Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, неизменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Аристотель

Цели:

  1. Обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека – это путь к самоуничтожению.
  2. Донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе.

Форма проведения:

Лекционно-информационная, с презентацией.

Подготовка:

  1. Анкетирование учащихся и обработка данных.
  2. Предварительная работа по сбору и систематизации материала.
  3. Создание презентации “Правда о СПИДе”.

Ход мероприятия

I этап: мотивация

Вступительное слово учителя:

Путь к красоте, истине, добру всегда находится в самом человеке. Однако в настоящее время человечество подошло к опасной черте, сегодня на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поколения, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер. Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению. Так, несколько десятков лет назад мы считали, что “буржуазная” зараза – наркотики, СПИД – нас не коснется, а сейчас эта угроза приняла глобальные масштабы и дошла до нашего государства.

Неуклонный рост числа людей, зараженных ВИЧ, стал в последнее время серьезной проблемой для мирового сообщества. За двадцать пять лет в результате СПИДа умерло более 16 миллионов человек.

Глобальность проблемы, её актуальность и ужасающие последствия подтверждаются статистическими данными, приведенными ниже.

Сообщение учащегося “Статистические данные” (слайды №3, 4):

Согласно докладу “Объединённой программы ООН по ВИЧ/СПИДу” количество людей, живущих с ВИЧ, составляет 39,5 миллиона (34,1-47,1 миллиона), из них:

– взрослых — 37,2 миллиона (32,1-44,5 миллиона);

– женщин — 17,7 миллиона (15,1-20,9 миллиона);

– детей младше 15 лет — 2,3 миллиона (1,7-3,5 миллиона).

При этом из общего числа инфицированных, две трети (63 % — 24,7 млн.[21,8-27,7 млн.]) всех взрослых и детей с ВИЧ в мире живут в странах Африки.

На Российскую Федерацию и Украину приходится около 90 % всех ВИЧ-инфекций в Восточной Европе и Центральной Азии, где использование зараженного инъекционного инструментария для употребления наркотиков остается основным путем передачи ВИЧ (70%).

Рискованное сексуальное поведение потребителей инъекционных наркотиков также повышает вероятность распространения ВИЧ среди них.

В России общее число инфекций, документально зарегистрированных с начала эпидемии, составило почти 350000. Однако официальные данные учитывают только тех людей, которые имели непосредственный контакт с российской системой регистрации ВИЧ. Действительное число людей, оценивается гораздо выше – от 560 тыс. до 1,6 млн. Большинство из них (80%) – молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет (20% – молодежь в возрасте до 20лет, а около 60% – молодые люди от 21 до 30лет).

Надо отметить, однако, что после резкого пика заболеваемости в России, пришедшегося на 2001 г., и последующего спада в 2002—2003 не наблюдается резкого ежегодного повышения числа инфицированных, но не наблюдается и их снижения.

В настоящее время случаи ВИЧ-инфицирования зарегистрированы в 88 субъектах РФ. Если не принять срочных мер и не предотвратить эпидемию, к 2020г., по разным оценкам, в России будет от 5 до 15млн. ВИЧ-инфицированных, что составит более 10% трудоспособного населения.

Увеличилось почти в 4 раза количество жителей, заразившихся ВИЧ в результате гомо– и гетеросексуальных контактов.

Увеличилось число детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных родителей.

Учитель (слайд №2):

Из приведенных данных необходимо понять, что речь идет о национальной катастрофе, о выживании и спасении нации. Сегодня трудно встретить человека, который бы не слышал о ВИЧ и СПИДе. Большинство, правда, уверены в том, что эта проблема их не касается и никогда не коснется. Чтобы такая уверенность была оправданной, чтобы иметь возможность надежно защитить себя и своих близких, необходимо знать, что представляет собой ВИЧ-инфекция сегодня, в XXI веке.

Какова же вся правда о СПИДе? Как ему противостоять? Как нам уберечься от беды, которая приобрела сегодня угрожающие масштабы?

II этап: работа с понятиями

Учитель:

Что такое ВИЧ?

Как расшифровать понятие “СПИД”?

Что такое СПИД с точки зрения медицины и с социальной точки зрения?

Учащиеся читают определения перечисленных понятий в словарике и дают правильные ответы на поставленные учителем вопросы.

Словарик:

1) ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.
2) СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита или конечная, смертельная стадия ВИЧ-инфекции.
3) Вирус – возбудитель инфекционного заболевания.
4) Иммунитет – невосприимчивость к инфекционному заболеванию.
5) Дефицит – недостаток, нехватка.
6) Синдром – совокупность признаков (симптомов) заболевания.

Ожидаемый результат:

ВИЧ– вирус иммунодефицита человека, возбудитель ВИЧ-инфекции;

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита или конечная, смертельная стадия ВИЧ-инфекции.

Данное понятие расшифровывается следующим образом: СПИД – аббревиатура, означающая: Синдром Приобретенного Иммунодефицита. Синдром – потому, что существует большое количество признаков, симптомов, осложненных, связанных с заболеванием. Приобретенный – заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом. Иммунодефицит – иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться различным инфекциям.

СПИД с точки зрения медицины – коварная болезнь, вызываемая ретровирусом ВИЧ, патогенные свойства которого сильно ослабляют иммунитет.

СПИД с социальной точки зрения – сложная проблема, касающаяся человеческих взаимоотношений на любых уровнях.

Таким образом, СПИД – не болезнь в собственном смысле слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

III этап: решение основной проблемы

Сообщение учащегося “Историческая справка” (слайды №5, 6):

Первые сообщения о таинственной смертельной болезни появились в США в 1981 году. В 1983г. французские ученые под руководством Люка Монтанье выделили вирус из лимфатических узлов больного мужчины, а в 1984г. американские ученые во главе с Робертом К. Галло выделили возбудитель заболевания из крови больных. В 1985г. изучены основные пути передачи ВИЧ и зарегистрирован первый случай ВИЧ/СПИДа в СССР у иностранного гражданина. В 1986г. принято название — “вирус иммунодефицита человека”, ВИЧ. В 1987г. появился первый препарат для лечения СПИДа и зарегистрирован первый случай ВИЧ-инфекции у гражданина СССР. 1 декабря 1988г. был объявлен ООН Всемирным днем борьбы со СПИДом. 30.03.1995г. принят Закон РФ № 38 “О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”. В 1995г. начали применять препараты высокоактивной антиретровирусной терапии, позволяющие большинству больных ВИЧ/СПИДом продлевать жизнь. В 1996г. создана объединенная программы ООН по СПИДу. В 2001г Генеральной Ассамблеей ООН принята резолюция 8 – 26/2 “Глобальный кризис — глобальные действия”. В 2003г. состоялось пленарное заседание 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по проблематике ВИЧ/СПИДа.

Сообщение учащегося “ВИЧ, его характеристика” (слайды №7, 8, 9):

ВИЧ– вирус иммунодефицита человека, возбудитель ВИЧ-инфекции, относится к группе РНК-содержащих ретровирусов п/семейства лентивирусов. ВИЧ обладает высокой биологической активностью и изменчивостью, которые в 5 раз превышают вирус гриппа и в 10 раз вирус гепатита В.

В настоящее время достаточно хорошо изучены две разновидности вируса: ВИЧ-1, ВИЧ-2. Биологические свойства их подобны, но ВИЧ-2 имеет замедленную диагностику, а ВИЧ-1 передается при сексуальных контактах прямо через слизистую, без микроран и контакта с кровью.

ВИЧ может находиться во всех биологических жидкостях организма, однако его содержание в них разное. Чтобы произошло инфицирование здорового человека, необходимо, чтобы вирус попал в кровь или количество вирусов, получаемое здоровым человеком от инфицированного, было достаточным для заражения. Необходимая для инфицирования концентрация ВИЧ содержится в крови, сперме, спинномозговой жидкости, грудном молоке, влагалищном секрете.

В слюне, слезной жидкости и моче концентрация вируса невысока, поэтому заражение через эти биологические жидкости маловероятно.

ВИЧ нестоек во внешней среде. Он теряет активность при нагревании до 56о в течение 30 мин., погибает через 1-3 мин. при кипячении, а также под воздействием дезинфицирующих средств. В то же время вирус устойчив к ультрафиолетовым лучам и ионизирующей радиации. В высушенном состоянии вирус может сохраняться в течение нескольких часов или дней.

Сообщение учащегося “Жизненный цикл ВИЧ” (слайды №10, 11):

ВИЧ поражает CD4+Т-лимфоциты (Т-хелперы), CD8-лимфоциты и макрофаги. Вирусная РНК с помощью фермента ревертазы синтезирует ДНК, которая встраивается в генетический аппарат клетки, где может сохраняться в виде провируса пожизненно. При активации провируса в зараженной клетке происходит интенсивное накопление новых вирусных частиц, что ведет к разрушению клеток и поражению новых. Содержащие вирус Т-лимфоциты не могут выполнять хелперскую функцию и перестают синтезировать антитела. Происходит постепенное разрушение иммунной системы человека.

В результате попадания вируса в организм:

1) поражается иммунная система, организм становится беззащитным перед возбудителями различных инфекций, которые для здоровых людей не представляют опасности;
2) развиваются опухоли;
3) почти всегда поражается нервная система, что приводит к нарушениям мозговой деятельности и к развитию слабоумия.

Сообщение учащегося “Стадии развития ВИЧ/СПИДа” (слайд №12):

Существуют следующие стадии ВИЧ/СПИДа:

1) инкубация;
2) стадия первичных проявлений:

-фаза острой лихорадки,
-бессимптомная фаза,
-персистирующая генерализованная лимфаденопатия;

3) стадия вторичных изменений;
4) терминальная стадия.

Сообщение учащегося “Симптомы ВИЧ/СПИДа” (слайды №13, 14):

Почти сразу после попадания ВИЧ в организм у инфицированного человека возникает состояние, напоминающее грипп. Это состояние обычно быстро проходит, не вызывая особых опасений, так как в сознании инфицированного оно не связано с ВИЧ. Наличие у человека ВИЧ-инфекции еще не означает, что у него немедленно разовьется СПИД. Такой человек называется вирусоносителем. Вирус может находиться в организме вирусоносителя десять и более лет, прежде чем у инфицированного обнаружатся отчетливые симптомы смертельного заболевания. В течение этого периода человек может выглядеть нормально и чувствовать себя здоровым. При этом он может передавать ВИЧ окружающим. Таким образом, можно заразиться ВИЧ, не подозревая об этом, и ненамеренно передать ВИЧ окружающим.

СПИД – состояние, развивающееся на фоне ВИЧ-инфекции и характеризующееся падением числа CD4-лимфоцитов, множественными инфекционными и неинфекционными заболеваниями. По сути, является терминальной (последней, смертельной) стадией ВИЧ-инфекции. Больной резко теряет в весе (10% и более), месяцами страдает от повышенной температуры тела, сильного ночного потоотделения, хронической усталости, увеличения лимфатических узлов, постоянного кашля и расстройства кишечника. В конце концов, наступает момент, когда сопротивляемость организма окончательно утрачивается, обостряются многочисленные болезни (пневмония, рак, инфекционные заболевания) и человек умирает.

Сообщение учащегося “Возможные пути передачи ВИЧ” (слайды №15, 16):

Возможные пути передачи ВИЧ от человека к человеку на всех стадиях заболевания:

1) незащищенный (без презервативов) половой контакт (гомо– и гетеросексуальный) с инфицированным ВИЧ или больным СПИДом человеком. Во всем мире именно при незащищенных половых контактах происходит абсолютное большинство случаев передачи ВИЧ-инфекции. По прогнозам ведущих специалистов в области профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа, этот путь передачи станет в ближайшее время основным;
2) попадание крови инфицированного ВИЧ или больного СПИДом в организм здорового человека при переливании зараженной донорской крови или ее компонентов; при трансплантации органов и тканей; через инфицированные медицинские инструменты, при введении наркотиков общими иглами и шприцами. В настоящее время шанс заразиться ВИЧ в медицинских учреждениях мал, так как кровь исследуется на ВИЧ, а инструменты, прежде всего шприцы, одноразовые. Однако, этот путь передачи распространен среди лиц, внутривенно употребляющих наркотики, так как группа наркоманов может пользоваться одним шприцем или иглой или набирать наркотик из одной посуды. Так, в России до недавнего времени около 70% случаев инфицирования ВИЧ приходилось на долю инъекционных наркотиков (ПИН);
3) от ВИЧ-инфицированной или больной СПИДом матери к ребенку до, во время или после родов; во время кормления грудью. В России случаи ВИЧ-инфицирования в педиатрической практике связаны с парентеральным путем передачи (внутрибольничные вспышки инфекции в 1988-1989гг.). В отсутствии терапии, риск инфицирования новорожденного от ВИЧ-положительной матери составляет от 15 до 25 % в развитых странах, от 25 % до 35 % в развивающихся странах.

Сообщение учащегося “Риск заражения ВИЧ-инфекцией” (слайд №16):

Больше всего рискует заразиться тот, кто вступает в половые контакты со случайными или неизвестными партнерами без правильного использования презерватива; те, кто употребляет наркотики или лекарственные вещества внутривенно с применением нестерильных шприцов и игл; вступает в половые контакты с лицами, употребляющими наркотики внутривенно, или с людьми, имеющими много половых партнеров; кто имеет другие заболевания, передающиеся половым путем, – сифилис, герпес и т.д.

Сообщение учащегося “Случаи, при которых ВИЧ не передается” (слайд №17):

ВИЧ-инфекция не передается бытовым путем. Невозможно заразиться ВИЧ, пользуясь общей посудой, одеждой, полотенцем, туалетом с инфицированными людьми, плавая с ними в одном бассейне, здороваясь, обнимаясь и целуясь. Так, наблюдения за семьями, где есть ВИЧ-инфицированные, которые ведутся многие годы, показали, что никто из членов семей не заразился, несмотря на то, что они совместно пользовались предметами и вещами, общей посудой и ванной. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем, хотя в малых дозах вирус содержится в слюне инфицированных. Кровососущие насекомые, вопреки распространенному мнению, ВИЧ передавать не могут.

Сообщение учащегося “Диагностика ВИЧ-инфекции” (слайды №18, 19):

После попадания ВИЧ в организм, начинают вырабатываться антитела для борьбы с вирусом, которые выявляет анализ крови (тест) на ВИЧ. Антитела появляются лишь через 3-6 месяцев после заражения. Период, когда вирус в организме уже есть, а антитела к нему еще не определяются, называется серо-негативным окном. В это время у ВИЧ-инфицированного человека анализы крови на ВИЧ являются отрицательными.

Достоверные результаты теста на ВИЧ могут быть получены не ранее, чем через 3 месяца после заражения.

Сдать тест на ВИЧ следует, если в жизни человека присутствовал риск инфицирования (человек делился иглой, вводя наркотики, делая татуировку или пирсинг, имел половые контакты без презерватива, подвергся изнасилованию, заразился ИППП). Это избавит от ненужного страха или позволит своевременно получить помощь.

По закону тестирование на ВИЧ является добровольным. Результаты тестирования – конфеденциальны и не подлежат огласке. При желании можно сдать анализ анонимно.

В случае положительного анализа на ВИЧ во избежание ошибок его следует сдать повторно.

Тестирование на ВИЧ ограничивает распространение инфекции и позволяет вовремя начать лечение, продлевая жизнь большому количеству людей.

Учитель (слайды №20, 21):

Сдать тест на ВИЧ можно… (указываются адреса и контактные телефоны).

Сообщение учащегося “Лечение ВИЧ-инфекции” (слайд №22):

Лекарства, действующие на ВИЧ, называются антиретровирусными (АРВ) препаратами. Эти препараты останавливают развитие и размножение вируса и позволяют иммунной системе восстанавливаться.

В настоящее время АРВ терапия не избавляет организм от ВИЧ, но значительно продлевает жизнь человека с ВИЧ. Если антиретровирусная терапия начата и не развивается устойчивость к применяемым препаратам, продолжительность жизни больного составляет 22.5 года.

IV этап: подведение итогов

Учитель (слайд №23):

ВИЧ/СПИД – опасное для жизни неизлечимое заболевание. Выявление ВИЧ-инфекции может нередко означать изменение качества жизни и потерю психологической и социальной независимости. Зараженный человек остается источником инфекции пожизненно.

Каковы же меры по предупреждению ВИЧ?

Разработка мер по предупреждению распространения ВИЧ в группах по заданию:

“На листах ватмана построить “лестницу возможностей”, где каждая ступенька символизирует мероприятие по борьбе со СПИДом”

Затем все группы участвуют в обсуждении “лестниц”. Учитель обобщает высказанные группами предложения, создав на доске коллективную “лестницу возможностей

Ожидаемый результат (слайд №24):

Предупредить распространение ВИЧ-инфекции помогают следующие мероприятия:

1) предоставление информации о возможности и путях заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), включая ВИЧ;
2) пропаганда верности одному партнеру или снижения числа сексуальных партнеров, а также безопасных для здоровья сексуальных отношений (использование презервативов);
3) создание условий для раннего выявления и надлежащего лечения ИППП, наличие которых повышает вероятность ВИЧ-инфицирования;
4) борьба с наркоманией, полный отказ от наркотиков;
5) обеспечение безопасности таких медицинских процедур, как переливание крови, а также создание необходимых гарантий для того, чтобы во всех лечебно-профилактических учреждениях соблюдались общепринятые меры профилактики внутрибольничных инфекций.

Заключительное слово учителя (слайды №25, 26):

Молодые люди должны знать, что лучший способ избежать заражения ВИЧ – это воздержание от секса до тех пор, пока они не станут взрослыми и будут готовы создать семью или осознанные и основанные на взаимном доверии отношения с партнерами.

Каждый вправе выбирать свой стиль поведения, тип сексуальных отношений, возраст начала половой жизни, но юноши и девушки должны помнить, что раннее начало половой жизни несет с собой раннюю беременность, аборты, бесплодие, болезни, передающиеся половым путем (гепатиты, хламидиоз, сифилис, гонорея…), вынужденные браки, несбывшиеся надежды и невыполненные планы, прерывание дальнейшего образования.

Стоит ли рисковать?

V этап: синквейн

Составление учащимися синквейна:

СПИД.
Страшный, опасный.
Заразился, заболел, пропал.
Шприц упал к ногам, сердце остановилось.
Финал.

Презентация



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса " Влияние курения на организм человека". ...

28 09 2021 5:23:24

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

28 09 2021 18:37:40

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

Урок направлен на формирование навыков практической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

28 09 2021 22:32:48

Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы

В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология. Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии. ...

28 09 2021 21:36:45

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

28 09 2021 12:29:23

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

28 09 2021 8:16:51

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А. А. Плешакова « Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

28 09 2021 20:17:30

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение

Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....

28 09 2021 1:59:48

Хвойные растения Амурской области

На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....

28 09 2021 21:22:35

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

28 09 2021 12:40:47

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

28 09 2021 17:16:47

Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"

Методическая разработка обобщающего урока- К В Н по биологии в 6-м классе по теме « Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....

28 09 2021 11:45:24

Результаты эволюции

Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

28 09 2021 18:28:43

Птицы в фольклоре, мифах легендах

Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....

28 09 2021 3:44:35

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой " Репетитор 1 С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику " Биология. Человек" автор Н. И. Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

28 09 2021 19:49:29

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

28 09 2021 4:13:40

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и практическое значение". 7-й класс

В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение Т Р И З в практике учителя....

28 09 2021 4:43:32

Урок по теме "Плоды". 6-й класс

На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

28 09 2021 16:44:42

Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"

Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....

28 09 2021 1:42:19

Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

Конспект урока разработан в рамках образовательной системы « Школа 2100» А. А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять характеристику изучаемого типа животных....

28 09 2021 4:43:10

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования И К Т на современном уроке....

28 09 2021 15:47:47

Программа развития экологической культуры младших школьников

В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...

28 09 2021 17:22:25

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

28 09 2021 12:18:44

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

28 09 2021 9:16:15

Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника

Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса " Биология 8-й класс" " Кровь" и " Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....

28 09 2021 8:19:30

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

28 09 2021 6:19:10

Урок биологии. Тема: "Характерные особенности растений семейства крестоцветные". 7-й класс

На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы " Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....

28 09 2021 5:13:15

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....

28 09 2021 18:59:48

Дидактические игры на уроках биологии

В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам " Систематика растений", " Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

28 09 2021 5:54:56

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опорно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

28 09 2021 16:45:11

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....

28 09 2021 0:11:13

Мендель и основные закономерности генетики

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....

28 09 2021 14:46:31

Гости из далеких стран

В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....

28 09 2021 3:23:16

Генетика и проблемы здоровья человека

Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты. ...

28 09 2021 20:41:50

Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...

28 09 2021 9:14:35

Урок "Размножение и развитие организмов"

Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

28 09 2021 7:20:49

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опорно-двигательной системы человека; развивать знания об опорно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

28 09 2021 14:18:44

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме " Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается " Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

28 09 2021 7:46:59

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская " Вирусы"....

28 09 2021 20:47:51

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс

Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

28 09 2021 13:31:22

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

Мною разработан цикл уроков по курсу " Животные", которые включают в себя разделы программы " Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок " Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

28 09 2021 6:12:33

Устный журнал "Будьте здоровы!"

При встрече люди обычно говорят " Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

28 09 2021 19:20:29

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме " Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

28 09 2021 9:58:49

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса « Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

28 09 2021 9:16:45

Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс

Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в практической части урока....

28 09 2021 14:32:52

Многообразие клеток: размеры, форма, количество

Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....

28 09 2021 10:46:41

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

28 09 2021 8:28:28

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

28 09 2021 12:25:43

Генетика Биология

Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...

28 09 2021 7:53:34

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Данный урок является заключительным по теме " Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употребляют сами учащиеся....

28 09 2021 15:31:19

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)