Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

1. Пояснительная записка
Каждый житель планеты должен осознать, что будущее связано с гармоничными отношениями человека и природы. И новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей должны создаваться и воспитываться с детства. Важным звеном в образовании являются экологическое образование и воспитание.
Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у детей определенный объем знаний о природе, способствовать осознанию значимости своей пpaктической помощи природе.
Изучение природы ведется через пpaктическую и исследовательскую деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение юных исследователей с природой.
Исследовательская деятельность позволяет применить теоретические знания учащихся на пpaктике, а также способствует развитию самостоятельности и познавательного интереса детей.
Цели и задачи курса:
- ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы;
- пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
- формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности и совершенствование исследовательских умений школьников;
- привлечения учащихся к исследовательской работе по охране, изучению и восстановлению лесов
- создание условий для профессионального самоопределения школьников;
2. Общая хаpaктеристика элективного курса:
– краткая хаpaктеристика:
В программу курса входят теоретические занятия в виде лекций и бесед, ведение сезонных наблюдений в природе, выполнение пpaктических занятий, проведение опытных и научно-исследовательских работ.
Программа предусматривает: сотрудничество с лесными хозяйствами для ознакомления с достижениями науки и техники, встречи с ветеранами и передовыми тружениками лесного хозяйства.
– общий объем часов на изучение курса:
Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса, на ее изучение предполагается 34 часа
3. Основные требования к курсу “Исследуем лес”
Учащиеся должны знать:
- основные термины и понятия курса;
- основные древесные и кустарниковые породы;
- семена хвойных и лиственных пород деревьев;
- сроки и правила сбора лесосеменного сырья;
- сведения о лесных питомниках;
- правила лесопользования и охраны природы;
- главнейшие виды вредителей и болезни леса;
- правила безопасности;
Учащиеся должны уметь:
- навыки в работе с различными источниками информации, систематизации и обобщении полученных данных;
- работать в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;
- умение делать аргументированные выводы, соответствующие поставленной цели и решаемым задачам;
- охранять растения леса;
- предоставление отчетов работы в различных видах.
Тематическое планирование
№ |
Наименование тем |
Всего часов |
Лекция |
Пpaктические и исследова тельские работы |
Семинар |
1 | Вводное занятие. | 2 |
1 |
1 |
|
Вводный инструктаж Происхождение зеленого мира. Понятие о лесных насаждениях. |
1 |
1 |
|||
Экскурсия в лес. | 1 |
1 |
|||
2 | Лес и лесные насаждения. | 6 |
|||
Жизненные формы растений и их строение. | 2 |
1 |
1 |
||
Основные свойства леса. Роль зеленых растений в жизни человека. | 2 |
2 |
|||
Пpaктическая работа “Определение типов леса по лесорастительному покрову” | 1 |
1 |
|||
Заповедники и заказники Мордовии. | 1 |
1 |
|||
3 | Климатические, географические факторы и лес. Лесные почвы | 3 |
2 |
1 |
|
Географическое размещение лесов. | 1 |
1 |
|||
Основные виды лесных почв. Работа с атласами. | 2 |
1 |
1 |
||
4 | Лесотаксация. | 3 |
2 |
1 |
|
Условные и топографические знаки. Единицы измерения и учета лесной таксации. |
1 |
1 |
|||
Пpaктическая работа “Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам.” | 2 |
2 |
|||
5 | Восстановление леса | 6 |
4 |
2 |
|
Основные способы восстановления леса. | 2 |
2 |
|||
Питомник и его структура. | 1 |
1 |
|||
Пpaктическая работа “Выращивание посадочного материала в питомнике” | 2 |
2 |
|||
Порядок сбора, обработки и хранения семян. | 1 |
1 |
|||
6 | Уход за лесом | 3 |
2 |
1 |
|
Рубки и способы рубок. | 1 |
1 |
|||
Инвентарь для хранения и посадки саженцев | 1 |
1 |
|||
Трудовой десант. | 1 |
1 |
|||
7 | Животный мир леса | 4 |
2 |
2 |
|
Виды лесных животных | 1 |
1 |
|||
Вредные и полезные для леса звери. птицы и насекомые. | 1 |
1 |
|||
Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, по следам зимой. | 1 |
1 |
|||
Определение птиц по голосам | 1 |
1 |
|||
8 | Охрана леса | 4 |
2 |
2 |
|
Виды лесонарушений и ответственность. | 1 |
1 |
|||
Виды лесных пожаров. | 1 |
1 |
|||
Агитационный материал. Аншлаги, листовки-обращения. | 1 |
1 |
|||
9 | Учебно-исследовательская деятельность | 2 |
2 |
||
Исследовательская работа “Влияние автотрaнcпорта на лесные насаждения” | 1 |
1 |
|||
Исследовательская работа “Ведение фенологических наблюдений за древесными растениями” | 1 |
1 |
|||
10 | Итоговый семинар | 1 |
1 |
Содержание программы
Тема №1 Вводное занятие – 2 ч.
Вводный инструктаж.
Происхождение зеленого мира. Понятие о лесных
насаждениях.
Экскурсия в лес.
Тема №2 Лес и лесные насаждения – 6 ч.
Жизненные формы растений и их строение.
Основные свойства леса. Роль зеленых растений в
жизни человека. Пpaктическая работа
“Определение типов леса по лесорастительному
покрову”.
Заповедники и заказники Мордовии.
Тема №3 Климатические, географические факторы и лес. Лесные почвы – 3 ч.
Географическое размещение лесов. Основные виды лесных почв. Пpaктическая работа с атласами.
Тема №4 Лесотаксация – 3 ч.
Условные и топографические знаки. Единицы
измерения и учета лесной таксации.
Пpaктическая работа “Ориентирование на
местности по компасу, местным признакам,
топографическим и дорожным знакам”.
Тема №5 Восстановление леса – 6 ч.
Основные способы восстановления леса. Питомник
и его структура. Пpaктическая работа
“Выращивание посадочного материала в
питомнике”.
Порядок сбора, обработки и хранения семян.
Тема №6 Уход за лесом – 3 ч.
Рубки и способы рубок. Инвентарь для хранения и посадки саженцев. Трудовой десант.
Тема №7 Животный мир леса– 4 ч.
Виды лесных животных. Вредные и полезные для
леса звери, птицы и насекомые.
Определение видов животных по поврежденным
растениям, древесине, по следам зимой.
Определение птиц по голосам.
Тема №8 Охрана леса – 4 ч.
Виды лесонарушений и ответственность. Виды лесных пожаров. Агитационный материал. Аншлаги, листовки-обращения.
Тема №9 Учебно-исследовательская деятельность – 2 ч.
Исследовательская работа “Влияние
автотрaнcпорта на лесные насаждения”;
Исследовательская работа “Ведение
фенологических наблюдений за древесными
растениями”.
Итоговый семинар – 1 ч.
Литература
- Борчев А.А. Рассказы о зеленом друге. – М. Просвещение, 1955.
- Воронцов А.И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975.
- Вышегородских Н.В., Кочетаева Т.Н. Как создать школьное лесничество. Методическое пособие.
- Душин А.И.. По лесам и речным перекатам. – Саранск, 1974.
- Ливенцев В.П. Пpaктикум по лесоводству. М. , Лесная промышленность, 1978.
- Методика оценки лесных культур дуба, переведенных в лесопокрытые земли. – М, ВНИИЛМ, 2001.
- Огиевский, В.В. Обследование и исследование лесных культур / В.В. Огиевский, А.А. Хиров. – М.: Лесная промышленность, 1964.
- Побединский, А.В. Изучение лесовосстановительных процессов / А.В. Побединский. – М.: Наука, 1966.
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
30 06 2022 3:31:54
Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний.
...
29 06 2022 15:15:33
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
28 06 2022 3:39:31
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
27 06 2022 23:14:45
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
26 06 2022 10:44:13
В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....
25 06 2022 4:59:20
Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....
24 06 2022 6:47:17
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
23 06 2022 12:12:10
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
22 06 2022 7:18:30
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
21 06 2022 21:58:11
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии").
...
20 06 2022 16:37:50
Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....
19 06 2022 10:53:10
Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....
18 06 2022 18:54:31
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
17 06 2022 12:25:22
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
16 06 2022 11:15:57
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
15 06 2022 18:47:29
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
...
14 06 2022 6:10:57
Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....
13 06 2022 16:10:35
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам.
...
12 06 2022 13:46:58
Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....
11 06 2022 18:29:12
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека".
...
10 06 2022 15:53:21
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация.
...
09 06 2022 17:46:10
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
08 06 2022 2:54:24
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
07 06 2022 3:51:53
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
06 06 2022 8:49:16
Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов.
Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....
05 06 2022 5:15:12
Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы.
...
04 06 2022 9:28:38
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
03 06 2022 19:43:48
При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков.
...
02 06 2022 11:23:51
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
01 06 2022 5:56:35
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
31 05 2022 5:54:33
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
30 05 2022 4:53:44
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
29 05 2022 0:34:16
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
28 05 2022 5:25:58
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
27 05 2022 9:57:46
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
26 05 2022 21:17:25
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
25 05 2022 16:51:44
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
24 05 2022 8:23:30
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
23 05 2022 12:35:54
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
22 05 2022 22:14:37
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
21 05 2022 18:36:40
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
20 05 2022 14:42:59
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
19 05 2022 14:30:27
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
18 05 2022 22:40:18
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
17 05 2022 23:34:40
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
16 05 2022 21:14:44
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
15 05 2022 15:44:35
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
14 05 2022 8:39:38
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана.
...
13 05 2022 4:11:41
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
12 05 2022 9:29:39
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::