Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс
Цель: Развитие потребности в познании природы.
Задачи:
- Показать многообразие амфибий в природе;
- Рассмотреть роль амфибий в деятельности человека и биоценозах;
- Доказать необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную книгу;
- Воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять и заботиться о ней;
- Развивать познавательные интересы учащихся;
- Развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы.
Аудитория: 7 класс
Вид урока: проблемно-поисковый.
Стратегическая цель: Развитие познавательного интереса, краткой логической речи, аналитического мышления.
Оборудование к уроку: презентация, раздаточные листы, подготовленные сообщения учащихся, карточки с изображением земноводных.
Ход урока
I. Организация класса
II. Вступительное слово учителя
– Много легенд сложено о земноводных. Им приписывают всевозможное зло, относятся к ним с отвращением, считая их вредными животными, и нередко при встрече люди стараются их уничтожить. Какое зло они могут приносить?
– Так за что же в Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке. А второй воздвигнут в Токио на деньги, собранные студентами – медиками?
Проблемные вопросы урока:
Земноводные: полезные животные или опасные? Какое значение они имеют в жизни человека и в природе?
Варианты ответов вы дадите мне в конце урока.
Как иначе называют земноводных, почему?
– Что мы уже знаем о земноводных?
Ответы:
- происхождение от кистеперых рыб – рипидистии, ихтиостегиды.;
- внешнее и внутреннее строение амфибий;
- размножение амфибий;
- особенности жизнедеятельности.
– А сегодня в ходе нашего урока что вы можете узнать земноводных?
Запись темы урока.
Многообразие земноводных. Значение амфибий в биоценозах и в жизни человека.
Озвучивание задач урока.
III. Основная часть урока
2.1. Работа в группах. Класс разделен на 4 группы:
1 – отряд Бесхвостые,
2 – Хвостатые,
3 – Безногие,
4 – Экологи (изучали значение амфибий в биоценозах и жизни человека)
Задание всем учащимся : по ходу изучения темы составить в тетради таблицу “Многообразие и значение амфибий”
Название класса | представители | Особенности строения |
Бесхвостые | ||
Хвостатые | ||
Безногие |
Текст первой группы (с презентацией): Бесхвостые – лягушки, жабы, квакши, жерлянки
Вопрос: Какие признаки рыб сохраняют головастики земноводных? ПОЧЕМУ?
Текст второй группы (с презентацией): Хвостатые – тритоны, углозубы, саламaндры, аксолотли-амбистомы (ребус “Тритоны”, таблица хвостатые-бесхвостые)
Особенности строения | представители |
1. Оплодотворение внутреннее 2. Могут размножаться на личиночной стадии 3. Проходят в развитии стадию головастика 4. У некоторых развита охрана потомства 5. Взрослые не имеют хвоста 6. Хвост имеется у личинки и взрослой особи 7. Большую часть жизни проводят в воде 8. В водной среде обитают в период размножения. |
А) Хвостатые Б) Бесхвостые |
Вопрос: Что такое регенерация, неотения?
Текст третьей группы:(с презентацией): Безногие – амфиуры, червяги, рыбозмеи
(задание “признаки земноводных”:
Выберите признаки земноводных в отличие от рыб:
А) органы дыхания представлены легкими
Б) есть среднее и внутреннее ухо
В) есть сердце и кровеносные сосуды
Г) головной мозг состоит из 5 отделов
Д) сердце трехкамерное
Е) два круга кровообращения
Ж) жизнь на суше
Вопрос: Как безногие амфибии приспособились к жизни под землей?
Проверьте правильность заполнения таблицы.
Текст четвертой группы: 1) значение амфибий в биоценозе
Вопрос: Составьте пищевую цепочку, включающую ужа, травянистые растения, слизня, коршуна, найдите биологическую ошибку в тексте значение для человека.
Заполнить таблицу “Значение земноводных”
Значение | Объяснение, примеры |
Значение в биоценозе | – Уничтожают комаров, мух ……. и
слизней, ….. – Служат пищей для ……. |
Приносят пользу | Да, велика их роль в научных исследованиях ….. |
Приносят вред | |
Являются переносчиками заболеваний | Нет, они сами уничтожают вредных насекомых – переносчиков заболеваний |
Опасны для человека | |
Имеют пищевое значение | Да, для употрeбления в пищу специально разводят … |
– Зачем человеку необходимо обладать знаниями о земноводных?
Итак, ваши варианты ответов.
Варианты ответов на проблемный вопрос каждой группы:
А теперь соедините ваши ответы в единое целое, чтобы получился наиболее оптимальный вариант.
- Чтобы разобраться в их многообразии
- Понять их роль в природе.
- Знать их применение в жизни человека.
- Научиться ценить земноводных.
Подтвердим ваши ответы записями в таблице. Проверим правильность её заполнения.
А если амфибии так важны, то их надо беречь! Многие из них находятся на грани гибели, и людям стоит задуматься об их охране. Многие сотни лягушек гибнут под колесами автомобилей в период размножения, а потом задыхаются в загрязненных отбросами человеческой деятельности водоемах.
Задание в группах:
- Выполните следующее творческое задание.
- Разработайте программу по спасению земноводных Прикамья.
Комплексная программа для охраны земноводных
- Занесение редких видов в Красную книгу.
- Создание охраняемых территорий (заповедников, заказников), где охраняются комплексы живых организмов, в том числе и земноводные.
- Сохранение мест обитания и кормовой базы.
- Защита местообитаний земноводных от загрязнения.
Начинать опрос с той группы, у которой меньше положений. Остальные группы добавляют. Сверяются с экраном.
IV. Закрепление
Задание 1. Найдите биологические ошибки в тексте.
Современных земноводных объединяют в отряды: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Из Хвостатых амфибий у нас широко распространены лягушки травяная и остромордая, из Бесхвостых – тритоны гребенчатый и обыкновенный. Безногие – это обитатели северных широт, ведущие подземный образ жизни. В природных биоценозах они являются продуцентами. Служат пищей для насекомых, пауков, слизней. Большое значение земноводные имеют как лабораторные животные и в научных исследованиях. Специально разводят съедобных лягушек – квакш.
Ответы:
- Лягушки относятся к отряду Бесхвостые, а тритоны – к Хвостатым.
- Квакши ядовиты и в пищу не употрeбляются.
- Безногие обитают только в тропиках.
- В природных биоценозах являются консументами 2–3 порядка.
- Сами поедают большое количество насекомых, пауков, слизней.
(Начинать опрос с той группы, которая нашла меньше ошибок)
V. Заключение
– Итак, важно поставить точку в нашем исследовании значимости амфибий в биоценозах и жизни человека.
Земноводные: полезные животные или опасные? За что лягушке люди ставят памятники?
Жду от вас тезиса, т.е. краткой мудрой мысли по теме нашего урока.
VI. Домашнее задание
Повторить параграфы № 36–39, написать мини-сочинение “Если бы я родился лягушкой (тритоном ..)” или составить текст
Жанр | план | Требования к содержанию |
Самопрезентация | 1 – эмбриональный этап (икра) 2 – личинка 3 – взрослое земноводное |
|
VII.Рефлексия
Что запомнилось с урока?
Что понравилось на уроке?
Как я смог себя проявить на уроке?
Комментарии:
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
01 04 2025 4:27:24
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края.
...
31 03 2025 12:16:36
Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....
30 03 2025 5:44:16
Научно-исследовательская работа по экологии представляет собой Комплексное исследование атмосферного воздуха в п. Агинское. Цель работы: изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, формировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды....
29 03 2025 17:28:32
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
28 03 2025 2:44:32
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
27 03 2025 22:26:48
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
26 03 2025 12:56:14
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
25 03 2025 16:30:21
На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения.
...
24 03 2025 14:37:32

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
23 03 2025 23:44:49
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
22 03 2025 21:11:51
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
21 03 2025 11:12:56
Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы.
...
20 03 2025 14:47:43
В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....
19 03 2025 13:26:58
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
18 03 2025 13:46:29
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
17 03 2025 7:58:10

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
16 03 2025 17:43:19
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
15 03 2025 10:16:41
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
14 03 2025 9:48:16
Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....
13 03 2025 22:25:33
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
12 03 2025 3:59:20

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
11 03 2025 18:54:33
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
10 03 2025 16:17:16
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
09 03 2025 7:14:30
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
08 03 2025 12:50:45
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
07 03 2025 16:10:47
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
06 03 2025 17:11:12
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
05 03 2025 21:57:11
На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами.
...
04 03 2025 2:31:22
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
03 03 2025 17:59:13
Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
02 03 2025 21:42:12
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
01 03 2025 22:51:30
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
28 02 2025 8:15:51
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
27 02 2025 0:24:14
Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....
26 02 2025 14:33:18
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
25 02 2025 6:49:14
На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....
24 02 2025 10:40:24
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
23 02 2025 19:20:24
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
22 02 2025 20:47:48
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока.
...
21 02 2025 20:51:31
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
20 02 2025 20:51:20
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
19 02 2025 3:36:41
Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему
происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения
жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь
возникла естественным путем из неорганической материи.
...
18 02 2025 6:18:20
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
17 02 2025 4:47:42
Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....
16 02 2025 0:11:50
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
15 02 2025 0:48:40
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
14 02 2025 22:38:27
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
13 02 2025 8:12:47
В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения.
...
12 02 2025 22:39:59
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
11 02 2025 11:16:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::