Пищеварение в ротовой полости > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

Цели урока:

  • Образовательные: показать особенности строения ротовой полости; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов.
  • Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать; способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности.
  • Воспитательные: разъяснить влияние курения и экологических факторов на пищеварение в ротовой полости, сформулировать правила ухода за зубами.

Оборудование: учебник Сонина «Биология», таблицы, рисунки учебника, ржаной хлеб.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: репродуктивный, частично-поисковый.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

В живом организме непрерывно осуществляются различные жизненные процессы. Пища – источник энергии для организма и его строительный материал. За счёт пищи происходит образование новых клеток в растущих тканях, восстановление поврежденных тканей. Физиологический процесс пищеварения заключается в механической и химической переработке пищи. Питательные вещества переводятся в состояние водных растворов и всасываются в кровь, откуда поступают в ткани и клетки. У здорового человека пищевые массы совершают весь путь в организме за 1-2 сутки. Выполняют это органы пищеварения.
Ребята, запишите в тетрадях тему урока: «Пищеварение в ротовой полости».
На первый вопрос: где начинается пищеварение? – даёт ответ название темы.
Пищеварение начинается в ротовой полости. Разберём его строение.
Ротовая полость образована твёрдым и мягким нёбом, языком, миндалями глотки, зубами, внутренней стороной щёк и губами.
Подумайте, что происходит с пищей в ротовой полости?
(Пища в ротовой полости механически обpaбатывается зубами и языком, оценивается на вкус с помощью особых вкусовых рецепторов на языке, смачиваниется слюной).

– Установлено, что передняя часть языка реагирует на сладкое, задняя – на горькое, боковые части – на кислое, кончик языка – на солёное.
– Откуда берётся слюна? (Её выделяют три пары слюнных желёз: подъязычные, поднижнечелюстные, околоушные).
– Слюна – это слабощелочная жидкость, состоящая, главным образом, из

  • воды,
  • небольшого количества минеральных солей,
  • слизи,
  • ферментов.

(запись на доске)

Главная функция слюны состоит в увлажнение сухой пищи, облегчающем её проглатывание. Однако, в ротовой полости происходит ещё и расщепление пищи.
Как вы думаете, за счёт чего? (За счёт ферментов).
– Ферменты слюны участвуют в этом процессе. Особенно, важное значение имеет амилаза. Что вам известно про этот фермент? (Амилаза расщепляет крахмал до глюкозы. Конечно, поскольку пища остаётся в ротовой полости очень короткое время, то под действием амилазы в глюкозу переходит незначительное количество крахмала. И большая часть его поступает в желудок без изменений. В том, что в слюне содержится амилаза легко убедиться опытным путём.)

3. Эксперимент

– У вас на столах лежит чёрный хлеб, медленно пожуйте его.
– Какой вкус, вы, ощущаете? (Сладкий)
– Почему? (Под действием фермента безвкусный крахмал превратился в глюкозу)
– Для чего нужна глюкоза? (Глюкоза обогащает кровь и даёт мышцам энергию. Избыток глюкозы задерживается в печени и превращается в гликоген – концентрированный вид сахара. При уменьшении содержания глюкозы в крови, гликоген печени превращается в глюкозу и с током крови разносится по всему телу.
В слюне содержится ещё один фермент – лизоцим Он убивает микробы, и тем самым защищает повреждённую слизистую оболочку ротовой полости от заражения. Слюна ослабляет вредное воздействие на организм раздражающих и едких веществ, которые могут попасть в ротовую полость при неосторожности. Таким образом, слюна выполняет свою защитную функцию.)
– Подумайте, какая система в нашем организме контролирует работу слюны? (Нервная).
– Как осуществляется эта регуляция? (Рефлекторная).
– Что является раздражителем слюны? (Пища).
– Пища, попав в ротовую полость, действует на рецепторы, расположенные на языке и в слизистой оболочке, выстилающей полость рта. В них возникает возбуждение, которое проводится по отросткам центростремительных нейронов в центр слюноотделения, находящихся в продолговатом мозге. Здесь возбуждение передаётся на центробежные нейроны и по их отросткам к слюнным железам, которые начинают выделять слюну. Такова дуга самого простого слюноотделительного рефлекса.
А какие же органы участвуют в оценке физических свойств пищи? (В оценке физических свойств пищи участвуют нервные окончания губ. Губы захватывают пищу и оценивают её качества. С их помощью мы определяем жидкая она или твёрдая, плотная или твёрдая, должна ли она подвергнуться перевариванию, измельчению. Это имеет большое значение для дальнейшей обработки пищи пищеварительными соками. Чем тщательнее измельчена пища во рту, тем лучше она подготовлена к обработке пищеварительными ферментами. Плохо пережёванная пища затрудняет работу ферментов и способствует развитию заболеваний желудка.)
– С помощью каких органов происходит механическая обработка пищи? (С помощью зубов)
– От чего зависит строение зубов? (От хаpaктера пищи).
– Вспомните, как сильно различаются поверхности коренных зубов грызунов и хищников. Предки человека питались смешанной пищей и имели зубы, хаpaктерные для всеядных животных. Могучие челюсти и крепкие зубы у обезьянолюдей были орудием защиты и нападения, служили для дробления сырой и грубой пищи.

4. Выступление учащихся

– Послушайте доклад о формировании зубов у человека.

Ученик: У зародыша человека зачатки зубов развиваются в мягкой ткани дёсен. Валик из покровных клеток, похожий по форме на рельс, погружается в соединительную ткань. В основании валика куполом поднимается сосочек. Постепенно формируется зуб. Увеличиваясь в размерах, он в первые месяцы жизни младенца продвигается к поверхности дёсен и прорезается. Это так называемые молочные зубы. Название «молочные» дано Гиппократом. Позже молочные зубы заменяются постоянными. Последние постоянные коренные зубы прорезаются обычно к 18-20 годам, а иногда и позднее. Эти зубы Гиппократ назвал «зубы мудрости», поскольку они появляются, когда человек «благодаря учению приобретает мудрость». У людей бывает 2 или 4 зуба мудрости. Смена зубов у человека и высших млекопитающих происходит один раз в жизни. У некоторых млекопитающих происходит многократная замена зубов.
Зубы располагаются на челюстях. Каждый зуб имеет корень, сидящий в глубокой ячейке челюстной кости, шейку, погружённую в десну, коронку, выступающую в ротовую полость.
Новорожденный не имеет зубов. Примерно с 4 месяцев у детей начинают появляться молочные зубы, которые к 10-12 годам выпадают и заменяются постоянными. У взрослых людей 32 зуба. Редко, но бывают случаи, когда дети рождаются зубами. Или наоборот они не вырастают всю жизнь. Строение зубов различно и зависит от выполняемых функций.

5. Работа по рисункам учебника

– Какие зубы имеет человек? (8 резцов и 4 клыка служат для откусывания пищи. 8 малых и 12 больших коренных зубов служат для дробления, размельчения и пережёвывания пищи.)

Учитель: Зуб – это сложный орган. Внутри него находится полость. Заполняет её губчатое вещество – пульпа, здесь ветвятся кровеносные сосуды, питающие зуб и проходит нерв. Вся костная масса зуба состоит из дентина, похожего по прочности и составу на кость.

1 задание классу: подписать рисунок «Части зуба» и «Внутреннее строение зуба».
2 задание классу: рассмотреть рисунок зубов, подписать их названия.
3 задание классу: определить функции зубов.

6. Прочность дентина похожа на прочность чугуна и зависит от наличия в нём нерастворимых минеральных солей. Под действием кислот, соли становятся растворимыми, и зуб теряет прочность. В толщу дентина по кaнaльцам входят отростки дентинных клеток. Длина всех кaнaльцев 1 зуба равна 1 км. Дентинные клетки, связанные с нервами и сосудами, обеспечивают жизнь зуба. Они выделяют в дентин и удаляют из него известь. Гибель этих клеток означает гибель зуба. Мёртвый зуб легко разрушается.

Дентин в области коронки покрыт богатой неорганическими солями эмалью. По твёрдости эмаль можно сравнить с кварцем. Остриё сабли при ударе об неё тупится. В ней нет клеток и нервных окончаний. Здоровая эмаль имеет желтовато-белый цвет. Твердая зубная эмаль покрывает коронку снаружи, пpeдoxpaняя зуб от порчи – стирания и проникновения микробов.

Корень зуба покрыт цементом. Он похож на обыкновенную кость. В нём есть клетки, как в кости. Корень зуба окружён сетью нервных окончаний. Они воспринимают давление на зуб, температуру. Дентин, эмаль, цемент обеспечивают прочность зуба.

Как только эмаль разрушится, в зуб проникают микробы. Они быстро разрушают зуб. Поэтому зубы необходимо беречь. Соблюдать гигиену ротовой полости. Для этого зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером.

– От чего зависит здоровье зубов? (От здорового образа жизни, от экологической обстановки).

Короткий рассказ о вреде курения и об экологических факторах, влияющих на здоровье зубов.

7. Закрепление

– Прочитайте материал и ответьте на контрольные тесты.

Проверка результатов самостоятельной работы.

8. Выводы: пищеварение начинается в ротовой полости, где происходит механическая обработка пищи с помощью зубов и языка и химическая – с помощью слюны. Здоровый образ жизни – основное условие нормального функционирования пищеварительной системы.

9. Домашнее задание: прочитать текст учебника (стр.152-153), вопросы на стр.154-155.



Комментарии:

Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"

      Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта. ...

01 04 2025 1:24:44

Рациональное питание. 8-й класс


    Рациональное питание. 8-й класс

      Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....

31 03 2025 13:27:39

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

30 03 2025 2:18:28

Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"


    Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"

      Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....

29 03 2025 16:27:45

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"


    Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

      Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

28 03 2025 17:35:21

Исследование флоры и фауны Чунской тайги


    Исследование флоры и фауны Чунской тайги

      Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....

27 03 2025 8:58:53

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки


    Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

      Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

26 03 2025 12:35:17

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

25 03 2025 19:36:58

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

24 03 2025 2:31:52

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

23 03 2025 7:48:56

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

22 03 2025 14:38:36

Урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....

21 03 2025 13:46:19

Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"


    Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"

      В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...

20 03 2025 10:45:31

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

19 03 2025 2:47:30

Методическая разработка урока по теме "Строение и работа сердца"

Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....

18 03 2025 18:29:30

Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»


    Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»

      На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....

17 03 2025 9:20:20

Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....

16 03 2025 12:58:29

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

15 03 2025 14:10:49

Человек и живая природа Биология

Человек и живая природа  Биология Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

14 03 2025 2:57:14

"Можно ли вырастить гения? Евгеника. Современные проблемы генетики". 10-й класс

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....

13 03 2025 3:23:22

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

12 03 2025 20:31:14

Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"


    Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"

      Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы; познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....

11 03 2025 12:42:43

Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"


    Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"

      В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....

10 03 2025 19:11:54

Биологическая игра "Мир растений"


    Биологическая игра "Мир растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры. ...

09 03 2025 10:24:43

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

08 03 2025 1:37:43

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

07 03 2025 22:19:46

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

06 03 2025 4:28:23

Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)


    Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)

      В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...

05 03 2025 15:32:30

Особенности селекции растений


    Особенности селекции растений

      Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

04 03 2025 1:28:21

Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"


    Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"

      <p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...

03 03 2025 23:14:16

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

02 03 2025 18:53:35

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

01 03 2025 4:54:36

Вредоносные нитраты


    Вредоносные нитраты

      Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

28 02 2025 21:30:28

Урок по теме "Строение и функции кожи"


    Урок по теме "Строение и функции кожи"

      Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....

27 02 2025 9:49:16

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

26 02 2025 12:19:55

Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"


    Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"

      Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...

25 02 2025 7:56:51

"Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс


    "Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс

      Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....

24 02 2025 17:34:40

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

23 02 2025 10:27:50

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

22 02 2025 10:42:14

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

21 02 2025 3:39:21

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

20 02 2025 1:32:42

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

19 02 2025 9:19:31

Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"


    Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"

      Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

18 02 2025 2:42:57

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....

17 02 2025 0:14:15

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"


    Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

16 02 2025 23:40:39

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

15 02 2025 10:54:54

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

14 02 2025 5:41:36

Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"


    Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"

      Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....

13 02 2025 0:54:38

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

12 02 2025 2:38:36

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

11 02 2025 2:48:49

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::