Пищеварение в ротовой полости > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

Цели урока:

  • Образовательные: показать особенности строения ротовой полости; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов.
  • Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать; способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности.
  • Воспитательные: разъяснить влияние курения и экологических факторов на пищеварение в ротовой полости, сформулировать правила ухода за зубами.

Оборудование: учебник Сонина «Биология», таблицы, рисунки учебника, ржаной хлеб.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: репродуктивный, частично-поисковый.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

В живом организме непрерывно осуществляются различные жизненные процессы. Пища – источник энергии для организма и его строительный материал. За счёт пищи происходит образование новых клеток в растущих тканях, восстановление поврежденных тканей. Физиологический процесс пищеварения заключается в механической и химической переработке пищи. Питательные вещества переводятся в состояние водных растворов и всасываются в кровь, откуда поступают в ткани и клетки. У здорового человека пищевые массы совершают весь путь в организме за 1-2 сутки. Выполняют это органы пищеварения.
Ребята, запишите в тетрадях тему урока: «Пищеварение в ротовой полости».
На первый вопрос: где начинается пищеварение? – даёт ответ название темы.
Пищеварение начинается в ротовой полости. Разберём его строение.
Ротовая полость образована твёрдым и мягким нёбом, языком, миндалями глотки, зубами, внутренней стороной щёк и губами.
Подумайте, что происходит с пищей в ротовой полости?
(Пища в ротовой полости механически обpaбатывается зубами и языком, оценивается на вкус с помощью особых вкусовых рецепторов на языке, смачиваниется слюной).

– Установлено, что передняя часть языка реагирует на сладкое, задняя – на горькое, боковые части – на кислое, кончик языка – на солёное.
– Откуда берётся слюна? (Её выделяют три пары слюнных желёз: подъязычные, поднижнечелюстные, околоушные).
– Слюна – это слабощелочная жидкость, состоящая, главным образом, из

  • воды,
  • небольшого количества минеральных солей,
  • слизи,
  • ферментов.

(запись на доске)

Главная функция слюны состоит в увлажнение сухой пищи, облегчающем её проглатывание. Однако, в ротовой полости происходит ещё и расщепление пищи.
Как вы думаете, за счёт чего? (За счёт ферментов).
– Ферменты слюны участвуют в этом процессе. Особенно, важное значение имеет амилаза. Что вам известно про этот фермент? (Амилаза расщепляет крахмал до глюкозы. Конечно, поскольку пища остаётся в ротовой полости очень короткое время, то под действием амилазы в глюкозу переходит незначительное количество крахмала. И большая часть его поступает в желудок без изменений. В том, что в слюне содержится амилаза легко убедиться опытным путём.)

3. Эксперимент

– У вас на столах лежит чёрный хлеб, медленно пожуйте его.
– Какой вкус, вы, ощущаете? (Сладкий)
– Почему? (Под действием фермента безвкусный крахмал превратился в глюкозу)
– Для чего нужна глюкоза? (Глюкоза обогащает кровь и даёт мышцам энергию. Избыток глюкозы задерживается в печени и превращается в гликоген – концентрированный вид сахара. При уменьшении содержания глюкозы в крови, гликоген печени превращается в глюкозу и с током крови разносится по всему телу.
В слюне содержится ещё один фермент – лизоцим Он убивает микробы, и тем самым защищает повреждённую слизистую оболочку ротовой полости от заражения. Слюна ослабляет вредное воздействие на организм раздражающих и едких веществ, которые могут попасть в ротовую полость при неосторожности. Таким образом, слюна выполняет свою защитную функцию.)
– Подумайте, какая система в нашем организме контролирует работу слюны? (Нервная).
– Как осуществляется эта регуляция? (Рефлекторная).
– Что является раздражителем слюны? (Пища).
– Пища, попав в ротовую полость, действует на рецепторы, расположенные на языке и в слизистой оболочке, выстилающей полость рта. В них возникает возбуждение, которое проводится по отросткам центростремительных нейронов в центр слюноотделения, находящихся в продолговатом мозге. Здесь возбуждение передаётся на центробежные нейроны и по их отросткам к слюнным железам, которые начинают выделять слюну. Такова дуга самого простого слюноотделительного рефлекса.
А какие же органы участвуют в оценке физических свойств пищи? (В оценке физических свойств пищи участвуют нервные окончания губ. Губы захватывают пищу и оценивают её качества. С их помощью мы определяем жидкая она или твёрдая, плотная или твёрдая, должна ли она подвергнуться перевариванию, измельчению. Это имеет большое значение для дальнейшей обработки пищи пищеварительными соками. Чем тщательнее измельчена пища во рту, тем лучше она подготовлена к обработке пищеварительными ферментами. Плохо пережёванная пища затрудняет работу ферментов и способствует развитию заболеваний желудка.)
– С помощью каких органов происходит механическая обработка пищи? (С помощью зубов)
– От чего зависит строение зубов? (От хаpaктера пищи).
– Вспомните, как сильно различаются поверхности коренных зубов грызунов и хищников. Предки человека питались смешанной пищей и имели зубы, хаpaктерные для всеядных животных. Могучие челюсти и крепкие зубы у обезьянолюдей были орудием защиты и нападения, служили для дробления сырой и грубой пищи.

4. Выступление учащихся

– Послушайте доклад о формировании зубов у человека.

Ученик: У зародыша человека зачатки зубов развиваются в мягкой ткани дёсен. Валик из покровных клеток, похожий по форме на рельс, погружается в соединительную ткань. В основании валика куполом поднимается сосочек. Постепенно формируется зуб. Увеличиваясь в размерах, он в первые месяцы жизни младенца продвигается к поверхности дёсен и прорезается. Это так называемые молочные зубы. Название «молочные» дано Гиппократом. Позже молочные зубы заменяются постоянными. Последние постоянные коренные зубы прорезаются обычно к 18-20 годам, а иногда и позднее. Эти зубы Гиппократ назвал «зубы мудрости», поскольку они появляются, когда человек «благодаря учению приобретает мудрость». У людей бывает 2 или 4 зуба мудрости. Смена зубов у человека и высших млекопитающих происходит один раз в жизни. У некоторых млекопитающих происходит многократная замена зубов.
Зубы располагаются на челюстях. Каждый зуб имеет корень, сидящий в глубокой ячейке челюстной кости, шейку, погружённую в десну, коронку, выступающую в ротовую полость.
Новорожденный не имеет зубов. Примерно с 4 месяцев у детей начинают появляться молочные зубы, которые к 10-12 годам выпадают и заменяются постоянными. У взрослых людей 32 зуба. Редко, но бывают случаи, когда дети рождаются зубами. Или наоборот они не вырастают всю жизнь. Строение зубов различно и зависит от выполняемых функций.

5. Работа по рисункам учебника

– Какие зубы имеет человек? (8 резцов и 4 клыка служат для откусывания пищи. 8 малых и 12 больших коренных зубов служат для дробления, размельчения и пережёвывания пищи.)

Учитель: Зуб – это сложный орган. Внутри него находится полость. Заполняет её губчатое вещество – пульпа, здесь ветвятся кровеносные сосуды, питающие зуб и проходит нерв. Вся костная масса зуба состоит из дентина, похожего по прочности и составу на кость.

1 задание классу: подписать рисунок «Части зуба» и «Внутреннее строение зуба».
2 задание классу: рассмотреть рисунок зубов, подписать их названия.
3 задание классу: определить функции зубов.

6. Прочность дентина похожа на прочность чугуна и зависит от наличия в нём нерастворимых минеральных солей. Под действием кислот, соли становятся растворимыми, и зуб теряет прочность. В толщу дентина по кaнaльцам входят отростки дентинных клеток. Длина всех кaнaльцев 1 зуба равна 1 км. Дентинные клетки, связанные с нервами и сосудами, обеспечивают жизнь зуба. Они выделяют в дентин и удаляют из него известь. Гибель этих клеток означает гибель зуба. Мёртвый зуб легко разрушается.

Дентин в области коронки покрыт богатой неорганическими солями эмалью. По твёрдости эмаль можно сравнить с кварцем. Остриё сабли при ударе об неё тупится. В ней нет клеток и нервных окончаний. Здоровая эмаль имеет желтовато-белый цвет. Твердая зубная эмаль покрывает коронку снаружи, пpeдoxpaняя зуб от порчи – стирания и проникновения микробов.

Корень зуба покрыт цементом. Он похож на обыкновенную кость. В нём есть клетки, как в кости. Корень зуба окружён сетью нервных окончаний. Они воспринимают давление на зуб, температуру. Дентин, эмаль, цемент обеспечивают прочность зуба.

Как только эмаль разрушится, в зуб проникают микробы. Они быстро разрушают зуб. Поэтому зубы необходимо беречь. Соблюдать гигиену ротовой полости. Для этого зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером.

– От чего зависит здоровье зубов? (От здорового образа жизни, от экологической обстановки).

Короткий рассказ о вреде курения и об экологических факторах, влияющих на здоровье зубов.

7. Закрепление

– Прочитайте материал и ответьте на контрольные тесты.

Проверка результатов самостоятельной работы.

8. Выводы: пищеварение начинается в ротовой полости, где происходит механическая обработка пищи с помощью зубов и языка и химическая – с помощью слюны. Здоровый образ жизни – основное условие нормального функционирования пищеварительной системы.

9. Домашнее задание: прочитать текст учебника (стр.152-153), вопросы на стр.154-155.



Комментарии:

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

27 11 2024 5:33:12

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс


    Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

      В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

26 11 2024 23:30:10

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

25 11 2024 2:28:43

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

24 11 2024 12:55:33

Экологический эрудицион


    Экологический эрудицион

      Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

23 11 2024 17:53:23

Одноклеточные организмы. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....

22 11 2024 13:17:10

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

21 11 2024 14:29:57

Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"


    Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"

      Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...

20 11 2024 15:47:17

Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"


    Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"

      Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....

19 11 2024 8:19:49

Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс


    Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс

      Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....

18 11 2024 8:48:38

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

17 11 2024 3:22:59

Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс

      Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....

16 11 2024 2:10:16

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии


    Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

      Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

15 11 2024 0:46:13

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

14 11 2024 12:48:30

Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"

      Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза. ...

13 11 2024 19:38:46

Тьюторский проект


    Тьюторский проект

      Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

12 11 2024 1:18:12

Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс


    Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс

      Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....

11 11 2024 21:11:53

Функция белков в клетке. Ферменты (10-й класс)


    Функция белков в клетке. Ферменты (10-й класс)

      На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища. ...

10 11 2024 7:39:59

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

09 11 2024 0:24:44

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....

08 11 2024 8:55:32

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные


    Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

      Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

07 11 2024 14:59:54

Урок биологии по теме "Кровеносная система"


    Урок биологии по теме "Кровеносная система"

      Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....

06 11 2024 13:11:41

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

05 11 2024 13:55:51

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

04 11 2024 2:48:35

Борьба за существование


    Борьба за существование

      Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

03 11 2024 12:26:56

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

02 11 2024 10:39:36

Общая хаpaктеристика бактерий - строение, питание, классификация

Общая хаpaктеристика бактерий - строение, питание, классификация Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....

01 11 2024 18:47:31

Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

      На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

31 10 2024 10:25:45

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

      Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

30 10 2024 9:12:32

Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"


    Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

      Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....

29 10 2024 5:23:48

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

28 10 2024 17:30:36

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

27 10 2024 11:25:40

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

26 10 2024 13:47:22

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

25 10 2024 13:41:59

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

24 10 2024 18:36:57

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс


    Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...

23 10 2024 2:31:55

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

22 10 2024 21:20:19

Гигиена кожи. 8-й класс


    Гигиена кожи. 8-й класс

      Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....

21 10 2024 1:52:27

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"


    План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

      Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

20 10 2024 12:26:57

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

19 10 2024 19:33:27

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

18 10 2024 9:39:41

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

17 10 2024 18:21:38

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты, их функции и роль в пищеварении Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

16 10 2024 14:22:21

Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани


    Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани

      Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...

15 10 2024 21:14:14

Статья "Алгоритмы учебных действий"


    Статья "Алгоритмы учебных действий"

      Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....

14 10 2024 12:46:55

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

13 10 2024 14:38:11

Урок по теме "Сердце". 8-й класс

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....

12 10 2024 6:35:24

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

11 10 2024 4:45:22

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

10 10 2024 14:49:52

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

09 10 2024 15:12:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::