Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев

Цель урока:Сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.

Задачи урока:

Учебные:

  • Закрепить знания о клеточном строении растительного организма.
  • Расширить представление о строении и видоизменениях органов растения.
  • Установить связь особенностей строения листа со средой обитания.
  • Развивающие:

  • Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы.
  • Развивать творческие способности.
  • Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать.
  • Воспитывать культуру речи.
  • Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека.

Формы работы на уроке:

  • Фронтальная эвристическая беседа.
  • Групповая работа.
  • Исследовательская деятельность: работа с гербарным материалом, работа с учебником (самостоятельное нахождение ответов на вопросы).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация* к уроку, таблицы, комнатные растения: сенполия, кактус, бегония, монстера, седум или хавортия, гербарные листы: горох, барбарис, одуванчик, выросший в разных условиях, ветки растений с листовой мозаикой, оценочные листы, «солнышки».

Ход урока.

I. Эмоциональный настрой.

Звучит музыка.
Учитель: Ребята, этот урок необычный. Я предлагаю вам отвлечься от всех ваших проблем, и совершить необычное путешествие в мир растений.
Слайд. На слайде – полянка, ромашки, по мере рассказа учителя появляются солнце, бабочки, тучка, капелька воды.
Учитель: На лесной полянке ромашки. Они ведут тихий и веселый разговор, поворачивая свои головки то влево, то вправо. Из-за деревьев поднялось солнце. Сразу на полянке стало светло, и вся природа стала оживать.
Вот на полянку прилетели две бабочки. Солнце с улыбкой смотрит на нас.
Все затаились и ждут, когда на полянке начнется урок.
Не будем заставлять их ждать.
Начнем наш урок.
Но посмотрите-ка, ребята, на нашей полянке начинается дождь.
Давайте спрячемся.  Закроем глаза и немного послушаем  музыку.
Звучит музыка (можно использовать шум дождя)
Учитель: Но вот дождь закончился. После дождя осталась только маленькая Капелька. Она приглашает нас в путешествие.

II. Актуализация знаний

Слайд. На слайде -  Капелька  в почве около корня.
Учитель: Ребята, куда это нас завела веселая Капелька?
(дети отвечают, что она находится в почве около корня)
Появляется вопрос: Ребята!  Подскажите, как мне попасть в растение и  добраться до листа.
Куда же дальше лежит путь Капельки?
Слайд. (дети описывают путь воды через корневые волоски – в корень,  затем по проводящей ткани – в стебель и в лист).
Слайд. На слайдах капелька воды проходит в корень, затем по стеблю – в лист.
Слайд. Далее на слайде -  капелька воды в листе. Появляется вопрос: Ой! Где я?
Учитель: Ребята, куда же попала наша Капелька?
(В лист)
А чтобы Капелька не заблудилась в листе, …(имя ребенка) проведет экскурсию по листу.
На слайде появляется вопрос: Как мне выбраться отсюда?
(Дети отвечают, что надо пройти через устьица)
Слайд. На слайде - Капелька проходит в межклетник, затем подходит к устьицам.
Появляются слова капельки: А вот и выход!
Слайд. Устьица открываются, капелька выходит через открытую устьичную щель.
Слайд. Капелька выскакивает из листа.
Учитель: Вот и вышла наша капелька из листа.
А мы продолжаем наш урок. Ребята, какую группу растений мы изучаем?
(Цветковые растения)
Слайд. На слайде – вопрос: «Какие растения называются цветковыми?»
Учитель: Ребята, почему они так называются?
(Они цветут хотя бы раз в жизни)
Учитель: Все ли растения цветут?
Слайд. На слайде темный лес, папоротники, по мере рассказа учителя на папоротниках появляются цветки.
Существует такая легенда.
В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать.
Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, цветок покажет, где находятся сокровища.
Слайд. На слайде – вопрос: «Права ли легенда?»
Учитель: Ребята, права ли легенда?
(Дети отвечают)
Сегодня мы продолжим разговор об органах цветкового растения.
Слайд. На слайде – вопрос: «Какие органы имеют цветковые растения?»
Учитель: Какие же органы имеет цветковое растение?
(Дети отвечают)
Слайд. На слайде появляется схема: органы цветкового растения.

Учитель: Какие органы являются вегетативными?
(Дети отвечают)
Какой орган цветковых растений является генеративным
(Цветок)
Слайд. Видеофрагмент «Вальс цветов»

Учитель: Удивительные существа эти растения. Даже говорить умеют. На своем, конечно, языке. Нужно только их понимать.

Слайд.  Самодельная анимированная иллюстрация - мимоза стыдливая сворачивает листы от прикосновения.
Учитель: Вот, например, мимоза стыдливая всем своим видом говорит: «Не трогай меня».
Стоит до нее дотронуться, как она сразу сворачивает и опускает свои листья, выставляя острые шипы. Если  опасность миновала, листья поднимают вновь.
А о чем нам может поведать одуванчик?
Сравните два растения одуванчика и объясните причину различий.
Слайд. На слайде изображены одуванчики:  растущий в горах и растущий на плодородной почве
(Дети рассматривают два одуванчика на слайде и на гербарных листах и делают вывод, что на растение влияют условия, в которых оно обитает)
Учитель: Сегодня мы должны узнать, влияют ли экологические факторы на строение листа.
Слайд . Тема урока: «Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев»

Учитель: Запишите тему урока: «Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев»

Учитель: Ребята, давайте сформулируем цели и задачи нашего урока. Как вы считаете, что нам необходимо узнать сегодня на уроке?

Слайд. Цели  урока
Наши цели:

  1. Закрепить знания о клеточном строении листа.
  2. Расширить представление о видоизменениях органов цветкового растения.
  3. Установить связь между особенностью строения органа и средой обитания.

Слайд. Учитель: Какие же условия влияют на растение?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на фотографию и подумайте, почему могло погибнуть растение?

Слайд. На слайде фотография нормального и погибшего растения
(Дети делают предположения)

Учитель: Какой вывод мы можем сделать? Какие же условия влияют на растения?
(Дети называют состав почвы, влажность, освещение)
Слайд . Условия, влияющие на растения.

Учитель: Продолжим наше путешествие и посмотрим, как факторы среды влияют на строение листа.
Слайд. На слайде лесная полянка, на ней Капелька воды.
Учитель: Ребята, наша Капелька снова на полянке. Растения открыты для солнца. Как вы считаете, это отражается на строении листа?
(Предположения детей)
Значит, наш разговор сейчас пойдет о влиянии интенсивности освещения на строение листа.

Слайд.  Влияние интенсивности освещения на строение листа
Слайд. Внутреннее строение светового листа.
 Учитель: То строение листа, о котором мы услышали во время путешествия капельки, подходит для описания листа светолюбивого растения.
Слайд.  Изображены светолюбивые растения.
Учитель: К таким растениям относятся клевер, мышиный горошек, люпин.

Слайд. На слайде  Капелька в лесу
Учитель: Капелька приглашает нас пройти в лес. Под пологом леса света уже маловато.
Слайд.  Изображены теневыносливые растения
Учитель: Здесь мы встретим с вами ландыш, вороний глаз, кислицу.
Попробуем вместе с капелькой заглянуть к ним в лист.
Слайд.  На слайде теневой лист. Во время объяснения учителя появляются клетки, о которых в данный момент говорит учитель.
Учитель: Для того, чтобы ко всем хлоропластам прошли лучики света, клетки неровные. Сами хлоропласты крупные, и расположены они как бы в шахматном порядке, не затеняя друг друга. Клетки не плотно прилегают друг к другу, столбчатой такую ткань уже не назовешь.
Задание: Ребята, попробуйте, сравнить теневой лист и световой.
Слайд. Изображения светового и теневого листа для сравнения.

Учитель: Следующий фактор, который вы назвали – влажность (с помощью гиперссылки учитель возвращается к факторам, которые назвали дети.)

Слайд.  Листья и фактор влажности
Слайд.  На слайде листья с разным расположением устьиц.
Учитель: Вспомните, как могут располагаться устьица на листе? От чего это зависит?
(Ответы детей)
Слайд.  Посмотрите, Капелька привела нас в болото.
Не всякое растение выживет в таких условиях. Вот, например, сосны погибают.
Слайд.  На слайде погибшие сосны на болоте
А цветковое растение ирис прекрасно себя чувствует.
Слайд.  Ирис в воде
Растения влажных мест
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на растения влажных мест и подумайте,
какие же приспособления должны быть у листьев цветковых растений, чтобы выжить при таком избыточном количестве воды?
(Дети делают предположения)

Слайд.   Признаки растений влажных мест:

  • Лист крупный.

Слайд.  Копытень

  • В кожице листа много устьиц.
  • На листе могут быть волоски с устьицами.

Слайд.  Бегония
Учитель: Среди комнатных растений – это бегония и монстера (учитель обращает внимание учеников на бегонию, стоящую у них на партах, и демонстрирует монстеру

  • У водных растений в мякоти имеется воздухоносная ткань.

Слайд.  Лотос
Для того, чтобы проверить, правы ли мы, давайте найдем в учебнике описание таких листьев.(Работа с учебником)
Слайд.  Капелька в засушливом месте.
Учитель: А теперь Капелька привела нас в очень сухое место.
Ребята, к данной группе растений относятся комнатные растения, которые стоят на ваших столах. Внимательно посмотрите на них и определите, какие у них имеются приспособления.
(Дети высказывают предположения)
Учитель: А теперь давайте сверимся с материалом учебника. Правы ли мы?
(Работа с учебником)
Слайд.   Признаки растений засушливых мест.

  • Лист узкий с малым количеством устьиц.
  • Лист с опушением.
  • Лист запасает влагу.
  • Лист сворачивается в трубку.

(С помощью гиперссылок учитель переходит к слайдам с примерами)
Слайд. Примеры растений засушливых мест

Учитель: В процессе приспособлений к окружающей среде листья некоторых растений очень видоизменились.

Слайд. На слайде – вопросы: «Каковы функции листа?», «С какой целью видоизменяются органы?»
Учитель:Ребята, скажите, пожалуйста, а для чего орган цветкового растения видоизменяется?
(Для того, чтобы выполнять функцию, не свойственную типичным органам)

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на растения, которые имеются у вас на столах. Как вы считаете, среди них есть растение с видоизменением?
(Кактус - колючки)
1. Колючки
Слайд. Колючки
Ребята, скажите, пожалуйста, какую же функцию, не свойственную другим листьям, выполняет колючка?
(Ответы детей)

2. Усик.
У каких растений  имеется усик?
(Примеры растений)
Слайд.  Усики
Как вы считаете, а какую роль играет усик?
(Чтобы выносить остальные листья к свету)
Вопрос: Ребята, а для чего растение тянется к свету?
(Ему нужен свет для фотосинтеза)
Вопрос: А что это за процесс? И зачем он нужен растению?
(Дети отвечают, что фотосинтез – это способ питания растений)

Учитель: Как ни странно среди растений есть и такие, которые питаются насекомыми.
Слайд. Насекомоядные листья
Например, росянка.
Слайд. На слайде – фотография росянки.

  • Росянка.

Растет росянка на болоте. Над болотом вечно вьется рой насекомых. Вот один из маленьких комариков уселся на лист удивительного растения. То ли он устал, то ли его привлекли блестящие капли, похожие на росу и их своеобразный запах. Вдруг он чувствует, что лапки его прилипли к чему-то. Он пытается улететь, но не тут-то было! Оказывается, что блестящие капли – это вовсе не роса, а густая и очень липкая жидкость, к которой и приклеился комарик. Хочет комар оторвать лапку и не может, клейкая густая жидкость тянется, но не рвется. Дергается, вырывается комар, но при этом только задевает за все новые капельки. И вдруг происходит что-то совсем странное, почти таинственное. Тоненькие красные волоски на листе медленно начинают шевелиться, сгибаться по направлению к комару. Еще немного времени, и он залит весь клейким соком – залит, утоплен и удушен. 

  • Венерина мухоловка

Слайд. На слайде самодельная анимированная иллюстрация, показывающая захват листом мухоловки насекомого
Венерина мухоловка то же является насекомоядным растением. Стоит насекомому попасть на лист, как оно тот же час оказывается в ловушке.

  • Непентес

Слайд. На слайде – фотография непентеса
Непентес имеет лист в виде кувшинчика с крышечкой. Кувшинчик обычно окрашен в яркий цвет. Насекомое, думая, что это цветок, залезает в кувшинчик, крышечка тут же закрывается, и насекомое оказывается в ловушке.

Вопрос: Ребята, как вы считаете,  почему эти растения питаются насекомыми?
(Им не хватает питательных веществ в почве)
Правильно, ребята, ведь мы с вами уже называли состав почвы среди факторов, влияющих на растение.
(с помощью гиперссылки учитель возвращается к слайду «Условия, влияющие на растения»)

Но хищные растения имеются не только в почве, но и в воде.
Посмотрите, ребята, наша Капелька привела нас в воду как раз к такому растению.

  • Пузырчатка

Слайд. На слайде – фотография пузырчатки.
Это пузырчатка. Листья пузырчатки снабжены пузырьками – это ловчие аппараты. Они имеют клапаны, открывающиеся вовнутрь. Циклоп или дафния, коснувшись клапана, проваливаются, а назад выбраться уже не могут.

Слайд. На слайде – вода, в ней исчезает Капелька.
Ребята, Капелька прощается с нами. Ведь она снова в воде, и наше путешествие подходит к концу.

III. Закрепление изученного материала

А мы с вами подведем итог нашему уроку. Что же нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
А чтобы убедиться в том, что вы действительно получили эти знания, я предлагаю вам следующие задания:

Задания для закрепления темы:

  • Ребята, посмотрите, среди гербариев, имеющихся у вас на столе, есть растения с видоизмененным листом? Что это за видоизменение?

(на столе гербарные листы: горох - усик и барбарис - колючка)

  • Известно, что колючки барбариса опадают вместе с листьями на зиму, а колючки терна  не опадают. С них только снимается кора. Какой вывод вы можете сделать? Колючки какого растения можно назвать видоизмененными листьями?

IV. Рефлексия

Учитель: А теперь, ребята, я попрошу вас оценить вашу работу на уроке.
Возьмите оценочные листы, вначале выставьте оценку за работу на уроке сами себе. А затем передайте ее по кругу, пусть ваши одноклассники тоже оценят вашу работу. Когда лист вернется назад к вам, вы сможете сравнить свою оценку с оценкой товарищей. Затем эти листы вы передадите мне (Лист самооценки см. в приложении).

Ребята, наш урок заканчивается. Возьмите солнышки, которые имеются в ваших папках. Обратите внимание, у солнышек нет ротиков. Я прошу вас нарисовать их.
Слайд 70. На слайде – «Солнышко»
Если вы уходите с урока с отличным настроением, пусть ваше солнышко улыбается. Если с безразличным – нарисуйте рот прямо. А если у вас плохое настроение – уголки рта опустите вниз.

V. Домашнее задание: §25, составить кроссворд или криптограмму на тему: «Лист»

*За презентацией обращайтесь к автору



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина « С» в различных соках. ...

05 08 2021 8:25:11

Доказательства эволюции

Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

05 08 2021 23:48:38

Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"

Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....

05 08 2021 7:59:53

Красный цвет в природе

Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка " Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....

05 08 2021 23:50:37

Урок биологии по теме "Грибы"

Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...

05 08 2021 16:26:29

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

05 08 2021 14:41:40

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию И К Т в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

05 08 2021 20:32:26

Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"

Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В. В. Пасечника, по учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....

05 08 2021 14:58:43

Практическая работа "Вегетативное размножение растений"

Главным мотивом выбора темы является практическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....

05 08 2021 17:13:29

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

05 08 2021 2:26:24

Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"

Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека....

05 08 2021 17:37:13

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

05 08 2021 5:44:22

Экологические сказки

Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....

05 08 2021 4:56:19

В гостях у Красной книги

Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования. ...

05 08 2021 6:51:44

Стебель растения. Строение, ветвление стебля, рост и функции

Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стебля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных характерно быстрое изменение первичного стебля....

05 08 2021 11:25:27

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

В работе представлены автобиографические сведения из жизни А. П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

05 08 2021 1:35:50

Урок-презентация по биологии на тему "Естественный отбор – главная движущая сила эволюции"

Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....

05 08 2021 2:26:48

Урок–практикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опорных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

05 08 2021 8:23:42

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

05 08 2021 1:16:22

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

05 08 2021 7:45:43

Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"

Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...

05 08 2021 23:36:55

Интегрированный урок-практикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"

Интегрированный урок-практикум проводится в 9-м классе при изучении темы « Моделирование и формализация» (информатика) и темы « Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа « Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н. Д. Угриновича....

05 08 2021 9:40:54

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

Сценарий урока в форме интеллектуальной игры « Своя игра» для учащихся 5-х классов....

05 08 2021 7:49:11

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

05 08 2021 3:34:53

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая характеристика внимания и условия его организации"

Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

05 08 2021 8:37:58

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс

Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя практическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....

05 08 2021 18:20:30

Биосфера. 9-й класс

Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема " Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

05 08 2021 22:28:10

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы

Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....

05 08 2021 15:35:56

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

05 08 2021 15:47:29

Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опорных сигналов" на уроках зоологии

Для повышения эффективности преподавания курса « Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде « Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опорных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....

05 08 2021 1:40:59

Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"

Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...

05 08 2021 23:29:45

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии « Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в практической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием И К Т направлен на более эффективное усвоения материала....

05 08 2021 8:46:39

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

05 08 2021 7:54:11

Галактика. Многообразие галактик

Урок " Галактики. Многообразие галактик" по теме " Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

05 08 2021 18:56:11

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....

05 08 2021 13:45:36

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

Представлен урок-праздник « День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

05 08 2021 0:56:14

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

« Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

05 08 2021 19:56:19

Урок "Размножение и развитие организмов"

Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

05 08 2021 0:33:12

Внеклассные мероприятия по биологии

Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с практикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

05 08 2021 3:21:51

Класс Ракообразные: строение, системы органов, значение в природе

Класс Ракообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....

05 08 2021 22:19:51

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

Урок проходит в форме игры « Клуб знатоков». Из класса выбирается команда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...

05 08 2021 13:58:18

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер

Урок биологии по теме " Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер". ...

05 08 2021 14:16:15

Сохранение многообразия видов. 11-й класс

Урок разработан для учебника: Сивоглазов В. И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....

05 08 2021 14:26:56

Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"

На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...

05 08 2021 21:27:48

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

05 08 2021 11:58:47

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А. С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

05 08 2021 22:20:20

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

05 08 2021 15:35:31

Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии

В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение И К Т помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению « Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....

05 08 2021 22:26:56

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

05 08 2021 11:19:29

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Целью урока является отработка навыка написания Н и Н Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....

05 08 2021 15:16:36

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)