Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах
Цель:
- показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует.
- обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;
Оборудование:
- 3% раствор пероксида водорода,
- раствор йода,
- лист элодеи (другого растения),
- кусочки сырого и вареного картофеля,
- сырого мяса,
- микроскопы,
- пробирки.
Информация для учащихся.
Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2:2 Н2О2 2 Н2О2 + О2
Ход работы.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!
? ?
- Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?
- Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?
Л/р. № 2 “Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза”
Цель:
- убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.
Оборудование:
- микроскопы,
- луковица лука,
- концентрированный раствор NaCl,
- фильтровальная бумага,
- пипетки.
Ход работы
- снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2) ;
- приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
- с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
- рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
- нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
- в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
- сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!
? ?
- Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
- Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?
Л/р. № 3 “Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом”
Цель:
- рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование:
- микроскопы,
- готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток,
- таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Работа в классе естественнонаучного направления может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого:
- чашки Петри,
- луковица,
- лабораторные ножи,
- пинцеты,
- пипетки,
- стеклянные мазевые ложечки,
- выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.
Ход работы:
- рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
- зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
- сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
- сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.
! ! Вспомните требования к составлению сравнительной таблицы!
? ?
- О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
- О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
- Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
Л/р. № 4 \"Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой\"
Цель:
- углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;
- сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Оборудование:
- наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр.
- не менее 30 (100) экземпляров одного вида;
- метр для измерения роста учащихся класса.
Ход работы:
- расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;
- измерьте длину объектов, рост одноклассников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:
- постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали
Размер объектов V | |||||||||
Число объектов n |
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; составления таблицы и графика!
? ?
- Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.
- Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?
Л/р. № 5 “Описание фенотипов растений”
Цель:
- убедиться в существовании модификационной изменчивости путем описания и сравнения фенотипов конкретных растений.
Оборудование:
- два экземпляра натуральных или гербарных образцов злаковых растений одного сорта.
Ход работы
- рассмотреть два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта, сравните эти растения, найдите черты сходства и отличия.
- результаты наблюдения фенотипов занесите в сравнительную таблицу, (критерии сравнения могут быть качественные и количественные) ;
- выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
- сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
? ?
- 1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип.
- 2. Можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе, вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?
Л/р. № 6 “Морфологический критерий в определении вида”
Цель:
- используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.
Оборудование:
- гербарные или живые образцы растений одного вида.
Ход работы
- Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?
- Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.
- Заполните таблицу:
Название семейства и общие признаки семейства | № растения |
Признаки вида |
Название вида |
Первое растение | |||
Второе растение |
Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
? ?
- Дайте определение терминам – эволюция, вид.
- Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую хаpaктеристику.
Л/р. № 6б “ Морфологические особенности растений различных видов”
Цель:
- обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную хаpaктеристику растений.
Оборудование:
- три комнатных растения разных видов.
Ход работы
- Рассмотрите предложенные вам для работы 3 комнатных растения. Пользуясь планом описания растения, дайте им хаpaктеристику, сделайте вывод о родстве между этими растениями (сколько видов растений перед вами?)
- Заполните таблицу:
“Морфологические особенности растений”
Доказательства принадлежности растений к одному виду (план описания, сравнения) |
Доказательства принадлежности растений к разным видам |
|
- Вывод: каким образом морфологический критерий помог вам в определении вида растений? Назвать виды растений, с которыми вы работали.
! !
Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
? ?
- Дайте определение терминам – эволюция, вид.
- Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую хаpaктеристику.
Л/р. № 7 “Изучение приспособленности растений к среде обитания и относительный хаpaктер приспособлений”
Цель:
- на примере конкретного растения показать адаптивные черты строения и сделать предположение о причинах относительности этих приспособлений.
Оборудование:
- гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов).
Ход работы
- Рассмотрите предложенный вам гербарный или живой образец, определите название растения и среду его обитания.
- Пользуясь учебником “Ботаника” определите особенности строения растения, приспосабливающие эти растения к среде обитания.
- Заполните таблицу:
- Сделайте предположения о надежности этих приспособлений.
- Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.
Название растений | Среда обитания | Адаптивные черты строения | Причины относительности | Выводы |
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
? ?
- Какие адаптации существуют у животных? Назовите их и приведите примеры.
- Дайте определение терминам – маскировка, мимикрия, адаптация
Л/р. № 8 “Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов растений или пород домашних животных”
Цель:
- изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы и пород лошадей или собак;
- сделать предположение о причинности и механизме искусственного отбора.
Оборудование:
- гербарные образцы различных сортов пшеницы, иллюстрации различных пород лошадей или собак.
Ход работы
- Рассмотреть внимательно гербарные образцы пшеницы и иллюстрации пород животных.
- Заполните таблицу:
Название сорта растений или пород животных | Хаpaктерные особенности строения организма | Основная сфера использования особенностей человеком | Причина появления признака | Движущие силы появления признака |
Например: Пшеница яровая Пшеница озимая Лошадь скаковая |
3. Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
? ?
- Дайте определение терминам – естественный отбор, искусственный отбор.
- Какой вид искусственного отбора чаще применяют А) на конезаводах; Б) на селекционных растительных станциях? Почему?
Комментарии:
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
01 04 2025 1:44:43
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
31 03 2025 21:23:33
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
30 03 2025 19:39:58
Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....
29 03 2025 2:56:16
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
28 03 2025 3:21:18
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
27 03 2025 7:58:35
На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....
26 03 2025 20:56:26

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....
25 03 2025 3:42:28
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
24 03 2025 10:15:51
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
23 03 2025 0:33:21
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности.
...
22 03 2025 19:54:15
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
21 03 2025 17:27:43
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
20 03 2025 7:52:37
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя.
Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока.
...
19 03 2025 14:21:55
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
18 03 2025 8:32:58
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
17 03 2025 10:35:14
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
16 03 2025 22:24:22
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы.
...
15 03 2025 21:41:24
Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....
14 03 2025 11:26:46
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
13 03 2025 18:22:21
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
12 03 2025 22:12:55
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
11 03 2025 8:13:44
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
10 03 2025 19:35:50
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм.
...
09 03 2025 6:20:42
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
08 03 2025 12:53:23
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
07 03 2025 22:41:56

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....
06 03 2025 10:24:19
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы.
...
05 03 2025 14:50:49
Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....
04 03 2025 18:23:24
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
03 03 2025 0:36:37
Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...
02 03 2025 13:30:37
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
01 03 2025 9:33:56
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
28 02 2025 13:16:12
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
27 02 2025 2:31:55
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
26 02 2025 21:36:53
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
25 02 2025 21:14:58
Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....
24 02 2025 8:52:42
На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....
23 02 2025 2:11:42
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.
...
22 02 2025 11:14:29
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
21 02 2025 3:21:59
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
20 02 2025 2:18:33
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
19 02 2025 17:16:43
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
18 02 2025 3:58:31
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
17 02 2025 3:14:13
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
16 02 2025 1:30:34
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
15 02 2025 23:21:31
Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....
14 02 2025 20:30:44
Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....
13 02 2025 0:23:55
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
12 02 2025 6:57:34

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
11 02 2025 12:55:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::