Пищеварение в ротовой полости
Цели урока:
- Образовательные: показать особенности строения ротовой полости; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов.
- Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать; способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности.
- Воспитательные: разъяснить влияние курения и экологических факторов на пищеварение в ротовой полости, сформулировать правила ухода за зубами.
Оборудование: учебник Сонина «Биология», таблицы, рисунки учебника, ржаной хлеб.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод: репродуктивный, частично-поисковый.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
В живом организме непрерывно осуществляются
различные жизненные процессы. Пища – источник
энергии для организма и его строительный
материал. За счёт пищи происходит образование
новых клеток в растущих тканях, восстановление
поврежденных тканей. Физиологический процесс
пищеварения заключается в механической и
химической переработке пищи. Питательные
вещества переводятся в состояние водных
растворов и всасываются в кровь, откуда
поступают в ткани и клетки. У здорового человека
пищевые массы совершают весь путь в организме за
1-2 сутки. Выполняют это органы пищеварения.
Ребята, запишите в тетрадях тему урока:
«Пищеварение в ротовой полости».
На первый вопрос: где начинается пищеварение? –
даёт ответ название темы.
Пищеварение начинается в ротовой полости.
Разберём его строение.
Ротовая полость образована твёрдым и мягким
нёбом, языком, миндалями глотки, зубами,
внутренней стороной щёк и губами.
Подумайте, что происходит с пищей в ротовой
полости?
(Пища в ротовой полости механически
обpaбатывается зубами и языком, оценивается на
вкус с помощью особых вкусовых рецепторов на
языке, смачиваниется слюной).
– Установлено, что передняя часть языка
реагирует на сладкое, задняя – на горькое,
боковые части – на кислое, кончик языка – на
солёное.
– Откуда берётся слюна? (Её выделяют три пары
слюнных желёз: подъязычные, поднижнечелюстные,
околоушные).
– Слюна – это слабощелочная жидкость, состоящая,
главным образом, из
- воды,
- небольшого количества минеральных солей,
- слизи,
- ферментов.
(запись на доске)
Главная функция слюны состоит в увлажнение
сухой пищи, облегчающем её проглатывание. Однако,
в ротовой полости происходит ещё и расщепление
пищи.
Как вы думаете, за счёт чего? (За счёт
ферментов).
– Ферменты слюны участвуют в этом процессе.
Особенно, важное значение имеет амилаза. Что вам
известно про этот фермент? (Амилаза расщепляет
крахмал до глюкозы. Конечно, поскольку пища
остаётся в ротовой полости очень короткое время,
то под действием амилазы в глюкозу переходит
незначительное количество крахмала. И большая
часть его поступает в желудок без изменений. В
том, что в слюне содержится амилаза легко
убедиться опытным путём.)
3. Эксперимент
– У вас на столах лежит чёрный хлеб, медленно
пожуйте его.
– Какой вкус, вы, ощущаете? (Сладкий)
– Почему? (Под действием фермента безвкусный
крахмал превратился в глюкозу)
– Для чего нужна глюкоза? (Глюкоза обогащает
кровь и даёт мышцам энергию. Избыток глюкозы
задерживается в печени и превращается в гликоген
– концентрированный вид сахара. При уменьшении
содержания глюкозы в крови, гликоген печени
превращается в глюкозу и с током крови
разносится по всему телу.
В слюне содержится ещё один фермент – лизоцим
Он убивает микробы, и тем самым защищает
повреждённую слизистую оболочку ротовой полости
от заражения. Слюна ослабляет вредное
воздействие на организм раздражающих и едких
веществ, которые могут попасть в ротовую полость
при неосторожности. Таким образом, слюна
выполняет свою защитную функцию.)
– Подумайте, какая система в нашем организме
контролирует работу слюны? (Нервная).
– Как осуществляется эта регуляция? (Рефлекторная).
– Что является раздражителем слюны? (Пища).
– Пища, попав в ротовую полость, действует на
рецепторы, расположенные на языке и в слизистой
оболочке, выстилающей полость рта. В них
возникает возбуждение, которое проводится по
отросткам центростремительных нейронов в центр
слюноотделения, находящихся в продолговатом
мозге. Здесь возбуждение передаётся на
центробежные нейроны и по их отросткам к слюнным
железам, которые начинают выделять слюну. Такова
дуга самого простого слюноотделительного
рефлекса.
А какие же органы участвуют в оценке физических
свойств пищи? (В оценке физических свойств пищи
участвуют нервные окончания губ. Губы
захватывают пищу и оценивают её качества. С их
помощью мы определяем жидкая она или твёрдая,
плотная или твёрдая, должна ли она подвергнуться
перевариванию, измельчению. Это имеет большое
значение для дальнейшей обработки пищи
пищеварительными соками. Чем тщательнее
измельчена пища во рту, тем лучше она
подготовлена к обработке пищеварительными
ферментами. Плохо пережёванная пища затрудняет
работу ферментов и способствует развитию
заболеваний желудка.)
– С помощью каких органов происходит
механическая обработка пищи? (С помощью зубов)
– От чего зависит строение зубов? (От хаpaктера
пищи).
– Вспомните, как сильно различаются поверхности
коренных зубов грызунов и хищников. Предки
человека питались смешанной пищей и имели зубы,
хаpaктерные для всеядных животных. Могучие
челюсти и крепкие зубы у обезьянолюдей были
орудием защиты и нападения, служили для
дробления сырой и грубой пищи.
4. Выступление учащихся
– Послушайте доклад о формировании зубов у человека.
Ученик: У зародыша человека зачатки
зубов развиваются в мягкой ткани дёсен. Валик из
покровных клеток, похожий по форме на рельс,
погружается в соединительную ткань. В основании
валика куполом поднимается сосочек. Постепенно
формируется зуб. Увеличиваясь в размерах, он в
первые месяцы жизни младенца продвигается к
поверхности дёсен и прорезается. Это так
называемые молочные зубы. Название «молочные»
дано Гиппократом. Позже молочные зубы заменяются
постоянными. Последние постоянные коренные зубы
прорезаются обычно к 18-20 годам, а иногда и
позднее. Эти зубы Гиппократ назвал «зубы
мудрости», поскольку они появляются, когда
человек «благодаря учению приобретает
мудрость». У людей бывает 2 или 4 зуба мудрости.
Смена зубов у человека и высших млекопитающих
происходит один раз в жизни. У некоторых
млекопитающих происходит многократная замена
зубов.
Зубы располагаются на челюстях. Каждый зуб имеет
корень, сидящий в глубокой ячейке челюстной
кости, шейку, погружённую в десну, коронку,
выступающую в ротовую полость.
Новорожденный не имеет зубов. Примерно с 4
месяцев у детей начинают появляться молочные
зубы, которые к 10-12 годам выпадают и заменяются
постоянными. У взрослых людей 32 зуба. Редко, но
бывают случаи, когда дети рождаются зубами. Или
наоборот они не вырастают всю жизнь. Строение
зубов различно и зависит от выполняемых функций.
5. Работа по рисункам учебника
– Какие зубы имеет человек? (8 резцов и 4 клыка служат для откусывания пищи. 8 малых и 12 больших коренных зубов служат для дробления, размельчения и пережёвывания пищи.)
Учитель: Зуб – это сложный орган. Внутри него находится полость. Заполняет её губчатое вещество – пульпа, здесь ветвятся кровеносные сосуды, питающие зуб и проходит нерв. Вся костная масса зуба состоит из дентина, похожего по прочности и составу на кость.
1 задание классу: подписать рисунок
«Части зуба» и «Внутреннее строение зуба».
2 задание классу: рассмотреть рисунок
зубов, подписать их названия.
3 задание классу: определить функции
зубов.
6. Прочность дентина похожа на прочность чугуна и зависит от наличия в нём нерастворимых минеральных солей. Под действием кислот, соли становятся растворимыми, и зуб теряет прочность. В толщу дентина по кaнaльцам входят отростки дентинных клеток. Длина всех кaнaльцев 1 зуба равна 1 км. Дентинные клетки, связанные с нервами и сосудами, обеспечивают жизнь зуба. Они выделяют в дентин и удаляют из него известь. Гибель этих клеток означает гибель зуба. Мёртвый зуб легко разрушается.
Дентин в области коронки покрыт богатой неорганическими солями эмалью. По твёрдости эмаль можно сравнить с кварцем. Остриё сабли при ударе об неё тупится. В ней нет клеток и нервных окончаний. Здоровая эмаль имеет желтовато-белый цвет. Твердая зубная эмаль покрывает коронку снаружи, пpeдoxpaняя зуб от порчи – стирания и проникновения микробов.
Корень зуба покрыт цементом. Он похож на обыкновенную кость. В нём есть клетки, как в кости. Корень зуба окружён сетью нервных окончаний. Они воспринимают давление на зуб, температуру. Дентин, эмаль, цемент обеспечивают прочность зуба.
Как только эмаль разрушится, в зуб проникают микробы. Они быстро разрушают зуб. Поэтому зубы необходимо беречь. Соблюдать гигиену ротовой полости. Для этого зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером.
– От чего зависит здоровье зубов? (От здорового образа жизни, от экологической обстановки).
Короткий рассказ о вреде курения и об экологических факторах, влияющих на здоровье зубов.
7. Закрепление
– Прочитайте материал и ответьте на контрольные тесты.
Проверка результатов самостоятельной работы.
8. Выводы: пищеварение начинается в ротовой полости, где происходит механическая обработка пищи с помощью зубов и языка и химическая – с помощью слюны. Здоровый образ жизни – основное условие нормального функционирования пищеварительной системы.
9. Домашнее задание: прочитать текст учебника (стр.152-153), вопросы на стр.154-155.
Комментарии:
На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища.
...
25 04 2025 9:48:46
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
24 04 2025 17:14:33
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
23 04 2025 9:27:47
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
22 04 2025 15:40:25
Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....
21 04 2025 11:23:11
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
20 04 2025 22:41:41
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
19 04 2025 14:57:11
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
18 04 2025 15:20:28
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
17 04 2025 12:59:38
Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....
16 04 2025 15:14:33
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
15 04 2025 5:18:33
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
14 04 2025 19:42:15
Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....
13 04 2025 6:46:11
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
12 04 2025 5:43:31
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
11 04 2025 8:53:59
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
10 04 2025 9:25:53
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
09 04 2025 2:31:39

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....
08 04 2025 1:33:49
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....
07 04 2025 14:49:44
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
06 04 2025 9:56:45
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
05 04 2025 22:49:44
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
04 04 2025 4:55:26
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
03 04 2025 4:16:33
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
02 04 2025 14:25:24
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
01 04 2025 18:56:49
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
31 03 2025 18:55:17

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
30 03 2025 2:49:28
Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....
29 03 2025 6:42:22
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте.
...
28 03 2025 2:19:15
Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....
27 03 2025 5:22:40
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
26 03 2025 11:25:54
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
25 03 2025 5:31:36
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету.
В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
24 03 2025 19:30:24
В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....
23 03 2025 8:42:29
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
22 03 2025 12:49:33
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
21 03 2025 5:32:16
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
20 03 2025 12:57:55
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
19 03 2025 3:26:11
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
18 03 2025 7:18:17

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
17 03 2025 4:42:14
Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира.
...
16 03 2025 11:23:38
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
15 03 2025 0:21:27
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
14 03 2025 12:14:41
Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....
13 03 2025 17:24:31
Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....
12 03 2025 18:34:48
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
11 03 2025 15:36:39
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
10 03 2025 5:34:51
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
09 03 2025 15:12:34
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....
08 03 2025 13:57:15
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
07 03 2025 22:32:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::