Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев
Цель урока:Сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
Задачи урока:
Учебные:
- Закрепить знания о клеточном строении растительного организма.
- Расширить представление о строении и видоизменениях органов растения.
- Установить связь особенностей строения листа со средой обитания.
- Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы.
- Развивать творческие способности.
- Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать.
- Воспитывать культуру речи.
- Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека.
Развивающие:
Воспитательные:
Формы работы на уроке:
- Фронтальная эвристическая беседа.
- Групповая работа.
- Исследовательская деятельность: работа с гербарным материалом, работа с учебником (самостоятельное нахождение ответов на вопросы).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация* к уроку, таблицы, комнатные растения: сенполия, кактус, бегония, монстера, седум или хавортия, гербарные листы: горох, барбарис, одуванчик, выросший в разных условиях, ветки растений с листовой мозаикой, оценочные листы, «солнышки».
Ход урока.
I. Эмоциональный настрой.
Звучит музыка.
Учитель: Ребята, этот урок необычный. Я предлагаю вам отвлечься от всех ваших проблем, и совершить необычное путешествие в мир растений.
Слайд. На слайде – полянка, ромашки, по мере рассказа учителя появляются солнце, бабочки, тучка, капелька воды.
Учитель: На лесной полянке ромашки. Они ведут тихий и веселый разговор, поворачивая свои головки то влево, то вправо. Из-за деревьев поднялось солнце. Сразу на полянке стало светло, и вся природа стала оживать.
Вот на полянку прилетели две бабочки. Солнце с улыбкой смотрит на нас.
Все затаились и ждут, когда на полянке начнется урок.
Не будем заставлять их ждать.
Начнем наш урок.
Но посмотрите-ка, ребята, на нашей полянке начинается дождь.
Давайте спрячемся. Закроем глаза и немного послушаем музыку.
Звучит музыка (можно использовать шум дождя)
Учитель: Но вот дождь закончился. После дождя осталась только маленькая Капелька. Она приглашает нас в путешествие.
II. Актуализация знаний
Слайд. На слайде - Капелька в почве около корня.
Учитель: Ребята, куда это нас завела веселая Капелька?
(дети отвечают, что она находится в почве около корня)
Появляется вопрос: Ребята! Подскажите, как мне попасть в растение и добраться до листа.
Куда же дальше лежит путь Капельки?
Слайд. (дети описывают путь воды через корневые волоски – в корень, затем по проводящей ткани – в стебель и в лист).
Слайд. На слайдах капелька воды проходит в корень, затем по стeблю – в лист.
Слайд. Далее на слайде - капелька воды в листе. Появляется вопрос: Ой! Где я?
Учитель: Ребята, куда же попала наша Капелька?
(В лист)
А чтобы Капелька не заблyдилась в листе, …(имя ребенка) проведет экскурсию по листу.
На слайде появляется вопрос: Как мне выбраться отсюда?
(Дети отвечают, что надо пройти через устьица)
Слайд. На слайде - Капелька проходит в межклетник, затем подходит к устьицам.
Появляются слова капельки: А вот и выход!
Слайд. Устьица открываются, капелька выходит через открытую устьичную щель.
Слайд. Капелька выскакивает из листа.
Учитель: Вот и вышла наша капелька из листа.
А мы продолжаем наш урок. Ребята, какую группу растений мы изучаем?
(Цветковые растения)
Слайд. На слайде – вопрос: «Какие растения называются цветковыми?»
Учитель: Ребята, почему они так называются?
(Они цветут хотя бы раз в жизни)
Учитель: Все ли растения цветут?
Слайд. На слайде темный лес, папоротники, по мере рассказа учителя на папоротниках появляются цветки.
Существует такая легенда.
В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать.
Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, цветок покажет, где находятся сокровища.
Слайд. На слайде – вопрос: «Права ли легенда?»
Учитель: Ребята, права ли легенда?
(Дети отвечают)
Сегодня мы продолжим разговор об органах цветкового растения.
Слайд. На слайде – вопрос: «Какие органы имеют цветковые растения?»
Учитель: Какие же органы имеет цветковое растение?
(Дети отвечают)
Слайд. На слайде появляется схема: органы цветкового растения.
Учитель: Какие органы являются вегетативными?
(Дети отвечают)
Какой орган цветковых растений является генеративным
(Цветок)
Слайд. Видеофрагмент «Вальс цветов»
Учитель: Удивительные существа эти растения. Даже говорить умеют. На своем, конечно, языке. Нужно только их понимать.
Слайд. Самодельная анимированная иллюстрация - мимоза стыдливая сворачивает листы от прикосновения.
Учитель: Вот, например, мимоза стыдливая всем своим видом говорит: «Не трогай меня».
Стоит до нее дотронуться, как она сразу сворачивает и опускает свои листья, выставляя острые шипы. Если опасность миновала, листья поднимают вновь.
А о чем нам может поведать одуванчик?
Сравните два растения одуванчика и объясните причину различий.
Слайд. На слайде изображены одуванчики: растущий в горах и растущий на плодородной почве
(Дети рассматривают два одуванчика на слайде и на гербарных листах и делают вывод, что на растение влияют условия, в которых оно обитает)
Учитель: Сегодня мы должны узнать, влияют ли экологические факторы на строение листа.
Слайд . Тема урока: «Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев»
Учитель: Запишите тему урока: «Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев»
Учитель: Ребята, давайте сформулируем цели и задачи нашего урока. Как вы считаете, что нам необходимо узнать сегодня на уроке?
Слайд. Цели урока
Наши цели:
- Закрепить знания о клеточном строении листа.
- Расширить представление о видоизменениях органов цветкового растения.
- Установить связь между особенностью строения органа и средой обитания.
Слайд. Учитель: Какие же условия влияют на растение?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на фотографию и подумайте, почему могло погибнуть растение?
Слайд. На слайде фотография нормального и погибшего растения
(Дети делают предположения)
Учитель: Какой вывод мы можем сделать? Какие же условия влияют на растения?
(Дети называют состав почвы, влажность, освещение)
Слайд . Условия, влияющие на растения.
Учитель: Продолжим наше путешествие и посмотрим, как факторы среды влияют на строение листа.
Слайд. На слайде лесная полянка, на ней Капелька воды.
Учитель: Ребята, наша Капелька снова на полянке. Растения открыты для солнца. Как вы считаете, это отражается на строении листа?
(Предположения детей)
Значит, наш разговор сейчас пойдет о влиянии интенсивности освещения на строение листа.
Слайд. Влияние интенсивности освещения на строение листа
Слайд. Внутреннее строение светового листа.
Учитель: То строение листа, о котором мы услышали во время путешествия капельки, подходит для описания листа светолюбивого растения.
Слайд. Изображены светолюбивые растения.
Учитель: К таким растениям относятся клевер, мышиный горошек, люпин.
Слайд. На слайде Капелька в лесу
Учитель: Капелька приглашает нас пройти в лес. Под пологом леса света уже маловато.
Слайд. Изображены теневыносливые растения
Учитель: Здесь мы встретим с вами ландыш, вороний глаз, кислицу.
Попробуем вместе с капелькой заглянуть к ним в лист.
Слайд. На слайде теневой лист. Во время объяснения учителя появляются клетки, о которых в данный момент говорит учитель.
Учитель: Для того, чтобы ко всем хлоропластам прошли лучики света, клетки неровные. Сами хлоропласты крупные, и расположены они как бы в шахматном порядке, не затеняя друг друга. Клетки не плотно прилегают друг к другу, столбчатой такую ткань уже не назовешь.
Задание: Ребята, попробуйте, сравнить теневой лист и световой.
Слайд. Изображения светового и теневого листа для сравнения.
Учитель: Следующий фактор, который вы назвали – влажность (с помощью гиперссылки учитель возвращается к факторам, которые назвали дети.)
Слайд. Листья и фактор влажности
Слайд. На слайде листья с разным расположением устьиц.
Учитель: Вспомните, как могут располагаться устьица на листе? От чего это зависит?
(Ответы детей)
Слайд. Посмотрите, Капелька привела нас в болото.
Не всякое растение выживет в таких условиях. Вот, например, сосны погибают.
Слайд. На слайде погибшие сосны на болоте
А цветковое растение ирис прекрасно себя чувствует.
Слайд. Ирис в воде
Растения влажных мест
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на растения влажных мест и подумайте,
какие же приспособления должны быть у листьев цветковых растений, чтобы выжить при таком избыточном количестве воды?
(Дети делают предположения)
Слайд. Признаки растений влажных мест:
- Лист крупный.
Слайд. Копытень
- В кожице листа много устьиц.
- На листе могут быть волоски с устьицами.
Слайд. Бегония
Учитель: Среди комнатных растений – это бегония и монстера (учитель обращает внимание учеников на бегонию, стоящую у них на партах, и демонстрирует монстеру
- У водных растений в мякоти имеется воздухоносная ткань.
Слайд. Лотос
Для того, чтобы проверить, правы ли мы, давайте найдем в учебнике описание таких листьев.(Работа с учебником)
Слайд. Капелька в засушливом месте.
Учитель: А теперь Капелька привела нас в очень сухое место.
Ребята, к данной группе растений относятся комнатные растения, которые стоят на ваших столах. Внимательно посмотрите на них и определите, какие у них имеются приспособления.
(Дети высказывают предположения)
Учитель: А теперь давайте сверимся с материалом учебника. Правы ли мы?
(Работа с учебником)
Слайд. Признаки растений засушливых мест.
- Лист узкий с малым количеством устьиц.
- Лист с опушением.
- Лист запасает влагу.
- Лист сворачивается в трубку.
(С помощью гиперссылок учитель переходит к слайдам с примерами)
Слайд. Примеры растений засушливых мест
Учитель: В процессе приспособлений к окружающей среде листья некоторых растений очень видоизменились.
Слайд. На слайде – вопросы: «Каковы функции листа?», «С какой целью видоизменяются органы?»
Учитель:Ребята, скажите, пожалуйста, а для чего орган цветкового растения видоизменяется?
(Для того, чтобы выполнять функцию, не свойственную типичным органам)
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на растения, которые имеются у вас на столах. Как вы считаете, среди них есть растение с видоизменением?
(Кактус - колючки)
1. Колючки
Слайд. Колючки
Ребята, скажите, пожалуйста, какую же функцию, не свойственную другим листьям, выполняет колючка?
(Ответы детей)
2. Усик.
У каких растений имеется усик?
(Примеры растений)
Слайд. Усики
Как вы считаете, а какую роль играет усик?
(Чтобы выносить остальные листья к свету)
Вопрос: Ребята, а для чего растение тянется к свету?
(Ему нужен свет для фотосинтеза)
Вопрос: А что это за процесс? И зачем он нужен растению?
(Дети отвечают, что фотосинтез – это способ питания растений)
Учитель: Как ни странно среди растений есть и такие, которые питаются насекомыми.
Слайд. Насекомоядные листья
Например, росянка.
Слайд. На слайде – фотография росянки.
- Росянка.
Растет росянка на болоте. Над болотом вечно вьется рой насекомых. Вот один из маленьких комариков уселся на лист удивительного растения. То ли он устал, то ли его привлекли блестящие капли, похожие на росу и их своеобразный запах. Вдруг он чувствует, что лапки его прилипли к чему-то. Он пытается улететь, но не тут-то было! Оказывается, что блестящие капли – это вовсе не роса, а густая и очень липкая жидкость, к которой и приклеился комарик. Хочет комар оторвать лапку и не может, клейкая густая жидкость тянется, но не рвется. Дергается, вырывается комар, но при этом только задевает за все новые капельки. И вдруг происходит что-то совсем странное, почти таинственное. Тоненькие красные волоски на листе медленно начинают шевелиться, сгибаться по направлению к комару. Еще немного времени, и он залит весь клейким соком – залит, утоплен и удушен.
- Венерина мухоловка
Слайд. На слайде самодельная анимированная иллюстрация, показывающая захват листом мухоловки насекомого
Венерина мухоловка то же является насекомоядным растением. Стоит насекомому попасть на лист, как оно тот же час оказывается в ловушке.
- Непентес
Слайд. На слайде – фотография непентеса
Непентес имеет лист в виде кувшинчика с крышечкой. Кувшинчик обычно окрашен в яркий цвет. Насекомое, думая, что это цветок, залезает в кувшинчик, крышечка тут же закрывается, и насекомое оказывается в ловушке.
Вопрос: Ребята, как вы считаете, почему эти растения питаются насекомыми?
(Им не хватает питательных веществ в почве)
Правильно, ребята, ведь мы с вами уже называли состав почвы среди факторов, влияющих на растение.
(с помощью гиперссылки учитель возвращается к слайду «Условия, влияющие на растения»)
Но хищные растения имеются не только в почве, но и в воде.
Посмотрите, ребята, наша Капелька привела нас в воду как раз к такому растению.
- Пузырчатка
Слайд. На слайде – фотография пузырчатки.
Это пузырчатка. Листья пузырчатки снабжены пузырьками – это ловчие аппараты. Они имеют клапаны, открывающиеся вовнутрь. Циклоп или дафния, коснувшись клапана, проваливаются, а назад выбраться уже не могут.
Слайд. На слайде – вода, в ней исчезает Капелька.
Ребята, Капелька прощается с нами. Ведь она снова в воде, и наше путешествие подходит к концу.
III. Закрепление изученного материала
А мы с вами подведем итог нашему уроку. Что же нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
А чтобы убедиться в том, что вы действительно получили эти знания, я предлагаю вам следующие задания:
Задания для закрепления темы:
- Ребята, посмотрите, среди гербариев, имеющихся у вас на столе, есть растения с видоизмененным листом? Что это за видоизменение?
(на столе гербарные листы: горох - усик и барбарис - колючка)
- Известно, что колючки барбариса опадают вместе с листьями на зиму, а колючки терна не опадают. С них только снимается кора. Какой вывод вы можете сделать? Колючки какого растения можно назвать видоизмененными листьями?
IV. Рефлексия
Учитель: А теперь, ребята, я попрошу вас оценить вашу работу на уроке.
Возьмите оценочные листы, вначале выставьте оценку за работу на уроке сами себе. А затем передайте ее по кругу, пусть ваши одноклассники тоже оценят вашу работу. Когда лист вернется назад к вам, вы сможете сравнить свою оценку с оценкой товарищей. Затем эти листы вы передадите мне (Лист самооценки см. в приложении).
Ребята, наш урок заканчивается. Возьмите солнышки, которые имеются в ваших папках. Обратите внимание, у солнышек нет ротиков. Я прошу вас нарисовать их.
Слайд 70. На слайде – «Солнышко»
Если вы уходите с урока с отличным настроением, пусть ваше солнышко улыбается. Если с безразличным – нарисуйте рот прямо. А если у вас плохое настроение – уголки рта опустите вниз.
V. Домашнее задание: §25, составить кроссворд или криптограмму на тему: «Лист»
*За презентацией обращайтесь к автору
Комментарии:
Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...
27 11 2024 2:45:51
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
26 11 2024 16:19:22
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам. ...
25 11 2024 11:45:25
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
24 11 2024 0:35:41
Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....
23 11 2024 19:46:18
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
22 11 2024 16:11:43
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
21 11 2024 12:43:25
Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....
20 11 2024 20:23:45
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
19 11 2024 6:36:35
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
18 11 2024 5:19:50
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
17 11 2024 17:26:57
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
16 11 2024 12:59:27
Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
15 11 2024 19:43:13
Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....
14 11 2024 5:27:35
Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...
13 11 2024 12:24:29
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
12 11 2024 22:37:59
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
11 11 2024 20:21:40
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
10 11 2024 10:29:16
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
09 11 2024 18:28:23
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
08 11 2024 5:30:37
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
07 11 2024 3:18:52
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
06 11 2024 2:30:42
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
05 11 2024 1:15:52
Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....
04 11 2024 2:14:42
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
03 11 2024 23:12:52
Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....
02 11 2024 1:34:10
Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....
01 11 2024 21:37:12
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
31 10 2024 15:54:18
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
30 10 2024 11:11:32
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
29 10 2024 20:57:46
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
28 10 2024 7:34:12
Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....
27 10 2024 10:49:15
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
26 10 2024 12:37:33
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...
25 10 2024 15:10:56
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
24 10 2024 8:12:59
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий. ...
23 10 2024 14:14:16
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....
22 10 2024 15:58:25
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
21 10 2024 17:12:22
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...
20 10 2024 7:32:35
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
19 10 2024 18:56:57
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей. Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала. ...
18 10 2024 7:11:30
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
17 10 2024 13:50:24
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
16 10 2024 3:44:55
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
15 10 2024 7:19:12
В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....
14 10 2024 6:26:17
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....
13 10 2024 7:44:38
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
12 10 2024 0:23:53
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...
11 10 2024 0:21:45
Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...
10 10 2024 12:49:37
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
09 10 2024 16:45:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::