Микроорганизмы и вирусы в нашей жизни. Птичий грипп

1. Актуализация знаний.
Принцип – “Удивляй”.
- Привет. Ты нашла дополнительный материал к уроку о вирусах?
- Да. Я нашла интересную статью в газете о том, что около года назад Барии Маршал и Роберт Уоррен получили Нобелевскую премию.
- Я тоже ее читала. Оказывается, многие болезни возникают из-за воздействия микроорганизмов.
- Да и причём оно распространяется словно эпидемия. Так утверждает учёных университета Висконсина. Первопричиной заболевания не является малоподвижность или не правильное питание. А источником болезни оказывается аденовирусы.
- Совершенно верно! Дело в том, что эти простудные вирусы способствуют размножению жировых клеток.
- Гастрит и ожирение не единственные проделки микроорганизмов. Весь мир на сегодняшний день борется с холестерином. Из-за того, что его винят в сердечнососудистых заболеваниях. А на данный момент эти заболевания стоят на первом месте среди болезней.
- Да ты права как при стенокардии. Когда бляшшки разрушаются и откупориваются, образуется сгусток крови, который в последствии закупоривает сосуд и образуется тромб. Если закупоривается сосуд, питающий сердце, то у человека случается инфаркт, а если идущий к головному мозгу, то инсульт.
- Профессор из Кембриджского университета говорит, что холестерин здесь не причём. А причина в xлaмидиях, их нашли в крови, как у сердечников, так и в бляшшках.
- Опасность микроорганизмов заключается в том, что они быстро размножаются.
Они же примитивно устроены. Сейчас возникают вспышки таких заболеваний, которые ранее были не известны, это СПИД, атипичная пневмония, Птичий грипп. Мы предлагаем вам сегодня подробнее разобрать тему вирусов.
2. Вирусы гриппа с антигенными формулами были возбудителями пандемий гриппа среди людей в XX веке. Ранее вирус ГП считался слабопатогенным и, в случае спонтанного заражения им от птиц болезнь могла проявляться лёгким недомоганием, с быстро проходящими симптомами конъюнктивита, реже с лёгким респираторным синдромом. Однако многолетние исследования дают основания полагать, что вирусы гриппа имеют один эволюционный источник тесно связанный с птицами. Есть предположения, что имеется определённая повторяемость с периодичностью в 60-80 лет антигенных подтипов вирусов гриппа А, вызывающих серьёзные вспышки гриппа. . Поэтому можно полагать, что некоторые “новые” варианты вируса гриппа А уже участвовали в далёком прошлом в развитии эпизоотий и пандемий. Возможно, вирусы гриппа вызвавшие “испанку” в 1918 году, а также пандемические штаммы “Азиатский” - 1957 г. , “Гонконгский” 1968 г. , претерпев незначительные мутационные изменения, и в настоящее время циркулируют в популяции диких птиц. Филогенетические исследования показывают, что перед возникновением “испанки” в популяции людей и среди свиней появился новый вирус птичьего происхождения, который полностью вытеснил циркулировавшие в то время прочие вирусы гриппа человека. Притом это произошло без промежуточного хозяина, путём преодоления барьера птицы - человек. За последние годы в результате мутаций вирусы ГП птиц типа А, сильно изменили свои свойства. Вирусы ГП приобрели способность сорбироваться не только на рецепторах птиц, но и на рецепторах человека. Это способствует расширению ареала данного вируса.
Наличие инфекции было зарегистрировано у домашних птиц в “частном секторе”. Позднее вирус гриппа H5Nl был зарегистрирован у домашних птиц в Омской, Тюменской, Курганской областях и в Алтайском крае. Проявление болезни было связано с неудовлетворительными условиями содержания домашних птиц у малого производителя.
Поэтому для предотвращения распространения инфекции было принято решение об уничтожении больной и подозреваем в заболевании птицы, с выплатой компенсации их хозяевам. Случаев гриппа на птицепредприятиях промышленного типа указанных регионов не установлено. Тем не менее, все промышленные птицефабрики России переведены на работу по режиму птицехозяйств “закрытого типа”, с периодическим исследованием птиц на наличие возбудителя заболевания. Случаи заболевания гриппом людей вызванным штаммом H5Nl, не зарегистрированы!
Творческие задачи.
Можно ли ожидать у нас вспышки птичьего гриппа?
Что необходимо сделать, чтобы уберечь домашнюю птицу от заболевания?
Нужно ли проводить обработку курятников?
Можно ли употрeбллять мясо птицы и куриные яйца сразу после вакцинации?
Доверять или нет калининградским производителям “курятины”?
Не опасны ли для здоровья полуфабрикаты и колбасы?
Можно ли заразиться птичьим гриппом во время купания в озерах или море?
Не будет закрыта Куршская коса из-за перелета птиц?
Откроют ли в этом году весенний сезон охоты на водоплавающую дичь?
Можно ли удобрять огород куриным пометом?
Что делать, когда нашел мертвую птицу?
ВЫВОДЫ
Грипп был, есть и будет. Как и десятки и сотни других природно-очаговых болезней, подобно чуме. Туляремии, лихорадке Западного Нила.
История развития заболевания.
Вирусы гриппа А были возбудителями пандемии гриппа среди людей 20 века.
Есть предположение. Что имеется определенная повторяемость с периодичностью в 60-80 лет вирусов гриппа А, вызывающие серьезные вспышки гриппа.
Новые “варианты”уже участвовали в далеком прошлом в развитии эпизоотий и пандемий
1918-1919 г. – пандемия “испанки”, 200 млн. погибло 20 млн. Испанка унесла жизнь великой балерины Анны Павловой.
1957 г. – “Азиатский” ,1968 г. – “Гонконгский”
Претерпев незначительные мутационные изменения, в настоящее время циркулирующий в популяциях диких птиц
Расширению ареала распространения вирусов способствует и то, что штаммы приобрели способность накапливаться не только на рецепторах птиц, но и на рецепторах человека. В последнее время в результате различных мутаций вирусы ГП сильно изменили свои свойства.
По данным Всемирной организации здравоохранения за последние пять лет в России от обычного гриппа умирало от 200 до 550 человек в год. На сегодняшний день, птичьим гриппом заболело 175 человек, из них 95 умерло.
Отстрелы птиц необходимо считать бесполезными, абсолютно недопустимыми, негуманными и антиэкологическими.
Для ликвидации или предотвращения вспышек болезни бесполезно бороться с дикими птицами. Тем более, что перелетные птицы не являются основным источником гриппа птиц.
Призывы к отстрелу птиц, “недопущению гнездования”, иные планируемые мероприятия противоречат законодательству РФ и наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
Массовые отстрелы птиц не приведут к ограничению распространения вируса, поскольку распуганные выстрелами птицы разлетятся на еще большие расстояния и в новые места.
Здоровые птицы будут введены в состояние стресса, что усилит вероятность их инфицирования.
Может быть нам стоит прислушаться к голосу разума?
Презентация 1
Презентация 2
Комментарии:
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
08 11 2025 10:12:15
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
07 11 2025 9:32:31
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
06 11 2025 8:40:44
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
05 11 2025 7:33:23
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
04 11 2025 17:47:51
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
03 11 2025 10:10:47
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
02 11 2025 20:40:50
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви».
...
01 11 2025 4:13:33
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
31 10 2025 5:48:50
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
30 10 2025 4:54:19
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
29 10 2025 15:24:13
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
...
28 10 2025 14:29:43
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы.
...
27 10 2025 4:34:55
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
26 10 2025 2:41:39
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.
...
25 10 2025 11:15:49
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
24 10 2025 4:37:22
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
23 10 2025 10:51:41
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
22 10 2025 6:34:34
Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт
самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что
школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной
жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой
стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и
окружающему миру....
21 10 2025 17:37:20
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
20 10 2025 13:13:25
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
19 10 2025 5:12:57
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
18 10 2025 5:49:43
Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....
17 10 2025 14:28:26
Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....
16 10 2025 0:44:26
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
15 10 2025 9:23:38
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
14 10 2025 0:36:55
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
13 10 2025 12:23:42
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
12 10 2025 7:35:59
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
11 10 2025 21:44:28
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
10 10 2025 14:44:49
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
09 10 2025 18:50:34
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
08 10 2025 9:26:15
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
07 10 2025 20:55:52
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
06 10 2025 4:18:29
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
05 10 2025 19:34:56
Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...
04 10 2025 16:42:33
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
03 10 2025 6:27:59
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
02 10 2025 19:48:32
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
01 10 2025 22:50:16
Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
30 09 2025 17:17:16
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
29 09 2025 16:46:28
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
28 09 2025 17:57:39
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
27 09 2025 20:47:58
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
26 09 2025 11:29:55
Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер.
...
25 09 2025 13:36:37
В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука".
...
24 09 2025 22:38:23
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
23 09 2025 23:28:35
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
22 09 2025 9:40:27
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
21 09 2025 9:38:10
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
20 09 2025 4:44:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




