Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)
Цель урока: Изучение нового материала.
Задачи:
- Образовательная:
- Развивающая:
- Воспитательная:
Повторить географическое положение территории Красноярского края на карте России. Сформировать представления учащихся об охраняемых территориях Красноярского края. Познакомить учащихся с представителями флоры и фауны заповедных территорий Красноярского края.
Развитие познавательных процессов: памяти – через работу с понятиями, логического мышления - через построение умозаключений, внимания – через поддержание дисциплины, развитие умения работы с контурными картами, с учебной литературой, развития анализировать, сравнивать, делать выводы и подводить итоги.
Воспитания патриотического отношения к родному краю. Воспитание природоохранного отношения к окружающей среде.
Методы:
- Словесные методы – рассказ, беседа.
- Наглядные методы – демонстрация наглядного пособия.
Оборудование:
Карта Красноярского края
Презентация “Охраняемые территории КК”
Компьютерное оборудование
Учебная литература
Ход урока:
1. Подготовка учащихся к работе
Приготовление письменных и учебных принадлежностей.
Организационный момент.
2. Подготовка к изучению нового материала
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Сообщение темы и цели урока (запись в тетрадях)
Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины – за последние 50 лет. В XX веке стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение природы и экологии края, в котором живем. Мы познакомимся с охраняемыми территориями Красноярского края, особенностями их положения, представителями флоры и фауны, обитающими в заповедниках.
Запишите тему урока “Охраняемые территории Красноярского края” в тетрадь.
3. Изучение нового материала
1. Понятие о заповедниках и охраняемых территориях.
Для чего нужны охраняемые территории?
Наверное, этот вопрос сегодня звучит риторически.
Никому уже не надо доказывать, как губительно способен воздействовать современный человек на живую природу. Все меньше и меньше остается нетронутых уголков природы. Каждый год Красная книга пополняется исчезающими представителями животного и растительного мира. Наше непонимание и неприятие мира таковым, каким он является, ведет к гибели или, в лучшем случае, к подавлению живой природы.
Слово “заповедник” возникло не случайно. Заповедовать (по Далю) — это “повелевать, предписывать, приказывать, завещать какую-либо обязанность, обязывать к чему-либо заклятием”. И если следовать этой формулировке, то слово “заповедник” обозначает священную территорию, заповеданную предыдущими поколениями, оставленную нам для сохранения потомкам.
Согласно Популярному биологическому словарю “заповедник” - это особо охраняемые природные территории (ООПТ), предназначенные для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, объектов природного и культурного наследия.
Заповедники бывают разных видов и выполняют различные природоохранные функции.
Если их классифицировать по значимости, то самыми главными будут:
- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
Природоохранная деятельность имеет законодательную базу.
В основе законов Российской Федерации об охране животного и растительного мира лежит Конституция России, принятая 12 декабря 1993 года.
В Статье 9 Конституции говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории”.
Статья 58 гласит: “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”.
В 1995 году были приняты федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, в которых закреплена система территорий, определены режимы их использования и меры ответственности за нарушение этого режима.
4. Повторение ранее изученного материала
Географическое положение Красноярского края.
Красноярский край – огромная территория, расположенная в Восточно-Сибирском регионе России. Занимает восточную часть Западно-Сибирской равнины, западную часть Средне-Сибирского плоскогорья, а также горы Южной Сибири.
Красноярский край занимает центр азиатской части России. Протяжённость Красноярского края с запада на восток составляет 1250 км в северной части и 650 км – вдоль Tрaнcсибирской ж/д. магистрали. С севера на юг – без малого 3000 км.
Географическое положение нашего края во многих отношениях можно назвать уникальным. На его территории расположен географический центр России – озеро Виви, расположенное в Эвенкии. Местоположения центра России утверждено Федеральной службой геодезии и картографии России. В 1992 г. на месте Центра России установлен монумент – семиметровая стела с двуглавым орлом на вершине.
Самая северная точка Красноярского края – мыс Челюскина – является крайней полярной оконечностью Евразии и самой северной точкой России и материковых частей планеты.
5. Изучение нового материала
Охраняемые территории Красноярского края.
На территории Красноярского края организовано шесть заповедников, три из них являются биосферными, т.е. работают по особой программе Организации Объединенных Наций; это Саяно-Шушенский и Центрально-Сибирский и Таймырский заповедники; заповедниками государственного образца также являются: Столбы и Путоранский. Самый современный заповедник - Большой Арктический.
Давайте более подробно познакомимся с каждым из них. Для этого на ваших столах имеются пустые таблицы, которые вы должны заполнять по мере изучения нового материала.
1. Государственный природный заповедник “Столбы”
Заповедник основан в 10 апреля 1925 года.
Общая площадь заповедника 47 тыс. гектар.
Расположен заповедник на правом берегу Енисея.
Кроме растительного и животного мира заповедник славится своими скалами. С них и начнем рассказ. Скала под названием “Перья” представляет собой 4-е величественные сорокаметровые отвесные каменные плиты, примкнутые друг к другу. Каждая плита, заостренная у вершины, напоминает перья исполинской птицы. С западной стороны скала представляет собой довольно ровную отвесную стену.
На высоте 15-20 метров образовалась горизонтальная щель. Когда в нее поднимутся туристы и головы их торчат, словно зубы, – щель становится похожей на пасть хищного животного, отсюда и название Львиная пасть.
В пятнадцати метрах от Перьев стоит невысокая скала. Она напоминает большую голову льва. С западной стороны находятся две колоссальные каменные тумбы, перекрытые в распор громадным монолитным камнем. Когда смотришь на них, создается впечатление, что камень под действием собственного веса вот-вот раздвинет скалы и рухнет на землю. Эта скала получила название Львиные ворота. На вершину Львиных ворот подняться легко. Щели, уступы и пологие плиты свободно преодолеваемы..
В пятистах метрах от Перьев, через лог, возвышается массивный утес “Дед” - удивительное произведение природы. Если смотреть на столб свысока, можно увидеть голову мужественного и сурового, о чем-то задумавшегося старика с открытым лбом, на который надвинута кепка. Прямой нос и опущенная на гpyдь борода усиливают впечатление. С противоположной стороны скала похожа на смеющегося деда.
Растительность заповедника разнообразна. На северной окраине заповедника степная растительность сменяется лесной.
У северных границ заповедника на очень небольшой площади сохранились несколько экземпляров липы сибирской — гордости “Столбов”. Произрастают в заповеднике также пихта и кедр. Кедр — драгоценное дерево сибирской тайги, но, к сожалению, оно возобновляется слабо. Тяжелые кедровые орешки не разносятся ветром, а падают из спелых шишек тут же, под дерево, но, попадая на толстый моховой покров, они, как правило, не могут прорасти без посторонней помощи. Таким помощником кедра оказывается птичка — сибирская кедровка. В период созревания орехов она, сбив шишку, летит с ней на колоду или пень, вылущивает семена и с зобом, наполненным орехами, летит их прятать. Кедровка предпочитает прятать свои запасы в местах с неглубоким снежным покровом, быстро освобождающимся от него весной. Таким образом, кедровка помогает расселению кедра по территории заповедника.
На территории заповедника отмечено 22 вида рыб, 130 видов птиц и 45 видов млекопитающих. Драгоценный хищник тайги — соболь. Ко времени организации заповедника он был в этих местах полностью истрeблен, но в 60-х годах вновь стал обычным обитателем заповедной тайги. Очень богат заповедник дикими копытными. Исключительно благоприятные условия здесь находят марал и кабарга.
Птичье царство в заповеднике представляют такие птицы, как рябчик, глухарь, трехпалый дятел, кедровка, глухая кукушка, пеночка-королек, дрозды, синехвостка, дальневосточный и синий соловьи, скворец, малый и белоспинный дятел, белошапочная овсянка, чечевица, зяблик.
Из рыб в заповеднике обитают сиг, хариус, чебак, елец, шиповка, окунь, щука, налим, карась и другие.
2. Саяно-Шушенский государственный природный биосферный заповедник
Саяно-Шушенский заповедник был основан в 1976 году на юге Красноярского края в центральной части Западного Саяна. А через девять лет, в 1985 году, заповедник по решению ЮНЕСКО был включен в международную сеть биосферных резерватов. Площадь заповедника составляет 3904 км2.
Флора заповедника насчитывает более 1000 видов только высших растений. Здесь представлена растительность лесного, лесостепного, степного, субальпийского поясов.
Среди травянистых растений много реликтовых: подмаренник Крылова, ветреница алтайская, мятлик сибирский, княженика сибирская, кандык сибирский, красивоцвет Саянский. Особую ценность представляют, бурена сибирская, надбровник безлистный и родиола розовая. Среди деревьев особую ценность заповедной тайги представляют сибирский кедр. В заповеднике также произрастают лиственница сибирская и, в меньшей степени, пихта сибирская, ель, сосна, береза, осина.
Животный мир Саяно-Шушенского заповедника насчитывает более 50 видов млекопитающих, 300 видов птиц, 18 видов рыб, 5 видов пресмыкающихся и 2 вида земноводных. Из них около 100 видов являются редкими, исчезающими и включенными в Красную книгу.
Животный мир заповедника разнообразен. Так, рядом с мудрым северным оленем и куропатками можно встретить и необыкновенного алтайского улара, ловкого сибирского горного козла, проворного хомячка, снежного барса, а также соболя, бурого медведя, кабаргу, которые хаpaктерны для сибирской тайги.
Главным представителем птичьего царства заповедника является, дрозд. В пределах края встречаются два подвида — чернозобый и краснозобый. Нередки для заповедника и синехвостка, и соловей-краcнoшeйка.
3. Таймырский государственный природный биосферный заповедник
Государственный заповедник “Таймырский” был создан в 1979 году, а в 1995-м ему придали статус биосферного. Это один из крупнейших заповедников России, расположенный на севере Красноярского края, на полуострове Таймыр.
Полуостров Таймыр — наиболее выдвинутая к северу материковая часть суши в мире. Поэтому организаторы заповедника стремились к тому, чтобы охватить наибольшее разнообразие зональных природных ландшафтов — арктической, типичной и южной тундры, а также лесотундры.
На территории заповедника произрастает 430 видов высших растений, 222 вида мхов и 265 — лишайников.
Один из наиболее распространенных лишайников тундровой зоны — кладония (олений мох или, ягель). Олений мох занимает обширные полярные территории, но нередко встречается и в сухих лесах, расположенных значительно южнее полосы тундр.
Среди растений, произрастающих на территории заповедника, есть и те, что занесены в Красную книгу, полынь арктосибирская, брайя стручковая, осока твердоватая, крупки Поле и таймырская, остролодочник наклоненный, бескильницы Городковая и быррангская, мытник шерстистотычинковый, родиола розовая.
Знакомство с фауной Таймырского заповедника мы начнем с одним из самых маленьких, но очень важных обитателей заповедника — леммингом (сибирским и копытным). Свое название копытный лемминг получил в связи с тем, что в зимний период на передних лапах два средних когтя разрастаются и напоминают копыто.
Следующий представитель фауны заповедника — северный олень. Популяция северных оленей на Таймыре самая многочисленная в мире.
Также в заповеднике живет и такой интересный и необычный представитель, как овцебык. Овцебыки сохранились с доисторических времен: они жили в одно время с мамонтами, но в отличие от последних продолжают здравствовать и до нынешних времен. На Таймыр овцебык был завезен в 1974 году из арктических районов Канады и США. В настоящее время он “освоил” очень значительную территорию.
Зайцы-беляки в заповеднике соседствуют с такими распространенными полярными хищниками, как песец и волк. Особенно многочисленны в Таймырском заповеднике полярные волки. Это обусловлено тем, что в регионе находится самая крупная таймырская популяция северных оленей, которые являются основной добычей этих хищных зверей.
Из представителей куньих в заповеднике живут горностай и росомаха. Из морских млекопитающих здесь обитают белуха, кольчатая нерпа и морж. В Таймырском заповеднике насчитывается 116 видов птиц, относящихся к 9 отрядам.
Высока численность водоплавающих птиц. Гнездятся гага-гребенушка, чернозобая и белоклювая гагары, тундровые лебеди, гусь-гуменник.
Из редких видов птиц встречаются малый лебедь, краснозобая казарка, орлан-белохвост, беркут, кречет, сапсан.
4. Центрально-Сибирский государственный природный биосферный заповедник
Заповедник был создан в 1985 году. Расположен в Красноярском крае, на границе Западносибирской низменности и Среднесибирского плоскогорья. Его общая площадь составляет 972 тыс. га.
Основная река — Енисей. Пойма ее заболочена, имеет множество озер-стариц. Речная сеть состоит из притоков Енисея и Подкаменной Тунгуски.
Для заповедника хаpaктерна среднетаежная растительность. Из растений, занесенных в Красную книгу, хаpaктерны: башмачок крупноцветковый, настоящий и калипсо луковичная.
Из представителей орнитофауны в Красную книгу занесены черный аист, сапсан, скопа, беркут, орлан-белохвост и кречет. Участок Енисея в пределах заповедника имеет большую ценность как район нереста многих ценных промысловых видов рыб, а также район зимовки осетра и стерляди.
5. Путоранский заповедник
Основан заповедник в 1988 году.
Он расположен на территории Дудинского и Хатангского районов Таймырского автономного округа и Илимского района Эвенкийского автономного округа. Это самый крайний заповедник России. Общая площадь заповедника 1887, 3 тыс. га.
В ландшафте доминируют горные тундры и редколесья. Многочисленные реки и озера.
В прошлом вся горная система Путорана и в особенности ее северные, восточные и южные районы самым активным образом использовались коренными жителями для изгородного оленеводства, охоты и рыболовства.
Плато является единственным местом обитания одного из самых крупных малоизученных млекопитающих планеты - снежного бapaна (толсторог).
Международное значение имеет охрана пискульки. Именно Россия несет значительную долю ответственности за сохранение этого вида гусей.
Всего на территории заповедника 381 вид растений, 35 – млекопитающих, 140 – птиц.
6. Большой Арктический государственный природный заповедник
Заповедник “Большой Арктический” был создан в 1993 году. Находится на территории полуострова Таймыр и имеет общую площадь 4 млн. 200 тыс. га. Это самый крупный заповедник России. Его берега омывают Карское море и море Лаптевых.
Цель создания заповедника — сохранение и изучение в естественном состоянии уникальных арктических экосистем, редких и исчезающих видов растений и животных северного побережья полуострова Таймыр и прилегающих островов.
Большой Арктический заповедник состоит из семи участков и двух заказников.
Основной тип растительности тундры — это, конечно же, — лишайники. Они стойко переносят суровые условия Арктики, раскрашивая тундру в различные цвета от ярко-желтого до черного.
Так как условия этого северного края нелегкие, то для ряда высших растений оказывается невозможным ежегодное цветение. В связи с этим здесь нет луковичных растений и пpaктически отсутствуют однолетние.
Из кустарников наиболее ярким представителем является ива полярная. Травянистые растения представлены осоками, пушицами, злаками, немалую роль в растительности заповедника играют дриада, или куропаточья трава, различные виды камнеломок, разнообразные полярные маки, незабудочник.
Фауна птиц Большого Арктического заповедника насчитывает 124 вида, 16 из которых занесено в Красную книгу. Хаpaктерными обитателями тундры являются белая сова и тундряная куропатка. В заповеднике встречаются редкие виды чаек: розовая, вилохвостая и белая.
Розовая чайка — редкий, малоизученный вид, внесенный в Красную книгу. Известна лишь одна гнездовая колония этих птиц из 45—50 пар на Восточном Таймыре. Белая чайка — редкий арктический вид, внесенный в Красную книгу. Гнездится на островах Карского моря. На материке не гнездится, но регулярно залетает на арктическое побережье Таймыра. Из чаек также наиболее широко распространены серебристая чайка, бургомистр и полярная крачка.
Но одним из основных объектов охраны являются водоплавающие птицы. Здесь гнездятся четыре вида гусей, малый лебедь (редкий вид, включенный в Красную книгу) и четыре вида уток. Среди птиц присутствуют и хищники: сокол-сапсан, мохноногий канюк кречет и дербник.
Если отправиться гулять по заповеднику в ночное время, я можно услышать крики краснозобой, чернозобой или белоклювой гагары. Также в заповеднике можно встретить длиннохвостого, среднего и короткохвостого поморника, белую и болотную сову, воробьев (самый многочисленный отряд птиц заповедника — 41 вид), рогатого жаворонка, краснозобого конька, белую трясогузку.
И, наконец, одним из представителей птичьего царства заповедника является пуночка, которая справедливо считается символом арктической весны. Иногда эта провозвестница весны прилетает даже в марте, хотя в основном — в начале, а то и в середине мая.
Среди млекопитающих заповедника можно отметить таких животных, как лемминги (сибирский и копытный), песец, мохнатый канюк, поморник, дикий северный олень (уникальная островная популяция этих животных обитает на острове Сибирякова), белый медведь (внесен в Красную книгу) и нерпа.
В акватории – местообитания белого медведя, моржа, морского зайца, кольчатой нерпы, белухи. На побережье океана и в дельтах рек взяты под охрану места массового гнездования и линьки белолобого гуся, черной и краснозобой казарок, уток и куликов.
Территория заповедника включает также историко-культурные памятники, связанные с именами полярных исследований – А.Ф. Миддендорфа, Ф. Нансена, В.А. Русанова, Э.В. Толля, А.В. Колчака, др.
Назвать всех живых представителей заповедников невозможно. Мы перечислили лишь немногих. Давайте, немного поиграем. Я буду загадывать загадки. Ответом на них будут отдельные представители одного из Царств живой природы.
1. Домашние ласкаются,
А дикие кусаются.
Они повсюду и везде:
На суше, в небе и в воде,
Лесные есть, болотные,
Зовем мы их (животные).2. Возит нарты он весь день,
Tрaнcпорт тундры – кто? (олень).3. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк).4. Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал (заяц).5. Упрямо рогами идет на таран
Друзьям не уступит дороги (бapaн).6. Целый день лежать не лень –
Толстым должен быть (тюлень).7. Он – прадедушка слонов,
А огромный – будь здоров!
Волосатый, толстокожий.
Только жаль, что вымер все же (мамонт).8. Высоко в горах живет
Этот хищный “снежный кот” (барс).9. Эта птица, если просят,
Малышей в семью приносит.
Я же вам скажу без грусти,
Что меня нашли в капусте (аист).10. На севере снежном зверек обитает,
Пушистую шубку его всяк узнает.
Родней он приходиться рыжей лисице,
Но писем не пишет он хитрой сестрице (песец).11. Рыжий зверь в лесу живет,
Самым хитрым зверь слывет (лиса).12. Всем года она считает,
Но птенцов своих бросает.
И послушать: просто врушка –
Это пестрая (кукушка).13. Всю ночь летает -
Мышей добывает,
А станет светло –
Летит спать в дупло (сова).14. Учит верности людей
Пара белых (лебедей).15. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа –
Целый день долбить стволы (дятел).16. Кто не ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы (белка).17. Эта загадка
На редкость проста:
На мышку похож,
Но почти без хвоста (хомяк).18. Зоркий глаз, парит высоко,
Но не ястреб и не сокол (орел).19. Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)?20. Он тайги хозяин строгий,
Кабинет его в берлоге (медведь).
6. Закрепление изученного материала
Давайте, выясним, как вы усвоили новый материал. С помощью ваших таблиц вы ответьте на вопросы:
-
Сколько заповедников Красноярского края
получили статус биосферных? (3).
- Самый молодой из заповедников (Большой Арктический государственный заповедник).
- Самый крайний заповедник России (Путоранский).
- На территории какого заповедника обитают овцебыки (Таймырский государственный природный биосферный заповедник)
- На территории какого заповедника обитает снежный бapaн (Путоранский заповедник).
- Какая статья Конституции гласит: “Каждый должен сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам” (Статья 58).
- Самый большой по площади заповедник Красноярского края (Большой Арктический).
- На территории какого заповедника обитает черный аист (Центрально-Сибирский заповедник).
- Какая из двух видов чаек – белая или розовая не гнездится на материке (белая чайка)?
- Территория какого заповедника связана с именем А. Колчака и Э. Толля (Большой Арктический заповедник)?
7. Заключение
8. Домашнее задание
Доклад на тему “Красная Книга Красноярского края”
9. Организованное окончание урока
Презентация
Комментарии:
Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....
30 11 2023 16:18:38
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
29 11 2023 14:23:54
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
28 11 2023 2:35:36
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
27 11 2023 14:56:39
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся.
...
26 11 2023 11:54:59
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
25 11 2023 1:16:59
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
24 11 2023 21:37:16
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
23 11 2023 3:44:38
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
22 11 2023 5:16:45
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
21 11 2023 14:17:39
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении.
...
20 11 2023 3:15:53
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
19 11 2023 1:42:21
Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы.
...
18 11 2023 7:18:22
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
17 11 2023 10:48:42
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой.
В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
16 11 2023 6:37:50
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
15 11 2023 21:46:58
Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...
14 11 2023 13:28:12
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
13 11 2023 0:31:59
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
12 11 2023 4:39:10
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
11 11 2023 0:36:22
Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия.
...
10 11 2023 22:52:19
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
09 11 2023 9:41:20
Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения.
...
08 11 2023 17:41:18
Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....
07 11 2023 0:35:53
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
06 11 2023 0:17:27
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
05 11 2023 15:12:44
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся.
...
04 11 2023 22:26:58
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
03 11 2023 10:47:11
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
02 11 2023 12:40:14
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе.
...
01 11 2023 21:57:53
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
31 10 2023 15:22:15
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
30 10 2023 16:13:27
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
29 10 2023 7:15:42
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
28 10 2023 7:52:16
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
27 10 2023 15:36:51
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
26 10 2023 11:22:30
В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....
25 10 2023 20:39:20
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
24 10 2023 9:20:51
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
...
23 10 2023 10:23:23
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
22 10 2023 16:36:37
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
21 10 2023 9:15:55
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
20 10 2023 17:22:48
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....
19 10 2023 2:15:22
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал.
...
18 10 2023 14:53:51
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
17 10 2023 6:44:35
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
16 10 2023 3:42:35
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
15 10 2023 9:47:49
Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
...
14 10 2023 5:54:32
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
13 10 2023 19:45:41
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
12 10 2023 10:38:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::