых дозах вирус содержится в слюне инфицированных. Кровососущие насекомые, вопреки распространенному мнению, ВИЧ передавать не могут.

Сообщение учащегося “Диагностика ВИЧ-инфекции” (слайды №18, 19):

После попадания ВИЧ в организм, начинают выpaбатываться антитела для борьбы с вирусом, которые выявляет анализ крови (тест) на ВИЧ. Антитела появляются лишь через 3-6 месяцев после заражения. Период, когда вирус в организме уже есть, а антитела к нему еще не определяются, называется серо-негативным окном. В это время у ВИЧ-инфицированного человека анализы крови на ВИЧ являются отрицательными.

Достоверные результаты теста на ВИЧ могут быть получены не ранее, чем через 3 месяца после заражения.

Сдать тест на ВИЧ следует, если в жизни человека присутствовал риск инфицирования (человек делился иглой, вводя наркотики, делая татуировку или пирсинг, имел пoлoвые контакты без презерватива, подвергся изнacилoванию, заразился ИППП). Это избавит от ненужного стpaxa или позволит своевременно получить помощь.

По закону тестирование на ВИЧ является добровольным. Результаты тестирования – конфеденциальны и не подлежат огласке. При желании можно сдать анализ анонимно.

В случае положительного анализа на ВИЧ во избежание ошибок его следует сдать повторно.

Тестирование на ВИЧ ограничивает распространение инфекции и позволяет вовремя начать лечение, продлевая жизнь большому количеству людей.

Учитель (слайды №20, 21):

Сдать тест на ВИЧ можно… (указываются адреса и контактные телефоны).

Сообщение учащегося “Лечение ВИЧ-инфекции” (слайд №22):

Лекарства, действующие на ВИЧ, называются антиретровирусными (АРВ) препаратами. Эти препараты останавливают развитие и размножение вируса и позволяют иммунной системе восстанавливаться.

В настоящее время АРВ терапия не избавляет организм от ВИЧ, но значительно продлевает жизнь человека с ВИЧ. Если антиретровирусная терапия начата и не развивается устойчивость к применяемым препаратам, продолжительность жизни больного составляет 22.5 года.

IV этап: подведение итогов

Учитель (слайд №23):

ВИЧ/СПИД – опасное для жизни неизлечимое заболевание. Выявление ВИЧ-инфекции может нередко означать изменение качества жизни и потерю психологической и социальной независимости. Зараженный человек остается источником инфекции пожизненно.

Каковы же меры по предупреждению ВИЧ?

Разработка мер по предупреждению распространения ВИЧ в группах по заданию:

“На листах ватмана построить “лестницу возможностей”, где каждая ступенька символизирует мероприятие по борьбе со СПИДом”

Затем все группы участвуют в обсуждении “лестниц”. Учитель обобщает высказанные группами предложения, создав на доске коллективную “лестницу возможностей

Ожидаемый результат (слайд №24):

Предупредить распространение ВИЧ-инфекции помогают следующие мероприятия:

1) предоставление информации о возможности и путях заражения инфекциями, передаваемыми пoлoвым путем (ИППП), включая ВИЧ;
2) пропаганда верности одному партнеру или снижения числа ceкcуальных партнеров, а также безопасных для здоровья ceкcуальных отношений (использование презервативов) ;
3) создание условий для раннего выявления и надлежащего лечения ИППП, наличие которых повышает вероятность ВИЧ-инфицирования;
4) борьба с наркоманией, полный отказ от наркотиков;
5) обеспечение безопасности таких медицинских процедур, как переливание крови, а также создание необходимых гарантий для того, чтобы во всех лечебно-профилактических учреждениях соблюдались общепринятые меры профилактики внутрибольничных инфекций.

Заключительное слово учителя (слайды №25, 26):

Молодые люди должны знать, что лучший способ избежать заражения ВИЧ – это воздержание от ceкcа до тех пор, пока они не станут взрослыми и будут готовы создать семью или осознанные и основанные на взаимном доверии отношения с партнерами.

Каждый вправе выбирать свой стиль поведения, тип ceкcуальных отношений, возраст начала пoлoвoй жизни, но юноши и дeвyшки должны помнить, что раннее начало пoлoвoй жизни несет с собой раннюю беременность, aбopты, бесплодие, болезни, передающиеся пoлoвым путем (гепатиты, xлaмидиоз, сифилис, гoнopeя…), вынужденные бpaки, несбывшиеся надежды и невыполненные планы, прерывание дальнейшего образования.

Стоит ли рисковать?

V этап: синквейн

Составление учащимися синквейна:

СПИД.
Страшный, опасный.
Заразился, заболел, пропал.
Шприц упал к ногам, сердце остановилось.
Финал.

Презентация



Комментарии:

Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)

      Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....

30 06 2025 11:33:22

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

29 06 2025 17:20:13

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"


    Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

      Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

28 06 2025 19:57:28

Тема урока: "Пищеварение в желудке"


    Тема урока: "Пищеварение в желудке"

      Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....

27 06 2025 18:40:12

Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"


    Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"

      Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...

26 06 2025 10:15:47

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

25 06 2025 8:12:45

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

24 06 2025 1:28:53

Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"


    Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"

      Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья. ...

23 06 2025 20:16:11

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект


    Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

      На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

22 06 2025 2:12:32

Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"


    Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

      Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....

21 06 2025 8:51:30

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

20 06 2025 5:57:22

Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение


    Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение

      Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....

19 06 2025 23:56:10

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

18 06 2025 19:39:54

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

      Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

17 06 2025 3:54:44

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)


    Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

      Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....

16 06 2025 13:19:19

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

15 06 2025 7:21:24

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

14 06 2025 21:45:15

Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение. ...

13 06 2025 7:20:25

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

12 06 2025 16:34:35

Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии


    Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии

      Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....

11 06 2025 17:22:41

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"


    Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

      Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...

10 06 2025 10:30:52

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

09 06 2025 20:21:27

Главные направления прогрессивной эволюции

Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...

08 06 2025 16:28:44

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"


    Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

      Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

07 06 2025 22:20:13

Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...

06 06 2025 1:52:12

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

05 06 2025 1:30:26

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

04 06 2025 16:10:14

Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"


    Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"

      Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

03 06 2025 2:35:24

Размножение и развитие земноводных


    Размножение и развитие земноводных

      На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

02 06 2025 7:57:32

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

01 06 2025 1:46:37

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

31 05 2025 18:31:47

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

30 05 2025 11:27:23

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

29 05 2025 22:15:57

Информационные технологии на уроке биологии


    Информационные технологии на уроке биологии

      Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....

28 05 2025 2:13:55

Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....

27 05 2025 16:10:48

Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс


    Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс

      Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....

26 05 2025 14:17:52

Многообразие птиц в природе

Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....

25 05 2025 3:47:51

Урок-конференция "Генетика и медицина"


    Урок-конференция "Генетика и медицина"

      Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....

24 05 2025 23:33:44

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма


    Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

      Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

23 05 2025 12:11:40

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

22 05 2025 19:33:54

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

21 05 2025 15:34:39

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

      Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

20 05 2025 21:56:16

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

19 05 2025 19:53:49

Рифмованные загадки о растениях Амурской области


    Рифмованные загадки о растениях Амурской области

      Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

18 05 2025 20:11:38

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

17 05 2025 0:18:30

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

16 05 2025 0:59:54

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

15 05 2025 16:12:18

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

      Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

14 05 2025 2:12:41

Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"


    Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"

      Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов. Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....

13 05 2025 7:17:59

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

12 05 2025 22:19:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::