Нервная система. 8-й класс
Цели: обобщить и систематизировать знания о нервной системе.
Задачи:
- повторить строение и функции нервной системы;
- развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
- воспитывать интерес к изучению нервной системы.
Оборудование: учебник, таблица \"Головной мозг\", учебный фильм \"Нервная система\", репродукция Джузеппе Арчимбольдо \"Лето\"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
1. Организационное начало.
2. Повторение изученного материала.
Задание 1.
- Из каких отделов состоит нервная система человека?
- Каково значение нервной системы для человека?
Нервная система относится к числу регуляторных систем. Она координирует деятельность всех внутренних органов, объединяет их в единое целое, обеспечивает связь организма с внешней средой.
- На какие отделы делят нервную систему?
(центральный и периферический)
- Что относится к центральному отделу?
(спинной и головной мозг)
- Что относится к периферическому отделу?
(нервы, нервные узлы, нервные сплетения и нервные окончания)
- Какие отделы выделяют в нервной системе по функциональному признаку?
(соматический и вегетативный)
Задание 2.
Подробно остановимся на строении головного мозга. Обратите внимание на схему, которая была у вас на проверочной работе. Заполним ее вместе.
Один ученик работает у доски, показывает по таблице \"Головной мозг\"
Функции:
Продолговатый: рефлекторная и проводящая.
Мозжечок: осуществляет координацию движений.
Средний мозг: обеспечивает четкость зрения и слуха, регулирует мышечный тонус.
Мост: проводящая
Промежуточный:
Таламус: сюда стекается вся информация от органов чувств; благодаря таламусу только важная информация поступает в кору больших полушарий.
Гипоталамус: регулирует обмен веществ и энергии, поддерживает постоянство внутренней среды.
Большие полушария мозга отвечают за восприятие всей поступающей в мозг информации, за управление всеми сложными мышечными движениями, мыслительной, речевой деятельностью, памятью.
Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от прострaнcтва слева. Левое полушарие - наоборот.
Задание 3.
- Назовите основную особенность большого мозга человека?
Правое и левое полушария функционально различны.
- В чем проявляются эти различия?
Правое полушарие отвечает за образное мышление.
Левое полушарие отвечает за способность говорить и понимать речь, совершать в уме математические операции.
Такая функциональная асимметрия полушарий имеется только у человека. Она существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими - оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействия.
А сейчас мы продиагностируем функциональное доминирование полушарий. (Метод И.П. Павлова )
На столе набор из 9 карточек со словами: окунь, орел, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть. Разложите их в три группы по три карточки по смыслу.
Если ученик делит слова в соответствии с их формальными признаками (в одну группу попадают все названия животных, в другую - глаголы, в третью - названия внешних покровов этих животных), то, скорее всего, этот ребенок чаще реализует левополушарный тип мышления. Ребенок с доминированием правого полушария \"соберет\" из слов три образа (овца + бегать + шерсть; орел +летать + перья; окунь +плавать + чешуя). Если ученик собирает одним способом, но при этом говорит, что может собрать и по-другому и демонстрирует это, то этот ребенок не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и мы назовем такого ребенка \"равнополушарным\".
Задание 4.
Оба полушария работают всегда согласованно, каждому слову соответствуют определенные образы. С помощью речи можно руководить восприятиями другого человека, переключать его внимание с одних предметов на другие.
- Посмотрите, пожалуйста, на картину Джузеппе Арчимбольдо \"Лето\".
- Что или кто изображен на картине?
- Посмотрите на нос - что это? (кабачок)
- На губы - вишня
Зубы - смородина
Подбородок - груша
Щека - яблоко
- Заметили ли вы, что при отыскивании очередного плода изображение лица пропадает? Портрет превращается в натюрморт. Это происходит, потому что с помощью речевых сигналов, которые опознаются левым полушарием, перестраивается работа правого полушария; осуществляется поиск на рисунке тех деталей, о которых говорится.
Задание 5.
Мы уже с вами вспомнили, что функционально нервная система образует два отдела: соматический и вегетативный (автономный).
- Какие же функции выполняет соматический отдел?
(регулирует поведение человека, движения)
- Какие функции выполняет вегетативный отдел?
(регулирует процессы: обмен веществ, дыхание, трaнcпорт веществ, выделение)
- Автономный отдел состоит из 2-х подотделов. Каких? (симпатического и парасимпатического)
Я предлагаю вспомнить, как действуют эти подотделы, просмотрев отрывок фильма.
- После просмотра дайте хаpaктеристику симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы, используя предложенные вам блоки (работа в парах).
Проверка.
Задание 6.
Повторим основные положения главы 11.
Открываем стр.239.
Игра \"Чтение с закладкой\". (О.М. Леонтьева \"Как сделать биологию интересной для всех учеников\", Библиотечка \"Первое сентября\", серия \"Биология\". Вып.30)
Задание 7.
Работа по таблице \"Головной мозг\"
Игра \"Соответствие\" (Учитель показывает отдел мозга и называет его, если учитель называет неверно, то дети должны хлопнуть в ладоши).
Задание 8.
- Какой узел нельзя развязать? (нервный узел).
- По какому мосту не ходят? (по мосту стволового отдела мозга).
- Какое насекомое напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном срезе? (бабочку).
- Есть ли мозг в крестце? (нет, спинной мозг заканчивается на уровне 1-го поясничного позвонка).
- Какой нерв не может найти свое место в организме? (блуждающий).
- Как называется отдел нервной системы, представленный головным и спинным мозгом?
- Какой отдел нервной системы образован нервами и нервными узлами? (периферический)
- Какой отдел нервной системы регулирует работу скелетных мышц? (соматический)
- Как называется отдел нервной системы, регулирующий работу внутренних органов? (автономный, вегетативный).
- Как называются отделы автономной нервной системы? (симпатический и парасимпатический)
- Какие нервы ослабляют и замедляют работу сердца, усиливают перистальтику? (парасимпатические).
- Какие нервы усиливают и ускоряют работу сердца, замедляют перистальтику? (симпатические)
3. Подведение итогов.
Комментарии:
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
16 01 2025 8:57:49
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
15 01 2025 17:44:54
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
14 01 2025 16:40:50
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
13 01 2025 7:44:51
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....
12 01 2025 17:37:29
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
11 01 2025 2:55:20
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
10 01 2025 0:34:34
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
09 01 2025 15:38:46
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
08 01 2025 19:25:25
Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией.
...
07 01 2025 12:10:33
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека.
...
06 01 2025 11:32:10
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
05 01 2025 9:49:38
!["Победитель"]("/img/contest-cup-icon.png")
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
04 01 2025 4:42:20
Урок «Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....
03 01 2025 4:39:33
На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....
02 01 2025 4:26:53
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
01 01 2025 17:51:16
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
31 12 2024 7:47:10
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
30 12 2024 1:41:54
В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...
29 12 2024 20:49:44
Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....
28 12 2024 12:47:50
Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....
27 12 2024 9:27:47
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
26 12 2024 12:49:26
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
25 12 2024 1:51:10
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
24 12 2024 5:56:20
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.
Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.
...
23 12 2024 6:23:31
Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии.
...
22 12 2024 19:42:40
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
21 12 2024 3:51:39
!["Победитель"]("/img/contest-cup-icon.png")
Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....
20 12 2024 1:39:27
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях.
...
19 12 2024 15:12:31
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....
18 12 2024 15:42:51
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы.
...
17 12 2024 8:19:13
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
16 12 2024 14:38:19
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
15 12 2024 14:11:55
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.
...
14 12 2024 21:40:50
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
13 12 2024 19:53:56
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза.
...
12 12 2024 8:57:48
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно.
...
11 12 2024 19:43:34
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
10 12 2024 10:55:43
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
09 12 2024 0:15:55
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
08 12 2024 18:38:42
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
07 12 2024 6:46:35
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
06 12 2024 1:57:25
Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....
05 12 2024 20:34:15
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
04 12 2024 3:14:48
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
03 12 2024 18:53:44
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
02 12 2024 16:38:10
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
01 12 2024 10:52:53
Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе.
...
30 11 2024 1:14:34
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
29 11 2024 9:46:34
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
28 11 2024 5:58:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::