Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

Цель урока: Изучение нового материала.
Задачи:
- Образовательная:
- Развивающая:
- Воспитательная:
Повторить географическое положение территории Красноярского края на карте России. Сформировать представления учащихся об охраняемых территориях Красноярского края. Познакомить учащихся с представителями флоры и фауны заповедных территорий Красноярского края.
Развитие познавательных процессов: памяти – через работу с понятиями, логического мышления - через построение умозаключений, внимания – через поддержание дисциплины, развитие умения работы с контурными картами, с учебной литературой, развития анализировать, сравнивать, делать выводы и подводить итоги.
Воспитания патриотического отношения к родному краю. Воспитание природоохранного отношения к окружающей среде.
Методы:
- Словесные методы – рассказ, беседа.
- Наглядные методы – демонстрация наглядного пособия.
Оборудование:
Карта Красноярского края
Презентация “Охраняемые территории КК”
Компьютерное оборудование
Учебная литература
Ход урока:
1. Подготовка учащихся к работе
Приготовление письменных и учебных принадлежностей.
Организационный момент.
2. Подготовка к изучению нового материала
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Сообщение темы и цели урока (запись в тетрадях)
Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины – за последние 50 лет. В XX веке стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение природы и экологии края, в котором живем. Мы познакомимся с охраняемыми территориями Красноярского края, особенностями их положения, представителями флоры и фауны, обитающими в заповедниках.
Запишите тему урока “Охраняемые территории Красноярского края” в тетрадь.
3. Изучение нового материала
1. Понятие о заповедниках и охраняемых территориях.
Для чего нужны охраняемые территории?
Наверное, этот вопрос сегодня звучит риторически.
Никому уже не надо доказывать, как губительно способен воздействовать современный человек на живую природу. Все меньше и меньше остается нетронутых уголков природы. Каждый год Красная книга пополняется исчезающими представителями животного и растительного мира. Наше непонимание и неприятие мира таковым, каким он является, ведет к гибели или, в лучшем случае, к подавлению живой природы.
Слово “заповедник” возникло не случайно. Заповедовать (по Далю) — это “повелевать, предписывать, приказывать, завещать какую-либо обязанность, обязывать к чему-либо заклятием”. И если следовать этой формулировке, то слово “заповедник” обозначает священную территорию, заповеданную предыдущими поколениями, оставленную нам для сохранения потомкам.
Согласно Популярному биологическому словарю “заповедник” - это особо охраняемые природные территории (ООПТ), предназначенные для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, объектов природного и культурного наследия.
Заповедники бывают разных видов и выполняют различные природоохранные функции.
Если их классифицировать по значимости, то самыми главными будут:
- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
Природоохранная деятельность имеет законодательную базу.
В основе законов Российской Федерации об охране животного и растительного мира лежит Конституция России, принятая 12 декабря 1993 года.
В Статье 9 Конституции говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории”.
Статья 58 гласит: “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”.
В 1995 году были приняты федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, в которых закреплена система территорий, определены режимы их использования и меры ответственности за нарушение этого режима.
4. Повторение ранее изученного материала
Географическое положение Красноярского края.
Красноярский край – огромная территория, расположенная в Восточно-Сибирском регионе России. Занимает восточную часть Западно-Сибирской равнины, западную часть Средне-Сибирского плоскогорья, а также горы Южной Сибири.
Красноярский край занимает центр азиатской части России. Протяжённость Красноярского края с запада на восток составляет 1250 км в северной части и 650 км – вдоль Tрaнcсибирской ж/д. магистрали. С севера на юг – без малого 3000 км.
Географическое положение нашего края во многих отношениях можно назвать уникальным. На его территории расположен географический центр России – озеро Виви, расположенное в Эвенкии. Местоположения центра России утверждено Федеральной службой геодезии и картографии России. В 1992 г. на месте Центра России установлен монумент – семиметровая стела с двуглавым орлом на вершине.
Самая северная точка Красноярского края – мыс Челюскина – является крайней полярной оконечностью Евразии и самой северной точкой России и материковых частей планеты.
5. Изучение нового материала
Охраняемые территории Красноярского края.
На территории Красноярского края организовано шесть заповедников, три из них являются биосферными, т.е. работают по особой программе Организации Объединенных Наций; это Саяно-Шушенский и Центрально-Сибирский и Таймырский заповедники; заповедниками государственного образца также являются: Столбы и Путоранский. Самый современный заповедник - Большой Арктический.
Давайте более подробно познакомимся с каждым из них. Для этого на ваших столах имеются пустые таблицы, которые вы должны заполнять по мере изучения нового материала.
1. Государственный природный заповедник “Столбы”
Заповедник основан в 10 апреля 1925 года.
Общая площадь заповедника 47 тыс. гектар.
Расположен заповедник на правом берегу Енисея.
Кроме растительного и животного мира заповедник славится своими скалами. С них и начнем рассказ. Скала под названием “Перья” представляет собой 4-е величественные сорокаметровые отвесные каменные плиты, примкнутые друг к другу. Каждая плита, заостренная у вершины, напоминает перья исполинской птицы. С западной стороны скала представляет собой довольно ровную отвесную стену.
На высоте 15-20 метров образовалась горизонтальная щель. Когда в нее поднимутся туристы и головы их торчат, словно зубы, – щель становится похожей на пасть хищного животного, отсюда и название Львиная пасть.
В пятнадцати метрах от Перьев стоит невысокая скала. Она напоминает большую голову льва. С западной стороны находятся две колоссальные каменные тумбы, перекрытые в распор громадным монолитным камнем. Когда смотришь на них, создается впечатление, что камень под действием собственного веса вот-вот раздвинет скалы и рухнет на землю. Эта скала получила название Львиные ворота. На вершину Львиных ворот подняться легко. Щели, уступы и пологие плиты свободно преодолеваемы..
В пятистах метрах от Перьев, через лог, возвышается массивный утес “Дед” - удивительное произведение природы. Если смотреть на столб свысока, можно увидеть голову мужественного и сурового, о чем-то задумавшегося старика с открытым лбом, на который надвинута кепка. Прямой нос и опущенная на гpyдь борода усиливают впечатление. С противоположной стороны скала похожа на смеющегося деда.
Растительность заповедника разнообразна. На северной окраине заповедника степная растительность сменяется лесной.
У северных границ заповедника на очень небольшой площади сохранились несколько экземпляров липы сибирской — гордости “Столбов”. Произрастают в заповеднике также пихта и кедр. Кедр — драгоценное дерево сибирской тайги, но, к сожалению, оно возобновляется слабо. Тяжелые кедровые орешки не разносятся ветром, а падают из спелых шишек тут же, под дерево, но, попадая на толстый моховой покров, они, как правило, не могут прорасти без посторонней помощи. Таким помощником кедра оказывается птичка — сибирская кедровка. В период созревания орехов она, сбив шишку, летит с ней на колоду или пень, вылущивает семена и с зобом, наполненным орехами, летит их прятать. Кедровка предпочитает прятать свои запасы в местах с неглубоким снежным покровом, быстро освобождающимся от него весной. Таким образом, кедровка помогает расселению кедра по территории заповедника.
На территории заповедника отмечено 22 вида рыб, 130 видов птиц и 45 видов млекопитающих. Драгоценный хищник тайги — соболь. Ко времени организации заповедника он был в этих местах полностью истрeблен, но в 60-х годах вновь стал обычным обитателем заповедной тайги. Очень богат заповедник дикими копытными. Исключительно благоприятные условия здесь находят марал и кабарга.
Птичье царство в заповеднике представляют такие птицы, как рябчик, глухарь, трехпалый дятел, кедровка, глухая кукушка, пеночка-королек, дрозды, синехвостка, дальневосточный и синий соловьи, скворец, малый и белоспинный дятел, белошапочная овсянка, чечевица, зяблик.
Из рыб в заповеднике обитают сиг, хариус, чебак, елец, шиповка, окунь, щука, налим, карась и другие.
2. Саяно-Шушенский государственный природный биосферный заповедник
Саяно-Шушенский заповедник был основан в 1976 году на юге Красноярского края в центральной части Западного Саяна. А через девять лет, в 1985 году, заповедник по решению ЮНЕСКО был включен в международную сеть биосферных резерватов. Площадь заповедника составляет 3904 км2.
Флора заповедника насчитывает более 1000 видов только высших растений. Здесь представлена растительность лесного, лесостепного, степного, субальпийского поясов.
Среди травянистых растений много реликтовых: подмаренник Крылова, ветреница алтайская, мятлик сибирский, княженика сибирская, кандык сибирский, красивоцвет Саянский. Особую ценность представляют, бурена сибирская, надбровник безлистный и родиола розовая. Среди деревьев особую ценность заповедной тайги представляют сибирский кедр. В заповеднике также произрастают лиственница сибирская и, в меньшей степени, пихта сибирская, ель, сосна, береза, осина.
Животный мир Саяно-Шушенского заповедника насчитывает более 50 видов млекопитающих, 300 видов птиц, 18 видов рыб, 5 видов пресмыкающихся и 2 вида земноводных. Из них около 100 видов являются редкими, исчезающими и включенными в Красную книгу.
Животный мир заповедника разнообразен. Так, рядом с мудрым северным оленем и куропатками можно встретить и необыкновенного алтайского улара, ловкого сибирского горного козла, проворного хомячка, снежного барса, а также соболя, бурого медведя, кабаргу, которые хаpaктерны для сибирской тайги.
Главным представителем птичьего царства заповедника является, дрозд. В пределах края встречаются два подвида — чернозобый и краснозобый. Нередки для заповедника и синехвостка, и соловей-краcнoшeйка.
3. Таймырский государственный природный биосферный заповедник
Государственный заповедник “Таймырский” был создан в 1979 году, а в 1995-м ему придали статус биосферного. Это один из крупнейших заповедников России, расположенный на севере Красноярского края, на полуострове Таймыр.
Полуостров Таймыр — наиболее выдвинутая к северу материковая часть суши в мире. Поэтому организаторы заповедника стремились к тому, чтобы охватить наибольшее разнообразие зональных природных ландшафтов — арктической, типичной и южной тундры, а также лесотундры.
На территории заповедника произрастает 430 видов высших растений, 222 вида мхов и 265 — лишайников.
Один из наиболее распространенных лишайников тундровой зоны — кладония (олений мох или, ягель). Олений мох занимает обширные полярные территории, но нередко встречается и в сухих лесах, расположенных значительно южнее полосы тундр.
Среди растений, произрастающих на территории заповедника, есть и те, что занесены в Красную книгу, полынь арктосибирская, брайя стручковая, осока твердоватая, крупки Поле и таймырская, остролодочник наклоненный, бескильницы Городковая и быррангская, мытник шерстистотычинковый, родиола розовая.
Знакомство с фауной Таймырского заповедника мы начнем с одним из самых маленьких, но очень важных обитателей заповедника — леммингом (сибирским и копытным). Свое название копытный лемминг получил в связи с тем, что в зимний период на передних лапах два средних когтя разрастаются и напоминают копыто.
Следующий представитель фауны заповедника — северный олень. Популяция северных оленей на Таймыре самая многочисленная в мире.
Также в заповеднике живет и такой интересный и необычный представитель, как овцебык. Овцебыки сохранились с доисторических времен: они жили в одно время с мамонтами, но в отличие от последних продолжают здравствовать и до нынешних времен. На Таймыр овцебык был завезен в 1974 году из арктических районов Канады и США. В настоящее время он “освоил” очень значительную территорию.
Зайцы-беляки в заповеднике соседствуют с такими распространенными полярными хищниками, как песец и волк. Особенно многочисленны в Таймырском заповеднике полярные волки. Это обусловлено тем, что в регионе находится самая крупная таймырская популяция северных оленей, которые являются основной добычей этих хищных зверей.
Из представителей куньих в заповеднике живут горностай и росомаха. Из морских млекопитающих здесь обитают белуха, кольчатая нерпа и морж. В Таймырском заповеднике насчитывается 116 видов птиц, относящихся к 9 отрядам.
Высока численность водоплавающих птиц. Гнездятся гага-гребенушка, чернозобая и белоклювая гагары, тундровые лебеди, гусь-гуменник.
Из редких видов птиц встречаются малый лебедь, краснозобая казарка, орлан-белохвост, беркут, кречет, сапсан.
4. Центрально-Сибирский государственный природный биосферный заповедник
Заповедник был создан в 1985 году. Расположен в Красноярском крае, на границе Западносибирской низменности и Среднесибирского плоскогорья. Его общая площадь составляет 972 тыс. га.
Основная река — Енисей. Пойма ее заболочена, имеет множество озер-стариц. Речная сеть состоит из притоков Енисея и Подкаменной Тунгуски.
Для заповедника хаpaктерна среднетаежная растительность. Из растений, занесенных в Красную книгу, хаpaктерны: башмачок крупноцветковый, настоящий и калипсо луковичная.
Из представителей орнитофауны в Красную книгу занесены черный аист, сапсан, скопа, беркут, орлан-белохвост и кречет. Участок Енисея в пределах заповедника имеет большую ценность как район нереста многих ценных промысловых видов рыб, а также район зимовки осетра и стерляди.
5. Путоранский заповедник
Основан заповедник в 1988 году.
Он расположен на территории Дудинского и Хатангского районов Таймырского автономного округа и Илимского района Эвенкийского автономного округа. Это самый крайний заповедник России. Общая площадь заповедника 1887, 3 тыс. га.
В ландшафте доминируют горные тундры и редколесья. Многочисленные реки и озера.
В прошлом вся горная система Путорана и в особенности ее северные, восточные и южные районы самым активным образом использовались коренными жителями для изгородного оленеводства, охоты и рыболовства.
Плато является единственным местом обитания одного из самых крупных малоизученных млекопитающих планеты - снежного бapaна (толсторог).
Международное значение имеет охрана пискульки. Именно Россия несет значительную долю ответственности за сохранение этого вида гусей.
Всего на территории заповедника 381 вид растений, 35 – млекопитающих, 140 – птиц.
6. Большой Арктический государственный природный заповедник
Заповедник “Большой Арктический” был создан в 1993 году. Находится на территории полуострова Таймыр и имеет общую площадь 4 млн. 200 тыс. га. Это самый крупный заповедник России. Его берега омывают Карское море и море Лаптевых.
Цель создания заповедника — сохранение и изучение в естественном состоянии уникальных арктических экосистем, редких и исчезающих видов растений и животных северного побережья полуострова Таймыр и прилегающих островов.
Большой Арктический заповедник состоит из семи участков и двух заказников.
Основной тип растительности тундры — это, конечно же, — лишайники. Они стойко переносят суровые условия Арктики, раскрашивая тундру в различные цвета от ярко-желтого до черного.
Так как условия этого северного края нелегкие, то для ряда высших растений оказывается невозможным ежегодное цветение. В связи с этим здесь нет луковичных растений и пpaктически отсутствуют однолетние.
Из кустарников наиболее ярким представителем является ива полярная. Травянистые растения представлены осоками, пушицами, злаками, немалую роль в растительности заповедника играют дриада, или куропаточья трава, различные виды камнеломок, разнообразные полярные маки, незабудочник.
Фауна птиц Большого Арктического заповедника насчитывает 124 вида, 16 из которых занесено в Красную книгу. Хаpaктерными обитателями тундры являются белая сова и тундряная куропатка. В заповеднике встречаются редкие виды чаек: розовая, вилохвостая и белая.
Розовая чайка — редкий, малоизученный вид, внесенный в Красную книгу. Известна лишь одна гнездовая колония этих птиц из 45—50 пар на Восточном Таймыре. Белая чайка — редкий арктический вид, внесенный в Красную книгу. Гнездится на островах Карского моря. На материке не гнездится, но регулярно залетает на арктическое побережье Таймыра. Из чаек также наиболее широко распространены серебристая чайка, бургомистр и полярная крачка.
Но одним из основных объектов охраны являются водоплавающие птицы. Здесь гнездятся четыре вида гусей, малый лебедь (редкий вид, включенный в Красную книгу) и четыре вида уток. Среди птиц присутствуют и хищники: сокол-сапсан, мохноногий канюк кречет и дербник.
Если отправиться гулять по заповеднику в ночное время, я можно услышать крики краснозобой, чернозобой или белоклювой гагары. Также в заповеднике можно встретить длиннохвостого, среднего и короткохвостого поморника, белую и болотную сову, воробьев (самый многочисленный отряд птиц заповедника — 41 вид), рогатого жаворонка, краснозобого конька, белую трясогузку.
И, наконец, одним из представителей птичьего царства заповедника является пуночка, которая справедливо считается символом арктической весны. Иногда эта провозвестница весны прилетает даже в марте, хотя в основном — в начале, а то и в середине мая.
Среди млекопитающих заповедника можно отметить таких животных, как лемминги (сибирский и копытный), песец, мохнатый канюк, поморник, дикий северный олень (уникальная островная популяция этих животных обитает на острове Сибирякова), белый медведь (внесен в Красную книгу) и нерпа.
В акватории – местообитания белого медведя, моржа, морского зайца, кольчатой нерпы, белухи. На побережье океана и в дельтах рек взяты под охрану места массового гнездования и линьки белолобого гуся, черной и краснозобой казарок, уток и куликов.
Территория заповедника включает также историко-культурные памятники, связанные с именами полярных исследований – А.Ф. Миддендорфа, Ф. Нансена, В.А. Русанова, Э.В. Толля, А.В. Колчака, др.
Назвать всех живых представителей заповедников невозможно. Мы перечислили лишь немногих. Давайте, немного поиграем. Я буду загадывать загадки. Ответом на них будут отдельные представители одного из Царств живой природы.
1. Домашние ласкаются,
А дикие кусаются.
Они повсюду и везде:
На суше, в небе и в воде,
Лесные есть, болотные,
Зовем мы их (животные).2. Возит нарты он весь день,
Tрaнcпорт тундры – кто? (олень).3. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк).4. Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал (заяц).5. Упрямо рогами идет на таран
Друзьям не уступит дороги (бapaн).6. Целый день лежать не лень –
Толстым должен быть (тюлень).7. Он – прадедушка слонов,
А огромный – будь здоров!
Волосатый, толстокожий.
Только жаль, что вымер все же (мамонт).8. Высоко в горах живет
Этот хищный “снежный кот” (барс).9. Эта птица, если просят,
Малышей в семью приносит.
Я же вам скажу без грусти,
Что меня нашли в капусте (аист).10. На севере снежном зверек обитает,
Пушистую шубку его всяк узнает.
Родней он приходиться рыжей лисице,
Но писем не пишет он хитрой сестрице (песец).11. Рыжий зверь в лесу живет,
Самым хитрым зверь слывет (лиса).12. Всем года она считает,
Но птенцов своих бросает.
И послушать: просто врушка –
Это пестрая (кукушка).13. Всю ночь летает -
Мышей добывает,
А станет светло –
Летит спать в дупло (сова).14. Учит верности людей
Пара белых (лебедей).15. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа –
Целый день долбить стволы (дятел).16. Кто не ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы (белка).17. Эта загадка
На редкость проста:
На мышку похож,
Но почти без хвоста (хомяк).18. Зоркий глаз, парит высоко,
Но не ястреб и не сокол (орел).19. Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)?20. Он тайги хозяин строгий,
Кабинет его в берлоге (медведь).
6. Закрепление изученного материала
Давайте, выясним, как вы усвоили новый материал. С помощью ваших таблиц вы ответьте на вопросы:
-
Сколько заповедников Красноярского края
получили статус биосферных? (3).
- Самый молодой из заповедников (Большой Арктический государственный заповедник).
- Самый крайний заповедник России (Путоранский).
- На территории какого заповедника обитают овцебыки (Таймырский государственный природный биосферный заповедник)
- На территории какого заповедника обитает снежный бapaн (Путоранский заповедник).
- Какая статья Конституции гласит: “Каждый должен сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам” (Статья 58).
- Самый большой по площади заповедник Красноярского края (Большой Арктический).
- На территории какого заповедника обитает черный аист (Центрально-Сибирский заповедник).
- Какая из двух видов чаек – белая или розовая не гнездится на материке (белая чайка)?
- Территория какого заповедника связана с именем А. Колчака и Э. Толля (Большой Арктический заповедник)?
7. Заключение
8. Домашнее задание
Доклад на тему “Красная Книга Красноярского края”
9. Организованное окончание урока
Презентация
Комментарии:
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
04 12 2025 19:10:43
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
03 12 2025 15:13:37
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека".
...
02 12 2025 15:36:37
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
01 12 2025 5:42:34
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
30 11 2025 3:26:25
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса.
...
29 11 2025 19:38:42
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
28 11 2025 13:12:29
Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....
27 11 2025 3:19:41
В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.
...
26 11 2025 21:15:25
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
25 11 2025 11:29:15
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
24 11 2025 14:20:28
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
23 11 2025 16:22:42
На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).
...
22 11 2025 22:58:28
Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....
21 11 2025 8:43:58
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
20 11 2025 20:16:10
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
19 11 2025 14:14:44
Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
18 11 2025 2:43:19
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
17 11 2025 7:29:53
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....
16 11 2025 19:12:15
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
15 11 2025 22:43:42
Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....
14 11 2025 4:36:17
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
13 11 2025 12:56:47
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
12 11 2025 14:34:20
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
11 11 2025 2:49:26
Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
10 11 2025 19:16:18
Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....
09 11 2025 22:23:16
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
08 11 2025 8:31:26
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
07 11 2025 13:45:23
Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
06 11 2025 21:58:50
Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....
05 11 2025 0:25:38
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
04 11 2025 22:35:43
Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
03 11 2025 0:55:18
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
02 11 2025 18:36:32
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
01 11 2025 15:12:52
На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....
31 10 2025 0:27:39
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
30 10 2025 8:10:11
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
29 10 2025 22:37:59
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
28 10 2025 6:50:56
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
27 10 2025 20:47:37
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
26 10 2025 11:12:22
КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....
25 10 2025 6:21:16
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
24 10 2025 8:11:31
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
23 10 2025 8:30:21
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
22 10 2025 11:45:56
Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся.
...
21 10 2025 2:55:15
Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....
20 10 2025 18:21:50
Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....
19 10 2025 2:10:29
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
18 10 2025 8:42:50
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
17 10 2025 13:28:40
Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....
16 10 2025 17:16:49
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




